е. Его домостроительству человеческого спасения. Изъясняя Господни слова: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф. 1016 ) – святой Златоуст пишет, что Господь дал эту заповедь ученикам, «чтобы и они в чем-то соработничали, дабы не показалось, что всё это дело одной только благодати, и дабы не помыслили, что венцы славы получили они даром». Итак, для нашего спасения необходим и наш труд, и Божия благодатная сила. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса на суде у Каиафы, а именно: 1) как иудейский первосвященник удерживает Господа внутри своего дома, окруженного людьми, почти такими же [дурными и] скверными, как и он сам; 2) как Петр сидит снаружи во дворе у огня и как перед служителями он трижды отрекается от Господа Иисуса; 3) как и сегодня случается [то], что некоторые христиане, страха ради отрекаются от Господа, притворяясь нехристианами, якобы неведущими заповеди Господни, и выказывают нерадение о Господе. Проповедь о Втором Христовом пришествии Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. Мф.25:31 Так сказал Господь, и причем как раз накануне Своего самого страшного уничижения: перед узами, оплеванием, заушением, осмеянием и распятием. В самые черные минуты говорит Он о Своем самом безоблачном и славном часе. Перед ужасным и несчастным Своим отшествием из сего возвещает Он Свое повторное пришествие во славе Своей . Прежде пришел Он из вертепа Вифлеемского скромно и незаметно, а в следующий раз приидет на облаках в сонме Своих Ангелов (в серб. букв.: на облаках из Ангелов Своих. – Пер.). В первый раз Он словно вырос из-под земли, а во второй – явится с неба. В первый раз Он стоял на земле, преклоняя колена, а во второй – сядет на престоле славы Своей. И когда паки приидет Он во славе, то увидят Его все. Никто, подобно волхвам при первом Его пришествии, не спросит: Где Царь? В этот раз все узрят Царя и познают Его как Царя. Однако видение сие и познание одним будет в радость, а другим – в страх и ужас. Представьте себе радость тех, кто исполнил Его заповеди, кто во имя Его творил молитву и совершал добрые дела, а особенно тех, кто пострадал за Его имя! И вообразите страх и ужас тех, кто оплевывал Его, и заушал, и распял в Иерусалиме, а равно и всех тех, кто на протяжении всех веков и доселе насмехается над Его чудесами, поносит Его имя и топчет Его заповеди!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

е. никакое представление идеала не соответствует тому, чем он должен быть 373 . В этом смысле идеал называется действительностью и недействительностью, истиной и не истиной. Действительностью – насколько идеал есть необходимый продукт духа (чем он отличается от химерических образов фантазии) и его идеальных стремлений; недействительностью – насколько он выше всякой действительности и не находится ни в каком определённом месте. Идеал – понятие, находящееся в разуме, или точнее: произведение творческого воображения и эстетической силы суждения по руководству разума. Строго говоря, идеал невозможно олицетворять, а тем более считать его воплощённым в каком-либо объекте опыта. А если для некритического сознания идеал принимает индивидуальную форму и представляется как бы действительно явившимся в опыте, то это происходит от естественной склонности человека мыслить в образах и есть заблуждение, которое обязана раскрыть критическая философия 374 . Идеалу никто не равен, за исключением одного Бога, абсолютного идеала, ибо Он есть и совершенная красота, и безусловное добро, и единственная истина. Согласимся на время, что, кроме идеалов разума, нет иного спасителя; какое отсюда следствие вытекает для нашей нравственности? Как может несовершенное сделаться совершенным и совершенное соединиться с несовершенным, чтобы спасти его? Кажется, не подлежит сомнению, что недостижимость идеала должна прежде всего разрушить нашу надежду на спасение и, затем, привести к отчаянию. Апостол Пётр, поражённый чудом на Геннисаретском озере, припав к ногам И. Христа, воскликнул: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных ( Лк.5 : —404— 8–9). И этот вопль отчаяния, этот ужас должен быть обыкновенным состоянием всех познавших своё нравственное бессилие сравнительно с бесконечным величием Бога (идеала). Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; но скажи только слово, и я выздоровею ( Мф.8:8 ) – должно быть исповеданием всякого грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его охватил «ужас» и «отчаяние», которое, однако, не ввергло его в безнадежность: присутствие живого Бога укрепляло его. Но даже когда Бог явился старцу, в нем странным образом возрастало отчаяние. Старец пишет: «Даже когда Он был со мною и во мне, я не мог прекратить плача о моем грехе, который предстал во мне в своей метафизической сущности превосходящим все видимые преступления. Сильное желание порвать со всем прежним принимало форму ненависти к себе в моем прошлом. Положительная сторона отталкивания от моих страстей была в том, что оно являлось в то же время актом становления моего в открывшемся мне Боге» 168 . Все его существо заполнило ощущение, что он – преступник, и это породило в нем «священный ужас». Он «молился как безумный», и ему «были даны длительные часы такой молитвы» 169 . Христос говорил, что Его истинным ученикам свойственна «ненависть» к самому себе. Конечно, он имел в виду не патологическую ненависть, а «святую ненависть», сопряженную с великой любовью к Богу и отвержением всякой иной, эгоистической, любви, всякого греха, который таится внутри и может проявляться по-разному. Христос сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» 170 . Невозможно, чтобы Христос, Который учил людей любить всех и почитать родителей, имел в виду страстную ненависть к другим людям – Он говорит о ненависти по отношению к себялюбию, к самому греху. Старец в своих книгах рассказывает о «святой ненависти», о «благодати отчаяния» и «ненависти к себе», которую дал ему Бог, когда Сам явился ему и открыл безобразность и безобразие его искаженного «я» 171 . Истинное покаяние по благодати доходит до ненависти к себе, которая является предпосылкой к тому, чтобы освободиться от «следов люциферического падения» и достичь созерцания света 172 . Старцу было дано «узреть духом Христа молящимся в Гефсимании», и подвижник «возненавидел себя как он есть» за муки Христа, в которых и он был повинен сам через свое падение 173 . Эта благословенная ненависть к себе породила в нем великий мир: через нее он получил опыт созерцания нетварного света и Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2 Петр. 3, 10–12). Будет мировая неописуемая катастрофа. Вся вселенная будет уничтожена страшным неведомым нам огнем. И тогда наступит день, в который Господь сотворит все новое: новую землю, новый Иерусалим, новую вселенную. Страшное пламя, которое охватит всю землю, как огненная река, увлечет всех воскресших мертвецов, всех бывших живыми, в это время и внезапно изменившихся и нетленных, увлечет далеко-далеко от земли, которая горит, которая разрушается, туда, где будет Страшный суд, туда, где явится на облаках Судия Праведный Господь и Бог наш Иисус Христос, со всеми ангелами Своими. И предстанут пред Ним все народы, все когда-либо жившие самые древние люди, люди каменного и бронзового века — все предстанут. Предстанут тогда, когда настанет страшная тьма, ибо «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» (Мф. 24, 29–30). Но тьма эта озарится необычайным светом, ибо внезапно явится знамение Сына Человеческого на небе — крест святой, свет которого будет неизмеримо ярче померкших небесных светил. «…и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою…» . И увидят все народы Того, в Которого так многие не верили, увидят те, которые распяли Господа Иисуса, увидят те, которые во все дальнейшие века и до нашего времени непрерывно продолжают снова и снова распинать Христа и попирать Его бесценную Кровь. Увидят неверовавшие — и содрогнутся; увидят — и придут в неописуемый ужас, ибо тогда увидят — и не смогут не верить. Увидят своими глазами, своим трепещущим сердцем ощутят ужас и страх, от которого будут скрываться в пещерах и пропастях, и просить, чтобы обрушились на них горы и скрыли их от гнева Агнца. Но ничто не скроет их, ибо вечна Божия правда, попираема безнаказанно быть не может; ибо правда, которая так часто попиралась на нашей грешной земле, тогда воссияет во всем мире как величайшая и совершенная Божия правда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Если человек веру потерял, значит, оно чем-то другим заполнится. Помните, как в евангельской притче - злой дух, именем Божиим из человека изгнанный, ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11, 24-26). И таких людей я встречал - из которых вера ушла, а вместо нее вселились эти семь бесов. Эти люди не только простить не могли, они вообще не могли жить, для них в тягость было все происходящее, и самое страшное - что собственная жизнь была в тягость. С такими людьми все, что можно было сделать, - попросить у них разрешения помолиться о них или хотя бы... просто промолчать в ответ на весь ужас, который они изливали. И еще: хорошо, если есть возможность чем-то поделиться с этим человеком - какими-то продуктами, сладостями, может быть, которых он не ждал. Вот это - лучшее, что можно для него сделать. Это хотя бы чуть-чуть, но добавляло человеку жизненных сил. - Вам сейчас приходится общаться с людьми разных национальностей, в том числе и с чеченцами. У Вас нет проблем в общении с ними? Вы понимаете друг друга? - Конечно! И тогда, в разгар войны, у меня проблем с моими друзьями не было. Вы же знаете, с кем действительно дружишь, с тем будешь дружить, несмотря на какие-то разногласия. Хотя есть люди с отравленной верой и даже уже с неверием - никому и ни во что - и с этой вот несвободой своего существования в обществе других... А что такое несвобода? Национализм, по сути, и есть несвобода. Национализм - это когда ты сам себя запираешь, и даже не в своем доме, не на своей территории, а в самом себе. И этот ужас одиночества, это ожесточение распространяются на всех. Но, Вы знаете, когда здесь, на Кавказе, живешь, когда ты и родился, и вырос здесь, ты знаешь, как отвечать - и на это в том числе. Да, немало конфликтов возникает из-за оценки исторических событий в нашей стране, в советском еще государстве, в том числе и депортации народов.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/24/za_h...

«И здесь враг рисуется только в неясных очертаниях; неопределенность выражений усиливает ужас его появления». (Кречм.). – «Радоваться ли нам, что жезл сына Моего презирает всякое дерево?» Очень неясное и выходящее за пределы контекста выражение, различно передаваемое LXX и другими древними переводами. Евр. текст этого места объясняют обыкновенно так, что здесь заключается как бы протест пророка от имени народа против Божественной угрозы мечом мщения, протест, основывающийся на данных колену Иудину в благословении Иакова обещаниях: «не отойдет скипетр (жезл) от Иуды». – «Радоваться ли нам» – не можем ли мы быть спокойны в виду грядущих бедствий на том основании, что скипетр Иуды «презирает всякое дерево», т. е. что со скипетром могущественного Иуды несравнимо всякое другое царское могущество, всякий другой царский скипетр. Это понимание подтверждается несомненным указанием на пророчество Иакова в 27 ст. настоящей главы. Иез.21:11 .  Я дал его вычистить, чтобы взять в руку; уже наострен этот меч и вычищен, чтобы отдать его в руку убийцы. Раз меч вычищен, он идет в дело: даром его не чистят. – «Убийца». Палач – Навуходоносор; по блаж. Иерониму – диавол. Иез.21:12 .  Стенай и рыдай, сын человеческий, ибо он – на народ Мой, на всех князей Израиля; они отданы будут под меч с народом Мо­им; по­сему ударяй себя по бедрам. Ужас меча Божия тем больше, что он не будет делать различия между жертвами; князья, цвет и опора народа, падут под ним, как и все. Ударение по бедрам – знак печали Иер 31.19 . Иез.21:13 .  Ибо он уже испытан. И что, если он пре­зирает и жезл? сей не усто­ит, говорит Го­с­по­дь Бог. «Ибо он (меч) уже испытан» – Навуходоносор доказал свое могущество. Слав. тоже: «яко оправдася». – «И что если он презирает и жезл» – см. объясн. ст. 10. Царство Иудейское, этот скипетр Иуды, которому даны такие обетования и которое так превосходит другие царства, окажется слабее халдейской монархии. Слав. дает другую мысль: «и что (фигура умолчания, ср. Исх 16.7 ), аще и племя (Иудино, такое значительное) отринется? (окончательно Богом после поражения Навуходоносором) не будет (этого: окончательно царство Иудейское не погибнет), глаголет Адонаи Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И изменится сердце живущих и обратится в чувство иное: ибо зло истребится, и исчезнет лукавство, процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода». Когда Он говорил, я взглянул на того, пред которым стоял. И он сказал мне: «я пришел показать тебе время грядущей ночи». 3 Ездры, 6. I. Арзамасский пленник Летом 1869 г. Толстой выехал по земельным делам из Ясной Поляны. С дороги он пишет жене: «Третьего дня в ночь я ночевал в Арзамасе и со мной было что-то необыкновенное. Было 2 часа ночи, я устал страшно, хотелось спать и ничего не болело. Но вдруг на меня напала тоска, страх, ужас, каких я никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я никогда не испытывал и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать. Пока закладывали, я заснул и проснулся здоровым. Вчера это чувство возвратилось во время езды, но я был приготовлен и не поддался ему, тем более что оно было слабее… Я могу оставаться один в постоянных занятиях, но как только без дела, я решительно чувствую, что не могу быть один». Через 15 лет был написан рассказ: «Записки сумасшедшего». «Этот рассказ», говорит последний исследователь жизни Толстого, Иван Бунин, 1 –– «по сути есть точное воспроизведение того, что написано в письме к Софье Андреевне». «Я лег было», повествует герой рассказа, –– «но только улегся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска –– такая же душевная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовная. Жутко, страшно. Кажется, что смерти страшно. Как то жизнь и смерть сливались в одно. Что-то раздирало мою душу на части и не могло разорвать. Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз пытался заснуть; все тот же ужас, –– красный, белый, квадратный. Рвется что-то и не разрывается. Мучительно и мучительно сухо и злобно, ни капли доброты в себе не чувствовал, а только ровную спокойную злобу на себя и на то, что меня сделало " …Нельзя лучше описать феномена одержимости реальною, пеняющей душу силой, о которой так значительно и конкретно говорит Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

И, наконец, бегут эти женщины и обсуждают вопрос: «Как нам отворить камень от двери гроба?» Для них это сейчас первый, самый главный вопрос, они думают о покойнике: гробница, камень у двери, тело Усопшего, которое они не успели как следует умастить ароматами… Но то, что женщины увидели потом, совершенно смешало их мысли. Они уже просто ничего не понимают – гробница оказывается открытой. Причём она не только открыта, но и пуста. Это страшно, женщины приходят в ужас и отчаяние, и тут их уже никакой ангел не вразумляет: они увидели его и «ужаснулись». Ангел говорит: «не ужасайтесь, Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (Мк.16:6). Но женщины в трепете и ужасе бегут от гробницы и ничего никому не говорят, потому что боятся. Всё Евангелие от Марка – это рассказ о том, как Иисус не был понят. В первых восьми главах повествуется о том, как Он не был понят народом, в последующих главах мы читаем, как Его не поняли ученики. «Когда они были на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шёл впереди их, а они ужаснулись и, следуя за Ним, они были в страхе» (Мк.10:32). Когда же Иисуса берут под стражу, ученики просто разбегаются. А женщины остаются… И вот проходят три дня, Он воскресает из мёртвых, но теперь ужас, охвативший Его учеников ещё тогда, по пути в Иерусалим, охватывает и женщин, – и они тоже разбегаются. На этом Евангелие от Марка заканчивается. Они разбежались и никому ничего не сказали, «ибо они убоялись». Не из книги, даже если это Новый Завет, а только из личной встречи с Ним можно узнать, что Он воскрес. А книга кончается тем, что ученики убежали от схваченного, а женщины – от воскресшего Иисуса. Как некогда в трепет привели учеников слова Иисуса, так вид пустой гробницы ужасает женщин. В Евангелии от Матфея тоже участвуют женщины, жёны-мироносицы. Но если в Евангелии от Марка они были главными действующими лицами, то здесь женщины как бы бездействуют. Они просто видят, слышат и фиксируют то, что происходит. Здесь действующие лица – архиереи, которые посылают стражников запечатать гроб и стеречь его; стражники, посланные архиереями; Бог, Который посылает ангела открыть запечатанный гроб и таким образом одержать победу над архиереями и стражниками. Иными словами, архиереи действуют руками стражников, а Бог – руками ангела. И Бог побеждает.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

И, напротив, народ Божий уподоблен птице, голубке. Сказано: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» ( Песн. 2, 14 ). « И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их » ( Быт. 15, 11 ). Животные – это символ разных народов, через которые, мимо или посреди которых будут проходить евреи. И Аврам здесь отгоняет хищных птиц. «Хищные птицы» – это ангелы-хранители других языческих народов, то есть бесы, которые испугались возвышения семени Авраама, то есть грядущего Христа! «Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними, означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных…» 125 . За каждый народ, равно как и за каждого человека на небе и на земле идет брань, в которой принимают участие и ангелы, и бесы с диаволом, и Господь. Объяснить, почему одни народы обратились ко Христу в III веке, такие как армяне, или в IV веке, такие как грузины, или в X веке, такие как мы, русские, а другие же народы и до сих пор вне христианства, достаточно сложно. Но очевидным является то, что процессу обращения предшествует духовная война, война сил зла и сил добра, где поле битвы – сердце человека. « При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий » ( Быт. 15:12 ). И здесь Господь говорит: « Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом » ( Быт. 15:13–14 ). Об этом мы с вами уже говорили. Говорили о том, что реальное наказание египетским пленением длилось двести десять лет, откуда же берется эта цифра – четыреста лет?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И они, выйдя поспешно из гроба, со страхом и радостью великой побежали к городу. Их объял трепет и ужас от необычайности виденного и слышанного и они на пути никому ничего не сказали. Но дорогой, придя в себя, они решили возвестить обо всем апостолам. И когда они спешно шли к ним, се – Сам Господь Иисус сретил их и сказал: радуйтеся! И они, пав к ногам Его, обняли их и поклонились Ему. Однако ж были притрепетны (исполнены трепета). Господь ободрил их, говоря им: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня ( Мф. 28:10 ). О, с какой небесной радостью поспешили они теперь к апостолам!.. Одни за другими приходили святые жены к апостолам с благовестием о воскресении Господнем. Прежде всех пришла к ним Иоанна со своими спутницами и сказала им, что видела Ангелов, которые говорили ей, что Господь воскрес. Апостолы выслушали ее, но не поверили. Затем явилась Мария Магдалина; она рассказала им, плачущим и рыдающим, что видела Господа и что Он сказал ей такие и такие слова. Но и ей не поверили. Приходят Мария Иаковля и Саломия и рассказывают, как видели они Ангелов при гробе и во гробе, а потом Самого Господа на пути, и передают повеление Господне идти в Галилею... Сколько свидетелей воскресения!.. И однако ж перед апостолами явились яко лжа глаголы их ( Лк. 24:11 ), и они не поверили им. Не будем этому удивляться. Ужас недавних Голгофских событий так овладел всеми помышлениями апостолов, что разрушил все их надежды на Иисуса Христа ( Лк. 24:21 ), и они в своем необычайном смятении не могли поверить изумительному чуду воскресения, и слова жен показались им пустыми. Можно думать, что Сам Господь благоволил, чтобы было так: это неверие послужило во благо веры; слабость апостолов явилась нашей силой; осторожность апостолов стала незыблемым основанием Христовой Церкви. Петр, впрочем, востав, побежал ко гробу опять, посмотреть, не встретит ли там какого-либо нового решительного удостоверения. Но увидел там то же, что и прежде: только пелены лежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010