Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ (БУЛГАРИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Евгений (Булгари) Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА) Первое приглашение Евгения (Булгариса) в Россию было передано от имени Екатерины II через С. К. Нарышкина 22 июня 1770 года. Евгению предлагалось преподавать в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Однако он отказался, ссылаясь на слабое здоровье и недостаточное знание русского языка. 5 октября того же года последовало новое приглашение, переданное через Г. В. Козицкого. 7 декабря Евгений (Булгарис) получил письмо от гр. В. Г. Орлова, в котором говорилось о намерении императрицы назначить ему ежегодное жалованье в 1 тыс. руб. и предлагалось пользоваться фондами Патриаршей библиотеки. 27 декабря 1770 года Евгений (Булгарис) написал из Лейпцига письмо с положительным ответом. 26 июля 1771 года он прибыл в Санкт-Петербург и на следующий день был представлен Екатерине II. Приезд Евгения (Булгариса) в Россию был обусловлен интересом рус. образованного общества к греч. Востоку. В то же время это событие было критически встречено мн. соотечественниками Евгения (Булгариса). Сам он выступал за объединение интересов рус. и греч. народов и рассматривал свою деятельность как направленную в пользу филэллинизма. Был убежден в том, что Россия рано или поздно примет непосредственное участие в делах православного Востока. При русском дворе Евгений (Булгарис) получал ежегодное жалованье 1,5 тыс. руб. и 1 тыс. руб. на дорожные расходы, его обслуживали по меньшей мере двое слуг. По свидетельству И. И. Мартынова, у о. Евгения был строгий распорядок дня: он спал не более трех часов, а остальное время посвящал молитве, работе, приему посетителей, чтению. Переводил с французского и итальянского языков трактаты по восточному вопросу, состоянию Османской империи и судьбе христиан в ней. |
Отец-наместник предложил пройти к нему в келью, а Гагарин сделал паузу и говорит: «Валентин, ты в келье был?» Я говорю: «Нет». Он говорит: «Я тоже не был». И со своей обворожительной улыбкой обращается к наместнику: «Батюшка, а давайте сделаем так: сначала к мощам Сергия, а потом куда угодно!» После того как мы приложились к раке с мощами, Юрий Алексеевич меня спросил: «Ты почувствовал что-то?» Я говорю: «Да. Какой-то необыкновенный запах. Такая благодать, Юра». Он говорит: «Вот видишь! Я думал, это мне одному показалось». И тогда же наместник предложил посетить ЦАК. У нас эта аббревиатура ассоциировалось с центральной аэродинамической трубой — ЦАТ. Поэтому Гагарин отказывался, пока я не объяснил, что это Церковно-археологический кабинет, то есть музей. Когда мы вошли туда, по его вопросам и комментариям стало понятно, что он многое знает о вере. Я думаю, это у него от родителей — его мама была верующая, да и отец знал православные традиции и следовал им. С Патриархом Алексием II и героями России Юрием Лончаковым и Сергеем Залетиным Когда Гагарин увидел макет Храма Христа Спасителя, он буквально пришел в восторг. Макет собрали в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых, и внутри все детали интерьера воспроизведены так, как они были в оригинале. Юрий Алексеевич долго его разглядывал и потом, выдохнув, спросил: «Где ж эта красота?» А отец-наместник ему в ответ: «Юрий Алексеевич, сейчас там бассейн “Москва”…» Это запало ему в душу. В ноябре 1965 года, на пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном патриотическому воспитанию молодежи, будучи членом ЦК ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета, первым космонавтом планеты и Героем Советского Союза, Гагарин предложил восстановить Храм Христа Спасителя. При этом он подчеркнул, что храм — памятник воинской славы, о котором мы не должны забывать. И тут же добавил, что вместе с ним нужно восстановить и Триумфальную арку, которую тоже разобрали. После выступления перепуганный президиум сразу доложил наверх, что Гагарин несет на пленуме крамолу. |
Потом Юрию Алексеевичу рассказал первый секретарь ЦК ВЛКСМ, с которым он дружил, о реакции Брежнева: «Что вы на Гагарина накинулись? Он русский человек, который предложил восстановить памятники своего народа. Комсомолу объясните, что денег у нас на храм нет, а Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу привет». Так это и замялось. С супругой Ольгой Федоровной в последнее дежурство по академии им. Ю. А. Гагарина — Были последствия этой поездки в Лавру с Гагариным? — У меня были, а у него нет. Мне выговор влепили «За попытку втянуть в религию первого космонавта планеты». Сами понимаете, сейчас это звучит смешно, а тогда это было клеймо. Гагарин меня увидел, а на мне лица нет от таких новостей. Юрий Алексеевич сразу стал расспрашивать, что случилось. Я ему рассказал. Так вот, он добился, чтобы выговор сняли. Сам пошел в парткомиссию, к начальнику политотдела, и сказал: «Ну, вы вообще уже перегибаете. Ну как капитан может везти полковника в Лавру? Это я его вез на нашей машине». Гагарин-то был выше меня по званию… С легендарным Владиславом Третьяком и его женой Татьяной — А кого вы еще возили в Лавру? — В основном моих слушателей, но бывали даже иностранцы. Готовился полет Александра Александровича Волкова, и вместе с ним летели два француза: Жан-Лу Кретьен и Мишель Тонини. И Саша мне говорит: «Ну, давай! Это ж христиане. Отвезем их, пусть нашу красоту увидят!» Я согласился. Слава Богу, нам очень помог Отдел внешних церковных сношений. Когда приехали, Жан-Лу Кретьен был в восторге — он ведь закончил иезуитский колледж. Но когда мы вошли в ЦАК, он увидел клавесин. А я знал, что он блестяще играет. Говорю ему: «Жан-Лу, сыграй!» Тут оказалось, что музыкальный инструмент принадлежал самому Рахманинову, и космонавт стал отказываться и говорить, что это большая ответственность. Я говорю: «Жан-Лу, ответственность беру на себя! Сыграй!». И он сыграл, причем «Подмосковные вечера». Это звучало великолепно! С летчиком-космонавтом Валентиной Терешковой в поездке по Ярославской области Как Подмосковье связано с Небом? — А как вы стали преподавателем в Центре подготовки космонавтов? — Начнем с того, что я вырос в семье авиатора. |
Законодательный совет, имевший ограниченные консультативные полномочия. Развитие системы плантационного хозяйства сопровождалось захватом земель у местного населения, созданием для него резерваций и использованием принудительного труда на общественных работах. Африканцы могли селиться на землях европейцев в качестве арендаторов, их наделы не превышали 1 га. Предусматривалась обязательная регистрация рабочей силы с выдачей удостоверений (кипанди) мужчинам-африканцам. Подобные меры вызвали протесты среди ряда миссионеров: так, в 1919 г., когда губернатор У. К. Норти начал практиковать систему принудительного труда, Альянс протестант. миссий подверг его критике за жестокое обращение с африканцами. В связи с этим секретарь Конференции брит. миссионерских об-в Дж. Х. Оулдем отправил брит. правительству протест против угнетения африканцев в К. В 1923 г. принята девонширская «Белая книга», в к-рой было заявлено, что интересы африканцев должны считаться первостепенными. Однако подобное мнение разделяли далеко не все миссии: зависимость миссионеров от брит. правительства влияла на их позицию. Католич. ц. св. Иосифа в Мутитуни. XX в. Католич. ц. св. Иосифа в Мутитуни. XX в. В 1920 г. Восточноафриканский протекторат был расформирован. К. стала брит. колонией, ее территория включала внутренние континентальные районы, протекторату отошла прибрежная часть Уганды. В 20-х гг. XX г. зародилось организованное политическое движение африканцев. Первые политические партии возникали на этнической основе, прежде всего у народов, наиболее пострадавших от земельных экспроприаций и трудовых мобилизаций. В 1924-1925 гг. была создана Центральная ассоциация кикуйю (ЦАК), требовавшая возвращения земель африканцам, отмены принудительных работ и выдачи кипанди. Эти процессы сказались на религиозно-церковной жизни: в 20-х гг. XX в. у большей части миссионерских церквей в данном регионе было много прихожан из местных жителей и их влияние в общинах являлось определяющим. Вскоре члены миссионерских церквей стали требовать расширения прав прихожан из коренного населения, это движение могло привести к расколу в миссиях. |
Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Сергей Милов «Мне влепили выговор за попытку втянуть первого космонавта в православие»: история из жизни друга Гагарина 4 мин., 02.05.2022 Валентин Петров, в прошлом — преподаватель Академии Военно-воздушных сил (впоследствии — Академия им. Гагарина), был знаком с Гагариным с 1962 года. Он уже рассказывал «Фоме» о том, как Гагарин ездил с ним в Троице-Сергиеву лавру. А теперь поделился с нами интересной историей том, что случилось после той рискованной поездки. Кратко напомним суть: 1964 год. Гагарину исполняется 30 лет. Его друг по Оренбургскому летному училищу Николай Копыльцов приехал в Звездный городок, чтобы поздравить товарища с Днем рождения. Сели за стол. Копыльцов говорит Гагарину: — Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра. Я там никогда не был. — Я тоже не был, — отвечает Гагарин. — Но у меня есть мой «школьный друг», который был, и не раз... — оборачивается к Петрову, но тут на него шикает Копыльцов, мол, «молчи!». Петров кивает: дескать, не бойтесь, ребята, я с вами. Юрий Алексеевич спрашивает, если поедем туда, попадем ли на церковную службу. Петров заверяет: да там служба все время! Почему Гагарин назвал Петрова «школьным другом»? Дело в том, что Юрий Алексеевич учился в школе с полным тезкой Валентина Петрова, и даже много лет просидел с другим Валей Петровым за одной партой. Юрий Гагарин/Изображение с сайта unnatural.ru Итак, «заговорщики» отправляются в Лавру. Поездка «секретная», поэтому Петров, Гагарин и Копыльцов едут, переодевшись в «гражданку». Приезжают к вечеру. Служба уже заканчивается. Люди выходят из храма, видят Гагарина... Тут уж никакая «гражданка» не спасет — космонавта, естественно, узнают, все сразу к нему, в очередь за автографом. Гагарин — человек не гордый, готов хоть всю ночь всем раздавать подписи. Но, к счастью, гостей лавры «спасает» монах — зовет к себе в келью. Вдруг оказывается, что он — наместник Лавры... В Лавре, благодаря наместнику, гости попадают в ЦАК — Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии. Там Юрий Алексеевич видит макет Храма Христа Спасителя, уничтоженного властью («А где этот храм?» — «Там, где сейчас бассейн «Москва»...»). Он потрясен, очень переживает, что такую красоту разрушили, и позже на пленуме ЦК ВЛКСМ упоминает храм как памятник героического прошлого , построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном, сетуя на варварское отношение к памяти об этом. Одновременно он просит восстановить разрушенную Триумфальную арку — тоже памятник героев войны 1812 года. Гагарин говорит о воспитании уважения к героическому прошлому, о патриотизме и, в связи с этим... о храме?! |
На новом сайте размещён образовательный курс, посвящённый христианскому искусству. Все материалы собраны по принципу «от простого к сложному» и разделены на три логических этапа: «Рождение христианского искусства» , «Культура Древней Руси и Позднего Средневековья» и «Религиозное искусство Нового времени». «Сейчас доступна первая часть курса, а до конца декабря он будет выложен полностью. В программе заложены четыре направления: иконопись, церковная архитектура, религиозная живопись и мелкая пластика. Однако мы не разделяем эти направления на отдельные темы, а даём информацию комплексно, чтобы сформировать у человека цельную картину мира. Курс состоит из видеолекций, статей с инфографикой, полезных подборок, подкастов, интерактивных квизов, которые помогают закрепить пройденный материал. Цель, конечно, не в том, чтобы подготовить искусствоведа. Но после прохождения курса человек будет ориентироваться в мире христианского искусства, которое лежит в основе русской культуры», — рассказала Екатерина Кибальчич, руководитель выставочного и просветительского отдела музея. Образовательный проект «Сердце русской культуры» — некоммерческий. Его поддержал Президентский фонд культурных инициатив, а также искусствоведы из ведущих музеев страны. «Мы собрали уникальную команду профессионалов, которые с любовью к Богу и Церкви поделились своими глубокими знаниями и опытом. Елизавета Лихачёва, директор Музея имени А.В. Щусева, прочитала лекции о церковной архитектуре. Юлия Бузыкина из Музеев Московского Кремля и Жанна Белик из Музея имени Андрея Рублёва рассказали о разных эпохах иконописи. Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, помог понять важные этапы развития искусства с богословской точки зрения. Очень рекомендую послушать лекции и подкасты отца Луки», — говорит директор ЦАК Антон Новиков. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» находится в Троице-Сергиевой Лавре, в здании бывшего императорского дворца XVII века. Коллекция, в которой более 20 000 произведений искусства, принадлежит Московской духовной академии. Это крупнейший музей Русской Православной Церкви, собрание по праву называют «Церковным Эрмитажем». |
В. В. Каширина Иконография Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Известно несколько живописных и графических изображений М., представленного в сане архимандрита, к-рые были созданы в последние годы жизни старца или вскоре после его кончины. В 1855 г. иером. Гавриил (Спасский ; впосл. иеросхимонах) написал портрет М. среднего размера и сделал надпись на обороте холста: «Съ натуры писалъ Ckumckiй Iepoмohaxъ Гabpiuлъ 1855го года февраля 25го». М. изображен сидящим возле стола вполоборота вправо, одет в черную монашескую рясу и клобук, правая рука лежит на книге, на груди - 2 наперсных креста, золотой и украшенный драгоценными камнями (с эмалевым Распятием в центре). У М. узнаваемый облик с индивидуальными чертами: русые волнистые волосы спадают на плечи, борода седая, узкая и раздвоенная на конце. Парным к нему является аналогичный портрет в холодном колорите его брата прп. схиигум. Антония (Путилова), написанный годом ранее (1854, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 328-329). Возможно, именно эти 2 живописных портрета преподобных М. и Антония находились в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 70). Преподобные Антоний и Моисей (Путиловы) и Макарий (Иванов). Литография по рис. П. Ф. Бореля. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. Преподобные Антоний и Моисей (Путиловы) и Макарий (Иванов). Литография по рис. П. Ф. Бореля. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. На др. небольшом живописном портрете М. 60-70-х гг. XIX в. (вероятно, тоже из собрания Оптиной пуст., ЦАК МДА), но копийного характера, изображение поколенное и почти фронтальное, стол с книгой показан справа. Преподобный в рясе и клобуке, в левой руке четки, правая лежит на коленях. Черты немного удлиненного лица правильные, нос крупный, уголки глубоко посаженных глаз опущены вниз, брови широкие, седая борода средней длины раздвоена. Кроме 2 наперсных крестов на его груди орден св. Анны 2-й степени, т. е. портрет создан после получения этой награды в 1859 г. |
избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхим. Амвросия: Канд. дис./МДА. Загорск, 1987; Акафист прп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202-223. Мон. Екатерина (Филиппова) Иконография Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской Прп. Амвросий (Гренков). Портрет. Худож. Д. Болотов. 1902 г. (ЦАК МДА) Прп. Амвросий (Гренков). Портрет. Худож. Д. Болотов. 1902 г. (ЦАК МДА) войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М. |
Александра Невского и св. Иоанна Иерусалимского, наградной крест в память Отечественной войны). В 1823 г., через 2 года после смерти М., по заказу кнг. С. С. Мещерской акад. Н. И. Уткин награвировал резцом его большой портрет по рис. П. Ф. Соколова (оттиски 1-го и 2-го состояния - ЦАК МДА; см. также: Принцева Г. А. Н. И. Уткин, 1780-1863. Л., 1983. С. 80-81). М. представлен вполоборота влево, на фоне окна с занавесом, возле стола с чернильницей и книгами, в правой руке сжимает записи. Индивидуальные черты внешности переданы с большим мастерством, борода со значительной проседью. В кон. 30-х гг. XIX в. на основе гравюры Уткина выполнена литография А. О. Мошарского по рисунку А. А. Калашникова из сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии» (СПб., 1835-1841; экземпляр из собрания Б. Л. Модзалевского - ИРЛИ(ПД)). Высоким качеством исполнения выделяется также портрет 20-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) с аналогичным типом изображения, но без фона, гравированный в технике пунктира Р. Купером в Лондоне и затем изданный «иждивением Рутта» в С.-Петербурге. Иконографически с этими произведениями соотносится гравюра пунктиром мастера Ф. Алексеева, вошедшая в серию, подготовленную П. П. Бекетовым (Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; один из экземпляров - в ГПИБ). На литографии 3-й четв. XIX в. (ЦАК МДА) полуфигура М. развернута в правую сторону. Портрет работы Варнека (митрополит в небольшом повороте влево) воспроизведен на гравюре акад. С. Ф. Галактионова 1-й четв. XIX в. (ЦАК МДА). Небольшое погрудное изображение М. в овале, вполоборота влево, выгравировано акад. И. В. Ческим (ЦАК МДА): как и на мн. др. портретах, панагия митрополита имеет характерный узнаваемый декор. В трактовке лица и большинстве деталей с гравюрой Ческого совпадает тоновая литография Г. Ф. Гиппиуса (1822, ГЭ; см. также вариант портрета: Гиппиус Г. А. Современники: Собр. литографических портретов гос. чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих. СПб., 1822). |
В Киевских духовных школах открылся Церковно-археологический кабинет 22 октября 2009 г. 11:25 В нынешнем году Киевские духовные школы отмечают двойной юбилей: 20-летие возрождения семинарии, а также 190-летие преобразования Киево-Могилянской академии в Киевскую духовную академию. В связи с юбилеем по благословению ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония началось возрождение Церковно-археологического кабинета. 21 октября, в день открытия научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы», после пленарного заседания Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир торжествено освятил возрожденный ЦАК. В дар Кабинету Предстоятель Украинской Церкви передал старопечатную Постную Триодь, изданную в 1664 году. Архиепископ Бориспольский Антоний обратился к присутствующим со словом, в котором подчеркнул, что открытие ЦАК при Киевских духовных школах является восстановлением исторической справедливости — именно здесь в свое время был создан первый Церковно-археологический кабинет (позднее они появились в Московской , Санкт-Петербургской и Казанской духовных академиях). После революции все ценности Кабинета были разграблены и утеряны. Владыка ректор напомнил, что учреждение ЦАК в Московской духовной академии и семинарии стало возможным благодаря усилиям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Открытие же ЦАК в стенах Киевских духовных школ стало возможным благодаря содействию Блаженнейшего митрополита Владимира, который пожертвовал часть экспонатов из своей ризницы. Помощь в создании Кабинета оказали также сотрудники Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В экспозиции ЦАК находятся предметы церковной старины, принадлежащие разным эпохам и касающиеся истории Киевских духовных школ начиная с XVII и заканчивая XX веком. Среди экспонатов — первое издание Минеи, отпечатанное в типографии Киево-Печерской лавры в 1619 году, «Лексикон Славеноросский...», изданный в 1627 году в типографии Киево-Печерской лавры (составитель — Памво Берында), богослужебные издания XVIII века, научные издания КДА XIX века с факсимиле авторов. По материалам сайтов КДАиС и «Православие в Украине» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
| |