— Я не знаю, честно говоря. Я сам встречал эти две даты. Я всегда праздновал Ксению в феврале, с тех пор как узнал о ней, и сердце моё отозвалось на её имя, на её жизнь. Всегда мы служили февральскую Ксению. А может быть, там Ксения ещё какая-то? Ещё Ксения Римлянк, может быть. Или что-то связанное с обретением мощей или с прославлением её? Т.е. там какая-то уже вторичная дата. Первичная дата, как правило — это дата смерти — день памяти, а вторичная дата — это дата, например: обретения мощей, переноса мощей, общецерковного прославления. Вот такие даты ещё празднуются, но это именно вторичные даты, как Николай Чудотворец: зимний Николай — это собственно и есть Николай — дата его успения, 19 декабря, а летний Николай — это дата перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари. Это такой праздник, который имеет в себе печальную ноту, потому что греки потеряли мощи, а латиняне их себе забрали. Видимо, такой же момент есть и с Ксенией. Февральская дата — это и есть память Ксении, а вот та летняя дата — это уже нечто другое, надо просто поинтересоваться — что именно: прославление, или обретение, или что-то ещё. Но переноса не было, потому что она пребывает на месте погребения. — Здравствуйте, отец Андрей. С глубочайшим уважением, Александр из Подмосковья. В самом начале передачи вам задавали вопрос о молитве задержания. Она к молитве по соглашению никакого отношения не имеет. Взгляните в обычный молитвослов, там есть целая служба, «Молитва задержания» называется. — Просветите нас в таком случае. Что вы знаете об этом? Ничего плохого в этом нет? — Ничего плохого нет. Просто мне кажется, что о молитве задержания нужно всё-таки поговорить с духовником, а не просто так её читать. — С духовником, вообще, неплохо говорить по любым поводам, которые вас смущают. Я сам никогда не читал всего этого. Спасибо, что вы подсказали. Раньше в молитвословах, которые были, например, в годы моего воцерковления, не было никаких молитв задержания. И потом, я служу уже десятилетие в священническом сане — и никогда не слышал об этом. Вот последние, может быть, года два-три я начинаю это слышать всё чаще и чаще. Я себе, как говорят, «на хлопский розум» придумал, что это соглашение нескольких людей о некой общей просьбе. Оказывается, это что-то более серьёзное. Ну что ж, кто имеет желание читать молитвы задержания, идите к своим духовникам, советуйтесь с ними, берите на это благословение.

http://pravoslavie.ru/88679.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В Саратове прошли съемки документального фильма об архиепископе Фаддее. 21 августа 2023                                                     В Саратове прошли съемки документального фильма об архиепископе Фаддее В Саратове побывала съемочная группа проекта «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. В предстоящей документальной работе режиссера Екатерины Орловской будет рассказано об архиепископе Тверском и Кашинском Фаддее (Успенском; 1872–1937), занимавшем Саратовскую кафедру в 1927–1928 годах.  Святейший Патриарх Тихон называл владыку Фаддея «светочем Церкви», «чудом нашего времени». По свидетельству людей, знавших владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым. Нравственное влияние архиепископа Фаддея на паству было огромным. В домах многих христиан хранились фотографии владыки Фаддея. Знакомство архиепископа с нашим городом состоялось в середине декабря 1926 года, когда он выехал поездом из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью – остальные кандидаты на должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя уже были арестованы и находились в ссылках. Владыке Фаддею не дали доехать до столицы – в Саратове его сняли с поезда, задержали и отправили в Кузнецк – уездный город Саратовской губернии, покидать который ему было запрещено. Спустя почти год он был назначен на нашу кафедру с титулом архиепископа Саратовского, и власти ему разрешили вернуться в Саратов. В Саратове владыка Фаддей часто служил, много проповедовал, сохранились его проповеди, которые он произносил в саратовских храмах. Несмотря на то, что архипастырь пробыл в Саратове всего около полугода, он успел снискать к себе всеобщую любовь. В июне 1928 года священномученик Фаддей был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. 20 декабря 1937 года он был арестован, 30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священномученика к расстрелу, а на следующий день он был казнен. 26 октября 1993 года в Твери были обретены останки владыки Фаддея, находящиеся ныне в Вознесенском кафедральном соборе Твери. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года архиепископ Фаддей был прославлен в лике священномучеников к общецерковному почитанию.

http://fond.ru/novosti/864-v-saratove-pr...

Что же, скажут, в таком случае означает причисление того или иного усопшего, в данном случае святейшего патриарха Ермогена, к лику святых в мае текущего года? Ни в каком случае не возведение его, якобы доселе грешного, за которого нужно молиться, в степень святого, которому нужно молиться, a лишь общецерковное признание его святости, уже и ранее этого признания Самим Богом некоторым явленной в знамениях и чудесах, бывших по молитвам к нему, точно так же, как и предварявшие это причтение к лику святых неоднократные дознания, не были судебным следствием над ним – суждением о святости или несвятости его жития, a лишь обследованием подлинности и достоверности, a не подложности или мечтательности показаний о явленых от угодника Божия чудесах и знамениях, как это ясно и выражено в деянии Св. Синода о прославлении преподобного Серафима, в словах: «Святейший Синод, рассматрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего важного дела, нашёл, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам старца Серафима, обследованные надлежащим образом, не представляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением o. Серафима, изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству». Но говорят, если синодальное признание святейшего патриарха Ермогена в лик святых обусловливалось чудесами, по молитвам его совершавшимися над теми, кои с верою и молитвою прибегали к его благодатному предстательству, то ясно значит, что патриарх Гермоген и до обнародования Св. Синодом определения его был святым. В таком случае уместны ли были досель совершающиеся панихиды и другие заупокойные моления о почившем, и почему до 12-го мая не могли быть совершаемы молебны пения ему? С другой стороны прекращение заупокойной молитвы об усопшем со времени его прославления не полагает ли как бы некоторого предела его духовному совершенствованию и не говорит ли против бесконечности этого совершенствования, если молитва об нём считается более уже не нужною?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Мы всегда должны помнить, что догматическое богословие и богословие аскетическое – это единое целое, одно поверяется другим. И именно поэтому богословам столь необходим опыт святых подвижников, прошедших долгую школу умного делания и достигших созерцания вещей Божественных. Афон же является местом подвига многих прославленных и непрославленных святых. Примером такого плодотворного взаимодействия духовного делания и богословского умозрения является творчество агиорита святителя Григория Паламы . В минувшем столетии богословы и церковные ученые, в том числе русские и греческие, много сделали для того, чтобы заново открыть и актуализировать в церковной жизни наследие святителя Григория и афонской исихастской традиции. Изучение этого наследия поздневизантийского богословия дало мощный толчок развитию современной православной мысли, которая подчеркивает взаимосвязь и единство богословского умозрения и духовного делания. Сохранение и богословское осмысление традиций православного подвижничества и православной культуры – это общецерковное, общеправославное дело. Тема нашей конференции как нельзя лучше подходит для совместной научно-богословской работы представителей различных поместных православных церквей. И именно в совместной работе, в общей дискуссии и личном общении проявляется и раскрывается наше глубокое духовное единство, уходящее своими корнями в далекое прошлое. С особым удовлетворением отмечая участие в нашей конференции представителей греческой, болгарской и сербской делегаций, хотел бы выразить надежду на то, что опыт нашей работы в ходе этой конференции послужит делу развития межправославного сотрудничества. Вряд ли нужно говорить присутствующим здесь о том, насколько мы сегодня нуждаемся в сохранении и укреплении общеправославного единства. Образ Афона как «малого православного мира» с единой духовной традицией при разнообразии национально-поместного представительства должен быть не только историческим воспоминанием, но и живой современной реальностью. Ибо этот образ указывает на Вселенское призвание Православия: являть миру единую Истину Христову в многообразии ее культурных и языковых воплощений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается канонизации новомучеников, то они четко определены и неоднократно опубликованы в документах Синодальной Комиссии по канонизации. Здесь необходимо отметить, что «анализ подвига древних мучеников может дать только основные черты, касающиеся критериев мученичества и церковных подходов, существовавших в то время относительно прославления мучеников. Советский Союз не имел никакого сходства с Римской империей, так же, как и обстоятельства жизни в них христиан, в одном случае - приходящих ко Христу из язычества, в другом случае - бывших христианами по рождению. Поэтому основная нагрузка при изучении подвига новомучеников падает в этом случае на детальное изучение социальной, политической, идеологической составляющих в совокупности и являвшимися теми обстоятельствами, в которых совершали свой подвиг новомученики, что потребовало новых методологических подходов» . Критерии, на основании которых совершались канонизации в Русской Православной Церкви согласно принятым канонам, на всем протяжении ее истории были единообразны. Канонизация тоже имеет свою историю. Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной Комиссии по Канонизации, выделяет пять таких периодов: 1. От крещения Руси до Макариевских соборов 1547-1549 гг. За эти 500 лет было канонизировано около 70 человек. 2. Период Макариевского собора. 3. От Макариевских соборов до учреждения Святейшего Синода в 1721. 4. От Утверждения Синода до падения монархии и последних канонизаций в 1918г. Причем канонизация в Синодальный период происходила более строго при тех же критериях. 5. И последний период - это канонизации последнего времени. Всего в России до 1902 года почитаемых как общецерковно, так и местночтимых, было канонизовано 382 подвижника благочестия . С точки зрения убедительности чудес рассматривались серьезность болезни, засвидетельствованная невозможностью исцеления с помощью врачей или каких-либо земных средств. Относительно числа таких бесспорных чудес имелось в виду то, что они не должны были быть единичными. Принципы канонизации практически не менялись, а период отделявший кончину человека от канонизации был различным. Например, канонизация равн. кн. Владимира, крестителя Руси, состоялось после его кончины через 225 лет.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/20/...

Священный Синод утвердил поименные списки местных соборов святых 18.05.2023 14:14:34 МОСКВА 16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях ( журнал 31 ). Священный Синод в заседании от 24 марта 2022 года (журнал 16) определил: «Включить в повестку дня Архиерейского Собора вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях». В своих заседаниях от 17 апреля (журнал 29) и 25 августа (журнал 66) 2022 года Священный Синод принимал решения о переносе сроков заседания Архиерейского Собора в связи с тем, что международная обстановка затрудняла прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора, а в заседании от 29 декабря 2022 года (журнал 121) по той же причине определил «вернуться к рассмотрению о сроках проведения Архиерейского Собора во благовремении». С учетом этих обстоятельств в Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи разных епархий с просьбой рассмотреть возможность утверждения поименных списков местных соборов святых до созыва Архиерейского Собора. В местные соборы святых включаются уже прославленные общецерковным чином святые, особо почитаемые в данной местности, и местночтимые святые. Согласно Уставу Русской Православной Церкви в обязанности Священного Синода входит: «регулирование богослужебных вопросов» (пункт е статьи 25 главы V) и «канонизация местночтимых святых» (пункт ф статьи 25 главы V). Участники заседания постановили утвердить поименные списки местных соборов святых согласно приложению к журналу 31 данного заседания. Дальнейшее дополнение поименных списков местных соборов святых, а также утверждение новых списков будет обсуждаться по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду.

http://radonezh.ru/2023/05/18/svyashchen...

В ходе заседания участники проанализировали действующие учебные планы ведущих семинарий Московского Патриархата и обсудили вопросы, связанные с работой над проектом общецерковного учебного стандарта. По итогам заседания был принят план дальнейшей работы над проектом общецерковного учебного плана бакалавриатов духовных школ. Проект должен быть представлен Священноначалию на ближайшем заседании Высшего Церковного Совета . Рабочая группа по выработке единого образовательного стандарта и оценке качества учебников для бакалавриата духовных школ была создана решением Высшего Церковного Совета 22 ноября 2013 года . Ее председателем стал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион. Рабочей группе было поручено разработать единый образовательный стандарт, примерные основные образовательные программы по дисциплинам, учебные планы для бакалавриата духовных учебных заведений; провести анализ перечня изданий, используемых семинариями в качестве учебников на предмет соответствия современным требованиям; установить перечень дисциплин, по которым необходимо подготовить учебники; создать план подготовки учебников и предложить механизм реализации этого плана. Общецерковная аспирантура /Патриархия.ru за темою екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами заклади – школи –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3608317...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла курсы проводятся с 19 по 24 февраля Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте з нагоди та докторантури : та звернення] У книги «Благочиння як церковного та чергове ради журналу «Церква час» Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м. Алма-Ати Глава Казахстанського митрополичого округу звершив молебень про порятунок Алма-Ати та Казахстану Патриаршее приветствие участникам VI Международных Иоанновских чтений в Душанбе : та звернення] у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] У рамках виставки-форуму Слова» в присвячена Року мови в СНД з ключовими словами загальноцерковна – – –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2803957...

10) 1.06.1591 прославлен прп. Иосиф Волоцкий († 9.09.1515), почитание которого установлено было в мон-ре 20.12.1578, а местное – 15.01.1589. 11–12) 4.10.1595 при копании рвов для новой каменной церкви в Спасо-Преображенском мон-ре Казани были обретены мощи свт. Гурия (Руготина), архиеп. Казанского († 5.12.1563), и свт. Варсонофия, еп. Тверского и Кашинского († 11.04.1576), и установлено им общецерковное празднование на этот день. 13) В 1597 г. в связи с открытием мощей установлено общецерковное празднование прп. Антонию Римлянину († 3.08.1147). 14) 25.01.1600 установлено общецерковное празднование прп. Корнилию Комельскому († 19.05.1537). 15) В 1606 г. установлено общецерковное празднование блгв. царевичу мч. Димитрию Угличскому, Московскому († 15.05.1591), в связи с перенесением мощей из Углича в Москву и чудотворениями. Первоначально общецерковное празднование распространялось на три памяти: 15 мая – убиение, 3 июня – перенесение мощей, 19 окт.— рождение. 16) В авг. 1619 г. установлено общецерковное празднование прп. Макарию Унженскому († 25.07.1444) вследствие многочисленных чудес при гробе, начавшихся в 1618 г. Местное празднование началось в 1й пол. XVI в. 17) Вероятно, общецерковное празднование блгв. вел. кн. Владимирскому мч. Георгию († 4.03.1238, пам. 4 февр.) установлено Патриархом Иосифом (1642–1652), т. к. память св. Георгия под 4 февр. отмечена в «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» 1643 г. 18–19) Общецерковное празднование блж. Прокопию († 8.07.1303) и Иоанну († 29.05.1494), Христа ради юродивым, Устюжским установлено, вероятно, при Патриархе Иосифе (1642–1652), когда кн. С. И. Шаховской в 1647 г. составил Похвальное слово святым Прокопию и Иоанну Устюжским. Местное почитание было установлено Собором 1547 г. 20) В 1648 г. в связи с обретением мощей и начавшимися чудесами установлено общецерковное празднование прп. Кириллу Новоезерскому († 4.02.1532) (особая пам.— 22 авг., на внесение мощей в 1652 г. в новую церковь), местное почитание которого относится ко времени Патриарха Филарета (1619–1633).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010