Обязанности Горского с возложением на него ректорства значительно осложнились. Чтобы облегчить свое положение и сосредоточить все силы и внимание на новом служении, он оставил должность академического библиотекаря, которую занимал в течение 20 лет. Также Горский был вынужден отказаться от прямого участия в продолжавшемся описании синодальных рукописей, и был освобожден от этого официальным порядком. Между последними двумя событиями, назначением в ректоры и увольнением от описания рукописей, в жизни Горского произошло еще одно: митрополит Филарет сделал последнюю попытку склонить его к принятию монашества. В середине января 1863 года святитель поручил наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву) переговорить с Горским о принятии им настоятельства в Московском Богоявленском монастыре со вступлением в монашество, сохранением должности ректора Академии и обещанием скорого возведения в сан епископа. От такого предложения Горский пришел в смущение, и вот какие мысли он оставил в специальной записке, написанной по этому поводу: «Нужно ли изменение звания для настоящего моего служения? Кажется, нет. Или хотят перевести на другое поприще действования? Но разве Академия мало открывает дела усердию? Разве неполезно для Церкви служение воспитателя высшего духовного училища? Разве Церковь не должна иметь в Академии для себя опору, пользуясь добросовестными трудами ученой опытности ее членов? Конечно, я не могу тем похвалиться, чтоб обещать доброго делателя на этом поприще служения. Но может быть что-нибудь и даст Бог совершить, когда поглубже войду в настоящее мое положение, поближе познакомлюсь с областию моей новой науки. Разве изменят мне силы? Чувствую уже, что за такие труды надлежало бы приниматься гораздо ранее моих настоящих лет» 302 . Но на этом испытания отца Александра не закончились. 7 февраля 1862 года в Москве за Божественной литургией протоиерей Горский сослужил митрополиту Филарету. Здесь он вновь услышал повторение того желания святителя относительно монашества, которое ему было высказано через архимандрита Антония в лавре. Желая знать на то волю Божью, отец Александр тут же помолился и раскрыл книгу Нового Завета. Ему открылось Евангелие от Марка: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня ( Мк. 9: 35–37 ). В этих словах Священного Писания Горский усмотрел о себе определение воли Божьей: «Не желать высшего положения в обществе, но быть последним из всех и слугой всех» 303 . Так окончательно был решен вопрос относительно принятия монашеского пострига и дальнейшего возвышения отца Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Окончив все, для чего было предпринято путешествие, волхвы намеревались возвратиться домой через Иерусалим и исполнить данное Ироду обещание; но отошли в страну свою иным путем, вероятно, южным побережьем Мертвого моря, и поступили так по особому откровению во сне. Откровение во сне, в какой бы форме оно ни было, привело их к убеждению, что Ирод затевает что-то недоброе, и потому, не желая содействовать ему в его кровожадных замыслах, они решили не встречаться с ним. Бегство святого семейства в Египет  Христос пришел не для того, чтобы в младенческом возрасте пасть под мечом Иродовых убийц. Как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя Иудейского, Иосиф, по внушению Бога, уходит с Младенцем и Матерью Его в Египет, в страну, неподвластную Ироду, где Святое Семейство могло оставаться в полной безопасности. Ангел говорит Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет (Мф. 2, 13). «Иосиф, услышав это (говорит Златоуст), не соблазнился и не сказал: что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей Своих, а теперь Он даже и Себя не спасет, и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдельную страну? Это противоречит тому, что обещано. — Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный: не любопытствует даже о времени возвращения». На поставленный так прямо вопрос — отчего Христос Сам не спас Себя от Иродовых убийц? — Златоуст отвечает: «Потому, что если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком» (Беседы на Евангелие от Матфея). Слова пророка Осии — из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11, 1) —- относятся к выходу народа израильского из Египта при Моисее, причем Сыном Божиим называется весь народ израильский, а потому едва ли могут быть применены ко Христу. Избиение Иродом младенцев Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим. Выведав от волхвов, что звезда явилась им на их родине около года назад, он пришел к заключению, что Младенец теперь если и старше года, то во всяком случае моложе двух лет; место рождения Его известно. Чтобы обеспечить себя от притязаний нового Царя, надо убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев двух лет и моложе; в числе их наверное и будет Христос. Так думал и решил Ирод. По случаю переписи Вифлеем и его окрестности были переполнены потомками царя Давида; туда поспешили Иродовы убийцы, и под мечами их пало (по преданию) около 14 000 младенцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Они необходимы зато для маловерных и колеблющихся между истиной и неправдой. К числу неправд о мире принадлежит и положение, что мир не имеет начала. Это положение возникло вопреки всемирно распространенному устному преданию целого человеческого рода, не говоря уже о священном Предании и св. Писании Ветхого и Нового Заветов. Оно основывается будто бы на научных исследованиях пластов земной коры. Отсюда мнение о глубокой древности происхождения земного шара, древности, исчисляемой не тысячелетиями, а миллионами тысячелетий. Те, которые приводят это обстоятельство, как подтверждение положения о вечности мира, упускают из виду, что мир существует для людей, а не люди для мира. Если же люди имеют начало и конец, то и мир. Как устное предание целого человеческого рода, так и св. Писание свидетельствуют о происхождении человеческого рода от мужа и жены, созданных в возрасте совершенном. Очевидно из сего, что мир создан прямо в возрасте совершенном, то есть не по естественным силам природы, требующим времени для развития, а непосредственно силой Божией, ничем не ограниченной. Надо знать, что положение о вечности мира или материи считается богохульным, и принимающих его за истину св. Церковь отлучает от общения своего! Безначален один Бог . Мир создан во времени, или точнее, вместе с временем. Псалмопевец выражается так: «прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89, 3 ). Эта же мысль выражена в словах Ипостасной Премудрости Божией, сказанных еще в Ветхом Завете: «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны» и проч. ( Npumч. VIII, 23–25 ). То же самое слышим в словах Сына Божия, сказанных в Новом Завете: «И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Uoah. XVII, 5 ). В неравенстве дней года открывается особое действие Премудрости Божией, дарующей продолжительные дни в ту пору года, когда это наиболее необходимо для полевых работ, составляющих, по определению Божию, главное занятие рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мессия в еврейских праздниках и традициях Если вы хотите узнать историю и традиции народа, то лучший способ — познакомиться с его национальными праздниками. Праздники отражают историю и культуру нации и могут очень многое о ней рассказать. Однако есть на Земле народ, который полнил свои праздники из рук Самого Всевышнего. Это еврейский народ. Еврейские праздники самым тесным образом связаны с библейскими событиями, которые происходили на протяжении более пяти тысяч лет. Многовековая история еврейского народа связывает древние поколения с нами, живущими в двадцать первом веке. По сей день, евреев, рассеянных по всему лицу Земли, в определенные дни года объединяют торжества, выражающие традиции и установления их древних прародителей. Праздники еврейского народа могут рассказать нам не только о его истории и традициях, но они прежде всего являются отражением любви Бога к людям. Основная тема всех еврейских праздников — это грядущее спасение и избавление. На праздник Песах на стол ставят бокал для пророка Илии, который должен будет возвестить радостную весть о приходе Мессии (Машиах). Правда, мы с вами знаем, что Он уже был на земле. Его имя — Йешуа Га–Машиах или Иисус Христос. Основная цель этой книги — дать ясную картину того, что сделал Йешуа для Своего избранного народа — Израиля, и как древние еврейские праздники отражают образ Мессии, Который пришел, чтобы исполнить все предсказанное о Нем в Законе (Торе), Пророках и Писании: «Вот то, что Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). Вот некоторые места из Нового Завета, говорящие нам о том, что все происходившее с нашими предками, все обычаи и обряды Ветхого Завета, вся система жертвоприношений, все библейские праздники, записанные в Библии (ТаНаХ), свидетельствуют о грядущем Избавителе всего мира. «Закон был лишь тенью благ, которые ожидали людей в будущем. Закон поэтому никогда не мог сделать совершенными тех, кто приходил для поклонения Богу и постоянно, из года в год приносил жертвы» (Евр. 10:1, современный перевод).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Пасхальное время О. Августин : Действительно, Великий Пост особым образом отличается от всех других постных времен, содержащихся в уставе Церкви. Это Пасхальный Пост - обратная сторона воскресения, в которое человек входит в соприкосновении с Крестным Путем Великого Страдальца. О. Иосиф : Крестный Путь Спасителя - это и наш путь. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23), - обращается к каждой верующей душе Христос. Во дни Великого Поста христианин ближе, чем в другие дни, подходит к узкой тропинке, к тернистому пути. И на этом пути он встречает множество испытаний, трудностей, внутренних томлений, недоумений. Потеряв бдительность, он в одно мгновение может оказаться в пропасти уныния, отчаяния, богооставленности. Таким образом, сострадая Спасителю, человек воспринимает его образ: Распятого и Воскресшего, образ Нового Адама. О. Августин : Одной из важных составляющих предпасхального постного времени является аскетическое осмысление. Аскеза раскрывается как способ самосохранения, в котором человек осознает два основополагающих измерения своего бытия: ограниченность и конечность. Через приближение к правде о себе во Христе мы можем обрести новое для себя измерение. Оно раскрывается в бессмертии дара благодати. Пощение и прощение О. Иосиф : Аскетическое, духовное, богословское осмысление поста очень важно, но его самого по себе не достаточно. Пост требует чего-то большего, нашего участия. И начинается это участие с примирения, с Прощеного Воскресения. Христос наставляет своих учеников: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Это начало поста. Так Церковь призывает нас войти в него, войти в его спасительную струю. О. Августин : Просьба о взаимном прощении многократно повторяется в течение богослужения каждого дня литургического года. Получается, что Чин Прощения, стоящий на пороге Великого Поста, становится кульминацией того, чем жила Церковь в течение года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Рассказывали об авве Сисое, что, когда он заболел, пришли к нему старцы и спросили его: «Что ты видишь, авва?» «Вижу, – отвечал он, – что уже идут за мною, и прошу их, чтобы дали мне немного времени на покаяние». Один из старцев говорит ему: «Если и дадут тебе еще время, сможешь ли теперь принести спасительное покаяние?» «Хотя и не могу сего сделать, – отвечал авва, – но поплачу несколько о душе моей, и сего довольно для меня» (97, 257–258). Источник. Однажды авва Патермуфий посетил брата и застал его лежащим на одре болезни. Брату нелегко приходилось расставаться с жизнью: он трепетал... – Отчего ты, чадо, не готов к своему исходу? Видно, совесть, изобличительница твоего нерадения, не отступает от тебя... И больной взмолился: – Прошу тебя, отче, исходатайствуй пред Богом, да продлит хотя немного мою жизнь, чтобы мне очиститься. – И ты просишь еще время для покаяния, когда уже настал конец твоей жизни?! – воскликнул старец. – Что же ты делал раньше, в продолжение всей жизни? Разве не мог ты лечить тогда свои язвы? Нет?! Ты к старым прилагал свежие!.. Но еще усерднее молил его умирающий. – Если ты к старому злу не станешь прибавлять нового, мы помолимся о тебе. Бог благ и долготерпелив и продлит еще ненадолго жизнь твою, чтобы ты мог уплатить твои долги... И, преклонив колена, старец начал молиться. Потом, поднявшись, обратился к больному со словами: – Вот, Господь дает тебе еще три года жизни – только бы ты всем сердцем обратился к покаянию. И, взяв его за руку, воздвиг с одра болезни. Выздоровевший немедленно последовал за аввою в пустыню. Через три года авва привел брата на то место, где он лежал на одре болезни. Собралось много братий, и все пришли в изумление: точно Ангел Божий, а не человек стоял пред ними – так глубоко было его обращение к Богу! Старец всю ночь беседовал с братией о плодах покаяния и обращения к Богу, приводя в пример брата. А брат тихо засыпал и... заснул навеки! (99, 60–61). Брат безмолвствовал в одном монастыре, и молитва его была такая: «Господи! Нет во мне страха Твоего; пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтоб хотя таким образом пришла окаянная душа моя в страх Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАВКАЗСКИЙ ВОПРОС 2 мин., 01.01.2008 Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало международное признание Республики, началось восстановление разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его после боевых действий 1989-1992 годов. Статью обозревателя " Фомы " Алексея Соколова " ПО ОБЕ СТОРОНЫ ФРОНТА " согласился прокомментировать для нас архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, член Общественной палаты РФ: Последние события на Кавказе имеют достаточно много измерений. Это и личная трагедия множества людей, потерявших своих близких, лишившихся крова и средств к существованию. И одновременно эти события стали одним из важнейших факторов, влияющих на глобальную политику. Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало международное признание Республики, началось восстановление разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его после боевых действий 1989-1992 годов. Есть у этих событий и церковное измерение. Во всяком случае, они заставляют нас вновь задуматься о некоторых проблемах. В том числе, — о соотношении этнической и религиозной идентичности. Вспомним слова Апостола из послания к колоссянам: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:8-11). И это святая правда. Но беда в том, что в жизни мы очень часто забываем о заповедях Христовых. Проявляем пристрастия, сами делим окружающих на своих и чужих, а затем относимся к чужим, как врагам. Это, мягко говоря, мало приятно в быту и политике, где ксенофобия может приводить к кровопролитию. И когда подобное возникает в жизни Церкви, уврачевать такие разделения бывает крайне сложно. Для окончательного преодоления греко-болгарской церковной распри XIX века потребовалось без малого столетие.

http://foma.ru/kavkazskij-vopros.html

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был последним из пророков и первым из мучеников. Он стоит на пороге Нового Завета, возвещая людям о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8). Иоанн Предтеча указывает на грядущего Спасителя и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29). Он первым распознает в Иисусе Христе не простого человека, не просто пророка, а Того, Кого Бог обещал израильскому народу – Мессию Христа, Спасителя мира, Который на Себя берет грех всего мира. Того, Кто пришел для того, чтобы искупить человеческий род от греха и смерти. Святой Иоанн Предтеча, как бы предшествуя Господу Иисусу Христу не только здесь, на земле, но и в вечности, умирает раньше Него для того, чтобы уготовать Ему путь не только здесь, но и там. Как верует Церковь, после того, как Иоанн был убит беззаконным четвертовластником Иродом (о чем мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Марка), его душа сошла в адские бездны, дабы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Ему, чтобы и там возвестить о том, что грядет Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И когда Господь Иисус Христос умер на Кресте, тогда, как мы веруем, Его душа сошла во ад не для того, чтобы там остаться, но для того, чтобы и адские бездны наполнились Божественным присутствием, для того, чтобы открыть путь к воскресению из мертвых и к вечной жизни всем тем, которые ожидали Спасителя в этих темных адских безднах. И, конечно, вместе с ними был выведен оттуда и святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, которого мы сегодня почитаем и прославляем как пророка, который указал и продолжает указывать людям путь ко Христу Спасителю». Обращаясь к представителям профессорско-преподавательской корпорации ОЦАД и учащимся, ректор этого учебного заведения отметил: «Мы совершаем престольный праздник, одновременно отмечая начало учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Нынешний год начинается в непростых условиях, потому что, к сожалению, продолжается пандемия коронавируса. Нет возможности в полной мере обеспечить очное обучение для всех студентов, но, по крайней мере, после целого года, когда мы занимались заочно, сегодня мы имеем возможность видеть друг друга в лицо, пусть и в масках. Мы имеем возможность начать учебный год в очном режиме с надеждой на то, что при строгом соблюдении и преподавателями, и начальствующими, и учащимися необходимых противоэпидемических мер, сумеем избежать заражений, распространения коронавируса и сможем продолжить обучение в нормальных условиях.

http://mospat.ru/ru/news/88004/

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – вот два крыла большого орла , которыми Церковь уносится из мира в спасительную пустыню жизни с Богом. Там Церковь питалась Божественным учением и таинствами. Христианин, не читающий и не слушающий Писания, – это птица без крыльев, не могущая взлететь от земного мудрствования. Принимающие только один какой-нибудь Завет (таковы иудеи, принимающие только Ветхий Завет , и таковы были некоторые древние ереси, принимающие только Новый Завет и отвергающие Ветхий), как птица на одном крыле, никогда не могут взлететь к истинному ведению Бога и к жизни в Нем. С другой стороны, бегство Церкви от дракона в пустыню подобно исходу Израиля из Египта от фараона в Аравийскую пустыню. Бог говорил тогда Своему народу: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ( Исх. 19:4 ). Господь нашел народ Свой «в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет и носит их на перьях своих» ( Втор. 32:10–11 ). А потому и взывают дети Божии: «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» ( Пс. 35:8 ). Мы видим, что жене-Церкви даны были два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Само выражение в продолжение времени, времен и полвремени одинаково с Дан. 7:25 и Дан. 12:7 и означает год, два года и полгода, то есть три с половиной года. Это и есть те 1260 дней, или 42 месяца царствования антихриста. Тогда под двумя крылами большого орла можно разуметь и двух свидетелей – пророков Илию и Еноха, проповедью которых жена- Церковь и будет спасаться в то время. Но змий-сатана не удовлетворился тем, что исторг Церковь из среды народа и государств, он знает, что она продолжает существовать в потаенных пустынных местах и хочет и там ее уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Столкнувшись с оппозицией олигархии, поддержанной враждебностью Мидии, Амель – Мардук попытался найти опору в провинциях. По свидетельству Библии, 2 апреля 561 г. он «вывел Иехонию, царя иудейского, из дома темничного, и говорил с ним дружелюбно, и поставил его престол выше престола царей, которые были у него в Вавилоне, и переменил его темничные одежды, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его, и содержание его, содержание постоянное, выдавалось ему от царя изо дня в день, во все дни жизни его». Однако дни власти и жизни Амель – Мардука были сочтены. Олигархия подготовила против него заговор. Между 7 и 13 августа 560 г. он был свергнут и убит заговорщиками во главе с уже известным нам халдейским генералом Нергал – шарру – уцуром, сыном Бэл – шум – ишкуна, женатым на дочери царя Навуходоносора II, сестре Амель – Мардука. Вавилонское гражданство с восторгом провозгласило Нергал – шарру – уцура царем Вавилона, а халдейская партия не стала против этого возражать. Между соперничавшими партиями был достигнут компромисс. Нергал – шарру – уцур устраивал обе стороны. Халдейская верхушка считала его своим, видя в нем халдея, знаменитого генерала, покорителя Иерусалима и к тому же зятя Навуходоносора II. Но и для олигархии новый царь был тоже «своим человеком» – крупным землевладельцем и рабовладельцем, тесно связанным со жречеством Сиппара и вавилонским деловым миром, в частности с домом Эгиби. Олигархия победила в принципе. Она убрала Амель – Мардука, занявшего престол по праву наследования, объявив его узурпатором, и возвела на трон выборного царя Нергал – шарру – уцура. Халдеи в данном случае проявили непоследовательность, ибо им важно было иметь на престоле халдея, тогда как сам по себе принцип легитимизма мало их интересовал. Став царем, Нергал – шарру – уцур немедленно закрепил свой союз с олигархией. Его дочь Гигитум 14 апреля 559 г. в праздник Нового года, 1–го года царствования Нергал – шарру – уцура, вышла замуж за Набу – шум – укина, сына Шириктум – Мардука, потомка Шимме – илани – икби, эконома храма Эзиды в Барсиппе. В Мидии воцарение Нергал – шарру – уцура встретили с одобрением: жена его, по – видимому, была дочерью Навуходоносора II и мидянки Амиитис, т. е племянницей индийского царя Астиага. В знак возобновления союза мидяне вернули вавилонянам истукан богини Анунит, увезенный в глубокой древности гутиями из Сиппара в Аррапху, находившуюся после падения Ассирии под властью Мидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010