" Новое обрезание " января 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение во Владимирском соборе " По прошествии восьми дней по Рождестве Христовом по Закону Моисееву Спаситель был обрезан, - сказал владыка в проповеди. - При обрезании ребенок мужского пола получал имя. Господь через архангела Гавриила сообщил Деве Марии, что будущему Младенцу нужно дать имя Иисус (Лк. 1:31). Потом архангел сказал и Иосифу, что Младенца нужно назвать Иисусом (Мф. 1:21). В этом имени уже была суть пришествия Господа в мир: Он - Спаситель. Господь заключил с Авраамом завет, когда тот перешел реку Евфрат и вступил в Землю обетованную, где замыслом Божиим должен был образоваться народ, живущий по Его послушанию. Для этого всем мужчинам нужно было пройти обрезание (Быт. 17:10). Авраам совершил его, и постепенно это стало повсеместным, обязательным для всех израильтян " . " Закон, завет - это был договор между Богом и человеком, - продолжил архипастырь. - Бог обещал человеку сохранять его на всех путях его жизни, а человек должен был исполнять то, что ему велел Бог. Постепенно завет этот должен был вырасти в закон любви, чтобы уже не было никаких предписаний - просто Бог любил человека, а человек любил Бога. Но, к сожалению, человеку это было не под силу: очень уж была поражена его природа - страстностью, смертью. Ветхозаветные люди были убогими духовно. Закон не возвышал их, а просто обозначал грех, объяснял человеку, как поступать можно, а как нельзя. Закон прописывал и наказание - вплоть до побиения камнями. Когда иудеи собирались побить камнями архидиакона Стефана, он сказал им важные слова: " Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили " (Деян. 7:51-53). Иудеи не могли обрезывать свои страсти, у них не хватало для этого сил, не было благодати. Все понимали: что-то должно заменить этот завет. Заменить его мог только Мессия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Пятница Страстной седмицы вошла в историю всего мира как день, когда человечество из-за наших грехов решением Синедриона и представителя римской власти Пилата устроило страшный суд самому Господу, - сказал владыка в проповеди. - Мы все готовимся к Страшному Суду, на котором каждый предстанет перед Богом. Но человечество решило опередить Его и само устроило над Ним суд. Сначала Христа судили у первосвященника Каиафы и вынесли Ему смертный приговор. Но иудеи не могли привести его в исполнение, слишком заметной фигурой был Иисус, чтобы самим Его распять и убить. Хотя они это делали иногда втайне. Мы помним, как они поступили с Иоанном Крестителем - никого из римской власти не спрашивали, и Ирод отрезал ему голову. Но здесь решили соблюсти все тонкости и отвели Христа к Пилату, чтобы он утвердил их приговор. Когда они пришли к прокуратору, не хотели заходить в преторию, боялись оскверниться, так как он был язычником. Если бы зашли, то ногами собрали бы пыль, осквернились и тогда бы не могли вкушать Пасху. А вот осудить невиновного - это они осквернением не считали. Иудеи понимали, что Пилат не разбирается в их вопросах, поэтому надо сразу подбирать политическое обвинение. Префект Иудеи, конечно, слышал, что его соплеменники ждут какого-то Мессию, который освободит их от римского ига, сделает Израиль могущественным государством, и они будут править всем миром. И когда Пилат услышал, что они привели Христа к нему как политического деятеля и хотят, чтобы он подписал Иисусу смертный приговор, сказал, что должен Его допросить и узнать, в чем Его вина. Иудеи обвиняли Христа в том, что Он запрещает давать кесарю подать, то есть выступает против римской власти. Хотя Господь никогда этому не учил. Они клеветали на Него перед Пилатом. Затем обвинили Его в том, что Он объявил себя царем. Пилат пригласил Христа к себе в покои и стал с Ним беседовать, как бы даже защищая Его. Он спрашивал, почему Иисус называет себя царем. Спаситель ответил: " Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда " (Ин. 18:36). " Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине " (Ин. 18:37) " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА января 2003 Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (I Тим. 3, 16) Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). В течении многих веков этот Совет превечный оставался для всего творения тайной и не просто тайной, а великой благочестия тайной. Ни небесные силы, ни ангелы, ни люди не знали этой тайны до тех пор, пока она не была раскрыта людям. Святой апостол Павел открыл нам завесу этой тайны в послании к Ефесянам: " Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него " (Ефес. 3, 8-12). Ангелы Божии узнали об этой тайне только тогда, когда один из них был послан в Вифлеем возвестить пастухам о рождении Спасителя. И для укрепления веры людей " внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лук. 2, 10-14). Тайна благочестия была действительно настолько великой и радостной, что благодарный христианский мир уже 2000 лет, не умолкая, ежедневно в храмах воспевает удивительный Ангельский гимн: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

" Святая Церковь совершает сегодня еще один праздник - Обрезание Господне, - продолжил архипастырь. - Мы знаем, как Господь на восьмой день был принесен и Иерусалимский храм, где обрезание было установлено еще при пророке Аврааме как знак того, что народ иудейский вступает в Божественное общество. У нас оно заменено крещением. Мы также, чтобы вступить в Царствие Небесное, должны пройти Таинство Крещения, и нам нарекают имена, с которыми нас знают в Церкви. Так и Господь был наречен именем Иисус как Спаситель мира, потому что в этом заключалась Его миссия - спасение рода человеческого от проклятия, греха и смерти. Для нас обрезание заключается в том, чтобы отсечь страсти. Новый год станет по-настоящему новым, если мы войдем в него, расставшись со страстями, мучившими нас в прошлом. Апостол Павел говорил принявшим христианство, но исполнявшим языческие предписания нового года: " Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы " (Гал. 4:9-11). В те времена христиане отмечали языческие новогодние праздники, а апостол сделал им замечание как христианам. И мы должны духовно праздновать Святки, праздники, которые Господь дает для радости. Праздник Обрезания напоминает, что Господь пришел в этот мир человеком, и мы исповедуем в Нем две природы - человеческую и божественную. Это мы видим и в Его рождении - рождается Он как Человек, а Матерь Божия сохраняет девство - это уже от божественной сущности. Его пеленают, как принято у людей, но над Ним поет ангельский хор - это божественное. После того, как Господь вышел на проповедь, Он жаждал и алкал, спал на корабле, как простой человек, но когда усмирял бури и ходил по водам, был Богом. Он плакал возле умершего Лазаря, как плачет человек от горя потери, но воскресил его как Бог. Он страдал на Кресте распятый как человек, но воскрес как Бог. И сегодняшний праздник напоминает о двойственной природе Христа - соединении Бога и человека " , - закончил проповедь владыка.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, - откуда взялась вера у второго разбойника, - продолжил архипастырь. - Первый разбойник находился под влиянием толпы и хулил Христа. Почему же второй вдруг одумался? А он услышал слова, сказанные Христом со Креста: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). Он молился за Своих распинателей! Никогда такого на свете еще не было, чтобы тот, кого судили, сажали в тюрьму, мучили, казнили, молился за тех, кто делал все это, просил Бога не вменять им в вину их грех. Разбойник услышал это, и неведомый свет блеснул в его душе. Он понял, что между ними висит не простой человек, а Сын Божий. Разбойник прозрел за минуту, а люди толпой три года за Христом ходили, видели чудеса, которые Он совершал, и не поверили, что Он - Сын Божий! И разбойник стал говорить другому разбойнику, который хулил Иисуса: " Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал " (Лк. 23:40-41). Разбойник увидел в Иисусе Бога и сказал: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23:42). Христос отвечает: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43). То есть Господь спас его в одну секунду " . " Но разбойник остается еще висеть, не умирает, испытывает муки. Многие говорят: " Мы уверовали, ходим в церковь, живем добродетельно - почему же болеем, страдаем? " Но мы пока не в Царствии Небесном, каждый день грешим помыслами, словами и делами, осуждаем, а не любим друг друга. Если грешим, то и страдаем постоянно, таков закон духовной жизни. Разбойник, даже будучи спасенным, еще мучился и страдал. Мы на свои страдания должны смотреть через страсти Христовы и страдать рядом с Ним. У всех в Царствие Небесное один путь - через Голгофу. У каждого своя голгофа, все должны на нее взойти. Когда Бог нас поведет, надо идти, вокруг да около не ходить, так не спасемся. Надо брать свой крест и идти за Христом, тогда войдем в Царствие Божие. Поздравляю вас с началом пятой седмицы Великого поста, желаю помощи Божией в постных подвигах, покаянных молитв, благотворных духовных состояний, чтобы вместить благодать. Господь дает нам благодать, если мы очищаем сердце " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Вышел в свет первый номер научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Палеоросия» 30 ноября 2018 г. 19:28 В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышел первый номер нового научного журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях», учрежденного 29 марта 2018 года. В 2014-2018 годах «Палеоросия» издавалась как альманах, основанный независимыми исследователями. Новое издание пополнило ряд изданий научной периодики Санкт-Петербургской духовной академии, состоящий из семи журналов, в том числе «Христианского чтения» , входящего в перечень ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации). Главный редактор журнала — кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковной истории, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. «Альманах взят " под крыло " Санкт-Петербургской духовной академии и превратился в научный журнал. С одной стороны, это означает, что проект, который задумывался как разовый, переросший в продолжающееся издание, теперь " дотянулся " до того, чтобы стать периодическим. Это изменение дает шанс " Палеоросии " войти в серьезные научные базы индексирования и, если будет на то воля свыше, оказаться в списке ВАК или войти в вожделенные WoS или Scopus. С другой стороны, это не отменяет прежде декларировавшегося принципа: открытость к сотрудничеству», — отмечает главный редактор журнала. Протоиерей Константин Костромин также рассказал об истории создания журнала: «Альманах (ныне — журнал) " Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях " , имеющий греческий вариант названия " Palaiorwsia " , задумывался и осуществлялся как частная инициатива, цель которой — дать возможность историкам, филологам, философам, богословам с разными точками зрения высказаться касательно истории Древней Руси. Декларируемый из выпуска в выпуск принцип — альманах как свободная площадка — последовательно выдерживался…» Новый научный журнал включен в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), имеет DOI (цифровой идентификатор объекта). Планируется, что журнал будет выпускаться тиражом 250 экз. В первом выпуске журнала обращает на себя внимание публикация части материалов Третьей международной научной церковной конференции «Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви». Форум, посвященный 1000-летию Крещения Руси, прошел в Ленинградской духовной академии 31 января — 5 февраля 1988 года. Более подробная информация о содержании журнала размещена на сайте издательства Санкт-Петербургской духовной академии. Издательство СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5314307.ht...

В Санкт-Петербурге число родителей, выбравших ОПК, увеличилось Санкт-Петербург, 21 ноября 2012 г. В Санкт-Петербурге число родителей, выбравших ОПК, увеличилось Капля камень точит. Ранее озвученные и опубликованные в открытых источниках 9,46% выбравших Основы православной культуры, после широкой волны обсуждения, «превратились» в 12,6%, сообщает сайт Нравственность в образовании . После пересчета выбор родителей петербургских четвероклассников выглядит, по данным на конец сентября, следующим образом: основы православной культуры – 12,6%; основы исламской культуры – 0,02%; основы иудейской культуры – 0,07; основы буддийской культуры – менее 0,01%; мировые религиозные культуры – 35,9%; светская этика – 51,4% (данные озвучены пресс-секретарем Комитета по образованию Санкт-Петербурга). Напомним, что 28 сентября в Санкт-Петербурге состоялось собрание коллегии по религиозному образованию и катехизации, на котором руководители и педагоги православных учебных заведений встретились с представителями органов власти и Санкт-Петербургской епархии. Как сообщил на собрании председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий, в школах Санкт-Петербурга проводится повторный опрос родителей для выявления тех, чьё желание по выбору того или иного модуля не было удовлетворено. «Известно, что руководством школ допускались нарушения прав родителей на свободный выбор модуля, результатом чего стал низкий процент выбора ОПК в Санкт-Петербурге», - сказал Владыка. (Для сравнения: По стране в целом: ОПК выбрали 31,7% родителей, основы исламской культуры – 4%; По Москве: ОПК – 23,43%, основы исламской культуры – 1.02%; в Санкт-Петербурге по данным на июнь - сентябрь 2012 года: ОПК - 9,46%, основы исламской культуры – 0,07%). Цифры выбора, как видим, ныне изменились, пусть даже незначительно. Но даже «незначительная» корректировка для такого большого города, как Санкт-Петербург говорит о многом. Три процента разницы (9,46 против 12,6) для Санкт-Петербурга – это не 3 и не 30 человек. Гораздо большему числу родителей петербургских четвероклассников дали возможность реально выразить СВОЮ волю. Для этого понадобилось «просто» не сидеть сложа руки, а громко, во весь голос, выразить свое мнение. И это мнение, судя по изменившимся цифрам, было услышано. 21 ноября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57579.html

Представлена книга об утраченных храмах Санкт-Петербурга 28 января 2022 г. 16:11 Презентация книги «Утраченные храмы Санкт-Петербурга. Опыт архитектурной реконструкции» прошла 21 января 2022 года в Доме архитектора Северной столицы. Собранные в книге исторические и графические материалы — итог многолетней работы студентов и преподавателей кафедры архитектурного и градостроительного наследия Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета под руководством заведующего кафедрой, доктора архитектуры Сергея Семенцова. Книга была подготовлена к печати издателем Александром Петелиными и отпечатана в типографии «Капли дождя» при финансовой поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. По материалам книги была устроена выставка студенческих графических реконструкций. Мероприятие посетили известные архитекторы, реставраторы, искусствоведы и представители общественных организаций, занимающиеся вопросами сохранения исторического наследия Санкт-Петербурга, настоятели восстанавливаемых храмов. На презентации выступили организаторы, авторы издания, члены редколлегии и гости. Президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Олег Романов отметил, что мероприятия, посвященные храмостроительству, стали регулярными и важными событиями в работе Дома архитектора. Вице-президент Союза архитекторов, председатель совета по церковной архитектуре Союза архитекторов России Михаил Мамошин представил гостям творческий коллектив и поделился планами дальнейшей работы по воссозданию утраченных храмов города. О работе над книгой рассказала архитектор-реставратор, доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия Надежда Акулова. Заместитель директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Андрей Мезилев отметил, что в лице творческого коллектива, готовившего издание книги, фонд нашел единомышленников, поделился планами будущих проектов. В частности, он рассказал о начавшейся разработке проекта воссоздания храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской (ныне Синопской) набережной.

http://patriarchia.ru/db/text/5891506.ht...

После эвакуации Юрий Георгиевич живет в Тбилиси, здесь же заканчивает школу и в 1943 г. призывается на службу в действующую армию. С этого времени он служит на Черноморском флоте, заканчивает Бакинское военно-морское училище и Каспийское высшее военно-морское училище. В числе наград - медаль «За победу над Германией». Первые послевоенные годы, с 1946 по 1949, связаны у Юрия Георгиевича с Высшим военно-морским училищем им. М.В.Фрунзе (ныне Санкт-Петербургский военно-морской институт). После окончания училища - служба на кораблях ВМФ и Погранвойск помощником командира корабля, потом - командиром боевой части корабля. При общении он много рассказывал о выдающихся моряках, в особенности о подводниках. В 1952 г. при выполнении воинского долга морской офицер Алексеев получил тяжелое ранение при взрыве снарядов на корабле, был переведен на берег, а в 1953 г. окончательно оставил службу на флоте. Еще во время службы на флоте Юрий Георгиевич поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). После его окончания в 1954 г. первым местом работы Юрия Георгиевича стал Артиллерийский музей. В ноябре 1957 г. Юрий Георгиевич поступает в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории Академии наук СССР (ЛОИИ) - ныне Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН - по специальности «История СССР. Период феодализма». Его учителем и в университете, и в аспирантуре был Иван Иванович Смирнов, который вместе с В.В.Мавродиным являлся «старшим» учеником Б.Д.Грекова. Школа И.И.Смирнова была и остается одной из ведущих научных школ в Ленинграде и Санкт-Петербурге. Среди учеников И.И.Смирнова - А.Х.Горфункель, В.Б.Донской, А.И.Копанев, А.Г.Маньков, Г.Н.Образцов. С 1960 г. Юрий Георгиевич - младший научный сотрудник ЛОИИ, в 1969 г. он становится старшим научным сотрудников, а в 1986 г. - ведущим научным сотрудником. С 1970 г. Юрий Георгиевич стал совмещать научно-исследовательскую деятельность с преподаванием. Вплоть до начала 1990-х годов он преподавал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет). В 1992 г. Юрий Георгиевич перешел на постоянную работу на исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, где в качестве профессора трудился до своей кончины. Знаками признания педагогического мастерства Юрия Георгиевича явились звания профессора и Заслуженного работника науки РФ.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/14/pa...

Вызываемые в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди , Архимандриты, обыкновенно, удостаиваются этого избрания по вниманию к их особенным достоинствам и заслугам, с тем, чтобы высшее начальство, лично удостоверившись в их достоинствах, могло иметь в виду высшее им назначение, которое, по преимуществу, состоит в кандидатстве на епископство. Такой порядок в прежнюю пору имел, между прочим, прямую связь с Правительственным законоположением об учреждении особого звания и штата «Соборных Иеромонахов», в прямую обязанность которых было поставлено проповедание слова Божия, соборные священнослужения и проч. так, чтобы они через это могли достигать, как сказано в Высочайшем Указе, возведения и на степени архиерейские». Потому-то Архимандрит Филарет, как удостоенный избрания в штат Соборных иеромонахов при самом ещё вступлении его в учители, кроме даже прочих достоинств и заслуг по службе, мог иметь право на вызов на чреду священнослужения. Чередовые архимандриты обыкновенно состоят, во всё время их пребывания в столице, в непосредственном ведении Митрополита Санкт-Петербургского; для этого они и помещаются на жительство в Александро-Невской Лавре. Обязанности и занятия их состоят в служении с Митрополитом или Викарием его, в сказывании проповедей в особо назначенные дни, а также в занятиях делами Санкт-Петербургской Консистории, или, по особым каким-либо поручениям. В прежнее время, нужно заметить, порядок и значение этих вызовов был определённее и серьёзнее. Самое то, что вызываемые на чреду лица и ныне состоят в особенном непосредственном ведении Митрополита Санкт-Петербургского, есть, можно сказать, остаток прежнего. В то время, когда с преобразованием учебных заведений, учреждена была Комиссия духовных училищ, то в ней Первенствующим Членом и главным деятелем и распорядителем был Митрополит Санкт-Петербургский. А как Комиссия заведовала всеми делами духовно-учебного Ведомства и ей принадлежало право избирать и назначать лиц на начальнические и наставнические должности в духовно-учебных заведениях, и так же точно из этих лиц указывать достойных и для вызова на чреду священнослужения, и для назначения на какие-либо высшие должности, то Митрополит, как главный администратор в делах Комиссии, мог ближе и вернее удостоверяться в достоинствах указываемых лиц, имея их у себя постоянно перед глазами и под руками. Так было и с вызванным на чреду Архимандритом Филаретом. В формулярном списке его значится: «что он именно Комиссией духовных училищ был определён Инспектором Санкт-Петербургской духовной Академии 15 Февраля 1814 г.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010