В первом из названных отделов содержится, между прочим, рассказ о том, как Гедеон был призван освободить Израильтян от ига Мадианитян ( Суд. 6:11–32 ). И здесь- το мы встречаем несколько ясных указаний на Пятикнижие, на знакомство с ним Гедеона. Так, ангел Господень, точнее Господь, явившийся в виде ангела Гедеону, говорит ему: Господь с тобой, муж сильный! На этот привет Гедеон ответил: Господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? ныне оставил нас Господь и предал в руки Мадианитян. Таким образом, Гедеон не согласился со словами приветствия: «Господь с тобою»; ссылаясь на притеснения врагов, он высказал убеждение, что как он, так и его соплеменники оставлены Господом. Но прийти к такому убеждению Гедеон мог только на основании хорошо известных ему слов, находящихся во Втор. 31:16–17 : и «сказал Господь Моисею: вот… народ… оставит Меня. И возгорится гнев Мой на него в тот день… и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа (Бога) моего среди меня». Приведенные слова Второзакония настолько были известны Гедеону, что он почти буквально повторил заключительное их отделение. Когда, затем, Господь дал Гедеону обещание оказать помощь в борьбе с Мадианитянами и в восстановлении мира и спокойствия среди сынов Израиля (ст. 14–16), Гедеон сказал ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною. Просьба Гедеона была исполнена. Господь, или Ангел Божий, коснулся жезлом, бывшим в руках его, камня, на который Гедеон возложил, по повелению Господню, козленка, опресноки и вылил похлебку; и вот, из камня вышел огонь и истребил мирную жертву и мирное хлебное приношение Гедеона. Увидев знамение, Гедеон убедился, что он видел Господа, или Ангела Господня, но вместе с тем пришел в ужас, предполагая, что он умрет (Суд.?: 17–22). Но все эти обстоятельства, несомненно, говорят, что Гедеон знал содержание всего Пятикнижия, и это знание определяло его действия, возбуждало в нем соответствующие себе настроения, приводило его к известным заключениям. Так, постановления о мирной жертве и мирном хлебном приношении, о которых позаботился Гедеон изложены в кн. Левит (гл. 2 и 3); об огне, внезапно истребляющем жертвенное приношение, как признаке присутствия Господня, говорится также в кн. Лев. 9:24 ; наконец, о возможности умереть от видения лица Господи сказано в кн. Исх. 19:21–22 ; потому-то Гедеона и объял ужас, когда он увидел Ангела Господня лицом к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

В полночь, когда святая молилась, свет осиял всю темницу и пред нею предстал лик Ангелов, посреди их был святой Исидор, и все они пели трисвятую песнь. Воззрев на мученицу, Исидор сказал: — Мир тебе, Миропия, — дошли молитвы твои до Бога, и вот ты будешь с нами и приимешь венец, тебе уготованный. Когда святой Исидор говорил сии слова, святая мученица Миропия с радостью предала дух свой Богу И наполнилась темница неизреченным благоуханием, от которого стражи темницы пришли в ужас и изумление. Один же из них, хорошо всё это видевший и слышавший, поспешил к священнику, подробно ему всё рассказал, принял св. крещение и впоследствии сам удостоился мученического венца. Тело святой Миропии христиане взяли и с честью погребли, прославляя Бога. Житие преподобного Афанасия Печерского «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии — затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о нищем Лазаре: «если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк.16:1). Сей преподобный Афанасий был иноком в святом монастыре Печерском, проводя святую и Богоугодную жизнь. После долгой болезни, он умер. Братия отерли тело его и положили в пелены, как подобает умершему иноку. Усопший лежал не погребенным два дня по причине некоторого замедления. Ночью игумену было явление, и он слышал голос: — Человек Божий Афанасий два дня лежит не погребенным, а ты об этом не заботишься. Как только наступило утро, игумен пришел с братиею к умершему, чтобы совершить его погребение — и вдруг они увидели, что он сидит и плачет. Все пришли в ужас, видя, что он жив, и стали его спрашивать, — как он ожил, и что видел или слышал? Он же в ответ говорил только одно: — Спасайтесь! Но они стали еще больше упрашивать его, желая услыхать от него что-нибудь для них полезное. Тогда он сказал им: — Если вам я скажу, то вы не поверите и не послушаете меня. Братия же поклялись ему, что они соблюдут всё, что он скажет им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Вода, образовавшаяся от таяния ледников, не могла покрыть собою всех высоких гор уже по той простой причине, что она занимает места меньше, чем лед (равное по весу количество воды занимает приблизительно 3 (5 ? ) / 10 того объема, который занимает лед), не могла она залить и всех долин земли, потому что второе обледенение, концом которого полагают потоп, по мнению геологов, даже в северных странах не было повсеместным. Однако эта ледниковая гипотеза, не допуская географической всемирности потопа, легко может допустить его антропологическую всеобщность: места, населенные людьми, могли быть потоплены все, и человечество действительно могло спастись только в восьми душах семейства Ноя. Сейсмическая гипотеза не признает и этой относительной всемирности потопа, она утверждает, что в то время, как Ной спасался от наводнения со своим семейством в ковчеге, во всех окрестных странах люди жили своею обычною жизнью: работали, воевали, умирали, рождались. Большинство западных экзегетов отвечают на этот вопрос отрицательно. Еще блаж. Августин в одном своем письме к Павлину Ноланскому написал: «sciipturae mos est ita loqui departe tanquam de toto» 7 – св. Писание обычно o части говорит так, как бы о целом. Приводят много цитат подтверждающих это положение. Так, в книге Бытия (XLI) при повествовании о голоде, постигшем Египет и окрестные страны при Иосифе, говорится: «был голод во всех землях» (54), «из всех стран приходили в Египет покупать хлеб» (57), никто из комментаторов слово «весь» в этих текстах не прилагал ко всему земному шару. Во второй главе Второзакония Моисей в своей речи так передает слова Господа к евреям, когда они шли на Сигона аморрейского:      «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом» (25). Но, конечно, далеко не все народы даже слышали и знали о евреях, тем менее чувствовали перед ними страх и ужас. О Соломоне говорится, что «все (цари) на земле искали видеть Соломона» ( 3Цар.10:24 ). В книге деяний повествуется, что ко дню пятидесятницы «в Иерусалиме находились Иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами» (11: 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Все евангелисты, каждый по-своему, говорят о том, что явление Иисуса в славе привело учеников в страх. Марк говорит, что ученики были охвачены страхом (κφοβοι γρ γνετο), Лука – что они устрашились (φοβθησαν), когда вошли в облако, Матфей – что они упали на лицо и очень испугались (φοβθησαν σφδρα). Во всех трех случаях употреблены слова, производные от φβος («страх», «ужас»). Этим термином в греческом языке обозначается сильный испуг. Но это же слово употребляется в греческой Библии для обозначения страха Божия – того трепета перед Богом, который является одним из наиболее характерных выражений глубокого религиозного чувства. Тема страха в его религиозном аспекте присутствует во всех Евангелиях, но с особенной последовательностью она развивается в Евангелии от Луки. Когда Захарии явился ангел, страх напал на него, но ангел сказал ему: Не бойся ( Лк. 1:12–13 ). Явившийся Марии ангел, увидев, что Она смутилась, сказал ей: Не бойся, Мария ( Лк. 1:30 ). После того как Захария нарек имя своему сыну Иоанну, был страх на всех живущих вокруг них ( Лк. 1:65 ). Пастухам на поле предстал ангел, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь… ( Лк. 2:9–10 ). Когда Иисус исцелил расслабленного, ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне ( Лк. 5:26 ). А когда Он воскресил сына вдовы, всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой ( Лк. 7:16 ). Страх и удивление вызывает в учениках чудо усмирения бури ( Лк. 8:25 ). Когда женщины пришли ко гробу Иисуса и не увидели там Его тела, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? ( Лк. 24:4–5 ). Преображение включено в цепь событий, реакцией на которые становится страх – не только эмоциональный, но и религиозный. В ответ на этот страх Иисус, согласно Матфею, говорит ученикам: встаньте и не бойтесь ( Мф. 17:7 ). Подняв лица, они не видят перед собой никого, кроме одного Иисуса – в привычном для них облике земного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Всё, что было нужно, чтобы принести примирение, Христос уже совершил. Нам незачем требовать справедливого возмездия кому бы то ни было, потому что оно уже совершилось – там, на Голгофе. И Евангелие говорит, что от запасов гнева можно освободиться. Их незачем тащить с собой в будущее. Свобода – одна из постоянных тем Библии. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1) – говорит Апостол, и одна из сторон этой свободы – свобода от ярости, ненависти и гнева. В Нагорной проповеди Господь постоянно произносит формулу «вы слышали… а Я говорю вам» – противопоставляя те вещи, которые мы по умолчанию считаем правильными, само собой разумеющимися, даже священными, тому, что от нас требует Он. « Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас » (Матф.5:43,44). Есть миллион отговорок для того, чтобы не повиноваться этим словам Господа; но тут уместно вспомнить немецкую поговорку, что «тот, кто хочет, найдет тысячу способов, кто не хочет – найдет тысячу отговорок». Мы можем привести множество доводов, сослаться на различные авторитеты, во всём убедить себя – и тех, кто захочет к нам прислушаться. Но всё это понадобится нам, если мы захотим искать отговорок. Если мы захотим послушаться слов Господа, мы будем искать способы, как это сделать. Мир сей – а апостолы обозначают этим словосочетанием систему ценностей и отношений, основанных на отвержении или игнорировании Бога – требует, чтобы мы ненавидели врагов. Со времен грехопадения люди разделяются на враждующие племена, и от каждого члена племени требуется засвидетельствовать свою верность, выражая ненависть к врагам. Это самый простой способ объединения – вы против них, я тоже против них, примите меня к себе. Тысячелетия жизни в этом холодном и враждебном мире внушили людям ужас перед перспективой отбиться от племени, и этот ужас начинает срабатывать раньше, чем люди начитают что-либо обдумывать и анализировать. Впрочем, это еще дочеловеческое явление.

http://pravmir.ru/ne-sluzhite-gnevu-1/

Всякому образу звериному в политике и государственности, образу старому и образу новому, злу изначальному, прошлому, и злу конечному, будущему, должна равно быть объявлена война, но воевать со злом должно не злым путем, не силой зла же, а силой добра. Только органическим путем, согласным с внутренним ростом народа, только историческими этапами может отмирать зло государственного насилия. Механически нельзя побороть государства, нельзя еще обойтись без него. В борьбе с ним важен не столько политический такт, сколько какое-то мистическое чутье живой истории, свойственное ее гениям и героям. To же безбожное, звериное начало, которое воплощалось в старой государственности, переходит и в новое общество, подготовляемое и ожидаемое социал-демократами, но становится сложнее, и двоится для нас это новое общество, так как в нем грядет и великое зло, и великое добро. Мы не можем все злое связывать с прошлым, все доброе – с будущим. И в будущем нужно отделить добро от зла, и в прошлом накопилось много добра. Мир идет не к эмпирическому благоустройству и благополучию, а к трагическому раздвоению, из которого видится лишь религиозный исход, лишь в конце мира и преображении его. Глава III. Социализм, как религия «И приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ, написано: не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, всходящим из уст Божиих». ( Мф.4:3, 4 ). I С тех пор, как человек отпал от Бога и пошел устраивать жизнь свою вне Бога, преследует его древнее проклятие: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». И началась для человечества тяжелая борьба за существование, в поте лица своего добывал человек хлеб свой. В основе всей человеческой культуры лежит необходимость победы над природой, мучительное решение проблемы хлеба насущного. После смерти самое сильное проявление мировой испорченности метафизического зла в мире это – тягота борьбы за существование, нужда и бедность, добывание хлеба из проклятой земли. Своими слабыми силами защищает себя человек от хаотических, безумных сил распавшейся природы, укрывает себя от дождя и ветра, от холода и непогоды, извлекает себе из слепых природных сил пищу, спасается от голода. Почти нечеловеческими усилиями защищается от разъяренных стихий мира, создавая искусственную социальную среду. Человечество поддерживало свое существование и развивало культуру, но никогда не могло решить справедливо, безболезненно и окончательно проблему хлеба насущного, не могло победить ужас борьбы за существование, ужас голода и бедности. Мировое освобождение человечества от старых уз и мировое развитие культуры не столько решают основные проблемы человеческой жизни, сколько обостряют эти проблемы до последней крайности, раскрывают внутреннюю антиномичность и трагичность человеческой жизни в здешнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Глава 4 1–3. Ужас иудеев пред Олоферном. 4–8. Отчаянные приготовления к защите. 9–15. Моление к Богу о помощи. Иудиф.4:1 Сыны Израиля, жившие в Иудее, услышав обо всем, что сделал с народами Олоферн, военачальник Ассирийского царя Навуходоносора, и как разграбил он все святилища их и отдал их на уничтожение, Иудиф.4:2 очень, очень испугались его и трепетали за Иерусалим и храм Господа Бога своего; Иудиф.4:3 потому что недавно возвратились они из плена, недавно весь народ Иудейский собрался, и освящены от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень. 1–3. Ужас иудеев пред Олоферном, как это прямо дается понять, здесь более всего вызывался тем, что он разграблял и уничтожал святилища покоренных народов. Та же опасность угрожала, очевидно, и святилищу Иеговы, только что восстановленному по возвращении из плена. Иудиф.4:4 Они послали во все пределы Самарии и Конии, и Ветерона и Вельмена, и Иерихона, и в Хову и Эсору, и в равнину Салимскую, 4 . «Конии» – Κωνς, иначе Κων, а по некоторые спискам даже Κμας (без последующего κα), причем от этого κμας (деревни) в ближайшую зависимость ставится дальнейшее «Ветерона» и т.д. в качестве определения (в деревни Вефорона и т.д.). В качестве самостоятельной местности под таким наименованием указать что-либо затруднительно. «Ветерона» – Βαιθωρν – это ???, нынешний Beit-Ur. «Вельмена» – Βελμν, александр. Βελμαιν, иначе « Αβελμαεν, лат. Abelmam: местечко где-либо вблизи Дофаима (еще другие упоминания о нем: Иудиф. 7:3 – или Βελθεμ, или Βελβαμ и Βελμν, а также » Αβελμαεν, Vet. Lat. Abelme, Вульг. Belma, и Иудиф. 8:3 – Βελαμν) и Λαμν. «В Хову» – Χωβ, или Χωβαι ( Иудиф. 15:5, 4 ) – севернее Дамаска ( Быт. 14:15 ). «Есора» – Ασωρα, A σσαρν, – это, вероятно, евр. ??? – A σρ – Азор. «Равнина Салимская». – Σασλμ, долина Саронская – по одним; другие разумеют здесь местность в окрестностях Иерусалима. Иудиф.4:5 заняли все вершины высоких гор, оградили стенами находящиеся на них селения и отложили запасы хлеба на случай войны, так как нивы их недавно были сжаты,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXI Крушение языческого мира с крушением его положительных естественных верований. Ужас отчаяния прозревших при этом крушении и ужас одичания и растления нравов от этого крушения. Крушение положительных верований и развитие суеверий. Восток, в частности Иудея, для Запада и для классического мира. Синкретизм религиозный и синкретизм философский в историческом человечестве древнего мира перед пришествием Сына Божия на землю. Выводы и заключения. Как «лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому ( Пс.41:2–3 ); Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя ( Пс.62:2 ); только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» ( Пс.61:2 ): эти высокие и святые чувства, излившиеся из обращенной к Богу души пророка, глубоко – истинно выражают то общечеловеческое духовно-нравственное настроение, которое мы называем «религиозным сознанием или религиозным чувством человека». Идея Бога в человеке, раскрываясь и определяясь в положительном религиозном веровании, составляет весь смысл его жизни, а воплощаясь, согласно верованию, в определенном культе, она принимает для человека как бы плоть и кровь и становится высшим, обязательным, священнейшим благом, в котором Бог сообщает Себя людям, усвояя им Свое Божественное и от них принимая их человеческое. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» ( Пс.83:6 ), – вот истинное и нормально-естественное обнаружение сознания и чувства исповедника всякой религии, хотя бы и ложной, но остающейся непоколебленной в своем священном авторитете в глазах ее исповедников. Опознательно и твердо, до некоторой степени легко и счастливо живет человек только потому, что он верует и имеет в сознании своем Бога. Религия поэтому есть самый могущественный фактор в создании и развитии истории человеческого рода. И действительно, очищенная от случайного и временного – сегодняшнего и завтрашнего, могущего в свою очередь изменяться и теряться в бесконечном разнообразии и смене преходящих событий, вся история человеческого рода остается пока неизменной в одном своем проявлении – согласии человеческого рода служить Богу, причем союз и единение с Ним на почве религии и в воплощении определенного религиозного культа составляли и составляют «summum bonum» для всякой нормально живущей человеческой личности. В этом обращении человека к Богу, в этом модусе воплощения духовно-нравственной жизни человека соприкасаются между собой все религии мира – иудейство и христианство , с одной стороны, и вся область естественных религий, с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Для чего же огорчаешь Врача, не желая быть исцеленным? Для чего во время врачевания своего скрываешь язвы свои и винишь Врача в том, что не исцелил тебя? Тебе дается время на покаяние, и ты нерадишь о покаянии? Для чего же винишь Законодателя, что за твое пренебрежение послал на тебя смерть? Разве смерти скажешь: " дай мне время покаяться? " Трезвись, возлюбленный, трезвись. Как сеть, найдет на тебя оный час, и тогда ужас обымет ум твой, и сам себя спросишь: " Как это в рассеянности моей прошли дни мои? Как это в неуместных помыслах протекло время мое? " Но какая польза размышлять о сем во время смерти, когда уже не дозволяется тебе оставаться долее в веке сем? Итак вникни умом своим в слова сии, да коснется слуха твоего сказанное Господом, если только веришь Ему; а Он сказал, что в день оный дадим ответ и о праздном слов (Мф.12:37). И сего слова Господня достаточно, если трезвен будет ум наш. А кто не разумеет написанного и не слушает читаемого, тот подобен трубе, которая принимает в себя воду и не чувствует, что вода протекает в ней. Посему кто не станет плакать, кто не будет скорбеть, кто не придет в ужас от того, что Владыка вселенной и Сам и чрез рабов Своих, Пророков и Апостолов, проповедует и вопиет, но нет послушающих? Что же проповедуется ими? " Брак готов, говорит Он, упитанная Моя исколена (Мф.22:4). Жених со славою и великолепием восседает в брачном чертоге и с радостью принимает приходящих, дверь отверста, слуги изъявляют свое усердие. Пока не затворена дверь, спешите войти; иначе, останетесь вне, и некому будет ввести вас туда " . И нет разумевающего; никто не прилагает старания; леность и заботы века сего, подобно цепи, связали ум. Божественные Писания и списываем мы правильно, и читаем правильно, а правильно их выслушать не хотим; потому что не угодно нам исполнять то, что в них повелевается. Кто ж отправлялся в дальний путь без дорожного запаса? как хочется нам, оставив запас свой здесь, ничего не брать с собою в дорогу? Блажен, кто с дерзновением отшел ко Господу, неся не скудный свой запас. Вот и десять дев спять, и рабы куплю деют (Лк.19:13), в ожидании Владыки своего, зная, что приял Он царство, и идет с силою и славою многою, увенчать рабов Своих, которые сотворили добрую куплю на серебро, какое получили от Него, и истребить врагов Своих, которые не хотят, чтобы Он царствовал над ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

До этого они были очевидцами воскрешения дочери Иаира и Преображения Господня. И они больше всех выражали желание пострадать с Ним: Петр только что – на Тайной Вечери, Иаков и Иоанн – когда их мать просила, чтобы они были рядом с Господом в Его славе ( Мф.20:20–21 ). И Господь берет их с Собою, чтобы они увидели, что не знают, чего просят. Подобает самым верным быть испытанными первыми, чтобы они по-настоящему осознали свою немощь и научились надеяться только на Господа. Господь – истинный человек. Нашего ради спасения Он до конца приобщается всей нашей обезбоженности и смертности. И Господь «начал ужасаться и тосковать». Святые отцы говорят, что тот ужас и мрак великий, который прошел некогда над Авраамом ( Быт.15:12 ), прообразовал этот час. Никогда не было такого мрака на земле и такой скорби. «Душа моя скорбит смертельно», – говорит Господь. Он стал грехом за нас, и потому исполнился такой скорби! Он один в полноте знал ужас грехов, которые Он взял на Себя. Только Бог по-настоящему знает, как ужасен грех. Христос один любит Бога всем сердцем, всею мыслью, всею крепостью Своею, и для Него абсолютно невыносимо какое-либо прикосновение греха. И в то же время Он любит такой же совершенной любовью человека, убиваемого грехом. Потому Он должен стать клятвою за нас, и потому душа Его скорбит смертельно. Он должен вкусить смерть за всех ( Евр.2:9 ), испить до капли эту чашу со всею горечью ее. Если Христос так пострадал за нас, нам ли страшиться пострадать за Христа? Если Христос пострадал, сражаясь против греха, и мы должны вооружиться той же мыслью. Господь молился, чтобы если возможно, миновал Его час сей. И говорил: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Эта молитва созвучна с молитвой «Отче наш», которую мы произносим несколько раз в день. О если бы каждый раз, произнося ее, мы возвращались бы к этому часу! Слово «авва» – «папа» – детский крик, взывающий о помощи к отцу. В устах Господа оно – острое сознание той единственной связи, которая соединяет Его лично с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010