1939  Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг). 1967  В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. 1990  Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. 1992  Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II . 1994  Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители. 1999  На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). 2000  Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. 2001  Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. 2007  Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008  Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008  Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009  Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010  Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря.  Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013   Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. 2015 Презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». 2018 Освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2021 Территория Соловецкого архипелага признана объектом культурного наследия федерального значения. Скиты и пустыни Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о состоянии на 2009 год) Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители Соловецкий лагерь особого назначения Страна: Россия Адрес: 164070, Архангельская обл., п. Соловецкий Телефон: (8183590) 298 Факс: (8183590) 298 Web-caйm: http://solovki-monastyr.ru Наместник: Порфирий, епископ Озерский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шутов Владимир Викторович)

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ) Г. был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского мон-ря Алексий, ученик и преемник Г., написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в мон-ре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей Г., о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление Г. к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впосл. не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым. Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя Г. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/162062.html

Посему невместно было бы Преподобным Сергию и Герману основывать монастырь и самим поселяться в таких странах, которые были ещё во владении неприятельском, и отстояли от отечественной границы не меньше 200 вёрст водным путём. И так надобно положить, что упомянутое свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливо или вероятнее заключить, что оно писцом, обманувшимся в имени Иоанна Архиепископа, вставлено не в том месте и веке, а надлежало бы оное вписать во времена Новгородского Архиепископа Иоанна II, жившего в конце 14 и начале 15 века, что согласно будет и со временем присоединения Карелии к Российскому владению. Сия переписчикова или может быть и самого собирателя Софийской летописи, ошибка обнаруживается и в том, что он обретение и перенесение мощей Преподобных Сергия и Германа, случившееся якобы при Архиепископе Иоанне I, поставил под годом 1163, когда Иоанн сей не был ещё и Епископом 56 ; 3) в подтверждение сего замечания находится в Новгородской Софийской библиотеке на деке одной древней книги старинной руки записка в следующих словах: «в лето 6837/1329 нача жити на острове на Валаамском озере Ладожском старец Сергий» 57 . По другим запискам также значится, что к сему основателю Валаамской обители пришёл в сожительство Преподобный Герман в лето 6901, то есть в 1393 году. А в житии Преподобного Савватия, Соловецкого Чудотворца, помещённом в Четьих Минеях под числом 17 Апреля, описывается Валаамский монастырь в начале 15 века уже славившимся подвигами монашествующих, между коими подвизался и сам Преподобный Савватий до 1429 года. По всему сему можно достоверно положить, что этот монастырь основан не прежде половины 14 века. Но кто были сами Преподобные Сергий и Герман, и откуда на этот остров пришли, о том никаких не осталось сведений; да и какие происшествия были в сем монастыре от основания его до XVII века, о том ничего не известно ни по Летописям, ни по монастырским запискам, коих от древности ничего и не дошло до нас. Известно только, что когда Россия, в недрах своих терзаемая возмущениями от самозванцев, а извне – Литовскими нападениями, принуждена была в 1609 году просить помощи у Шведов, то уступила, им Карелию, в коей находились тогда и острова Валаамский и Коневский с монастырями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С 1923 года на Соловках располагался один из первых концлагерей для противников советской власти — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Весь архипелаг — это, по сути, огромное кладбище. Пока светит солнце Если ехать на Соловки первый раз, надо непременно плыть на корабле, а не лететь на самолете. В путеводителях можно прочитать: «Монастырь, как сказочный град Китеж, вырастает прямо из воды», но никакие слова не передадут живое впечатление от этого зрелища. После посещения монастыря пути паломников расходятся. На Соловках так много всего, что даже за целый отпуск можно не успеть все посмотреть. Тем более что где-то хочется задержаться подольше: помолиться, посмотреть на море. Поэтому, если вы едете ненадолго, то не стремитесь обежать все. Получится одна суета. Лучше выбрать на ваш взгляд два самых интересных или важных места и сделать их основной своей целью. Например, остров Анзер и Секирная гора. Оптимальное время, чтобы и в монастыре помолиться, и успеть совершить два больших путешествия, — две недели. Есть на Соловках правило — ничего не планировать заранее. Неожиданности вас будут подстерегать всегда. Собрались морем на Анзер — шторм. Решили наконец-то пойти за грибами — дождь. Погода на Соловках непредсказуема и меняется мгновенно. Так что программа пребывания на острове должна строиться по принципу «путешествуй, пока светит солнце». Но дождевик — ваш верный друг в любом путешествии. Время поездки зависит от вашего настроя. Если вы настроены на общение и активный отдых, то лучше ехать до так называемых соловецких праздников, то есть до 12 августа, дня обретения мощей преподобного Германа Соловецкого. В это время на Соловках проводятся мероприятия Соловецкого музея-заповедника: фестиваль бардовской песни, парусная регата и т. д. Время «соловецких праздников» — самое горячее и для жителей, и для экскурсоводов, и для монахов. Если вы ищете уединения и тишины, то надо ехать после праздников Соловецкой обители, которые длятся с 12 августа до Успения (28 августа), престольного праздника церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре. 29 августа отчаливает корабль с последними туристами, и на острове остаются только «свои» люди.

http://pravmir.ru/tam-gde-zemlya-slivaet...

Житие состоит из 5 частей. 3 первые части основаны на Житии преподобных Зосимы и Савватия, «Слове о сотворении Жития Зосимы и Савватия» мон. Досифея и рассказе соловецкого мон. Тихона о смерти и погребении Г., 4-я часть - Похвала святому, 5-я содержит рассказ о 6 чудесах, совершившихся в Ст. Тотьме по молитвам к преподобному. Г. прославляется в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585). Как «соловецкого началника» упоминает Г. без дня памяти в Месяцеслове келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 333 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1690 г. соловецкая братия во главе с архим. Фирсом (Шараповым) обратилась к Холмогорскому архиеп. Афанасию (Любимову) с просьбой о канонизации Г. Архиерей благословил соловецким монахам «пустынножителя старца преподобного Германа за его многолетные постнические труды иметь и почитать яко угодника Божия... обаче... праздновать и песнопения творить со всенощным пением по уставу ему - старцу Герману - мы не указали» впредь до распоряжения царей и патриарха. В 1692 г. грамотой Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в Соловецкой обители было установлено местное празднование памяти Г. под 30 июля (в воспоминание обретения мощей) ( Досифей [Немчинов]. Географическое, историческое и статистическое описание. С. 66). Известны 2 службы на память обретения мощей Г. 1-я служба, содержащая алфавитный акростих , была создана Сергием (Шелониным), ее окончательная редакция находится в рукописном сборнике, вложенном Сергием в Соловецкий мон-рь не позднее 1658 г. («Месяца июля в 30 день обретение мощей преподобнаго отца нашего Германа, началника Соловецкия обители, новаго чюдотворца»//ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 101-115 об.; л. 116-125 об.- Житие Г.). 2-я служба напечатана в С.-Петербурге в 1898 г., она же воспроизведена в Минее (МП) (Июль. Ч. 3. С. 331-347). В 1928 г. сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский, будучи в штрафной командировке на о-ве Анзер (СЛОН), составил акафист Г. (опубл.: Русский паломник. 1995. 11/12. С. 25-35). tab Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору было подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Многолетнее присутствие на Соловецких о-вах мирян расшатывало монашескую дисциплину. Михаил Феодорович потребовал от И. в грамоте от 9 февр. 1621 г. воздействовать на тех иноков, к-рые желают «житие имети ослабно и мирским делом уклонятися или учнут питье держати, и вне монастыря исходити, и молвы творити»; новоначальные иноки должны жить в послушании у игумена и у известных доброй жизнью старцев (ААЭ. Т. 3. Доп. С. 485. 331). Грамоты аналогичного содержания прислали И. патриарх Филарет и царица-инокиня Марфа (РНБ. Солов. 20/1479. С. 337-338. 161; F.IV.147. Л. 263-267). Восстанавливая в обители уставные нормы, И. написал для братии последование келейного правила, к к-рому присоединил неск. статей о поведении монахов («Како подобаеть приити брату ко иному брату в келию»; «Сретающе же ся, брат з братом да глаголет», «А как з братиею потружаешися на какове-любо деле, пришед в келию, глаголи»). Один из списков келейного правила И. сохранился в Каноннике Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Ф. 304. 299; текст отредактирован применительно к условиям Троице-Сергиева монастыря); в книге есть запись ученика И. соловецкого старца Иоасафа Сороцкого, в 1630-1634 гг. являвшегося казначеем Троице-Сергиевой обители. Важным событием в жизни Соловецкого мон-ря стало обретение мощей прп. Германа в 1623 г., по-видимому состоявшееся по благословению патриарха Филарета. Ок. 1615 г. была составлена первоначальная редакция «Повести о преподобном Германе Соловецком» (единственный список - РНБ. Солов. 936/1046); после обретения мощей прп. Германа была написана 2-я, пространная, редакция «Повести...», получившая широкое распространение. В 1616 г., по грамоте царя Михаила Феодоровича, в Москву с Соловков были посланы изображения («дски») с гробниц Соловецких чудотворцев (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 247. 174; Досифей (Немчинов). 1847. С. 56). В 1620 г. в Соловецкий мон-рь вернулся бывш. келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын), на Соловках он создал последнюю редакцию «Истории в память предыдущим родом» ( Солодкин Я. Г. Соловецкая редакция «Истории» Авраамия Палицына//Лит-ра Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1983. Вып. 4. С. 83-95). В мае 1626 г. И. получил грамоту от Новгородского митр. Макария об установлении празднования Ризе Господней, присланной в Москву в 1625 г., а также печатную службу празднику (РНБ. Солов. 20/1479. С. 105-107. 35). В 20-х гг. XVII в., при И., была создана новая редакция Соловецкого летописца, составленного в кон. XV в. игум. св. Иаковом.

http://pravenc.ru/text/673965.html

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) Сокращения пн. – понедельник вт. – вторник ср. – среда чт. – четверг пт. – пятница сб. – суббота вс. – воскресенье янв. – январь фев. – февраль апр. – апрель авг. – август сент. – сентябрь окт. – октябрь нояб. – ноябрь дек. – декабрь † – обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году) КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ 640 Сентябрь 1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год I – Ис. 61 , 1–9 II – Лев. 26 , 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 III – Прем. 4 , 7–15 5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы I – Быт. 18 , 1–14 II – Суд. 13 , 2–20 III – 1 Цар. 1 , 9–20 7 Свт. Иоанна Новгородского – паримии святителя 8 Рождество Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 9 Прп. Иосифа Волоцкого – паримии преподобного Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского – паримии святителей 11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев – паримии преподобных 13 Обновление храма Воскресения Христова I – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 II – Прит. 3 , 19–34 III – Прит. 9 , 1–11 14 Воздвижение Креста Господня I – Исх. 15, 22–27; 16, 1 II – Прит. 3 , 11–18 III – Ис. 60 , 11–16 19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его – паримии преподобного 20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских – паримии мученика 21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского – паримии святителя 25 † Прп. Сергия Радонежского I – Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прит. 10, 31–32; 11 , 1–2, 4, 3, 5–12 III – Прем. 3 , 1–9. 27 Прп. Савватия Соловецкого – паримии преподобного 28 Прп. Харитона исповедника – паримии преподобного 30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского – паримии преподобного Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы Прп. Саввы Вишерского – паримии преподобного 4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского – паримии святителя 5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских – паримии святителя

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Открытие мощей новоявленных угодников Божиих и установление в честь их праздников подавало повод к составлению или обнародованию житий их и сказаний об них. Так явились: а) житие преподобного Макария Унженского, Желтоводского, прославленного в 1619 г., известное в двух редакциях, краткой и обширной; б) житие преподобного Кирилла Новоезерского, которое еще в 1648 г., пред открытием мощей его, было представлено братиею Новоезерского монастыря боярину Морозову, и в) житие благоверной княгини Анны Кашинской вместе с повестию об обретении мощей ее в 1649 г. Другие писали жития или сказания и повести о подвижниках благочестия, местно чтившихся. По благословению Новгородского митрополита Макария (1619 – 1626) написано житие преподобного Артемия Веркольского одним жителем Верколы. По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626 – 1645) – житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители. Неизвестный инок Соловецкого монастыря написал житие преподобного Германа Соловецкого вскоре по обретении мощей его в 1627 г. Другой инок того же монастыря, Сергий, впоследствии ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логтина Яренгских в 1638 г., составил сказание об них. Вскоре после 1626 г. составлена повесть об открытии мощей преподобного Адриана Пошехонского и о чудесах, затем последовавших, бывшим очевидцем этих чудес. Около 1644 г. написано житие преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских; в 1647 г. – краткое житие московского юродивого Иоанна Большого Колпака «рукою многогрешного простого монаха, а не ермонаха»; в 1649 г. – житие преподобного Тихона Лухомского и в том же году записаны очевидцем 25 чудес преподобного Герасима Вологодского. Вообще жития святых, как и прежде, были самым любимым литературным занятием для наших книжников. Некоторые из них если не составляли сами новых житий, то старались собирать прежние жития в сборники. Один из таких сборников составлен по поручению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия монахом Германом Тулуповым из Старицы в 1627 – 1632 гг.; другой – священником посадской церкви того же монастыря Иоанном Милютиным и его сыновьями в 1646 – 1654 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Открытие мощей новоявленных угодников Божиих и установление в честь их праздников подавало повод к составлению или обнародованию житий их и сказаний об них. Так явились: а) житие преподобного Макария Унженского, Желтоводского, прославленного в 1619 г., известное в двух редакциях, краткой и обширной; б) житие преподобного Кирилла Новоезерского, которое еще в 1648 г., пред открытием мощей его, было представлено братиею Новоезерского монастыря боярину Морозову, и в) житие благоверной княгини Анны Кашинской вместе с повестию об обретении мощей ее в 1649 г. Другие писали жития или сказания и повести о подвижниках благочестия, местно чтившихся. По благословению Новгородского митрополита Макария (1619–1626) написано житие преподобного Артемия Веркольского одним жителем Верколы. По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626–1645) — житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители. Неизвестный инок Соловецкого монастыря написал житие преподобного Германа Соловецкого вскоре по обретении мощей его в 1627 г. Другой инок того же монастыря, Сергий, впоследствии ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренгских в 1638 г., составил сказание об них. Вскоре после 1626 г. составлена повесть об открытии мощей преподобного Адриана Пошехонского и о чудесах, затем Слово о пьянстве Антоний начинает так: «Срам для царя — терпеть убожество по нужде; срам и для нашего горнего, бесплотного ума — самовольно омрачаться влияниями тела и не иметь светлости в мыслях. Как мрак противен солнцу, так и умному свету души противно омрачение мысленное, которое бывает от невоздержной и пьянственной жизни... Двоякое пьянство различают св. отцы, омрачающее наш ум: первое пьянство — это изменение ума от ярости, страха и уныния, которые приводят в исступление душу и омрачают ее мысли; второе же пьянство бывает нам от невоздержного и безмерного восприятия вина и сикера — о нем-то наше слово». В самом Слове Антоний прежде всего изображает гибельные последствия пьянства: «Пьянство, бывающее от вина и сикера, есть отчуждение от Бога, исступление из себя, превращение уму, отгнание памяти, расслабление крепости.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

7124 (1616) Года, по грамоте Великого Государя Михаила Фёдоровича, присланной к Игумену Иринарху, отправлены были с Соловков в Москву деки от гробов Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия на подводах с нарочными гонцами. 7125 (1617) Года, вместо обращенных в казенное ведомство монастырских Турчасовских деревень, пожалованы во владения Соловецкого монастыря волости: Пурнемская и Лямецкая. 7127 (1619) Года построена казначейская палата о трех ярусах со сводами, для поклажи: внизу воска, свечь и ладану, а вверху медной и оловянной посуды, рухольнаго платья и прочих разных вещей. 7129      (1621) Года, с восточной стороны монастыря, позади поваренной и квасопаренной служеб, вдоль оных, прикладен вновь каменный пристенок с двумя башнями наравне с крепостною стеною из дикого булыжного камня. 7131 (1623) Года Июля 30 дня при нем же Игумене Иринархе было обретение мощей Преподобного аввы Германа, сопостника Преподобных Отец Зосимы и Савватия. 7133 (1625) Года Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович пожаловал Игумену Иринарху с братией по Царице и Великой Княгине Марии Владимировне 60 рублей. 31) Макарий Игумен, постриженник Соловецкий, переведен по именной грамоте Царя Михаила Феодоровича из Игумнов Палеостровскаго монастыря; был Настоятелем с 7134 (1626) по 7140 (1632) год. При нём: 7135 (1627) Года, Святейший Патриарх Филарет Никитич, всея России, пожаловал в Соловецкий монастырь вкладом древо -масличный крест в сребряной оправе, золоченный на нем резаны Греческою работою распятие Господне, и около него дванадесять господских праздников; также ладоницу сребропозлащенную с финифтью и с каменьем, да денег 120 рублей. Сей же год достопамятен кончиною в Соловецком монастыре знаменитого в Российской истории мужа, Троицкого Сергиева монастыря Келаря Аврамия Палицына, постриженника Соловецкого, который после незабвенных подвигов своих, предпринятых ко спасению отечества, находился на спокойствии в сей Соловецкой обители 12 . 7136 (1628) Года, Сентября 27 дня, Строитель Московской службы Соловецкого монастыря, старец Даниил, лишась зрения и не видев совершенно света, в продолжение шести недель, молитвами Преподдбных: Сергия Радонежскаго и Савватия Соловецкого, которых он видел явившимися ему во время тонкого сна, получил исцеление без всякой постепенности, о каковом чудесном происшествии Великий Государь Михаил Феодоровичь и отец его, Святейший Патриарх Филарет Никитич, уведомили своими грамотами Соловецкого Игумена Макария с братиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010