М.Н. Боголюбов Хохлов А. Н. Стажеры и стипендиаты при Пекинской Духовной Миссии Потребности развивающейся торговли с цинским Китаем через Кяхту, являвшуюся главным пограничным пунктом обмена российских товаров на китайские, привозимые сюда из Калгана – с юга страны, побудили русское правительство в середине 50-х гг. XIX в. принять комплекс мер по ее стимулированию. В 1854 г. было разрешено отпускать китайской стороне за чай серебряные изделия, но при условии, что их стоимость не будет превышать 7з стоимости вывозимых мануфактурных и 1 / 2 стоимости пушных товаров. В 1855 г. правительство разрешило частичную торговлю на деньги при сохранении прежнего натурального товарообмена. В 1856 г. к торговым операциям в Кяхте были допущены купцы 2-й гильдии, главным образом сибиряки 183 , что способствовало наряду с другими мерами их дальнейшему расширению. В этих условиях потребность в переводчиках китайского языка, подготовкой которых занималось кяхтинское училище, стала еще более ощутимой. Эпизодический характер общения воспитанников училища с китайскими купцами в периоды расторжки товаров, ограниченный эффект языковой практики из-за того, что большая часть торговцев говорила на шаньсийском диалекте, а не на пекинском, а также расширяющиеся личные контакты с представителями цинской администрации, состоявшей чаще всего из маньчжуров и реже из монголов, побуждали кяхтинское пограничное начальство изыскивать меры для улучшения практической подготовки будущих переводчиков путем посылки их в Пекин. По инициативе пограничного комиссара А. И. Деспот-Зеновича в июле 1858 г. с новым составом Духовной Миссии (в сопровождении П. Н. Перовского) отправились из Кяхты в Пекин двое подростков. Как видно из письма архим. Гурия от 11 августа 1858 г. из Урги на имя кяхтинского пограничного комиссара, один из них – бурят по имени Буда – в пути почувствовал недомогание и даже была мысль отправить его обратно 184 . Однако этого не случилось, и оба подростка благополучно прибыли в цинскую столицу. О их занятиях восточными языками по приезде в Пекин архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опубликовал много статей о болг. церковном вопросе в журналах «Советник» (Съветник), «Македония», «К-польский вестник» (Цариградски вестник). П. записывал болг. народные песни и переводил на болг. язык греч. и рус. произведения; так, с греч. языка перевел Пространное Житие равноап. Климента Охридского (Български книжици, Цариград, 1858. Ч. 1: Jahyapuj. Кн. 1. С. 6-14; Кн. 2. С. 43-50; Февруарий. Кн. 1. С. 68-74; Кн. 2. С. 107-110; Anpuлuja. Кн. 1. С. 193-194). Похоронен близ болг. храма св. Стефана в К-поле. П. способствовал развитию болг. языкознания, выделив в болг. языке 2 наречия (1-е распространено в Сев. Болгарии и Фракии, 2-е - в обл. Македония) и подчеркнув, что оба наречия могут служить лит. языком (Мисли за болг. язик//Български книжици. 1858. Ч. 1. Jahyapuj. Кн. 1. С. 36). Соч.: Кратка священна история на ветхо- и новозаветната църков. Цариград, 1857; Началное учение за децата. Цариград, 1858; Кратка славенска грамматика. Цариград, 1859; 2010. Лит.: Димитров Л. Обществената и книжовна дейност на хаджи Партения Зографски//Дебърски глас. София, 1910. Год. 1. Бр. 36. С. 2-4; Бр. 37. С. 2-3; Бр. 39. С. 2-3; Бр. 40. С. 2-3; Бр. 42. С. С. 2-3; Бр. 43. С. 2; Бр. 44. С. 2-3; Томов Ф. Живот и дейност на Хаджи Партения, архим. Зографски, еп. Кукушко Полянски и митр. Нишавски//Македонски преглед. София, 1936. Год. 10. Кн. 1/2. С. 31-101; Илиев Н. Нови данни за митр. Партений Нишавски//ДК. 1976. Год. 77. Кн. 8; Дракул С. Акценти од kopecnohдehцujama на Napmehuj Зографски, Константин Динков и на Дojpahцu (1859-1863)//Национално-културната дejhocm во Jyжhobapдapckuom регион: Со посебен осврт на Гebreлucko-Дojpahckuom kpaj во текот на XIX и почетокот на XX в. Мат-ли од Симпозиумот одржан во Стар Дojpah на 27 и 28 июня 1987 г. Ckonje, 1988. С. 123-130; Пенев П. Партениевият превод на Климентовото пространно житие//Научни трудове. Сер. Филология/Пловдивски ун-т. Пловдив, 2000. Т. 38. 1. С. 79-98; Сто дваесет и пет години од смртта на Napmehuj Зографски: Мат-ли од науч. собир одржан во Ckonje, 4 апр. 2001. Ckonje, 2001; Цацов Б. Архиереите на БПЦ. София, 2003. С. 280-281; Бонева В. П. Българското църковнонационално движение, 1856-1870. София, 2010. С. 210, 245, 338, 421, 426, 496, 531, 706, 707, 708, 958-960, 979-980, 1090.

http://pravenc.ru/text/2579091.html

Император заявил, что, к сожалению, императрица нездорова и поэтому не может присутствовать за столом. Его величество познакомил меня со всеми присутствующими, в том числе с военным министром, начальником Генерального штаба и другими должностными лицами. Я сидел рядом с Вильгельмом. Все это время он вел такой оживленный, громкий разговор, что мы оба почти ничего не ели. Наша же аудитория кушала и слушала нас. Император затрагивал вопросы из разных областей, говорил на немецком языке, а потом спросил меня, не из остзейской ли я провинции, так как он находит, что я хорошо владею немецким языком. Я ответил, что нет, но что у нас в доме всегда была бонна немка. - А когда вы были первый раз в Берлине? - Берлин я знаю с 1858 года. - С 1858 года? Что такое? - удивился Вильгельм и потребовал подробностей. Я рассказал, что моя матушка была больна и ее послали в клинику, где пришлось пробыть довольно долго, а чтобы ей не так было скучно, она взяла меня с собой. Мне тогда было лет десять. - А вы помните, где вы тогда жили? - Помню - Доротеенштрассе, N 27. - Что же, вы не заходили теперь посмотреть на этот дом? - Зашел, там теперь большой, многоэтажный, а тогда, насколько помню, был всего двухэтажный, с кофейным магазином внизу, в котором я помогал хозяину продавать кофе и цикорий. Император Вильгельм заразительно расхохотался, стукнул даже вилкой по столу: - Нет, это великолепно, это прямо анекдотично. Нашей аудитории эпизод этот, видимо, тоже понравился. После завтрака все были приглашены курить в кабинет. Когда я вошел, то обратил внимание на громадных размеров карту Балканского полуострова, которая закрывала часть шкафов с книгами. Вильгельм заметил это и сказал, что по ней он следит за военными действиями в Турции. - Вы ведь участвовали в турецкой кампании 1877 года? Когда я сказал, что участвовал, то Вильгельм просил показать по карте, где я именно был, в каких делах принимал участие и в какой роли. - Господа, пожалуйста, сюда, - пригласил император, - нам русский военный министр расскажет, где он был в Турции.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/13/...

Разные главы, или мысли (CPG б585а). Мысли, которые могут человека отводить от тленного... (CPG 6583b) Эти главы (изречения, сентенции) приписываются в более поздних ркп Нилу, в более ранних – Исихию Иерусалимскому . По-видимому, именно о них упоминает патр. Фотий (кодекс 198) в конце описания одного из собраний апофтегм, когда пишет о γνμαι в 22 главах. Они сохранились в составе апофтегм в древнерусских («Изборник Святослава» 1076 г., л. 64 об. – 79 об., 103 изречения; «Пчела»), груз. и арм. ркп. В CPG автором изречений назван преп. Исихий Иерусалимский . Издания 1082 . PG 79, 1239–1250, γνμαι πγουσαι τν φθαρτν. CPG 6583b. 1083 . Рус. пер.: ТСО 1858. 32. 246–256. 135 изречений, 98 соответствуют второй половине «Наказания Исихия» «Изборника Святослава» 1076 г. же://Нил Твор. 4 .1070). 372–377. Таблица согласования PG со слав. переводами (Изборником и «пергаменной» Пчелой): Семенов, 1893 4 .1088). 91–93. 1084 . PG 79, 1249–1262. Κεφλαια παρανεσις. CPG 6583a. Состоят из 24 алфавитных слов (не Пс.-Нила/ Исихия Иерусалимского , не совпадают с 24 главами Исихия Синаита , см. 4 .1836) и 115 других (inc. φβον χε θεο, PG 79, 1252В), соответствующих первой половине «Наказания Исихия». 1085 . Рус. пер.: ТСО 1858. 32 4 .1067). 233–245. же://Нил. Твор. 4 .1070). 365–371. Таблица согласования PG со слав. переводами (Изборником и «пергаменной» Пчелой): Семенов, 1893 4 .1088). 86–91. 1086 . В рус. Добротолюбии (М. 1895. 2. 271–279, 279–286) оба произв. переизданы под именем Нила Синайского по переводу в ТСО 32 (то же://Нил. Твор. 4 .1070). 365–377), где изд. PG дополнено по ркп. Они изданы также в сир. пер. («Маргарит») в книге P. Bettiolo 4 .1075) среди творений Нила (текст 10–32, итал. пер. 32–45, согласование с греч. сентенциями 318–321). Имеются арм. (Vitae Patrum, 4 .203), груз. (см. 14 .310) и древнеслав. версии (см. CPG). Исследования 1087 . Семенов В. Изречения Исихия и Варнавы. По русским спискам. СПб. 1892. 25. (ПДП 92). [Текст на слав. языке. «Пчела» в двух редакциях, вторая из к-рых короче].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Отмеченное соединение в проблеме женского образования общественных требований и правительственного осознания неотложности решения данной проблемы было истоком упреждающего проведения реформы женского образования в ряду общих кардинальных школьных преобразований 1860-х годов. Эта реформа, начатая уже в 1858 г. (при министре Е.П.Ковалевском и продолженная министром А.В.Головниным – оба они принадлежали к редкому «виду» прогрессивно-либеральных руководителей ведомства просвещения), эта реформа по своей идеологии, по характеру и способам ее открытой, гласной подготовки стала прологом, прообразом других школьных реформ и в то же время – одной из наиболее глубоких и радикальных составляющих данных реформ (что до самого последнего времени оставалось незамеченным и в общей, и в педагогической историографии) 67 . В сфере женского образования впервые в истории отечественной школы общество напрямую привлекалось к школьному строительству. Мало того, оно становилось главным субъектом этого строительства. Не имея ни средств, ни реальных возможностей для организации и развития новой открытой женской школы, правительство вынуждено было пойти на создание ее как структуры преимущественно общественной, что нашло свое отражение в Положениях о женских училищах 1858 и 1860 гг. По признанию самого Министерства народного просвещения, «основная идея обоих этих положений заключалась в том, чтобы, оставив за женскими училищами характер преимущественно частных учебных заведений, содержимых на счет пожертвований и взносов местных сословий, обществ и частных лиц, вместе с тем самою организацией их управления соединить все сословия и общества к поддержанию и развитию сих училищ. Со своей стороны правительство приняло на себя инициативу и руководство в этом деле в лице начальников губерний и училищного начальства Министерства народного просвещения» 68 . Под упомянутой «организацией управления» женскими училищами имелось в виду создание при них попечительных советов, получивших широкие права, вплоть до влияния на организацию учебно-воспитательного процесса. Права, за достижение которых применительно к попечительным советам мужских гимназий и реальных училищ будут безуспешно бороться многие земства, общественные и просветительские организации все последующие десятилетия XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

ст. и состоящий под управлением Пальмера и Бальденспергера, в 1853 г. воспитывалось в нем под руководством 3 учителей и 2 учительниц 60 мальчиков и 30 девочек, в 1854 г. – по 51 мальчику и девочке, в 1856 г. – 50 мальчиков и 25 девочек и в 1858 г. – 19 мальчиков и 22 девочки. Кроме того английское библейское общество содержало в Иерусалиме 3 лавки для продажи Библии и книг религиозного содержания. В 1849 г. основано было в Иерусалиме, существующее доныне, под председательством английского консула литературное и ученое общество, имеющее очень хорошую библиотеку и небольшой музей. Евангелические учреждения в Иерусалиме состоят из: храма, устроенного на месте, подаренном султаном в 1869 г. наследному принцу прусскому, при храме общинная школа (Gemeinde schule), содержимая имперской германской канцелярией, и находящаяся под руководством пастора Рейнике, в школе в 1877 г. училось при 2 учителях 41 дитя, а в 1878 г. – 31 и в 1879 г. – 15 мальчиков и 15 девочек; госпиталя, под надзором д-ра Сандрецкого, открытого 10 июля 1851 г. на 43 кровати, в немв 18 51 / 52 лечилось 79 больных, в 1858 г. – 89, в 1877 г. – 565 больных и подана помощь 2473 приходящим больным и в 1878 г. 650 больных и 4800 приходящим; училища для девочек известного под именем: Талита Куми; состоящего с самого своего основания под начальством сестры Шарлоты Пильц, это одно из лучших женских учебных заведений в Святой земле, в нем в 1856 г. воспитывалось 14 девочек, в 1874 г. – 104, в 1875 г. – 110, 1877 – 112, в 1878 и 1879 г. – 110 девочек, оба последние учреждения содержатся на средства диаконис кайзервертских; ремесленного училища для мальчиков, основанного Снеллером с помощью базельского миссионерского общества, в нем, кроме наук, преподают преимущественно ремесла, при открытии училища в 1860 г. в нем было только 10 учеников, в 1873 г. – 70, в 1877 г. – 80, в 1878 г.–100, в 1879 г. – 119, и в 1880 – 140 учеников; детского госпиталя устроенного д-ром Сандрецким на пожертвования Великого Герцога Меклембург-Шверинского, он был открыт 6 июня 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Чтобы яснее понять причину размолвки с епископом Кириллом и глубоких огорчений, испытанных с его стороны, мы воспользуемся письмом Б. П. Мансурова к Председателю Палестинской Комиссии, князю Д. А. Оболенскому, из Иерусалима от 15 октября 1858 года: «Отцы Ювеналий и Леонид приняли нас, – писал Б. П. Мансуров, – с сердечною радостью и, конечно, нас обворожили. Ты знаешь уже, любезный друг, что они оба недовольны были архиереем за то, что он их не употребляет ни на что, ничего им не доверяет и держит прямо как послушников. Леонид положительно хотел оставить Иерусалим и уже подал об этом прошение Владыке. И его, и Ювеналия мы нашли весьма недовольными архиереем. Оба они знали о дурном впечатлении Владыки в отношении ко мне, слышали о том, что я будто бы пользуюсь в Петербурге большим кредитом, питаю враждебные чувства к архиерею и еду в Иерусалим с желанием и возможностью забрать его в руки и переделать в Миссии всё, что нехорошо. Оба добрые, достойные и высоко христианские отцы увидели в этом возможность опереться на меня и на Консульство, чтобы изменить своё положение, как им того хотелось, и поддерживались в своих надеждах сплетническими дамскими и недамскими письмами из Петербурга, откуда им писали, что враги Преосвященного Кирилла сильны и ожидают посредством меня найти случай вызвать его в Россию. Сам Кирилл, раздражённый неизвестностью о моих поручениях, подкреплял в них мысль о его слабости, ибо часто неосторожно и желчно выражал, что если ему присылают обер-прокурора для Миссии, то он бросит Иерусалим. По всем этим причинам первые любезности отцов Ювеналия и Леонида обратились вполне на нашу сторону, и хотя я с первых разговоров объяснил Преосвященному Кириллу, что я приехал ему помогать, а не мешать, однако зная, что у отцов Леонида и Ювеналия есть в России большие связи и, между прочим, что Ю. сильно поддерживает Н. П. Мальцеву, которая с женскою простотою готова ратовать и против Кирилла и пользуется в глазах Владыки огромным влиянием при Дворе, то Преосвященный Кирилл очень озаботился возможным полным переходом Леонида и Ювеналия на нашу сторону будто бы против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По действовавшему тогда уставу 1814 года, несколько преобразованному в 1840 и 1853 гг., низшие Духовные училища находились в ведении местной семинарии, а эта последняя, в свою очередь, была подчинена Окружному Правлению Казанской духовной Академии, чрез посредство которого всеми вообще духовными школами Тамбовской епархии управляло Духовно-учебное Управление. Впрочем, при существовании особого управления, преосв. Макарий, как епархиальный Архиерей, был главным непосредственным начальником всех духовно-учебных заведений своей епархии. Он утверждал все постановления семинарского правления, и это последнее только чрез него, или, по крайней мере, после его утверждения входило со своими представлениями в Окружное Академическое Правление. Чрез семинарское правление преосв. Макарий заведовал и всеми низшими духовно-учебными заведениями своей епархии. Как семинария, так и низшие духовно-учебные заведения Тамбовской епархии ко времени вступления преосв. Макария на Тамбовскую архиерейскую кафедру были сравнительно достаточно благоустроены, благодаря заботам его предшественников. Слабую сторону в жизни их, как и всех вообще духовных школ того времени, составляла материальная бедность. Оттого главная забота преосв. Макария по управлению духовно – учебными заведениями Тамбовской епархии состояла в облегчении материальной нужды их и затем в поддержании тех порядков, какие требовались действовавшими тогда уставами. Стройность и порядок в управлении духовно учебными заведениями епархии много зависели от личности и характера ректора семинарии. По действовавшему тогда уставу, ректор семинарии был главным начальником и распорядителем в семинарском правлении, которое правило как семинарией, так и низшими духовными училищами. Во время пребывания преосв. Макария в Тамбове в здешней семинарии переменилось два ректора: до конца 1858 г. ректором был архим. Феофилакт (Праведников), а с конца этого года – архим. Серафим (Аретинский) 768 . Оба они были старше преосв. Макария и оба были хорошо известны ему еще до встречи в Тамбове.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

У нас существуют особые классы духовенства, которые стоят вне епархий, т. е. не принадлежат к духовенству епархиальному; таково именно духовенство военное и придворное. Военное духовенство появляется у нас со времени Петра Великого. При Петре оно выделялось в особый класс только во время войны, когда для надзора за духовенством, служившим в действующей армии, учреждена была должность полевого обер-священника. Обязанности и права его изложены были в 29 гл. Воинск. Устава (30 марта 1716 года), а потом в особой инструкции (28-го августа 1797 года). Что же касается мирного времени, то до конца прошлого столетия военное духовенство находилось в ведении епархиальных архиереев тех епархий, в которых стояли войска. Епархиальные архиереи, по представлению полковых командиров, определяли и увольняли полковых священников, судили их за проступки и преступления против должности и благочиния и пр. Но при Павле I учреждается при обер-священнике особое управление военным духовенством. Потом в 1816 году, при Александре I, из ведомства обер-священника армии и флота отчислено было духовенство гвардейских полков и подчинено ведомству особого, вновь учрежденного обер-священника Главного Штаба и гвардии, который соединял в своем лице и звание царского духовника. В 1858 году обер-священники переименованы в главных священников. До 1886 г. оба главные священника были непременными членами присутствия Св. Синода; но в настоящее время они в Синоде не присутствуют, и во главе всего военного духовенства стоит теперь духовный сановник, носящий титул протопресвитера армии и флота. Звание же царского духовника оставлено только за священником, управляющим придворным духовенством; он носит титул протопресвитера Московского Благовещенского собора, бывшего в московский период нашей истории главной дворцовой церковью. Оба эти протопресвитера, по своим административным правам, поставлены наряду с епархиальными архиереями (Указ 6 февраля 1853 года), другими словами: в отношении к подчиненному духовенству они являются высшей инстанцией во всех церковных делах и, зависят прямо от Синода, имеют с ним непосредственные сношения. Они избирают, перемещают и увольняют священников и вообще все духовенство военных и придворных церквей, наблюдают за ним через особых благочинных; но само собой, что эти два священника, как носящие только пресвитерский сан, не могут рукополагать на священнослужительские степени к церквям, находящимся в их ведении, а обязаны представлять избранных ими лиц для рукоположения епархиальным архиереям. Военные и придворные священники могут совершать духовные требы только для лиц, состоящих в одном с ними ведомстве, но никак не могут совершать этих треб в приходах церквей епархиальных. Поэтому и метрические книги церквей военного и придворного ведомства представляются причтами церквей этого ведомства главным священникам, из канцелярии которых выдаются и метрические свидетельства лицам означенных ведомств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Далее ярко, красноречиво и обстоятельно выступают местный прокурор и известный столичный адвокат Фетюкович. Оба умно и тонко рассуждают, рисуют картину российской карамазовщины, проницательно анализируют социальные и психологические причины преступления, убеждая, что обстоятельства, атмосфера, среда и низкий отец, который хуже чужого обидчика, не могли не подтолкнуть к нему. Оба заключают, что Дмитрий — убийца, хотя и невольный. Присяжные признают Дмитрия виновным. Дмитрия осуждают. После суда Дмитрий заболевает нервной лихорадкой. К нему приходит Катерина Ивановна и признается, что Дмитрий навсегда останется язвой в ее сердце. И что хоть она любит другого, а он другую, все равно она и его, Дмитрия, будет любить вечно. И ему наказывает любить себя всю жизнь. С Грушенькой же они так и остаются непримиренными врагами, хоть Катерина Ивановна скрепя сердце и просит у той прощения. Завершается роман похоронами Илюшеньки Снегирева, сына капитана Снегирева. Алеша Карамазов призывает собравшихся у могилы мальчиков, с которыми подружился, посещая Илюшу во время его болезни, быть добрыми, честными, никогда не забывать друг о друге и не бояться жизни, потому что жизнь прекрасна, когда делается хорошее и правдивое. Е. А. Шкловский Алексей Феофилактович Писемский Тысяча душ Роман (1853–1858) Действие происходит в середине 40х гг. XIX b. в уездном городе Зн-ске. Смотритель училища Петр Михайлович Годнев увольняется с пенсионом, а на его место определен некто Калинович, молодой человек, окончивший юридический факультет Московского университета кандидатом. Годнев — добрый, общительный старик, вдовец, живет вместе с экономкой Палагеей Евграфовной, которую подобрал когда-то больную и нищую, и дочерью Настенькой — хорошенькой, умной и чувствительной девушкой за двадцать лет. После единственной и неудачной попытки выйти в маленький уездный свет (на вечере генеральши Шеваловой, самой богатой помещицы губернии) чтение сделалось ее единственным развлечением: «она начала жить в каком-то особенном мире, наполненном Гомерами, Орасами, Онегиными, героями французской революции». Каждый вечер к Годневым приходит младший брат Петра Михайловича, отставной капитан, со своей собакою.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010