14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

Где помолиться в новогоднюю ночь? Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, где пройдут молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь 29 декабря, 2014 Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, где пройдут молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь Сегодня все больше людей встречают наступление Нового года в храмах, посещая молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь. Правмир составил список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых 31 декабря и 1 января пройдут такие богослужения. Список составлен на основе информации, размещенной на сайтах приходов, но редакция рекомендует заранее позвонить в выбранный храм на случай изменения времени богослужений. МОСКВА Храм Христа Спасителя 19.00. Новогодний Патриарший Молебен. Сретенский монастырь, ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1 18:00. Вечернее богослужение. Полиелей. 23:00. Новогодний молебен. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2-й Троицкий переулок, д. 6а, стр. 9 17:00. Вечерня. Утреня. Полиелей. 00.00. Литургия. Храм мц. Татианы при МГУ, ул. Большая Никитская, д. 1. 15.00. Новогодний молебен. Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) Большая Никитская, дом 18 17.00 — новогодний молебен Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, Софийская набережная, д. 32. 22.00. Утреня. Часы. Литургия. Донской ставропигиальный мужской монастырь, Донская пл, 1-3 31 декабря 16.40 — вечернее богослужение, по окончании — новогодний молебен. 1 января 0.00 — Божественная литургия (Большой собор) 9.00 Вторая Божественная литургия. Покровский собор в Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1. 22.30. Ночная служба – Утреня, Часы, Божественная литургия. Служба мч. Вонифатию и прп. Илии Печерскому. Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, ул. Байкальская, д.37а. 18.30. Молебен на начало нового года Храм Рождества Христова в Измайлово, Измайловский пр., 28 17.00. Новогодний молебен. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3. 18.00. Молебен на начало Нового года.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Новый год помогает людям отсчитывать время жизни» Предстоятель Русской Церкви совершил молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя 03.01.2013 412 Время на чтение 3 минуты 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве , сообщает Патриархия.Ru. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января. Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «в этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной». «У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения», - добавил Патриарх. Предстоятель Русской Церкви задается вопросами: «Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже?» «Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить», - продолжил его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/03/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: Молебны на начало информационного Нового года концептуальны и глубоки по своему смыслу На Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года 15.09.2012 703 Время на чтение 4 минуты Вчера, 14 сентября, в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года. Богослужение совершил настоятель подворья протоиерей Геннадий Беловолов . В молебне приняли участие сотрудники информационно-аналитической службы «Русская народная линия» во главе с главным редактором Анатолием Дмитриевичем Степановым. По окончанию молебна отец Геннадий обратился к богомольцам с пастырским словом: Новой традицией в информационном медиа-пространстве стало празднование информационного Нового года не по гражданскому, а по церковному календарю - 1 сентября по старому стилю. Нужно ли такое празднование, что оно в себе несет, какая новость содержится в самом этом празднике? Думаю, что молебны на начало информационного года являются воцерковлением самого медиа-пространства. Церковь задумана и основана Господом таким образом, чтобы освящать все и вся. Если мы откроем старинный требник, то увидим, что там есть молитвы на освящение гумна, колодца, сеяния. То есть освящались все области жизни и деятельности человека. В наше время структура жизни и деятельности человека существенно меняется, и люди сейчас больше пребывают не на сельском поле, но на медиа-поле. И это поле тоже по смыслу бытия Церкви должно быть освящено, воцерковлено. Я думаю, эти молебны концептуальны, глубоки по своему смыслу. Они воцерковляют нашу духовную пищу, освящают новости, чтобы они были душеполезны, чтобы они стали хлебом насущным, пшеницей, а не плевелами. Мы молимся о том, чтобы Господь послал нам добрые вести в грядущем году, молимся о том, чтобы эти вести были спасительны для нашей души, а если Господь посетит нас скорбями, и мы услышим печальные известия, чтобы мы их пережили духовно и смогли бы прозреть даже в скорбях действие промысла Божия. Чтобы они для нас были поводом не к отчаянию и упадку, но к покаянию и духовному возрождению. Поэтому мы совершили молебен на церковное новолетие и информационный Новый год перед иконами Матери Божией «Августовская» и «Виленская-Остробрамская», святителя Феофана Затворника, а также преподобной Анастасии Киевской.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/pr...

Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже? 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января. Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем. В этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной. У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения. Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже? Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-kuda-m...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве прошла богословско-практическая конференция «Проект нового православного катихизиса» 26.10.2017 447 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катихизиса, сообщили РНЛ организаторы. Как учат нас святые отцы, общая молитва и общая дискуссия помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. 8 октября в зале «Петровский» гостиницы «Националь» прошло научное собрание по обсуждению проекта нового православного катихизиса. Конференция вызвала немалый интерес. Зал, вмещающий около 200 человек, был полон. С докладами и в прениях выступили : игумен Кирилл (Сахаров), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Анатолий Чибрик, протоиерей Всеволод Чаплин, дьякон Илья Маслов, дьякон Евгений Моргун, Василий Бойко-Великий , Владимир Осипов , Вячеслав Балакин, Владимир Семенко, Борис Галенин, Дмитрий Анин, Максим Козлов-Шульженко, Светлана Шестакова, Александр Порожняков и др. По итогам конференции была принята следующая резолюция: 1. Признать, что новый катихизис Русской Православной Церкви не нужен. Достаточно катихизиса святителя Филарета (Дроздова), а также других вероучительных текстов, таких, как «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина, учебник «Закон Божий» протоиерея Сергия Слободского и др. Настоятельно рекомендовать вернуться к изучению в духовных семинариях катихизиса святителя Филарета Московского, а также других православных катихизисов, составленных ранее. 2. Документ, который сейчас называется «Проект нового катихизиса», своему назначению не отвечает и может представлять собой лишь некое справочное пособие по догматике и современному состоянию Церкви. В этом качестве его можно использовать после учета замечаний, принятых научным собранием. 3. Утвердить замечания к проекту нового православного катихизиса (справочного пособия по догматике).

http://ruskline.ru/politnews/2017/oktyab...

Слова 1. Слово в день поставления во священника 15 декабря 1868 года Днесь в церкви Божией, возложением руку архиереову, Таинство Помазания от Духа Святого соверши мя, прежде далече бывша и Церкви и Таин ее. И се, братие, вся нова зрю: и Завет нов, и Таинства новы, и Священство ново. Се вся нова, не того ради точию, яко по ветхом предана суть, или по первом наступили: ибо и второе, аще бы имело обветшати, не могло бы именоватися новым, понеже обветшавающее погубляет имя нового. Новый Завет, якоже именуется нов, тако и есть присно нов; аще ли присно нов, то и вечен; аще ли вечен, то и неотъемлем (не якоже первый), и конца не имать. Сего имени: новый, и изначала своего подания Ветхий Завет не имел; но имя сие, еще при бытии Закона Ветхого, Закону Христову дано бысть: се дние грядут, глаголет Господь, " и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов« (Евр. зач. 319). Посему Моисеем данный завет неветшающим не был, аще при бытии и крепости оного ин завет уже именуется новым. Сей, пророками предуказанный, Новый Завет апостолы именуют вечным: »кровию завета вечнаго« (Евр. зач. 335). А сам Господь силу и сущность нового вечного Завета указует в своей живоносной Крови, ибо сказал: »сия чаша новый завет моею кровию» (Лук. зач. 108). Яве убо, яко Чаша Крови Христовы, яже до скончания мира приноситися имать, купно и Тело его за нас ломимое, се есть Завет нов и вечен; приносители и причастники Тела и Крови Христовы, сии суть служители и причастники нового, вечного Завета. Старообрядцы глаголемии такожде именуют себя сынами и причастниками Завета Нового, но точию именуют, существенной же принадлежности истинных причастников сего Завета не имеют: ибо не имеют вечной, непрерывно от апостол влекущейся иерархии, без которой и преподание Таин Тела и Крови Христовы невозможно. А беспоповцы даже проповедуют, якобы ныне настало время, в неже и быти не должно нового завета священству и жертве: как словом, так и самым безиерархическим пребыванием своим они проповедуют обветшание и конец нового и вечного Завета. Увы горестного ослепления! Завет ли новый, Христом преданный, обветшал? Но «небо и земля мимо идут, а словеса Господня не имут прейти» (Матф. зач. 101). Не закон новый обветшал, а обветшали и охромели, по слову пророка ( Псал. 17 , ст. 46), проповедующие его обветшание. Ныне, говорят беспоповцы, повсюду тма (т. е. безверие), всюду смрад, всюду мертвость, и священства православного несть. Увы! Свет ли Христом преданного священства тма объяла? Никакоже! Тма его не объят; но ослепшему и в полудне, сияющу сольнцу, тма есть, смердящему повсюду смрад, и мертвому несть жизни!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Божественная литургия у нового храма московского Сретенского монастыря ФОТОРЕПОРТАЖ 15 марта в среду третьей седмицы Великого поста в день явления Державной иконы Божией Матери на паперти нового храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре была совершена литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение прошло под открытым небом у подножья прекрасного собора на Большой Лубянке – месте страдания тысяч христиан. Внутри собора, освящение которого еще впереди, заканчиваются отделочные работы. Дата первого богослужения неслучайна. Когда начиналось строительство храма, планировалось совершить в нем первое богослужение именно в этот день – день столетия трагических событий русской Смуты. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) заговорщики принудили государя-страстотерпца Николая II к отречению. Спустя сто лет мы встречаем этот день осмыслением пройденного пути, своей истории, прославлением Новомучеников и Исповедников Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл благословил освящение нового храма на праздник Вознесения – 25 мая 2017 года. В этот день будет отмечаться и десятилетие воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Именно на Вознесение десять лет назад был подписан документ о каноническом общении. Но Святейший Патриарх благословил, как и было намечено, совершить первую литургию 15 марта на специально устроенной для богослужений паперти нового собора. Две тысячи православных христиан собралось в этот вечер на Тайную Вечерю Господню. Священники с трудом успели исповедовать всех, готовившихся к Причастию. Богослужение возглавил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон в сослужении духовенства обители. За богослужением пел хор Сретенской семинарии. Теплая для марта месяца погода сопровождала это радостное событие. После богослужения братия монастыря предложили для всех присутствующих трапезу. И никто не отказался: ведь большая часть пришедших на вечернюю литургию постились с полуночи.

http://pravoslavie.ru/101889.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слово Божие пусть сеется у вас обильно священник Алексий Хотеев Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно. Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу. «Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ). «Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Новый год – не торжество, мы встречаем Рождество» Диакон Владимир Василик о праздновании гражданского новолетия 04.01.2013 1671 Время на чтение 3 минуты 1 января, по устоявшейся с советских времен традиции, вся страна отмечала Новый год. Так сложилось, что после перехода России на григорианский календарь, праздник этот, всегда следовавший за Рождеством Христовым и отмечавшийся намного скромнее, теперь предшествует рождественским дням и отмечается как на государственном, так и на общественном уровне более широко, нежели Рождество. Как сообщает «Интерфакс», в связи с этим протодиакон Андрей Кураев даже выступил с инициативой… объединить Новый год и Рождество Христово в один праздник. «Я надеюсь, что со временем у нашей Церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно – объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества», – заявил он 2 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы ». Любая другая дата празднования Рождества, по его мнению, «порождает вопрос, на который у нас не находится ответов». «Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, т.е. наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично», – пояснил свою позицию о.Кураев. «Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря – она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, – лучше переносить не на 25 декабря, до Нового года… Какая разница – неделя до нового года, неделя после нового года, как-то это немножко странно», – считает он. Мы попросили известного богослова, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика рассказать о том, как православный христианин должен относиться к празднованию «гражданского» Нового года . Отношение к Новому году может быть самое разное. Я, например, встречал в интернете такое: «Новый год – не торжество, мы встречаем Рождество». Понятно, что для нас еще идет Рождественский пост, что наш старый Новый год, наступит 1/14 января, когда мы празднуем память святителя Василия Великого.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/04/no...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010