Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (22.09.1867, С.-Петербург - 30.05.1953, Вашингтон), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США. Окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. Начав образование как арабист и тюрколог, по совету своего учителя востоковеда В. Р. Розена стал специализироваться по истории Византии под рук. В. Г. Васильевского . В 1897-1900 гг. был командирован в Париж в качестве стипендиата С.-Петербургского ун-та, был стажером Русского археологического института в К-поле (1899). В 1902 г. вместе с Н. Я. Марром посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае, изучая араб. и греч. рукописи. Защитив в 1902 г. докт. диссертацию, в 1903 г. работал в Италии. Проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та (1904-1912), приват-доцент (1912-1917) и экстраординарный проф. (1917-1925) Петроградского ун-та, проф. и декан славяно-исторического фак-та 1-го Петроградского гос. педагогического ин-та, председатель РАИМК (1920-1925), чл.-кор. РАН (с 1919). Однако все возраставшая изолированность византиноведения в Сов. России от мировой науки, серьезные препятствия в проведении исследований, большие материальные трудности заставили В., оказавшегося в 1925 г. в командировке в Германии и Франции, переехать в США (1925-1928) и остаться за границей. Этому способствовали и идейные убеждения ученого, далекого от марксизма и не принявшего чуждый для него политический режим, а также его личные качества: любовь к путешествиям и перемене мест. Работая в Европе и Америке, В. стремился продолжать общение с коллегами в России, вел переписку и делал все возможное, чтобы не порывать связей с АН и ун-том, хотя с кон. 20-х гг. это стало практически невозможно для человека, причисленного к эмигрантам. В нач. 1926 г. по рекомендации друга В. акад. М. И. Ростовцева он стал проф. Висконсинского ун-та в Мадисоне (США), где проработал до 1938 г., сначала временно, затем в штате. Оставив ун-т по возрасту и уйдя на пенсию, В. успешно продолжал свои исследования и в 1944 г. был приглашен в центр византиноведения при Гарвардском ун-те Дамбартон-Окс в Вашингтоне в качестве старшего исследователя; с 1949 г. имел звание почетного исследователя.

http://pravenc.ru/text/149811.html

Можно отметить, что в западнославянских землях с более раннего времени известны деревянные идолы, а Деревянные храмы появились уже в IX в. В остальном время существования культовых сооружений совпадает (таб. 2). Таблица 1: Основные данные о городищах-святилищах Таблица 2: Хронология культовых памятников Существенные изменения в характере культовых объектов происходят приблизительно в VIII–IX вв. В это время, помимо культовых ям, известных на славянских памятниках с VI в. и городищ-убежищ, появившихся в VII в., выполнявших отчасти и культовые функции, появляются новые типы культовых объектов.Их особенностью являлось, во-первых, то, что они специально устроены для религиозных целей и использовались многократно (площадки-капища, малые городища-святилища, храмы). Во-вторых, на этих объектах стояли идолы, сведений о которых для более раннего времени почти нет. В это время происходила персонификация богов, что было связано с новым уровнем развития языческой идеологии. В-третьих, новые культовые сооружения предназначались для обслуживания довольно больших округов – общин, что требовало и специальной организации религиозной жизни и появления служителей культа. Эти изменения были связаны с наблюдавшимся в конце I тысячелетия подъемом хозяйства и развитием общественной жизни населения, созданием новых поселенческих структур и в целом более высоким уровнем организации общества. Небольшие общинные святилища в некоторых местностях продолжали существовать до XII–XIII вв. и заглохли постепенно, хотя воспоминания о стоявших на них богах и легенды, с ними связанные, сохранялись еще очень долго. Почти одновременно с образованием государства около Киева и Новгорода возникли крупные языческие центры, которые после принятия христианства были уничтожены. Но в глухих местах, в горах и лесах, культовые центры продолжали существовать в XII–XIII вв. Ренессанс язычества и усиление его роли были вызваны общественной и политической борьбой, что особенно наглядно проявилось на землях северо-западных славян, боровшихся с немецкой агрессией и с христианизацией. Читать далее Источник: Языческие святилища древних славян/И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. - изд., испр.]. - Москва : Ладога-100, 2007. - 303 с. : ил., карт., портр., табл. (Веди/Ин-т археологии РАН). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На раскопках в Липецкой области найдено готское христианское погребение V века 04.07.2006 Липецкие археологи и подумать не могли, что обычная археологическая разведка обернется рядом уникальных находок, о которых заговорят мировые исследователи прошлого. В первый день раскопок у села Ксизово Задонского района археологам попался рыболовный крючок XII века. А 27 июня на глубине двух метров было найдено погребение 2-метрового мужчины 30-40 лет, датируемое V веком нашей эры и выполненное в традициях захоронения христиан- готов германского племени: могила ориентирована по сторонам света. Руководитель Фонда научного краеведения Липецкой области Игорь Козмирчук, который участвует в раскопках совместно с экспедицией института археологии РАН, говорит, что, возможно, это захоронение одного из первых христиан на территории Черноземья. А значит, христиане на липецких землях жили задолго до крещения Руси в X веке. Несколькими днями ранее буквально в 10 метрах от места погребения гота была обнаружена не менее любопытная могила. В деревянном коробе на глубине где-то 50 сантиметров нашли останки молодой девушки лет 15-ти в позе роженицы. Рядом с ней находился человеческий череп, тоже предположительно подростковый. «Обряд погребения девушки, скорее всего, был связан с языческим культом плодородия ранних славян, – продолжает Игорь Козмирчук, – которые специально закапывали умершего неглубоко, чтобы через 2-3 месяца разрыть могилу и удалить часть костей. Иногда из тех соображений, чтобы покойник не беспокоил жителей этого света». Анализируя традиции погребального обряда найденных захоронений, ученые не исключают, что на землях современного Ксизово в 5 веке нашей эры располагалось гуннское ханство, объединившее воинственных кочевников разных национальностей: германцев, вестготов, славян – предков основателей древнерусского государства. Поселения небывалых для тех времен размеров – десятки гектаров земли – держались на Липецких землях не более 40 лет. Их дальнейшая история — пока для археологов загадка. Прошлогодние раскопки дали науке гуннского воина, в погребальной утвари которого кроме оружия нашли стеклянный кубок. Нынешние привлекут не меньше внимания научной общественности, поскольку в ближайшее время в Ксизово планируется начать раскопки еще целого ряда древних погребений, в изучении которых берется помочь чешский антрополог Яна Главова. Ее в «городке» ждут в июле. Евгений Сокольский — специально для Седмица.ru Редакция текста от: 04.07.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/801.html

И до наших дней сияет нам огонь Воскресения. В том же месте – в Иерусалиме, в погребальной пещере, над местом, где было положено тело Иисуса Христа, и в то же самое время – в канун Пасхи, по прошествии субботы, вспыхивает благодатный огонь над гробом Господним. И как во дни Иисуса Христа Ангел, отваливший камень от двери гроба, был видом подобен молнии и был первым знамением Воскресения Господа, так и сегодня Господь посылает нам благодатный огонь, чтобы мы имели веру . Одним из самых важных доводов в пользу подлинности Плащаницы является то, что она сообщает нам такие подробности, которые либо существенно уточняют, либо корректируют сложившиеся в веках представления о голгофских событиях. По свидетельству Плащаницы, Иисус Христос был прибит ко кресту гвоздями, прошедшими не через ладони рук, а через запястья. Греческое слово ceivr , рука, в Ин. XX, 25 («Если не увижу на руках Его ран от гвоздей»), как и русское, означает не только ладонь, но руку от кисти до локтя. Экспериментально было доказано, что если бы тело было подвешено на гвоздях, прошедших через ладони, то мягкие ткани кисти рук не выдержали бы веса тела и разорвались. Археологические находки подтвердили исследования хирургов. При раскопках древних захоронений на территории Израиля, относящихся по времени к первому веку, был обнаружен скелет распятого иудея с перебитыми ногами и с характерными следами от больших гвоздей в запястьях рук. След от большой раны в боку на образе, как мы его видим на Плащанице, располагается с левой его стороны. Но этот след остался на ткани Плащаницы от раны в правом боку Иисуса Христа, когда Плащаница покрывала Его тело сверху. На иконах, изображающих умершего на кресте Иисуса Христа, рана в боку изображается в согласии с Плащаницей также в правом боку. Однако способ, каким было обернуто тело Иисуса Христа, не соответствует тому, как это часто изображается на иконах «Положение во гроб» и «Воскресение Лазаря». Судя по историческим сведениям и по археологическим находкам, способ погребения в древней Иудее отличался от того, как хоронили в Египте. Именно для Египта было характерным обматывать умершего узкой, но достаточно длинной лентой из ткани. При этом ленту предварительно пропитывали специальным составом, который вскоре затвердевал, делая из тела покойного мумию. В Иудее для погребения использовали ткань, которой один раз обертывали тело, а затем связывали ее в нескольких местах жгутами: вокруг щиколоток, под коленями и вокруг шеи. С внешней стороны это могло выглядеть похоже, но если бы воскресший Лазарь был обвит тканью по египетскому обычаю, он вообще бы не смог встать.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/tain...

475 О бичевания Господа Иисуса Христа только одним словом упоминают три евангелиста ( Мф. 27:26 ; Мк. 15:15 ; Ин. 19:1 ). Евангелист Лука, как бы желая набросить покрывало на всю эту ужасную сцену, которую нельзя воспроизводить мыслью без благоговейного трепета в сердце, ничего не говорит о ней в своем повествовании. «И отпустил им (Пилат) посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю», – как бы с грустным волнением замечает он (23:25). Тем не менее, у некоторых являлось желание сосчитать даже количество ударов, понесенных Господом Иисусом Христом или причиненных Ему ран. Так, в одном стихотворении Бартол. Лаврентия встречается такое замечание об этом: Credere pro nobis passus tot vulnera Christe, Quot compreuduntur quatuor hisce cifris 5475. Inclyta quod natu, ac vita magis inclyta, per te Asserit ostensum diva Brigitta sibi. (Сравн. Barradius, commentar. IV, 7, 6, p. 246). То же говорит Людольф Саксонский (de vita Christi part. 2. cap. 58). Некоторые тремя последними цифрами, 475, определяли число ударов; другие называли число их 5375, или 5460 и т.п. См. R. Hofmann. Das Leben Jesu nach d. Apokr., s. 364–365. 484 «Жизнь Иисуса Христа», стр. 654, прим. 1319. Его предположение, что растение это могло быть в саду Иродова дворца и потому было первое, попавшееся под руку солдатам, конечно, не может иметь значения для нас. 487 См. Friedlieb. Archäol. d. Leid., s. 119. R. Hofmann. Das Leben Jesu nach d. Apokr., s. 373–374. 489 «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа» Филарета, архиепископа Харьковского и Ахтырского. СПБ. 1859. Ч. 2, стр. 91. 490 История знает примеры издевательств народа над неудачными искателями царства или над достигшими такой цели, но не пользовавшимися народными симпатиями. Издевательства последнего рода имели место, между прочим, в Александрии. Здесь народ заставил одного известного идиота Карабаса, в короне из папируса, с тростниковым скипетром в руках и ковром вместо мантии на плечах, в гимназиуме, на возвышенном месте, разыграть роль ненавистного Ирода Агриппы I, только что назначенного Калигулою в Александрию и находившегося уже на пути к месту своего назначения. См. Philo, in Flacc. p. 751.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

21 мая 2008 г. глава Палестинской Национальной Администрации Махмуд Аббас вручил специальному представителю Президента РФ на Ближ. Востоке, заместителю Министра иностранных дел России и заместителю Председателя ИППО А. В. Салтанову документы о передаче в собственность П. П. о. земельного участка в исторической части Вифлеема. Деловой и просветительский центр на этом участке открыт в 2012 г. Было завершено документальное оформление Иоасафовского участка в Иерихоне. Возвращение этого участка имеет огромное значение, т. к. на нем располагается одна из святынь христианства - евангельская смоковница, или дерево Закхея, под к-рым, согласно Евангелию, произошла встреча Иисуса Христа и мытаря Закхея. Раскопки, проведенные по инициативе П. П. о. на Иоасафовском участке Ин-том археологии РАН при участии палестинского Департамента древностей и культурного наследия, представили уникальный мир христ. Иерихона в визант. период. Торжественно открытый в янв. 2011 г. Президентом РФ Музейно-парковый комплекс в Иерихоне стал долговременной научной площадкой для совместной работы российских и палестинских ученых. В 2016 г. в Москве в Центре П. П. о. начала свою деятельность научная б-ка об-ва, основу к-рой составила личная б-ка Щапова. К 2019 г. готовится воссоздание б-ки на Сергиевском подворье в Иерусалиме. Важное значение для совр. жизни об-ва имеет воссозданная в 90-х гг. XX в. связь с РПЦ. Комитет почетных членов П. П. о. возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , а почетными членами являются митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и др. Среди основных факторов, способствующих расширению русского присутствия на Св. земле - подписание в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ, проложившее путь к единению Церкви и, как следствие, создавшее условия для консолидации П. П. о. К марту 2019 г. на территории РФ действует 41 региональное отд-ние П. П. о., большая часть к-рых работает во взаимном сотрудничестве с епархиями РПЦ. Ист.: Мансуров Б. П. Отчет Палестинского комитета, 1858-1864. СПб., 1866; Отчет Правосл. Палестинского об-ва за 1885-1886 гг. СПб., 1886; Россия в Св. Земле: Док-ты и матлы/Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т.; Хитрово В. Н. Письма о Св. Земле// Он же. Собр. соч. и писем. СПб., 2011. Т. 2: Статьи о Св. Земле/Ред.: Н. Н. Лисовой. М.; Л., 2011.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

Осенью 1918 г. Ширинский-Шихматов эмигрировал в Германию, где, никем на то не уполномоченный, возглавил параллельный «Совет Православного Палестинского Общества» - своеобразный «Совет в изгнании», объединив нек-рых из прежних членов П. П. о., оказавшихся в эмиграции (см. письмо от 6 дек. 1922 г. Н. Н. Глубоковского Дмитриевскому в кн.: Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных док-тах руководителей Сов. гос-ва, 1888-1932 гг. СПб., 1994. [Т. 1.] С. 320). Совет, оставшийся на родине, 18 окт. 1918 г. «ввиду продолжающегося доселе отсутствия из Петрограда председателя общества Ширинского-Шихматова и невозможности в настоящее время установить с ним более или менее правильные сношения» просил вступить во временное исполнение обязанностей председателя старейшего члена Совета П. П. о. акад. В. В. Латышева , к-рый и занимал этот пост до своей кончины 2 мая 1921 г. С 1918 г. об-во было вынуждено отказаться от именования «Православное» и стало называться Российским Палестинским. 25 сент. 1918 г. в Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Рождественского р-на Петрограда были направлены новая редакция устава об-ва и документы, необходимые для его регистрации. Латышеву было поручено также представить новый устав и общему собранию АН. 24 окт. 1918 г. на имя секретаря РАН акад. С. Ф. Ольденбурга поступило предписание наркома просвещения А. В. Луначарского, который просил АН «немедленно принять меры к ограждению научного имущества Палестинского общества». Затем следовала немаловажная приписка: «Революционные власти благоволят оказывать содействие Академии наук при исполнении этого поручения» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/6. Д. 10. Л. 9). Секретарь выдал охранную грамоту, удостоверявшую, что дом 10 по Мытнинской ул., принадлежавший П. П. о., «а равно библиотека и все имущество этого общества» находятся в ведении Российской АН, к-рой предписано «принять все меры к ограждению этого имущества». 19 окт. 1919 г. управлявший делами об-ва В. Д. Юшманов доложил совету, что, согласно определению подотдела гражданских дел Отдела Управления Петроградского Совета от 29 авг., об-во внесено в «Реестр обществ и союзов» под названием «Российское Палестинское Общество». 8 мая 1920 г. Объединенный совет научных учреждений и высших учебных заведений признал П. П. о. «научным учреждением». Представителем об-ва в Объединенном совете был назначен Юшманов (о нем: Грушевой. 1995). Отд-ние исторических наук и филологии АН постановило считать акад. Б. А. Тураева своим постоянным представителем в совете об-ва. 22 мая 1921 г. председателем П. П. о. был избран акад. Ф. И. Успенский, до 1914 г. возглавлявший Русский Археологический ин-т в К-поле.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

Из изображения следует, что человек, сверх того, был ранен в правый бок: рана размером четыре с половиной сантиметра на полтора сантиметра между пятым и шестым ребрами нанесена орудием, похожим на римское копье; рана повлекла за собой истечение сыворотки и крови. Видны и три раны, полученные в результате распятия: спереди на левом запястье и сзади – на обеих ступнях. На правом запястье, прикрытом левой рукой, видна только кровь, вытекшая из раны. Тут следует заметить, что человеку, прибитому ко кресту, приходилось приподниматься, чтобы произвести вдох. Когда это становилось невозможным, наступала смерть от удушья, поэтому, чтобы ускорить смерть, перебивали кости ног, в результате чего распятому оказывалось невозможно напрячь колени и удерживать собственный вес. Однако у человека, изображенного на Плащанице, голени не были раздроблены, вероятно, потому, что он и без того уже умер. (Об этом можно прочитать у евангелиста Иоанна, который говорит о жажде и о последних словах Христа (см.: Ин. 19, 28–30 ).) Кстати, если бы гвоздь был вбит в ладонь, то ткани не выдержали бы веса тела и разорвались: последующие исследования определенно подтвердили, что если тело не поддерживалось чем-либо специально, то гвоздь вбивали именно в запястье, чуть выше ладони. На лице распятого человека видны следы побоев и отеки. Одним из отеков почти деформирован правый глаз, другой отек указывает на то, что у мужчины, возможно, была перебита переносица. Заметно также, что часть бороды вырвана. Хорошо различимы не только бесчисленные раны на коже головы, которые могли быть нанесены колпаком с острыми шипами, но и следы излияния крови в момент положения тела на Плащаницу. Плащаница запечатлела и глубокий отпечаток от тяжелого бруса креста на правом плече человека. (Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падениях у Него было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его еще и по спине и ногам. Следы этих падений и ударов и видны на ткани Плащаницы.) Эксперты пришли к выводу, что «посмертный процесс» прекратился до истечения сорока часов. Если бы это было не так, то сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. (Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через тридцать шесть часов после Своего погребения.) Исследователи обратили внимание и на то, что тело распятого человека так отделилось от кровяных сгустков, от затвердевшей сукровицы и околосердечной жидкости, что совсем не «потревожило» их. (Бинты чрезвычайно тяжело отделяются от подсохших ран, а Христос освободился от Плащаницы, словно бы и не был в нее завернут.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Новгородский храм XII века станет музеем 09.02.2018 Ученые Института археологии РАН и их коллеги - историки, искусствоведы, филологи, реставраторы и музейщики - завершили масштабный двухлетний проект по изучению одного из древнейших храмов домонгольской Руси, церкви Благовещения на Городище в Новгороде , построенной в XII веке. Храм станет первым археологическим объектом в России, который будет музеефицирован с использованием современных технологий и станет доступен для туристов и всех желающих, сообщает в пятницу Институт археологии РАН. " Для нашей страны это пока редкость: большинство археологических памятников остаются недоступными. Первый значительный опыт в этой сфере мы получили после раскопок в Московском Кремле, где было принято решение музеефицировать находки " , – говорит директор Института археологии, вице-президент РАН Николай Макаров. Процесс музеефикации памятника уже начат. Над храмом XIV века возведена стеклянная крыша, под которой оставлены незасыпанными конструкции XII века. Внутри здания налажена система отопления, там будут проекторы и другие средства визуализации. В храме можно будет увидеть фрагменты фресок, сохранившиеся на своем месте - на престолах, на нижней ступени архиерейского места, на нижних частях стен жертвенника. Церковь Благовещения находится в окрестностях Новгорода, в месте, которое называется также Рюриково Городище, поскольку именно сюда в 862 году пришел править князь Рюрик. Городище долгое время играло роль резиденции новгородских князей. Впервые каменная церковь на этом месте была построена по заказу новгородского князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, в 1103 году, по всей видимости, в честь рождения сына Всеволода, в крещении Гавриила. Храм был расписан фресковой живописью. В 1342–1343 годах по приказу московского великого князя Симеона Гордого старый храм был разрушен, а на его месте был выстроен новый. Храм XIV века немного перестраивался в конце XVIII века, а в Великую Отечественную войну попал на линию фронта и был очень серьезно поврежден. После войны часть руин была временно законсервирована, а около руин производились раскопки, в которых нашли основания стен ранней постройки, но храм 1103 года был раскопан не полностью.

http://drevo-info.ru/news/23286.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Ученые получили новые данные о саркофаге XIII века в Успенском соборе Ростова Великого 27.11.2018 Ученые получили новые данные при исследовании саркофага XIII века, обнаруженного в Успенском соборе в Ростове Великом . Выяснилось, что плита, закрывающая гроб, больше его по размерам, а глубина саркофага составляет всего 28 сантиметров. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Института археологии РАН. " В ящик такой глубины положить покойника было бы затруднительно. Конечно, со временем внутренняя глубина саркофагов становилась все меньше, но не до такой степени Экспедиция 2018 года измерила и осмотрела саркофаг и выяснила, что массивная крышка гробницы по длине превышала размер каменного ящика и, возможно, заменила первоначальную. При предыдущих исследованиях этот факт остался незамеченным " , - приводятся в сообщении слова ведущего научного сотрудника Института археологии РАН, участника Волго-Окской археологической экспедиции Андрея Леонтьева. Ученые рассматривают две версии пустого саркофага. Согласно первой, гробница принадлежала святому Игнатию - ростовскому епископу, который умер в 1288 году. Саркофаг мог опустеть по причине перенесения мощей святого в другое место. Вторая версия связана со смертью в 1279 году сына князя Василько - Глеба Васильковича. Он был отпет и похоронен в соборе, но, по данным летописей, спустя девять недель неожиданно его тело было перезахоронено на территории Спасского монастыря. При этом наказанием для епископа Игнатия, ответственного за это, послужило отлучение от службы с последующим прощением. Однако ученые не спешат с окончательными выводами. " До сегодняшнего дня нет никаких данных о том, кому предназначался этот саркофаг, и был ли в нем кто-то когда- либо похоронен. Возможно, новые данные, полученные в ходе исследований 2018 года, помогут найти ответы на эти вопросы " , - говорится в сообщении Института археологии РАН.

http://drevo-info.ru/news/24342.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010