В числе участников обсуждения были, в частности, заместители руководителя Рабочей группы: помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаев и председатель Попечительского совета Российской академии образования О.Ю. Васильева, а также научный руководитель Рабочей группы, сопредседатель Российского исторического общества, председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьян, ответственный секретарь — заместитель председателя Правления Российского исторического общества А.Е. Петров. Кроме того, в заседании Рабочей группы приняли участие: начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новиков; заместитель начальника Управления Президента России по научно-образовательной политике Д.С. Секиринский; заместитель министра просвещения РФ Д.Е. Грибов; заместитель министра культуры РФ Н.П. Овсиенко; председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов; ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов; ректор Российского государственного гуманитарного университета, член Совета Российского исторического общества А.Б. Безбородов; директор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН М.А. Липкин; вице-президент РАН, директор Института археологии РАН, член Президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров; председатель Правления Российского исторического общества, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра ИСПИ РАН С.М. Шахрай; директор Государственного исторического музея, член Президиума Российского исторического общества А.К. Левыкин; научный руководитель Государственного архива Российской Федерации, член Совета Российского исторического общества С.В. Мироненко, другие представители государственных структур, видные ученые, деятели культуры и образования.

http://pravoslavie.ru/131965.html

Арабские украшения времен сына Дмитрия Донского найдены в центре Москвы 18 ноября, 2015. Новостная служба По словам руководителя раскопок Леонида Беляева, до сих пор у археологов было очень мало материала, относящегося к этой эпохе 18 ноября. ПРАВМИР. Ученые из института археологии РАН в ходе раскопок в Зарядье нашли артефакты времен правления великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. При раскопках в юго-западном углу Китай-города, на месте великокняжеского Мытного (таможенного) двора, было обнаружено более десятка свинцовых пломб, которые датированы концом XIV beka. Назначение таких пломб до сих пор неизвестно, однако ученые предполагают, что это таможенные пломбы. В слое, относящемся k XV-XVI bekaм, найдены более крупные западноевропейские товарные пломбы. Об этом сообщает издание N+1 . «Такое «раздельное» появление «московских великокняжеских» и «товарных европейских» пломб встретилось нам впервые», – рассказал руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН. Кроме таможенных пломб, в слое, относящемся ко времени правления Bacuлuя I (1371-1425), обнаружены московские монеты, нательные кресты, каменные и бронзовые иконки, а также редкие для Москвы металлические предметы с востока: бронзовое зеркало с арабской надписью, браслет с головой дракона, бляшка в виде лотоса, всего более 300 предметов. Леонид Беляев отметил, что до сих пор у археологов было «очень мало материала, относящегося к этой эпохе». Предметы, найденные в Зарядье. Фото: Институт археологии РАН Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 октября, 2015 18 ноября, 2015 20 февраля, 2024 20 апреля, 2022 1 октября, 2020 3 сентября, 2020 29 ноября, 2019 20 ноября, 2019 29 августа, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/arabskie-ukrasheniya-v...

Встреча Президента России с историками и представителями традиционных религий 4 ноября 2022 года 4 ноября 2022 года, в День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве  состоялась  встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России. В мероприятии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Перед началом встречи глава государства осмотрел  экспозицию  «Украина. На переломах эпох», открытую в «Манеже» в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и объединяющую уникальные фотографии, видео- и киноматериалы, географические карты и архивные документы за большой исторический период: от основания Древнерусского государства до современных событий. Среди  участников  встречи были: помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, президент Российской академии образования, доктор исторических наук О.Ю. Васильева, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель Ассоциации исторических парков «Россия — моя история» И.В. Есин, вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН, член президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Ю.А. Петров, директор Луганского краеведческого музея, председатель отделения Российского исторического общества в Луганской Народной Республике, член межмузейной рабочей группы для сбора материалов по истории специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины А.В. Рубченко, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН, член правления Российского исторического общества А.В. Сиренов, ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества А.О. Чубарьян и др. Также участвовал председатель  Патриаршего совета по культуре   митрополит Псковский и Порховский Тихон .

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Президента России с историками и представителями традиционных религий 4 ноября 2022 г. 19:17 4 ноября 2022 года, в День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России. В мероприятии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Перед началом встречи глава государства осмотрел экспозицию «Украина. На переломах эпох», открытую в «Манеже» в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и объединяющую уникальные фотографии, видео- и киноматериалы, географические карты и архивные документы за большой исторический период: от основания Древнерусского государства до современных событий. Среди участников встречи были: помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, президент Российской академии образования, доктор исторических наук О.Ю. Васильева, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель Ассоциации исторических парков «Россия — моя история» И.В. Есин, вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН, член президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Ю.А. Петров, директор Луганского краеведческого музея, председатель отделения Российского исторического общества в Луганской Народной Республике, член межмузейной рабочей группы для сбора материалов по истории специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины А.В. Рубченко, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН, член правления Российского исторического общества А.В. Сиренов, ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества А.О. Чубарьян и др. Также участвовал председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон .

http://patriarchia.ru/db/text/5973945.ht...

Дальнейшую, и вместе с тем завершающую, фазу в художественной истории креста представляют, по мнению А.П. Голубцова , распятия, или «круцификсы», на которых изображаются не только орудия казни, но и сам страждущий Спаситель 4 . Мы достаточно подробно остановились на работе А.П. Голубцова «Из чтений по церковной археологии и литургике», поскольку его лекционный курс может считаться основополагающим для ставрографии как науки о Кресте. В настоящее время ставрография развивается в двух плоскостях (или направлениях) – исторической и искусствоведческой. В исторической плоскости ставрографию можно рассматривать как составную часть церковной археологии. По определению А. Мусина, современная церковная археология – это наука, «изучающая вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте Священного Предания и церковной традиции с целью более полного разрешения проблем Христовой Церкви и христианской культуры» 5 . Близкое определение церковной археологии дано Л. А. Беляевым и А.В. Чернецовым: «Проблематика археологии церковных древностей есть изучение истории церкви по ее материальным памятникам…» 6 . О путях развития и обновления современной церковной археологии интересно пишет, обобщая эту проблему, проф. Л.Г. Хрушкова 7 . Академик РАН В. И. Молодин в одной из своих работ, непосредственно касающейся проблематики изучения крестов («Кресты-тельники Сибири как объект научного изучения»), рассматривает два возможных исследовательских подхода применительно к данному виду источников 8 . Первый из них искусствоведческий, включающий в себя вопросы стиля, иконографических особенностейформ и типологии крестов. Второй подход – исторический, при котором кресты изучаются в рамках «исследуемых историко-культурных комплексов». Важное место при таком подходе занимает контекст памятника, позволяющий решать проблемы, связанные с хронологией комплекса. В настоящем выпуске Ставрографического сборника представлены оба обозначенных выше подхода к изучению крестов. Сборник состоит из шести разделов, в которых нашли отражение работы из наследия научной ставрографии и современные исследования, продолжающие и развивающие традиции отечественной ставрографии как науки о Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

По широкой мостовой Что на самом деле нашли археологи на месте гостиницы «Россия» 28 сентября, 2015 Что на самом деле нашли археологи на месте гостиницы «Россия» Московские археологи нашли старейшую улицу столицы, сообщили многочисленные СМИ. «Потенциально самую древнюю», уточнило агентство РИА Новости. «Древнейшую улицу московского посада», заявлено в пресс-релизе Института археологии РАН. Разумеется, верить надо первоисточнику, но его стоит комментировать почти построчно, иначе значение находки трудно оценить. Итак, место действия – археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия». Находка – мостовая Великой улицы, ведшей от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на Москве-реке. Как пишут авторы пресс-релиза, «уже верхние слои показали, что археологи оказались на трассе улицы Великой (т.е. Большой): почти всю ширину раскопа (6,5 метров) занимают бревна верхнего яруса мостовой (XVII-XVIII веков), на которую местами легли остатки первого каменного подмащивания. Из-под этого яруса видны  бревна более ранних уровней». Старые русские города, как правило, состояли из двух частей – центральной укрепленной, то есть кремля или детинца, и неукрепленной — посада или подола. В посаде селились ремесленники и торговцы. В первые столетия существования Москвы Зарядье было как раз таким посадом. Оно лежало восточнее Кремля у самой реки. Если принять во внимание, что Москва строилась как княжеская крепость, то понятно, что древнейшие улицы и постройки находятся внутри Кремля и в силу понятных обстоятельств недоступны для ученых. Соответственно, для исследования остаются доступны, хотя и довольно условно, территории посадов, и именно там обнаруживаются «древнейшие» и «старейшие» объекты. Итак, археологи теперь могут показать, как выглядела самая большая улица в самой старой части города за пределами Кремля. И, как справедливо оговаривается РИА Новости, «потенциально самая древняя»: пока ни о каких находках в районе Великой, относящихся к XIIbeky, нынешние археологи не говорят. Впрочем, раскопки, которые велись в Зарядье в конце 1940-х – начале 1950-х, выявляли единичные предметы XII века и даже предположительно более ранние.

http://pravmir.ru/po-shirokoy-mostovoy/

Археологи РАН нашли полный список убийц святого благоверного князя Андрея Боголюбского      " Возможность получить новые данные о событиях 1174 года, известных нам по летописному рассказу — совершенно неожиданная удача " , — заявил академик Николай Макаров, директор Института археологии РАН. Уникальная надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами — профессором ВШЭ Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым. По словам ученых, эту надпись чуть было не уничтожили во время реставрации. Их спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, настоявших на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.      В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. " Тверская летопись " сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: " и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа " . Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: " и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему " . Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника. Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. " Погибель нам предстоит, ибо князь жив " , - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

http://pravoslavie.ru/89309.html

Уникальная надпись оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси 29 декабря. ПРАВМИР. В ходе реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили настенную надпись, в которой перечислены 20 заговорщиков, убивших святого князя Андрея Боголюбского в 1174 году. Уникальная надпись оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси. Ее нашли и исследуют московские эпиграфисты – профессор ВШЭ Алексей Гиппиус и научный сотрудник Института славяноведения РАН Савва Михеев, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Института археологии РАН. «Убийство князя – одно из самых загадочных событий второй половины XII века. Можно полагать, что это событие – следствие острых конфликтов среди политической элиты Владимиро-Суздальской земли. Однако детали этих конфликтов, которые часто интерпретируют как столкновение княжеской власти и боярства, нам неизвестны. Возможность получить новые данные о событиях 1174 года, известных нам по летописному рассказу – совершенно неожиданная удача», – заявил директор Института археологии РАН академик Николай Макаров. Ученые рассказали, что найденную ими надпись чуть было не уничтожили во время реставрации. Она сохранилась благодаря вмешательству научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, которые настояли на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, как предполагалось сначала. Андрей Боголюбский совершил два успешных похода на Волжскую Булгарию, после одного из которых был убит заговорщиками из числа его приближенных. Общее число заговорщиков составило 20 человек по летописи, в ночь на 29 июня 1174 года они пришли к дверям княжеских покоев в Боголюбове и умертвили князя. Надпись об убийстве расположена ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, которые обведены в общую рамку с крестом сверху. В левом столбце – полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а в правом – краткое сообщение об убийстве. Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского

http://pravmir.ru/arheologi-obnaruzhili-...

Разделы портала «Азбука веры» подготовиться самому и помочь усопшим Древнерусское православное надгробие – что оно может сообщить сегодня нам, людям живущим b XXI веке? Какими были древние надгробия и как они менялись? Почему так важна надпись на них? Рассказывает Леонид Андреевич Беляев, специалист в области культуры Древней Руси и Московского государства, иконографии, архитектуры, археологии, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, среди его работ – книга «Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII−XVII вв». – Леонид Андреевич, Вы не раз писали, что сегодняшним людям древние надгробия ничего не говорят – просто белые параллелепипеды. А что они могут сообщить? – На самом деле, надгробия – одни из самых говорящих объектов, существующих в культурной традиции человечества. Надгробия устанавливались с самыми разными функциями, причем среди главных – сохранение памяти для потомков и облегчения для человека доступа в иной мир. Второе особенно относится к дохристианским временам, христианское надгробие в гораздо меньшей степени направлено на то, чтобы сделать участь умершего более благополучной. Хотя и здесь этот момент присутствует, но по-иному: сама традиция поминать человека во время церковных богослужений говорит о возможности изменения участи человека после его смерти. В этом смысле сохранения памяти о нем через надписи на надгробиях – важно. Но даже если не рассматривать надписи, надгробия важны. Ведь есть невербальные способы передачи информации. Даже просто камень, положенный на могилу, способствует тому, чтобы люди вспомнили, кто похоронен в конкретном месте. Скажем, они знают, что над Марком расположен камень серого цвета, а над Василием – черный и таким образом различают их, вспоминают. Надгробия – это целая энциклопедия жизни своего времени, рассказывающая о вере, о художественных предпочтениях, способах восприятия рода, семьи, самого себя. Пожалуй, нет такого культурного явления, которое бы не отразилось в надгробии в той или иной степени.

http://azbyka.ru/death/o-chem-govorjat-n...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Доступна виртуальная экскурсия по выставке о древних Таврии и Херсонесе 6 марта 2022 – 6 марта 2022 События На сайте Института археологии РАН появилась  виртуальная экскурсия  по выставке «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия», организованной ИА РАН и музеем-заповедником «Херсонес Таврический». Благодаря проекту, разработанному компанией «МосПано», широкому зрителю теперь доступны «итоги крупнейших в истории Крыма археологических раскопок», проведённых перед строительством автомобильной трассы «Таврида», сообщает пресс-служба ИА РАН. Посетители виртуальной выставки смогут узнать, «насколько сильным было римское и византийское влияние на культуру Юго-Западного Крыма в I тысячелетии». «Благодаря формату онлайн-экскурсии люди из любого уголка мира смогут узнать больше об истории Крыма, о влиянии Рима и Византии на материальную культуру местного населения и о том, какой вклад в научно-просветительскую работу вносят археологи», — сказала учёный секретарь ИА РАН Марина Вдовиченко. Отмечается, что выставка «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия» была открыта в сентябре 2021 года в ГМЗ «Херсонес Таврический». Она представила зрителю итоги археологических работ, которые более трёх лет вели экспедиции ИА РАН при участии музея-заповедника и других научных учреждений России. Эти работы позволили получить и ввести в научный оборот новые данные, полученные при раскопках различных некрополей и поселений, в том числе могильников «Фронтовое 3» (Нахимовский район Севастополя) и «Киль-Дере 1» (Балаклавский район Севастополя), а также разведок на месте будущего историко-археологического парка «Херсонес Таврический».  Значительную часть выставки составляют находки из некрополя «Фронтовое 3». В нём было найдено около 20 000 предметов из 328 могил, что позволило учёным проследить многие стороны жизни местной общины на протяжении почти 300 лет периода римского владычества и Скифских войн середины III века. Изучение предметов из захоронений показало, какое сильное влияние на местные традиции оказывала римская культура.

http://bogoslov.ru/event/6172597

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010