Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († сер. XVII в. (?), Б. Соловецкий о-в), блж., Христа ради юродивый (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий. Упоминается в «Истории о отцех и страдальцех соловецких» С. Денисова (10-е гг. XVIII в.; см. в ст. Денисовы ) как юродивый инок Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . И. предвидел день своей смерти и много раз спрашивал монахов обители, будет ли кто-нибудь его спутником в Иерусалим. Лишь когда тело И. было обретено рядом с Филипповым колодцем, братии стало ясно, что подвижник говорил о Небесном Иерусалиме. Из рассказа С. Денисова следует, что И. скончался ранее Соловецкого восстания 1667-1676 гг. , однако упоминаемый в «Истории...» Филиппов колодец можно отождествить лишь с колодцем в Филипповской пуст., создание к-рой следует отнести к ок. 20-30-х гг. XVIII в. Часовня с колодцем на месте отшельничества игум. Филиппа на берегу Игуменского оз., неподалеку от монастырского кирпичного завода, впервые упоминается в описании Соловецкого мон-ря 1758 г. Филипповская пуст. не названа в описаниях обители 1678, 1705 и 1722 гг. Строительство часовен вне Соловецкого мон-ря известно с сер. XVII в. Они ставились в местах, связанных с памятью Соловецких святых, но гл. обр. на монастырских промыслах. К нач. XVIII в. вне монастыря располагалось 5 деревянных часовен, к сер. XVIII в. их число возросло почти вдвое ( Скопин В. В. Филипповские пустынь и часовня на Соловках//Соловецкое море: Альманах. 2007. Вып. 6. С. 102-110). Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379; Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких: Лицевой список из собр. Ф. Ф. Мазурина. М., 2002. С. 40. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/469404.html

Братия Соловецкого монастыря посетила святыни Севастополя Севастополь, 30 мая 2014 г. В ходе визита в Севастополь 29 мая 2014 года делегация Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря во главе с наместником архимандритом Порфирием (Шутовым) посетила православные святыни Севастополя: Князь-Владимирский собор — усыпальницу адмиралов и Свято-Покровский собор.      У входа во Владимирский собор — усыпальницу прославленных адмиралов флота Российского гостей встретил настоятель собора протоиерей Алексий Тупиков. Отец Алексий подробно рассказал об истории возведения собора, жизни и деятельности его настоятеля, священноисповедника Романа, продемонстрировал следы разрушений, которые претерпел собор в годы Великой Отечественной войны и, на примере информационных стендов, рассказал о реставрации святыни, приближающейся к своему завершению. В нижнем храме на месте упокоения прославленных адмиралов П. Нахимова, В. Корнилова, М. Лазарева, В. Истомина была отслужена лития, сообщает Севастопольское благочиние . В Свято-Покровском соборе города Севастополя гости помолились у святынь, приложились к иконе с частицей мощей святителя Луки Крымского. В завершение встречи настоятель протоиерей Евгений Шунькин вручил каждому книгу об истории Свято-Покровского собора.      30 мая делегация Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, пребывающая в Севастополе, совершила паломничество к месту обретения отпечатка стопы святого апостола Андрея Первозванного. По пути следования сопровождавший гостей клирик Свято-Владимирского собора в Херсонесе протоиерей Александр Примак рассказал об истории древнего Херсонеса, раннехристианских храмах и возникновении здесь Православия. У места обретения отпечатка стопы Первозванного апостола насельники монастыря во главе с наместником архимандритом Порфирием (Шутовым) пропели величание святому апостолу, после чего с молитвой приложились ко святыне. Особую связь Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и Свято-Владимирского собора в Херсонесе прокомментировал благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта: «Соловецкий монастырь для нас очень близок; до революции на месте Херсонесского заповедника располагался перворазрядный Владимирский мужской монастырь; многие из его братии прежде жили в Соловецком монастыре. Один из наместников Свято-Георгиевского Балаклавского монастыря также упражнялся духовно в Соловецкой обители. И конечно же, в годы лихолетья многие из братии Свято-Владимирского монастыря несли свой исповеднический крест именно на Соловецкой земле. Мы едины во многом, но самое главное, мы едины во Христе». 30 мая 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71118.html

Прежний деревянный храм был перенесен к подножию горы на место, где явилась преподобному Иову Пресвятая Богородица. В 1835 году храм освящен в честь Воскресения Христова. У стен его было устроено кладбище. После возобновления скитской жизни устав был менее строгий, чем в прежние времена. Братии разрешалось по благословению вкушать рыбу и растительное масло. Келейные и соборные молитвы, а также богослужения в храмах совершались непрестанно. Иноками попеременно день и ночь читалась Псалтирь о всех православных христианах, живых и усопших. Количество насельников скита не превышало двадцати человек. Известно, что в 1880 году в скиту находилось восемнадцать человек братии: три иеромонаха, иеродиакон, монахи и послушники. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения . Заключенные здесь подвергались бесчеловечным издевательствам. Среди узников были православные священники и архиереи. 7 февраля 1929 года, у алтаря храма в честь Распятия Господня, скончался от тифа священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский. Скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника, но реставрация не проводилась. 1 июля 1994 года, в день явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову, архимандрит Иосиф и братия Соловецкого монастыря совершили Всенощное бдение, а на следующий день - Божественную литургию в храме Распятия Господня – впервые после возобновления монастыря. 3 июля 1994 года у подножия горы Голгофы был воздвигнут поклонный крест в память о всех пострадавших православных иерархах. В июне 1999 года рабочая группа при Синодальной комиссии по канонизации святых установила место захоронения священномученика Петра (Зверева) , архиепископа Воронежского, и обнаружила групповые захоронения периода Соловецкого лагеря. На месте погребений была отслужена панихида и поставлены могильные кресты. Честные мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года за алтарем церкви Воскресения Христова и вскоре перенесены в Соловецкую обитель. Ныне мощи священномученика Петра находятся в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского.

http://drevo-info.ru/articles/1461.html

306 ...от Покрова святей Богородицы до Рождества Христа Бога нашего... – С 1 октября по 25 декабря (по старому стилю). 309 ...облецыся во... великий образ иноческий... – Елеазар имеет в виду принятие схимы – наиболее строгой формы монашества. 310 Кирило – соловецкий постриженик, по грамоте патриарха Филарета анзерскому черному священнику Варлааму 2 ноября 1621 г. был поставлен попом в первой скитской деревянной Троицкой церкви (ГИКМЗ «МК», рук. 1335). 311 ...при... Михаиле Федоровиче... – Первый царь из рода Романовых, был царём с 1613 по 1645 г., покровительствовал Елеазару Анзерскому, делая в скит богатые вклады. 312 Иринарх – был игуменом Соловецкого монастыря с 1613 по 1626 г., умер в 1628 г. При нём в 1614 г. заключено перемирие со шведами, велось строительство по укреплению монастырских стен, сооружен каменный с двумя башнями пристенок, с северной и южной сторон монастырской стены вырыты рвы, при нем число воинских людей в монастыре увеличилось до 1040 человек. Иринарх признан местночтимым святым. Во второй половине XVII в. написано Житие Иринарха. Обретение мощей Иринарха произошло во время Соловецкого восстания (16681676), о чём сохранилось свидетельство протопопа Аввакума в его толкованиях на 55 и 12 главы Книги пророка Исайи в «Книге толкований», созданной Аввакумом в 16731676 гг. По свидетельству А. И. Журавлева, это событие произошло 31 марта (Журавлев А. И. Исторический месяцеслов. РГБ, Музейное собр., 2798, л. 45 об.). 315 Старец мой. Фирс... – Соловецкий постриженик, от которого, согласно Житию подвижника, Елеазар принял схиму. 317 ...патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии... – В миру Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича, был патриархом в 16081610 гг. и с 1619 по 1633 г. 323 Рафаил – был игуменом Соловецкого монастыря с 1632 по 1636 г., переведён настоятелем Хутынского монастыря, в 1646 г. стал архиепископом Астраханским и в этом сане скончался в 1650 г. 326 ...игумен Ияков... Аз же его застах. – Ияков был игуменом Соловецкого монастыря с 1581 по 1597 г., руководил постройкой каменной стены вокруг монастыря (строительство началось в 1582 г.). С участием Иякова был составлен первый Соловецкий Летописец; игумен сам собирал книги и рукописи, организовал переписывание древних документов. Ияков имел собственный экслибрис, оттиски которого сохранились на 27 рукописях XVXVI вв. (см.: Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 79, 8687). Был игуменом костромского Ипатьевского монастыря с 1597 по 1606 г. Около 1609 г. прибыл на покой в Соловецкий монастырь, где и «застал» его Елеазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, о жизни Никона до его прихода на Анзерский остров вообще не сообщается, зато особо оговаривается его участие в перенесении мощей митрополита Филиппа в Москву и подчеркивается помощь патриарха «к монастырьскому строению». 363 «Сказание» о Елеазаре, ранее не издававшееся, публикуется по списку: РНБ, Софийское собр., л. 321323 об. 364 ...при игумене Иринархе... – Иринарх был игуменом Соловецкого монастыря с 1613 по 1626 г., умер в 1628 г. При нём в 1614 г. заключено перемирие со шведами, велось мощное строительство по укреплению монастырских стен, сооружён каменный с двумя башнями пристенок, с северной и южной сторон монастырской стены вырыты рвы; при нем число воинских людей в монастыре увеличилось до 1040 человек. Иринарх признан местночтимым святым. Во второй половине XVII в. написано Житие Иринарха (см.: Каган М. Д., Севастьянова С. К. Иларион//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993. С. 3740). Обретение мощей Иринарха произошло во время Соловецкого восстания (16681676), о чём сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. В «Книге толкований», созданной в 16731676 гг., Аввакум писал: «И ныне явился новой святой Илинарх в Соловецком монастыре – вместо же праха мирсина! Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне яко мирсина взошел, зело завонял во всю русскую землю...» (Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С. 117). По свидетельству А. И. Журавлева, это событие произошло 31 марта (Журавлев А. И. Исторический месяцеслов. РГБ, Музейное собр., 2798, л. 45 об.). 368 ...монах Памва иконописец... – Вероятно, речь идёт о соловецком постриженике иконописце Помеве, имя которого, как установил В. В. Скопин (Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVIII в.//Древнерусское искусство. М., 1989. С. 307), неоднократно встречается в документах соловецкого архива первой половины XVII в. 370 Алексей Михайлович – второй царь из рода Романовых, сын царя Михаила Федоровича, был царём с 1645 по 1676 г. 371 Филипп – в миру боярин Федор Колычев. Игумен (15481566) Соловецкого монастыря. В 1566 г. стал всероссийским митрополитом. Выступал за отмену опричнины. Заточен в Тверском Отроче монастыре, где в 1570 г. был задушен по царскому приказу Малютой Скуратовым. В 1591 г. мощи Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь. В 1647 г. Филипп был канонизирован. В 1652 г. мощи Филиппа перенесены в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Савватиевский скит Соловецкого монастыря 18 августа 2013 г. 14:00 Савватиевская пустынь была основана в 12 верстах к северо-западу от Соловецкого монастыря , на месте, где в течение шести лет жили первооснователи обители преподобные Савватий и Герман, придя на Соловки в 1429 году. Место выбрано не случайно: всего в километре находится выход в море — Сосновая губа, рядом — озеро и невдалеке прекрасный ориентир — гора. «Видевшие же место некое стройно и водрузиста хижицу себе близ езера и малым вдалее моря имущее яко поприще едино… и ту начат преподобныи к трудом труды прилагати», — сообщает старинное житие. Вскоре пустынниками была возведена деревянная часовня, куда поставили привезенную преподобным Савватием икону Божией Матери «Одигитрия». До XVIII века в пустыни селились лишь монахи-отшельники. В 1757 году старая часовня была отремонтирована, устроены новые кельи «с сенми и полатями», на озере построена пристань. А спустя два года были построены еще одна изба с сенями и новая конюшня, а также расчищена дорога, связывающая пустынь со старой Исаковской дорогой на монастырь. В XIX веке пустынь стала местом, где летом жили монастырские рыбаки и сенокосцы. Была увеличена площадь лугов, построены жилые корпуса, на канале, соединяющем озеро с морской губой, сооружена валунная баня, а в стороне, у дороги, — каменная конюшня. Для паломников построена вместительная гостиница. Наиболее масштабное строительство в пустыни начинается во второй половине XIX века. В 1858-1860 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии, в память избавления обители от англичан в Крымскую войну, построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» по проекту архитектора Шахларева. В трехъярусном иконостасе храма слева от царских врат помещалась икона, привезенная преподобным Савватием, внизу которой была сделана надпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом. А привезен первым на остров Савватием чудотворцем». Рядом с храмом находилась старая деревянная часовня во имя преподобного Савватия, сооруженная в память первоначального пребывания пустынника на этом месте. В часовне находился деревянный крест с надписью: «…сий крест поставил Филипп, игумен Соловецкого монастыря».

http://patriarchia.ru/db/text/3170777.ht...

Др. источниками сведений об И. являются документы соловецкого архива: вкладная книга Соловецкого мон-ря XVII в. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 236 об.- 237; приходо-расходные книги казначеев денежной казны (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 5, 15, 211-214, 217, 224, 225, 227, 424), приходо-расходные книги поездок И. в Москву в 1613, 1616, 1619-1620 и 1626 гг. (Там же. Д. 431, 434, 222, 439), «Книга московской службы бывшего игумена Иринарха» 1626-1627 гг. (Там же. Д. 440). Кроме того, деятельность И. как игумена отразилась в документах Анзерского скита (опубл.: Прп. Елеазар. 2001). Важными источниками также являются «Написание о Соловецкой обители» (в редакции 1617/18), характеризующее уклад жизни Соловецкого мон-ря в настоятельство И., а также свидетельство Аввакума Петрова об обретении мощей И. (см. ниже). Биография Сведений о жизни И. до прихода его в Соловецкий мон-рь нет. Судя по записям в соловецком синодике XVII в., в к-рый еще при жизни И. был внесен его личный помянник, преподобный род. и вырос в благочестивой семье, его родители приняли постриг с именами Ефрем и Евдокия (ГМИР. Колл. 3. Оп. 1. 392. Л. 96). И. принял монашество в Соловецком мон-ре, по-видимому, в 80-х гг. XVI в., при игум. св. Иакове (1581-1597). Первые документальные известия о преподобном относятся к 1583-1591 гг., когда он служил приказным старцем на Лудском усолье (1583-1588), неоднократно плавал «лодейным кормщиком» за монастырской солью (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 211. Л. 21 об.; Д. 424. Л. 42, 62; Д. 212. Л. 13; Д. 5. Л. 40, 75 об.). В нач. XVII в. И. (или, возможно, тезоименитый ему старец) был рукоположен во иерея (в 1604 свящ. Иринарх пел сорокоуст по иноке Исаии Зоре - Там же. Д. 214. Л. 155 об.). В 1607 г. его избрали келарем Соловецкого монастыря, на этом посту он оставался ок. года (Там же. Д. 9. Л. 165 об.- 166; Д. 214. Л. 120 об.; Д. 217. Л. 2, 9 об.). В 1608 г. И. вместе с Александром (Булатниковым) , с которым его связывали дружеские отношения, купил в совместное пользование книги: Апостол, Псалтирь с восследованием, Часовник, Житие Соловецких чудотворцев и 2 книги Святцев (Там же. Д. 214. Л. 120 об.), принадлежавшие старцу Герману Сенаничнику († 1607).

http://pravenc.ru/text/673965.html

Патриаршее приветствие участникам выставки «Соловецкий монастырь — северный форпост России» 9 июня 2008 г. 11:30 В понедельник 9 июня в Государственной Думе открылась выставка «Соловецкий монастырь — северный форпост России» . Святейший Патриарх Алексий направил приветствие организаторам и участникам выставки. Организаторам и участникам выставки «Соловецкий монастырь — северный форпост России» Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в стенах Государственной Думы Российской Федерации на открытии выставки, посвященной древней Соловецкой обители, для обсуждения проблем, связанных с возрождением этой величайшей национальной святыни, северного форпоста Русской земли. Ныне Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь возрождается после долгих лет гонений и поругания. В древней обители, пережившей на протяжении столетий немало испытаний и вражеских нападений и ставшей Российской Голгофой в послереволюционные годы, возобновилась монашеская жизнь. Вновь нескончаемым потоком притекают на острова Белого моря паломники, чтобы поклониться святыням Соловецкого монастыря, молитвенно почтить память новомучеников и исповедников Российских. Являясь наследниками великой русской культуры, мы должны учиться у своих предков умению бережно хранить доставшееся нам богатство. В настоящей выставке органично сочетаются духовно-нравственные аспекты восстановления монашества на Русском Севере с одной из насущных и актуальных проблем современности — обретением исторической памяти. Дело духовного обновления Отечества объединяет архипастырей и пастырей, монашествующих и мирян, находит сочувствие у государственных деятелей, людей творчества, представителей самых разных профессий. Отрадно, что светская власть проявляет заботу о духовном и нравственном состоянии общества. И весьма знаменательно, что обсуждение проблем сохранения Соловков, Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, как национального достояния России, проходит в стенах Государственной Думы. Надеюсь, что настоящая выставка будет способствовать привлечению внимания к жизни Соловецкого монастыря и станет новым этапом в восстановлении и преумножении его духовного и культурного наследия. Благословение и помощь Божия да сопутствует всем вам в ваших дальнейших трудах во благо России. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/418846.htm...

5) На южной стороне, подле самого иконостаса в серебряной раке почивают мощи св. Филиппа Митрополита Московского. Святый Филипп Митрополит Московский родился в 1507 году от благочестивых родителей бояр Колычевых. Во святом крещении он был наречён Феодором. Знатность его рода и хорошее воспитание приблизили его к тогдашнему юному Великому Князю Иоанну Васильевичу, и он поступил на службу при дворе. Но Феодор скоро начал тяготиться придворною жизнию. Поэтому, желая служить единому Богу, для спасения своей души, он тайно оставил придворную службу и дом родителей своих, скрылся от всех и поселился в пустынной Соловецкой обители. Игумен монастыря принял его в число братства и определил на монастырские послушания. Потом Феодор пострижен был в монашеский чин и наречён Филиппом, и за высокую духовную жизнь поставлен был игуменом Соловецкого монастыря. В то время кафедра Московской Митрополии сделалась праздною. По желанию Царя Иоанна Васильевича Грозного Собором Русских Пастырей игумен Филипп возведён был на престол Всероссийской митрополии и управлял церковью 2 года. По некоторым лжесвидетельствам пред Царём, он свержен был с Святительской кафедры и послан был в заточение в монастырь Старого Николы, а потом в Отроч монастырь, где в тяжёлом заключении томился слишком год, и претерпел мученическую кончину от опричника Малюты Скуратова в 1570 году января 9 дня. В 1584 году, при Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по просьбе иноков Соловецкого монастыря св. тело Митрополита Филиппа, обретенное нетленным, перенесено было из Отроча монастыря в Соловецкий монастырь, а в 1652 году, при Царе Алексии Михайловиче и Патриархе Иосифе, из Соловецкого монастыря перенесено в Москву и положено в Успенском соборе, в серебряной раке за правым клиросом, подле иконостаса. Память кончины святителя Филиппа празднуется церковию января 9-го, а перенесение мощей его июля 3-го дня. О Всероссийских патриархах, коих гробницы находятся в Успенском соборе Подле юго-западной стены находятся гробницы святейших Патриархов Всероссийских: Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа I-ro, Иосифа, Иоасафа II-ro, Питирима, Иоакима, Адриана, кроме Никона, который похоронен в новом Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Через 25 лет после погребения И. в срубе на Сярте (в 6 верстах от Яреньги) святой явился болевшей жительнице Яреньги Акилине и повелел отправиться к его гробнице, обещая избавление от недуга. Святой также повелел Акилине рассказать об исцелении настоятелю яренгской Никольской ц. игум. Варлааму (приказчику Соловецкого мон-ря в Яреньге) и передать, чтобы Варлаам перенес мощи из сруба к Никольской ц. «и оне струбец разобраша, и абие явитыся, уведен бысть, яко лежыт во плоти» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 120). Спустя нек-рое время после перенесения мощей И. неподалеку от Яреньги, в с. Уна, были обретены мощи Л. «Торговый человек» Яков Соколяков, собираясь искупаться в р. Сосновке, сел на могилу Л., за что был наказан. Л., явившись Якову, повелел, чтобы тот вместе с унским свящ. Петром перенес мощи святого в Яреньгу к Никольскому храму. Над могилой Л. поставили крест, потом мощи перенесли к Никольской ц. Святые были погребены под спудом в часовне, устроенной близ Никольской ц. (в «Главной описи церковного имущества Николаевской и Зосимо-Савватиевской церквей Яренгского прихода Архангельского уезда» за 1903 г. сказано, что «часовня построена около конца XVI в.», поновлялась в 1835 и 1901 гг.- ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1883. Л. 9-9 об.). Над могилами И. и Л. были устроены деревянные резные раки. В 1635 г. Яренгский монастырь был приписан к Соловецкой обители. 3 июля 1638 г. состоялось торжественное перенесение мощей И. и Л. из часовни при Никольской ц. в новопостроенный в Яреньге шатровый однокупольный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Крестный ход возглавил игум. Соловецкого мон-ря Варфоломей. Сергий (Шелонин), соборный старец Соловецкого мон-ря, находившийся рядом с игум. Варфоломеем, подробно описал увиденное и засвидетельствовал нетленность мощей И.: «Яко жива до пояса плоть, а от пояса и до ног токмо кости неразрушими. А саван и покров яко вчера положен, токмо пожолте. Глава же святаго от телесе отлучися, но саваном держася неотлучена, шеи часть земли отдала, лице же святаго цело и невредимо, токмо пожолте, яко воск, власы же его ко главе и к лицу присхли беша» (ПИАМ.

http://pravenc.ru/text/471222.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010