По сведениям из жизнеописания, портреты М. Е. вызывали припадки у людей одержимых, то же происходило и на месте ее погребения (Там же. С. 76). Почитатели затворницы заказывали списки портрета-образца, от к-рых тоже происходили чудеса. Так, в 1869 г., когда пожар истребил дом мещанина Ф. Т. Абрамова в с. Илек Суджанского у. Курской губ., портрет М. Е. был найден на дворе 11-летним сыном Абрамовых «посреди горящих угольев, оставшихся от большого запаса дров, погоревших мгновенно, вместе с прочим имуществом…» (Там же. С. 78-79). Это живописное изображение небольшого размера было впосл. помещено в киот с неугасимой лампадой, а благочестивые владельцы, быстро восстановившие свой дом, часто приглашали свящ. Димитрия Попова служить панихиды по М. Е. Елецкая мон. Иннокентия исцелилась от головной боли и тоски после того, как затворница, изображенная на портрете, строго пригрозила ей пальцем (Там же. С. 68-69). Упомянутые в жизнеописании портреты нельзя соотнести с сохранившимися произведениями, которые были распространены и свидетельствовали о широком почитании М. Е. Наиболее ранним является офорт К. Милославского (цензурное разрешение прот. Ф. А. Голубинского от 25 мая 1844; ГЛМ - оттиск с надписью под изображением, ЦАК МДА; см.: Духовные светочи России. С. 211. Кат. 194; Ровинский. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 656). Он был создан через 8 лет после кончины М. Е. и, по-видимому, близко воспроизводил написанный по видению мон. Сергию оригинал. Подвижница изображена вполоборота влево, по пояс, в темном одеянии - монашеской скуфье характерной формы, и в верхней одежде с воротником; руки сложены на груди: в правой - довольно большой крест-распятие, в левой - четки. Крест, появившийся на первопортрете, стал атрибутом преподобной благодаря чудесному видению. У М. Е. характерная аскетическая внешность с точной возрастной характеристикой затворницы в преклонных летах: впалые щеки, глубокие морщины, большие глаза полуприкрыты, редкие волоски на подбородке; из-под скуфьи внизу выбиваются пряди темных волос. Гравюра стала образцом для ряда живописных повторений и послужила распространению иконографии М. Е.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

М. А. Корзо Иконография Архим. Иннокентий (Гизель). Гравюра мастера школы П. П. Бекетова. 1843 г. (РГБ) Архим. Иннокентий (Гизель). Гравюра мастера школы П. П. Бекетова. 1843 г. (РГБ) Сохранился живописный портрет И., предположительно 1-й пол. XVIII в. (после 1718), крупного размера (228 ´ 105 см, НХМУ - Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 171. 152), входивший в цикл полотен с изображениями настоятелей Киево-Печерской лавры. Эти портреты, выполненные в лаврской живописной мастерской, помещались в Успенской (Великой) ц., впосл. поступили в ризницу собора (Там же. С. 168; Лопухина Е. В. Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры//Филевские чт.: Тез. конф. 10-12 окт. 2006 г./ЦМиАР. М., 2006. С. 47-49). И. представлен в рост, вполоборота влево, в мантии лаврского архимандрита и черном клобуке, с наперсным крестом, в руках - жезл и четки. Облик И. сохраняет индивидуальные черты - нос с горбинкой, впалые щеки, небольшая, узкая на конце борода с проседью. Как и др. архимандриты, он показан в интерьере с драпировкой на фоне и с распятием Христовым на столе, слева вверху - герб, внизу написаны краткие биографические сведения. В 70-х гг. XIX в. др. портрет И. находился в конгрегационном зале КДА (Для посетителей портретной залы при КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 6). Изображение И. сохранилось в серии портретов, награвированных по заказу П. П. Бекетова первоначально для издания «Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания» (М., 1843; лист в собрании ЦАК МДА). Погрудный образ иерарха вполоборота влево, с округлой бородой средней величины, в клобуке, в мантии с херувимами на скрижалях и с наперсным крестом, заключен в овал (2-е изд. выполнено для кн.: Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844). Близкое повторение этого портрета в круге имеется на гравюре пунктиром А. А. Осипова (6 изображений на листе), помещенной в кн.: Источники малороссийской истории, собранные Д. Н. Бантыш-Каменским и изданные О. М. Бодянским. М., 1858-1859. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Директор музея Московской духовной академии принял участие в форуме по развитию религиозного туризма в Белграде 25 февраля 2019 г. 13:38 21 и 22 февраля 2019 года директор музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» (ЦАК), помощник руководителя Паломнического центра Троице-Сергиевой лавры А.С. Новиков принял участие в мероприятиях, посвященных Дням российской духовной культуры в Сербии. Мероприятия, организованные Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Сербия, проходили в старейшем европейском представительстве Российской Федерации — «Русском доме» в Белграде. В открытии Дней российской духовной культуры в Сербии приняли участие: Святейший Патриарх Сербский Ириней , Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии Александр Чепурин, заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова, министр культуры и информации Сербии Владан Вукосавлевич, депутат Государственной Думы ФС РФ Александр Шолохов, руководитель представительства Россотрудничества в Сербии Надежда Кущенкова. Предстоятель Сербской Православной Церкви  в приветственном слове подчеркнул, что русские и сербы — братские народы, имеющие близкие и дружественные отношения, и нельзя позволить внешним силам разъединить их и уничтожить подобное взаимодействие. Участники форума в своих выступлениях также отметили особую духовную составляющую в отношениях между двумя странами — общую историю, культуру и веру. В тот же день в «Русском доме» состоялось открытие выставок «Душа России», «Мир Шолохова: донское казачество», а также экспозиции, посвященной художественным промыслам и ремеслам России, на которой директор ЦАКа А.С. Новиков представил продукцию мастерских Троице-Сергиевой лавры. В рамках программы выставки открылся форум по развитию религиозного туризма и паломничества, в ходе которого А.С. Новиков рассказал о потенциале лавры и ее подворий. «Мы уделяем серьезное внимание инфраструктуре, поэтому наши объекты готовы к приему большого числа паломников и туристов. Сергиев Посад является вратами Золотого кольца, поэтому мы задаем высокую планку качеству приема наших гостей», — сказал, в частности помощник руководителя Паломнического центра Троице-Сергиевой лавры. Он также рассказал об уникальной коллекции Церковно-археологический кабинет, способной привлечь внимание большого числа паломников и туристов. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Святейший Патриарх Кирилл не раз обращался к церковным организациям, включая монастыри, чтобы они, по возможности, создавали музеи. Вероятно, уже можно сказать утвердительно, что на сегодняшний день церковные музеи – состоявшееся явление современной культурной жизни. В частности, список монастырских музеев немаленький, и мы видим, что он постоянно пополняется. Это очень правильное направление развития, призванное сохранить материальное и нематериальное православное духовное наследие. Любите свое дело и накапливайте профессионализм! Людмила Михайловна, а какие слова в качестве доброго напутствия Вы бы адресовали тем, кто только недавно начал заниматься созданием музея?      Конечно, самое главное напутствие: любите свое дело! Если вы будете относиться к тому, чем занимаетесь, с искренней любовью, если вам это интересно и вдохновляет вас, тогда всё получится. И помните: исходный тезис нашего дела – сбережение. Уникальная особенность музея как институции заключается в работе с подлинниками, которые надо изучать, описывать и следить за их сохранностью. Во что впоследствии превратится маленькая коллекция, наперед трудно сказать. Мы ведь знаем, как начинались большие коллекции больших музеев – нередко с нескольких вещей. Может быть, получится и так, что крохотные комнатка-две с реликвиями впоследствии превратятся в музей, к примеру, такой же, как ЦАК. Ведь Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии тоже начинался как кабинет учебных пособий, а теперь в нем имеется прекрасная богатая коллекция, где, помимо икон и картин известных художников, выставлены старинные рукописные и печатные книги, церковная утварь и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей разных времен. Много в ЦАКе бесценных редчайших вещей!      Так что повторюсь: музейное дело надо начинать, имея в сердце любовь к нему. Плюс к этому: нужно читать и читать литературу, посвященную вопросу хранения музейных ценностей. Всё в этой области следует изучать досконально, поскольку разные виды предметов, разные материалы требуют совершенно разных условий хранения. Иными словами, необходимо накапливать профессионализм.

http://pravoslavie.ru/143219.html

18 ноября 1866 года Век сей лукав, чистому добру неохотно верит; случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий. […] Без даты Портрет архиерея (предположительно портрет Саввы (Тихомирова) , архиепископа Тверского и Кашинского). Неизвестный художник. Третья четверть XIX в. ЦАК МДА Письма к архиепископу Филарету 578 Не должно сердиться, что другие делают несогласное с нашим убеждением. Должно делать справедливое и полезное по совести и полагать наше дело в руки Провидения. Если благословится успехом, слава Богу. Если и к добру направленное по грехам нашим превращено будет: смиримся и осудим свой помысл, а не станем судить других и роптать на них. […] 19 декабря 1836 года Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский Ошибка не преступление. Нечистый лист печатный не то, что нечистая совесть. Жаль только, и на это я уже не в первый раз жалуюсь, что при сильных напоминаниях об осторожности еще оказывается у нас или беззаботная, или самонадеянная неосмотрительность. Или время начати суд от дома Божия 579 , и потому свет отъемлется 580 ? Преклоним смиренно выю под сей суд, но поревнуем об очищении наших дел не только пред Богом и совестью, да имеем мир, но и пред человеки, да не смущаем ближнего, которого назидать долженствуем. […] 12 ноября 1838 года Некто, бывший в вашем краю, сказал мне также, что преосвященный Платон 581 в Вильне обходительностью своею со всеми более успевал, нежели Вы у себя. Конечно, это успех поверхностный, но не всегда надобно пренебрегать оным. Служить Богу можем, убегая людей: служить управлению людьми нельзя иначе, как общением. Только надобно, чтобы оно не противоречило характеру служения. Ежели Вы и сказали, что силы Ваши доведены до изнеможения, надеюсь однако, что будете иметь еще силы сказать с апостолом: егда… немощствую, тогда силен есмь 582 . […] 7 августа 1845 года Запрещение выхода из духовного звания не нужно. Невольник не богомольник. И к чему это порабощение свободных ныне, когда и несвободным дают свободу? 583 […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

(WBC; 46); Johnson L. T. First and Second Letters to Timothy. N. Y., 2001. P. 10, 319. (The Anchor Bible; 35A); Karpos//DHGE. 2003. T. 28. Col. 993; Towner P. H. The Letters to Timothy and Titus. Grand Rapids (Mich.), 2006. P. 627, 629. (NICNT); Fiore B., Harrington D. J. The Pastoral Epistles: 1st Timothy, 2nd Timothy, Titus. Collegeville (Minn.), 2007. P. 184-185; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 287; Twomey J. The Pastoral Epistles through the Centuries. Chichester; Oxf., 2009. P. 187-189. В эпоху позднего средневековья в иконографии К. стал преобладать облик старца, кроме того, его апостольские одежды и атрибуты сменились облачением епископа. Возможной причиной изменений в изображении облика святого было влияние на него иконографии мч. Карпа Фиатирского (см. ст. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника ), к-рый изображался старцем. Так, в Строгановском иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. о внешности К. сказано так: «Сед, плешив, брада Власиева пошире (длиной до середины груди, внизу разделенная на пряди.- Ю. У.), на плечах амфор, риза празелень, испод лазорь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102), ср. описание внешности мч. Карпа под 13 окт.: «Поп, сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилася» (Там же. С. 38). В соответствии с приведенным описанием К. представлен на майской иконе-минее нач. XVII в. (ЦАК МДА), а также на поле пядничной иконы «Ангел-хранитель» сер. XVII в. из ц. Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 281. Кат. 734). Ерминия иером. Дионисия Фурнаграфиота (ок. 1730-1733) также предписывает изображать К. как «старца с раздвоенной бородою» (Ерминия ДФ. С. 157). На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. представлен в рост, в хитоне и гиматии, с широким омофором на плечах, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, на страницы к-рого он указывает перстом правой руки. Волосы короткие, пышные, кудрявые; широкая длинная борода ниже груди ( Ермакова, Хромов. 2004. С. 48. Кат. 34.9). На святцах И. К. Любецкого 1730 г. святой изображен в редком для этой эпохи облике средовека, с короткими волосами и бородой до середины груди, облачен в хитон и гиматий (без омофора), левой рукой придерживает закрытый кодекс Евангелия (Там же. Кат. 35.8). В изданном в 1910 г. «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусов рекомендует изображать К. так: «Сед, плешив, борода широкая и длинная, немного выше пояса; типом грек, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).

http://pravenc.ru/text/1681123.html

Также прекрасно изменено по Христианским идеям лужицкое предание о музыкальных существах, совершенно соответствующих Эльфам: Лужицкие ludki пропали с тех пор, как завелись колокола. звону которых они не могут терпеть. з) Эльфы знают будущее и все, где что ни делается: карлик Alvis (всезнающий), в Эдде, умеет ответить на все вопросы бога Тора; он везде бывал, все видывал и все знает. В Нибелунгах водные Эльфы предсказали Бургундам их судьбу. Вила предсказала Кралевитю Марку, что он скоро умрет «од Бога, од старог крвника», Вук. 2, 440. Валькирия Брингильдр сообщила Сигурду: «все руны, какие только человек желает знать, и говорить на всяком человеческом языке, и исцелять мазями», Gripis spà. Заметим кстати, что темные изобразительные выражения в Эдде называются рунами: Сигрун говорит Гельги: «ты рассказываешь о битве воинскими pyhaмu(val-rúnom)»: такая руна, напр.: кормить орлов копьями, вм. поражать. Сл. о П.И. предлагает много выражений, подобных скн. рунам. Особенно любопытно обратить внимание на один эпический мотив: существа сверхестественные, как все знающие, любят предлагать смертным загадки, которые без сомнения те же руны. В одной малорусской песне Русалка загадывает одной девице следующие загадки (Макс. Мал. Песн. 162 ): Ой що росте без кореня, а що бежит без пóвода, а що цвете без всякого цвету? Камень просте без кореня, вода бежит да без пóвода, папороть цвете без всякого цвету. Разрешение высших вопросов также предоставляется существамми сверхестественным, каким является в одной сербской песне рыба, не только соответствующая водяным Русалкам, но и напоминающая божественную рыбу в индийском эпизоде о потопе, Вук. 1, Дjbojka cjeдu kpaj мора, цак сама себи говори: «ах, мили Боже и драги! има л’што шире од мора? има л’што дуже од поля? има л’што брже од коня? има л’што cлaдje од меда? има л’што драже од брата?» Говори риба из воде: «дjebojko, луда будало! шире je небо од мора, дуже je море од поля, брже су очи од коня, cлaдju je шemjep од меда, дражи je драги од брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

2) Брандза-барамида. Под именем сим известны на Тибетском языке не одно, а многие сочинения, слишком неравномерных объемов. В них говорится по преимуществу о деяниях Будды, прославляется его учение и счастье тех, кои верны ему. 3) Джадамба. Она составляет отдел Брандза-Барамиды и справедливо может назваться панегириком всему сонму богов. Похвалы писаны стихами, число которых простирается до восьми тысяч. 4) Доди дзамлун, или Улигерун далай. Занимается рассказом о борьбе Будды с последователями черной веры, о торжестве над ними, и в особенности о чудесах, из которых пятнадцать составляют венец славы Шигемуния. 97 5) Шигемунин намтар. Это Шигемуниева биография, отличающаяся от других подобных жизнеописаний полнотой, а потому и пользуется большим уважением. 6) Мани гамбум. Книга богатая сколько историческими, столько и нравственными уроками. Барамиды ее, быв применены к известной молитве – ом, ма, ни, бад, ме, хом, служат как бы лестницею, возводящею из мира Сансари в царство Сукавади. 7) Чихула кереглекчи считается лучшим руководством к познанию основных начал буддийской космологии. 8) Кайба джумнейн даг-ик, иначе мергет гарху орон, трактует о составе и взаимных отношениях миров, о богах и гениях, и определяет значение и обязанности лиц буддийской иерархии. 9) Санан-сецень пытается решить великие космологические задачи, касающиеся начала мира и тех переворотов, какие уже испытаны им, или еще грозят ему. 98 10) Саин цак дает понятие о первобытном состоянии мира, и в особенности раскрывает историю происхождения богов мироправителей. 11) Алтан герыл. Этот золотой свет ограничен немногими сказаниями о самоотвержении Шигемуния и об открытии им же самим золотого гроба, вмещавшего белоснежные его кости. 12) Бадма гатан. Принадлежит к разряду таинственных. Но таинства ее находят место лишь в красном корне, которому и посвящена она сочинителем своим бакшею Бадма Самбабою. 13) Арапсал – служебник желтого или Шигемуниева обряда. В 72-х отделах, из которых состоит Арапсал, содержатся службы целого года, примененные: а) к трем богослужебным временам: утру, полудню и вечеру: б) к трем отделениям богов мироправителей – гурбан цагун бурхандор т. е. настоящего, прошедшего и будущего времени ; в) к трем классам существ божеской натуры, каковыми признаются бурханы, бодисаты и тенгерины. Не забыты здесь и перерожденцы, особенно Банчин-богдо, Далай-лама и Ургинский Хутукту, известный под именем Дзибдзан дамбейн геген.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

О. Александр Смирнов умер в сентябре 1950 г. — внезапно. На похоронах слово произносил, в частности, Вертоградов. Он говорил витиевато, в византийском стиле, но со множеством сорных слов типа «так сказать», «понимаешь», «значит» — что создавало трагикомический эффект: «Вот лежишь ты, понимаешь, бездыханный, а ведь вчера еще, можно сказать, ты разговаривал со мной по телефону…» На экзаменах во время подготовки у нас можно было иметь при себе список вопросов — чтобы лучше ориентироваться. Естественно, эти списки были изрядно «подкованы» — рядом с вопросом убористым почерком писали и ответ. У нас учился один старенький священник, о. Сергий. Как–то достался ему вопрос по догматике. Выйдя отвечать, он прочитал вопрос и замолчал. «Ну, что же вы, батюшка?» — «Да, тут очень мелко написано, я не вижу!» Но его все любили и оценку поставили положительную. Бывало, что заниматься приходилось ночами. Чтобы не клонило в сон, практиковали такой «физиологический раствор»: крепкий сладкий чай и хлеб с солью. Я как–то, для большего эффекта, добавил к нему кофе, — так потом еле в себя пришел: состояние лихорадочного возбуждения, сердцебиение и т. п. ЦАК В начале осени 1948 г. Святейший Патриарх приехал в Лавру и посетил здание чертогов (от этого его довольно долго удерживали, потому что там, что называется, можно было ногу сломать — лестницы были ненадежные, полов никаких не было). Он осмотрел нашу спальню, спросил, где стоит моя койка, потом велел мне перебираться в митрополичьи покои, — ему не нравилось, что койки стоят слишком близко. Неудивительно, потому что у нас тогда было всего шесть комнат в нижнем этаже. Потом он поднялся на второй этаж, — чувствовалось, что его охватывает все большее и большее волнение, — остановился в маленькой комнатке напротив двери и сказал: «А здесь я жил…» Тогда, в годы его учения, преосвященный Арсений, ректор Академии, зная его по семейным отношениям и выделяя среди студентов, поселил его рядом с собой в этой маленькой комнатке. Патриарх осмотрел голые стены, потом его взгляд остановился на подоконнике и он сказал: «А вот за это мне очень досталось от владыки ректора, потому, что когда он уехал в отпуск, я приказал разобрать часть подоконника, чтобы поставить туда стол».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

К офиц. полнофигурному варианту с подробным жизнеописанием святителя относился также портрет И. 1844 г. работы «курского живописца» (?) Сергея Моисеева, принадлежавший некогда Белгородскому архиерейскому дому ( Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.; Кобец и др. 2006. С. 68). Сохранился близкий по типу, упрощенный по живописи ростовой образ на холсте посл. трети XIX в. (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде): И. в светлом подризнике и в облачении ярких синего, малинового, зеленого цветов, с добавленными впосл. нимбом и надписью. Тогда же выполнен небольшой по размеру, холодный по колориту портрет из частного собрания в Белгороде: фигура И. поставлена на орлеце в церковном интерьере, вверху слева - большое облако с образом благословляющего Спасителя в сиянии. Группа портретов И. 2-го извода, имеющих не столь парадный характер, тоже довольно многочисленна и вариативна. На изображениях святителя в др. типе облачения (в архиерейской мантии, черном клобуке) его полуфигура обычно развернута вправо. К этому ряду можно отнести 2 идентичных по изводу портрета И. 1-й пол. XIX в. из Николо-Иоасафовского собора в Белгороде и нач. XIX в. из собрания ГМЗРК (опубл. как экспонат Ростовского музея церковных древностей, т. е. Белой палаты, дар камергера Высочайшего двора Д. А. Булатова, см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.). Вероятно, это тоже списки более раннего оригинала, где у И. характерное широкоскулое лицо. На портрете из собора написано: «(koni)»; по деталям изображения он почти полностью совпадает с портретом, пожертвованным Е. Апостоловой в 1803 г. в Троицкий мон-рь Белгорода (см.: Там же; согласно опубл. подписи: «1798 года генваря 10 дня заболела и 1803 года, как только обещала изображение Святителя Иоасафа сделать, тот час начала выздоравливать, в чем свидетельство даю сим его изображением Елисавета Апостолова»), т. е. мог быть скопирован позднее. Особенностью иконографии является жест десницы святителя - раскрытая к зрителю ладонь (для средневек. канонического искусства - жест приятия благодати), что редко встречается на портретах духовных лиц. Др. специфическая деталь - жезл в левой руке, змеевидное навершие к-рого украшено высоким крестом с драгоценными камнями; на мантии скрижали красного цвета. На портретах имеются биографические тексты (на одном - под изображением, на другом - справа вверху), а на ростовском полотне - также и герб святителя.

http://pravenc.ru/text/578038.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010