Дионисия Ареопагита, свт. Василия Великого, преподобных Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина, Петра Дамаскина и др. ( Макарий (Миролюбов). 1879. С. 37-38). К кон. XVII в. книжное собрание К. м., насчитывавшее 289 книг, располагалось в теплой каменной Успенской ц., «над келарскою вверху». В 1895 г. в рамках работы Архангельского епархиального церковно-археологического комитета была составлена опись монастырской б-ки. Над разбором архива трудилась комиссия, в состав к-рой входили И. М. Сибирцев, С. Ф. Огородников и др. Рукописное собрание поступило в архив Историко-археографической комиссии, а в 1931 г. (в составе Архангельского собрания) - в Рукописный отдел БАН. В фондах отдела выявлены 22 рукописи, ранее принадлежавшие монастырю. 18 из них еще в период описания в Архангельске выделены как отдельное собрание К. м., а 3 отнесены к фонду «Древлехранилище», хотя отмечены в описании Сибирцева как «Синодики Николо-Корельского монастыря». Из 22 рукописей одна относится к XVI в., 2 - к XIX в., остальные - к XVII-XVIII вв. Сохранились Деяния св. апостолов и Соборные послания, Канонник, Выписки из книг ВЗ и НЗ, службы и жития святых, сборник поучительных и богослужебных статей, канон Успению Пресв. Богородицы, служба «Пресвятой Богородице Толгской» и др. рукописи. Монастырские документы хранятся также в РГАДА (Ф. 1389. Николо-Корельский мон-рь; Ф. 1196. Антониево-Сийский мон-рь и др.). Главная святыня К. м. Главная святыня К. м. - мощи святых Антония и Феликса, пребывавшие под спудом. Первоначально над захоронением был построен деревянный Никольский храм, после возведения каменного собора - деревянная Сретенская ц., в 1860 г.- каменная Сретенская часовня. После сноса часовни и проведения земляных работ на бывшей монастырской территории место погребения святых оказалось утеряно. 13 нояб. 2012 г. старшим научным сотрудником Ин-та земного магнетизма РАН проф. П. А. Морозовым проводились исследования грунта георадарным бесконтактным методом на бывш. территории обители, в т. ч.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Московской духовной академии прошла национальная научная конференция «200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)» 09.03.2022 3–4 марта в Московской духовной академии прошла национальная научная конференция, посвящённая 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина) (1822 - 1891), почётного члена Московской духовной академии (1884), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1877 - 1891). Архимандрит Леонид (Кавелин) является одним из выдающихся русских учёных XIX столетия. Об этом свидетельствует сфера научных интересов архимандрита Леонида — более 300 работ по богословию, истории, археографии, библиографии, археологии, этнографии, а также переводы и издания святоотеческих трудов. Благодаря трудам архимандрита Леонида (Кавелина) на сегодняшний день в научный оборот введено множество ранее неизвестных рукописей, а также составлены описания рукописных документов, большинство из которых сохранило своё значение до наших дней. Пленарное заседание в Елизаветинском зале МДА началось с приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое было зачитано наместником Троице-Сергиевой лавры епископом Сергиево-Посадским и Дмитровским Фомой. Также с приветственным словом к участникам конференции обратились митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит и другие. Заседание было завершено докладом — презентацией книги о жизни и трудах архимандрита Леонида (Кавелина), представленным членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук Л. А. Беляевым. Далее участники конференции в своих докладах рассказали о периодах жизни архимандрита Леонида (Кавелина) в свете его научно-исследовательской работы на протяжении всего жизненного пути в разных уголках мира — Оптина пустынь, Иерусалим, Константинополь, Новый Иерусалим и Троице-Сергиева лавра.

http://drevo-info.ru/news/27875.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Институт перевода Библии опубликовал первый перевод Нового Завета на аварский язык 22.09.2008 Прошло 17 лет работы, и в свет, наконец, выходит Новый Завет на аварском языке. Аварцы – один из крупнейших и быстро растущих в численности (около 800 тыс. чел. по переписи 2002 г.) этносов России. Они населяют северную, в основном горную, часть Дагестана; компактные группы аварцев проживают в Азербайджане и Турции, есть и многотысячная «диаспора» в городах России — например, в Москве и Санкт-Петербурге. Аварский язык используется во многих районах Дагестана как язык межэтнического общения; официально аварцами считаются представители многих народов северного и центрального Дагестана (андийцы, бежтинцы, ботлихцы, арчинцы и др.). Аварский язык относится к восточной (нахско-дагестанской) ветви северно-кавказской языковой семьи. Из всех народов Дагестана аварцы раньше всех стали записывать тексты на своем языке (XVII в.). Аварцы в подавляющем большинстве – мусульмане-сунниты, однако приблизительно до XIII в. н. э. на территории Аварии было распространено Православное Христианство, пришедшее из Грузии, но не пустившее глубоких корней и впоследствии окончательно вытесненное исламом к XV в. Археологи находят в аварских селах развалины христианских храмов, христианские изображения и надписи. Первая попытка перевода Библии на аварский язык была осуществлена в конце XIX в., но эта работа не получила продолжения. В 1970-е гг., когда открытая работа над переводами Писания в России была невозможна, Институт перевода Библии, находившийся в Стокгольме, инициировал перевод Евангелия от Иоанна на аварский язык. В начале 1990-х гг. Институт перевода Библии начинает ряд проектов в многоязычном Дагестане. В течение нескольких лет формируется группа аварских переводчиков и редакторов, которой удается подготовить вначале Евангелие от Марка (1996), затем – издание Евангелия от Луки и Деяний апостолов (2000). И вот, наконец, перед нами полный Новый Завет на аварском языке. В ноябре Институт языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра РАН (Махачкала) и Институт перевода Библии (Москва) будут отмечать выход в свет переводов книг Библии на 12 языков Дагестана: Нового Завета на аварский и кумыкский языки, отдельных книг Нового и Ветхого Завета на табасаранский, лезгинский, лакский, даргинский, цахурский, рутульский, агульский, бежтинский, кубачинский и андийский. Институт перевода Библии/Седмица.Ru Редакция текста от: 22.09.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5579.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм был построен в 1805 году, главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы , придельный - во имя мучеников Кирика и Иулитты Тарсийских. Около начала 1890-х годов при храме была открыта женская церковно-приходская школа . В 1930-х годах церковь была закрыта и отдана под склад, при этом была сломана колокольня, в здании сделаны перекрытия. В 2004 году экспедицией Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, возглавляемой доктором исторических наук А.Р. Артемьевым, было проведено обследование церкви. Обследованием отмечены следующие проблемы: утрачено завершение основного помещения храма, нарушено покрытие кровли, вследствие чего происходит разрушение кирпичной кладки в уровне карниза; в результате неорганизованного водостока происходит разрушение кирпичной кладки нижней части здания; имеются утраты остекления оконных проемов, дверных полотен - все это ведет к нарушению температурно-влажностного режима объекта, появлению трещин. Было рекомендовано проведение консервационных и реставрационных работ. В начале 2014 года был создан попечительский совет по восстановлению храма, открыт благотворительный счет для пожертвований: Россельхозбанк к/ц 30101810400000000740 Архитектура Храм является объектом культурного наследия федерального значения. Расположен на пригорке, в центре села. Композиционная структура плана - осевая: пятигранная апсида , помещение храма, трапезная и колокольня . Симметрия строго осевой композиции нарушена приделом , примыкающим к трапезной с южной стороны. Внутри пространство трапезной и придела не расчленено и перекрыто цилиндрическим сводом. Четверик храма имеет квадратное в плане основание, восьмерик перекрыт восьми-лотковым сомкнутым сводом. Стены гладкие, декор отсутствует. Стены церкви, толщиной около одного метра, сложены из камней, привезенных с развалин Кондуйского городка XIII-XIV вв., который, по основной версии, был резиденцией хана Исунке - племянника Чингисхана. В качестве декора фасадов использованы гранитные изваяния драконов, поставленные группами и в одиночку (драконы украшали балюстраду нижней террасы дворца). Плоскости стен снаружи расчленены пилястрами , которые соответствуют членениям внутреннего пространства.

http://drevo-info.ru/articles/26796.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Археологи обнаружили в Костроме остатки храма XIII века 24.08.2007 Сотрудники Института археологии Российской академии наук (РАН) при участии костромских археологов ведут изыскания в центре Костромы на месте бывшего Успенского собора Костромского кремля. " Цель экспедиции - определить точно место нахождения фундамента бывшего храма и возможность его использования при дальнейшем восстановлении здания. Уже сегодня научные работники говорят об открытии, которое стало приятной неожиданностью для археологов и историков. Результатом первых раскопок стали находки, говорящие, что на месте Успенского собора XVI-XVII веков ранее находился другой храм, предположительно постройки XIII века " , - сообщили в четверг 23 августа в пресс-службе администрации города Костромы. В четверг место раскопок посетила глава Костромы Ирина Переверзева. Вместе с ней участие в экскурсии приняли члены школьных экологических отрядов города. На встрече с ними главный археолог области Сергей Алексеев отметил, что обнаружение храма постройки XIII века свидетельствует: Кострома на протяжении всей своей истории была крупным экономическим и общественным центром Северо-Восточной Руси и всего Русского государства. " Надо уходить от стереотипа восприятия Костромы как провинциального города " , - подчеркнул С.Алексеев. Интерфакс-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 24.08.2007 00:00:00 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/3500.html

Оказалось, что близ нынешней деревни Горенки, действительно, существовал мужской монастырь, который и был утрачен. По традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений. В 1900 году часовня была перестроена крестьянином О. В. Виноградовым. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем неоднократно упоминалось в их дневниковых записях. Это место так и называлось – Никитина пустынь. По дозорным книгам 188 (1680) г. Никитская церковная земля от Москвы 45 верст от села Тешилова 3 версты, промеж дорог Тешиловской и Даниловс­кой близ речки Сумерь, церковных сенных покосов 20 коней, лесу десятин с 9; эта земля смежна с пустошами Ярмолинского — князя Шаховского, Исаковского — его же князя Шаховского, Черницыного - Семена Полтева и Бородиной) — дьячка Петра Кудрявцева; церковною землею владели из оборота разные лица, платившие оброк в Патриаршую казну за 1638 г. 3 алтына 3 деньги, за 1680 г. — 5 алтын, за 1736 г. — 28 алтын 4 деньги (Патриарший приказ, кн. 104, л. 8-9; приходная книга 395, Дворцовый Приказ, кн. 6). И вот однажды на одной из треб в д. Данилово иеромонах Феофан разговорился с рабой Божией Любовью. Как говорится – слово за слово, и при душевном общении выяснилось, что на землях Пушкинского района существовал монастырь – скит великомученика Никиты (об этом свидетельствовали, в частности, рукописи предка рабы Божией Любови краеведа Ф.Федорова), а территориально он находился в треугольнике ныне существующих деревень Артемово, Папертники и Горенки. И это являлось уже весомым фактом в пользу воссоздания в этих местах святой обители. Настоятель артемовского храма, с присущей ему скрупулезностью и энергией, стал собирать архивные материалы и свидетельства местных жителей об этой обители. Выписка из археологического исследования (архив Ин-та археологии РАН Инв 11763. Л.22-25; Л.13-44):

http://sobory.ru/article/?object=34685

В 2003 г. для активизации и координации научной работы МДА была учреждена должность проректора по научно-богословской работе. В 2010 г. в целях оперативного управления учебно-методической и научной деятельностью академии, а также для координации деятельности кафедр был образован научно-методический совет. В 2004 г. для интенсификации научной деятельности и научно-методического руководства отделениями существовавшие ранее библейская, богословская, историческая, церковно-практическая и филологическая комиссии были преобразованы в одноименные кафедры. В 2014 г. была создана кафедра истории и теории церковного искусства. Защита магистерских диссертаций в МДА. Фотография. 2017 г. Защита магистерских диссертаций в МДА. Фотография. 2017 г. Основным явлением научной жизни МДА стала проводимая ежегодно в окт. Покровская конференция, к-рая посвящается к.-л. празднуемому историческому событию или актуальному богословскому вопросу. С 2005 г. кафедра библеистики ежегодно устраивает конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Др. кафедры также периодически организуют конференции и семинары. В 2010 г., к 325-летнему юбилею создания МДА, был издан фундаментальный научный труд «МДА 325 лет: Юбилейный сборник статей» в 2 т. К празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского и 200-летнему юбилею пребывания академии в стенах Троице-Сергиевой лавры был восстановлен первоначальный облик фасадов исторических зданий академии, реконструирован и переоснащен большой актовый зал, осуществлены др. ремонтные работы. В сотрудничестве с Ин-том археологии РАН были проведены археологические исследования некрополя академии. Важным и долгожданным событием в жизни академии стало строительство в 2011-2014 гг. нового общежития, к-рое освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день престольного праздника академии - 14 окт. 2014 г. Основным научным периодическим изданием МДА остается ж. «БВ», публикующий материалы диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, а также исследования по разрабатываемым в МДА научным направлениям. В 2007-2009 гг. редакция «БВ» в сотрудничестве с порталом «Богослов.Ru» выпустила (на 3 дисках) электронные версии ж. «БВ» (за период 1892-2006), журналов «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» и «Творения святых отцов в русском переводе». Как «БВ», так и «Прибавления к Творениям святых отцов» представлены в открытом доступе на портале «Богослов.ru». Еще одно периодическое издание академии - студенческий ж. «Встреча». Статьи журнала посвящены различным темам: богословию, истории Церкви, церковному искусству, лит-ре, литургике, философии, агиографии, состоянию духовных школ и МДА и др. Аудитория журнала - студенты и выпускники духовных школ, представители духовенства и воцерковленные студенты светских вузов. Авторами статей являются преподаватели МДА, студенты духовных и светских учебных заведений. Журнал выходит 1-2 раза в год.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Некрополь, возникший после 1606 г. северо-западнее Преображенского собора, сохранился хуже. Часть его изучена в 2013-2014 гг. группой Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева и И. И. Ёлкиной: исследованы неск. гробниц, открытых трудниками мон-ря в маленькой «восточной палатке», образованной стенами и перекрытиями перехода между церковью в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Преображенским собором. Источники XVIII - нач. XX в. указывали здесь погребения детей Н. Р. Юрьева - Александра, Михаила и Василия, чьи останки были перевезены их братом Иваном в 1606 г., в 1640 г. рядом с братьями был похоронен и сам И. Н. Романов (вероятно, в уже выстроенной над погребенными каменной церкви). Одновременно этот комплекс формировался как некрополь родичей Романовых по жен. линиям, в первую очередь как семейная усыпальница князей Черкасских и Сицких, связанных брачными узами c дочерьми Н. Р. Юрьева, Марфой и Евфимией (между 1606 и 1706 из 27 известных погребений более половины составляют захоронения князей Черкасских (10) и Сицких (6)). Раскопками установлено, что центр «палатки» заняли 4 тесно поставленных антропоморфных саркофага (из них 3 детских) и надгробная плита, лежавшая как перекрытие над склепом (все - белокаменные). Погребение в большом саркофаге без надписи принадлежало молодому мужчине 15-19 лет; его сопровождала грамота (не сохр.) с текстом разрешительной молитвы, удостоверенная патриаршей красновосковой печатью. Крышка одного из детских саркофагов и плита имели надписи: 1-я свидетельствует о захоронении младенца Евдокии († 1640), дочери кн. Якова Куденетовича Черкасского; 2-я - Марфы Никитичны Черкасской (урожд. Романовой; † 28 февр. 7119 (1611)), жены кн. Бориса Канбулатовича Черкасского. Кн. Б. К. Черкасский и его супруга по «делу Романовых» были отправлены в ссылку, где князь вскоре умер, а Марфа Никитична помогла выжить племяннику - буд. царю Михаилу Феодоровичу. Склеп кнг. М. Н. Черкасской был поврежден (видимо, при строительстве нового храма в 1791-1795) и использован как оссуарий, содержавший останки женщины и 4 мужчин (начатая генетическая экспертиза останков к сент. 2018 не завершена). При работах в «палатке» обнаружены также перемещенные плиты, в т. ч. младенца кн. И. Я. Черкасского († 28 сент. 1658) и кн. А. Ю. Сицкого († 5 июля 1644).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. К. Мясоедов. Фотография. 1912 г. Владимир Константинович (4.04.1885 - 26.02.1916, Петроград), российский историк искусства, специалист по древнерус. искусству. По окончании историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та (1908) получил степень магистра (1915), остался в ун-те в качестве хранителя Музея древностей (1909-1915), приват-доцент (1915-1916). Один из блестящих учеников Д. В. Айналова , член группы, известной в то время в ученых кругах как «айналовская шайка» (также в нее входили Н. П. Сычёв, Л. А. Мацулевич , Н. Л. Окунев, состоявшие в период учебы в дружеских отношениях и тесных научных контактах и переписке). В 1909 г. М. был командирован вместе с этими 3 молодыми коллегами-соучениками на средства ун-та в Новгород, Порхов, во Псков, в Ст. Ладогу, Изборск, Гостинополье Новоладожского у. С.-Петербургской губ., с. Грузино Новгородского у. для исследования и описания памятников древнерусского искусства. В том же составе на средства Имп. Русского археологического об-ва (ИРАО) была организована поездка по тому же региону в 1910 г. Отчеты сохранились в архиве Ин-та истории материальной культуры РАН. Во время этих экспедиций были впервые подробно описаны фрески, выявлены древние росписи под поздними слоями штукатурки, введены новые, сохраняющиеся до наст. времени датировки основных новгородских памятников. Эта работа была высоко оценена Н. П. Кондаковым , к-рый пригласил М. и его товарищей на т. н. встречи по понедельникам, превратившиеся в регулярные заседания семинара. Основная область исследований М.- зодчество Новгорода XI-XII вв., сравнение его с романской архитектурой Италии, Австрии и Германии. М. принадлежит определение древнейшего слоя росписей ц. Спаса Преображения на Нередице. Ранняя смерть помешала ему закончить описание этого памятника, хотя он успел охарактеризовать особенности архитектуры церкви и ее фресок. Научное фотофиксирование, сохранившее облик памятника, тяжело пострадавшего в годы Великой Отечественной войны, было выполнено М. совместно с Мацулевичем; на разных этапах в работе помогали Сычёв и Окунев. На основании полученных материалов М. занимался детальным изучением стиля росписей. Труд, написанный в 1915 г., был опубликован посмертно благодаря стараниям Сычёва, подготовившего к изданию рукопись, к-рую он получил от матери покойного М. Т. Мясоедовой; Мацулевич предоставил негативы съемки памятника. Несмотря на революционные события 1917 г. и Гражданскую войну в России, работа была опубликована в 1925 г. под эгидой Русского музея.

http://pravenc.ru/text/2564554.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Древние погребения обнаружили при раскопках на территории Высоко-Петровского монастыря Москвы 22.04.2016 Археологические раскопки проводят на территории Высоко-Петровского монастыря в центре Москвы. " Раскопки, осуществляемые Институтом истории РАН, уже позволили обнаружить древние погребения в восточной части обители. Данное открытие подтверждает версию ученых о хорошей сохранности одного из древнейших кладбищ города Москвы - некрополя Высоко-Петровского монастыря " , - сообщили " Интерфакс-Религия " в пятницу в обители. Археологи планируют понизить уровень поверхностного слоя до времени масштабного каменного строительства в монастыре, которое осуществлял Петр I. Как сообщалось, в 2016 году начинается реставрация монастыря. Из городского бюджета планируется выделить более 87 млн. рублей. Еще 25 млн. для реставрации будут привлечены приходом. В сентябре 2015 года, в день памяти святителя Петра, первого митрополита Московского и всея Руси, патриарх Кирилл возглавил крестный ход в обитель из Успенского собора Кремля. Тогда отмечалось 700-летие основания этого монастыря - древнейшей обители столицы. Патриарх призвал власти восстановить этот объект во всей его красоте. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.04.2016 19:44:18 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/20561.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010