Однажды Я клялся святынею Моею: Давиду ли солгу? Семя его во век пребудет и престол его, как солнце, предо Мною, И как полная луна во век. И свидетель (сему) на небе верен”. Ты же отринул, и уничижил, и низверг помазанника Твоего, Отверг завет с рабом Твоим, поверг на землю святыню его. Разорил все ограды его, сделал опасными укрепления его. Расхищали его все проходящие дорогою, стал он поношением у соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его, возвеселил всех врагов его. Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани. Прекратил у него очищение, престол его поверг на землю. Сократил дни времени его, покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца? – Будет пылать, как огонь, гнев Твой? Вспомни: какова моя природа? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? Где милости Твои древние, Господи, о которых клялся Давиду во истине Твоей? Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в груди моей, от многих народов, Коим поносили враги Твои, Господи, коим поносили перемену с помазанником Твоим! Благословен Господь во век. Да будет, да будет.     Слава: 89. Молитва Моисея, человека Божия.    Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению, (ибо) Ты сказал: “возвратитесь, сыны человеческие!” Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою и век наш пред светом лица Твоего. Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение, и мы (сим) будем научены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому всякий, кто связывает себя узами, заслуживает горе и следовало бы, чтобы он также исповедывал и идолослужение 984 . Итак, кто – таков, тот утверждает проклятие на нашем Спасителе. Ибо если ты утверждаешь второзаконие, то ты вместе с тем утверждаешь и проклятие на нашем Спасителе 985 , и ты опутан узами и заслуживаешь горе, как враг Господа Бога. Поэтому, возлюбленные братья,/ставшие верующими из (избранного) народа, молчите об узах, которыми вы хотите быть связаны. S 113/L 53//CA VI. 24/// И вы утверждаете, что суббота предшествует воскресению, ибо в Писании сказано: «В шесть дней сотворил Бог все, и в седьмой день окончил Он все дела Свои и освятил его» 986 . Итак, мы спрашиваем вас, что следует прежде – Alef или Tau? Ведь Кто Господь,//Тот служит началом мира. Как и Господь Спаситель нам сказал через Моисея 987 : «В начале сотворил Бог небо и землю, но земля была невидима и не устроена» 988 . И в другом месте сказал Он: «И стал первый день» 989 , и до сих пор седьмой день не был известен. Как же говорите вы, кто больше – тот ли, который был и есть, или тот, который до сих пор не был известен, и относительно которого даже не было надежды,, что он будет? А также спрашиваем мы вас, благословляются ли ваши последние сыновья или ваши первенцы? Как и Писание говорит: «Благословится Иаков в первенцах своих» 990 , и: «Мой сын, Мой перворожденный Израиль» 991 и: «Всяк мужеский пол, разверзающий ложесна, посвящается Богу» 992 . Дабы укрепиться вам в вере, слушайте: первый и последний день равны; поучайтесь же, как вы и находите написанным: «В его царстве день Господень, как тысяча лет и (тысяча лет), как вчерашний день, который прошел, и как стража ночная» 993 . О суде же Он сказал, что это S 113/L 54//CA VI. 24///мрачная темница для осужденных 994 . А день этот, (то есть день суда) ознаменуется тем 995 , что в этот день солнце будет стоять в средине 996 , также и луна, следуя солнцу. Ибо Он сказал: «Вот я делаю первое последним и последнее первым 997 ; и последние должны быть первыми, и первые должны быть последними».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Преподобный Серафим Саровский говорил людям, искавшим спасения вне Церкви: «…море житейское, и не все спасаются от потопления (то есть пребывающие в Церкви-корабле – О.С.) , то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чём утверждаешь свою надежду – спастись» . Находящиеся на «ботике» – это еретики и сектанты, которые силятся преодолеть житейское море без корабля – Церкви, а значит, и без кормчего – Христа. Сказано: «Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» ( Иак.3:4 ). То есть Христос, который как Бог Слово руководит нашим движением по бурному океану этой жизни в Небесную райскую гавань. И мы читаем далее: Мф.14:25–26 . «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали». Слова «в четвертую же стражу ночи» блаженный Иероним Стридонский , истолковал следующем образом: «Расстановка солдат и военные караулы (имеется введу установленный порядок в римской армии – О.С.) разделяются тремя промежутками часов. Таким образом, когда он говорит, что Господь явился им тогда, когда наступила четвертая ночная стража, то показывает, что они находились в страхе в течение всей ночи и что помощь будет подана им в самую последнюю часть ночи и в конце мира» . То есть все время от Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо и до Его Второго славного Пришествия – это как бы некая духовная ночь. В этой «ночи» наше общение со Христом осуществляется прикровенно, через Его Святые Таинства. Это время ожидания; после Его Вознесения на Небо вся история Церкви – это история ожидания, когда же Он вновь явится в реальности нашего мира. И надо прямо сказать, что земная Церковь потерпит серьезный урон, и спасение Церкви осуществится Самим Христом в момент Его явления в сей мир, о чем и сказано: «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» ( Откр.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Псалом 89 1. Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению 1227 (ибо) Ты сказал: «Возвратитесь, сыны человеческие!» 1228 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя роса пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, ожестеет и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою, и век наш – пред Тобою, и век наш – пред светом лица Твоего 1229 . Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются 1230 ; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение 1231 , и мы (сим) будем научены 1232 . Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою (сможет) постигнуть 1233 ярость Твою? Посему 1234 яви мне десницу Твою 1235 и укрепивших 1236 сердце мудростию 1237 . Обратись, Господи! Доколе 1238 ? И умилостивись над рабами Твоими. Да насытимся скоро милостию Твоею, Господи, и возрадуемся и возвеселимся 1239 , Во все дни наши будем веселиться, (в награду) за дни, в которые Ты смирял нас, за лета, в которые мы видели злое. И призри на рабов Твоих и на создания Твои, и наставь сынов их. И да будет свет Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. 1228 Признавая писателем псалма Моисея, толковники видят здесь терминологию Быт. 3:18–19 и находят указание на грехопадение первых людей и сопровождавшее его грозное определение Господне о страданиях и унижении человека во время земной жизни и возвращение его в землю при смерти (Феодорит и новые толковники – Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 4. S. 7). 1229 Т. e. Своим светом, учением, всеведением осветил всю нашу жизнь и ее тайны, а особенно – греховные (Григ. Нис.). 1230 Греч. σε ρχνη [алекс. и ряд лук. спп.; др. ς ρχνην] μελτων – слав. яко паучина поучахуся: «природа человеческая не имеет в себе ничего постоянного, подобно паутине легко расторгается» (Афан. Вел. и Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разумеется, не для того только будить, чтобы через девять лунных месяцев в семействе был приплод, а в приходе – очередная треба. Людей нужно будить в духе слов апостола Павла: «Восстани, спящий, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос!» От тяжкого сна греховного нужно пробуждать великое множество крещеных людей. И приступать к этому нелегкому делу нужно только после усиленных и продолжительных молитв. Это очень по духу близко к служению пророческому и к словам Божиим, сказанным через Иезекииля. Священники, пробуждающие народ, похожи на сторожа, который будит людей звуком трубы, видя приближающегося врага или стихийное бедствие. «Если страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, – то… (кровь погибших) взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву… Если же ты остерегал беззаконника от пути его… но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33: 6–9) Молиться Богу и будить людей . Можно и наоборот: будить людей и молиться Богу. Но, без сомнения, для того и другого нужно прежде самому проснуться. Рейтинг: 9.7 Голосов: 295 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 2 сентября 2012, 18:09 я посещаю дом престарелых как волонтер. часто бабушки жалуются на безсоннцу - я им говорю, что не жаловаться, а радоваться надо! ведь Господь их сам будит для молитвы, дает время, да и какое - ночное! ночная молитва более слышима Богом. Монахов на Афоне специально будят для ночной молитвы, а тут вас Сам Господь будит! Молитесь, говорю, за ваших родственником, живых и уже усопших, им ваша молитва нужна. При последующих посещениях жалоб на безсонницу уже нет, а только радость от ночной молитвы. Молитв-то они обычно не знают, молятся своими словами, но горячо. Одна бабушка рассказывала, что внучка говорила, что у нее зарплата маленькая. Бабушка говорит - я буду молиться, чтобы тебе зарплату прибавили. и знаете, говорит , прибавили. правда, не на много. Так через молитву бабушки и внучка может поверить в силу молитвы. А мы часто сами об этом забываем.

http://pravoslavie.ru/55355.html

«И рекл еси: обратитеся сынове человечестии». Акила же перевел так: «и скажешь: обратитесь, сыны человеческие»; то есть, не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежняго лукавства. Пс.89:5 .  Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. «Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная». Мысль, заключающаяся в сих словах, изложена не в строгом порядке; последния слова поставлены в связи с предыдущими: «не отврати человека во смирение, яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная»; в средине же между теми и другими словами поставлено: «и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии». Говорит же Пророк, что жизнь человеческая кратка и крайне болезненна, а для Тебя Присносущнаго и вечнаго и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи, потому что стражею нощною назвал Пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась ночная стража, делили ночь на четыре части. Так в четвертую стражу и Господь приходил к Апостолам ( Мф.14:25 ). Пс.89:6 .  Ты как наводнением уносишь их. Они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает. «Уничижения их лета будут». На долго, говорит Пророк, предал Ты их на бедствование сие. Означает же вместе отвержение Иудеев, по страдании Спасителя нашего, и будущее оставление их без Божественнаго о них попечения не на краткое, но на весьма продолжительное время. «Утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет». Ибо Иудеи, сподобившись Божия о них попечения, скоро возрасли, процвели и приобрели великую славу; не восхотев же дать земледелателю благовременный плод, но ожесточив сердце, совершенно посохли, потому что не пользовались уже прежним орошением. Утром называет Пророк начало попечительности о Иудеях, а вечером – прекращение Божия о них попечения. Лишились же онаго после креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Чингис говорил еще: «Телохранитель моей охранной стражи Саньбань выше внешних 495 тысячников; домашние их выше внешних сотников и десятников. Если внешний тысячник, считая себя равным Саньбаню охранной стражи, заспорит и будет драться с ним, то подвергается наказанию». Чингис говорил еще начальникам очередей: «Саньбань из стрелков и повара, вступая на дежурство, днем занимаются своим делом, а с захождением солнца, выходят и ночуют вне, отдав ночной страже: стрелки – свои луки и стрелы, повара – свою посуду. На другой день, когда подадут теплую воду, все входят и по-прежнему занимаются своим. Когда смеркнется, ночная стража должна брать под арест людей, которые в это время будут ходить кругом ставки, или взад и вперед, и допрашивать их на следующий день. При смене ночной стражи, новый караул предъявляет марки и потом уже допускается. Ночная стража, ночью обходит ставку, и стоит у дверей. Если кто-либо ночью войдет, тому должны разбить голову и рубить плечо. Кто придет по спешному делу, тот должен наперед видеться с ночной стражей, с ней вместе войти в ставку и потом говорить. Не позволяется никому ни ходить, ни сидеть перед ночной стражей и между нею. Никто, также, не должен спрашивать о числе и дне стражи; кто станет спрашивать, у того взять оседланную лошадь и платье». Перед сим, один из верных людей, Элжигидай, вошел в среду ночной стражи и был ею взят под арест. Чингис сказал: «Вы, телохранители ночной стражи 496 , для спокойствия моего тела и души, оберегали кругом мою ставку, в ночи дождливые и снежные, равно, как и в ясные ночи тревог и битв с врагами. Ни в каком важном случае вы не были ленивы и небрежны. Через то, я и достиг великого сана. Теперь, я назову эту благовещую и верную ночную стражу, старой ночной стражей, семьдесят Саньбань, вступавших в очередь под начальством Огэлечэрби, назову великими Саньбань; храбрых Архайхасара назову старыми храбрыми; стрелков Есуньтеэ и других, великими стрелками. Выбранные из 95 тысяч, составляют мою ближайшую охранную стражу. Завещаю моим потомкам смотреть на этих телохранителей, как на памятник обо мне, тщательно заботиться о них, не возбуждать в них неудовольствия и считать их благодетельными духами» 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

" Неисследуемым представление нельзя принимать, но нужно говорить ему: " Погоди, дай посмотрю, кто ты и откуда идешь " , как ночная стража: " Покажи мне условные знаки " ... " , и призывает каждого испытать себя, наподобие " пробирщика серебра " , аргиронома, оценивающего качество денег, одного из тех менял, что не примут и грош, не узнав, чего он стоит: " Видите, когда дело касается монеты,  как и искусство определенное мы изобрели и сколькими способами пользуется пробирщик серебра для проверки монеты -- зрением, осязанием, обонянием, наконец, слухом: бросив денарий, он внимательно прислушивается к звону, и он не довольствуется звоном денария только один раз, но продолжительными прослушиваниями доводит свой слух до музыкальной тонкости " 1 . К сожалению, продолжает Эпиктет, мерами предосторожности, принятыми, когда речь идет о деньгах, мы пренебрегаем, едва лишь дело касается " высшей духовной части " . Следовательно, цель философии, по Эпиктету, ее главный и первостепенный ergon, состоит именно в таком ревностном и внимательном рассмотрении (dokimazein) 2 . Формулируя разом общий принцип и схему этого отношения, Эпиктет ссылается на сократический афоризм, приведенный в Апологии: " Жизнь без такого исследования [anexetastos bios] не есть жизнь для человека " 3 . Однако исследование, о котором говорил Сократ и которому хотел подвергнуть себя и других, касалось неведения, знания и незнания об этом неведении. Эпиктетово же рассмотрение совершенно иного рода: оно избирает своим предметом представления и нацелено на их " испытание " , " различение " (diakrinen) друг от друга,-- с тем, чтобы не принять никакое представление " неисследуемым " и, остановив его словами: " Погоди, дай посмотрю кто ты и откуда идешь, как ночная стража: " Покажи мне условные знаки " " , выяснить, наделила ли его природа признаками, благодаря которым оно заслуживает одобрения 4 . Здесь, однако, необходимо уточнить: этот контроль касается не происхождения или объекта представления, но приятия или неприятия, которого оно заслуживает.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Ввиду такой милости Божией, столь часто открываемой, несмотря на все предшествующие согрешения, народ и теперь молит Бога, чтобы Он помог ему, освободил из-под власти язычников, за что он будет тогда прославлять Его. 668 Нельзя с точностию определить, произошла ли эта надпись от самого Моисея (он без самопревозношения мог назвать себя «человеком Божиим», как в других случаях назвал себя «рабом Божиим»), или же впоследствии на основании достоверного предания. 669 Многие из древних толковников приписывали этот псалом Давиду, который написал его в духе Моисея. 670 Прибежище – с евр. «жилище»; человек у Бога, как в жилище, находит себе защиту от бедствий жизни и вместе покой. 672 Не отврати во смирение; с евр. «Ты возвращаешь человека в тление, и говоришь: возвратитесь (в прах), сыны человеческие». Быт.3:19 ); с этим прекрасно соединяется ст.5. Под смирением разумеется глубокое уничижение, заключавшееся в наказании преждевременною смертию. – Бог требовал обращения людей; в этом косвенно выражено, что Он хочет оказать им милость. 673 Значение слова яко в ст.5 трудно объяснить (также и в еврейском). По LXX и Вульгате псалмопевец вероятно хочет мотивировать, почему Бог должен простить, а не истребить преждевременно; потому что и без того жизнь человеческая уже коротка; иже мимоиде – потому что протекшее время кажется еще короче. Стражаночная стража (третья часть ночи) спящему кажется минутою. 674 Уничижения лета их будут – лета их то, что представляется человеку самым ничтожным, самым скоропреходящим; они – ничто, нуль. Трудный масоретский текст передают: «Ты как наводнением уносишь их; они как сон». 675 Утро яко трава и проч. подлежащее здесь человек. Утро время юности; уже в юности человек нередко похищается смертию, так же непрочен, как трава. В юности он может пользоваться цветущим здоровьем (утро процветет, у преосвящ. Порфирия: «утренний злак»), и внезапно умереть; во всяком случае в вечер его жизни предстоит ему смерть (вечер отпадет). Некоторые подлежащим считают трава к утро процветет, уже в юности человек погибает подобно траве, которая утром цветет, а вечером падает и засыхает. 676 Гораздо проще ст.4 относить не к смертности в пустыне в течение сорока лет, но вообще к произведенной первородным грехом непрочности человека; в таком случае ст.7–8 были бы изъяснением сказанного в ст.5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Как можно оставаться спокойным, слыша подобные речи?» Белгутай тоже сказал: «Коли у нас живых отнимут луки и стрелы, что будет пользы? Молодцы умирают вместе с луком и стрелами; разве так не славно? Наймани осмелились говорить надменные речи, надеясь на обширность царства и многочисленность жителей; нам не трудно, пользуясь настоящим временем, отнять у них самих луки и стрелы; если мы пойдем на них, они спокойно покинут многочисленные свои табуны коней; жилища опустеют, и весь народ убежит в горы и леса. Итак, на коней!» Чингис одобрил мнение Белгутая; возвращаясь с облавы, он прошел через урочище Абчихакотергэ, к реке Халхе, и остановился в Кэльтегайхада, близ Орнау. Пересчитав свое войско, он поставил тысячников, сотников, и десятников 374 ; учредил шесть Чжерби 375 и всем распределил должности. Потом определил 80 человек для ночной стражи 376 и 70 человек Сань бань 377 . Для охранной стражи 378 избраны молодые люди, ловкие и статные, из домов тысячников и сотников, равно, люди свободного состояния 379 . Он приказал Алхайхасару набрать 1000 человек храбрых и начальствовать над ними; в битвах этот отряд долженствовал быть впереди; в спокойное же время, составлять охранную стражу. Над 70 Саньбань поставлены начальниками, вместе, Огелэчерби и Хубусыхалчан. Чингис говорил еще: «Стрельцы 380 Саньбань, телохранители, кравчие 381 и дверники, днем должны быть на месте своей службы, а с захождением солнца, заведываемые ими дела и вещи они должны отдавать ночной страже и ночевать вне; заведывающие конями – пусть берегут коней; ночная стража должна стоять кругом юрты 382 ; дверники 383 , по очереди, стоять у дверей. На другой день, когда принесут горячую воду 384 , пусть все входят внутрь и исполняют свои обязанности. Очередь сменяется через каждые три дня». Распределены были, также, должности тысячникам, сотникам, Чжерби и другим. В год мыши 385 , четвертой луны 10-го числа, Чингис принес жертву знамени 386 и пошел войной на Найманей, следуя вверх по реке Кэрулянь; он отправил Чжебе н Хубилая передовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010