Скачать epub pdf Предисловие  Пресвитер Иероним, лучший после апостола Павла учитель Церкви, свидетельствует о том, что был он отведен на суд вечного Судии и уже предан тяжелым мучениям за частое обращение к хитросплетениям Цицерона и вымыслам Вергилия 1 , когда, покаявшись, перед святыми ангелами обещал самому Владыке всего никогда более не читать и не толковать ничего, кроме сочинений, достойных Божества и служащих к утверждению Церкви. Об этом говорит и апостол Павел:«…будем искать того, что служит к миру и оберегать то, что служит ко взаимному назиданию» ( Рим. 14:19 ), и в другом месте: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). Следовательно, и нам подобает держаться этого: писать и говорить то, что назидает церковь Божию и святым наставлением делает немощные души способными к познанию совершенной веры. И, напротив, не следует упоминать хитроумные басни и следовать враждебной Богу мудрости философов, чтобы не подпали мы, отвергнутые Богом, осуждению вечной смерти. Я страшусь этого и не хочу быть пойманным или даже попасть в эти сети, когда желаю поведать кое-что о чудесах мучеников, что до сей поры были преданы забвению 2 . Не стану припоминать ни о бегстве Сатурна, ни о гневе Юноны, ни о распутстве Юпитера, ни об обиде Нептуна, ни о державе Эола, ни о войне, кораблекрушении и царстве Энея. Умолчу о служении Купидона, любви и женитьбе Аскания, слезах и лютой гибели Дидоны, ни о мрачном преддверии Плутона, ни о гнусном похищении Прозерпины, ни о тройной голове Цербера, не расскажу ни о беседах Анхиза, ни об уловках Итакийца, ни о угрозах Ахилла, ни о хитростях Зенона. Не поведаю ни о совете Лаокоона, ни о мощи Амфитрионида, ни о соперничестве, изгнании и страшной смерти Януса 3 . Не опишу ни различные ужасные обличья Эвменид, ни вымыслы остальных повествований, которые автор либо замысловато выдумывает, либо описывает эпическим стихом 4 . Взглянув на все это, словно на построенное на песке и скоро гибнущее, обращусь лучше к божественным и евангельским чудесам. Так евангелист Иоанн начинает так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» ( Ин.1:1–3 ) И еще: «И Слово стало плотью и обитало с нами, и видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины»( Ин.1:14 ) Он определил родиться в Вифлееме, по слову пророка «И ты, Вифлеем Евфрафа, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой, Израиля»( Мих.5:2 ) Это же сказал и Нафанаил из Каны Галилейской: «Учитель, Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля»( Ин.1:49 ). Он есть Спасение мира, о чем и сказал Симеон: «Ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего в мире, потому что видели очи мои спасение Твое»( Лк.2:29–30 ). Глава 1. О рождении Господа нашего Иисуса Христа в Вифлееме

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Сретение Господне: один на один с Богом День праздника пришелся ровно в начале Великого Поста, как бы проводя собой границу между временем нашей обычной жизни и периодом сугубого покаяния и ожидания Спасения, точно так же как когда-то он стал водоразделом между Ветхим Заветом и Новым. 14 февраля, 2012 День праздника пришелся ровно в начале Великого Поста, как бы проводя собой границу между временем нашей обычной жизни и периодом сугубого покаяния и ожидания Спасения, точно так же как когда-то он стал водоразделом между Ветхим Заветом и Новым. Существуют молитвы, с которыми мы в церковных службах и молитвенных правилах встречаемся почти каждый день. Они становятся настолько привычными, что мы едва ли обращаем на них внимание. Но вот наступает праздник, с которым одна из этих молитв тесно связана. И оказывается, что в простой молитве таятся глубины смысла, которые мы не замечали прежде. Она преображается, начинает играть новыми красками и становится самой яркой молитвой дня. Таковы, например, ангельское славословие «Слава в вышних Богу…» на Рождество, молитва перед Причащением «Вечери Твоея тайныя…» в Великий Четверг, «Царю Небесный» – на Пятидесятницу. А сегодня, на Сретение Господне, такой молитвой является Песнь праведного старца Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». В отличие от большинства богослужебных текстов слова этой молитвы происходят непосредственно из Евангелия (Лк. 2,29-32). Мы все хорошо помним евангельский сюжет (Лк. 2,22-38) о том, как Мария с Иосифом приносят младенца Христа на сороковой день в Храм «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Вспомним, что Храм был единственным. Посвящение мальчика-первенца Богу было особым торжественным событием для семьи, но никак не для Храма и его служителей. Каждый день «представлялись пред Господа» не один и не два младенца со всей Иудеи. Совершение обряда было рутиной. Казалось бы, что особенного может случиться во время такой стандартной процедуры? Но вот в Храм приносится Богомладенец, и совершаемый священником «законный обряд», который должен был стать главным событием, отходит на второй план – Евангелие упоминает о нем лишь вскользь. В центре евангельского повествования оказываются не родители Иисуса, а два других человека: Симеон «муж праведный и благочестивый», который «пришел по вдохновению в Храм», и Анна-пророчица «вдова лет 84, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin...

Часть II. Службы суточного круга богослужения Глава 1. Вечерня Вечерня – начальное богослужение суточного круга, так как именно на вечерне впервые употребляются молитвословия любого дня или праздника. Идейное содержание вечерни . Чин христианской вечерни восходит к ветхозаветному обряду вечернего возжигания светильника (см.: Исх. 30:8 ; Лев. 24:1–4 ), который получил христианское осмысление (Христос – Свет миру: Ин. 1:9; 8:12 ). Потому в Древней Церкви вечерня начиналась внесением светильника в молитвенное собрание, после чего уже следовали определенные молитвословия. Вследствие этих особенностей само древнее вечернее богослужение уже в III веке называлось «светильничное благодарение» (кстати, именно потому молитвы вечерни, читаемые тайно священником во время 103-го псалма, называются «светильничными») 166 . Кроме указанной исторической связи с чином внесения в церковь светильника, в неизменяемых молитвословиях вечерни раскрываются следующие четыре темы: – творение Богом мира и Промысл Божий о мире ( Пс. 103 ); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи, воззвах...»); – пришествие в мир Сына Божия («Свете тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Также видное место в последовании вечерни занимают изменяемые песнопения (стихиры на «Господи, воззвах…», на литии и на стиховне, тропари), в которых содержится прославление данного праздника. Кроме того, нередко на вечерне полагается чтение Священного Писания (главным образом это паремии, посвященные празднику; очень редко читается Апостол и Евангелие). §1. Виды вечерни Устав Православной Церкви различает три вида вечерни: малую, вседневную и великую. Кроме того, существует два варианта совершения великой вечерни: отдельно от других богослужений и вместе с утреней в составе всенощного бдения. Наконец, по несколько особому чину вечерня совершается в седмичные дни Великого поста. Мы рассмотрим в данной главе только те виды вечерни, которые совершаются в течение года, исключая великопостный период. §2. Малая вечерня

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пожалуй, я действительно была излишне оптимистична, когда осенью 2006 сказала, что все наши проблемы с отцом завершились. Тогда, на самом деле, была просто маленькая передышка перед последней, очень серьезной битвой. Но, пожалуй, стоит все же рассказать обо всем по порядку. Ныне отпущаеши. Часть 2 Ныне отпущаеши. Часть 3 (Этот рассказ – продолжение автобиографической повести, в сокращенном виде опубликованной на портале «Правмир»). Пожалуй, я действительно была излишне оптимистична, когда осенью 2006 сказала, что все наши проблемы с отцом завершились. Тогда, на самом деле, была просто маленькая передышка перед последней, очень серьезной битвой. Но, пожалуй, стоит все же рассказать обо всем по порядку. А для этого, в первую очередь, немного обрисовать моих родителей, их характеры, как это открылось мне совсем недавно. Мама Я не знаю, и вряд ли узнаю когда-либо, была ли моя мама желанным ребенком. То есть, что отец ее ждал – это я не сомневаюсь,   у меня хранится его письмо, полное глубокой нежности к жене и только что родившейся дочке. Письмо это было передано бабушке в роддом в первые часы маминой жизни. Но вот как складывались отношения у моей мамы с ее матерью – это для меня загадка навек. Дело в том, что бабушка, по словам тех, кто ее хорошо знал, была человеком глубоко эгоистичным, никогда не ставившим семью во главу своих приоритетов. В 20-е годы молодая красавица Зинуша проводила время со своей богемной компанией, предоставив очереди, магазины, разоренный неустроенный быт и уход за сестрой-инвалидом Верочкой слепнущей матери и подростку Галинке. В 30-е, отбив красавца и остроумца Сашу у его первой жены, она стяжала себе навечно неприязнь сашиной родни, родила в разгар сталинских репрессий дочь, скинула ее на руки младшим сестрам и продолжила жить по своему усмотрению. После войны к этому добавились бесконечные конфликты с мужем, его запои и измены — периодические уходы жить к Лёле – бабушкиной гимназической подруге из соседнего дома. Естественно, ей было совсем не до дочери. Мама потом с глубокой болью вспоминала, что ни разу в жизни не провела каникулы с родителями – бабушка предпочитала отдыхать одна, ездила в санатории, а мама либо сидела с теткой на подмосковной базе отдыха, либо принимала приглашение кого-то из подруг провести лето у ее родни.

http://pravmir.ru/nyne-otpushhaeshi-chas...

Удивительное чувство… Еще совсем недавно в той ситуации, которая сейчас сложилась с папой, я бы паниковала, не знала, куда деваться, что сказать и как поступить, и вообще ощущала бы себя маленькой перепуганной девочкой, не желающей даже слышать слова «смерть». А сейчас все совсем по-другому. На место страхов пришла тишина и покой, ощущение того, что творится что-то очень важное и глубокое. Ныне отпущаеши. Часть 1 Ныне отпущаеши. Часть 2 Из дневника последней зимы Удивительное чувство… Еще совсем недавно в той ситуации, которая сейчас сложилась с папой, я бы паниковала, не знала, куда деваться, что сказать и как поступить, и вообще ощущала бы себя маленькой перепуганной девочкой, не желающей даже слышать слова «смерть». А сейчас все совсем по-другому. На место страхов пришла тишина и покой, ощущение того, что творится что-то очень важное и глубокое. И страшно спугнуть эту Тайну, хочется притихнуть и, замерев, со-причаствовать той великой работе, которая происходит в папе и во всех нас. Я знаю, что нас всех ждет совсем скоро. Я понимаю (да и папа понимает это лучше всех), что помочь может только чудо, что шансы на благополучный исход очень малы. Но я больше не бунтую, не пытаюсь заклинать»Только не это». У меня осталась только одна молитва: «Господи, да будет воля Твоя!»….  …. Я все понимаю. У нас в обществе — тотальный страх смерти и тяжелых болезней. Это не хорошо, и не плохо. Это просто есть и все. Точка. От родственников тяжелых больных шарахаются так, словно те разносят разом чуму, холеру и сифилис, причем посредством взгляда. Я это знаю. Я это слишком хорошо помню по маминой болезни — взгляды эти, интонации, вопросы с «двойным посланием» — «не говори мне ничего плохого, я не хочу этого слышать». Но… Как же трудно… Да что там трудно — невозможно к этому привыкнуть… К вопросу этому, светским тоном, с улыбочкой, как на рауте: —          Ну что там у тебя? Ах да, я  помню, твой папа болеет…   И в ответ на «Спасибо. У нас дела неважные — папе хуже »  та же улыбка, и бочком-бочком в сторону:

http://pravmir.ru/nyne-otpushhaeshi-chas...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ Стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: На Господи воззвах: стихиры на 4, глас 1 Подобен: Небесных полков: Неописанное Слово и Пресущное,/Небесными престолы носимое со славою,/приемлет на руки Симеон, вопия:/ныне отпусти мя,/по глаголу Твоему, Спасе,/верных спасение и наслаждение. (2) Слово, беспредельное и сверхсущественное/Небесными Престолами носимое со славою/принимает во объятия Симеон, взывая:/“Ныне отпусти меня, по слову Твоему, Спаситель,/верных спасение и наслаждение!” (2) Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон:/Превечнаго Слова, от Отца рожденна,/страшуся и боюся/руками моими объяти, Владыко,/но с миром раба Твоего ищай,/ныне отпусти, яко Милосерд. Как Младенца видя Тебя,/Слово, прежде веков от Отца рожденное,/взывал чудный Симеон:/“Трепещу и страшусь руками своими обнять Тебя, Владыка,/но отпусти раба Твоего, – я ищу того –/ныне с миром, как Милосердный!” Ныне да отверзется дверь Небесная,/Иже от Отца без семене рождься Бог Слово,/родися от Девы,/плоть прием человечу волею,/обновити естество, яко Благ,/и посадити одесную Отца. Ныне да отверзутся врата небесные:/от Отца вне времени рожденный Бог-Слово/родился от Девы плоть приняв,/желая, как Благой, естество смертное к Себе призвать/и поместить справа от Отца. Слава, и ныне, глас 4, самогласен. Андрея Критскаго: Слава, и ныне, глас 4, самогласен преп. Андрея Критского Днесь священная Мати и святилища вышши/во святилище прииде,/явльшая миру Законодавца и закона Творца./Егоже на руки прием старец Симеон, радуяся взываше:/ныне отпущаеши раба Твоего,/яко видех Тя, Спаса душ наших. В сей день Матерь священная/и святилища высочайшая/прибыла во святилище, являя миру/Творца мира и Закона Подателя./И, приняв Его в объятия, старец Симеон/радостно восклицал:/“Ныне отпускаешь Ты раба Твоего,/ибо увидел я Тебя, Спасителя душ наших!” Свет отрадный: и прокимен дня. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Стихиры на стиховне, глас 2,

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

Скачать epub pdf Общие положения 1. Всю седмицу – тройное соединение (Октоих, Триодь, Минея). 2. Дважды за седмицу структура службы почти полностью переходит в постовой режим: а. Со вторника вечера до среды вечера, б. С четверга вечера до пятницы вечера. Напевы в эти периоды по традиции заменяются на постовые. Моментом перехода на постовые напевы и возврат в непостовое пение является просительная ектения после прокимена вечерни. 3. От Недели вечера и всю седмицу стихиры на стиховне вечерни и утрени поются только из Триоди В неделю вечера Начало обычное. Кафисмы несть. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Се ныне благословите Господа: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне Октоих отменяется, поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Небесная поют Тя, Благодатная: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Бого- родичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. В понедельник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 4-ю и 5-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектении несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Ос- могласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди 1 . Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В Каноне соединяются песни из Минеи и Триоди (песни 1-я, 8-я, 9-я) и Октоиха и Минеи (песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я). Библейские стихи припеваем вседневнии: Господеви поем: [если по обычаю к тропарям канона полагаем припевы молебственные, то к промежуточным Богородичным тропарям стихи: Пресвятая Богородице, спаси нас, а последние два тропаря читаем на Славу и И ныне].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Пятница В тойже четверток сырный вечера: От начала поклоны начинаем: и прочая вся служба, якоже и выше во вторник сырный указася. На Господи воззвах, стихиры яко обычно. Слава, и ныне, богородичен: Свете тихий: И прокимен дне. На стиховне самогласен дне, глас 2: Господень Крест, неуклонно кланяющимся ему, всякия сласти брозда есть, и закон воздержания: ибо непрестанно взирающи на Пригвожденнаго на нем, распинают плоть со страстьми и похотьми. От нихже и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся, человеколюбно нам Присвоившемуся страстию и Своего безстрастия естество Подавшему, имущему велию милость. Повторяем сей со стихом: К Тебе возведох очи мои: Стих: Помилуй нас Господи: И мученичен: Земнаго наслаждения не возвелевше страстоносцы, небесных благих сподобишася, и Ангелом сожители быша: Господи, молитвами их помилуй и спаси нас. Слава, и ныне крестобогородичен. Подобен: Егда от древа: Грозд всезрелый Чистая,/Егоже невозделанно во утробе младоносила еси,/на древе яко узрела еси Сего висяща,/рыдающи восклицала еси, и взывала еси:/Чадо, сладость искапай,/еюже пиянство всякое страстей отъемлется Благодетелю,/Мене ради Тя рождшия,/божественными утешеньми,//яко благоутробен. Ныне отпущаеши: Богородице Дево: И прочее, творяще поклоны великия. Таже отпуст. Повечерие поем великое с поклоны, якоже во вторник указася. В пяток сыроястный на утрени, по шестопсалмии поем Аллилуиа, на глас троична гласа. По 1-м стихословии седальны крестныя осмогласника. По 2-м стихословии седален триоди, глас 7. Подобен: Яко имуще: Возвыси церквей рог, честный Кресте, низложи еретическую гордыню силою твоею, и возвесели православных лики: сподоби предварити всем нам твое предвозвещение, и поклонитися тебе подножию Христову в тебе бо хвалимся, древо благословенное. Слава: тойже. И ныне, крестобогородичен: Яко имущи милостивное на смирение наше, и зрящи на земныя удобообстоимыя люди, умилосердися благословенная Богородице, пребуди молящися, да не погибнем люте: молю яко Пречистая благопримирительнаго Бога, спастися душам нашим, Пресвятая Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа на Сретение Господне. Св. Тимофея, епископа Иерусалимского (VI в.) Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко.... Между людьми только тот – совершен, кто более всего заботится о приобретении праведности. Нет ничего жизненнее праведника; по Божественному речению: праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго (Премуд. Солом. 5:15–16). Нет ничего вожделеннее праведного; по Божественному Писанию: праведник яко финикс процветет, вследствие постоянной сладости веры: и яко кедр, иже в Ливане, умножится ( Псал. 91:13 ) за досточтимость Богопознания. Во время искушений ничто так не предстательствует, как праведность; по Божественному изречению: много скорби праведным, и от всех их избавит я Господь ( Псал. 33:20 ). Праведный от нечестивого рода преселяется с самым телом к достосвященной жизни: свидетель моего слова – праведный Енох. Праведник в потопляемом мире чудесно избавляется от кораблекрушения, управляемый Божественным кормилом: свидетель моему слову – праведный Ной. Праведник среди диавольского искушения – непобедимый борец: свидетель моего слова – Иосиф. Праведник находясь на поле брани, среди смертей управляет течением солнца и лупы: свидетель моего слова – Иисус Навин. Праведник в небольшом телесном возрасте разрушает медную гору, убеждая в том, что не телесная сила производит победу, а твердость веры: свидетель моего слова – праведный Давид. Впрочем, чтобы не тратить время на перечисление добродетелей святых, обратимся в своем слове к последнему праведнику. Кто же – последний праведник? Это – Симеон, ныне упомянутый в Евангелии от Луки. Он – последний и первый: последний подзаконный, первый благодатный, иудей жертвоприносящий, христианин благодарящий, законник читающий, ангел знающий. Симеон, о коем ныне было читано, избранный из фарисейского рода (как роза от терния) и первый взысканный благодатною милостью, настолько возвысился в праведности, что в самом теле принял Божественное обетование не исходить из настоящей временной жизни до тех пор, пока на телесной груди он не обнимет вечный живот – Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Е. Кустовский Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа Час 9– й трипсалмный. По возгласе глаголет чтец: Аминь. И абие Трисвятое. Царю Небесный не глаголем даже до Недели 8– я во всяком Церковном пении. На малей вечерни На Господи, воззвах: поставим стихиры 4, глас 6: Господь вознесеся на Небеса: Господи, Твоему Вознесению: На горах святых: Господи, смотрения совершив таинство: ( Зри ниже на велицей вечерни.) Слава, и ныне, глас тойже: Господи, апостоли, яко видеша Тя: Прокимен дне. На стиховне стихиры, глас 1: Возшед на Небеса: Возшел еси, Христе, к Безначальному Отцу: Ангели Твои, Господи: Слава, и ныне, глас 2: Родился еси, яко Сам восхотел еси: ( Вся сия зри на велицей вечерни.) Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш: отпустительный тропарь, глас 4: Вознеслся еси во славе: Таже ектения малая. И отпуст. На велицей вечерни По предначинательном псалме кафисмы не глаголем. На Господи, воззвах: поставим стихов 10. И поем стихиры самогласны 5, повторяюще я. Глас 6. Стих: Изведи из темницы душу мою/исповедатися имени Твоему. Господь вознесеся на Небеса,/да послет Утешителя миру:/небеса уготоваша престол Его,/облацы восхождение Его./Ангели дивятся, Человека зряще превыше себе./Отец ждет, Егоже в недрах имать соприсносущна./Дух же Святый велит всем Ангелом Его:/возьмите врата, князи, ваша,/вси языцы, восплещите руками,//яко взыде Христос, идеже бе первее. Стих: Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Господь вознесеся на Небеса: Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой. Господи, Твоему Вознесению удивишася Херувими,/зряще Тебе Бога, на облацех восходяща,/на них седящаго;//и славим Тя, яко блага милость Твоя: слава Тебе. Стих: Да будут уши Твои/внемлюще гласу моления моего. Господи, Твоему Вознесению: Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у тебе очищение есть. На горах святых зряще Твое Вознесение, Христе,/Сияние славы Отчи,/воспеваем Твой светообразный лица зрак,/кланяемся Страстем Твоим,/почитаем Воскресение,//славное Вознесение славяще: помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010