Приступив к реставрации в 1925-1933 гг., Барановский (до ареста) вернул верхним частям и стенам четверика первоначальный облик. По Генеральному плану реконструкции г. Москвы (1935) часть сооружений Красной пл. подлежала сносу, и в год 300-летия освящения (1936) К. с. был полностью разобран (в 1929 снесли колокольню, затем трапезную). Вернувшийся из заключения в 1936 г., Барановский успел сделать последние замеры и фотографии; остатки храма превратили в груду мусора и вывезли для использования в дорожном строительстве. На его месте был выстроен павильон с фонтаном (архитекторы Л. И. Савельев, О. А. Стапран), а в послевоенные годы вместо павильона разбит газон, окруженный гранитным парапетом и засаженный деревьями. Сохранялись только документы фиксации К. с., составленные Барановским (особенно фотоснимки, запечатлевшие все стадии снятия поздних наслоений), и фундаменты, погруженные в культурный слой. Движение за восстановление собора началось в 1985 г., в нем участвовали зам. председателя Президиума совета Московского городского отделения (МГО) ВООПИиК С. В. Королёв, акад. И. В. Петрянов-Соколов (И. В. Петрянов-Соколов: О себе и своем деле. О нем и его делах. М., 1998. С. 191-194), архит. Г. Я. Мокеев ( Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве//Вестник МГО: Метод. сб. М., 1989. Вып. 1. С. 6-20). Началом работ по воссозданию памятника стало проведенное в 1989-1991 гг. сектором археологии г. Москвы Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева полное раскрытие фундаментов собора, документально восстановившее все стадии изменения здания. Были собраны фрагменты резного декора XVII в., черепичных кровель, богослужебной утвари, в т. ч. более древней (крест-мощевик XIV-XV вв., стеклянная иконка с изображением равноапостольных Константина и Елены, застежки богослужебных книг и чеканные накладки, тельники начиная с XIII в.), и бытовые предметы XIII-XVI вв. Инициатором работ и заказчиком выступили МГО ВООПИК и церковная община (с 1990), была оказана поддержка правительством Москвы. 4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. К. с. был восстановлен в 1991-1993 гг. (архит. О. И. Журин) и вновь освящен 4 нояб. 1993 г.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

После закрытия КазДС в кон. 1917 г. Ж. продолжал работать в светских вузах Казани. В 1917-1919 гг. преподавал арабский язык и мусульмановедение в Казанском северо-восточном археологическом и этнографическом ин-те, в 1919-1920 гг. был профессором фак-та общественных наук Казанского ун-та. В 1920 г. приглашен в новооткрытый Азербайджанский ун-т, где до 1937 г. был профессором кафедры арабского языка и лит-ры. Одновременно в 1922-1926 гг. был деканом Восточного фак-та ун-та. 10 июля 1921 г. утвержден в ученой степени доктора араб. языка и словесности. В 1938-1942 гг. был научным сотрудником Ин-та истории Азербайджанского филиала АН СССР. Работая в Баку, Ж. продолжил изучение ранней истории ислама в Закавказье периода араб. господства, перевел на рус. язык и опубликовал ряд араб. сочинений о Закавказье. Араб. язык был для Ж. родным, в Палестине он овладел греч., рус., франц. языками, в Казани изучил татарский, в Баку - азербайджанский. Кроме того, владел нем., англ. языками, ивритом, латынью, фарси, хинди. В 1901-1902 гг. издал учебник русского языка для арабов, а в 1903 г.- полный русско-араб. словарь в 2 частях, также предназначенный для арабов, за что получил одобрительный отзыв обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева . Изучал Коран, анализировал его содержание и язык, библейские, евр. элементы в тексте. Ж. был специалистом по мусульм. праву, истории христианства у арабов, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В работе «Из истории Иерусалимской Церкви» (Каз., 1910) писал о конфликте между православными арабами и греч. церковными иерархами, о неравноправном положении арабов Палестины по сравнению с положением греков, влияние к-рых в регионе до XVI в. практически отсутствовало. Арабы не могли занимать высшие ступени церковной иерархии, наравне с греками получать образование. В конфликте, который достиг апогея в нач. XX в., Ж. отстаивал права арабов и приветствовал уступки в их пользу, на к-рые пошла К-польская Церковь. Ж. не терял связи с родиной, в 1892-1910 гг. опубликовал много статей в церковных (не только православных) и светских научно-популярных и публицистических арабских журналах «Аль-Хилаль», «Аль-Муктатаф», «Маркан-Нажах», «Аль-Ихрам» и др. Ему также принадлежит неопубликованная работа «Мидия и мидяне» (ркп. хранится в ф. 112 архива СПбФИВ РАН).

http://pravenc.ru/text/182347.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция, посвященная 150-летию со дня рождения и 65-летию со дня кончины митрополита Григория (Чукова) 09.11.2020 5 ноября 2020 года в Санкт-Петербургской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла конференция, посвященная 150-летию со дня рождения и 65-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) . Перед началом форума ректор академии епископ Петергофский Силуан совершил литию на могиле митрополита Григория (Чукова) в крипте Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. За богослужением молились бывший ректор Ленинградской духовной академии и семинарии протоиерей Владимир Сорокин, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин, правнучка митрополита Григория Л.К. Александрова-Чукова, сотрудники и студенты академии. Целью конференции стало обсуждение биографии выдающегося иерарха и основных аспектов его церковной деятельности. О них в своем сообщении «Вклад митрополита Григория (Чукова) в жизнедеятельность Русской Церкви XX века» рассказала правнучка митрополита — Лидия Константиновна Александрова-Чукова. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Н.И. Платонова представила доклад «Археологическая служба Петрограда и ее деятельность в ходе кампании по изъятию церковных ценностей». Она описала этап борьбы за сохранение церковных памятников между членами Российской академии истории материальной культуры и государственной властью. По словам докладчицы, комиссия под председательством К.К. Романова пыталась защитить храмы от разрушения и разграбления советским правительством, которое вело подобные гонения под предлогом выручки материальных средств для помощи голодающим, что отражено в дневнике приснопоминаемого митрополита, который тогда еще был протоиереем Николаем Чуковым.

http://drevo-info.ru/news/26299.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Ученые открыли гробницу святого Феоктиста в соборе XII века под Новгородом 14.07.2015 Московские ученые открыли для исследования гробницу святого Феоктиста в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря под Великим Новгородом , сообщили в понедельник " Интерфаксу " в Новгородской археологической экспедиции. " В гробнице оказались мощи святого и фрагменты одеяний. Мощи в настоящий момент переданы Новгородской митрополии. Они находятся в раке в одном из соборов Свято-Юрьева монастыря и доступны для паломников. Их дальнейшую судьбу определит митрополия. Археологические исследования в Георгиевском соборе продолжаются " , - сказал собеседник агентства. Как сообщалось, столичные ученые ведут раскопки в Георгиевском соборе третий год на средства Российского гуманитарного научного фонда. Руководит исследованиями член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Владимир Седов. В 2013 году в храме была расчищена гробница архиепископа Феоктиста, который руководил Новгородской епархией в XIV веке и позднее был причислен к лику святых. Мощи находились под мраморной плитой начала XIX века. Ученые считают, что гробница не пострадала от вандалов. Исследование гробницы благословил митрополит Новгородский и Старорусский Лев, чья резиденция находится в Свято-Юрьевом монастыре. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.07.2015 21:02:53 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/19164.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Церковно-научная конференция памяти архимандрита Антонина (Капустина) проходит в Москве 14.12.2007 Церковно-научная конференция «Создатель Русской Палестины», посвященная 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) , проходит 14 декабря в Паломническом центре Московского Патриархата. Организаторы форума — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС), Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) и Научный совет РАН «Роль религии в истории». Архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894) — выдающийся русский церковный деятель, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Перед началом заседания в домовом храме Паломнического центра была отслужена лития по архимандриту Антонину. Конференция началась с приветствия митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, которое было зачитано сотрудником ОВЦС МП, священником Игорем Выжановым. Председатель ОВЦС МП напомнил, что в год 190-летия архимандрита Антонина (Капустина) отмечается также 160-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847). Митрополит Кирилл подчеркнул, что Русская Духовная Миссия и ИППО «заложили прочный фундамент русского церковного и культурного делания на Святой Земле». «Достойный представитель русского ученого монашества, выдающийся историк-византинист, археолог, археограф и нумизмат, о.Антонин на всех этапах своего сложного служения занимался научными изысканиями», — пишет митрополит Кирилл, подчеркивая, что «главной заслугой» архимандрита можно считать «приобретение многочисленных земельных участков на Святой Земле, …строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения». По словам митрополита Кирилла, сегодня преемники о.Антонина продолжают начатое им дело: в этом году состоялась малое освящение храма Всех святых в Горненской обители, строительство которого началось в 1910 г. «Обильные плоды на ниве церковного делания» о.Антонина заложили основу для возрождения православного паломничества в Святую Землю в наши дни. Митрополит Кирилл считает, что наследие этого выдающегося церковного деятеля нуждается в глубоком изучении.

http://drevo-info.ru/news/4156.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался Сергей Беляев, сотрудник РАН, руководивший обретением мощей более 30 святых 23.10.2019 Сергей Алексеевич Беляев , известный ученый, историк, археолог, сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук скончался на 84 году жизни. Об этом сообщили его родственники. Сергей Алексеевич много сделал для Русской Православной Церкви. Сферы его научных изысканий - первые века Христианства, Херсонес, наследие русской эмиграции. Руководил Херсонесской экспедицией Академии наук СССР. Ему принадлежит открытие место крещения князя Владимира. В постсоветские время по просьбе патриарха Московского Алексия II участвовал как ученый в обретении мощей более 30 святых. Патриарх Тихон, архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), преподобный Максим Грек... Мощи трех святых - митрополитов Филарета (Дроздова), Иннокентия (Вениаминова ) и архимандрита Антония (Медведева) были извлечены из ямы в Лавре перемешанными. Представитель славной династии Беляевых, в числе которой генералы и священники, сестры милосердия и монахини. Судьбы необыкновенные - герой Парагвая; ученый, разгадавший секрет дамасской стали, молочная сестра Александра Блока. Его дедушка Сергей Тимофеевич Беляев, командовавший русской артиллерий в Первую мировую, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В детском возрасте перенес разлуку с репрессированными родителями. Закончил Ленинградский университет. Работал в Эрмитаже, общался там со Львом Гумилевым , вместе с ним хоронил Анну Ахматову. В 1970-е годы добился с помощью семьи художника Корина, чтобы в день памяти Пушкина на Мойке звучали православные песнопения.. Двадцать лет вел популярную секцию о святынях Московского Кремля в рамках Рождественских чтений. Это лишь крупицы его жизни.. Еще в прошлом году ездил в свой любимый Херсонес. Последние годы занимался реконструкцией Херсонеса от позднеантичных времен до крещения князя Владимира. Трехмерная реконструкция архитектуры и текстов богослужений. Привлекал студентов Суриковского института. Михаил Борисович Пиотровский отзывался о нем: «Если говорить об археологии Крыма, то только с Беляевым». Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.10.2019 20:59:22

http://drevo-info.ru/news/25365.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Кирилл освятил воссозданный Екатерининский собор в Пушкине 28.06.2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил в минувшее воскресенье чин освящения воссозданного собора святой великомученицы Екатерины в Пушкине под Петербургом . Все внутреннее пространство храма было заполнено верующими, а на Соборной площади установлены экраны, на которых транслировалось происходящее. На улице собралось большое количество жителей и гостей Пушкина, желающих стать свидетелями торжественного события. В начале июня глава Дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна передала храму фрагмент мощей святой Екатерины, в честь которой назван собор. Освящение воссозданного храма приурочено к празднованию 300-летия Царского Села. Активные работы по восстановлению церкви начались в 2005 году. Строительство велось на народные пожертвования, участие в которых приняли около 28 тыс. человек. По окончании литургии патриарх наградил за вклад в возрождение собора губернатора Петербурга Валентину Матвиенко орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени), настоятеля Вознесенского собора Пушкина Геннадия Зверева орденом Даниила Московского (II степени), а также главного архитектора Алексея Михалычева и бизнесменов, принявших участие в строительстве. " Сегодня мы присутствовали на огромной важности историческом событии. На месте поругания, бесчинства, варварства и разбоя мы обрели такую красоту " , - сказал патриарх Кирилл. В свою очередь В.Матвиенко отметила, что воссоздание собора - это " замечательный пример сотрудничества государства, Церкви и общества " . Собор Святой Екатерины был построен в 1840 году архитектором Константином Тоном, самой известной работой которого стал храм Христа Спасителя в Москве. Церковь выполнена в стиле суздальских соборов. Она была заложена в 1835 году по велению Николая I. В 1917 году в склепе собора был погребен первый по времени новомученик Русской православной церкви протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками. В 1922 году храм разграбили в ходе т.н. изъятия церковных ценностей. Помимо церковной утвари, были отобраны и несколько наиболее ценных в художественном отношении икон. В 1938 году собор закрыли, а спустя год, в июне 1939 года, взорвали. На месте храма планировалось устроить сквер поэтов, но в итоге был установлен памятник Ленину, который простоял здесь более 40 лет. В 2006 году экспедиция РАН провела масштабные археологические раскопки фундамента собора и подняла вопрос о возможном восстановлении храма. Храм воссоздан без изменений, он стал точной копией своего предшественника. В подвальной части, где сохранился фундамент XIX века, расположится православный музей истории собора. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.06.2010 22:55:40

http://drevo-info.ru/news/8662.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. После состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге пресс-конференции благотворителей Царского Села, посвященной подготовке к его 300-летию, в некоторых СМИ появились " сенсационные " сообщения об останках священника, обнаруженных при раскопках фундамента взорванного большевиками собора святой великомученицы Екатерины. Корреспондент " Воды живой " обратился за разъяснениями к благочинному Царскосельского округа, настоятелю Софийского собора протоиерею Геннадию Звереву.    " ВЖ " :  - Отец Геннадий, действительно ли останки, найденные при раскопках на Соборной площади Царского Села, -  это мощи первого священномученика ХХ века Иоанна Кочурова? Отец Геннадий Зверев: - Да, перед восстановлением Екатерининского собора на центральной площади нашего города были проведены раскопки. Археологи открыли исторический фундамент храма, на котором теперь возводятся новые кирпичные стены. В крипте были найдены останки, которые позже были идентифицированы. - Где проводились экспертизы? - Антропологические исследования проходили в Институте материальной культуры РАН. Нам помогли также эксперты-криминалисты из ГУВД по Санкт-Петербургу и области. - Этих исследований оказалось достаточно? - Да. Знаете, в какой-то момент мы устыдились: Господь дал нам святыню, а мы возим ее по светским учреждениям и проверяем на подлинность. Да и старцы сказали - мало вам, что ли, что святого казнили и затем глумились над его захоронением в 1939 году, подкладывая взрывчатку в крипт собора, где он был упокоен.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-11-21/1...

В 1918 и в 1922 гг. И. ч. была ограблена, за небрежное хранение церковных ценностей понесли наказание члены совета общины; остававшиеся в часовне ценности - золотая риза весом более пуда, неск. пудов серебра, 2 больших изумруда, более 100 алмазов, рубины и др. камни - были изъяты в 1922 г. В 1920 г. англ. писатель Г. Уэллс в кн. «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены». Перед И. ч. разворачивалось главное действие «комсомольского рождества» в Рождественский сочельник 1923 г. После закрытия и сноса И. ч. на ее месте была установлена авангардистская скульптура рабочего, исчезнувшая после разрушения ворот в 1931 г. Остатки И. ч.- каменные прямоугольные в плане фундаменты (5,5×6 м) - открыты и изучены при реконструкции Исторического (Воскресенского) проезда Московской археологической экспедицией Ин-та археологии РАН в 1988 и 1994 гг. 4 нояб. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень И. ч. В 1996 г. были завершены работы по воссозданию И. ч. и ворот (архит. О. И. Журин). Ныне часовня, пристроенная к сев. стороне Воскресенских ворот, имеет куполообразную кровлю, увенчанную золоченой фигурой арх. Михаила с крестом. Окна (в т. ч. ложные) овальной формы обрамлены венками и золоченым подзором в виде драпировки. К единственному дверному проему на главном (сев.) фасаде ведут широкие чугунные ступени; его фланкируют золоченые горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. Перед И. ч. по решению московского правительства установлен знак «Центр Москвы». 25 окт. 1995 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, список иконы прибыл в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где был написан иером. Лукой, а на следующий день Патриарх Алексий II совершил чин освящения И. ч. В наст. время в И. ч. ежедневно совершаются молебны, к-рые служат поочередно священники московских храмов.

http://pravenc.ru/text/Иверской ...

м. был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублёва (в наст. время Центральный музей древнерус. культуры и искусства им. прп. Андрея Рублёва ), организатор и 1-й директор - Д. И. Арсенишвили. 16-17 июля 1989 г., в 1-ю годовщину причисления прп. Андрея Рублёва к лику святых, в соборе в честь Нерукотворного Образа Спасителя было совершено 1-е после закрытия обители всенощное бдение и литургия. С 1990 г. в соборе регулярно совершаются богослужения (настоятель - прот. Вячеслав Савиных), песнопения исполняются знаменным распевом. При храме организована иконная мастерская, учебная хоровая школа знаменного распева, издательская группа, публикуется сб. «Хоругвь». К Спасскому собору приписана часовня «Проща» (первоначальная постройка была поставлена в XVI в. (?) на месте прощания прп. Сергия Радонежского с прп. Андроником), сооруженная в 1889-1890 гг. на средства купца В. Александрова (архит. А. А. Латков). Часовня была закрыта в 1929 г., возвращена Церкви в 1995 г. В наст. время находится в стадии реставрации (восстановлены шатер и фасад). К 2001 г. завершается строительство заложенного в окт. 2000 г. храма-часовни св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского у вост. стены мон-ря на бывш. монастырском кладбище. Архитектурный ансамбль Достоверные сведения о первых постройках мон-ря ограничиваются полученными во время археологических исследований (проводились Музеем им. Андрея Рублёва в 1989, 1993, Ин-том археологии РАН в 2000). Под собором выявлены остатки древнейшего (не ранее нач. XV в.) некрополя и деревянных сооружений, к-рые датируются по данным радиокарбонного анализа дерева в пределах 2-й пол. XIII - сер. XV в. Возможно, среди них есть и фрагменты 1-го деревянного монастырского храма. Единственное сообщение о строительстве каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя содержится в 3-й Пахомиевой редакции жития прп. Сергия Радонежского, указывающей на создание собора при учениках прп. Саввы Московского - игум. Александре и прп. Андрее Рублёве, расписавшем собор.

http://pravenc.ru/text/115428.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010