Третий день. Поуч. 1-ое. Св. Богоприимец Симеон и пророчица Анна. (Почему праведный Симеон не боялся смерти?) I. Воспоминая сретение Господа нашего Иисуса Христа в храме иерусалимском, св. церковь ублажает и тех лиц, которые участвовали в этом евангельском событии первых дней земной жизни Богомладенца. Когда прошло сорок дней от рождения Спасителя, Богоматерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Господа. Здесь встретили их праведный Симеон с пророчицею Анною и открыто возвестили всем о наступлении спасения чрез рождение единородного Сына Божия. По свидетельству Евангелия, Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Этот святой старец благоговейно служил Богу и верно исполнял все обязанности к своим ближним. За свою святую и богоугодную жизнь он удостоился особенного благоволения Божия: ему обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Сколько лет праведный Симеон ожидал исполнения этого радостного обещания, нам неизвестно. Но судя по его словам, немалое время ему пришлось ожидать Утехи Израилевой, так что он смотрел на смерть, как на отрадный предел своего многотрудного и долголетняго странствования на земле. Наконец в один день он, по внушению Духа Божия, приходит в храм и встречает Богомладенца вместе с преблагословенною Мариею и праведным Иосифом. Тогда Симеон, приняв на свои руки Младенца Иисуса, прославляя Бога, возгласил: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Здесь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лет около восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она вместе с Симеоном восхваляла Господа и говорила о явлении Спасителя всем, ожидавшим в Иерусалиме Его пришествия. II. В лице св. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны представляется нам пример долголетней жизни, увенчанной мирною кончиною. Кто из нас не желал бы достигнуть такого бесстрашие при расставании с земною жизнию, какое проявил праведный Симеон? Все мы должны рано или поздно умереть. О, если бы Господь сподобил и нас, при кончине дней своих, в нелицемерной совести спокойно сказать: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром! И св. церковь наша при ежедневных богослужениях просит для нас у Господа «христианские кончины живота нашего непостыдны, мирны и доброго ответа на страшном судище Христове». Между тем многие ли из нас умирают спокойно? Не все ли мы трепещем при одном воспоминании о смерти? Отчего же праведный Симеон не боялся смерти? Где тайна его бесстрашие?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный матере нашея Мелании Римляныни Предписася же служба ея в 30-й день, занеже праздник отдается в 31-й день, и поется вся служба праздника единаго. Вечер обычная кафизма. на Господи, воззвах: стихиры на 6, поемыя на самый праздник. Слава, и ныне, самогласна: Августу единоначальствующу: Прокимен дне. Входа несть. Паремии не чтем. Таже: Сподоби, Господи: и ектения: Исполним: На стиховне стихиры праздника со стихи их. Слава, и ныне, праздника. По Ныне отпущаеши: и по трисвятом тропарь праздника. Также ектения: Помилуй: и отпуст. Святаго же, иже на ряду, поминаем на отпусте. Полунощницу поем по обычаю с кафизмою, и тропари глаголем рядовыя, и молитву: Помяни, Господи, в надежди воскресения: и отпуст. На утрени, на Бог Господь: тропарь праздника трижды. По кафизмах седальны праздника и чтение праздника. Канон первый со ирмосом на 8. Другий канон со ирмосом на 6, ирмосы обою канонов по дважды. Катавасия, ирмос перваго канона, на сходе. По 3-й песни ипакои, глас 8: Начаток языков: По 6-й песни кондак праздника и икос. На 9-й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника, якоже и на самый праздник. Светилен праздника единожды. Слава, и ныне, тойже. На хвалитех стихиры праздника на 4. Слава, глас 6: Егда время: И ныне, глас 2: Днесь: И славословие великое. По трисвятом тропарь праздника. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение в притвор. И час 1-й. Тропарь и кондак праздника. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны обоих канонов песнь 9-я на 8. Антифонов же праздника не глаголем. По входе тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак праздника. Таже, трисвятое. Прокимен, аллилуия и причастен праздника. Апостол и Евангелие дне. Аще ли случится отдание Рождества Христова в Неделю. На малой вечерни стихиры воскресны и Богородицы по обычаю. На велицей вечерни: кафизма 1: Блажен муж: на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и праздника 4, глас 2: Приидите, возрадуемся Господеви: и святых 3. Слава, святых, глас 6: Память совершаем: И ныне, праздника, глас 2: Августу единоначальствующу на земли: Вход, прокимен дне. На литии стихиры праздника. Слава, глас 5: Волсви персидстии: И ныне, глас 6: Ликуют Ангели: На стиховне стихиры воскресны. Слава, святых, глас 6: Священных память: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь: Богородице: дважды и святых единожды: Благовествуй, таже чтение в Посланиих апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25. Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служба Обретения главы Иоанна Предтечи полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и Предтечи, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Сокровище Божественных даров...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «При студенце Иаковли...». Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи 3. На стиховне стихиры Предтечи, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» Предтечи, глас 2-й: «Якоже Божественных умышлений...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Тако глаголет Господь...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь Предтечи, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава» тропарь Предтечи, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален Предтечи, глас 4-й: «От земли возсиявши...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «От кладязя воды...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-07/

Глава 1. Чин малыя вечерни Прежде солнечнаго захождения дне субботнаго, приходит параекклисиарх [сиречь кандиловжигатель] к предстоятелю, и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания. И взем благословение, изшед клеплет в малый кампан. И собравшимся братиям в притвор, творит священник начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш, слава Тебе. Таже , Царю Небесный: Трисвятое: И по Отче наш : Возглас от священника, и чтет чтец 9-й час по обычаю. Таже , по конце того и по отпусте входим в храм: и станет кийждо на своем месте. Аще же 9-й час глаголется в храме, тогда отпуст 9-го часа не бывает, но абие иерей начинает, глаголя: Благословен Бог наш: И чтец глаголет: Приидите поклонимся: трижды, и вечерний псалом: Благослови душе моя Господа: тихо и кротким гласом. По псалме же, Слава, и ныне , аллилуиа, трижды. Иерей же ектении не глаголет, но чтец глаголет: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне : И абие, Господи воззвах: И ставим стихи 4. И поем стихиры воскресны гласа, три, повторяюще 1. Слава, и ныне , Богородичен. Таже , Свете тихий: Прокимен , Господь воцарися: Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася. И паки, Господь воцарися: Таже , Сподоби Господи в вечер сей: И абие поем стиховны стихиру едину воскресну. И другия стихиры Богородицы, подобны 3, с припевы их. Слава, и ныне , Богородичен их. Таже , Ныне отпущаеши: Трисвятое, и по Отче наш : Тропарь воскресн. Слава, и ныне , Богородичен его. Посем глаголет иерей ектению малую: Помилуй нас Боже, по велицей милости твоей, молим ти ся услыши и помилуй. Лик: Господи помилуй, трижды. Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и Преосвященнейшем Епископе (егоже есть область), и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи помилуй. Трижды. Еще молимся о Богохранимей стране Россистей, о властех и воинстве ея. Лик: Господи помилуй. Трижды. Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи помилуй. Трижды. Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поучение на Сретение Господне. Из Пролога Ныне Законодатель Господь Сам исполняет закон и, как Младенец, приносится в церковь земного Иерусалима. Ныне праведный Симеон, по внушению Святого Духа, спешит на сретение Господа, потому что ему было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не узрит Христа Господня по плоти. Ныне престарелые руки Симеона объемлют Бога и Творца всех Ныне, исполненный радости, праведный старец умильно просит отпущения и говорит: ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Он пророчествует и о той печали, которую испытает Пресвятая Богородица при распятии Господа, и говорит: и Тебе Самой пройдет душу оружие, то есть, когда увидишь Ты Своего Сына распятым на кресте, то лютая скорбь и тяжкая печаль, как острое копие, пронзят Твое сердце: поскольку Ты не будешь помышлять о вольном распятии. Ныне Анна пророчица исповедуется Богу, т. е. воздает Ему хвалу и, видя Его, для спасения всего мира облекшимся в плоть человечу, говорит: „Сей всякую печаль нашу обратит в радость. Он снова откроет верующим райские двери, затворенные некогда грехопадением праотца нашего Адама. Сей разрушит клятву, которую навлекла праматерь наша Ева“. Анна постоянно пребывала в Церкви, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Будем, братие, подражать этой вдовице, прибегая и днем, и ночью к Церкви, потому что всякий, с верою приходящий к святой Церкви, спасается. Там пение и молитва возносятся к Богу за весь мир. Там предстоит святая Божия трапеза, на которой предлагаются нам в не изреченное брашно духовное Тело и Кровь Агнца Божия, волею заклавшегося за весь мир и преложившего Тело Свое в духовное брашно и изрекшего: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь с верою, во Мне пребывает и Аз в Нем ( Ин. 6:56 ). Посему, братие, будем разумевать, к кому мы приступаем и что приемлем. Будем же приступать к Святому Телу и Крови Господней со страхом и трепетом, очистившись от всякого зла и имея между собою мир. И потом пребудем чисты, храня оную святыню в теле своем, а не устремимся на пьянство и другие скверны, но, как рабы Христовы и причастники Его таин, имея между собою мир и любовь нелицемерную. Будем нищелюбцы и страннолюбцы, исполнять слово Божие на деле, а не слушать только его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1. Вторник 3-й седмицы. Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (с 31 марта). Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 15 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Если в среду 3-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ) : На вечерне (во вторник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 3-й и глас 2-й – 3, и стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 3-й: «Велий Господь, и хвален зело...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 2-й: «Уста моя возглаголют премудрость...», со стихом) и чтение трех паримий Богородицы (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси...» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). «Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе певцы поют – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-14/

Валерий Брюсов. «Рождество Христово». Читает Андрей Финягин Пастухи дремали в пустыне,/Им явился ангел с небес,/Сказал: ‘Исполнилось ныне!’ —/И они пришли в Вифлеем. 7 января, 2013 Пастухи дремали в пустыне,/Им явился ангел с небес,/Сказал: ‘Исполнилось ныне!’ —/И они пришли в Вифлеем. Портал «Правмир» начинает знакомить читателей с циклом «Антология русской поэзии. Круг лета Господня» , снятым центром культурных инициатив «Сретение» совместно с Кафедральным Соборным Храмом Христа Спасителя. Он вошел к Ней с пальмовой ветвью, Сказал: «Благословенна Ты в женах!» И Она пред радостной вестью Покорно склонилась во прах. Пастухи дремали в пустыне, Им явился ангел с небес, Сказал: «Исполнилось ныне!» — И они пришли в Вифлеем. Радостью охвачен великой, Младенца восприял Симеон: «Отпущаеши с миром, Владыко, Раба твоего — это Он!» Некто, встретив Филиппа, Говорит: «Гряди по Мне!» И пошел рыбак Вифсаиды Проповедовать мир земле. Блаженны не зревшие, Все сердцем понявшие, В восторге сгоревшие! Как дети, Тайну принявшие! Им поклоняюсь, В их свете Теряюсь. Я, раб господен, Им да буду подобен. 23 декабря 1898 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 марта, 2024 6 июня, 2023 1 апреля, 2022 31 марта, 2022 31 августа, 2021 7 августа, 2021 9 мая, 2021 15 апреля, 2021 13 февраля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/valerij-bryusov-rozhde...

В этот день Пресвятая Богородица принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу 15 февраля. ПРАВМИР. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. 15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне . В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Песнопения Сретения Тропарь Сретения Господня Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Кондак Сретения Господня Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство/и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-sret...

ДИАВОЛ Сатана всегда старается расстроить порядок, учрежденный Богом, обманывая человеков софизмами и употребляя самих же человеков к разрушению их временного и вечного благополучия. О! Как человек (сужу по себе) слеп и легковерен. С великим трудом он решается поверить Богу, с величайшей скоростью, очертя голову, как говорится, верит сатане. Из уединения моего смотрю на мир, как на корабль, плывущий вдалеке, и исполняюсь желания, чтобы он плавание свое совершал под покровом милости Божией. О! Да не предаст она нас водительству лжеименного разума – этого источника бедствий человеческих. Истинно, истинно говорю Вам: ныне, когда дел уже вовсе нет и духовное мудрование крайне редко, ныне диавол так ненавидит это мудрование, что хотел бы истребить его с лица земли, дабы Евангелие оставалось у нас только для нашего осуждения, а не назидания, ибо мы будем судимы по Евангелию, как предвозвестил нам Господь Иисус Христос (см.: Ин.12:40 ). Диавол готов нам придать вдесятеро здравого смысла и умножить тысячекратно наши практические сведения, лишь бы украсть у нас знание крестное, при коем можем стать одесную Бога. Приписывающий себе сведения и здравый смысл уподобляется диаволу, который хотел признать себя источником света. Он и есть источник мнимого света – плотского мудрования, которое не покоряется разуму Божию, носит на себе печать гордыни и заключает в себе условие всех грехопадений. «Видел ли еси кого падша? Увеждь, яко себе последова», – говорит авва Дорофей . Этот святой говорил о себе, что он лучше желает погрешить в каком-либо наружном деле, поступив по совету ближнего, чем действовать самочинно. А я, в малых своих опытах, при какой-либо неудаче, имею утешение, истекавшее из того, что дело сделано или предпринято не самочинно. 127 . Всякое лицо, чье бы оно ни было, когда является воображению, возбуждая нечистые мысли и помышления, есть лицо диавольское, т.е. самого диавола, который во время греховного искушения предстоит душе и обманывает ее принятой личиной, способной возбудить страсть по настроению души. Сочетавшийся с греховными помышлениями и мечтаниями сочетается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий, почему необходимо бороться с помыслами. И само побуждение к ревности есть также диавольский обман, потому что тот, кто научает других мертвости ко всем, а потому и любви во Христе ко всем равной, не предпочитает одного другому, так как Христос во всяком Своем образе есть Един. – Господь да возвратит тебе мир через истинное твое покаяние. Отпущается тебе грех твой, впредь не согрешай. 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРГИН Вáргин Константин Константинович (15.05.1876, С.-Петербург - 31.05.1912, Москва), композитор, регент, педагог. Сын певчего Придворной певческой капеллы . До 1902 г. жизнь В. была связана с капеллой, где он начинал малолетним певчим (17 янв. 1886 - 1 нояб. 1889 г.); по окончании регентского класса (1894) был удостоен звания учителя церковного пения и теории музыки, а также аттестата регента 1-го разряда, выданного в 1902 г. за подписями С. В. Смоленского и Н. С. Кленовского . Здесь же, в капелле, В. преподавал фортепиано (1892-1902) и скрипку (1896-1902) в инструментальном классе и с 3 апр. 1897 г. по 2 янв. 1902 г. выполнял обязанности помощника учителя пения, дирижируя отд-нием певчих в «Большой церкви». Последние 10 лет жизни В. прошли в Москве. В 1902 г. он поступил учителем церковного пения в Филаретовское епархиальное уч-ще, затем преподавал церковное пение, дирижирование и фортепиано в регентских классах Б. В. Решке, открывшихся осенью 1906 г. Руководил московскими церковными хорами Г. Е. Захарченко (бывш. капелла С. П. Губонина) в 1906-1909 гг. и по назначению митр. Московского и Коломенского Владимира - митрополичьим Чудовским (с лета 1909 по весну 1911). Внимание В. как композитора духовной и светской музыки привлек обычный (московский) распев, который он использовал в своем творчестве. В 1910-1914 гг. Решке издал все 30 духовно-муз. сочинений В., за исключением «Боже, приидоша языцы» (опубл. в 1913 Юргенсоном). Мн. сочинения В. исполнялись в концертах, напр. хором в составе до 600 чел., созданным А. А. Архангельским . Большая часть сочинений написана для смешанного хора: Литургия св. Иоанна Златоуста (соч. 1907-1908), «Свете тихий» (1910 [здесь и далее в скобках указан год издания.- А. Н.]), «Помяни нас, Господи» обычного распева (1910), «Песнопения 1-й недели Великого поста обычного распева» (1910), «Песнопения Страстной седмицы Великого поста» обычного распева (1911), «Блажен муж» с посвящением московскому Чудовскому хору (1911), «Милость мира» 2 (1911), «Господи, воззвах» и «Бог Господь» 8 гласов, обычного распева в простейшей гармонии (1912), «От юности моея» для трио муж. голосов и смешанного хора (1912), «Постимся постом приятным» (вместо причастного стиха Великим постом) (1912), «Святейшая херувим» (вместо причастного стиха в богородичные праздники) (1912), «Милость мира» (на литургии свт. Василия Великого) (1912), «Плотию уснув» и «Да воскреснет Бог» (стихиры Пасхи, обычного распева в простейшей гармонизации) (1912), «Ныне отпущаеши» 2 (1913), великое славословие (1913), «Хвалите Господа с небес», соч. 1899 г. (1913), Херувимская Es-dur (1913), «Ныне силы небесныя» 1 (1913), Ирмосы богородичные (1914), Херувимская 2 E-dur (1914), «Тебе поем» 1 F-dur (1914), «Тебе поем» 2 Es- dur (1914).

http://pravenc.ru/text/154111.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010