I. История православной церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии В настоящее время, в пределах Русской церкви и государства, границы епархий, по большей части, совпадают с пограничными линиями губерний, на которые, за немногими исключениями, разделена вся империя. Санкт-Петербургская же митрополия имеет пространство обширнее своих губернских границ. Кроме Санкт-Петербургской губернии, в состав ее ныне входит еще Финляндия. Причина сей особенности лежит в различных исторических событиях и переменах, от которых географический склад епархии, в течение веков, не один раз, то расширялся, то уменьшался. Самый центр нынешней Санкт-Петербургской епархии, т.е. епархиальное управление, существующее теперь в Санкт-Петербурге, в историческое давно прошедшее время, находился очень долго в Великом Новгороде. При этом и форма управления Санкт- Петербургским краем по духовным делам подвергалась не совсем обыкновенным переменам как в общем своем характере, так и в частнейших подробностях. Так, до учреждения св. Синода, Санкт-Петербургская епархия находилась в ведении новгородских иерархов. С 1721 года центр епархиального управления перешел в Санкт-Петербург, но долгое время сосредоточивался исключительно и непосредственно во власти св. Синода. До воцарения императрицы Елизаветы Петровны, Санкт-Петербургская епархия не имела собственного единоличного епархиального управления, и только в 1741 году ей дан был свой епископ, и при нем устроена особая консистория. Столь различные и крупные перемены дают нам возможность и полное право рассматривать историю Санкт-Петербургской епархии раздельно по периодам, из которых каждый будет иметь не только внешние, определенные границы, но и свою внутреннюю, отличительную особенность. В настоящем первом отделе мы изобразим историю нынешней Санкт-Петербургской епархии, с появления христианской веры в ее пределах до учреждения св. Синода в 1721 году. Во весь этот длинный, многовековой поток времени, построением Санкт-Петербурга разделяемый на две половины, земля, составляющая нынешнюю Санкт-Петербургскую губернию, входила как часть в общий состав епархии Велико-Новгородской. Отдел первый

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ТРОПОЮ ТРЕЗВОСТИ (Служение православных трезвенников Санкт-Петербурга) августа 2006 Уже много лет православные трезвенники Санкт-Петербурга ведут необычное служение во славу Божию - ухаживают за могилами на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Об этой деятельности рассказывает член совета Школы трезвения... Уже много лет православные трезвенники Санкт-Петербурга ведут необычное служение во славу Божию - ухаживают за могилами на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Об этой деятельности рассказывает член совета Школы трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Татьяна Иннокентьевна Ганф. Посещение кладбища, погоста благодатно для православного человека. Тем более, если он ухаживает за могилами людей выдающихся духовных сил - пастырей-подвижников, монашествующих, видных военачальников, общественных деятелей, храмостроителей. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры православными христианами спасено от разрушения немало могил, где покоятся известные в прошлом и почитаемые ныне люди. Название кладбища - Никольское - происходит от церкви во имя святителя Николая Чудотворца, возвышающейся среди деревьев. Этот Божий храм построен в 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Первые захоронения здесь начались с сентября 1863 года, но ныне из самых ранних можно найти лишь несколько (1875-78 гг.), например, на братском участке - иеромонаха Климента (28.11.1815-30.10.1877) и иеромонаха Афонской горы Паисия (ск. 31.01.1877). Оба монашествующих - из числа ныне почитаемых. В советское время прихожане Троицкого собора лавры считали необходимым помолиться после литургии у могилок этих старцев. Один из самых любимых в России святых - святитель Николай Чудотворец - помощник в недугах, в том числе и в избавлении от пьянства. Поэтому не случайно на окраине Санкт-Петербурга, в храме " Неопалимая купина " на Ржевском артиллерийском полигоне постоянно совершались молебны у явленного на дверной филенке образа свт. Николая. Эта почитаемая в народе икона-святыня собирала на молитву об исцелении множество страждущих от винопития. Образ был утерян после закрытия храма, а настоятель протоиерей Александр Логиневский и священник Николай Иванович Ильинский - расстреляны в начале 1938 года. Видимо, совсем не случайно, что на лаврском Никольском кладбище сохранилось так много могил православных трезвенников, о чем мне и хотелось бы рассказать подробнее.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верная помощница народного архипастыря Отошла ко Господу бывший секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Анна Степановна Иванова 01.04.2019 1285 Время на чтение 3 минуты В субботу, 30 марта, в Самаре отошла ко Господу бывший секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Анна Степановна Иванова . Сегодня Анну Степановну похоронили на Рубежном кладбище Самары. Своими воспоминаниями о новопреставленной рабе Божией Анне делится в телефонном интервью «Русской народной линии» директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов: Анна Степановна Иванова была бессменным секретарем митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Но не просто секретарем, а духовным чадом владыки - его правой рукой и верной помощницей. Я видел, как она всегда старалась помочь владыке в решении любой сложности вопросов. Анна Степановна хорошо ориентировалась в непростой ситуации, сложившейся в Санкт-Петербургской епархии, и прекрасно знала всё духовенство. Она не только отвечала на телефонные звонки, когда владыка был в митрополичьей резиденции, но всегда старалась оказать необходимую помощь. В прямом смысле была верной помощницей митрополита Иоанна. После кончины владыки Иоанна она вернулась в Самару. Пока здоровье позволяло, некоторое время подвизалась в восстанавливаемом Вознесенском соборе. Слава Богу, собор ныне восстановлен, в нем совершаются Богослужения. Для нашего издательства «Царское дело» Анна Степановна была связующим звеном между нами и владыкой. Уже после его кончины многие архивные материалы и документы, письма духовным чадам и проповеди владыки мы получили через Анну Степановну для публикации. Она очень хотела, чтобы память о владыке сохранялась и чтобы максимально широко были опубликованы его труды и работы. Она очень ревностно относилась к наследию владыки. 2 ноября, в день памяти владыки Иоанна, Анна Степановна старалась приехать в Санкт-Петербург и побывать на могилке митрополита. Я запомнил ее всегда радостное и благостное лицо - она радовалась встрече с петербуржцами. Встречи с ней были неизменно теплые и незабываемые. Хотя уже прошло много лет со дня кончины владыки, но она бессменно несла вахту: 2 ноября была в Санкт-Петербурге, принимала участие в вечерах памяти, на которых делилась своими воспоминаниями о владыке.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Общественность за мир в Нагорном Карабахе В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция на платформе ВРНС 18.12.2021 1989 Время на чтение 10 минут Фото: Предоставлены организаторами По благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, при поддержке Санкт-Петербургского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе России, Грузинской Православной Церкви, Фонда Гранта Агасьяна провели научно-общественную сессию «Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя». Открывая заседание, руководитель секретариата Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин сказал: «Уже год прошёл со дня установления перемирия в Нагорном Карабахе и ввода российских миротворцев в зону конфликта. Невзирая на договоренности, нерешёнными остаются многие гуманитарные вопросы. Один из самых трудных вопросов, отзывающийся болью и скорбью, – это взаимное недоверие и разрушение религиозных святынь народов, там проживающих. Более всего на территории Нагорного Карабаха за последний год пострадали христианские памятники. Напомню, что на территорию исторических областей Сюник и Арцах (ныне территории Нагорного Карабаха) христианство проникло b IV b. К этому же периоду относится появление здесь первых христианских культовых сооружений и развитие традиций монашества. Христианские монастырские комплексы состояли не только из наземных, но и подземных архитектурных сооружений. В числе наиболее известных памятников: монастырь Дадиванк (с собором XIII b.), базилика Цицернаванк (IV–VI вв.), монастырь Гтчаванк (XIII в.), церковь Охты Дphu (VI в.), Гандзасар (XII b.), а также десятки христианских святынь, включая уникальные пещерные комплексы у с. Тандзут, Гочанц, Кронк, на г. Ванкасар вблизи раскопок г. Тигранакерта. Христианские монастыри и храмы Нагорного Карабаха имеют важнейшее значение не только для армянского народа, но для других народов, ибо они являются частью мировой христианской культуры. Если мы думаем, что памятники христианской культуры подвергаются целенаправленному варварству и разграблению только в последний период, то это не так. В советский период, который некоторые склонны идеализировать, многие из памятников подверглись физическому разрушению. Ряд объектов был насильственно объявлен памятниками «кавказской Албании» без должных на то оснований и «албанизирован». Данное изменение религиозной идентичности сопровождалось уничтожением архитектурных элементов, христианской символики и армянских надписей. Часть памятников была безвозвратно утеряна. Храмы пещерных комплексов были осквернены, использовались как загоны для скота.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/18/ob...

Архив Пн Слово архимандрита Назария (Лавриненко) при наречении во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии 27 мая 2009 г. 21:17 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 года принято решение о хиротонии наместника санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии  (журнал В этот же день состоялось наречение архимандрита Назария в домовом храме  исторического здания Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. При наречении архимандрит Назарий обратился к Предстоятелю Церкви и Преосвященным сослужителям Его Святейшества со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Богомудрии Архипастыри! Ныне с трепетом стоя пред Вами, могу только, следуя заповеди апостола Павла, благодарить Вас за призвание меня недостойного к высшему в земной Церкви служению. Сейчас в моей душе смешались разные чувства. С одной стороны чувство радости, но при этом я всегда помню, что радость способна заслонить чувство долга и возбуждает самонадеянность. С другой стороны чувство страха. Чем больше я вчитывался в богодухновенные слова о Епископском служении, тем больше я осознавал свое недостоинство и даже утешительные слова апостола Павла о «силе Божией в немощех совершающейся» (Кор 12. 9) не совсем помогли мне преодолеть страх взойти на высокую свещницу и стать «светом миру». Все Вы, Ваше Святейшество и дорогие Архипастыри, стояли на этом месте и легко можете понять и простить мои сомнения. То, что я не являюсь исключением, подтверждают слова святителя Григория Богослова: «Из предизбранных благодатию в звание Предстоятелей Церкви ни те не подвергаются осуждению — за свою боязнь, которые страшатся принимать дар, ни те — за свою ревность, которые с готовностью следуют избранию. Ибо одни страшатся величия служения, а другие повинуются — по вере в Призывающего».

http://patriarchia.ru/db/text/658149.htm...

Приведу список некоторых авторов «Русской народной линии»: архиереи: Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), епископ Рашко-Призренский Артемий (ныне на покое), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр; ученые и богословы: доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии и семинарии кандидат богословия Алексей Константинович Светозарский, преподаватель истории Католической церкви и католического богословия в Московской Духовной академии, заведующий Издательским отделом Учебного комитета Русской Православной Церкви и МДА, кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев), доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России Александр Аркадьевич Корольков; маститые священники: настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин, известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктор экономических наук, профессор протоиерей Александр Миняйло, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков, член Союза писателей России, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе ( Москва ) протоиерей Артемий Владимиров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов и многие другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/14/ot...

Закрыть «Его любила паства за простоту, отзывчивость» В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского» 16:56 14.11.2023 132 Время на чтение 5 минут Фото: Андрей Петров В понедельник, 13 ноября, в день памяти новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии, Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершил наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. В проповеди клирик обители иеромонах Алексий (Степанов) напомнил, что празднование новомученикам и исповедникам земли Санкт-Петербургской было учреждено в прошлом году, датой была выбрана мученическая кончина священномученика Иоанна Кочурова. В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня рождения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Гибель этих мучеников за веру знаменовала начало небывалых гонений на Церковь в нашей стране. И сейчас на территории Украины происходят гонения. В Синем зале епархиального управления, бывшей Крестовой митрополичьей церкви, прошла конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского», организованная СПбДА и сообществом ревнителей памяти святого. «Мы собрались, чтобы почтить память одного из самых видных иерархов двадцатого столетия, - сказал, открывая конференцию, епископ Вениамин. - За Божественной литургией мы молились ему и всем новомученикам Санкт-Петербургским. Для меня личность владыки имеет особое значение - Господь судил мне в постриге носить его имя. Он действительно был популярным, его любила паства за простоту, отзывчивость, готовность обсуждать с людьми то, что их волнует. Его арестовали по ложному обвинению, потому что своей поистине христианской жизнью он мешал безбожным властям. Обращаясь ним, он сказал: " Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: " Слава Тебе, Господи Боже, за все " . Даже в трагический момент, стоя на пороге завершения своей земной жизни, он нашёл правильные слова пастыря. Страдания нами воспринимаются как нечто страшное, но владыка нашел и в них действие Божией благодати. Божественная благодать особенно изливается на тех, кто в безвыходных ситуациях не теряет веру в Бога и поступает по воле Божией. Часто приходится слышать, что пример священномучеников должен вдохновлять ныне живущих архиереев и священнослужителей. Это суждение справедливо, но неполно. Святой, независимо от сана, всегда является примером для каждого. Своей жизнью владыка показал пример истинного пастыря, который в тяжелейшее время не оставил паству, и того, каким должен быть христианин перед лицом смерти. Он свидетельствовал об истине, не боясь никого и ничего. По земным меркам его участь незавидна, но велик его венец в Царствии Небесном».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/eg...

Состоялся юбилейный концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии 16 декабря 2021 г. 11:17 10 декабря 2021 года в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления состоялся концерт, посвященный 50-летию основания хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии . На мероприятии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Хор духовенства исполнил песнопение «О, преславнаго чудесе», которое участники хора считают своим гимном. «Хор создавался в 1970-е годы, это было непростое время для Церкви: всеми церковными делали ведали уполномоченные, которые запрещали все, что только могли, — напомнил градоначальник. — Создание хора, исполняющего духовные песнопения, в те годы казалось немыслимым. Но нашей митрополии повезло: главой ее тогда был владыка Никодим , он сумел добиться, чтобы хор был создан. Хор пел не только за богослужениями, он выступал на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, на других концертных площадках. После кончины владыки хор перестал существовать, а возродился только при владыке Алексии, будущем Патриархе Алексии II . В 1988 году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, хор принял участие в юбилейных мероприятиях. Сейчас хор духовенства известен не только в нашей стране, но и в мировом музыкальном сообществе. Важная часть его деятельности — он проводит благотворительные концерты, помогает детям с тяжелыми заболеваниями». Губернатор поздравил художественного руководителя и регента хора Юрия Герасимова с днем рождения, ему было спето многолетие. Хору духовенства и лично Юрию Герасимову вручены благодарственные грамоты губернатора. Митрополит Варсонофий обратился к участникам хора с приветствием: «Участники хора совмещают священническое служение с концертной деятельностью, — сказал архипастырь. — Сколько существует Православная Церковь, столько существует в ней пение. После трагических событий ХХ века в нашей стране традиция практически сошла на нет, после войны пришлось возрождать церковное пение хотя бы в больших городах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина) Очередной скандал в Санкт-Петербургской духовной академии 24.04.2018 4781 Время на чтение 3 минуты Практически лишен часов преподавания в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПбДА) известный церковный ученый, знаменитый путешественник, профессор СПбДА архимандрит Августин (Никитин), сообщил редакции «Русской народной линии» источник в Духовной Академии. Со слов нашего информатора, еще в конце марта сего года «серый кардинал» Академии протоиерей Георгий Митрофанов, являющийся заведующим кафедрой церковной истории в СПбДА, вызвал архимандрита Августина и заявил ему примерно следующее: «Отец Августин, Вам уже исполнилось семьдесят лет, перспектив с защитой докторской диссертации у Вас никаких. Поэтому пусть ваши курсы по истории Поместных Церквей читает мой сын, доктор исторических наук Андрей Юрьевич Митрофанов». Архимандрит Августин, якобы, пытался возражать, указав, что он автор 20 монографий и 800 статей по теме своих курсов. А у сына протоиерея Георгия трудов в этой области не имеется. Однако отец Георгий был непреклонен в своей решимости избавиться от маститого лектора и парировал в ответ, что надо было «корочками обзавестись, а не книжки писать». В результате отца Августина (Никитина) перевели на богословскую кафедру, которой заведует иеромонах Димитрий (Лушников), где ему оставили смехотворные два часа лекций, тогда как раньше у него было десять часов. Между прочим, такая тактика постепенного увольнения характерна для «стиля руководства» протоиерея Георгия Митрофанова. В своё время таким образом был уволен из СПбДА известный в Санкт-Петербурге ученый-востоковед, ныне ректор формирующейся Санкт-Петербургской Восточной Академии, профессор Андрей Леонидович Вассоевич: сначала у него отобрали основные курсы, оставив те же два часа по еврейской палеографии, а потом и вовсе уволили из Академии. Кстати, официальное объяснение протоиереем Георгием Митрофановым мотивов увольнения архимандрита Августина заботой об укреплении Академии кадрами докторов наук в свете грядущей аккредитации церковного вуза не выглядит убедительным. Известно, что именно благодаря отцу Георгию в разное время из СПбДА были уволены идеологически не совпадавшие с отцом протоиереем (известным «церковным власовцем»), несколько докторов наук и докторантов, в частности, доктор исторических наук С.Ю. Чимаров, доктор психологических наук В.Е. Семенов, уже упомянутый доктор философских наук А.Л. Вассоевич, а также докторанты церковной аспирантуры иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/24/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Твёрдость в своих убеждениях Что тревожит и вдохновляет современную православную молодёжь? 14.02.2023 740 Фото: Из интернет-источников 15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь отмечает День православной молодежи. Вопросу создания постоянной организации православной молодежи была посвящена первая генеральная ассамблея движения «Синдесмос» в 1953 году. В конференции приняли участие около 50 участников различного этнического происхождения: русские, сербы, финны, грузины, румыны, сирийцы, индусы. Некоторые из них были официальными представителями, но большинство – частными лицами. С этого времени и отмечается День православной молодежи. О жизни в Церкви православной молодёжи рассуждает председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский: Перед православной молодёжью стоит задача – быть более твёрдыми в своих убеждениях. Конечно, это актуально во все времена, но ныне особенно важно сохранять чистоту веры, правильное отношение к жизни, не размениваться на сиюминутные влечения современного мира, не соблазняться тем, чем живут многие молодые люди. Молодёжи важно проявлять себя в разных областях и сферах, делать что-то полезное для Церкви и общества, развивая свои таланты и способности. Тем самым молодёжь привнесёт неоценимый вклад в жизнь общества. Малая закваска заквашивает всё тесто, поэтому именно от православной молодёжи многое зависит, в том числе будущее России и мира. Начинания православных ребят могут послужить добрым примером для всех остальных: собирать вокруг проекта заинтересованную молодёжь, формировать прекрасные молодёжные команды, способные продвигать доброе, светлое, вечное. Как обстоит в Церкви работа с молодёжью? Всё зависит от регионов и епархий, как там налажена работа. Наш отдел по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии работает по определённой стратегии, но оценивать себя не очень красиво. В воскресенье, 19 февраля, в Санкт-Петербурге будем торжественно отмечать День православной молодёжи. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавит Божественную Литургию в храме Спаса-на-Крови. Литургия всех объединяет вокруг Христа. На Литургии мы хотим видеть наиболее активных участников молодёжного движения Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/14/tv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010