Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ (БУЛГАРИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Евгений (Булгари) Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА) Первое приглашение Евгения (Булгариса) в Россию было передано от имени Екатерины II через С. К. Нарышкина 22 июня 1770 года. Евгению предлагалось преподавать в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Однако он отказался, ссылаясь на слабое здоровье и недостаточное знание русского языка. 5 октября того же года последовало новое приглашение, переданное через Г. В. Козицкого. 7 декабря Евгений (Булгарис) получил письмо от гр. В. Г. Орлова, в котором говорилось о намерении императрицы назначить ему ежегодное жалованье в 1 тыс. руб. и предлагалось пользоваться фондами Патриаршей библиотеки. 27 декабря 1770 года Евгений (Булгарис) написал из Лейпцига письмо с положительным ответом. 26 июля 1771 года он прибыл в Санкт-Петербург и на следующий день был представлен Екатерине II. Приезд Евгения (Булгариса) в Россию был обусловлен интересом рус. образованного общества к греч. Востоку. В то же время это событие было критически встречено мн. соотечественниками Евгения (Булгариса). Сам он выступал за объединение интересов рус. и греч. народов и рассматривал свою деятельность как направленную в пользу филэллинизма. Был убежден в том, что Россия рано или поздно примет непосредственное участие в делах православного Востока. При русском дворе Евгений (Булгарис) получал ежегодное жалованье 1,5 тыс. руб. и 1 тыс. руб. на дорожные расходы, его обслуживали по меньшей мере двое слуг. По свидетельству И. И. Мартынова, у о. Евгения был строгий распорядок дня: он спал не более трех часов, а остальное время посвящал молитве, работе, приему посетителей, чтению. Переводил с французского и итальянского языков трактаты по восточному вопросу, состоянию Османской империи и судьбе христиан в ней.

http://drevo-info.ru/articles/12387.html

Отец-наместник предложил пройти к нему в келью, а Гагарин сделал паузу и говорит: «Валентин, ты в келье был?» Я говорю: «Нет». Он говорит: «Я тоже не был». И со своей обворожительной улыбкой обращается к наместнику: «Батюшка, а давайте сделаем так: сначала к мощам Сергия, а потом куда угодно!» После того как мы приложились к раке с мощами, Юрий Алексеевич меня спросил: «Ты почувствовал что-то?» Я говорю: «Да. Какой-то необыкновенный запах. Такая благодать, Юра». Он говорит: «Вот видишь! Я думал, это мне одному показалось». И тогда же наместник предложил посетить ЦАК. У нас эта аббревиатура ассоциировалось с центральной аэродинамической трубой — ЦАТ. Поэтому Гагарин отказывался, пока я не объяснил, что это Церковно-археологический кабинет, то есть музей. Когда мы вошли туда, по его вопросам и комментариям стало понятно, что он многое знает о вере. Я думаю, это у него от родителей — его мама была верующая, да и отец знал православные традиции и следовал им. С Патриархом Алексием II и героями России Юрием Лончаковым и Сергеем Залетиным      Когда Гагарин увидел макет Храма Христа Спасителя, он буквально пришел в восторг. Макет собрали в 1913 го­ду в честь 300-летия дома Романовых, и внутри все детали интерьера воспроизведены так, как они были в оригинале. Юрий Алексеевич долго его разглядывал и потом, выдохнув, спросил: «Где ж эта красота?» А отец-наместник ему в ответ: «Юрий Алексеевич, сейчас там бассейн “Москва”…» Это запало ему в душу. В ноябре 1965 года, на пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном патриотическому воспитанию молодежи, будучи членом ЦК ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета, первым космонавтом планеты и Героем Советского Союза, Гагарин предложил восстановить Храм Христа Спасителя. При этом он подчеркнул, что храм — памятник воинской славы, о котором мы не должны забывать. И тут же добавил, что вместе с ним нужно восстановить и Триумфальную арку, которую тоже разобрали. После выступления перепуганный президиум сразу доложил наверх, что Гагарин несет на пленуме крамолу.

http://pravoslavie.ru/102649.html

Потом Юрию Алексеевичу рассказал первый секретарь ЦК ВЛКСМ, с которым он дружил, о реакции Брежнева: «Что вы на Гагарина накинулись? Он русский человек, который предложил восстановить памятники своего народа. Комсомолу объясните, что денег у нас на храм нет, а Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу привет». Так это и замялось. С супругой Ольгой Федоровной в последнее дежурство по академии им. Ю. А. Гагарина      — Были последствия этой поездки в Лавру с Гагариным? — У меня были, а у него нет. Мне выговор влепили «За попытку втянуть в религию первого космонавта планеты». Сами понимаете, сейчас это звучит смешно, а тогда это было клеймо. Гагарин меня увидел, а на мне лица нет от таких новостей. Юрий Алексеевич сразу стал расспрашивать, что случилось. Я ему рассказал. Так вот, он добился, чтобы выговор сняли. Сам пошел в парткомиссию, к начальнику политотдела, и сказал: «Ну, вы вообще уже перегибаете. Ну как капитан может везти полковника в Лавру? Это я его вез на нашей машине». Гагарин-то был выше меня по званию… С легендарным Владиславом Третьяком и его женой Татьяной      — А кого вы еще возили в Лавру? — В основном моих слушателей, но бывали даже иностранцы. Готовился полет Александра Александровича Волкова, и вместе с ним летели два француза: Жан-Лу Кретьен и Мишель Тонини. И Саша мне говорит: «Ну, давай! Это ж христиане. Отвезем их, пусть нашу красоту увидят!» Я согласился. Слава Богу, нам очень помог Отдел внешних церковных сношений. Когда приехали, Жан-Лу Кретьен был в восторге — он ведь закончил иезуитский колледж. Но когда мы вошли в ЦАК, он увидел клавесин. А я знал, что он блестяще играет. Говорю ему: «Жан-Лу, сыграй!» Тут оказалось, что музыкальный инструмент принадлежал самому Рахманинову, и космонавт стал отказываться и говорить, что это большая ответственность. Я говорю: «Жан-Лу, ответственность беру на себя! Сыграй!». И он сыграл, причем «Подмосковные вечера». Это звучало великолепно! С летчиком-космонавтом Валентиной Терешковой в поездке по Ярославской области      Как Подмосковье связано с Небом? — А как вы стали преподавателем в Центре подготовки космонавтов? — Начнем с того, что я вырос в семье авиатора.

http://pravoslavie.ru/102649.html

Законодательный совет, имевший ограниченные консультативные полномочия. Развитие системы плантационного хозяйства сопровождалось захватом земель у местного населения, созданием для него резерваций и использованием принудительного труда на общественных работах. Африканцы могли селиться на землях европейцев в качестве арендаторов, их наделы не превышали 1 га. Предусматривалась обязательная регистрация рабочей силы с выдачей удостоверений (кипанди) мужчинам-африканцам. Подобные меры вызвали протесты среди ряда миссионеров: так, в 1919 г., когда губернатор У. К. Норти начал практиковать систему принудительного труда, Альянс протестант. миссий подверг его критике за жестокое обращение с африканцами. В связи с этим секретарь Конференции брит. миссионерских об-в Дж. Х. Оулдем отправил брит. правительству протест против угнетения африканцев в К. В 1923 г. принята девонширская «Белая книга», в к-рой было заявлено, что интересы африканцев должны считаться первостепенными. Однако подобное мнение разделяли далеко не все миссии: зависимость миссионеров от брит. правительства влияла на их позицию. Католич. ц. св. Иосифа в Мутитуни. XX в. Католич. ц. св. Иосифа в Мутитуни. XX в. В 1920 г. Восточноафриканский протекторат был расформирован. К. стала брит. колонией, ее территория включала внутренние континентальные районы, протекторату отошла прибрежная часть Уганды. В 20-х гг. XX г. зародилось организованное политическое движение африканцев. Первые политические партии возникали на этнической основе, прежде всего у народов, наиболее пострадавших от земельных экспроприаций и трудовых мобилизаций. В 1924-1925 гг. была создана Центральная ассоциация кикуйю (ЦАК), требовавшая возвращения земель африканцам, отмены принудительных работ и выдачи кипанди. Эти процессы сказались на религиозно-церковной жизни: в 20-х гг. XX в. у большей части миссионерских церквей в данном регионе было много прихожан из местных жителей и их влияние в общинах являлось определяющим. Вскоре члены миссионерских церквей стали требовать расширения прав прихожан из коренного населения, это движение могло привести к расколу в миссиях.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Сергей Милов «Мне влепили выговор за попытку втянуть первого космонавта в православие»: история из жизни друга Гагарина 4 мин., 02.05.2022 Валентин Петров, в прошлом — преподаватель Академии Военно-воздушных сил (впоследствии — Академия им. Гагарина), был знаком с Гагариным с 1962 года. Он уже рассказывал «Фоме» о том, как Гагарин ездил с ним в Троице-Сергиеву лавру. А теперь поделился с нами интересной историей том, что случилось после той рискованной поездки. Кратко напомним суть: 1964 год. Гагарину исполняется 30 лет. Его друг по Оренбургскому летному училищу Николай Копыльцов приехал в Звездный городок, чтобы поздравить товарища с Днем рождения. Сели за стол. Копыльцов говорит Гагарину: — Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра. Я там никогда не был. — Я тоже не был, — отвечает Гагарин. — Но у меня есть мой «школьный друг», который был, и не раз... — оборачивается к Петрову, но тут на него шикает Копыльцов, мол, «молчи!». Петров кивает: дескать, не бойтесь, ребята, я с вами. Юрий Алексеевич спрашивает, если поедем туда, попадем ли на церковную службу. Петров заверяет: да там служба все время! Почему Гагарин назвал Петрова «школьным другом»? Дело в том, что Юрий Алексеевич учился в школе с полным тезкой Валентина Петрова, и даже много лет просидел с другим Валей Петровым за одной партой. Юрий Гагарин/Изображение с сайта unnatural.ru Итак, «заговорщики» отправляются в Лавру. Поездка «секретная», поэтому Петров, Гагарин и Копыльцов едут, переодевшись в «гражданку». Приезжают к вечеру. Служба уже заканчивается. Люди выходят из храма, видят Гагарина... Тут уж никакая «гражданка» не спасет — космонавта, естественно, узнают, все сразу к нему, в очередь за автографом. Гагарин — человек не гордый, готов хоть всю ночь всем раздавать подписи. Но, к счастью, гостей лавры «спасает» монах — зовет к себе в келью. Вдруг оказывается, что он — наместник Лавры... В Лавре, благодаря наместнику, гости попадают в ЦАК — Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии. Там Юрий Алексеевич видит макет Храма Христа Спасителя, уничтоженного властью («А где этот храм?» — «Там, где сейчас бассейн «Москва»...»). Он потрясен, очень переживает, что такую красоту разрушили, и позже на пленуме ЦК ВЛКСМ упоминает храм как памятник героического прошлого , построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном, сетуя на варварское отношение к памяти об этом. Одновременно он просит восстановить разрушенную Триумфальную арку — тоже памятник героев войны 1812 года. Гагарин говорит о воспитании уважения к героическому прошлому, о патриотизме и, в связи с этим... о храме?!

http://foma.ru/mne-vlepili-vygovor-za-po...

На новом сайте размещён образовательный курс, посвящённый христианскому искусству. Все материалы собраны по принципу «от простого к сложному» и разделены на три логических этапа:  «Рождение христианского искусства» , «Культура Древней Руси и Позднего Средневековья» и «Религиозное искусство Нового времени». «Сейчас доступна первая часть курса, а до конца декабря он будет выложен полностью. В программе заложены четыре направления: иконопись, церковная архитектура, религиозная живопись и мелкая пластика. Однако мы не разделяем эти направления на отдельные темы, а даём информацию комплексно, чтобы сформировать у человека цельную картину мира. Курс состоит из видеолекций, статей с инфографикой, полезных подборок, подкастов, интерактивных квизов, которые помогают закрепить пройденный материал. Цель, конечно, не в том, чтобы подготовить искусствоведа. Но после прохождения курса человек будет ориентироваться в мире христианского искусства, которое лежит в основе русской культуры», — рассказала Екатерина Кибальчич, руководитель выставочного и просветительского отдела музея.  Образовательный проект «Сердце русской культуры» — некоммерческий. Его поддержал Президентский фонд культурных инициатив, а также искусствоведы из ведущих музеев страны. «Мы собрали уникальную команду профессионалов, которые с любовью к Богу и Церкви поделились своими глубокими знаниями и опытом. Елизавета Лихачёва, директор Музея имени А.В. Щусева, прочитала лекции о церковной архитектуре. Юлия Бузыкина из Музеев Московского Кремля и Жанна Белик из Музея имени Андрея Рублёва рассказали о разных эпохах иконописи. Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, помог понять важные этапы развития искусства с богословской точки зрения. Очень рекомендую послушать лекции и подкасты отца Луки», — говорит директор ЦАК Антон Новиков.  Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» находится в Троице-Сергиевой Лавре, в здании бывшего императорского дворца XVII века. Коллекция, в которой более 20 000 произведений искусства, принадлежит Московской духовной академии. Это крупнейший музей Русской Православной Церкви, собрание по праву называют «Церковным Эрмитажем».

http://bogoslov.ru/event/6176328

В. В. Каширина Иконография Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Известно несколько живописных и графических изображений М., представленного в сане архимандрита, к-рые были созданы в последние годы жизни старца или вскоре после его кончины. В 1855 г. иером. Гавриил (Спасский ; впосл. иеросхимонах) написал портрет М. среднего размера и сделал надпись на обороте холста: «Съ натуры писалъ Ckumckiй Iepoмohaxъ Гabpiuлъ 1855го года февраля 25го». М. изображен сидящим возле стола вполоборота вправо, одет в черную монашескую рясу и клобук, правая рука лежит на книге, на груди - 2 наперсных креста, золотой и украшенный драгоценными камнями (с эмалевым Распятием в центре). У М. узнаваемый облик с индивидуальными чертами: русые волнистые волосы спадают на плечи, борода седая, узкая и раздвоенная на конце. Парным к нему является аналогичный портрет в холодном колорите его брата прп. схиигум. Антония (Путилова), написанный годом ранее (1854, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 328-329). Возможно, именно эти 2 живописных портрета преподобных М. и Антония находились в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 70). Преподобные Антоний и Моисей (Путиловы) и Макарий (Иванов). Литография по рис. П. Ф. Бореля. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. Преподобные Антоний и Моисей (Путиловы) и Макарий (Иванов). Литография по рис. П. Ф. Бореля. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. На др. небольшом живописном портрете М. 60-70-х гг. XIX в. (вероятно, тоже из собрания Оптиной пуст., ЦАК МДА), но копийного характера, изображение поколенное и почти фронтальное, стол с книгой показан справа. Преподобный в рясе и клобуке, в левой руке четки, правая лежит на коленях. Черты немного удлиненного лица правильные, нос крупный, уголки глубоко посаженных глаз опущены вниз, брови широкие, седая борода средней длины раздвоена. Кроме 2 наперсных крестов на его груди орден св. Анны 2-й степени, т. е. портрет создан после получения этой награды в 1859 г.

http://pravenc.ru/text/Моисей ...

избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхим. Амвросия: Канд. дис./МДА. Загорск, 1987; Акафист прп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202-223. Мон. Екатерина (Филиппова) Иконография Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской Прп. Амвросий (Гренков). Портрет. Худож. Д. Болотов. 1902 г. (ЦАК МДА) Прп. Амвросий (Гренков). Портрет. Худож. Д. Болотов. 1902 г. (ЦАК МДА) войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Александра Невского и св. Иоанна Иерусалимского, наградной крест в память Отечественной войны). В 1823 г., через 2 года после смерти М., по заказу кнг. С. С. Мещерской акад. Н. И. Уткин награвировал резцом его большой портрет по рис. П. Ф. Соколова (оттиски 1-го и 2-го состояния - ЦАК МДА; см. также: Принцева Г. А. Н. И. Уткин, 1780-1863. Л., 1983. С. 80-81). М. представлен вполоборота влево, на фоне окна с занавесом, возле стола с чернильницей и книгами, в правой руке сжимает записи. Индивидуальные черты внешности переданы с большим мастерством, борода со значительной проседью. В кон. 30-х гг. XIX в. на основе гравюры Уткина выполнена литография А. О. Мошарского по рисунку А. А. Калашникова из сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии» (СПб., 1835-1841; экземпляр из собрания Б. Л. Модзалевского - ИРЛИ(ПД)). Высоким качеством исполнения выделяется также портрет 20-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) с аналогичным типом изображения, но без фона, гравированный в технике пунктира Р. Купером в Лондоне и затем изданный «иждивением Рутта» в С.-Петербурге. Иконографически с этими произведениями соотносится гравюра пунктиром мастера Ф. Алексеева, вошедшая в серию, подготовленную П. П. Бекетовым (Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; один из экземпляров - в ГПИБ). На литографии 3-й четв. XIX в. (ЦАК МДА) полуфигура М. развернута в правую сторону. Портрет работы Варнека (митрополит в небольшом повороте влево) воспроизведен на гравюре акад. С. Ф. Галактионова 1-й четв. XIX в. (ЦАК МДА). Небольшое погрудное изображение М. в овале, вполоборота влево, выгравировано акад. И. В. Ческим (ЦАК МДА): как и на мн. др. портретах, панагия митрополита имеет характерный узнаваемый декор. В трактовке лица и большинстве деталей с гравюрой Ческого совпадает тоновая литография Г. Ф. Гиппиуса (1822, ГЭ; см. также вариант портрета: Гиппиус Г. А. Современники: Собр. литографических портретов гос. чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих. СПб., 1822).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

В Киевских духовных школах открылся Церковно-археологический кабинет 22 октября 2009 г. 11:25 В нынешнем году Киевские духовные школы отмечают двойной юбилей: 20-летие возрождения семинарии, а также 190-летие преобразования Киево-Могилянской академии в Киевскую духовную академию. В связи с юбилеем по благословению ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония началось возрождение Церковно-археологического кабинета. 21 октября, в день открытия научно-практической конференции  «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы», после пленарного заседания Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир торжествено освятил возрожденный ЦАК. В дар Кабинету Предстоятель Украинской Церкви передал старопечатную Постную Триодь, изданную в 1664 году. Архиепископ Бориспольский Антоний обратился к присутствующим со словом, в котором подчеркнул, что открытие ЦАК при Киевских духовных школах является восстановлением исторической справедливости — именно здесь в свое время был создан первый Церковно-археологический кабинет (позднее они появились в Московской , Санкт-Петербургской и Казанской духовных академиях). После революции все ценности Кабинета были разграблены и утеряны. Владыка ректор напомнил, что учреждение ЦАК в Московской духовной академии и семинарии стало возможным благодаря усилиям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Открытие же ЦАК в стенах Киевских духовных школ стало возможным благодаря содействию Блаженнейшего митрополита Владимира, который пожертвовал часть экспонатов из своей ризницы. Помощь в создании Кабинета оказали также сотрудники Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В экспозиции ЦАК находятся предметы церковной старины, принадлежащие разным эпохам и касающиеся истории Киевских духовных школ начиная с XVII и заканчивая XX веком. Среди экспонатов — первое издание Минеи, отпечатанное в типографии Киево-Печерской лавры в 1619 году, «Лексикон Славеноросский...», изданный в 1627 году в типографии Киево-Печерской лавры (составитель — Памво Берында), богослужебные издания XVIII века, научные издания КДА XIX века с факсимиле авторов. По материалам сайтов КДАиС и «Православие в Украине» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/920422.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010