А чтобы ты убедился, что вписанный за благочестие и изверженный за нерадение изглаживается, вот что говорит Давид об иудеях, некогда вписанных, но впоследствии изглажденных: «да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс. 68:29 ). Как изглаживаются неверные, так напротив – вписываются верные. Помнишь, что говорит апостол Павел: приветствуйте любезных нам братьев и сотоварищей «с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» ( Фил. 4:3 )? Да убоимся этих книг! Да не напишутся в них ваши грехи! Представь себе, в каком положении ты оказываешься перед судьей, когда открываются памятные записи о тебе, обличающие тебя в неправде, свидетельствующие о твоем безумии: вспомни, какой страх, какой трепет объемлет тебя, как содрогаются члены, как потрясаются все внутренности, – и это на суде человеческом! Если же суд человеческий наводит такой ужас, то кто может описать тот ужас, среди которого совершит Свой суд над вселенной Владыка всех? Говорим это не с тем, чтобы устрашить, но чтобы внушить вам благоразумие. Не цени денег выше Христа, не предпочитай неправды и корыстолюбия Богу. Из прежних бесед вы уже знаете, что в вашем распоряжении только время до гроба; об этом говорилось вам и вчера. В конце твоей жизни тебя неизбежно ожидает могила. Стремись же к тому, чтобы в ожидании ее приготовить себе переход от настоящей жизни к будущей. Возлюби дела справедливости: в гробу мы получим разрешение, в гробу уничтожится наша бренная оболочка. Постараемся же избежать грядущего суда, умоляю вас, братья! Не с иными чувствами должно говорить и слушать об этом предмете, как с решимостью приобрести жажду правды. Смотри, как взывает пророк: «о, какой день Господень, ибо день Господень близок» ( Иоиль 1:15 )! Если пророк, при воспоминании об этом дне, трепещет, то нам ли, повинным в бесчисленном множестве грехов, вспоминать о нем без страха? Умилосердим же Судию покаянием, загладим наши грехи, устрашимся этой действительно страшной Его угрозы: «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я (а отвергается не только тот, кто отвергается на словах, но и тот, кто отвергается на деле) пред Отцем Моим Небесным, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Аминь. 7. Слово в неделю 18-ю по Пятидесятнице Читанное сегодня Евангелие от Луки ( Лк.5:1–11 ) представляет нам умилительное и величественное зрелище, как Творец всего мира и Бог безначальный, всемогущий, всевластный Податель всякого дыхания, уподобившись во всем нам человекам, кроме греха, – сидя в рыбачьей лодке близ берега, в Своей смиренной, всепривлекательной простоте учит народ, несметною толпою стоящий на берегу Геннисаретского озера. Слава небесному Учителю, пришедшему самолично просветить заблудших и погибающих во мраке греховном людей, но честь и народу, по-видимому, оценившему достоинство такого Учителя и учения и многотысячными толпами стремящемуся за Ним, чтобы слышать слово Божие; дай Бог , чтобы и в наши дни алчба слова Божия не прекращалась, но умножалась; ибо слово Божие есть нетленная пища, которой питаются и укрепляются сердца человеческие, и духовное питье, утоляющее жажду бессмертной души, которая, как жаждущий олень, стремится к источнику воды живой. Когда небесный Учитель перестал учить, то сказал Симону Петру, хозяину лодки: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» ( Лк.5:1–11 ). Здесь оканчивается недельное Евангелие. В этом Евангелии все для нас поучительно и назидательно: и повеление Господа Петру – отплыть на глубину озера и закинуть сети для лова, и ответ Симона Петра Господу, и чудесный лов, едва не потопивший лодки, и ужас Петра и его товарищей по поводу небывалого улова, и, по причине ощущения ими святейшего Божества Иисусова – и чувства своих грехов, и смиренная мольба его ко Господу – выйти от него, Симона, и ответ ему Господа: не бойся, отныне будешь ловить человеков, – и наконец, самоотвержение учеников, оставление всего богатого лова, столь приятного и всегда желательного для рыбарей, и невозвратное, без сожаления, последование за Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ангел отвалил камень и сел на нем, чтобы учить о Воскресении, а не чтобы отдыхать от усталости. Небесная природа не ведает усталости, не знает труда; но стал камень ангельским сидением 9 , кафедрой небесного учения, школой жизни, – тот, что есть дверь смерти для иудеев, установленный для служения праху, для зловещей тишины. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф.28:3 ). Блистание его лика отличалось от ослепительной белизны его одежды, так что блистание ангельского лица было сравнено со светом, а его одежды со снегом, ибо свет происходит с неба, а снег – с земли. Послушайте пророка, говорящего: «Хвалите Господа от земли, … огонь и град, снег …» ( Пс. 148. 7–8 ). В лике ангела видимо сияние небесной природы, и в одеянии его изображена благодать общения с человечеством, и наружность ангела говорящего была смягчена, чтобы плотские глаза могли вытерпеть спокойное сияние его одежды, и от отблеска света его лика трепетать в благоговении перед вестником воли Творца. «Устрашившись его, стерегущие пришли в ужас и стали, как мертвые» ( Мф.28:4 ). Почему в ужас? Потому что они охраняли из-за старания, происходящего от жестокости, но не из-за покорности, происходящей от благочестия. Те, кого покинула совесть и преследует чувство вины, Повержен, покинут, не может встать тот, кого покинула совесть и кого преследует вина. Вот почему ангел поразил ужасом злых, но обратился со словами утешения к праведным: «Не бойтесь!» Это значит: «Да боятся не те, кто ищут, а те, кто преследуют». «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь – Он воскрес, как сказал». Это значит «Я пришел научить вас, а не скрыть Его, ибо Он есть Тот, кто сотворил нас, и Сам воскресил Себя из мертвых. Видишь, что ангел пришел, чтобы как служитель он мог бы удостоверить делом то, что Господь предсказал словом, и показать, что Господь имеет власть смерти и жизни, поскольку перед своей смертью Он предсказал воскресение. Ибо будьте уверены, что Он знал, и мог избежать (смерти). Но так как Он мог победить (смерть), Он не отступил, так что слава воскресения покрыла позор смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Безусловно, мы согласны. Но возникает вопрос «Каким образом это делать?» Ведь мы знаем, что Симон поднял Крест Господень не для того, чтобы избавить от него Иисуса, но чтобы наш Спаситель через час после этого был пригвожден к нему. Так что же, брат духовник, ты хочешь освободить верного от его креста, от его долга? Знаешь, что ты собираешься сделать? То же, что Петр, отговаривавший Господа от распятия. И ты знаешь, как с ним поступил Сладчайший Иисус, Он сказал Петру. Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое! Почему же? Потому что по воле Отца Небесного надлежало Богочеловеку совершить восхождение в славу через страдания. Завоевать вечную славу и, как человеку, умереть на Кресте. Не надо забывать ни клирикам, ни мирянам, что когда мы хотим избежать честного Креста Господня, тяжесть которого точно соответствует нашим силам, лукавый взваливает на нас свой, постыдный и совсем неподъемный груз. В Эдемском саду Создатель дал Адаму и Еве один, легчайший, крест: не вкушать плода от одного определенного древа. Легкое, незначительное воздержание назначил Он им. Они захотели избавиться и от этого. Но сатана приготовил для них множество искушений. Страх! Ужас! Тернии! Тяжкий труд до пота! Скорбь и болезнь при рождении детей! Убийства! Болезни! Смерть! Ад! И люди бы до сих пор отправлялись в ад к праотцам, если бы Бог не смилостивился и, как мы уже говорили, не послал бы Своего Сына, чтобы спасти всех. Каин огорчился, что Бог не принял его жертву. Он не нес с терпением своего креста, хотя Сам Создатель укреплял его: грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Но Каин решил, что если он убьет Авеля, то так успокоит свою боль. И был проклят Господом, изгнан из Эдема. И голос крови брата его взывал к Господу и внушал ужас Каину. И жизнь его стала скитанием в нескончаемом мучении и страхе, как бы он ни признавал свою вину и ни молился с горючими слезами: «Лучше смерть, чем такая жизнь» невыносимая. Что же требуется от нас? Нести свой крест и помогать другим в этом: утешать их в скорбях. Окрылять их дух. И никогда не давать советы, чтобы человек облегчил свой крест или избавился бы от него.

http://azbyka.ru/deti/brak-i-detorozhden...

Быт.35:5 . И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. Ревность Иакова по чистоте веры и послушание ему его семьи вознаграждается ниспосланною Богом безопасностью ее со стороны соседних племен, между тем как после сихемского кровопролития Иаков ожидал нападения ( Быт. 34:30 ) со стороны соседей; напротив, они сами испытали страх перед чтителем Бога истинного («ужас Божий», ср. Исх. 23:27 ). Быт.35:6–7 . И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица [Исава] брата своего. Луз – прежнее, ханаанское имя местности, со времени видения Иакова ( Быт. 28:19–20 ) получившей имя Вефиль («дом Божий»); в данное время имя Луз еще было общеупотребительным, поэтому Иаков вторично дает имя этой местности: Вефиль или Эл-Вефиль (ср. Быт. 31:13 ), построив там, согласно обету своему ( Быт. 28:22 ), жертвенник. Мотив названия: «тут явился ему Бог, когда он бежал...» В еврейском тексте имя Бог (Haelohim) в данном месте имеет сказуемое во множеств. числе, что бывает при имени Bohim весьма редко. Вместе с Онкелосом можно здесь видеть указание на явление Бога вместе с Ангелами. Быт.35:8 . И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача. Кормилица Ревекки Девора – без сомнения, та кормилица Ревекки, о которой, как спутнице Ревекки в Ханаан, замечено в Быт. 24:59 , без упоминания, впрочем, имени ее. Она могла прибыть в стан Иакова в одно из посещений им Хеврона (трудно допустить, чтобы в течение 10 лет он, хотя бы один, ни разу не навестил отца и мать). Традиция иудейская говорит, что Ревекка, согласно данному ей обещанию Иакову ( Быт. 27:45 ) по истечении 14 лет пребывания Иакова в Харране послала туда Девору с известием, что Иаков может теперь возвратиться. Некоторые раввины, впрочем, полагали, что здесь Девора упомянута вместо Ревекки, о смерти которой нет нарочитого упоминания (ср. Быт. 35:27, 49:31 ). Вблизи места погребения Деворы, названного «Аллон-Бахут» (дуб плача), впоследствии упоминается «пальма Деворы» ( Суд. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 15:12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. Сон Аврамов не был сном обыкновенным: стих 13 этой главы напоминает Быт. 2:21 , когда подобный же сон ниспослан был на Адама. Засим во сне же напал на Аврама ужас – он чувствовал приближение появления Бога в образе материальном, и, вероятно, самый сон был ему ниспослан, чтобы он мог выдержать видение. Мрак представлялся, вероятно, во сне Авраму, ибо нет причины думать с О. Герлахом, что он наступил ранее естественного времени захождения солнца. Быт. 15:13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, Выражение это указывает, что народам вообще, и израильскому в особенности, Промысл Божий указывает земли, составляющие их собственность, пока народы эти достойны владеть своим уделом и пока они не падают вследствие разврата и безверия. и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, Собственно, 430 лет, но в Библии весьма часто употребляются круглые числа и в особенности столетия, которые называются часто родами (см. Быт. 15:16 ). Быт. 15:14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, Быт. 15:15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире Тело Аврама похоронено в Ханаане, между тем как Фарра похоронен в Харране, а предки Аврама – в Уре. Из этого видно, что здесь ясно виден догмат жизни за гробом, ибо стих 15 несомненно говорит о бессмертном духе (Нишема), имеющем соединиться с душами своих праотцев, которые, по учению талмудистов, находились в шеоле (аду), который не следует смешивать с местом мучения Ге-Хинном. и будешь погребен в старости доброй; Быт. 15:16 в четвертом роде Расчёт, сделанный раввинами и учёными о времени пребывания израильтян в Ситте, колеблется между 215 годами и 430. Об этом будет сказано подробнее в своём месте. Здесь же достаточно указать, что слово род употреблено вместо слова век. возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 35:3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Быт. 35 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, Митрополит Филарет и Английская Библия, ссылаясь на Августина, говорят, что здесь надобно разуметь не простые женские украшения, но талисманы или женские символы, носимые в виде серёг. Августин называет их idolorum phylacteria (хранилища идолов) и в одном из своих посланий (Epist. 245) упоминает, что ещё в его время между африканскими христианами существовало суеверное употребление серёг «не для того (прибавляет он), чтобы нравиться людям, но чтобы служить демонам». и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. М. Филарет переводит под теревинфом; в главе XII, когда Авраам впервые вошёл в землю Ханаанскую, он поселился на этом именно месте, у дубравы Море (см. третий комментарий к Быт. 12:6 , а также ст. 18), и почти нет сомнения, что в этой дубраве скрыл Иаков идолов. Место это было и впоследствии в большом уважении ( Нав. 24:26 ). Слов, поставленных в скобках – «и оставил их безвестными даже до нынешнего дня», – нет, говорит м. Филарет, ни в еврейском, ни в самаританском тексте. Это прибавление на основании предания LXX толковников. TOC o «1–3» h z u [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Быт. 35:5 И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. Т. е. никто не решился отомстить за сихемлян, или, вернее, после войны, о которой мы упоминали в комментарии к Быт. 34и в которой Иаков был победителем; никто не решился помешать движению каравана Иаковлева. «Иегова послал страх свой на ханаанитян» – выражение, подобное тому, которое употреблено в Исх. 23:27 : «ужас Мой пошлю перед тобою» (сказал Господь Израилю в пустыне Синайской). Быт. 35:6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, См. комментарий к Быт. 28:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бытие, 6 глава Мы подходим к следующей главе. И опять у нас с пониманием полная катастрофа. Я не знаю, как это было у вас, у меня была полная катастрофа. 6я глава, читаем. Быт.6:1-7 «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». И дальше там потоп. Вот такой текст – ужас, просто ужас. Ладно, то, что человеки плохие, допустим, они и есть плохие, это мы и так знаем. Но что за Бог такой, Который раскаялся, что сотворил человеков и собирается их всех истреблять. И это и есть тот благой Бог, о котором мы говорим? Полная катастрофа. А до этого что? Какие-то сыны Божии, какие-то исполины, что это все значит? Как всегда, есть разные варианты толкований, имейте это в виду, нет одного единственного – вот только так, и никак иначе. Есть такие вещи, которые совершенно однозначны – только так и не иначе. Бог сотворил мир и все, и от этого никуда не денешься. Можно по-разному истолковывать, как Он это сделал, что Он при этом делал, что делал руками, а что делал не руками. Но то, что Он сотворил мир – это догмат, тут ничего не изменишь. А истолковывать какие-то второстепенные вещи вполне можно, так что здесь есть разные толкования. Одно из толкований такое. Дочери человеческие, о которых здесь говорится, из потомства Каина, то есть оттуда, где грех накапливается, накапливается. А сыны Божии – это вроде как хорошие, это потомство Сифа, в котором еще некая праведность, вот как раз Енох из того потомства, что она там еще где-то есть. И поэтому в жизни разведены грех и праведность. И пока они разведены, все как-то более-менее ничего. Но здесь происходит беда, они начинают входить в смешанные браки, и тем самым все уже перестает быть праведным, и грех Каинов заражает уже все человечество. И тогда уже все плохо и безобразно. Что из этого вытекает, мы потом посмотрим. Пока мы говорим о том, как понимается первая часть этого текста. И толкование нормальное вполне, почему бы и нет, Библия дает основания для такого толкования.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

В версии Септуагинты этот стих выглядит совсем иначе: он начинается с очередного упрека Елифаза, обращенного к Иову. Елифаз здесь говорит своему другу, виня его за прежнюю речь: Если бы истина была в словах твоих, то никакое из этих бедствий не постигло бы тебя ( Иов. 4:12 ; Септуагинта), а лишь затем уже переходит к описанию своего видения – Не воспринимает ли ухо мое дивного от Него? ( Иов. 4:12 ; Септуагинта). Далее Елифаз описывает само это «сонное видение», которого он сподобился от Бога: Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, – и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? ( Иов. 4:13–17 ). Святитель Григорий решительно продолжает обвинять здесь Елифаза в неискренности, развивая сравнение друзей Иова с еретиками. Все сказанное здесь, по убеждению Двоеслова, просто выдумка Елифаза, стремящегося таким образом сильнее воздействовать на Иова. Так, комментируя 14-й стих в версии Вульгаты: Страх объял меня и ужас, и все кости мои содрогнулись, Двоеслов пишет: еретики, «так как они стремятся казаться в своих учениях необыкновенными перед другими, прикидываются, что они как будто страшатся того, что измышляют» 429 . Поясняя стихи 15-й и 16-й (вновь в редакции Вульгаты): И когда дух прошел в моем присутствии, взъерошились волосы плоти моей; кто-то стоял, чье лицо я не узнал, Двоеслов также настаивает на том, что еретики, лишь ради того, «чтобы показать, что они познали непостижимое... говорят, что дух не останавливался в их присутствии, но проходил мимо; они прикидываются, что видели неизвестное лицо, для того чтобы они могли утверждать, что познали того, кого не может познать человеческий ум» 430 . Вместе с тем еретики, по убеждению святителя Григория, все же бывают способны говорить о Боге также и истинное, и возвышенное. Он не забывает и о том, что, будучи прообразами еретиков, Елифаз, Вилдад и Софар «не были бы друзьями такого мужа, если бы не узнали явно нечто от истины, так как они, хотя и ошибаются в оскорбительных нападках, однако в познании истины в целом они не колеблются» 431 . Кроме того, даже и еретики, по свидетельству святителя Григория, зачастую «говорят кое-что истинное и возвышенное, но не потому, что они приняли это по вдохновению свыше, а потому, что они узнали это из [своего] состязания со Святой Церковью. Они приобретают их [эти истины] не для совершенствования совести, но для похвальбы знанием. Поэтому в большинстве случаев бывает, что они знают, как сказать возвышенное, но не знают, как жить по сказанному. Следовательно... из характера друзей Иова... очевидно, что они имеют не [опытное] ведение жизни [в Боге], но ведение [только самих] слов [истины]» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В отличие от Книги Чисел, текст 2-й главы Второзакония изобилует ссылками на Божьи действия. Обратите внимание на следующие фразы, уникальные для Второзакония: «Я предаю в руку твою Стона ... веди с ним войну» (ст. 24); «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы ...» (ст. 25); «потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его» (ст. 30); «И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его» (ст. 31); «И предал его Господь, Бог наш, в руки наши» (ст. 33); «все предал Господь, Бог наш, в руки наши» (ст. 36). Какой смысл можно увидеть в этих различиях? Ван Сетерс готов сказать, что Книга Чисел, «если уж на то пошло, секуляризует другие тексты» 190 Но есть ли какая-либо другая причина преуменьшения роли Моисея и деятельности Бога в Книге Чисел, причина, которая отдает должное более широкому контексту? История о Сигоне не очень удалена от случая у скалы, когда Бог сказал Моисею, что его действия неприемлемы. Ему нельзя будет войти в обетованную землю (20:12). Аарон уже получил отказ войти в обетованную землю (20:29), и он был мертв. Молчание относительно роли Моисея в Книге Чисел (21:21) и последующих стихах может быть отражением случая из 20:12; поэтому Моисей будет играть лишь минимальную роль во время завоевания земли 191 . Меня также смущает утверждение Ван Сетерса о том, что эти повествования «имеют весьма идеологический характер, который делает эти эпизоды исторически ненадежными» 192 . На каком возможном основании мы можем утверждать, что идеологический материал не является историческим, а неидеологический материал является историческим? Я не могу уловить логику такого утверждения. Прорицатель Валаам (22–24) Этот раздел Книги Чисел является одним из наиболее известных во всей книге. Репутация Израиля шла впереди него, приведя в ужас Валака – главу царства моавитян. Раньше в Книге Чисел Израиль боялся других народов (13:30). А теперь Израиль стал, метафорически, «Енаком» и «Нефилимом». Моавитяне были саранчой. Израиль в своем горе мечтал вернуться в Египет. Но куда могут пойти моавитяне? Где им найти безопасность? Военное сопротивление является рискованным выбором. Человек, исполненный страха, все преувеличивает. Для Валака Израиль так многочислен, что он «покрыл лице земли» (22:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010