В этот день я хотел бы призвать всех вас не забывать преподобного Сергия. Пусть по молитвам этого святого угодника Божиего в нашей стране и в сердцах каждого царит любовь и мир». Мероприятие продолжилось выступлением мужского хора Троице-Сергиевой лавры, который исполнил стихиру «Преподобне отче Сергие» и молитву преподобному Сергию «О священная главо». Затем выступила скрипачка Анисия Артемова, воспитанница детской школы искусств 1 имени Г.В. Свиридова г. Балашихи Московской области. Она представила композицию П.И. Чайковского «Мелодия» и «Салют любви» Эдварда Элгара. По окончании торжественной церемонии открытия выставки заведующий Паломническим центром Троице-Сергиевой лавры иеромонах Поликарп (Тибанов) провел для гостей экскурсию по фотовыставке. Он рассказал о представленных работах, про историю лавры и современную жизнь монахов обители. Троице-Сергиева лавра / Патриархия.ru Епископ Фома принял участие в открытии выставки, посвященной 600-летию обретения мощей прп. Сергия Радонежского, в Московской областной Думе 6 октября в Московской областной Думе открылась выставка, посвященная 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора. На выставке представлены работы фотографов пресс-службы Троице-Сергиевой Лавры в период 2018–2021 годов, а также архивные исторические фотографии Лавры конца XIX–XX века. Церемония открытия выставки началась с выступления мужского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением Сергея Сухарева. Затем вступительное слово сказал модератор выставки, председатель Отдела по издательской деятельности и взаимодействию со средствами массовой информации Сергиево-Посадской епархии иерей Димитрий Полещук. С приветственным словом обратился председатель Московской областной Думы Игорь Юрьевич Брынцалов: «Сегодня в стенах Московской областной Думы, в правительственном комплексе, открывается выставка, приуроченная к празднованию 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Это важное и знаковое событие для всей нашей великой страны. Известно, что решением Русской Православной Церкви на протяжении всего этого года проходят мероприятия, посвященные этому великому святому, которые еще раз подчеркивают его значимость для нашей отчизны. В самые сложные времена преподобный Сергий приходил на помощь и являлся объединителем разрозненных государств. Пример святого показывает, что только единение народа и вера может помочь достигнуть самых высоких результатов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Епископ Геннадий выступил с докладом «Почитание преподобного Сергия Радонежского за рубежом, значение в сохранении духовного единства на территории постсоветского пространства». Владыка отметил, что несмотря на невозможность проведения в современном Казахстане широких религиозных мероприятий, юбилейный год будет отмечен — практически во все епархии Казахстана будет принесена икона с частицей мощей преподобного Сергия. М.Н. Белогубова огласила приветствие А.Д. Беглова, руководителя рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, губернатора Санкт-Петербурга. А.Д. Беглов, как отметил владыка Феодорит, очень многое сделал для Свято-Троицкой Сергиевой лавры . В 2011 году он возглавил попечительский совет лавры и Московской духовной академии, был сопредседателем рабочей группы при Президенте России по подготовке празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Доктор исторических наук А.В. Петров в докладе « " Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте " . Преподобный Сергий Радонежский как православный подвижник XIV столетия и величайший выразитель русского идеала святости» подчеркнул многогранность личности преподобного Сергия и уникальность его значения в истории Русской Церкви и культуры. Доклад Л.Е. Морозовой был посвящен теме «Семья князей Серпуховских и преподобный Сергий Радонежский». Л.С. Акелина рассказала о преподобной Евфросинии, великой княгине Московской , одной из духовных дочерей преподобного Сергия Радонежского, оказавших существенное влияние на укрепление российской государственности. С докладами также выступили: протоиерей Константин Изофатов, первый проректор Витебской духовной семинарии, — «Православная Церковь как интегрирующий фактор исторической Руси на примере служения святого преподобного Сергия Радонежского и его последователей»; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря , руководитель аспирантуры, профессор Московской духовной академии, — «Святоотеческое богословие о Святой Троице и икона Троицы преподобного Андрея Рублева (на примере исповедания веры святителя Филофея Коккина)»; Б.Б. Гончарук, выпускник аспирантуры Московской духовной академии, магистр богословия, — «Темы Страстей Христовых в праздничном чине иконостаса Троицкого собора Сергиевой Лавры»; А.В. Кузьмин, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История России» Государственного академического университета гуманитарных наук, — «Семья благоверного князя Дмитрия Донского и традиции духовного наставничества преподобного Сергия Радонежского и его учеников».

http://patriarchia.ru/db/text/5931259.ht...

Следует иметь в виду, что иконы преподобного Сергия XV–XVII вв. можно рассматривать как определенный художественный ордер, где исторический реализм, знаковая символика и преображенность в трактовке образа составляют стройную целостную систему. Наиболее яркое отражение эти основные принципы художественного ордера находят в иконах «Сергий с житием». Одну из таких икон мы видим в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Икона датируется концом XV в. и относится к школе Дионисия. Известно, что время Дионисия составляет новую ступень в развитии русской живописи. По замечанию М.В. Алпатова, зависимость Дионисия от рублевских традиций не подлежит сомнению. Тем более представляется вероятным предположить, что «Сергий с житием» в иконостасе Троицкого собора написан самим Дионисием. В композиционном строе иконы обнаруживается много общих черт с иконой «Димитрий Прилуцкий в житии», написанной этим иконописцем. Кроме того, как подчеркивает Т.В. Николаева, характер живописи этой иконы близок к иконам Дионисия с изображениями московских митрополитов Петра и Алексия в житии. Сам Дионисий был таким же гением, как и Рублев, его искусство такое же возвышенное и идеальное. На среднике иконы «Сергий с житием» преподобный изображен анфас с благословляющей правой рукой и со свернутым свитком в левой руке. Его лицо отражает печать одухотворенности и вместе с тем аскетической отрешенности. Он изображен в монашеском одеянии – темно-коричневой мантии, из-под которой видна песочного цвета исподняя одежда. Его голова открыта, голубые куколь и параманд изображены в традиционном для иконографии Преподобного Сергия стиле. Золотой фон иконы почти полностью утрачен. Вокруг центрального изображения размещены по квадратному периметру 19 клейм жития: рождение Сергия (Варфоломея), явление отроку Варфоломею Ангела в виде старца-схимника, посещение старцем-схимником родителей преподобного, пострижение в монашество, борьба Сергия в пустынном уединении с бесами, поставление Сергия в игумены, молитва об умершем отроке, изведение источника, беседа преподобного с крестьянином, воскрешение отрока, явление преподобному Сергию Пресвятой Богородицы, благословение от Константинопольского Патриарха Филофея, видения огня во время литургии, исцеление слепого епископа, погребение Сергия, обретение святых мощей Сергия, два посмертных явления преподобного Сергия, исцеление слепца у святого гроба преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Преподобный Сергий, удалившись для подвижничества в лесную пустыню, начал с того, что поставил себе в пустыне церквицу, или маленькую церковь, во имя святыя Троицы; эта церквица, или маленькая церковь (подразумевается деревянная, как и две последующие до нынешней), и была родоначальницей нынешнего Троицкого собора. Спустя некоторое время после того, как около пустынной келии преподобного Сергия составился монастырь, он получил возможность заменить маленькую церковь большой, или настоящей, церковью, чт? он и сделал. Эта вторая его церковь сгорела в 1408 году, в нашествие Едигеево, когда Татарами выжжен был весь монастырь. Вместо сгоревшей церкви преподобный Никон, преемник преподобного Сергия, при котором имел место пожар, поставил в возобновленном им монастыре третью церковь святой Троицы, которая освящена была 25 сентября 1411 года. В 1422 году при том же преподобном Никоне были обретены нетленными мощи преподобного Сергия, и над мощами Сергия Никон решил поставить вместо деревянной церкви, какова была поставленная им, как и две предшествующие, поставленные самим Сергием, каменную церковь; эта каменная церковь святыя Троицы, построенная преподобным Никоном, и есть доныне существующий Троицкий собор. О построении собора мы не имеем точных и подробных сведений. Если преподобный Никон принял решение поставить каменную церковь над мощами преподобного Сергия еще до их открытия, так что заблаговременно приготовил материал, то и к строению собора могло быть приступлено тотчас по обретении мощей, которое имело место 5 июля указанного 1422 года. Если же решение построить каменную церковь над мощами преподобного Сергия было принято Никоном уже по их обретении или только при их обретении, то нужно будет думать, что остальная часть лета и осень 1422 года были употреблены на приготовление материала и что самое строение церкви начато было лишь весной следующего, 1423 года. Деревянная церковь, стоявшая над мощами преподобного Сергия, была перенесена на новое место (где теперь Духовская церковь), и в ней, конечно, находились (были поставлены) мощи, пока была строена каменная церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Уже 14 апреля 1920 года вышел декрет СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Этим законом здания и имущество Лавры национализировались и распределялись между Народным комиссариатом просвещения (Наркомпросом) и Сергиевским исполкомом. Документ гласил: «Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении О судьбе мощей преподобного Сергия в документе не говорилось, так как они не могли быть отнесены к категории имущества Лавры. 7 мая 1920 года все монастырские храмы были опечатаны. В Троицком соборе в связи с этим был прерван молебен преподобному Сергию. Оказавшись в ведении музея, собор был заперт, доступ верующих к гробнице преподобного Сергия На музейном хранении В связи с закрытием Лавры 10 мая 1920 года Патриарх Тихон вновь обратился с жалобой к В.И. Ленину: «…я убедительно прошу Вас, г председатель, возвратить верующим свободу почитания священных останков преподобного Сергия, Лавра которого есть прежде всего место религиозной жизни — святыня Православия. А для этого прошу Вас о том, чтобы Троицкий собор был с разрешения Отдела охраны памятников искусства и старины оставлен для религиозного почитания преподобного Сергия, что не мешает ему быть предметом научного обозрения как памятник художественного и исторического Вследствие ходатайства Патриарха и церковной общины музейным работникам по распоряжению председателя ВЦИК М.И. Калинина было разрешено открывать Троицкий собор один раз в году — для поклонения верующих на праздник Святой Таким образом, заступничеством Патриарха Тихона мощи преподобного Сергия остались в Лавре в качестве музейного экспоната. В 1920-е годы сотрудники музея по идеологическим причинам о священных останках старались умалчивать. В 1929 году одной из главных функций музея в Сергиевом Посаде (переименованном в Загорск) стала пропаганда классовой борьбы и атеизма. Для этого в музее был создан специальный отдел «Культ Сергия и религиозная эксплуатация», главным экспонатом которого были мощи преподобного. По воспоминаниям очевидцев, отдел располагался в Никоновской церкви (приделе Троицкого С приближением Великой Отечественной войны именно мощи преподобного Сергия стали наиболее значимым элементом всей экспозиции, так как личность Игумена земли Русской была неразрывно связана с историческим подвигом русского полководца — великого князя Дмитрия Донского, воскрешенного из забвения и разрешенного к почитанию советской официальной пропагандой.

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

Новая рака В третьей редакции жития Игумена земли Русской, созданной иеромонахом Пахомием Сербом, были добавлены описания чудес, совершившихся в 1440-х годах по молитвам Преподобного у его святых мощей. Эта редакция была дополнена Похвалой святому Сергию, взятой из жития преподобного Афанасия Афонского, а также в ней подробно описывается обретение мощей в 1422 году и рассказывается о посмертных чудесах святого. В XVI веке произошло возвышение обители преподобного Сергия. Троицкий келарь старец Адриан (Ангелов) написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой просил порадеть о монастыре, который посетила Сама Пречистая Царь Иоанн Васильевич не оставил прошение без внимания, и в 1559 году им был заложен Успенский собор. В 1561 году в монастыре учредили архимандрию, первым архимандритом стал старец Сын царя Иоанна Грозного царь Феодор Иоаннович продолжил благое начинание отца. В годы его правления были изготовлены раки для многих почитаемых русских святых: «Повелением благочестиваго царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и Таким образом, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная В 1585 году митрополит Дионисий освятил Успенский собор и совершил переложение святых мощей Преподобного в Троицком соборе. В надписи на раке говорится о начале ее создания при царе Иоанне Васильевиче: «…и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба, приуроченная к этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

О народном и церковном почитании преподобного Сергия Радонежского в России на материале памятников книжности, начиная с трудов преподобного Епифания Премудрого и до изданий XXI века, рассказала А.В. Духанина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, автор статьи о святом Сергии в «Православной энциклопедии» . А.В. Духанина обратила внимание на современные издания для детей и публикации, в которых отмечены новоявленные чудеса преподобного Сергия, а также важность изучения гимнографии святого. Конференция состоялась в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие». В зале присутствовали более 40 человек — представители Московской, Армавирской, Астанайской, Балашихинской, Витебской, Владивостокской, Волгоградской, Вяземской, Иваново-Вознесенской, Липецкой, Норильской, Пермской, Пятигорской, Ржевской, Санкт-Петербургской, Чистопольской и других епархий. На информационных ресурсах Чтений велась прямая трансляция мероприятия. В завершение конференции участники поддержали решение обратиться к Оргкомитету Чтений с краткой резолюцией в поддержку начинания Белорусского экзархата . Проект обращения зачитал епископ Феодорит: «Осознавая важность духовного единства и необходимость продолжения традиций преподобного Сергия Радонежского как одного из главных святых, потрудившихся в деле единения разрозненных частей единого народа, принимая во внимание крайнюю необходимость применения новых форм донесения отечественной истории и ее верных трактовок до молодежи, участники конференции « " Воззрением на Святую Троицу побеждать страх ненавистной розни мира сего " . К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского» ХХХ Международных образовательных чтений решили поддержать идею создания интерактивного исторического парка на территории Республики Беларусь. Призываем всех заинтересованных лиц оказать возможное содействие в реализации данного проекта». Материалы конференции будут опубликованы в научных изданиях Московской духовной академии и на сайте Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/5931259.ht...

Е. Е. Голубинский: «Часовня, находящаяся на площади у Московско-Ярославского шоссе, поставлена по тому поводу, что в 1709-м году во время случившегося в лавре пожара были выносимы на занимаемое ею место мощи преподобного Сергия. До 1770 года она была деревянная, а в сем последнем году складена каменная. В 1781-м году был устроен в ней иконостас, который в недавнее время заменен новым» . Сейчас эту часовню называют Красногорской, по названию площади. В дневниках профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева говорится о том, что честные мощи Преподобного в 1905-м году переносили из Троицкого собора в Успенский: «…Ныне пред обедней вынесли мощи преп. Сергия из Троицкого собора, обошли вокруг Успенского с хоругвями и иконами. Евдоким и лаврское духовенство поставили их на приготовленном месте под сенью, между двумя правыми колоннами. Во время перенесения все лавки были заперты. И прежде митр. Иоанникий и Леонтий желали на лето переносить их в Успенский собор, но Победоносцев почему-то противился. Теперь согласился, потому что в Троицком соборе ремонт еще продолжается…» . Многострадальный ХХ век ХХ век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Гонения на Церковь в различных формах начали проявляться с первых дней Советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник лавры перед ее закрытием в 1920-м году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить от поругания священное место. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совнарком не вскрывать мощи преподобного Сергия. 4 марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного. 20 марта Святейший ПатриархТихон также обратился к председателю Совнаркома по поводу кампании по вскрытию мощей. Но, несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губисполкомом.

http://pravoslavie.ru/147212.html

Словом, добиться от Фотия согласия на прославление неведомого ему русского монаха не удалось. Русь оказалась у Фотия под подозрением, и вместе с ней ее монашество. Неласковый прием, к примеру, встретил тогда у митрополита преподобный Павел Обнорский. А сомнения по поводу святости русских подвижников митрополиты-греки выражали всегда, с тех самых пор как Русь крестилась и стала «обзаводиться» собственными святыми. Косвенное свидетельство отказа Фотия прославить Сергия и тогда, и позднее — эпизод Жития с обретением мощей в 1422 г. Фигура митрополита в этом нерядовом для Русской Церкви событии отсутствует (впрочем, этому могут быть и другие объяснения). Вероятно, не дождался Никон и денег на возведение каменной церкви. После разгрома 1408 г. князья вынуждены была возобновить уплату дани Орде, на иное русского серебра пока не хватало. После нескольких лет запустения на церковном месте монастыря пришлось вновь ставить деревянный храм. Его освящение состоялось в день памяти Сергия 25 сентября 1412 г. (по другим данным, 1411-го). Но это событие Никон и его единомышленники обставили так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в святости Сергия.  Главными действующими лицами подготовки прославления Сергия стали, помимо Никона, Епифаний Премудрый, монах-иконописец Андрей Рублев, и звенигородский князь Юрий Дмитриевич, крестник и большой почитатель Сергия. После литургии и освящения храма Епифаний прочитал перед всеми, кто собрался в монастыре на торжество, свое «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию», только что написанное. Это довольно объемное произведение предварило создание полноценного Жития, которое Епифаний написал несколько лет спустя. «Слово похвальное» вошло в него заключительной частью. Автор похвалы без колебаний называет Сергия святым, блаженным и преподобным. Он сообщает всему миру, что Сергия «следует прославить», потому что Бог его уже прославил многими чудесами. Что сделать это нужно не ради самого старца: «ведь похвала Сергию не ему пользу принесет, а для нас спасением будет духовным». Кого требовалось убеждать в этом? Из русских — вероятно, мало кого. «Партия прославления Сергия» рассчитывала, что Епифаниевы слова достигнут слуха митрополита и его ближайшего греческого окружения. Вероятно, книжник напрямую спорил в своем сочинении с Фотием, который ссылался на неизвестность Сергия: «Бог прославил угодника своего… и в дальних краях, и у всех народов от моря и до моря не только в Царьграде, но и в Иерусалиме» (где сам Епифаний, вероятно, побывал незадолго до того).

http://radonezh.ru/analytics/proslavleni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010