Над рукописью работали не менее 2 писцов, почерк старшего представляет образец устава рубежа XIV и XV вв., близкий к почеркам писца Климентьевского Евангелия (нач. XV в.- РГБ. 25) и Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.- РГБ. Ф. 304. III. 3/M. 8657), а также 1-го писца Евангелия Успенского собора Московского Кремля (кон. XIV - 1-я четв. XV в., ГММК. Кн. 34). Совокупность почерков дает основание для датировки собственно рукописи временем не ранее 1-го и 2-го десятилетий XV в. Не исключено, что первоначальный достаточно скромный орнамент, замененный в процессе оформления Е. Ф. К. более роскошным, с обилием золота, относится к раннему блоку рукописи, современной окладу. Е. Ф. К. было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митр. Киприане ( 1406). С ней связан ряд книг, художественное оформление к-рых отличают мастерство, преемственность стилистики и приемов исполнения ( Киевская Псалтирь - РНБ. ОЛДП. Fol. 6, 1397 г.; Евангелие Хитрово). Датировка Е. Ф. К. 2-м десятилетием XV в. предполагает его создание уже при митр. Фотии, в тот период, когда с появлением в Москве греч. художников произошли изменения в эстетической ориентации придворного искусства, выразившиеся в нарастании пластической отчетливости, экспрессивности, масштабности изображений. Исполнители инициалов Е. Ф. К. следуют стилистике позднепалеологовской эстетики, в то же время сохраняя тесную связь с декораторами предшествующих столичных рукописей. Ими созданы утонченные образы, изощренные орнаментальные мотивы. Многочисленные орнаментальные и фигурные буквицы образуют взаимосвязанные серии. Ансамблевый подход особенно заметен при рассмотрении зооморфных стилизованных инициалов - они делятся на циклы змей, драконов, птиц, соотносящихся с комментариями свт. Василия Великого к кн. Бытие. Виртуозность исполнения инициалов в наибольшей степени ассоциируется с творчеством Феофана Грека . Однако обновление Е. Ф. К. приходится на период, когда художник уже покинул Москву или скончался после 1405 г.

http://pravenc.ru/text/180925.html

в. м.» вошли: «От останка царств глаголаша вси удове», «Григория Богослова Филагрию ответно» и «Того же Богослова о Кесарии, брате его», Послание Ф. И. Карпова прп. Максиму Греку, Послания Мисюрю Мунехину и др. В одном из списков «К. в. м.» присутствует математическое соч. «Книга, глаголемая по-гречески Арефметика» (РГБ. Ф. 173.I. 103. Л. 214 об.- 217). Дополнения, как правило, вносились в редакцию 7048 г. Исключением стали 2 небольшие статьи «Выписано ис тои же книги Жемчюжныя Матицы» (напр., РНБ. ОСРК. F.I.543. Л. 7-7 об.), являющиеся заимствованием из космологической компиляции XV в. «Слово о Святой Троице» (см.: Савельева Н. В. Космологическая компиляция «Слово о Святой Троице» и ее бытование в составе древнерусских сборников//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 565); они помещены в нек-рые списки редакции 7049 г. Многочисленные дополнения в редакции 7048 г. объясняются тем, что часть рукописей этой редакции связана с крупными книжными центрами, где сборник мог перерабатываться: с Троице-Сергиевым (РГБ. Ф. 304.I. 736, 737; Ф. 173.I. 103, 104; РГАДА. Ф. 181. 699/1214), Соловецким в честь Преображения Господня (РНБ. Солов. 479/498), Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы (РНБ. Соф. 1421) монастырями. Состав «К. в. м.» в редакции 7049 г. расширялся незначительно, лишь небольшое число списков этой редакции содержит указания на связь с крупными книжными центрами (Муз. 1663б вложена в московский Успенский собор; РНБ. ОСРК. F.I.866 - во владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ). В ряде списков редакции 7049 г. изменения затронули таблицу на 7980 лет: комментарии в сборниках РНБ. ОСРК. F.I.866 (кон. XVI в.), ГМИР. К. III. Оп. 1. 43 (ок. 1606), РНБ. Кир.-Бел. 516/773 (ок. 1626) расширены за счет включения летописных сведений, а также сообщений культурно-исторического характера, автором к-рых, вероятно, являлся Ростовский митр. Иона (Думин) . В XVII в. полемическая часть сборника была отделена от календарной, использовавшейся почти исключительно в богослужебных целях; произошло разделение на четий сборник (напр., РНБ.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

л. 518 об. — «Чюдо преподобнаго Сергиа чюдотворца и о преслав–ной побде на Литву у града Опочки» (1518 г.). Текст написан особым почерком на бумаге конца 20–х — начала 30–х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком (2 варианта) — Дианова и Костюхина, 819 (1629 г.), 822 (1634 г.). 2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. Списки: РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова), 94 (л. 403—405 об.) — первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой — Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605—609 об.) — 30–е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами — Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO — Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631—1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем — типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР–321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166—171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Редакция Германа Тулупова В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. Списки: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 36—247) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628—1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628—1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630—1631 гг.);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

325. Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийскаго, Слова… С. 197. Слово 41 (34 греч.) 326. Ученые пытались приписать Нилу Сорскому еще некоторые послания, но это выглядит неубедительно. Атрибуцию ему двух посланий, какую мы находим в книге А. С. Архангельского (Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. С. 56–57), уже опроверг Я. С. Лурье (Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 301–303). О так называемом послании Кассиану Мангупскому, до недавних пор включавшемся в число произведений Нила Сорского, ниже — речь особая. 327. Кроме того, в рукописи РГБ, собр. МДА фунд., 36 (185), Старчество, 2–я пол. XVII в., к названию первого послания приписано: «Князь Васьян». И то же самое — в рукописи РГБ, собр. Тр. II, 239, XIX в., л. 54. 328. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и устав его о жительстве скитском (в переводе на русский язык). С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей. СПб., 1864. Перепечатки этого издания: М., 1869; Кириллов, 1907. 329. Там же. С. XXI, 161, сноска; с. 178, сноска. 330. Архангельский А. С. Нил Сорский… С. 49. 331. Лурье Я. С. Идеологическая борьба… С. 303. 332. Lilienfeld F. υοη. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. Berlin, 1963. SS. 91–92. 333. Прохоров Г. Α. Послания Нила Сорского//ТОДЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 119- 143. 334. См.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000. Т. 9. С. 164–183, 517–519. 335. Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло–Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. СПб., 1897. С. XXVXLIII. 336. Тщательное исследование филиграней бумаги этой рукописи с их воспроизведением см.: Там же. С. XXVIII. 337. См.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба… С. 304–305. 338. Водяной знак бумаги — тиара типа, по альбому Брике, 4901 — датируется 1511–1513 гг. Если учесть некоторое запаздывание в использовании на Руси западноевропейской бумаги, промежуток, рассчитанный Н. А. Казаковой, можно, думаю, сократить до десятилетия 1514–1524 гг. См.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. 1–я треть XVI в. Л., 1970. С. 251, прим. 34.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

297. Стурдза А.С. Архимандрит Макарий, подвижник и благовестник слова Христова (в мире: Михаил Глухарев)//Странник. 1860. Т. 2, 4, отд. I. С. 117–129. 298. Судьбы нашего православного миссионерства//Душеполезное Чтение. 1891. Ч. 1, III. С. 496–500. 299. Сулоцкий Александр , протоиерей. Архиепископ Евгений (Казанцев), как архипастырь Тобольский//Странник. 1872. Т. 2, 4, отд. I. С. 3–57; 5, отд. I. С. 97–152; 6, отд. I. С. 181–221. 300. Сулоцкий Александр , священник. Нечто о начальнике Алтайской миссии, покойном отце архимандрите Макарии//Странник. 1862. Т. 2, 4, отд. I. С. 246. 301. Сумароков П. Миссионерство в Сибири//Христианское Чтение. 1884. Ч. 1.С. 113–147, 639–673. 302. Тихомиров Б.А. Предисловие//Пятикнижие Моисея в переводе архимандрита Макария. СПб., 2000. С. V-XXXV. 303. Тихон, иеромонах. Из Алтая. Воспоминания о архимандрите Макарии//Миссионер. 1879. 23. 304. Три письма из бумаг Иннокентия, архиепископа Херсонского/Со-общ. Н. Барсов //Православный Собеседник. 1885. Февраль. С. 201–214. 305. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода. Преосвященному Агапиту, епископу Томскому. От 11 апреля 1841 года. [О переводе на русский язык книг Иова и Исаии, представленном начальником Алтайской миссии архимандритом Макарием (содержит письмо архимандрита Макария в Св. Синод)]. Л. 75–83об.//Открытие богомерзкой и богопротивной скопческой ереси, сочиненное в Соловецком монастыре/Сборник: Писарский список. – НИОР РГБ, ф. 87, 69. 306. Указ Св. Правительствующего Синода от 30.12.1844 г. [О подборе кандидатуры начальника Алтайской миссии: (Проект): Автограф. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 2, л. 1, 1об. 307. Улала, бывший главный стан Алтайской миссии//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1893. 28. С. 1027–1029. 308. [Архимандрит Владимир (Петров).] Улалинская женская община новокрещенных на Алтае//Христианское Чтение. 1863. Ч. 2. 7. С. 311–410. (То же. СПб., 1863; То же. Странник. 1863. Т. 3, 8, отд. I. С. 42–54; То же. Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. II. С. 44–58.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Иринею Лионскому, рядом с орлом - Марк (Ath. Vatop. 937. Fol. 129r, XIV в.), рядом со львом - Иоанн (Ibid. Fol. 322r). Вместо тетраморфов могут изображаться полуфигуры символических животных в ряд, так изображены символы Е. на нижних полях 2 листов канонов (напр., в Евангелии - Ibid. 247. Fol. 21r, 21v, XIV в.). Древнерусское искусство Изображения Е. и их символов появляются в самых ранних сохранившихся произведениях Др. Руси. В соответствии с визант. программой храмовой декорации образы сидящих за столиками и пишущих Е. были помещены в парусах Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.). В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.) Е. представлены в разных позах: Иоанн, запрокинув голову, смотрит вверх, указывая правой рукой в небеса. Портретные миниатюры Е. с их символами имеются в древнейших рус. рукописях - Остромировом (РНБ. F. n. I. 5. 1056/57 г., Киев) и Мстиславовом (ГИМ. Син. 1203. Нач. XII в., Новгород) Евангелиях. Следуя визант. традиции, рус. иконописцы Галицко-Волынской Руси, Новгорода, Твери, Ростова использовали принятые иконографические схемы, а также применяли сложные композиционные решения (напр., парный портрет Луки и Марка - Спасское Евангелие, Ярославль, ЯИАМЗ. 15690. Л. 102 об.). Типичным для рус. искусства стало изображение Е. на створках царских врат, а также в деисусных чинах иконостасов (Кирилловский иконостас, 1497, ПИАМ). В произведениях XIV-XV вв. отразились тесные связи рус. искусства с искусством Балкан. В новгородских рукописях и фресках, тверских иконах XIV-XV вв. появились изображения Е. с персонификациями Божественной Премудрости (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.); миниатюры из Евангелия - РГБ. Ф. 247. Рогож. 138; фрагмент царских врат из Твери, 2-я пол. XV в., ЦМиАР). В XVI в. в Пскове была создана икона «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (ПИАМ). К нач. XV в. относятся 2 московские роскошные рукописи с образами Е. на отдельных листах и их символами ( Евангелие Хитрово - РГБ. Ф. 304. III. 3/M.8657, ок. 1400 г.; Евангелие Успенского собора Московского Кремля - ГММК. Кн. 34, 1-я четв. XV в.) и рукопись, украшенная композицией «Maestas Domini» ( Андрониково Евангелие - ГИМ. Епарх. 436, 1-я четв. XV в.), в иконографической программе к-рых отразились палеологовские тенденции. В это же время в рус. искусстве появилась композиция «Спас в силах», в к-рой символы Е. изображены в углах красного ромба. Е. и их символы могут помещаться также на драгоценных окладах Евангелий (оклад Евангелия Хитрово, Евангелия из Успенского собора Московского Кремля). В кон. XVI в. в росписях храмов вместо Е. иногда изображались только их символы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вязёмах).

http://pravenc.ru/text/180937.html

XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 379 об.- 434 об.; миниатюры с М. на л. 430, 431 об.). М.- в традиц. монашеском одеянии, на голове клобук, его внешность отличается от облика прп. Сергия только отсутствием нимба. Рассказ «О посещение Богоматере к святому» вошел как отдельный цикл в лицевой троицкий список Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 261-265; см. также литографированное воспроизведение миниатюр с раскраской в лаврском изд. 1847 г.: Обитель прп. Сергия. 2014. С. 282-283. Кат. 327). На миниатюрах М. одет, как и его наставник, в рясу (серовато-зеленого или синеватого оттенков), короткую мантию и округлый клобук, возрастом подобен прп. Сергию, индивидуальные черты не выражены, борода густая и округлая, средней величины. Во 2-й композиции его имя в соответствии с упоминанием в тексте подписано («Михи»), в остальных - образ опознается по описанию событий. На 2 миниатюрах, сразу после чудесного явления и во время совместной молитвы с учениками, вокруг головы М. обозначен нимб. Однако в целом среди братии и ближайших учеников фигуру М., ввиду отсутствия подписи и персональных признаков, выделить невозможно. В кон. XVII - нач. XVIII в. рукопись была скопирована и оказалась в б-ке имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Прп. Михей Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор ТСЛ) Композиция «Сергиева видения» воспроизводилась на картинах (образ на холсте 1-й пол. XIX в., ГМИР; в левой руке М. ¾ кадило) и рисунках (1838, ЦАК МДА; кон. XIX - нач. XX в., В. К. Бондарев, РГБ), а также на многочисленных гравюрах и литографиях сер. XVIII - 2-й пол. XIX в., преимущественно исполненных по заказам или вышедших из мастерской Троице-Сергиевой лавры. К ним относятся, напр., 2 резцовые гравюры сер. XVIII в. (ГИМ), литография с раскраской по рис. И. С. Болдырева (1868, СПГИАХМЗ) и аналогичный по иконографии, но зеркальный по композиции эстамп 1874 г.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

269 Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898. С. 17. 270 ОР РНБ, ф. 573, А 1/69, л. 132об. Иосиф, епископ Воронежский – Исидору, экзарху Грузии, от 27 октября 1854 г. 282 Свод зак. 1857 г. Т. X. Ч. III. Ст. 467. Примеч.; ПСЗ. Изд. 2-е. Т. IV. 1829 г. 3323, § 15. 301 Григорович Н. Обзор общих законоположений о содержании православного приходского духовенства... См. «Положение...». Ст. 60–6 7. 302 Александров Н. Сборник церковно-гражданских постановлений в России. СПб., 1860. С. 120–1 21; Руновский Н. Указ. соч. С. 41. 304 Розанов Н. П. Об устройстве церковных домов для приходского духовенства в Москве//Православное обозрение. 1869. 8. С. 229. 305 См., напр.: Ростиславов Д. Об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876; Смолин И. К. Указ соч. С. 193, 335, 521. Смолич, не обратив внимания на суть проблемы, загипнотизированный, как и другие исследователи, цифрами отчетов обер-прокурора и смет Синода, полагал, что дело заключалось только лишь в нерациональном расходовании «огромных средств, имевшихся в распоряжении Св. Синода». 308 Григорович Н. Обзор учреждения в России архиерейских православных кафедр и способов содержания их. 1764–1 866 гг. СПб.. 1866. 313 ОР РГБ, ф. 304/11, д. 259, л. 17, 23об., 25; ответное послание Филарета от 23 января 1852 г. опубликовано в кн.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 3. М., 1886. С. 434–4 40. 318 Леонид, архиеп. Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. М., 1907. С. 315. 340 РГИА, ф. 832, оп. 1, д. 91, л. 9. Причина переманивания профессоров-философов из духовной школы в светскую заключалась в том, что по распоряжению Николая I преподавание философии в университетах было прекращено, тогда как в духовных академиях продолжалось, и получилось так, что именно они стали хранителями и очагами развития философской мысли в России 1850-х – нач. 1860-х гг. Поэтому, когда опала на университеты закончилась, они могли позаимствовать профессуру только из духовных академий либо пригласить из-за границы. Но переходить в университеты преподавателей побуждало еще и засилье в духовной школе черного духовенства: карьера напрямую связывалась с пострижением в монашество, и самый яркий тому пример – судьба ректора Московской духовной академии А. В. Горского. – См.: Введенский А. И. Судьбы философии в России// Введенский А. И, Лосев А. Ф. , Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Изд-во Уральского ун-та, 1991. С. 33, 34, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно позднейшему «Письму о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (40-е гг. XVI в.), учеником П. стал прп. Нил Сорский. Это сообщение многими учеными признано достоверным ( Ключевский. С. 190; Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1991. С. 143; Древнерус. патерики. С. 444), хотя данное мнение разделяется не всеми исследователями ( Лурье. 1960; Романенко. 2003). В период игуменства Спиридона (1467-1474) П. оказался в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ). Возможно, его уход из Кириллова Белозерского мон-ря связан с переводом его настоятеля Кассиана на архимандритию в Спасо-Каменный мон-рь. В Троицкой обители П. переписал древнейший из известных в наст. время список Жития прп. Кирилла Белозерского и службы ему (РГБ. Ф. 304/I. 764; Ключевский. С. 123. Примеч. 1. С. 190; Яблонский П. [М.], свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 91, 177). Благодаря поддержке великокняжеского духовника Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) и дьяка Л. Алексеева П. был приближен к великокняжескому двору. В 1478 г. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич уговорил его стать игуменом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319). П. стал преемником игум. Авраамия (1475-1478). По данным троицких актов, это событие произошло после 17 сент., но до 24 нояб. 1478 г. Судя по тому, что первой, выдавшей на имя П. жалованную оброчную грамоту стала влиятельная в политических и церковных делах вел. кнг. Мария Ярославна, вдова вел. кн. Василия II и мать Иоанна III, правившая на ростовских и ярославских землях, можно полагать, что она также имела отношение к назначению нового настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (АСЭИ. Т. 1. 457-458. С. 344-346). 4 апр. 1479 г. архиеп. Вассиан и П. крестили в Троице-Сергиевом монастыре недавно родившегося вел. кн. Василия III Иоанновича , первенца Иоанна III от его 2-го брака с вел. кнг. Софией (Зоей) Палеолог (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Т. 25. С. 323; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Весной 1480 г. П. крестил их 2-го сына - буд. дмитровского кн. Георгия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 23. С. 180; Т. 24. С. 199).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Ни в одном источнике не названа книга, заранее выбранная для перевода, речь идет лишь о просьбе прислать «переводчика книжного на время». Напротив, из послания великому князю Василию III о переводе Толковой Псалтири следует, что выбор был сделан уже в Москве. 3 На известии послания о выборе книги и осмотре греческих книг великокняжеской библиотеки основан красочный рассказ одного из Сказаний. Собрание греческих книг московской «книгохранительницы», сообщается в нем, вызвало восхищение ученого грека, сказавшего великому князю, что ему не довелось видеть в таком большом объеме «греческие книги» даже у себя на родине. Довольный этими словами великий князь поручил выделить те, которые еще не переведены на «словенский» язык. Особо следует обратить внимание на известие Сказания о том, что прп. Максим составил своего рода опись непереведенных греческих книг царской библиотеки («имена книгам тем явственно сотвори»), а Василий III приказал хранить их отдельно от других в сопровождении «писания». Именно в такой редакции (а не непосредственно в редакции послания Василию III о переводе Толковой Псалтири) известие повлияло на распространенную позже версию об античной библиотеке Ивана Грозного (в Сказаниях речь идет о его отце). Ни в послании, ни в Сказании не уточняется, впрочем, о каких греческих книгах идет речь – античных или христианских. Но редактор – переписчик Сказания в XVII в. счел необходимым добавить, что прп. Максим обнаружил «святые» греческие книги. 4 Василий III Иоаннович В источниках не упоминается о том, что прп. Максим приступил к переводу Толковой Псалтири сразу по приезде в Москву (март 1518 г.). Напротив, записи на рукописях свидетельствуют, что первым был перевод Толкового Апостола, начальная часть которого (Деяния) переведена к марту 1519 г. (запись на одной из самых ранних и авторитетных рукописей РГБ, ф. 304, Троицк. 118, л. 150). Эта часть занимает около четверти всего памятника. Дальнейшие части (Апостольские послания) переводились в течение 1519–1520 гг., возможно, еще в начале 1521 г., хотя записи на рукописях отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010