Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:2124, 33 ). В этих прочитанных сегодня во святом Евангелии словах Христа Спасителя нам показано взаимоотношение между заботой человека о внутреннем его благосостоянии и заботой о внешнем благополучии. Для нашего назидания благоговейной мыслью проникнем в эти слова Спасителя. Светильник для тела есть око. Какое здесь разумеется око? Конечно, здесь подразумевается око внешнее и око внутреннее. Во внешнем оке, или в глазах, у каждого человека светится сокрытая душа, проглядывает совесть, которая также есть духовное око. Поэтому по глазам часто определяют нравственные качества людей, по глазам узнают даже преступников. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Что это значит: чисто? Святая Церковь часто внушает нам о простоте, чистоте и доброте, цельности духовной, которые свойственны детям. Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Лк.18:17 ). Простоте этой противоположно лукавство: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Лукавство, как семя, заключает в себе всю полноту зла. Потому в молитве Господней читаем: избави нас от лукавого. Теперь обратим внимание наше на то, какое, по слову Спасителя, действие производит на нас самих как око наше чистое, так и око темное. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Под телом здесь разумеется, конечно, вся личность человека, но, в частности, также разумеется и наше внешнее естество. Простое, чистое око всегда делает человека приятным. Чистое око способно преобразить и сделать светлым человека с самой некрасивой и даже уродливой внешностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Итак, определили [митрополита] Митилинского и меня, чтобы мы пошли и подробно рассказали императору [о нашем решении]. И если ему покажется решение хорошим, как и всем показалось, то и он пусть его утвердит и через кого-нибудь сообщит его папе. Если же не будет у него желания, то пусть это будет [сообщено папе] со стороны Церкви. 13. Итак, мы пошли и возвестили императору мнение Патриарха и всей Церкви. Император ответил: «А что это за совещание? И кто им сказал совещаться? Где был я, и откуда у них позволение устраивать совет? Надо было и мне присутствовать на совете или, если вообще была в нем нужда, по меньшей мере стоило спросить и меня. Что это такое, что они спрашивают мое мнение о том, что они уже решили? Разве так происходит совет? Или нужно было мне присутствовать и слушать говорящих и их аргументы, на основании которых, как они говорят, должно так произойти. А если возникают противоречия, то обсуждать их и избрать то, что нужно делать. Так что первым делом я не принимаю за совет то, что они устроили, поскольку они не имели права и позволения совещаться 180 . Затем я утверждаю, что не только не сообщу папе то, что они говорят, но всеми способами буду возражать, если они сами это сделают». Затем он добавил: «Почему они не хотят устраивать собеседование об учении? Что им мешает и для чего мы сюда пришли? Разве мы пришли не для исследования учения? Разве вы не знаете, что если мы так и вернемся, ничего не сказав об учении, то мы сами скорее утвердим правильность латинского учения, а все то, что было сказано о невозможности делать прибавление, будет напрасным? Поскольку мы сюда пришли, то необходимо исследовать учение». 15. Император же сказал на это: «И что нам от того, если они скажут, будто хорошо доказали то, что говорят, когда это недоказуемо? 181 Пусть наши скажут, что имеют сказать, – подлинное и сильное, и если те люди будут убеждены, то мы будем иметь приобретение, превосходящее любой избыток. Если они не захотят убедиться, то мы от этого не потерпим вреда, поскольку и они не будут [нас] принуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К ним ныне мы относить должны вышеприведенные наставительные слова Господни и апостольские относительно почитания верховной власти. Нынешнее наше правительство мы все должны почитать и слушаться за совесть. Безначалие в государстве есть величайшее несчастие, оно грозит стране страшными беззакониями, насилиями и бедствиями. При самодержавном строе всё в государстве делалось властию и именем царя. Теперь власть отошла к народу, а по всем сторонам общественной и государственной жизни почувствовалась свобода. Прежний порядок нарушен. И люди стали разно пользоваться свободой. Все ли у нас ныне правильно понимают свободу и правильно ли пользуются ею? Три рода свободы есть у каждого человека. От рождения каждый человек получает от Бога душу разумную, свободную и бессмертную. Он думает, желает и поступает по своему личному хотению. Предложил ти огнь и воду, и на неже хощеши, простреши руку твою ( Сир.15:16 ), говорится в слове Божием о человеке. Это у нас природная свобода. Отнять ее никто не может. Можно чужому человеку влиять на нее, можно ослабить ее пороками и болезнями, но не уничтожить. Есть другая свобода, которая зависит от устройства человеческих обществ. Гражданский закон может давать человеку больше и меньше свободы в отношении его слов и действий. Этот закон может совсем лишить свободы посредством цепей и заключения, как-то бывает с преступниками. Было рабство и крепостное право – ныне всем свобода. Это есть гражданская свобода. По наставлению апостольскому, во Христе нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского ( Гал.3:28 ), потому рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся ( 1Кор.7:21 ). Таким образом, гражданская свобода безразлична для духовной жизни, но сама по себе она есть несомненное и ценное благо. Есть еще высшая свобода. Спаситель сказал: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ). Святой апостол так раскрывает слова Христовы: где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Как же откровение учит о самом всеобщем и последнем суде? По его изображению, Судьей на сем суде будет никто иной, как Сам Иисус Христос – Сын Божий, ставший и сыном человеческим: так как, по собственным словам Сына Божия, Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови... и область даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть ( Ин.5:22,27 ), почему, Он Сам и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей, и все святые ангелы с Ним ( Мф.25:31–32 ). Кроме того, ап. Петр свидетельствует об Иисусе Христе, что Им повелено было и апостолам проповедовать и свидетельствовать людям, что Он есть, определенный от Бога, судья живых и мертвых ( Деян.10:42 ), что, конечно, и исполнили все апостолы, подобно ап. Павлу, повторившему также, что по определению Божию ( Деян.17:31 ) на судище Христовом ( Рим.14:10 ) будет судить живых и мертвых в явлении Своем и царствии Своем Иисус Христос ( 2Тим.4:1 ). Впрочем, по свидетельству слова Божия, в суде участвовать будут и ангелы, а, также, святые, но, понятно, будут участвовать не, как самостоятельные судьи, а только, как служители Христовы, имеющее выполнять Его, при суде, волю или, как свидетели, производимого Им, праведного суда. Сам Иисус Христос об ангелах учил, что они, по Его повелению, при кончине века, соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес, до края их ( Мф.24:31 ), а, также, соберут из царства Его все соблазны и, делающих беззаконие ( Мф.13:41 ), и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 ). Об участи же, в суде, апостолов, Он, в Своем непосредственном обращении к ним, сказал следующее: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по мне, в пакибыте, егда сядет Сын человеческий на престол славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обемонадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). Эту же мысль, только в обобщенном виде, ап. Павел выразил так: не весте ли, яко святии мирови имут судити ( 1Кор.6:2 )? Кто же, спрашивается, на сем суде будут подсудимыми, а, также, с какой целью, и как имеет быть произведен суд?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Как известно, в Ветхом Завете Господь повелел Моисею в скинии свидения, во Святая Святых устроить Ковчег Завета с тем, чтобы он был местом Его особеннейшего присутствия и откровений Его воли ( Исх.25:10–22; 26:33 ). Вместе же с сим, Он повелел Моисею сделать из золота и поставить на двух концах, покрывающего Ковчег Завета очистилища, двух, чеканной работы, херувимов ( Исх.25:18, 19 ), а, также, сделать, искусной работы истканные их изображения на завесе, отделявшей Святое Святых от святилища ( Исх.26:31 ), равно, как и на тех виссонных попонах, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии, служа для нее вместо стен ( Исх.26:1 ). Как должно было быть высоко для еврейского народа религиозное значение Ковчега Завета, это, само собой, понятно. Ковчег сей служил для него ни чем иным, как видимым знаком или образом присутствия Божия, почему, естественно, должен был всегда возбуждать в нем собою такие мысли и чувства, которыми человек должен исполняться, находясь в присутствии Самого Бога. А потому, чествование Ковчега Завета в еврейском народе соединялось с божеским поклонением, относившимся, понятно, не к самому по себе Ковчегу, а, собственно, к Тому, Которого он представлял собою. Так, напр.: «когда поднимался Ковчег в путь, Моисей (обращаясь к Ковчегу) говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя»; а, когда останавливался Ковчег, он говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым» ( Чис.10:35,36 ). Или же, когда, во время Иисуса Навина, предводимые им евреи потерпели поражение от жителей Гайских, «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред Ковчегом Господним и лежал до самого вечера он и старейшины израилевы» ( Нав.7:6 ). А когда, в царствование Давидово, торжественно переносился Ковчег завета с восклицаниями и трубными звуками из дома Аведдара в, находящуюся в городе Давидовом скинию, Давид, быв преисполнен возвышенными религиозными чувствами, как говорится в книге Царств, «Из всей силы скакал пред Господом», и, когда за это укорила его дочь Саулова, Мелхола, он сказал ей, между прочим: «Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:14, 21, 22 ). Кроме того, и других призывая достойно чествовать Господний Ковчег, он взывал: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его (Ковчегу); свято оно» ( Пс.98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая плоть с духом и диавола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверх человеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших и высших для действительного подъема на духовную высоту низших лиц, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после сего опять спросить: может ли человек неверующий в Бога или маловерный уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответа на сей вопрос у св. апостол Павла: «душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верою) судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор. 2:14, 15 ). Св. Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого; так и душа, не наученная от Бога чрез умное делание, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божиему. Но научившийся от Бога Божественному может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный, ч. 2, гл. 4). Таким образом специалист греховных состояний и человек не верующий безусловно не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни, хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Как распевность, так и сдержанность не освобождают клиросных чтецов от обязанности давать слушателям чтение выразительное, разумное. Каждая молитва , каждое песнопение церковное заключает в себе не только чувство религиозное, но также определенную мысль молящегося. И эта мысль в звуках читающего так должна быть выражена, чтобы легко было воспринять ее как самому читающему, так и слушающим его. Это совершенно совместимо со сдержанностью и монотонностью. Для этого обязательно соблюдение обычных требований, предъявляемых ко всякому разумному чтению: необходимо точно соблюдать звуковую правильность и ударения голоса слоговое и логическое. Расстановка ударений возможна и при монотонном музыкальном изложении. При этом, чтобы прочесть вслух вразумительно для других, сам чтец должен сколько-нибудь разуметь читаемое. Для этого нужна подготовка к чтению. Если мирские лекторы не принимаются за свое дело без подготовки и даже много усердствуют в этом, то может ли церковный чтец приниматься за Божие дело без соответственной подготовки? Пойте Богу разумно, говорит святой псалмопевец Давид. Нужно ли говорить о том, что для церковно-молитвенного чтения обязательно не только полное внимание, но и глубокое благоговение? Молящийся всегда должен помнить и чувствовать разницу между собой, как полнейшим ничтожеством, и между Господом Богом, как Владыкой вселенной. Такое чувство порождает в душе молящегося страх Божий и смирение. Но поскольку Господь Бог есть наш Творец и Благодетель, то с истинным чувством смирения сочетается почитание и любовь к Богу. А всё это вместе собой являет благоговение. Благоговейная настроенность чтеца молящегося выражается как в положении его тела, так и в движениях голоса при чтении. Когда чтец сам благоговейно держит себя и искренно молится при чтении, тогда благоговение невольно охватывает и послушающих его, и получаются от такой молитвы плоды благие. О Христе Спасителе, как Сыне Человеческом, так говорится в одном из писаний апостольских: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Какая ужасная бездна неверия! Этим отрицанием попирается все, чем держался христианский мир всюду и во все века. Свои мысли Лев Толстой выражает не как личное только понятие, но с фанатической ревностью распространяет их через своих учеников и через свои сочинения и письма. Для примера достаточно вспомнить злоключения преступных и злосчастных кавказских духобор-толстовцев. Этот человек не только не отвергся себе и не пошел за Христом, но, страшно сказать, утвердился себе и отвергся Христа. Здесь плод крайнего самообольщения и невыразимой гордости. Что особенно служит к великому соблазну в толстовских лжеучениях, это то, что Лев Толстой своим красным словом ублажает Христа, ставя Его в ряд с великими языческими мудрецами. Человек, мало вникавший в толстовское лжеучение, готов признать Толстого за христианина. Есть мужи и жены, которые, не удаляясь от Христа сознательно, прельщаются красотой суетного слова графа Толстого и с усердием распространяют разные его сочинения; они даже огорчаются за обличение еретичества называемого ими великим «писателя земли русской». Не разумеют они того, что похвала Христу от Толстого есть то же, что гефсиманский поцелуй Христу от Иуды. Кто хоть сколько-нибудь искренно любит Христа Бога, у того скорбь и острая боль должны охватить сердце, когда он узнает всю глубину хулы, какую наносит Христу и Его Церкви лжеучитель Лев Толстой. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы ( Лк.12:2 ). Ныне отечественная Церковь наша в лице ее высших архипастырей в своем послании (от 2021 февраля 1901 г.) ко всем верным чадам раскрывает глубину пропасти, взрытой Львом Толстым, и всех предостерегает от этой пропасти. Послание это, в духе высокой любви христианской вразумляя лжеучителя, заканчивается молитвой ко Господу об обращении его на путь покаяния. Посланием недоразумение устраняется. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор.6:15 ). Каждый почитатель талантливого писателя должен в своей совести сделать выбор: Христос и Его Церковь или Лев Толстой с его лжеучением? Ныне ко всем нам относится предостережение апостола: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ). Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы ( Еф.5:1516 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Когда один член тела режут или жгут, то все части вместе с ним содрогаются, испытывая боль. Если бьют одного раба, то все рабы устрашаются, мысленно, наедине с собой, обещая исправиться и не касаться запретного, за что покрыт ранами виновный раб, Божиим гневом влекомый на отмщение. Так, мне думается, Бог и устраивает, что в тысячном граде один дом мучим за согрешения, принимая здесь возмездие на протрезвление и исправление прочих сограждан. «Ибо падением нечестивых праведные бывают устрашены» – сказал премудрый в Боге Соломон. И никак не будет нам полезно на неуклонном и праведном Суде Святое Крещение, если здесь мы житием своим зло его похулили, живя недостойно имени Христова. Великий Апостол весьма ясно об этом говорит, велегласно восклицая: тот, кто отрекся от Закона Моисея при двух или трех свидетелях, тому смерть без милости. Сколь же худшей муки будет удостоен тот, кто попрал Сына Божия и думал осквернить Кровь Завета; кто попирает Сына Божия – Бога Слово, принимая Таинство без страха руками лихоимными, поднимающимися на ближнего. Таким образом, причащаясь Хлеба и Вина, верные видят умными очами, как в них пребывает Бог. «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и ум, как говорит сам Павел: «Не на двоих же я раскололся, один из которых пригвожден, а другой растлевается». Бог не истощится, принимаемый всеми по воздуху [в Причастии], и пребывает Тот же неизменный, что запечатлевает Павел, и строго являет, что примут муки с неверными те, кто по имени христиане, а на деле лукавы и безумны и ленятся о своем спасении. В Евангелиях сказано: «Если... скажет раб в сердце своем не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». «Рассечет» – не нужно понимать в смысле телесно, ибо это принадлежало бы грубости и гневливости, но: духовное отъятие даров Крещения, и отъятие дерзновения (свободной речи) к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. " Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, - говорил им в утешение преподобный, - на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери , чтобы избавиться вам от искушений лукавого " . Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма. Чудеса и почитание Вскоре после кончины преподобного на месте его духовных бесед была сооружена часовня, вокруг которой ежегодно в день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления. Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). В 1645 году иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел. Почитание святого неоскудевало в его родном краю. Богомольцы благоговейно черпали воду из колодца вырытого преподобным на склоне горы у Обноры, а вокруг обители со временем выросло село. Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению, но её история продолжалась вплоть до закрытия во время секуляризации церковных земель 1764 года, когда соборный храм был превращен в приходскую церковь . Со временем, в одном из приделов Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные нетленные мощи преподобного Сильвестра.

http://drevo-info.ru/articles/5652.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010