Комплекс настоятельских покоев. XVI–XVIII вв. Фотография. 10-е гг. XXI в. Комплекс настоятельских покоев. XVI–XVIII вв. Фотография. 10-е гг. XXI в. Во 2-й пол. XVI в. в Н.-С. м. построен кирпичный одноэтажный корпус келий с трапезной. Кельи в плане представляют собой прямоугольник, имеют полуциркульные своды, к ним примыкает прямоугольный зал трапезной с системой крестовых перекрытий, опирающихся на стены и центральный столб с помощью подпружных арок. В 1669-1670 гг. (по др. данным, в 70-90-х гг. XVII в.) с вост. стороны к трапезной была пристроена прямоугольная в плане одноярусная церковь во имя апостолов Петра и Павла с 5-гранной апсидой. Храм снабжен системой ступенчатых арок в 2 яруса, к-рые образуют переход к 8-гранному барабану, увенчанному куполом с розеткой в зените. Северный и восточный фасады сооружения украшены аркатурным фризом и оригинальным орнаментом. Комплекс настоятельских покоев формировался на протяжении XVI-XVIII вв. Первоначальное здание возведено во 2-й пол. XVI в. в виде вытянутого по оси «восток-запад» кирпичного корпуса с ризалитами по центру его северного и западного фасадов. По периметру 1-го этажа здание опоясывала кирпичная галерея, на крестовых сводах к-рой на уровне 2-го этажа располагалось открытое гульбище. В 1784-1786 гг. на средства, завещанные Журманом, с севера к настоятельскому корпусу пристроена однонефная 2-светная ц. св. Илии Пророка (освящена 24 июня 1787 г. еп. Иларионом (Кондратковским)), соединенная 2-этажным кирпичным переходом с т. н. корпусом на погребах, расположенным северо-восточнее настоятельских покоев (1-й этаж возведен во 2-й пол. XVI в., 2-й - в посл. трети XVII в., перестроен в 70-х гг. XVIII в.). В кон. XVIII в. к зап. фасаду настоятельских покоев присоединен 2-этажный объем. В XIX - нач. XX в. комплекс претерпел ряд изменений (пристройка граненого объема вместо галереи в зап. части, переделка в аналогичном ему стиле фасада вост. части покоев, примыкающих к Ильинскому храму, и разборка внешней лестницы, пристройка сев. нефа к ц. Илии Пророка), которые окончательно объединили комплекс построек в одно, сложное в плане здание. Памятник подвергся значительным разрушениям во время Великой Отечественной войны. В 2003-2004 гг. здание настоятельских покоев восстановлено по проекту архит. В. И. Лукьянченко по состоянию на 2-ю пол. XVI-XVII в. с сохранением зап. граненого ризалита как наиболее ценной поздней пристройки; в 2004 г. открыта переведенная туда экспозиция музея «Слово о полку Игореве». Корпус на погребах также восстановлен по состоянию на 2-ю пол. XVI-XVII в. На глубине более 5 м под ним расположена система облицованных кирпичом подземных сооружений с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом-галереей, ведущим глубоко под землю в сторону Десны.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Нарушения, допущенные в ходе строительства, привели к тому, что уже в сер. 10-х гг. XIX в. собор начал разрушаться, что было зафиксировано особой комиссией во главе с черниговским губ. архит. А. И. Карташевским. В 1818-1821 гг. по его плану были проведены работы по укреплению конструкции собора путем установки внутри него дополнительных пристенных и 16 отдельно стоящих колонн. В 1853 г. в соборе освятили 2 боковых престола: правый - в честь Успения Пресв. Богородицы и левый - во имя свт. Димитрия Ростовского. Ремонт собора проводился в 1858 и 1910 гг. Интерьер собора отличается насыщенностью декоративно-художественного убранства. Центральное место занимает подкупольное пространство, очерченное спаренными колоннами ионического ордера, несущими антаблемент с карнизом с модульонами, на к-рые опираются подпружные арки. Свод купола расписан под кессоны. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1968 г. реставрирован. В 1983 г. разработан проект реставрации памятника и приспособления его под музей «Слово о полку Игореве» (архит. Е. И. Лопушинская), осуществленный в кон. 80-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. проведен еще один этап реставрационных работ, связанный с возвращением мон-ря Церкви и возобновлением в соборе богослужений. Одной из древнейших построек Н.-С. м. является колокольня, ее первоначальный объем в виде въездной башни входил в систему укреплений мон-ря XVI-XVII вв. В 1605 г. башня была разрушена (первоначальная кладка осталась целой в основании стен 1-го этажа), восстановлена в XVII в. с сохранением первоначальной планировки (были оставлены бойницы в стенах 1-го яруса). Башня завершалась шатром (в 30-х гг. XIX в. заменен шлемовидным куполом), имела подъемный мост через ров (засыпан в 1850) на цепях, кованые блоки которого сохранились в кладке стены; верхний ярус был опоясан боевой галереей на консолях. К 2018 г. с напольной стороны башня представляла собой 3-ярусный граненый объем, увенчанный небольшой главой и шпилем. С внутренней стороны восьмерик башни заключен в 2-этажный прямоугольный в плане объем, вост. фасад к-рого имеет вид 2-ярусной галереи-аркады, на 2-м этаже - гульбище, перекрытое пологой скатной крышей.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине. Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых. 23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения. 4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий...» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий...». В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь. Святительское служение В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

7. «Спасо-Преображенский монастырь - православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ...» Один из древнейших на Руси. Некоторое время в обители служил архимандритом святитель Дмитрий Ростовский. Монастырь поднят из руин в 1990-е годы без помощи как Фанара, так и Турции в целом. 8. «Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ...» Обитель находится в древнем Путивле, не в Глухове. Отчего ошибка - понятно: планы новоцерковников - наполеоновские. Обитель глубоко связана со средневековым Московским царством: царь Борис Годунов одарил монастырь новыми владениями. В монастыре была резиденция Лжедмитрия I, который и возвёл собор Рождества Богородицы, давший имя монастырю. 9. «Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ...» Указание на близость к РФ - как слюна, капающая из ноздрей взбесившегося быка. Кураторам новоцерковников очень бы хотелось заполучить мощи Глинских старцев. В ХХ веке монахи Глинской пустыни покинули свою намоленную обитель. Они прославились в горах Кавказа, в Грузии, в Почаеве... Наверняка и сейчас уйдут, если власти решатся понуждать их признать новоцерковников ПЦУ. Губа у рейдеров не дура. То же можно сказать и о других святынях православия, на которые, судя по перечню, зарятся Варфоломей и Порошенко. Это: 10. «Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ...» Монастырь на горе помнит бесславное бегство с Руси евроинтегратора Карла XII... 11. «Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ...» Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам, следующим через Одессу на Афон и в Палестину (получение загранпаспортов, пристанище). Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери " Млекопитательница " , крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного. 12. «Свято-Пантелеймоновский мужской монастырь, Одесса, УПЦ...» Да, губа не дура! Тут уже и слов нет!

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

— Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ. Построена в 1591-1629 гг. Успенским братством. Сейчас — один из главных памятников архитектуры в стиле итальянского Ренессанса. — Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП. Основан в 1611 году — но действующий монастырь открыт лишь в 1990-х. Скит известен «Блаженным камнем» — по преданиям, место молитвы и очищения (на самом деле, это ниша в скале размером 10Х3 метра, в котором в древности жили монахи). — Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. Известен святынями: Корецкой иконой Божией Матери «Споручница грешных», Плащаница Успения Божией Матери, написанная на кипарисе, Плащаница Спасителя, список Почаевской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», «Геронтисса» и др. иконы, а также крест с частицей Креста Господня и частицами мощей святых. — Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ. Предположительно, построен в XVI-XVIII вв., по преданиям — один из древнейших в Киевской Руси. Восстановлен и отреставрирован в 1990-е. Главная святыня чудотворная икона Божией Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»). — Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ. Построен в XVII—XIX вв., главная святыня — Молченская икона Божией Матери. — Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ. Исторически сложилось, что его монахи живут по чиноположению Афонской горы. — Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. Основан в 1650 году, в мае 1709-го был резиденцией Карла XII. На колокольне, имитирующей лаврскую в Киеве, находилась стенописная чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли». — Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ. Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам через Одессу на Афон и в Палестину (помощь в получении загранпаспортов, пристанище и т.п.) Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

http://pravoslavie.ru/118224.html

В Московской Синодальной Библиотеке есть между рукописями в 4 листа служба Преподобному Димитрию и полное житие его, сочинённые Спасо-Прилуцкого монастыря Иеромонахом Лонгином. Спасо-Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасо-Раевский Кезинский монастырь или на Кезе См. Кезинский Спасо-Раевский. Спасо-Ренская пустынь Мужская, упразднённая и обращённая в приходскую церковь , до Штатов 1764 года была приписана к Антониеву Краснохолмскому Николаевскому Бежецкому монастырю; крестьян имелось за нею 11 душ. Спасо-Суздальский Евфимиев монастырь См. Евфимиев, или Спасо-Евфимиев (см. ч. IV, стр. 98). Спасо-Суморин Тотемский монастырь См. Тотемский Спасо-Суморин. Спасо-Северский Новгородский монастырь См. Новгородско-Северский Спасский. Спасо-Ярославский монастырь Мужской упразднённый, Ярославской Епархии находится в самом городе Ярославле, в полуденной стороне при реке Которосли, которая протекая не более сорока саженей от оного монастыря, в конце города за крепостью впадает в Волгу. Положение места возвышенно, а от реки Которосли несколько полого. Когда 55 , по какому случаю и по чьему дозволению построен, неизвестно. В переписных 7135 (1627), 7136 (1628), 7137 (1629) годов книгах показано, что этот Спасов монастырь и в нём церкви, а в церквах образа и прочие строения есть прежних Государей и Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, а иное строено монастырской казной. В настоящее время здания в этом монастыре все каменные, покрытые железом. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, от которой монастырь и название своё получил, освящена в лето 7024 (1516) при Благоверном Великом Князе Василии Иоанновиче и при Митрополите Варлааме всея России, а построена Архимандритом Ионой. По правую сторону к оной соборной церкви пристроены две церкви вместе: а) Входа Господня в Иерусалим; б) Святых Благоверных Князей Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Церкви сии расписаны стенным письмом Греческого художества;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Симбирский Спасский. Спасский Слободский монастырь См. Слободский Спасский. Спасский Староруский монастырь См. Староруский Спасский. Спасский Севский монастырь Мужской. Находится в Орловской Епархии от города Севска в 1½ вёрстах к югу на низменном месте. Основан в 1618 году Новгород-Северским Архимандритом Корнилием, который по заключении мира между Россией и Польшей, когда Новгород-Северск уступлен был Польше со всей утварью церковной, монашествующими и монастырским имуществом, переселился в Севск, и по благословенно Патриаршему соорудил этот монастырь весь деревянного строения. Потом около 1720 года вместо соборной деревянной церкви сооружена каменная, в то же наименование Преображения Господня; а с того времени и прочие здания устрояемы были каменными же, и во-первых, ограда при Архимандритах Варлааме, Иларионе и Нектарии, также колокольня и кельи. В настоящее время здания в этом монастыре имеются следующие: 1) посреди монастыря – Соборная ЦЕРКОВЬ каменная великолепная во имя Преображения Господня; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Пророка Илии; 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная над воротами построена в конце XVIII столетия вместо прежней обветшавшей; 4) при Ильинской церкви – Архиерейские КЕЛЬИ деревянные; 5) братские КЕЛЬИ, певческие и Консистория каменные. Всё это устроено вновь при Преосвященном Кирилле, Епископе Севском, кроме соборной церкви, которая, как было сказано, сооружена около 1720 года, а при нём возобновлена только, возвышена накладкой и украшена иконостасом; 6) СЕМИНАРИЯ в 5 деревянных связях заведена и устроена Преосвященным Амвросием, Епископом Севским (что ныне Митрополит Новгородский); 7) ОГРАДА кругом монастыря каменная; 8) таковая же ОГРАДА кругом плодового сада. До Штатов 1764 года крестьян было за этим монастырём 497 душ. По Штатам же положен в 3 классе степенью 75 с Настоятельством Игуменским вместо Архимандричьего, которое с самого начала монастыря продолжалось до оных Штатов. Но в том же 1764 году по учреждению Севской Викарной Московских Преосвященных Епархии этот монастырь обращён в Архиерейский Дом, каковым и доныне состоит. Спасский Тарский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Примерно в центре воображаемого квадрата между собором, корпусом келий и зданием бурсы находится застекленный археологический раскоп 2003 г. с остатками каменной древнерусской постройки. Найденный в раскопе материал позволил сделать ряд предположений. Постройка возведена на стыке XII-XIII вв. Прямоугольная в плане, она тянулась параллельно продольной оси собора, имела 4 внутренних опорных столба, расписанных фресками, не менее 2-х этажей, витражи в окнах. В западном углу здания сохранилось погребение беременной женщины с украшениями. Под северо-западной стеной обнаружен сделанный изнутри постройки подкоп с останками погибших в нем женщины, пятерых детей и двух собак. Археологический слой над уцелевшими частями кладки говорил о пожаре и обрушении верхнего этажа с последующим постепенным развалом стен. Здание могло быть каменным теремом, воздвигнутым вместе с древним Спасо-Преображенским храмом для загородной княжеской резиденции и разоренным монголами в 1239 г. Подворья [ править править код ] 22 мая 2003 г. при Новгород-Северском СИЗО 32 состоялось освящение храма Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», который является подворьем обители. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля Как добраться [ править править код ] Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования».

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь на берегу реки Десны в городе Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII веков является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й пол. ХХ в. археологи также открыли в монастыре следы поселения XII в. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря. На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Западнее собора находится 2-этажное здание бывших покоев настоятеля. Оно состоит из 2-х частей. Основную, крестообразную в плане часть, вытянутую с юго-запада на северо-восток, датируют 2-й пол. XVI в.; другую, примыкающую под прямым углом с юго-запада, – кон. XVIII в. В нач. 2000-х гг. обе части отреставрированы в стиле, соответствующем времени их постройки. Ныне здание занимает Музей «Слова о полку Игореве». Северо-восточнее расположен так называемый «Корпус на погребах», датируемый 2-й пол. XVI в. Некогда он соединялся с покоями настоятеля. В 1780-х гг. к ним с востока пристроили храм св. прор. Илии и провели от этой церкви крытый переход к «Корпусу на погребах». 24 янв. 1787 г. епископ Новгород-Северский Иларион совершил освящение храма в присутствии императрицы Екатерины II. После окончания постройки церкви в склеп под алтарем перенесли из подземного хода под колокольней гроб Новгород-Северского наместника Илии Журмана, завещавшего средства на возведение этого храма. Позже рядом с И. Журманом похоронили его супругу Агафию, которая, исполняя завещание наместника, радела о создании церкви. В 1799 г. под алтарем погребли владыку Илариона. В XIX в. храм расширили за счет пристройки дополнительного нефа с севера, и в итоге покои настоятеля с церковью и «Корпусом на погребах» объединились в одно сооружение. В 1943 г. оно пострадало, к 1980 г. было перестроено и приспособлено для нужд дома инвалидов, в 1990-х гг. – вновь лежало в руинах (от храма св. прор. Илии почти ничего не осталось). В нач. 2000-х гг. «Корпус на погребах» и бывшие покои настоятеля отреставрированы без воссоздания 2-го этажа и церкви св. прор. Илии, как поздней пристройки. На глубине более 5 м под «Корпусом на погребах» залегает система облицованных кирпичом подземелий с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом, ведущим глубоко под землю в сторону Десны. Кельи и бурса [ править править код ] Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов. Археологический раскоп [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010