Образ П. воспроизведен на мн. композициях в составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 220 и 234 об., 280, 282 об., 299 об.; особая глава о П.: «О смирении и о терпении святого и о пришествии его во град Москву» - Л. 300-313 об.). На первых миниатюрах святитель изображен без нимба, далее, начиная с л. 223 об., где показана хиротония во Владимире архиеп. Новгородского Давида, представлен с нимбом. Следуя тексту летописи, иллюстрируются события, в к-рых участвовал митрополит: поставление П. в К-поле митрополитом Киевским и всея Руси, поездки в Киев, во Владимир, в Москву, Брянск, Золотую Орду, поставление епископов, закладка Успенского собора в Москве (и своего гроба), преставление и погребение П. (с исцелением 3 чел.). Как правило, П. показан в богослужебном облачении (саккос, омофор, митра или клобук с воскрилиями) или в архиерейской мантии и клобуке, внешность без индивидуальных признаков (округлая борода средней величины). В др. томах встречаются миниатюры с молением князей возле св. мощей П. (напр., в Голицынском томе - РНБ. F.IV.225. Л. 414, 974; во 2-м Остермановском томе - БАН. 31.7.30-2. Л. 32 об., 57 об. и др.), с исцелениями у его гроба и чудом о загоревшейся свече (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 432, 441, 451 об., 745 об. и др.), с обретением его мощей (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 38 об.- 47 об.; глава «О принесении мощей чудотворца Петра митрополита»), с перенесением мощей в 1479 г. (Там же. Л. 293-303 об., 308; глава «Принесение мощем в новую церковь Петра митрополита и прочих святитель», с видениями слепой инокине, вдовицам и пономарю во время нашествия Махмет-Гирея в 1521 г. (Там же. Л. 838 об.- 846 об.) и др. Изображения П. имеются также на миниатюрах лицевого троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 37 (видение матери П.), 39). После 1596 г. получили распространение иконы 3 святителей (изображены стоящими под образами Спаса Нерукотворного, Св.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

385 об.). Завершает ряд композиция погребения преподобных: священник с кадилом в руке совершает перед гробами панихиду, а Варфоломей молится, заказывает поминовение и раздает милостыню (Л. 386 об.). Обширный цикл миниатюр с изображениями К. и М. содержится в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского: в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) и в его копии кон. XVII в., сохранившейся в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Здесь проиллюстрированы дела благочестия К. и М., чудо возглашения младенца в церкви до его рождения (в неск. клеймах), рождение Варфоломея, воздержание его от молока матери, обучение грамоте, духовные добродетели и др. Подробно рассказано о чудесной встрече отрока со старцем-монахом (в виде ангела) и о его пребывании в доме К. и М., о переселении семьи из Ростова. Святые изображены в мирской одежде (цвета варьируются, М. в белом плате, у К. борода средней величины, более узкая и раздвоенная на конце), нередко с нимбами, над к-рыми написаны имена. Последняя композиция посвящена постригу святых в монашество и погребению: сцены с К. и М. представлены отдельно, на фоне разных храмов (Л. 58). Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Наиболее распространенным иконографическим изводом с образами К. и М., появившимся до их канонизации, является композиция «Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей», связанная с их местным почитанием в Хотьковском Покровском мон-ре ( Кирьянова С. А. Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей: История и варианты иконографии//Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 41-46). Прп. Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображен слева или реже справа перед 2 гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; К. и М. облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Незнакомы большие реки. Был подпаском на тихой Цне, Пограничником на Атреке. Но могучий седой Енисей С громкой славой его былинной Мне, конечно, ближе, ясней И дороже всякой Неглинной. И хотя теперь-то «всякая Неглинная», лишь догадываемая под асфальтом, - где-то совсем поблизости, у подножий Кремля томится в трубах, ему некогда в ту сторону поглядывать. Для того есть особые бдительные службы, ведающие безукоризненностью эскорта к Боровицким воротам избранных моторов. Псалтирь царя Иоанна Грозного (Новгород, вторая половина XIV в.; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7) Разве иногда лишь скосит цепкое око на ближайшую к Пашкову холму полосу тротуара: не опаздывает ли посетитель, а то и целая группка слушателей, с которыми договорено встретиться - за этим столом или в читальном зале - ровно в одиннадцать?.. Нет, кажется, спешат. Значит, можно пройти навстречу - на внутренний двор старинного книгохранилища, где старый табашник Лёвочкин, кстати, позволит себе и первый с утра перекур. Воспитанный со студенческой поры недюжинными педагогами, как историками, так и филологами, Иван Васильевич до самых своих последних выездов в Москву был неразлучен с вузовской молодежью. И первокурсники, и аспиранты равно обожали его лекции - эти всегда взволнованные признания в любви к старинной русской книге. Он мог не то что часами, а целыми днями с жаром открывать им подробности того, как искусно и дельно «строилась» стародавняя рукопись, как разлиновывались листы пергамена или бумаги под буквенные строки и колонки, как бок о бок с переписчиками текстов брались за дело художники - создатели цветных заставок, миниатюр, торжественных киноварных вязей, как собирались самые первые на Руси библиотеки: монастырские, княжеские, церковные, - как грамота становилась достоянием не только монахов, придворных летописцев, купцов, дружинников, но и молодых парней, наловчившихся на белых листах бересты процарапывать строчки первых любовных признаний. Как, наконец, каждое рукописное сокровище тщательно оберегали от порчи, заботясь о прочности чернильных отваров, упаковывая каждую книгу в надежную деревянную обложку, обшитую кожей, а то и облистанную поверх нее металлическим окладом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 264-275; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; 2001. Т. 2 (по указ.); Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 151-154, 160-164; она же. Очерки по истории тверской лит-ры. М., 2007 (по указ.); Кучкин В. А. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского//Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в средние века. С. 96-107; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 113-127; он же. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого//От Др. Руси к России нового времени. М., 2003. С. 407-419; он же. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; Духанина А. В. К вопросу об атрибуции Пространной редакции Жития Сергия Радонежского: Лингвист. данные//ДРВМ. 2006. Вып. 3(29). С. 5-19; она же. Специфика употребления глагольных форм в Похвальном слове Сергию Радонежскому в сравнении с др. сочинениями Епифания Премудрого//Там же. 2007. Вып. 3(29). С. 127-128; Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод//Там же. 2006. Вып. 1(23). С. 53-58. М. А. Шибаев Иконография Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Наиболее ранние изображения Е. П. сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 2-10). Цикл композиций с образом Е. П. (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На 1-й миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны 2 изображения Е. П.: слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь), справа как писца, сидящего за столом.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ мч. Персидский (пам. 1 дек.). Согласно греч. агиографическим текстам, мирянин родом из Арбелы (совр. Эрбиль, Ирак), принявший мученичество за Христа во время одного из гонений. По преданию, перед смертью он воскликнул: «Творите молитвы Богу, ибо вижу лествицу, ведущую с небес на землю, и ангелов, иже глаголют мне: «Иди с нами, и введем тебя во град, исполненный света и радости»». Время мученичества неизвестно. Краткое житие находится в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 186), Петрова Пролога XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 372) и ряде др. синаксарей. Память А. указывается преимущественно в календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 120-121) и месяцесловах греч. Евангелий. Краткое житие А. было переведено в 1-й пол. XII в. на Руси и включено в состав рус. нестишного Пролога (древнейший список - Лобковский Пролог. ГИМ. Хлуд. 187. Л. 73-73 об., 1282 г.), а впосл. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211-212). В др. видах рус. и слав. календарей А. встречается крайне редко: упоминается в болг. Драгановой Минее, кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 413) и рус. Румянцевском Обиходнике (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.). Гимнография В печатной Минее , употребляемой в наст. время в греч. Церквах (Δεκμβριος. Σ. 11), по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Иконография Сцена мученичества святого представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 217, 976-1025 гг.). . Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 33; Clugnet L. Ananie le Perse//DHGE. T. 2. Col. 1436; MenolBas. Т. 2. Tav. 217 М. В. Грацианский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/114738.html

Россия и греческий мир. С. 130 3), 337 2). 223 Горский А. В. Максим Грек святогорец. — В кн.: Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе. М., 1859. Ч. 18. С. 190—192. 224 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 55, 202; Ту рилов А. А. Власий. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 107–108. 225 Казакова Н. А. Димитрий Герасимов и русско–европейские культурные связи в первой трети XVI в. В кн.: Проблемы истории международных отношений. JL, 1972. С. 248—266; Казакова Н. А., Катушкина Л. Г. Русский перевод XVI в. первого известия о путешествии Магеллана//ТОДРЛ. Т. 23. Л., 1968. С. 240–252; ТуриловА. А. Власий. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 107—108; Николай деЛира. Доказательство пришествия Христа: Латинский теологический трактат и его церковнославянский перевод, выполненный Димитрием Герасимовым, конец XV века/Пер. на рус. язык, предисл., аналитический обзор, указ. слов и словоформ Е. С. Федоровой. М., 1999. Т. I?II. 226 Россия в первой половине XVI в. С. 138. 227 Подробное обоснование датировок см.: Синицына Н. В. Раннее творчество преп. Максима Грека. В кн.: Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 37–38. 228 Запись имеется в самой ранней и авторитетной рукописи РГБ. Ф. 304, Троицкое собрание, 118, л. 151 об. (всего в рукописи 599 л.). Рукопись была ошибочно датирована «1480—1500–е гг.» (Ухова Т. Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в рукописях библиотеки Троице–Сергеева монастыря//Записки Отдела рукописей Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Вып. 22. М., 1960. С. 94). Составители описания не обратили внимания на эту запись, сделанную не на традиционном месте (в начале или в конце рукописи), но «внутри». Аналогичные записи имеются и в других рукописях Толкового Апостола; ее воспроизведение по рукописи ГИМ, Хлудове кое собрание, 49 см.: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 45—50. Имеющаяся здесь (и в ряде других рукописей) измененная дата (1520 год вместо 1519–го) означает дату переписки одного из экземпляров, повторенную механически в других, которые к нему восходят. Но это могла быть и простая ошибка писца, который, изменив дату, не изменил другое число («книга совершена в 14–е лето государства Василия III»). 229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Художественное оформление рукописи включает портреты и символы евангелистов на 8 отдельных листах, 8 заставок (5 больших и 3 в один столбец) и 440 инициалов, к-рые являются лучшими образцами рус. орнаментики неовизант. стиля. Заголовки чтений выполнены золотой краской поверх киноварной подложки, реже - киноварью. Верхнюю доску переплета покрывает золотой оклад. Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Исследователи единодушно относят рукопись к произведениям московского книжного искусства и правомерно сближают ее с такими памятниками времени митрополитов Киприана († 1406) и Фотия († 1431), как Евангелие Владимира Андреевича Храброго, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657, ок. 1400 г.), Андрониково Евангелие (1-я четв. XV в.- ГИМ. Епарх. 436). Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Иконографическая программа рукописи ближе всего к Евангелию Хитрово, вышедшему из центральной московской мастерской, возглавляемой Феофаном Греком , а затем прп. Андреем Рублёвым , или к их общему источнику. Особенностью Е. У. с. является наличие наряду с портретами евангелистов листовых миниатюр с изображениями их символов, вписанных в круги. В визант. рукописях такие изображения известны с XII в., встречаются в XIV в., в западноевроп. искусстве широкое распространение получили начиная с XI в. Символы евангелистов повторяются также на окладе Евангелия. Это дало основание И. А. Стерлиговой предположить, что миниатюры и оклад являются частями единого замысла. До наст. времени остается спорным вопрос о точной датировке рукописи. Нек-рые исследователи предполагают, что она была создана между 1393 и 1397 гг., основываясь прежде всего на участии в ее написании протодиак. Спиридона, однако большинство ученых склонны считать, что рукопись можно отнести к 1-й четв. XV в. Г. В. Попов предположил, что написанная в нач. XV в. рукопись нек-рое время оставалась непереплетенной, после приезда в Москву митр. Фотия она была украшена живописью и помещена в оклад. Однако реальная хронология создания рукописи может быть и иной. С приездом митр. Фотия в 1410 г. центральные московские мастерские пополнились художниками - выразителями нового духовного направления и художественного стиля, но это не исключало параллельной работы писцов, продолжавших традиции времени митр. Киприана.

http://pravenc.ru/text/180920.html

Описание см. в разделе Пространной редакции. 27) РНБ, F.I.278 (78 лет и 50 лет) – 60-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 28) Научная библиотека Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1303 (л. 92–104: 70 лет и 50 лет) – третья четверть XVI в. 29) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 601–621: 78 лет и 50 лет) – 70–80-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 30) РГБ, ф. 304/III (Собр. ризницы Троице-Сергиевой Лавры), 21 (л. 347–376 об.: 78 лет и 55 лет) – 80-е – нач. 90-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 31) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.445 (л. 339–354: 78 лет и 55 лет) – посл. четв. XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 32) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 114 (л. 1–39) – кон. XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником, на тулове литеры IH – Брике, 12751 (1594 г.). 33) ГИМ, собр. Чудова монастыря, 307 (л. 560 об. – 575 об.) – 1599 г. Описание см. в разделе Пространной редакции. 34) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1442 (л. 173–203) – кон. XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 35) Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения Российской Академии наук, 4/72 (л. 129–157: 70 лет и 50 лет) – нач. XVII в. Филиграни: Гроздь винограда-Лихачев, 1962 (1607 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры RF – Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). 36) БАН, Соловецкое собр., 10 (л. 243–274 об.: 78 лет и 55 лет)- начало 20-х годов XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 37) БАН, Вятское собр., 51 (л. 277–317: 78 лет и 50 лет) – 20-е годы XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 38) РГБ, ф. 292 (Собр. С. П. Строева), 29 (л. 309–322: 78 лет и 55 лет) – 20-е годы XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 39) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 699 (л. 247 об. – 275: 78 лет и 55 лет) – кон. 20-х – нач. 30-х годов XVII в. (почерк троицкого книгописца Германа Тулупова).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сборник РГБ, ф. 304/I, 687 (4°, 440 лл.) писан одним почерком и, судя по записи писца (на л. 439: «В лто 6952, индикта 7»), датируется 1443/44 гг. Его филиграни: 1) Фляга пилигрима (два варианта): л. 4— 5, 22—77, 86—182, 185—186, 189—440; 2) Голова оленя: л. I, 1—3, 6— 21, 78—85; 3) Три горы под цветком: л. 183—184, 187—188. Сборник РГБ, ф. 304/I, 747 (8°, 474 лл.) написан в основной своей части (л. 1—322 об., 434—464) священноиноком Макарием в 1444/45 гг. («в лто 6953, индикта 8», запись писца на л. 463 об. — 464) для троицкого старца Паисия (другим почерком написаны л. 323—433 об.). Филиграни сборника: 1) Рука под полумесяцем (как во второй рукописи сборника Троиц. 180): л. 1—3, 229—244, 291—322, 434—464; 2) Щит с рожком под лилией (как в третьей рукописи сборника Троиц. 180): л. 4—99, 148—155; 3) Якорь (два варианта): л. 100—147, 156—179, 221—228, 245—260, 274—282; 4) Полуподкова: л. 180—212, 347—350, 353—356, 384—407, 418—433; 5) Голова быка: л. 213—220, 283—290; 6) Маленькая голова быка, увенчанная стержнем с 7- лепестковым цветком (как во второй рукописи сборника Троиц. 180): л. 261—273, 351—352; 7) Литера N: л. 323—346, 357—364; 8) Петух: л. 365—383, 408—409, 414—417; 9) Гроздь винограда: л. 410—413. Сборник РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 23 (1°, 1—225 + I—II + 226—397 + I—III лл.) содержит две разновременные рукописи. Первая рукопись (л. I + 1—225 + I) представляет Толковую псалтырь Афанасия Александрийского, переписана целиком рукой Пахомия Серба в 458/59 гг. Об этом гласит запись писца на л. 225 об.: «Съписана бысть сия боже–ственая книга псалми Давидови повелнием Сергия старца Сергиева монастыра казначии рукою послдняго вь священоиноцхъ таха иер–монаха Пахомия Серьбина вь лто 6967». Филиграни: 1) Бык (лист бумаги из более ранней второй рукописи): л. 1=5; 2) Маленькая гроздь винограда (также есть во второй рукописи): л. 1=4, 6, 31—33, 36—38; 3) Корона небольшая (два варианта): л. 2—3, 7—30, 34—35, 39—61;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

4) Корона большего размера (два варианта) : л. 62—225 + I. Вторая рукопись (л. II + 226—397 + I—III) представляет Евангелие от Иоанна с толкованиями Феофилакта Болгарского, переписана в 1455/56 гг. почти целиком Алексеем Переяславцем , о чем свидетельствует запись на л. 397: «Списанъ бысть сии еуангелистъ въ Сергиев монастыри в лто 6964, индикта 4, при преподобном игумен Васиа–н, рукою многогршнаго попа Алексия Переяславца» (другой рукой добавлено «Рылова»). Филиграни: 1) Бык (три варианта): л. II, 226—272, 321—397, I—III; 2) Гроздь винограда большая (два варианта): л. 273—314, 316—317, 319—320; 3) Гроздь винограда маленькая: л. 315=318. Теперь мы имеем возможность датировать сборник РГБ, ф. 304/I, 116 (4°, 439 лл.). Начнем сразу с того, что Житие Сергия Радонежского, помещенное в нем на л. 355—396 об., переписано рукой Ионы, игумена Угрешского (вспомним его автограф в рукописи Троиц. 746), на бумаге со знаком Лошади (на которой Пахомий Серб писал одну из частей Троиц. 180) — следовательно, должно датироваться 1443—1445 гг. Впрочем, сборник Троиц. 116 замечателен и в других отношениях, поэтому дадим более полную его палеографическую характеристику. Сборник переписан десятью писцами. Первый почерк (л. 1—176) — Пахомия Серба, что подтверждает киноварная приписка писца на л. 167: «Мо(на)х Пахомио». В заключительной части сборника обнаруживается еще один автограф Пахомия: на л. 423—439 об. его рукой переписано собственное сочинение (!) — Служба святым князьям Борису и Глебу. Второй почерк: л. 178 об. — 181 об., 191—194, 206—206 об., 223—224 об., 226 об. — 234, 236—239 об., 241—243 об., 244—252, 253 об. — 255, 255 об. — 258, 258—260, 261—264 об., 266 об. Третий почерк: л. 182—190 об., 194—205 об., 207—222 об., 224 об. — 226 об., 234—236, 239 об. — 240 об., 243 об. — 244, 252—253 об., 255—255 об., 258, 260—260 об., 264 об. — 266. Четвертый почерк: л. 267 (заголовок и несколько первых строк). Пятый почерк: л. 267—346 об., 353 об. — 354 об. Шестой почерк: л. 347—353 об.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010