Псалом 89 Молитва Моисеа человека Божия. Так и в Еврейском. «Некоторые писатели, – говорит бл. Феодорит, – утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем, а другие говорили, что писатель ее бл. Давид, и он написал ее применительно к божеств. Моисею. Впрочем, псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческого рода, а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее». Св. Афанасий видит в сем псалме молитву во время напастей и изображение страдания Христова. Псалом один из более трудных для объяснения. 2 . С Евр.: «Господи! Ты нам прибежище в род и род». 3 . С Евр.: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 4 . Не отврати человека во смирение 517 , т.е. не допусти, чтобы человек впал в унижение и бедствие. «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение». С Евр.: «Ты возвращаешь человека в тление» 518 . И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Т.е. «не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежнего лукавства» (Бл. Феод.). С Евр.: «И говоришь: возвратитесь, сыны человеческие»! 5 . И стража нощная. «Стражею ночною, – говорит бл. Феод., – называл пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась стража ночная, делили ночь на четыре части», каждая была из трех часов 519 . Т.е. помоги, Господи, ибо жизнь человека кратка и болезненна, вечен же Ты един. «Для Тебя присносущного и вечного и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под тысячелетием разумеет время подзаконного служения от Соломона, создавшего храм, до осады после смерти Спасителя на кресте: а под ночью – время, предшествовавшее пришествию Спасителя; «потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло для них Солнце правды». С Евр.: «Ибо пред очами Твоими тысяща лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах 9 мин., 15.12.2016 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова) . Ночная молитва Ночная молитва издревле вдохновляла тех, кто желал в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения. Это и не удивительно. Во-первых, на жарком Востоке молиться ночью гораздо приятнее, удобнее, нет изматывающей жары, зноя, слепящего солнца. Во-вторых, что немаловажно в эпоху гонений, собираясь по ночам, в уединенных местах, христиане меньше рисковали быть замеченными, схваченными, убитыми. Регулярные ночные молитвы были связаны с римским делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia – бдение), т. е. 4 смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я - при пении петухов. Христиане посвящали молитвам все четыре стражи только в исключительных случаях (например, на Пасху). Обычно же молились до полуночи, или вставали на молитву среди ночи. Собирались на бдения по разным поводам: перед Евхаристией , перед Крещением, в период Великого поста , на память мучеников и усопших. К этим практическим поводам присоединялось и ожидание Второго пришествия Иисуса Христа и наступления Царства Небесного, и стремление избежать греха. Однако с IV в. бдения все больше становятся специфически монастырским богослужением, особенно развитым в иерусалимских монастырях. Появляются подвижники, стремившиеся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.). В V в. на Востоке возникают монастыри «неусыпающих», где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

III. Храм Первозванного Станем на горах Киевских, там, отколе, по выражению преподобного Нестора, пошла Русская земля: ибо свет истины, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, есть и духовное начало всякого царства! – Поклонимся тому месту, на коем стояли священные стопы Апостола, просветителя Руси! воскликнем ему от полноты сердца вместе с Пророком: «коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая!» ибо, действительно, «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их»! – О как драгоценно для сердца каждого Русского сие отечественное предание! – Первозванный из Апостолов идет во мрак Скифии, в край ему неведомый, но ведомый Богу, предъизбравшему Себе и в нем верных служителей, как между прочих языков. Вверх пустынной реки Ворисфена идет он не по дикому ее берегу, а по самым волнам, которые стелются влажною стезею пред учеником Того, Кому дана всякая власть на небеси и на земли. На вершине одного из холмов Киевских водружает Андрей победную хоругвь, крест искупления, с пророческим словом: «что на сих горах воссияет благодать Божия, и град великий возникнет, и церкви многие воздвигнет в нем Бог.» – И вот тысяча лет, которые пред Богом, как день вчерашний, уже протекший, или как одна стража ночная, – миновались, и предки наши увидели событие слов Апостольских, которому доселе дивимся мы, их позднейшие потомки. – Так не упадает тощим на землю ни один глагол Божий, и крест, насажденный Апостолом, разросся спасительным древом, осенившим собою целую Русь! На старом Киеве ударяли ко всенощной, у св. Софии и в обители Архангела, по случаю праздника Всемилостивого Спаса: но, минуя древние святилища, предпочел я идти в храм Первозванного, чтобы там присутствовать при торжественном изнесении честного креста, которое совершается на сей всенощной; я хотел поклониться кресту на том месте, где впервые водрузил его Апостол в отечестве нашем. Хотя великолепна самая церковь по чрезвычайной красоте и смелости своего зодчества: но убогое священнослужение, по бедности причта, не могло бы, казалось, произвести того впечатления, какое невольно проникает душу при внешнем благолепии; ибо и оно необходимо для возвышенных обрядов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Храм Первозванного Станем на горах Киевских, там, отколе, по выражению Преподобного Нестора, пошла Русская земля, ибо Свет Истины, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, есть и духовное начало всякого царства! Поклонимся тому месту, на коем стояли священные стопы Апостола–просветителя Руси. Воскликнем ему от полноты сердца вместе с Пророком: «Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая!», ибо действительно «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их!» О, как драгоценно для каждого русского сердца сие отечественное предание! Первозванный из апостолов идет во мрак Севера, в край, ему неведомый, но ведомый Богу, предызбравшему себе в нем верных служителей, как между прочих языков. В верх пустынной реки Ворисфена идет он, по дикому ее берегу, и по самым волнам, которые стелются влажною стезею пред учеником Того, Кому дана всякая власть на Небеси и на земли. На вершине одного из холмов Киевских водружает Андрей победную хоругвь, крест искупления, с пророческим словом: «На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий возникнет, и церкви многие воздвигнет в нем Бог». И вот тысяча лет, которые пред Богом как день вчерашний, уже протекший, или как одна стража ночная, – миновалась, и предки наши увидели сбытие слов апостольских, которому доселе дивимся мы, их позднейшие потомки. Так не упадает тощим на землю ни один глагол Божий, и крест, насажденный Апостолом, разросся спасительным древом, осенившим собою целую Русь! В Старом Киеве ударили ко всенощной, у Святой Софии и в обители Архангела, по случаю праздника Всемилостивого Спаса, но минуя древние святилища, предпочел я идти в храм Первозванного, чтобы там присутствовать при торжественном изнесении Честнаго Креста, которое совершается на сей всенощной. Я хотел поклониться кресту на том месте, где впервые водрузил его Апостол в отечестве нашем. Хотя великолепна самая церковь по чрезвычайной красоте и смелости своего зодчества, но убогое священнослужение, по бедности причта, не могло бы, казалось, произвести того впечатления, какое невольно проникает душу при внешнем благолепии, ибо и оно необходимо для возвышенных обрядов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Псалом 89 Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1 ; Нав. 14:6 ; Дан. 9 и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему. Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17). Пс.89:2 .  Господи! Ты нам прибежище в род и род. «Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем. Пс.89:4 .  Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят. Пс.89:5 .  Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Пс.89:6 .  Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Пытаясь реконструировать общую схему древнехристианскрй молитвенной практики, особенно суточного круга (этому посвящена восьмая глава), мы оказываемся в мире римских календарных понятий. Многие выражены привычными терминами («час», «полночь», «утро»), и это может приводить к недоразумениям. Необходимо поэтому определить их историческое значение и соотношение с современными понятиями. Слово день (dies) обозначало у древних римлян как естественный («световой») день — время от восхода до заката солнца, — так и день гражданский (сутки) т. е. время от полуночи до полуночи. Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Разделение суток на часы (horae temporales) началось только с введением солнечных и водяных часов (III—II вв. до н. э.). С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на двенадцать равных отрезков («часов»), и на столько же частей делили время от заката до восхода солнца. Ясно, что римские ночные часы были длиннее дневных зимой и короче их летом. Сравняться между собой — и соответствовать нашему фиксированному часу (60 минутам) — они могли только в период равноденствия (см.: Санчурский, с. 199–200). Конечно, это сезонное различие более заметно на Севере, нежели в странах Средиземноморья. Для военной караульной службы римляне делили ночь (от заката до восхода солнца) на четыре «стражи» (лат.: vigiliæ, custodiæ, греч. φυλακα), вошедшие в гражданское употребление и позднее даже ставшие временной рамкой христианского суточного цикла. По рассказам Полибия, Тита Ливия, Тацита и других авторов, в начале каждой стражи раздавался громкий звук воинских труб, слышимый на большом расстоянии 1 . Этот факт не мог не влиять на жизнь (и сон) окрестного населения, то есть практически всех граждан империи, по которой были капиллярно распределены римские легионы и многочисленные сторожевые караулы. Первая ночная стража продолжалась с начала «ночи» (с 18 часов) до 21 часа по нашему счислению, вторая — с 21 часа — до полуночи. Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой — к пению петухов (Естественная история. X, 21). Ритор Фриних Аравийский (П в. н. э.) дополняет данные Плиния, говоря, что т. н. «получи» (μσαι νκτες. — sic!) продолжались с 3го или 4го часа ночи (по нашему — с 20-ти или 21 часа) до пения петухов, или «утра» (ρθρος), т. е. до 3 часов утра 2 . Обратим внимание, что в данном случае «полночь» (букв. средняя часть ночи) не момент смены суток (о часов, как мы привыкли), а довольно продолжительный период времени, включающий в себя вторую и частично третью военные стражи.

http://azbyka.ru/schyot-vremeni-v-drevne...

Святые и в загробном мире сохраняют любовь к своей родине 23 ноября (6 декабря) (Память св. благоверного князя Александра Невского) Святые, прославленные Богом в Земле Русской, должны быть особенно дороги сердцу каждого из нас между прочим потому, что они не только при жизни своей всегда были молитвенниками и предстателями пред Богом за свое отечество, но остались таковыми же по отношению к своей родине и по смерти. Из двух нижеприводимых примеров вы убедитесь, братие, в истине слов моих. В княжение св. благоверного Александра Невского король Шведский с многочисленною ратью напал на Землю Русскую и приближался уже к Новгороду. Александр решился биться с неприятелем, но прежде, чем выйти ему навстречу, вошел в соборную церковь св. Софии, Премудрости Божией, и там со слезами стал умолять о помощи своих сродников, святых мучеников Бориса и Глеба. Молитва его была услышана: святые не отказались помочь ему. В ночь перед битвою один из воевод Александра, некто Филипп, муж благоговейный, которому поручена была ночная стража, удостоился следующего видения. При восходе солнца он увидел на воде лодку, среди которой стояли св. страстотерпцы Борис и Глеб, а гребцы на ней были одеты как бы мглою. И вот Борис говорит Глебу: «Брат Глеб, поспешим! Нам нужно скорее помочь сроднику нашему Александру». Видевший святых и слышавший слова их сказал о своем видении Александру, и сей, прославив Бога и св. угодников, уже смело устремился на неприятеля. Шведы были разбиты и прогнаны, и Новгород был спасен. Другой пример представляет нам случай, бывший в Москве, плененной от Поляков, в 1612 году. В то время в Московском Кремле вместе с другими томился в плену у Ляхов греческий архиепископ Арсений. Однажды, когда он лежал на одре болезни и, изнуренный голодом и другими лишениями, ожидал смерти, вдруг услыхал, что кто-то, тихо сотворив молитву, вошел в келию его, и келия с приходом посетителя озарилась необыкновенным светом. Посетитель этот был преподобный Сергий. Он сказал Арсению: «Арсений, вот, Господь Бог услышал молитву рабов Своих и ради молитв Всенепорочныя Своея Матери и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с которыми был ходатаем и я, завтра сей град возвратит православным христианам и ваших врагов низложит». Весть о видении тотчас разнеслась между войском и народом и всех ободрила. А в свое время и самое предсказание сбылось. На другой день русскими взят был Китай-город, а за ним вскоре сдался и самый Кремль (Прол. 22 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Скачать epub pdf Родина См. также: Патриотизм . 704. 952. Воевода Филипп в видении узрел святых мучеников Бориса и Глеба, спешивших на помощь к святому Александру перед битвой со шведами См. также: Любовь к Родине . В княжение святого благоверного князя Александра Невского король Шведский с многочисленной ратью напал на землю Русскую и приближался уже к Новгороду. Александр решился биться с неприятелем, но прежде чем начать битву, вошел в соборную церковь святой Софии, Премудрости Божией, и там со слезами стал умолять о помощи своих сродников, святых мучеников Бориса и Глеба. Молитва его была услышана. Святые не отказались помочь ему. В ночь перед битвой один из воевод Александра, некто Филипп, муж благоговейный, которому поручена была ночная стража, удостоился следующего видения. При восходе солнца он увидел на воде лодку, в которой стояли святые страстотерпцы Борис и Глеб, а гребцы на ней были как бы скрыты мглой. И вот Борис говорит Глебу: “Брат Глеб, поспешим! Нам нужно скорее помочь сроднику нашему Александру.” Видевший святых и слышавший их слова сказал об этом Александру, и тот, прославив Бога и святых угодников, уже смело устремился на неприятеля. Шведы были разбиты и изгнаны, и Новгород был спасен. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 207). 953. Преподобный Сергий, явившись архиепископу Арсению, возвестил ему, что по молитвам Богородицы и святителей московских Москва будет освобождена от поляков, что и произошло на следующий день См. также: Богородица , Любовь к Родине . В 1612 году в Московском Кремле, осажденном поляками, вместе с другими томился в плену греческий архиепископ Арсений. Однажды, когда он лежал на одре болезни, изнуренный голодом и другими лишениями, ожидая смерти, вдруг услыхал, что кто-то, тихо сотворив молитву, вошел в его келию, и келия с приходом посетителя озарилась необыкновенным светом. Это был Преподобный Сергий. Он сказал: “Арсений! Господь Бог услышал молитву рабов Своих и ради молитв Всенепорочной Своей Матери и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с которыми был ходатаем и я, завтра этот город возвратит православным христианам и ваших врагов низложит.” Весть о видении тотчас разнеслась среди войска и народа и всех ободрила. А в свое время и самое предсказание сбылось. На другой день русскими взят был Китай-город, а за ним вскоре освобожден и сам Кремль. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 208). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Псалом 89 1. Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению 1227 (ибо) Ты сказал: «Возвратитесь, сыны человеческие!» 1228 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя роса пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, ожестеет и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою, и век наш – пред Тобою, и век наш – пред светом лица Твоего 1229 . Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются 1230 ; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение 1231 , и мы (сим) будем научены 1232 . Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою (сможет) постигнуть 1233 ярость Твою? Посему 1234 яви мне десницу Твою 1235 и укрепивших 1236 сердце мудростию 1237 . Обратись, Господи! Доколе 1238 ? И умилостивись над рабами Твоими. Да насытимся скоро милостию Твоею, Господи, и возрадуемся и возвеселимся 1239 , Во все дни наши будем веселиться, (в награду) за дни, в которые Ты смирял нас, за лета, в которые мы видели злое. И призри на рабов Твоих и на создания Твои, и наставь сынов их. И да будет свет Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. 1228 Признавая писателем псалма Моисея, толковники видят здесь терминологию Быт. 3:18–19 и находят указание на грехопадение первых людей и сопровождавшее его грозное определение Господне о страданиях и унижении человека во время земной жизни и возвращение его в землю при смерти (Феодорит и новые толковники – Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 4. S. 7). 1229 Т. e. Своим светом, учением, всеведением осветил всю нашу жизнь и ее тайны, а особенно – греховные (Григ. Нис.). 1230 Греч. σε ρχνη [алекс. и ряд лук. спп.; др. ς ρχνην] μελτων – слав. яко паучина поучахуся: «природа человеческая не имеет в себе ничего постоянного, подобно паутине легко расторгается» (Афан. Вел. и Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Автор Жития пишет, что, когда Александр услышал слова послов, у него разгорелось сердце, и он, войдя в церковь Святой Софии, пал перед алтарем на колени и начал со слезами молиться словами псалма: «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющих меня. Возьми оружие и щит, поднимись мне на помощь» 83 . Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ Новгородский Спиридон благословил его и отпустил. И князь вышел из церкви, утер слезы и начал воодушевлять свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Псалмопевца и его слова: «Они на колесницах и они на конях; мы же во имя Господа Бога нашего воззовем. Они оказались связаны и пали, мы же поднялись и распрямились». Произнеся это, он пошел на врагов с малой дружиной, не дожидаясь сбора многой своей силы, уповая на Святую Троицу. К сожалению, отец его, великий князь Ярослав, не знал об этом нападении на своего милого сына Александра, и у того не было времени послать весть к отцу своему, ибо противники приближались; оттого и многие новгородцы не присоединились к нему, – потому что князь поторопился выступить в поход. Летопись говорит, что едва пришла в Новгород весть, что к Ладоге идут «свей», князь Александр, не помедлив нимало, с новгородцами и ладожанами пошел на них. 15 июля 1240 года князь достиг вражеского лагеря. Согласно Житию, русскому князю помогали в этом бою его святые «сродники», родственники, князья братья Борис и Глеб. Их видел дозорный незадолго до боя. «Дозорным был некий по имени Пелгуй, или Пелгусий, старейшина в Ижорской земле. Ему была поручена ночная стража у моря, у Финского залива. Сам он воспринял святое крещение, но жил среди своего рода, оставшегося языческим. В крещении ему наречено было имя Филипп. Жил он благочестиво, среду и пятницу проводя в воздержании». За то, считает автор Жития, Бог удостоил его в тот день поразительного видения. Проведя ночь в бдении и дозоре на берегу моря, на восходе солнца он с испугом услышал с моря шум и увидел плывущее гребное судно, посреди которого стояли в красных одеждах, держа руки на груди, святые мученики Борис и Глеб. Гребцы сидели словно окутанные мглой. Дозорный услышал, как Борис сказал: «Брат Глеб, повели грести, чтобы мы могли помочь нашему родственнику князю Александру». Пелгусий стоял, трепеща, пока корабль не скрылся с его глаз. Вскоре приехал князь, и дозорный рассказал ему о своем видении. Князь ответил: «Не говори этого никому». Спустя небольшое время князь повел свою дружину в бой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010