В XVII в. соловецкая братия произвела новый ряд сказаний о святых. Повесть о сотруднике Зосимы и Савватия Германе составлена, как видно, вскоре по обретении мощей его в 1627 году: описывая кончину Германа, биограф, соловецкий инок, писавший, по его словам, в старости, замечает, что слышал об этом давно, еще в юные годы, от старца, который помнил, «како преставися и где погребеся авва Герман» 493 . Биограф сам указывает источник своих сведений о жизни Германа: «Что обретаем в житии преподобных о сем постнице, то и пишем». Его повесть – выборка известий о Германе из старой биографии Савватия и Зосимы, из которой дословно выписан и рассказ Досифея о ее составлении. Сохранились записки о соловецком игумене Иринархе (1614–1626), составленные соловецким монахом, потом колязинским игуменом Иларионом 494 . На время составления их указывает одно из прибавленных позднее видений монастырского кузнеца, которому во сне Иринарх велел сказать Илариону, чтобы он не кичился своим умом: это было в 1644 г. В записках изложен ряд отдельных рассказов о посмертных явлениях Иринарха разным инокам и беломорским промышленникам, со слов которых они записаны без притязаний на литературное искусство: только в начале передан один эпизод из последних дней игуменства Иринарха. – Соловецкий монах Сергий, потом Ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренгских в 1638 году, вскоре после того написал витиеватое сказание об этих чудотворцах, не лишенное литературного искусства и оригинальных приемов 495 . Он говорит, что нашел о чудесах святых «на хартиях написано невеждами простою беседою, не презрех же сего неукрашено оставити». Еще в конце XVI в. соловецкий монах Варлаам, живший в Яренге в качестве монастырского прикащика и приходского священника, написал тетради о явлении и чудесах Иоанна и Логгина. В одной соловецкой рукописи сохранились отрывки из этих тетрадей вместе с другими записками и документами по делу о яренгских чудотворцах, служившими материалом для Сергиева сказания 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В XVII веке соловецкая братия произвела новый ряд сказаний о святых. Повесть о сотруднике Зосимы и Савватия Германе составлена, как видно, вскоре по обретении мощей его в 1627 году: описывая кончину Германа, биограф, соловецкий инок, писавший, по его словам, в старости, замечает, что слышал об этом давно, еще в юные годы, от старца, который помнил, «како преставися и где погребеся авва Герман» 494 . Биограф сам указывает источник своих сведений о жизни Германа: «Что обретаем в житии преподобных о сем постнице, то и пишем». Его повесть – выборка известий о Германе из старой биографии Савватия и Зосимы, из которой дословно выписан и рассказ Досифея о ее составлении. Сохранились записки о соловецком игумене Иринархе (1614–1626), составленные соловецким монахом, потом колязинским игуменом Иларионом 495 . На время составления их указывает одно из прибавленных позднее видений монастырского кузнеца, которому во сне Иринарх велел сказать Илариону, чтобы он не кичился своим умом: это было в 1644 году. В записках изложен ряд отдельных рассказов о посмертных явлениях Иринарха разным инокам и беломорским промышленникам, со слов которых они записаны без притязаний на литературное искусство: только в начале передан один эпизод из последних дней игуменства Иринарха. Соловецкий монах Сергий, потом ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренгских в 1638 году, вскоре после того написал витиеватое сказание об этих чудотворцах, не лишенное литературного искусства и оригинальных приемов 496 . Он говорит, что нашел о чудесах святых «на хартиях написано невеж-дами простою беседою, не презрех же сего неукрашено оставити». Еще в конце XVI века соловецкий монах Варлаам, живший в Яренте в качестве монастырского приказчика и приходского священника, написал тетради о явлении и чудесах Иоанна и Логгина В одной соловецкой рукописи сохранились отрывки из этих тетрадей вместе с другими записками и документами по делу о ярентских чудотворцах, служившими материалом для Сергиева сказания 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Обретение мощей пр. Германа Соловецкого. Пр. Герман подвизался сначала отшельником на реке Выге, но в 1429 г. вместе с пр. Савватием (см. 27 сент.) перешел на остров Соловецкий и там подвизался около 6 лет. Вместе с др. Зосимой (см. 17 апр.) он положил основание знаменитой Соловецкой обители (см. Арх. еп.). Около 50 лет провел пр. Герман на холодном острове, перенося разные лишения и невзгоды. Скончался он в 1478 г. в Новгороде, куда ездил по делам обители. В 1483 г. мощи пр. Германа были обретены нетленными и ныне почивают в Соловецкой обители. См. В этот день иногда бывает заговенье пред Успенским постом (см. 31 июля). 31 . Е. Предпразднство происхождения честного и животворящего Креста Господня. В сей день «крест предпразднуется, и мир освящается, чини ангельстии поют нас ради Распеншагося, и торжествуют с нами и срадуются». «Всякое естество человеческое ныне предпразднуя, радостно да играет: крестное бо древо хощет предположитися, всем верным врачество неиждиваемое, и недугов решительно и страстей, и всякаго озлобления». «Приидите видим вернии странное чудо, како крестное древо уставляет опаление всякаго недуга, и страстей зной угашает, предпразднующих верою и того почитающих торжество». «Живущие вкупе и умершии предпразднуйте: жизни бо древо еже ада уморившее, хранитель чедовеков, мертвых воскресение, грядет всем независтную благодать ныне подати, человеком исцеления». «Пречестный крест покланяемый ныне», «море утишает страстей, и уставляет бед треволнения», «облаки напастей отъемлет и скорбей», «всем двери отверзает жизни и нетленныя пищи», и «спасает поклоняющихся ему» «и воспевающия ему верно», «оживляет, очищает, и обновляет, и славы лучшая и благодати сподобляет воспевающая на том пригвождшагося Иисуса». «Иже покланяющеся любовью кресту, ограждаются силою его, и враги мысленныя и видимыя отгонят, и невредимы соблюдаются, песнословящии Христа». – В Константинополе предпразднство это заключалось в изнесении креста из палат царских в Софийский храм. См. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, О. В. Чумичева Иконография Изображения Г. появились в иконописи и книжной миниатюре еще до обретения его мощей, создания Жития и офиц. иконографии, начало к-рой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился свящ. Григорию из Ст. Тотьмы, после чего была написана икона Г. вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февр., 23 марта иконописных подлинников, напр. сводной редакции XVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, 83); также 30-х гг. XIX в.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его»» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 124, 138). В выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. встречается др. вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст» (РНБ. O.XIII.1. Л. 123 об.). Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Наиболее ранние изображения Г. известны на иконах «Преподобные Зосима и Савватий, с житием», где сюжеты с участием Г. включались в состав клейм, их число варьировалось в зависимости от житийного цикла. На «Боголюбской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, с 29 клеймами их жития» 1545 г. из Троицкого собора Соловецкого мон-ря (ГММК), к-рая находилась возле раки с мощами Соловецких святых, Г. изображен в монашеских одеждах с черным клобуком, без нимба, в 8 композициях: «Встреча прп. Савватия со старцем Германом», «Трехдневное плавание преподобных Савватия и Германа на карбасе по Белому морю», «Водружение Креста на Соловецком острове», «Прп. Герман слушает рассказ карельской жены», «Прп. Герман рассказывает прп. Савватию о наказании жены рыбака ангелами», «Встреча преподобных Зосимы и Германа», «Преподобные Зосима и Герман плывут на карбасе к Соловецкому острову», «Преподобные Зосима и Герман рубят на острове деревья и строят кельи». Сохранилась др. икона такой иконографии и того же происхождения (ГММК).

http://pravenc.ru/text/164711.html

Новости 23 августа, 2010 В Соловецком монастыре совершены две архиерейские хиротонии 22 августа, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого мужского монастыря и совершил хиротонию архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. 23 августа, 2010 Восстанавливается облик Саровской пустыни 20 августа архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий провел в Сарове плановое совещание по вопросу восстановления историко-культурного облика монастыря Саровская пустынь в пятницу. 21 августа, 2010 Пострадавшему на тушении лесов пожарному срочно нужна кровь: 4 отрицательная 29 июля 2010 года в районе рабочего посёлка Моховое Луховицкого района Московской области отделение 229 пожарной части обеспечивало тепловую защиту трактора, осуществляющего опашку горящего лесного массива. В результате выброса тепловой энергии от верхового лесного пожара сильные ожоги тела, лица и конечностей получил пожарный ПЧ-229 (г. Луховицы) Коломенского территориального управления ГУ МО «Мособлпожспас» Федоров Юрий Леонидович ,1982 г.р. 21 августа, 2010 Архимандрит Пантелеимон (Шатов) хиротонисан во епископа 21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественную литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 20 августа, 2010 В Донском монастыре пройдет пресс-конференция «День Донской иконы Божией Матери – главный праздник российского казачества» 25 августа 2010 года в преддверии празднования дня Донской иконы Божией Матери, в Донском монастыре пройдет пресс-конференция «День Донской иконы Божией Матери – главный праздник российского казачества». 20 августа, 2010 Память обретения мощей свт. Митрофана Воронежского 20 августа Русская Православная Церковь вспоминает обретение мощей одного из святых Синодального периода - святителя Митрофана, епископа Воронежского.

http://pravmir.ru/category/news/page/564...

Впоследствии могила Иоанна была забыта, но она указана была в откровении одной благочестивой женщине, и с тех пор от мощей св. Иоанна, обретённых нетленными и прославленных чудотворной силой, происходили исцеления. В Константинополе праздник в память его совершался в церкви св. Апост. Иоанна Богослова близ Софии. В Киево-Софийском соборе находится икона св. Иоанна воина с молитвой следующего содержания: – «О, великий заступник и угодник Христов, Иоанне Воинственниче! помилуй раба твоего сущего в бедах и скорбях и во всякой злой напасти, и сохрани от всякого зла, заступи от обидящего человека: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога». † Обретение мощей преп. Германа Соловецкого Блаж. Герман 412 сперва уединённо подвизался на р. Выге, у часовни. Здесь нашёл его блаж. Савватий, искавший безмолвного места. Герман указал Савватию на Соловецкий остров, как на место самое безмолвное. В 1429 г. он и Савватий переплыли Белое море на ладье, построили келью под Секирной горой и жили здесь отшельниками шесть лет. По кончине Савватия, Герман нашёл другого ровнителя безмолвной жизни и вместе с блаж. Зосимой (в 1436 г.) опять поселился на суровом острове. В 2 верстах от нынешнего монастыря построил себе келью блаж. Зосима, а в полверсте от него стал жить в куще Герман. Более 50 лет прожил он на холодном острове. Он не был человеком книжным, но подвигами приобрёл духовную опытность, различавшую духовные явления от естественных. Убеждённый в том, что жизнь великих подвижников доставляет назидание многим, Герман, как пишет современник его, «не умея писать по книжному, но вразумляемый Божиим промыслом, приказал клирикам записать для памяти всё, что видел он при жизни блаженного Савватия, как пришёл он с ним на Соловецкий остров, разные события при жизни блаженных отцов; таких записок составилось немало» 413 . Блаж. Герман любил чтение назидательное и собирал книги. Ещё цел в Соловецкой библиотеке сборник, по надписи принадлежавший пр. Герману. Эта любовь к назидательным книгам передана им и ученику его Досифею: достойный ученик обогатил обитель самыми полезными книгами, выбирая в Новгороде лучшие книги и по содержанию, и по письму и нанимая лучших писцов списывать их для обители 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Автор пользовался сказанием о кн. тверском Михаиле, но воспроизводил его не совсем точно. К житию прибавлены повесть о обретении мощей в 1649 г., о перенесении их ростовским митроп. Варлаамом (†1652) и о чудесах в XVII в. По некоторым указаниям видно, что перенесение и чудеса описаны отдельно от жития, первое прежде, вторые после и по-видимому другим автором, «самовидцем бывшим чудесам ее, писании же предати замедлившим» последнее чудо 1666 г. описано особо от прежних и прибавлено к ним после. Отсюда видно, что житие составлено около 1650 г. по поводу обретения мощей 527 . Житие Иова, основателя Ущельского монастыря на Мезени, необработанная записка без литературных притязаний. О происхождении Иова автор ничего не знает; первые биографические сведения почерпнуты им из благословенной грамоты 1608 г., данной Иову новгородским митр. Исидором, из которой в записке сделано извлечение. К этому прибавлен краткий рассказ об основании монастыря на Ущелье в 1614 г. и о смерти Иова от разбойников в 1628. Записка о жизни Иова сопровождается длинным и сухим перечнем чудес 1654–1663 гг., при описании которых она, очевидно, составлена 528 . Для истории нравственной жизни древнерусского общества любопытна повесть о священнике Варлааме, который жил в Коле при царе Иване и наказал себя за убийство жены тем, что с трупом ездил на лодке, не выпуская весла из рук, по океану мимо Св. Носа, «дондеже мертвое тело тлению предастся», и потом подвизался иноком в пустыне около Керети. Посмертные чудеса Варлаама, ставшего покровителем беломорских промышленников, автор записывал со слов спасшихся от потопления и приезжавших в Кереть, где покоился Варлаам: одно из этих чудес записано в 1664 г. и указывает приблизительно на время составления повести. По всей вероятности, автор был монах, живший в Керети в качестве сельского священника н прикащика Соловецкого монастыря, которому с 1635 г. принадлежала вся эта волость. 529 . По поручению казанского митрополита Лаврентия (1657–1673) монах свияжского Успенского монастыря Иоанн написал житие основателя этого монастыря, казанского архиепископа Германа с чудесами и надгробным словом; последнее, как видно, было даже произнесено автором публично в Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Святитель усердно занимался исправлением книг для пользы общей. В сборнике его читаем: «Божиею благодатию и пречистые Богородицы помощию переписал житие св. преп. отец. Писал же с разных списков, тщася обрести правый. И обретох в списках многа неисправлена. – И елика возможна моему худому разуму, сия исправлял: а яже невозможна, сия оставих, да имущий разум больший нас, тии исправят неисправленная и пополнят недостаточная». 855 Еще цел саккос его, устроенный, по надписи, «во второе лето святительства его», золотого глазета (алтабаса); с серебряным четверо-конечным крестом, на коем наведен чернью другой, восьмиконечный крест. 856 Преставление преп. Константина косинского Преп. Константин обучался духовной жизни под руководством преп. Варлаама и преемника его преп. Антония. Около 1220 г. оставил он Хутынь монастырь и в 3 верстах от старой Русы, на уединенном острове, основал свою обитель во имя св. Николая. Обитель сия называлась Косиною от того, что р. Полисть и Снежная, омывающие остров, образуют Косу. 857 В ркп. святцах замечено, что «пр. Константин, ученик Варлаама хутынского, игумен монастыря, иже за Русою, преставился июля в 29 д.», но год кончины не показан; здесь же преп. Константин назван чудотворцем. Преставление преп. Романа киржачского По ркп. святцам в числе святых «преп. Роман, строитель введенского монастыря, иже на Киржаче, ученик св. Сергия чудотворца». Когда в пустыню пр. Сергия проникли тревоги мирского самоволия: Сергий, предоставляя людей совести их, удалился из обители с учеником своим Романом, чтобы найти другое место для уединенных подвигов. Он поселился в ските – сельца Киржача, отданного завещанием кн. Иоанна Калиты (1328 г.) обители покоя св. кн. Александра Невского. Это – в лесах нынешнего покровского уезда. Старцы великой обители Сергиевой молили святителя Алексия возвратить к ним отца их. Покорный воле святителя, преп. Сергий поручил Роману оканчивать устроение новой пустынной обители и быть наставником обитателей ее, а сам возвратился на прежнее место. – Блаж. Роман исполнил заповеди отца своего: устроил обитель и был примером подвижнической жизни для иноков. Он мирно скончался 29 июля 1392 г. Мощи его почивают под спудом в храме, ныне уже приходском, заштатного г. Киржача. 858 Обретение мощей пр. Германа соловецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Токмакова Историко-статистическое описание города Киржача, стр. 243); Иакова Галичского (книжка неизвестного автора: «Святые угодники Божии и подвижники Костромские», напечатанная в Костроме в 1879-м году, стр. 124–125); Саввы Стромынского (опись Троицкой Лавры 1641 г., ркп., л. 683); Даниила Переяславского (Степенн. кн. II, 233); Соломониды-Софии, супруги вел. кн. Василия Ивановича (у Филарета под 16-м Декабря); Ксенофонта Тутавского (помянутая опись Лавры 641 г., л. 808); Афанасия Сяндемского (книжка: «Сяндемская-Успенская пустынь. Историческо-статистические заметки». Москва, 1860, стр. 16); Нила Столбенского (у Филарета под 7-м Декабря); Игнатия Ломовского (Яросл. Епар. Ведомости 1872 г., 50, col. 789); митр. Иоасафа и Максима Грека в Троицкой Сергиевой Лавре; Ферапонта Монзенского (помянутая книжка о Костромских святых, стр. 123); Сергия Шухтомского (Ист. Uep. VI, 669 fin.); Нектария, архиепископа Тобольского (Ист. Uep. V, 207 ). 2082 Изображения и иконы подвижников до их канонизации или оставшихся не канонизованными, упоминаются и известны: Исаии епископа Ростовского (Барсукова Источники агиографии, col. 228; тут и о поклонении иконе, как настоящей иконе); родителей преп. Сергия Радонежского Кирилла и Марии; Кирилла Челмогорского (у Филарета под 8-м Декабря); Пахомия Нерехотского (у него же под 23-м Марта); Романа Киржачского (у Токмакова ibid.); Иакова Галичского (помянутая выше книжка о Костромских святых, стр. 124125), Германа Соловецкого (Барсук. ibid, col. 131); Александра Ошевенского (у Филарета под 20-м Апреля); Кирилла Новоезерского (Чт. Общ. Ист. и Древн. 1864 г. кн. III, Слово на обретение мощей Кирилла, стр. 7 fin.); Даниила Переяславского (Барсук. ibid. col. 148); Стефана Озерского (у Филарета под 12-м Июня), Ксенофонта Тутанского, Афанасия Сяндемского, митр. Иоасафа и Максима Грека (см. предыдущ. примеч.); Иоанна Яренгского (Ключевск. стр. 32, прим. 2); Нила Столбенского (у Филарета под 7-м Декабря); Феодосия Тотемского (у него же под 28-м Января); Сергия Шухтомского и Нектария Тобольского (предыдущ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воины было колебались, но страх наказания поборол их робость, и голова святого была отсечена в 589 г. 29 июля. Когда наступила ночь, то тело святого было брошено за город, но христиане тайно взяли св. тело и переправили в Мцхет. Католикос Самуил, узнав об этом, весьма обрадовался и положил тело под престолом патриаршего Мцхетского собора, где оно почивает и до настоящего времени, источая исцеления. (Полное жизнеописание свв. Грузинск. церкви. М. Сабинина. Ч. 2. Стр. 79–91). 30-е число Свв. апостол от 70: Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника. Священномуч. Валентина епископа и иже с ним: Авундия, Прокула, Ефива, Аполлония. Св. Иоанна воина. Свв. мучч. Полихрония епископа, 3 епископов: Пармения, Елимы и Хрисотеля и двух диаконов: Луки и Муко, и двух мирян: Олимпия и Максима и двух князей: Авдона и Сенниса. (Обретение мощей пр. Германа соловецкого. Оконские иконы Божией матери). Св. ап. Сила подвизался в проповеди слова Божия вместе с апостолом Павлом ( Деян.15:40–41 ) и разделял с ним темничное заключение. Впоследствии он был епископом Коринфа и ревностно распространял веру Христову, подкрепляя свое учение знамениями и чудесами (Четьи-Минеи). Св. Силуан проповедовал слово Божие вместе с св. апостолом Павлом, занимая епископскую кафедру в македонском городе Солуни; Силуан много пострадал за имя Христово. ( 1Петр.5:12 ; 2Кор.1:19 ) Четьи-Минеи). Св. Крискент трудился в насаждении веры Христовой в Галатии ( 2Тим.4:10 ), проповедовал слово Божие в Галлии и потом, возвратясь в Галатию, скончался мученически в царствование императора Траяна. (Четьи-Минеи). Св. Епенет был епископом в Карфагене ( Рим.16:5 . Четьи-Минеи). О св. Андронике см. 17 мая. Священномуч. Валентина и дружины его Св. Валентин в царствование Аврелиана (270–275) был епископом города Интерамны, в Италии. Он ревностно трудился в насаждении веры Христовой, подкрепляя свое учение чудесными исцелениями. Однажды сын римского градоначальника, Авундий, впал в тяжкую болезнь, и ни один из врачей не мог помочь больному. Св. Валентин в это время был в Риме, и градоначальник обратился с просьбой о помощи к святому епископу. Пришедши к больному, святитель сказал: «если ты будешь веровать в Господа моего Иисуса Христа, то все будет возможно верующему». Больной уверовал и был исцелен; вместе с ним обратились в христианство и его сверстники: Прокул, Ефив и Аполлоний . Язычники узнали об этом, и св. Валентин после тяжелых пыток был усечен мечем. Обращенные святым епископом юноши, взяли тело его и перенесли в Интерамну; посл этого юные христиане сами стали проповедовать учение Христово; но вскоре были заключены в темницу и преданы смерти. (Четьи-Минеи). Св. Иоанна воина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010