По просьбе англосакс. аббата Фортреда понтифик запретил Эгберту, архиеп. Йоркскому († 766), отнимать мон-ри у частных лиц и передавать их своим приближенным ( Jaff é . RPR. N 2337). По свидетельству Арнона, архиепископа Зальцбургского (785-821), П. подтвердил решение своих предшественников Захарии и Стефана II о включении Карантании в состав диоцеза Зальцбург (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 282). На месте семейной усадьбы близ ул. Виа-Лата (ныне Виа-дель-Корсо) в Риме П. основал мон-рь святых Стефана и Сильвестра (ныне ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите). Согласно жизнеописанию П., для хранения мощей Римских пап Стефана I и Сильвестра I , перенесенных из пригородных катакомб, понтифик устроил ораторий на верхнем этаже монастырского здания. Внутри обители была возведена церковь, отделанная мрамором и украшенная мозаиками, с серебряным алтарным киворием (в средние века церковь неоднократно перестраивалась и приобрела совр. вид после реконструкций 1591-1601 и 1698; см.: Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1970. Vol. 4. P. 148-162). Под алтарем храма П. поместил мощи множества святых из катакомб (MGH. Epp. T. 3. P. 556; имена святых и дни их памяти перечислены в надписях, выполненных, вероятно, в то же время; см.: Goodson C. The Rome of Pope Paschal I. Camb., 2010. P. 208-211). Понтифик наделил обитель земельными владениями и приписал к ней ряд церквей и монастырей, в т. ч. монастыри на горе Соракт. Папскую грамоту об основании мон-ря святых Стефана и Сильвестра, адресованную аббату Леонтию, подписали 22 итал. епископа, 18 рим. пресвитеров и архидиакон (2 июля 761 - Federici. 1899). П. велел монахам совершать богослужение по греч. обряду (grece modulationis psalmodie), поэтому исследователи полагают, что монашеская община состояла из греков, в т. ч. беженцев из иконоборческой Византии ( Sansterre J.-M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe siècle - fin du IXe siècle). Brux., 1980. Vol. 1. P. 36, 82-84, 92-94, 159-160).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

После выздоровления папа Стефан освятил перед гробницей св. Дионисия алтарь во имя апостолов Петра и Павла ( Ludovicus Pius. Epistolae. 12//PL. 104. Col. 1326-1328). С XVI в. «Послание папы Стефана» признается подложным, несмотря на то, что основная часть описываемых в нем событий достоверна. Вероятно, это «Послание...» было создано в мон-ре Сен-Дени не позднее кон. VIII в. В дополнении к «Посланию...» сообщается, что папа Стефан получил от кор. Пипина частицы мощей св. Дионисия и увез их в Рим, где начал строительство нового мон-ря во имя Дионисия на месте своего дома. Его преемник и родной брат папа Павел I (757-767) освятил монастырскую церковь во имя св. первомч. Стефана, св. Сильвестра, папы Римского, и св. Дионисия (Liber Pontificalis//PL. 128. Col. 1137). В мон-ре жили греч. монахи, особо почитавшие св. Дионисия. Впосл. монастырь получил название «школа греков» (schola graecorum). Главный храм монастыря был посвящен св. Дионисию (ныне ц. Сан-Сильвестро ин Капите). С этого времени началось почитание св. Дионисия в Риме. Вероятно, этому способствовало назначение прп. Фульрада , аббата мон-ря Сен-Дени, офиц. представителем кор. Пипина Короткого в Риме. Во 2-й пол. VIII в. в Риме было составлено т. н. Третье Житие Д. А. Кратко сообщив об обращении Д. А. ап. Павлом в Афинах, агиограф рассказывает о прибытии святого в Рим к сщмч. Клименту, к-рый рукоположил Д. А. во епископа и направил для проповеди христианства в Галлию. Вместе с Д. А. Рим покинули святые Рустик и Елевферий, святители Маркеллин и Сатурнин, а также пресв. Лукиан. Находясь в Арелате (совр. Арль), Д. А. направил еп. Маркеллина в Испанию, а Сатурнина чуть позже в Аквитанию, где тот мученически скончался в Толозе (совр. Тулуза). Из Паризиев Д. А. направил св. Лукиана в г. Белловак (совр. Бове). В Житии уточняется, что Д. А. был казнен на холме (monticulum) менее чем в миле от Паризиев. После казни Д. А. поднялся, взял в руки отсеченную голову и пришел (т. н. мотив кефалофории) к месту буд. мон-ря Сен-Дени, где и был похоронен.

http://pravenc.ru/text/178443.html

После лат. завоевания К-поля в 1204 г. неск. фрагментов главы И. П. были вывезены крестоносцами на Запад, прежде всего лицо святого. Согласно преданию, каноник из Пикиньи Валлон де Сартон нашел главу И. П. на серебряном блюде в развалинах одного дворца. На блюде была надпись, подтверждавшая принадлежность этой святыни И. П. В 1206 г. глава была доставлена в г. Амьен (Пикардия), где ее встретил еп. Ричард Герберойский (ActaSS. Iun. T. 4. P. 745-747). В 1220 г. было начато строительство кафедрального собора в Амьене, в к-ром впосл. была положена святыня. Во время Французской революции 1789-1799 гг. ее спас от поругания мэр города, укрыв в своем доме. После революции она вновь была возвращена в собор, где хранится до сих пор. С XIII в. Амьен являлся местом постоянных паломничеств, его посещали короли Франции Людовик IX Святой, Филипп III Смелый, Карл VI, Карл VII. У главы святого совершалось множество чудес. Ап. Тимофей и св. Иоанн Предтеча. Икона. Сер. - 2-я пол. XV в. (ЦМиАР) Ап. Тимофей и св. Иоанн Предтеча. Икона. Сер. - 2-я пол. XV в. (ЦМиАР) Др. часть главы И. П. была вывезена вместе с десницей святого в Суасон еп. Нивелоном, о чем сообщается в Хронике Суасонского Анонима ( Andrea A. J. Contemporary Sources. 2000. P. 262). Также частицы главы И. П. находились в Париже (в часовне Сент-Шапель; см.: Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 215-216), в Венеции, в Лионе и в др. городах ( Du Cange. 1665. P. 145-150). Кроме того, в средние века существовало предание, что глава И. П. после 2-го обретения была перенесена в Александрию, а оттуда во Францию в мон-рь Сен-Жан-д " Анжели неким мон. Феликсом во времена правления кор. Пипина III Короткого (751-768). Множество чудес связано с этой святыней, самое известное - воскрешение 20 капитанов короля, убитых в одном из сражений. Об этом писали мн. зап. авторы, в т. ч. Готфрид из Витербо (XII в.). Однако, как доказал Дюканж, эта святыня была главой не И. П., а св. Иоанна Эдесского (Ibid. 1665. P. 66-79). Ныне на обладание главой святого претендует также ц. Сан-Сильвестро ин Капите в Риме; часть святыни хранится в музее дворца Топкапы в Стамбуле вместе с частицей десницы И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Божиими и богами по причастию к божественной природе ( Ин.7:39 ). 221, – ( Ин.14:16–17 ). 246–247, – ( Ин.14:18 ), – святые запечатлеваются от Бога ( Ин.6:27 ). б. 463, – через Него жизнь ( Ин.14:20 ). 266–267, – ( Ин.17:18–19 ). 93, – обрезание через Духа ( Ин.6:37 ), – Духом Святым совершается очищение как иудеев, у коих отсекается хотение жить по закону, так и язычников, из сердца коих изъемлется увлечение прелестью идолослужения ( Ин.18:2 ). 335. Духом Святым мы побеждаем диавола ( Ин.16:8–11 ), действуем ( Ин.16:16 ), – укрепляемся и мужественно сражаемся со злом ( Ин.16:23–24 ), – через общение с Ним возвышаемся над своею природою ( Ин.18:24–27 ), – в Нем полнота всех благ ( Ин.14:27 ). – без укрепления благодатию через Божественного Духа душа человека, несмотря на все свое мужество, бессильна в добре и не может выдержать тяжести подвига за него, особенно страха пред смертью ( Ин.18:24–27 ). 160, – без Него мы ничего не можем совершать доброго ( Ин.14:18 ). Сошествие Св. Духа на апостолов с неба и сила свыше окончательно освободили их от человеческого малодушия и сообщили им непреоборимую смелость ( Ин.16:31–32 ). Получение Святого Духа апостолами по воскресении Христа сообщило им вышечеловеческую силу ( Ин.18:24–27 ), – они были бы бессильны против греха и не совершили бы воли Божией, если бы не облечены были силою свыше – и совсем не могли бы разуметь таинства Христова и быть тайноводителями, если бы через просвещение от Духа не получили откровения превышающих ум и слово тайн ( Ин.20:22–23 ). 259, – только при причастия Святого Духа и просвещении Им они уразумели священные догматы Церкви и богодухновенное Писание ( Ин.17:18–19 ). 91. Дух есть источник совершенного ведения для святых ( Ин.14:25–26 ). Вселяясь в человеческую природу, Дух Святый сообщает ей собственное благо, – ведение будущего и знание сокровенных тайн... ибо всеведение принадлежит одному только Богу, посредством Духа Святого световодствующему человека к восприятию сокровенного ( Ин.1:31 ). Дух просвещает чистых сердцем и открывает им Себя ( Ин.14:21 ). Благодать Святого Духа ( Ин.6:5–7 ). 423, – ( Ин.6:27 ). 463. Кто преисполнен дарами Святого Духа, тот не только упитывает свой ум, но и в состоянии оказывается наполнять ими сердца других, наподобие речного потока ( Ин.7:38 ). Водою живою называется животворное дарование Духа, через которое одно только человек в состоянии снова восходить в изначальную красоту своей природы ( Ин.4:10–11,13–15 ),=( Ин.15:4 ) ср. ( Ин.6:35 ). б. Кто напояется благодатию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Иеронимовом мартирологе память погребения (depositio) М. указана под 10 янв. и 2 июля. Согласно календарю «Depositio episcoporum» и Каталогу Либерия, погребение епископа состоялось 10 или 11 янв.; 2 июля, вероятно, день епископского рукоположения М. ( Kirsch. 1924. S. 68, 122). Оба дня памяти епископа скорее всего были включены в Иеронимов мартиролог из рим. календаря 1-й пол. V в. На основании данных Иеронимова мартиролога прп. Беда Достопочтенный внес в составленный им мартиролог краткую запись о поминовении М. под 10 янв. Под этим днем память святого была указана в большинстве церковных календарей и мартирологов эпохи Каролингов . Однако в некоторых каролингских календарях и во 2-й редакции мартиролога Адона Вьеннского поминовение М. значится под 10 дек. (дата и краткое сказание в мартирологе Адона заимствованы из Liber Pontificalis) (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 461-462; Tl. 2. S. 1051-1052; Tl. 3. S. 1576-1577. (MGH. Libri memoriales; 2)). В авторской редакции мартиролога Узуарда поминовение М. отсутствует. В Риме поминовение М. впервые было указано в календаре Латеранской базилики, составленном во 2-й пол. XII в. ( Jounel. 1977. P. 94, 322-323). Кард. Цезарь Бароний внес память М. в Римский Мартиролог 10 дек. с указанием, что епископ «много претерпел в гонение Максимиана». В 1969 г. память М. была исключена из календаря Римского Миссала; т. о., общецерковное поминовение М. прекратилось. В современной редакции Римского Мартиролога память М. значится под 10 янв.; отмечено, что святой был современником «мира Церкви», провозглашенного имп. Константином Великим; из-за своей деятельности, направленной на сохранение церковного единства, понтифик подвергался нападкам со стороны донатистов. Мощи М. были перенесены в монастырскую ц. святых Стефана и Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите) в Риме, построенную папой Павлом I (757-767). Согласно Liber Pontificalis, папа велел перенести в городские церкви мощи мн. святых, чьи усыпальницы в пригородных катакомбах были заброшены и пришли в упадок (LP. T. 1. P. 464-465). В 761 г. останки Римских епископов Стефана I и Сильвестра I были помещены в мон-ре, к-рый основал папа Павел. Святые, мощи к-рых находились в этом мон-ре, перечислены в надписи на плите, сохранившейся в ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите; среди них - М., поминовение к-рого совершалось 10 янв. (о надписи см.: Gray N. The Paleography of Latin Inscriptions in the VIIIth, IXth and Xth Cent. in Italy//Papers of the British School at Rome. L., 1948. Vol. 16. P. 52-53). В надписи из ц. Санта-Прасседе М. назван среди святых, чьи мощи были перенесены «из подземных кладбищ» в этот храм 20 июля 817 г. по указанию папы Римского Пасхалия I (LP. T. 2. P. 54, 64).

http://pravenc.ru/text/2563226.html

Вскоре после восшествия на Папский престол Л. вступил в конфликт с рим. знатью. По-видимому, причины конфликта были политическими или экономическими, т. к. противники Л. не выдвинули своего кандидата на Римскую кафедру. Намеки на заговор рим. знати против папы содержатся в переписке Алкуина с Арноном Зальцбургским, к-рый в 798 г. посетил Рим, чтобы получить паллий. Заговор возглавили видные чиновники папской курии - примицерий нотариев Пасхалий, племянник покойного папы Адриана I, и сацелларий Кампул, к-рые ранее посещали двор Карла Великого в качестве послов (упом. в послании папы Адриана I кор. Карлу Великому от 778 г.- Codex Carolinus. 61//MGH. Epp. T. 3. P. 589). 25 апр. 799 г. во время процессии (litania maior) в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лючина), когда Л. проезжал близ греч. мон-ря св. Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), заговорщики напали на него, стащили с коня, попытались выколоть ему глаза и отрезать язык, затем затащили его в монастырский храм и снова пытались изувечить. В Liber Pontificalis умалчивается о том, что в мон-ре св. Сильвестра состоялось низложение Л., обвиненного в лжесвидетельстве, симонии и блуде ( Alcuin. Ep. 179//MGH. Epp. T. 4. P. 297). Ночью понтифика перевезли в греч. мон-рь св. Эразма на Целии, где к нему вернулись зрение и слух (LP. T. 1. P. 4-5). Как долго продолжалось заключение папы, неизвестно. Согласно Liber Pontificalis, камерарий Альбин и другие верные люди помогли ему бежать и найти убежище в базилике ап. Петра. Вскоре представитель Карла Великого Вирунд, аббат Ставло и Мальмеди, и герц. Винигиз доставили Л. в Сполето (с учетом расстояния между Римом и Сполето это могло произойти в мае). Узнав об этих событиях, Карл Великий послал к папе архикапеллана Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, и гр. Аскария (Аскерика). Л. решил лично отправиться на переговоры к франк. королю, к-рый находился в Падерборне и готовился к войне с саксами. До Падерборна папа ехал в сопровождении почетного эскорта кор. Италии Пипина. Хотя Л. был оказан торжественный прием (Карл Великий дал понять, что занимает сторону папы и не признаёт низложения), сравнение церемонии с визитом папы Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому указывает на то, что отношение короля к папской власти изменилось (в частности, он не придерживал уздечку и стремена, когда папа спешивался, и не вручил ему полагавшиеся дары). Л. подарил королю реликвии первомч. Стефана и освятил собор в Падерборне.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

III. Логос в кругу Своих учеников. Четвертая и последняя пасхальная неделя. Иерусалим, Ин. 13:1 – 17:26 . Иисус моет ученикам ноги перед пасхальной трапезой, Ин. 13:1–20 . 2 . Иисус указывает на предателя, Ин. 13:21–27 . Уход Иуды, Ин. 13:27–30 . Новая заповедь любви, Ин. 13:31–35 . (Это самый подходящий момент для установления вечери Господней, о котором умалчивает Иоанн, но рассказывают все синоптики и Павел.) 4 . Пророчество об отречении Петра, Ин. 13:36–38 . Прощальные слова ученикам; обещание пришествия Утешителя и возвращения Христа, Ин. 14:1 – 16:33 . Священническая молитва , Ин. 17:1–26 . IV. Прославление Христа через распятие и воскресение, Ин. 18:1 – 20:31 . 1 . Переход через Кедрон и предательство, Ин. 18:1–11 . 2 . Иисус перед первосвященниками Анной и Каиафой, Ин. 18:12–14,19–24 . 3 . Отречение Петра, Ин. 18:15–18,25–27 . 4 . Иисус перед римским прокуратором Понтием Пилатом, Ин. 18:28 – 19:16 . Отчасти оригинальный материал ( Ин. 19:4–16 ). 5 . Распятие, Ин. 19:17–37 . 6 . Погребение Иисуса, Ин. 19:38–42 . 7 . Воскресение. Мария Магдалина, Петр и Иоанн приходят к пустой могиле, Ин. 20:1–10 . 8 . Христос является Марии Магдалине, Ин. 20:11–18 . Христос является апостолам, за исключением Фомы, вечером в день воскресения, Ин. 20:19–23 . Христос является апостолам, в том числе Фоме, в следующий день Господень, Ин. 20:26–29 . Цель евангелия, Ин. 20:30–31 . Приложение и эпилог, Ин. 21:1–25 . 1 . Христос является семерым ученикам на берегу Галилейского моря. Третье явление ученикам, Ин. 21:1–14 . 2 . Диалог с Симоном Петром: «Любишь ли ты Меня?». «Паси овец Моих». «Иди за Мною». Ин. 21:15–19 . 3 . Загадочные слова о любимом ученике, Ин. 21:21–23 . 4 . Свидетельство учеников Иоанна об авторстве евангелия, Ин. 21:24–25 . Особенности четвертого евангелия Евангелие от Иоанна – это самое оригинальное, самое важное, самое влиятельное произведение в литературе. Великий Ориген называл его венцом евангелий, подобно тому как евангелия являются венцом всех Писаний. 1049 Прежде всего, это духовное и идеальное, но в то же время и самое реальное евангелие, самое точное отражение оригинала. Оно снимает завесу со Святого–святых и являет нам славу Единородного от Отца, полного благодати и истины. В нем гармонично сочетаются величайшее знание и чистейшая любовь Христа. Мы как будто слышим биение Его сердца; мы вкладываем руки в Его раны и вместе с сомневающимся Фомой восклицаем: «Господь мой и Бог мой!». Ни одна другая книга не отличается такой ясностью и такой глубиной, такой естественностью и такой таинственностью. В Евангелии от Иоанна есть детская простота и мудрость серафима, кротость ягненка и смелость орла, глубина моря и высота небес.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Нерукотворный образ Спасителя. Икона. Кон. XIV в. (собор Нотр-Дам, Лан, Франция) I. В сочинениях св. отцов, Деяниях VII Вселенского Собора упоминаются мн. иконы, и в первую очередь Нерукотворный образ Спасителя, чудесно отпечатавшийся на плате (Мандилион). Облик первоиконы, находившейся в закрытом золотом ковчеге, сохранили списки, наиболее ранним можно считать изображение на створке иконы X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Первоначально икона представляла собой триптих с копией Мандилиона в среднике (утрачен), на его сохранившихся соединенных вместе боковых створках изображены ап. Фаддей, проповедавший в Эдессе христианство, и царь Авгарь, в руках к-рого белый плат с оглавным изображением И. Х. с перекрестием, без нимба, с волосами, убранными назад. Такой же тип изображения представлен в росписи ц. Саклы-килисе в Гёреме, Каппадокия, (XI) в.), на эмали медного энколпиона из Киева (1-я пол. XII в., Музеи Ватикана), в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В др. варианте изображения Нерукотворного образа представлен только лик И. Х. с симметричными прядями волос по сторонам и с пышной, иногда разделенной на пряди бородой (2-сторонняя икона из Вел. Новгорода, 2-я пол. XII в., ГТГ; мозаика собора в Монреале, 1180-1189); фрески ц. Спаса на Нередице, 1199 (не сохр.). Еще один тип изображения лика И. Х., с клинообразной бородой и плотно прилегающими 2 заостренными прядями волос, получил распространение в XIII-XV вв. Наиболее ранний пример - икона из мон-ря Сан-Сильвестро ин Капите в Риме (до 1208, Музеи Ватикана), написанная на холсте, приложенном к доске и прикрепленном к ней сплошным листом оклада, что соответствует описанию создания копий Мандилиона. По мнению Х. Бельтинга , этот образ и подобные ему (рим. фреска нач. XIV в., Музей икон, Рекклингхаузен; диптих «Воскресение. Нерукотворный образ», 1335, Музей Виктории и Альберта, Лондон; икона «Нерукотворный образ» (предположительно датируется 945 г.- Mandylion: Intorno al «Sacro Volto», da Bisanzio a genova. Mil., 2004), мон-рь Сан-Бартоломео дельи Армени в Генуе) - точные копии святыни, достоверный вид к-рой неизвестен. Керамидион - нерукотворный отпечаток Мандилиона на черепице, или в рус. традиции св. Чрепие,- изображения которого отмечены прожилками или имитацией формы кирпича, встречается только в монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Летом 1280 г. по поручению папы Николая III Джироламо да Асколи участвовал в переговорах о мире между герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291) и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским (1266-1282). Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани При преемниках Николая III Джироламо да Асколи сохранил и упрочил свое положение в Римской курии. Папа Римский Мартин IV (1281-1285) возвел его в достоинство кардинала-епископа Палестрины (12 апр. 1281). Это, по-видимому, способствовало налаживанию тесных связей кардинала с представителями знатного рим. рода Колонна, поскольку центром их владений была именно Палестрина. В 1283 г. Джироламо да Асколи и кард. Джакомо Колонна как папские легаты вели переговоры о заключении мира между гвельфами и гибеллинами в обл. Романья. Вероятно, Джироламо да Асколи участвовал в подготовке буллы папы Мартина IV «Ab fructus uberes» (13 дек. 1281), предоставлявшей членам ордена францисканцев новые привилегии (в т. ч. право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их собственного начальства). В 1285 г. по поручению папы Римского Гонория IV (1285-1287) он инспектировал положение дел в жен. монашеской общине, основанной Маргаритой († 1280), сестрой кард. Джакомо Колонна и сенатора (светского правителя) Рима Джованни Колонна, в Кастель-Сан-Пьетро, близ Палестрины. Для монашеской общины был составлен устав по образцу устава кларисс ; по совету Джироламо да Асколи папа Римский Гонорий IV перевел общину в помещение при ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите, одной из старейших и богатейших рим. церквей. Выборы нового папы Римского, начавшиеся после смерти Гонория IV (3 апр. 1287), ознаменовались противостоянием разных партий и, затянувшись на 10 месяцев, были омрачены смертью 6 кардиналов и эпидемией чумы в Риме, приведшей к приостановке на нек-рое время процесса голосования.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Среди послеапостольских авторов не было обращенных евреев, если не считать Егезиппа; никто из них не мог читать по–еврейски и писать на гебраизированном греческом языке. После разрушения Иерусалима церковь окончательно отделилась от синагоги и между ними возникла непримиримая вражда. 2 . Автор был палестинским евреем. Мимоходом и без всяких усилий он проявляет несомненные признаки досконального знания Святой Земли и ее обитателей в период до разрушения Иерусалима. Он прекрасно знаком с топографией Святого города и его окрестностей. Он говорит, что купальня Вифезда находилась у Овечьих ворот и имела пять крытых ходов ( Ин. 5:2 ) и что название купальни Силоам в переводе означает «Посланный» ( Ин. 9:7 ); пишет, что притвор Соломонов находился «в храме» ( Ин. 10:23 ) и что за потоком Кедрон «был сад» ( Ин. 18:1 ); ему известно, где находится претория ( Ин. 18:28 ), а также места под названием «Гаввафа» ( Ин. 19:13 ) и «Голгофа» ( Ин. 19:17 ); он знает, что Вифания находилась «стадиях в пятнадцати» от Иерусалима ( Ин. 11:18 ) и не путает ее с Вифанией при Иордане ( Ин. 1:28 Синодальном переводе «Вифавара при Он называет дату начала реконструкции храма при Ироде ( Ин. 2:20 ). Он также хорошо знаком с другими областями Палестины и не допускает таких ошибок, какие часто делают иностранцы. Он называет Кану «Галилейской» ( Ин. 2:1; 4:46; 21:2 ), чтобы отличить ее от другой Каны; Енон, по его словам, находится «близ Салима», где «много воды» ( Ин. 3:23 ), а самарийский город Сихарь – близ «колодезя Иаковлева» и в виду горы Гаризим ( Ин. 4:5–6,20 ). Ему известны размеры Галилейского моря ( Ин. 6:19 ); он описывает Вифсаиду как «город Андрея и Петра» ( Ин. 1:44 ) и отличает ее от Вифсаиды–Юлии, что на восточном берегу Иордана; он описывает Назарет как город, ничтожество которого вошло в поговорку ( Ин. 1:46 ). Иоанн хорошо разбирается в запутанных политико–духовных мессианских идеях и чаяниях иудеев ( Ин. 1:19–28,45–49; 4:25; 6:14–15; 7:26; 12:34 и др.); во враждебных взаимоотношениях евреев и самарян ( Ин. 4:9,20,22; 8:48 ); в иудейских обычаях и обрядах, таких как крещение ( Ин. 1:25; 3:22–23; 4:2 ), очищение ( Ин. 2:6; 3:25 и др.), ритуальное осквернение ( Ин. 18:28 ), праздники ( Ин. 2:13,23; 5:1; 7:37 и др.), обрезание и суббота ( Ин. 7:22–23 ). Он также знаком со свадебными и погребальными обрядами ( Ин. 2:1–10; 11:17–44 ) и характером фарисеев, знает о влиянии последних на синедрион и о взаимоотношениях Анны и Каиафы. Упрек Бретшнейдера в том, что автор ограничивает срок действия полномочий первосвященника одним годом, объясняется неверным истолкованием фразы «на тот год» ( Ин. 11:49,51; 18:13 ), которую следует понимать как указание на тот памятный год, когда Христос умер за грехи народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010