Диавол, когда принес клевету Ангельским хорам на Бога, то он и был назван «диавол», то есть «клеветник»; и сам ангел, пал с вышемирных и по своим действиям стал врагом, когда еще не было этого видимого мира, и не было им, диаволом, околдованного человека. Он опять клевещет, клевещет Адаму на Бога, чтобы тот завидовал. Диавол лжет, он сначала не к Адаму приходит, а к Еве, как более слабой, и ей говорит: «Что это значит, что Бог сказал не есть от всякого дерева, которое в раю?» Ложь заключена в самих вопросах губителя. Диавол выведывал от нее, что среди насаждений таково, что вкушать от него Бог запретил: диавол не знал, что из насаждений или чего ради была дана заповедь. Ева была прямодушной, еще не искушенной на деле, не знала о хитрых проказах диавола, что он наносит смертную рану. Ибо было сказано: «От всякого дерева в раю ешьте пищу», – так сказал Бог. Диавол, чтобы оклеветать Бога, говорит: «Ведь знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро, и зло ». И таким образом, пользуясь клеветой, диавол увещевает несчастную Еву вкусить запретного. А она заставила сделать это и мужа, который пожелал стать богом, и лишила тем самым его и себя и того, что у них было: бессмертия, нетления, блаженства... Пишет Моисей – боговидец и божественный законодатель, говоря клеветы его в песнопении и издеваясь над лукавым. Ибо так же сказал диавол, когда он клеветал Адаму на Бога. «И ел Иаков, и насытился, и был отвергнут возлюбленный». То есть насытился, располнел, и оставил Бога, Который его сотворил; и отступил от Бога Спасителя Своего. Так сотворил Иакову, повернув его к мясоядению и пьянству, а затем и отвергнул к служению идолам. Против него Моисей вооружил войско из двадцати трех тысяч человек, и [людей] Иакова за один день в пустыне сжал как стебли травы. Но Человеколюбец Бог непреложно пришел к нам подчинить противоборца, воистину став подобен введенному в заблуждение Адаму, чтобы враг с ним не общался. Тот, кто боролся с людьми, стал побежден Богом, и сам человек становится Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Думают, что только грубый и нравственна неразвитый человек нуждается во внешних воспитательных средствах для своего нравственного совершенствования и возвышения духа. При этом ссылаются на переданные в Евангелии слова народной молвы, в которых Спаситель называется «ядцею и винопийцею» ( Мф. 11:19 ); приводят в пример претворение Им воды в вино на браке в Кане галилейской ( Ин. 2:1–11 ) и пр. Слушают народную молву, берут голые факты, а не слушают разъяснений Самого Спасителя. А между тем этот ядца и пийца, пред выступлением на открытое служение Свое роду человеческому, сорок дней в пустыне постился и ничего не вкушал ( Лк. 4:2 ). Когда ученики Его не смогли исцелить бесноватого отрока и спросили Его о причине, то Он прямо сказал: " сей род (т. е. род бесов и всякого зла) изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Обязательные условия духовно-нравственного совершенствования выражены, далее, Спасителем в следующих изречениях: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною; ибо кто хочет душу свою (т. е. внешнюю жизнь со всеми земными интересами) сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24, 25 ). «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будеши иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Не в Египте и Византии впервые вырос христианский аскетизм, – он идет к нам от Самого Христа. Говорят еще, что «нужно облегчать людские страдания, как и Христос это делал». Мы ответим на это, что нам одинаково от Господа допускаются и посылаются, как облегчительные утешения, так и очистительные страдания. Собственным грехом человечество повредило свою духовную и телесную природу и тем вызвало для себя страдания духовные и телесные, как неизбежное последствие греха. По долгу любви нужно облегчать страдания людей, но облегчать нужно для того, чтобы сделать людей годными для христианских подвигов. Подвиг же не есть страдание, а есть напряжение усилий для торжества богоподобного в человеке духа, с готовностью на всякую жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Думают, что только грубый и нравственно неразвитый человек нуждается во внешних воспитательных средствах для своего нравственного совершенствования и возвышения духа. При этом ссылаются на переданные в Евангелии слова народной молвы, в которых Спаситель называется человеком, который любит есть и пить вино ( Мф.11:19 ); приводят в пример претворение Им воды в вино на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:111 ) и пр. Слушают народную молву, берут голые факты, а не слушают разъяснений Самого Спасителя. А между тем этот человек, который любит есть и пить вино, перед выступлением на открытое служение Свое роду человеческому сорок дней в пустыне постился и ничего не вкушал ( Лк.4:2 ). Когда ученики Его не смогли исцелить бесноватого отрока и спросили Его о причине, то Он прямо сказал: сей же род (то есть род бесов и всякого зла) изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Обязательные условия духовно-нравственного совершенствования выражены, далее, Спасителем в следующих изречениях: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою (то есть внешнюю жизнь со всеми земными интересами) сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:2425 ). Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Не в Египте и Византии впервые вырос христианский аскетизм, он идет к нам от Самого Христа. Говорят еще, что «нужно облегчать людские страдания, как и Христос это делал». Мы ответим на это, что нам одинаково от Господа допускаются и посылаются как облегчительные утешения, так и очистительные страдания. Собственным грехом человечество повредило свою духовную и телесную природу и тем вызвало для себя страдания духовные и телесные как неизбежное последствие греха. По долгу любви нужно облегчать страдания людей, но облегчать нужно для того, чтобы сделать людей годными для христианских подвигов. Подвиг же не есть страдание, а есть напряжение усилий для торжества богоподобного в человеке духа, с готовностью на всякую жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Если все тело – глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как ему было угодно. А, если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или, также, голова прочим: вы мне не нужны... Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, иным дал силы чудодейственные... Все ли Апостолы, все ли Пророки, все ли Учители, все ли чудотворцы» ( 1Кор. 12:15–25 )? Тот же Апостол с такой же ясностью и силой подтверждает и тот, из вышеприведенного места, вывод, что не только необходима в Церкви иерархия, но и необходима, именно, Богоучрежденная иерархия. Так, касаясь необходимого в Церкви учительства, он, между прочим, говорит: како призовут, в Него же не вероваша; како же уверуют, Его же не услышаша; како же услышат без проповедующаго; како же проповедят, аще не посланы будут ( Рим. 10:14–15 ), чем ясно показывает, что истинное учительство необходимо должно быть соединено с Божественным посланничеством, подобно тому, как и сам он, совместно с другими Апостолами, потому проповедовал, что на то призван и послан был Самим Христом ( 1Кор. 1:17; 9:16 ), почему и проповедовал не себя (как поступали не призванные учители), но Христа Иисуса Господа ( 2Кор. 4:5 ). Такую же точно мысль ясно высказал ап. Павел и о, необходимом для Церкви, священстве, когда прямо и без всяких ограничений так о сем выразился: никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 ). Таких же, конечно, мыслей был ап. Павел и, относительно, учрежденного в Церкви и соединенного с учительством и священничеством пастырства, – что, между прочим, подтверждается и тем, что он, как мы уже видели, поставление ефесских пастырей для пасения стада Христова, прямо приписывал Св. Духу ( Деян. 20:28 ). Между тем, это самое подтверждает и ап. Петр, который, преподавая пастырям наставления, чтобы проходить свое служение Богоугодно, и, указывая им на Иисуса Христа, как на Пастыреначальника, Которому они должны будут дать отчет ( 1Пет. 5:2–4 ), этим самым, необходимо предполагает, что они должны были быть и на самом деле были призваны к своему высокому служению от имени Христова и во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Есть, также, в Новом Завете, хотя, впрочем, неясное, указание на различные роды или степени загробного мздовоздаяния, как душам праведным, так и грешным. На различие мздовоздаяния душам праведным указывают слова Спасителя в дому Отца Моего обители многи суть ( Ин.14:2 ), а, также, свидетельство ап. Иоанна, который, как мы сейчас заметили, видит одни праведные души – находящимися только под алтарем Агнчим, другие же – стоящими пред престолом и Агнцем, а некоторые – восседящими на престолах, и, притом, одни – облеченными только в белые одежды, другие же, кроме того, с пальмовыми ветвями в руках, а некоторые – с золотыми венцами на главах ( Откр.6:11, 7:9, 4:4 ). Различие же во мздовоздаянии душ грешных необходимо предполагает собою учение Христово, как, вообще, о праведном воздаянии, сообразно вине каждого ( Мф.5:22 ), так и в частности о возможности оставления для некоторых, конечно, менее виновных, грешников их грехов в будущем веке ( Мф.12:32 ). В Новом Завете, наконец, как Сам Иисус Христос, так и Его апостолы дают разуметь, что мздовоздаяние загробное после частного суда не есть окончательное и полное. Потому что, по ясному учению Христову, только после всеобщего воскресения и суда, как праведники окончательно наследуют живот вечный, так и грешники пойдут в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его ( Ин.5:28, 29 ; Мф.25:34, 41, 46 ). И, по словам ап. Павла, всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). А ап. Иоанн свидетельствует, что он, на, обращенный к Богу, мученических душ вопль: «Доколе Владыка святый и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу», услышал такой ответ: «Пусть они успокоятся еще на малое время, пока и сотрудники их, и брат их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.6:10, 11 ), чем, опять, ясно было показано, что полное мздовоздаяние перешедших в другую жизнь душ, должно совершиться не тотчас после смерти, а после окончания на земле домостроительства Божия и всеобщего суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми твое сердце, а все прочее Я Сам приложу Тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф.6:33, 32 ). Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной мы «всех сих требуем», то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает более удобным и более легким путь нам к отечеству небесному. На это опираясь, святой апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством ( 1Тим.6:6 ). И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом, и, хотя прискорбия, несчастья и разнообразные нужды неразлучны с нашей жизнью на земле, однако Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов ( Гал. 6:2 ). Господь Иисус лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга ( Ин.15:12 ) и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному... Не успел я, убогий, перекреститься, а только лишь в сердце своем пожелал, чтобы Господь удостоил вас видеть Его благостыню во всей ее полноте, как уже Он немедленно и на деле исполнением моего пожелания поспешить изволил. Не велехваляся говорю я это, и не с тем, чтобы показать свое значение и привести вас в зависть, и не для того, чтобы вы подумали, что я монах, а вы мирянин, нет, ваше боголюбие, нет! Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине ( Пс.144:18 ), и несть у Него зрения на лица ( Гал. 2:6 ), – Отец любит Сына и все дал в руку Его ( Ин.3:35 ), лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно, по-сыновнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но тем не менее разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, след. и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания. Вечность Божию допускали и языческие философы. Цитаты о Божественной вечности « Бог есть Дух вечный и присносущий. Вечность Божия состоит в том, что Бог не имеет ни начала, ни конца бытия Своего, и что бытием Своим Он обладает без всяких условий времени». архиепископ Антоний (Амфитеатров) «Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени». митрополит Макарий (Булгаков) «Будучи в Своем существе неизменяем, Бог поэтому самому не зависит от времени, как одной из существеннейших форм всякого изменчивого бытия». епископ Сильвестр (Малеванский) «Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. “В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся” ( Пс.101:26-28 ). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие.” Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. “Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности” (св. Исидор Пелусиот ). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог”».

http://azbyka.ru/vechnost

И было в двадцать четвертый день первого месяца, что я видел это видение». Здесь приклони ко мне ухо, досточудный. Во дни ядения опресноков алкать не подобает. А он двадцать один день ничего не ел. Начал с третьего дня первого месяца до двадцать четвертого, когда кончил. А Пасху иудейскую Закон повелевает начинать в четырнадцатый день этого самого месяца, и кончать в двадцать первый день. Из этого явно, что они не Пасху праздновали, семьдесят лет в Вавилоне. Ибо тогда бы блаженный Даниил не алкал бы во дни Пасхи, поскольку их Закон этого не велит. И, таким образом, разве не являются сквернавцами эти беззаконники? – когда они в рассеянии (диаспоре) празднуют эти дни, ослушавшись своих пророков и владык, которые избрали ничего не творить на чуждой земле – от страха перед Законом. А эти теперь бесстрашно творят. Так что можешь увидеть у меня, почему Бог не любит требуемых служений, совершаемых ими, и желает их очнуть от беснования. Он повелел им приносить жертвы только в едином городе, чтобы те, кто далеко живет и не может придти на собрание, отказались от служений, и не желали [их совершать]. Не с самого начала Бог повелел им приносить жертвы, как свидетельствует Пророк, когда говорит: «Услышь слово Господне, князи Содомские, внимай Закон Бога нашего, народ Гоморрский». Не на них, но на иудеев [Господь тогда] гневался, ибо они беззаконно вели себя по их подобию, и возвратились к своему беснованию. Он их называет и псами, и одичавшими конями, которые на жену ближнего наскакивают – они сменили [разумеется] не природу, а перешли по своей воле к скотскому блуд «Что мне множество жертв ваших, – говорит Господь. – Ибо полно у Меня всесожжении овец; жира агнцев, и крови телят Я не желаю. И если кто явится с ними, кто взыскивает эти жертвы о рук ваших?» И прежде этого Бог сказал иудеям через Песнопевца: «Не приму от дома твоего тельцов и не приму от стад твоих козлищ (козлят)». И затем, гнушаясь их жертв, сказал: «Разве я ем мясо телят или пью кровь коз?» – не хочу жертвы скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

«И возвестил тебе, что Я желал к тебе прийти, и прежде возникновения твоего сделал тебя известным», – и приводя причину наказания: «Разве Я говорил делать Мне идолов, изваянных и литых?» Пусть бесстыжие не говорят, что мол ничего нам не показали пророки, и ни от кого мы не были предуведомлены отойти от зла. Повелевает Бог Пророку и говорит: «Поставь Мне человека верного в слышании: Урию священника, и Захарию сына Варахи». Но и тех было недостаточно для обличения иудеев. Но Бог прибавляет, говоря: «Возьми ты у Меня кожу новых бумаг, и напиши на них». Издавна Бог препятствовал им во зле, а так как они были настойчивы и не переменялись на добро, то со сбытием и опытом страдания они обличаемы от самого Писания, что они издавна и за много лет это слышали. Таким образом, в новую бумагу Он повелевает пророку написать проречение, которое сможет сохранить на многие лета совершение. Предложу и иные очевидные указания, что всегда иудеям проповедовали, и тем, что было (в их жизни) лучшего, и тем, что было (в их жизни) к худшему; и три раза они были в плену иноплеменников рабами. К Аврааму Бог сказал о первом их порабощении – в Египте: «Знай, что твое семя будет странником в земле чуждой, и поработят их, и будут зло поступать с ними четыреста лет. И будут в рабстве у народа, который Я – Бог им определю. А на четвертый род выйдет семя с богатством многим». Послушай причины их злого порабощения. Над ними не только творили насилие, как над рабами, но и принуждали делать кирпичи, и давить тесто для кирпичей, и к этому еще их калечили каждый день. «Будут в рабстве у народа, который Я – Бог им определю». То через Моисея Он бил египтян, то за мужчин их топил в Нильской реке, то через Ангела душил их первенцев, то в Чермнем море погубил их мужчин. Что Моисей, описывая в песнопениях, сказал: «Воспоем Господа, ибо Он в славе прославился, коня и всадника ввергнул в море». И опять Бог сказал причину исхода сынов Израиля: «выйдет семя с богатством многим». Бог повелевает им каждому взять у соседа сосуды серебряные и золотые – ибо поскольку они много лет работали, делая кирпичи и возводя городские стены, но никакой платы не получали, а, напротив, были избиваемы, – то премудрым образом искусно делает, что дурно с ними поступившие отдадут сосуды работникам в качестве платы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

И на земле была уже брошенная змея, которая поднималась на того, кто ее бросил, и Моисей отскочил. Сказал к нему Бог: «Протяни руку твою и возьми ее за хвост». Когда Моисей это сделал, в тот же миг животное превратилось в то, чем было прежде. Подобно обуздавшему звериное начало, [Христос победил смерть], когда Он сказал о Лазаре: «Развяжите от погребальных пелен и пустите его идти». Кто еще может здоровым сделать уже распадающегося и смердящего человека, который уже вкусил смерти. Так и сухой и безлиственный посох Аарона был без сока, без влаги, не был посажен в землю, но за одну ночь произвел листья и семена, даруя Аарону знамение священства. Сам Бог окружил посох листвой, посох, который не был посажен, был сам по себе: прозябнет ибо посох от корня Иессея. Человек по имени Иессей приходился отцом великому Давиду: ибо необходимо, чтобы одушевленный корень проразумел и одушевленный посох (ствол). Об этом Посохе сказал великий Исайя. Это открывая, богоносный Апостол явным для всех образом вопиет: «У меня есть Святитель великий, прошедший небеса». А Он идет в Иерусалим, чтобы вскоре принять добровольное распятие за нас, и простым словом внезапно Он высушил это растение, являя тем самым, что Он есть Тот, Кто повелел этому дереву прорасти. Что Он и мог бы приказать дереву Крестному стрясти пригвожденных. Но Бог терпит пригвожденность, как человек, плотью. Когда они шли в Иерусалим, то Иисус на пути взалкал, и увидев смоковницу, подошел к ней, ища плод, и не нашел [его]. Так говорит Евангелист. Это можно обсудить и разуметь так. Путь – это житие сие, по которому живое и святое Слово, став подобно нам плотью, ходит всюду, и обходит местности, везде пребывая Божеством, в умопостигаемом смысле алча спасения всех людей, более всего иудеев. Он подошел к смокве, то есть к иудейскому народу, ища плод – сладкое плодоносье у невидимых, умственно понимаемых смоковниц от Закона и пророков: собрание Божественных заповедей, подобных зернам, лежащим в смокве, вкушая от которых душа испытывает наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010