Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения. 259 Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» ( Мф.18:23 ). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих. 262 Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393). 267 Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 268 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич), еп. Верненский В обновленчестве митрополит Орловский. Родился в 1851 году. Окончил медицинский факультет Варшавского университета, Военную артиллерийскую академию, юридический факультет и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Магистр богословия. Пострижен в монашество. Ректор Литовской духовной семинарии в гор. Вильно. Затем последовательно в сане архимандрита был настоятелем: Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря, Пензенского Спасо-Преображенского монастыря, Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря, а с 1914 г. Астраханского Покрово-Болдина монастыря. Ни в одном из указанных монастырей не оставил хорошей памяти. 12 июля 1920 года хиротонисан во епископа Ковровского, вик. Владимирской епархии. Хиротонию совершил Патриарх Тихон с сонмом архиереев. В 1921 году – епископ Верненский. Очевидно за неустойчивый характер и частые падения Патриарх Тихон в шутку именовал его «епископом Содомским и Гоморрским». В июне 1922 года уклонился в обновленческий раскол. Один из первых деятелей церковного обновленческого переворота в мае 1922 года. Был сразу назначен управл. Московской епархией. Подписался под обращением к архиепископу Кентерберрийскому, примасу Англии. 18 июня 1922 года возведен в сан архиепископа и назначен архп. Крутицким. С 6 июля 1922 года – архп. Пензенский и Саранский. Вместе с епископом Антонином 30 июля 1922 года рукоположил во епископа Иоанникия (Чанцева), а II июня Иоанна Альбинского без предварительного пострижения в монашество. С 4 окт. 1922 года – архиепископ Орловский. 26 марта 1923 года уволен на покой. Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом. 25 сент.1928 года возведен в сан митрополита. В марте 1931 года в ознаменование 80-летия со дня рождения назначен почетным членом Св. Синода Пр. Ц. в СССР. Скончался 19 января 1932 года (Кат-АМ и Кат-ЯВ), а по Кат-ЕС скончался в 1934 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. (В Кат-ЕС год кончины, очевидно, менее точен, чем в Кат-ЯВ).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8 сент. 1752 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского, 23 дек. того же года прибыл к месту служения. При И. в Елецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре началось строительство каменного здания духовной консистории, а в Троицком Ильинском мон-ре возведено 2 корпуса. В 1754 г. в любечском Антониевом муж. мон-ре была построена и освящена ц. во имя святых Иоакима и Анны, в Успенском соборе Каменского мон-ря сооружен величественный 5-ярусный иконостас, шло строительство теплой трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После пожара, случившегося в июле 1754 г. в Рыхловском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , по благословению И. была составлена и отправлена в Синод подробнейшая опись всех сгоревших и немногих уцелевших построек и имущества обители. В февр. 1755 г. архиерей добился разрешения Синода рыхловскому игум. Герману (Мировицкому) производить сбор милостыни во всех российских городах (Там же. Т. 34. С. 448-449. Прил. 39). Вскоре в этом мон-ре был заложен новый каменный 3-престольный 5-главый Никольский собор, к-рый И. освятил в 1760 г. Одновременно в Рыхловском мон-ре архиерей инициировал ремонт единственной сохранившейся во время пожара ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, а также строительство каменной ц. во имя Иоанна Предтечи (1767). В Чернигове епископ в 1754 г. освятил после ремонта древнейший собор Преображения Господня, в 1755 г. восстановил пострадавший от пожара 1750 г. Пятницкий храм одноименного девичьего мон-ря. При И. в епархии было построено неск. храмов, в т. ч. ап. Иоанна Богослова (1752) и Преображения Господня (1757) в г. Нежине, собор Рождества Пресв. Богородицы (1752-1762) в Козельце, храмы святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1755) в с. Лемеши, прор. Илии в Коропе и др. В 1754 г. Медицинская канцелярия предложила И., а также митр. Киевскому Тимофею (Щербацкому) , свт. Белгородскому Иоасафу (Горленко) и еп. Переяславскому Иоанну (Козловичу) направить неск. семинаристов для обучения хирургии и «фармации» в казенных госпиталях и аптеках. В 1755 г. И. избрал и послал в С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь 4 студентов Черниговского коллегиума (Там же. С. 58-60). 20 авг. 1755 г. в киевском Софийском соборе И. вместе с митр. Киевским Тимофеем участвовал в хиротонии архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. После того как имп. Елизавета Петровна уволила священника Каргопольского гренадерского полка Иванова от служения, 20 янв. 1759 г. Синод поручил И. избрать в Черниговской епархии достойного кандидата на этот пост. 27 февр. того же года епископ рапортовал о назначении в Каргопольский полк овдовевшего бездетного протопопа Крестовоздвиженского храма Василия Артёмова (Там же. Т. 39. С. 27-28).

http://pravenc.ru/text/673851.html

Никодим, епископ Любечский, викарий Черниговской епархии (Пустовгар Николай Григорьевич) Дата рождения: 28 декабря 1980 г. Дата хиротонии: 17 декабря 2019 г. Дата пострига: 18 декабря 2005 г. Страна: Украина Биография: Родился 28 декабря 1980 г. в г. Носовке Черниговской области Украинской ССР в семье рабочих. В 1987-1996 гг. учился в средней школе 2 г. Носовки. В 1996 г. поступил в Черниговское духовное училище. В 1999 г. принят на 2-й курс Почаевской духовной семинарии. В 2002-2005 гг. — насельник  Успенской Почаевской лавры , нес послушания на клиросе, в трапезной и просфорне. С 2005 г. — насельник Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря Черниговской епархии . 18 декабря 2005 г. наместником Новгород-Северского монастыря архимандритом Владимиром (Мельником ) пострижен в монашество с именем Никодим в честь праведного Никодима. 24 марта 2006 г. епископом Черниговским и Нежинским Амвросием рукоположен в сан иеродиакона, 2 апреля — в сан иеромонаха. 10 октября 2006 г. назначен благочинным, решением Синода Украинской Православной Церкви  от 27 июля 2007 г. (журнал 70) — наместником Новгород-Северского монастыря. В 2012-2016 г. проходил обучение в Киевской духовной академии , защитил дипломную работу на тему «История Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. Конец XVIII — XIX вв.». 30 апреля 2013 г. возведен в сан архимандрита. Решением Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 г.  избран епископом Любечским, викарием Черниговской епархии. Хиротонисан во епископа 17 декабря 2019 г. за Литургией в храме вмц. Варвары г. Киева. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . Образование: 2016 г. — Киевская духовная академия. Епархия: Черниговская епархия (Викарный архиерей)   E-mail: chernigov-cn@orthodox.com.ua Web-caйm: http://orthodox.com.ua Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5549425.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялась архиерейская хиротония наместника Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря архимандрита Владимира (Мельника) 12.06.2007 11 июня, в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), во время Божественной литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры Блаженнейший Митрополитом Владимир совершил хиротонию архимандрита Владимира (Мельника) во епископа Шепетовского и Славутского. Наречение наместника Спасо-Преображенского Новгород-Северского мужского монастыря архимандрита Владимира (Мельника) состоялось накануне вечером в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Киево-Печерской Лавре. Наречение и хиротония совершены во исполнение определения внеочередного заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви 10 июня 2007 года. Решением того же заселания правивший архиерей Шепетовской епархии епископ Никодим (Горенко) назначен управляющим Владимир-Волынской епархией. Cедмица.Ru/Патриархия.ru Редакция текста от: 12.06.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Дехтяровская, Дегтерувская], по преданию, явилась в 1492 г. в с. Дегтярёвка (примерно в 15 км от г. Новгорода-Северского Черниговской обл., Украина), где находилась в ц. Покрова Пресв. Богородицы (1710), бывшей подворьем новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря. Прославление образа относится к нач. XVIII в. Согласно преданию, когда в 1702 г. И. С. Мазепа писал в Дегтярёвке воззвание, в к-ром призывал изменить имп. Петру I, искоренить московский гарнизон в Стародубе и присоединиться к швед. кор. Карлу XII, стало известно, что гетман вместе со шведами надругался над чудотворной иконой. Эта молва оттолкнула от Мазепы даже преданных ему людей. Празднование иконе совершалось при большом стечении народа в 10-ю пятницу по Пасхе. Особенно почиталась земледельцами. Иконография образа (7×5,5 вершка) относится к типу «Умиление»; местонахождение после 1917 г. неизвестно. Сохранились списки Д. и., однако доподлинное их отношение к первообразу неясно. В ЦМиАР хранится икона сер. XVIII в., происходящая из южнорус. земель. Богородица изображена погрудно в красном орнаментированном мафории, левой рукой за плечико придерживает стоящего слева Богомладенца, правая рука поднята в молении к лику Христа. Младенец обнимает Богородицу обеими ручками, правая скрыта, левая покоится на мафории. Он облачен в белый хитон, подпоясанный узким красным орнаментированным пояском. Вверху по сторонам имеются надписи в картушах:    (справа),     (слева); по нижнему полю: [...]      […]. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 404; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 84-85. Кат. 17/Авт. Н. Н. Чугреева. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171571.html

В Чернигове молитвенно почтили память святого благоверного князя Игоря Черниговского Чернигов, 19 июня 2007 г. 18 июня в Спасо-Преображенском соборе Чернигова, где почивают мощи святого благоверного князя Игоря Черниговского, состоялась праздничная Литургия. Первое общее богослужение архипастырей черниговской земли совершили епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, епископ Бориспольский Антоний и новоназначенный епископ Нежинский и Батуринский Ириней, сообщает «Православие в Украине» . Несколько лет подряд в праздничном богослужении принимали участие студенты и преподаватели Московских духовных школ. В этом году приезжали воспитанники Киевской духовной семинарии и академии. Всех Игорей с днем небесного покровителя сердечно поздравил епископ Амвросий. 19 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22736.html

Выставка «Слово о полку Игореве» открылась в Калининграде 24 октября 2008 г. 14:02 В Калининграде 23 октября открылась выставка «Слово о полку Игореве», на которой представлены экспонаты из коллекции Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Выставка будет работать с по 22 февраля 2009 г. в Историко-культурном центре «Великое посольство» (Королевские ворота). «Слово о полку Игореве» выдающийся памятник древнерусской культуры, созданный более 800 лет назад. В основе сюжета исторические события, связанные с походом новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Время соединило судьбу «Слова» с историей Ярославского Спасо-Преображенского монастыря, который сохранил единственную рукопись, открывшую миру «Слово о полку Игореве». Честь открытия и первого издания «Слова» принадлежит Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину обер-прокурору Синода, президенту академии Художеств, сенатору и меценату. В 1800 г. в Сенатской типографии Москвы «Слово о полку Игореве» было напечатано тиражом 1200 экземпляров, а уже через 12 лет единственный список «Слова» погиб в московском пожаре вместе со всем собранием древностей в доме Мусина-Пушкина на Разгуляе. Утрата уникальной рукописи сделала первое издание «Слова» его вторым рождением. На выставке в Королевских воротах произведения древнерусского и современного искусства, мемориальные вещи, памятники материальной культуры и книжности X-XX вв. из собрания Ярославского музея-заповедника создают неповторимый образ эпохи, раскрывают мир «Слова» и культуру его времени, загадочную историю открытия и трагическую судьбу рукописи, ее второе рождение и бессмертие. В интерактивной части выставки посетители увидят новый фильм « " Слово… " XXI век» (режиссер Сергей Рядовкин), сообщает сайт калининградского Музея Мирового океана. «Православная книга России» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/478961.htm...

В Чернигове молитвенно почтили память святого благоверного князя Игоря Черниговского 19 июня 2007 г. 19:11 18 июня в Спасо-Преображенском соборе Чернигова, где почивают мощи святого благоверного князя Игоря Черниговского, состоялась праздничная Литургия. Первое общее богослужение архипастырей черниговской земли совершили епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , епископ Бориспольский Антоний и новоназначенный епископ Нежинский и Батуринский Ириней. Несколько лет подряд в праздничном богослужении принимали участие студенты и преподаватели Московских духовных школ . В этом году приезжали воспитанники Киевской духовной семинарии и академии. Всех Игорей с днем небесного покровителя сердечно поздравил епископ Амвросий. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/259965.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010