Сортировать по Исключить новости Пожалуй, я действительно была излишне оптимистична, когда осенью 2006 сказала, что все наши проблемы с отцом завершились. Тогда, на самом деле, была просто маленькая передышка перед последней, очень серьезной битвой. Но, пожалуй, стоит все же рассказать обо всем по порядку. Ныне отпущаеши. Часть 2 Ныне отпущаеши. Часть 3 (Этот рассказ – продолжение автобиографической повести, в сокращенном виде опубликованной на портале «Правмир»). Пожалуй, я действительно была излишне оптимистична, когда осенью 2006 сказала, что все наши проблемы с отцом завершились. Тогда, на самом деле, была просто маленькая передышка перед последней, очень серьезной битвой. Но, пожалуй, стоит все же рассказать обо всем по порядку. А для этого, в первую очередь, немного обрисовать моих родителей, их характеры, как это открылось мне совсем недавно. Мама Я не знаю, и вряд ли узнаю когда-либо, была ли моя мама желанным ребенком. То есть, что отец ее ждал – это я не сомневаюсь,   у меня хранится его письмо, полное глубокой нежности к жене и только что родившейся дочке. Письмо это было передано бабушке в роддом в первые часы маминой жизни. Но вот как складывались отношения у моей мамы с ее матерью – это для меня загадка навек. Дело в том, что бабушка, по словам тех, кто ее хорошо знал, была человеком глубоко эгоистичным, никогда не ставившим семью во главу своих приоритетов. В 20-е годы молодая красавица Зинуша проводила время со своей богемной компанией, предоставив очереди, магазины, разоренный неустроенный быт и уход за сестрой-инвалидом Верочкой слепнущей матери и подростку Галинке. В 30-е, отбив красавца и остроумца Сашу у его первой жены, она стяжала себе навечно неприязнь сашиной родни, родила в разгар сталинских репрессий дочь, скинула ее на руки младшим сестрам и продолжила жить по своему усмотрению. После войны к этому добавились бесконечные конфликты с мужем, его запои и измены — периодические уходы жить к Лёле – бабушкиной гимназической подруге из соседнего дома. Естественно, ей было совсем не до дочери. Мама потом с глубокой болью вспоминала, что ни разу в жизни не провела каникулы с родителями – бабушка предпочитала отдыхать одна, ездила в санатории, а мама либо сидела с теткой на подмосковной базе отдыха, либо принимала приглашение кого-то из подруг провести лето у ее родни.

http://pravmir.ru/nyne-otpushhaeshi-chas...

Сортировать по Исключить новости Удивительное чувство… Еще совсем недавно в той ситуации, которая сейчас сложилась с папой, я бы паниковала, не знала, куда деваться, что сказать и как поступить, и вообще ощущала бы себя маленькой перепуганной девочкой, не желающей даже слышать слова «смерть». А сейчас все совсем по-другому. На место страхов пришла тишина и покой, ощущение того, что творится что-то очень важное и глубокое. Ныне отпущаеши. Часть 1 Ныне отпущаеши. Часть 2 Из дневника последней зимы Удивительное чувство… Еще совсем недавно в той ситуации, которая сейчас сложилась с папой, я бы паниковала, не знала, куда деваться, что сказать и как поступить, и вообще ощущала бы себя маленькой перепуганной девочкой, не желающей даже слышать слова «смерть». А сейчас все совсем по-другому. На место страхов пришла тишина и покой, ощущение того, что творится что-то очень важное и глубокое. И страшно спугнуть эту Тайну, хочется притихнуть и, замерев, со-причаствовать той великой работе, которая происходит в папе и во всех нас. Я знаю, что нас всех ждет совсем скоро. Я понимаю (да и папа понимает это лучше всех), что помочь может только чудо, что шансы на благополучный исход очень малы. Но я больше не бунтую, не пытаюсь заклинать»Только не это». У меня осталась только одна молитва: «Господи, да будет воля Твоя!»….  …. Я все понимаю. У нас в обществе — тотальный страх смерти и тяжелых болезней. Это не хорошо, и не плохо. Это просто есть и все. Точка. От родственников тяжелых больных шарахаются так, словно те разносят разом чуму, холеру и сифилис, причем посредством взгляда. Я это знаю. Я это слишком хорошо помню по маминой болезни — взгляды эти, интонации, вопросы с «двойным посланием» — «не говори мне ничего плохого, я не хочу этого слышать». Но… Как же трудно… Да что там трудно — невозможно к этому привыкнуть… К вопросу этому, светским тоном, с улыбочкой, как на рауте: —          Ну что там у тебя? Ах да, я  помню, твой папа болеет…   И в ответ на «Спасибо. У нас дела неважные — папе хуже »  та же улыбка, и бочком-бочком в сторону:

http://pravmir.ru/nyne-otpushhaeshi-chas...

Разделы портала «Азбука веры» Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, Живот даяй, темже мир Тя славит. Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет. «Ныне отпущаеши» Аудио: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Шестопсалмие Аудио: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Трижды. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Дважды. Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Псалом 3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

Скачать epub pdf Общие положения 1. Всю седмицу – тройное соединение (Октоих, Триодь, Минея). 2. Дважды за седмицу структура службы почти полностью переходит в постовой режим: а. Со вторника вечера до среды вечера, б. С четверга вечера до пятницы вечера. Напевы в эти периоды по традиции заменяются на постовые. Моментом перехода на постовые напевы и возврат в непостовое пение является просительная ектения после прокимена вечерни. 3. От Недели вечера и всю седмицу стихиры на стиховне вечерни и утрени поются только из Триоди В неделю вечера Начало обычное. Кафисмы несть. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Се ныне благословите Господа: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне Октоих отменяется, поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Небесная поют Тя, Благодатная: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Бого- родичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. В понедельник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 4-ю и 5-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектении несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Ос- могласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди 1 . Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В Каноне соединяются песни из Минеи и Триоди (песни 1-я, 8-я, 9-я) и Октоиха и Минеи (песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я). Библейские стихи припеваем вседневнии: Господеви поем: [если по обычаю к тропарям канона полагаем припевы молебственные, то к промежуточным Богородичным тропарям стихи: Пресвятая Богородице, спаси нас, а последние два тропаря читаем на Славу и И ныне].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа на Сретение Господне. Св. Тимофея, епископа Иерусалимского (VI в.) Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко.... Между людьми только тот – совершен, кто более всего заботится о приобретении праведности. Нет ничего жизненнее праведника; по Божественному речению: праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго (Премуд. Солом. 5:15–16). Нет ничего вожделеннее праведного; по Божественному Писанию: праведник яко финикс процветет, вследствие постоянной сладости веры: и яко кедр, иже в Ливане, умножится ( Псал. 91:13 ) за досточтимость Богопознания. Во время искушений ничто так не предстательствует, как праведность; по Божественному изречению: много скорби праведным, и от всех их избавит я Господь ( Псал. 33:20 ). Праведный от нечестивого рода преселяется с самым телом к достосвященной жизни: свидетель моего слова – праведный Енох. Праведник в потопляемом мире чудесно избавляется от кораблекрушения, управляемый Божественным кормилом: свидетель моему слову – праведный Ной. Праведник среди диавольского искушения – непобедимый борец: свидетель моего слова – Иосиф. Праведник находясь на поле брани, среди смертей управляет течением солнца и лупы: свидетель моего слова – Иисус Навин. Праведник в небольшом телесном возрасте разрушает медную гору, убеждая в том, что не телесная сила производит победу, а твердость веры: свидетель моего слова – праведный Давид. Впрочем, чтобы не тратить время на перечисление добродетелей святых, обратимся в своем слове к последнему праведнику. Кто же – последний праведник? Это – Симеон, ныне упомянутый в Евангелии от Луки. Он – последний и первый: последний подзаконный, первый благодатный, иудей жертвоприносящий, христианин благодарящий, законник читающий, ангел знающий. Симеон, о коем ныне было читано, избранный из фарисейского рода (как роза от терния) и первый взысканный благодатною милостью, настолько возвысился в праведности, что в самом теле принял Божественное обетование не исходить из настоящей временной жизни до тех пор, пока на телесной груди он не обнимет вечный живот – Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1875 г. В первый день Нового года я в последний раз совершил в благолепном Кафедральном Соборе Божественную литургию, на которой возносилось моё имя не как Полоцкого уже и Витебского Епископа, но как Харьковского и Ахтырского. После литургии отправлен был мною по чину молебен новолетия. Затем, разоблачившись, вышел я из алтаря в мантии и начал прикладываться к местным иконам, при пении певчими священной песни: «Ныне отпущаеши». По окончании сего, я взошел на амвон с жезлом в руке и обратился к предстоящей пастве с следующею речью: «Когда оставляют домашний кров и отправляются в далекий путь, обыкновенно обращаются к своим присным и друзьям с таким знаменательным словом: простите. Что значит это слово; какая в нем особенная мысль? В нем заключается та мысль, что отправляющийся в путь не уверен, возвратится ли он в свой дом и увидится ли опять с своими ближними и друзьями; и потому на всякий случай просит у всех и каждого прощения в своих прегрешениях против них, дабы, в противном случае, не отойти непрощенным, по выражению Писания, в путь всея земли ( Нав.23:14 ; 3Цар.2:2 ), в тот путь, с которого нет уже возврата. Оставляя ныне, по изволению священной и Державной Власти, наипаче же по премудрой и всеблагой воле Божественного Провидения, сей святый дом, сию боголюбезную паству, и отправляясь в путь, хотя и не весьма далекий, но во всяком случае безвозвратный, с сердечною скорбью обращаюсь к тебе, возлюбленная моя Паства, с последним печальным словом: Прости... Простите меня, пастыри, коим я, по званию пастыреначальника, должен был служить примером в слове учения и благоговейном совершении священнодействий; коих я обязан был словом и примером руководить и назидать в правилах христианского благочестия, предостерегать от грехопадений и пороков страхом суда Божия, – и, может быть, не исполнил в точности сего пастырского долга. Простите все, кому я праздным словом или неосторожным, несвойственным моему сану, поступком подал когда-либо повод к соблазну и осуждению. Простите меня все, ближние и дальние, живущие и отшедшие, кого я, по немощи человеческой, огорчал и оскорблял словом или делом, намеренно и без намерения. Простите и напутствуйте меня вашими благожеланиями, вашими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2. Гимнография как вид творчества Первое существенное отличие поэзии Филофея, как и большей части церковной поэзии, от прозы состоит в обращении: разного рода трактаты, гомилии, жития, «слова» и т.п. всегда адресованы к современникам, к людям; а молитвы и гимны обращены преимущественно к Богу или к образам «человеко-вечности» – к Иисусу Христу, к Богородице, к святым. Можно сказать, что в средневековой пирамиде литературных жанров, увенчанной Священным писанием, гимнография и эвхография образуют непосредственно «подстилающий» Писание слой, покоящийся, в свою очередь, на богословии. Благодаря столь высокому положению – это уровень «подножия» Библии, на котором сходятся разные виды творчества, – гимнография играет самую узловую, наиболее связующую роль в том ансамбле, который средневековая литература образует в совокупности с другими родами искусств: гимн объединяет текст с музыкой, с некоторыми видами сценического действа и с живописью, т. е. с соответствующего содержания иконой или фреской. Являясь во многих отношениях связующей, гимнография, неизбежно, сама оказывается в сильной зависимости и «сверху» – от текстов Священного писания, и «снизу» – от богословской мысли, а также от каждой из соседних с ней областей творчества, не говоря уж о собственных и всего ансамбля традициях. «Христианская гимнография, – пишет ее историк, – начинается с возникновения первой христианской общины, а именно – с самого Христа и его учеников» 6 . Обычай религиозного стихотворчества и песнопения уходит своими корнями глубоко в ветхозаветные жизнь и храмовую практику и, следовательно, хорошо был знаком первому поколению христиан. В этом отношении перерыва традиции не было. В Новом завете насчитывается 137 цитат из Псалтыри 7 . Кроме того, здесь (в Евангелии от Луки) приведено 4 новых гимна: Елизаветы («Благословенна ты в женах. . .»– гл. 1, ст. 42), Марии («Величит душа моя господа...» – гл.1, ст. 46–55), Захарии («Благословен господь Бог Израилев...» – гл. 1, ст. 68–79) и Симеона («Ныне отпущаеши раба твоего, владыко...» – гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

2-я часть вечерни Дальнейшее последование вечерни, как сказано, более молитвенного, чем хвалебного содержания. Эта вторая и главная часть вечерни имеет много общего с литургией: те же (а на праздничной, древнейшей, вечерне и в том же порядке) ектении; в древней вечерне и утрене сходство это увеличивалось еще присутствием молитв за оглашенных, просвещаемых, кающихся и т. п. У вечерни сходство это еще более, чем в утрене: конец вечерни – Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь – вполне совпадает с концом литургии, концом, который, впрочем, совершается священником уже про себя, после благодарственных за причащение молитв. Итак, вторая часть вечерни, как и конец утрени 2259 , – это, собственно, литургия без Даров, но не лишенная вполне молитвенной благодати настоящей литургии, так как священник здесь (после входа) приступает к тому же престолу благодати. И заключает она молитвы уже об одних верных. Сугубая ектения Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией 2260 , а в богослужебных книгах «прилежным молением» ( εκτενς δησις) 2261 . Вознесенные до сих пор короткие молитвы на нескольких ектениях в 12 (считая с возгласом) прошениях настоящей ектении возвышаются в своей силе: верующие приглашаются вознести их от всей души и всего помышления и начинают моление свое прошением об услышании и помиловании вообще. Сугубая ектения – это молитва об одних верных, как и определяет ее содержание св. Симеон Солунский : «о верных царях, о местном иерархе, о предстоятеле монастыря, о попечителях храма, о предстоящих православных и повсюду верных» 2262 . С особенною раздельностью ектения молится о царе, именно о 10 нуждах его: о силе власти его («державе», κρτους), победе (в сражениях), долголетии («пребывании», διαμονς), мире, здравии, спасении (вечном), еще большем («наипаче», επιπλον) содействии («пособити», συνεργσαι) Божием ему и полном успехе («поспешити», κατευοδσοα) 2263 во всем, совершенном («под нозе») покорении ему врагов внутренних ( χθρν) и внешних («супостата» πολμιον); затем отдельное прошение за царицу и отдельное о наследнике и царствующем доме (без соединения первого с прошением о царе, а второго с прошением о палате и воинстве, как на великой ектении), о духовной власти (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

     Изнурительной своей, затянувшейся на долгие тринадцать лет болезнью, отец Кирилл, конечно же, подготавливал нас к своему уходу – слишком уж все мы нуждались в батюшке, слишком льнули к нему душою, чтобы лишиться его в одночасье. Знакомые врачи давно и серьезно предупреждали: здоровье его на пределе, на тоненьком, едва трепещущем волоске, еще немного – оборвется непоправимо. И в последние год-два перед инсультом это становилось все очевиднее: резко снизился слух, движения его, не суетливые, но всегда стремительные и легкие, сменились на более медлительные, осторожные… Он сильно ссутулился, а взгляд… Этот усталый взгляд, оставаясь неизменно доброжелательным и щедрым на ласку, все более казался сосредоточенным на чем-то своем, внутреннем – вневременном. Не привыкший показывать ни своих состояний, ни, тем более, духовных переживаний, батюшка все чаще не мог сдержать слез на правиле… Да и само правило – классические три канона с акафистом – уже перестал читать во время вечерней прогулки, как было заведено в Переделкине, а просил прочтения келейного – легче собрать внимание. Внимание… Мобилизуясь в клети своего сердца, он словно готовился к чему-то очень важному, ответственному. … Несовместимый с жизнью инсульт – таков был приговор медиков. Изрядно промерзшие во фронтовых окопах легкие должны были сыграть свою роковую роль в угасающей жизни старца. Так обычно и бывает – прикованный к постели человек, если и живет еще какое-то время, то ровно до той поры, пока не дадут сбой его легкие, нуждающиеся в движении, – это и подводит последнюю черту… Но его ситуация не стала «обычной». Как не был «обычен» в своей премудрой простоте и он сам. Первые месяцы после инсульта… Парализация всей левой стороны, высокая температура… Батюшка часто бредил…. Казалось, болезнь украла у нас нашего духовника, навсегда и непоправимо изменив его внешний облик, исказив и двигательные, и речевые функции. И вот мы, испуганные и растерянные, в какой-то момент спрашиваем его о том, где бы он хотел быть погребенным, если день смерти окажется не за горами.

http://pravoslavie.ru/102336.html

Вечерня Вечерня . Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию типикона, «пред вечером мало» (веч. вседневная), прежде солнечного захождения (веч. малая) и «по еже зайти солнцу мало» (веч. великая). В своём современном виде она состоит из следующих частей: начального возгласа священника «благословен Бог наш»; троекратного «приидите, поклонимся»; предначинательного 103 пс.; светильничных молитв; великой ектении; стихословия одной из кафизм Псалтири; малой ектении; Господи воззвах; стихир на Господи воззвах; богородична; Свете тихий; прокимна; сподоби Господи; просительной ектении; тайной молитвы священника; стихир на стиховне; богородична или крестобогородична; Ныне отпущаеши; трисвятого; Отче наш ; тропаря; богородична отпустительного; сугубой ектении и молитв отпуста. Таков состав обычной, вседневной веч., совершаемой, по предписанию Типикона, всякий день, в который не случится праздника с полиелеем или бдением, а также на данные праздники, раз они падают на сырную седмицу. От вседневной веч. отличается малая и великая. Первая совершается в те дни, когда полагается бдение, начинающееся вечернею, и по сравнению с вседневною представляет следующие особенности: не имеет великой ектении – «миром Господу помолимся»; стихословия Псалтири; малой ектении; вместо 6-ти и более стихир на «Господи воззвах» имеет не более 4-х; из ектении «помилуй нас, Боже» содержит лишь три прошения; совсем не имеет ектении – «исполним вечер. молитву» и великий отпуст заменяется малым. Вторая, т. е., великая совершается или отдельно от утрени, или в соединении с нею и от вседневной отличается тем, что имеет после прокимна сугубую ектению, начинающуюся прошением: «рцем вси»; стихословие первого антифона первой кафизмы; вход; паремии и стихиры на 8-мь и на 10-ть. В большей части указанного содержания веч. восходит к древнему времени. Так, с некоторыми из перечисленных частей встречаемся уже в IV – V вв. Точкою отправления при образовании её состава в данное время послужил 140 пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010