Василия Ивановича Шемячича, гарантии безопасности к-рому при поездке в Москву предоставил митр. Московский и всея Руси Даниил (Карманов. 2013. С. 157). 6 сент. 1551 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный дал братии во главе с архим. Вассианом взамен утраченной новую жалованную тарханную грамоту (сохр. в копиях). 21 февр. 1602 г. жалованную грамоту строителю старцу Захарии (Лихарёву) с братией (сохр. в списке 1638 г.) дал царь Борис Феодорович Годунов . В нач. 1602 г. в обители по пути в Киев останавливался Григорий (Отрепьев; см. Лжедмитрий I ) с 2 спутниками - Мисаилом (Повадиным) и Варлаамом (Яцким). Мон-рь пострадал в кон. 1604 г., во время военных действий правительственных войск против сил Лжедмитрия I. После того как по Деулинскому перемирию 1618 г. Новгород-Северский отошел к Речи Посполитой, братия во главе с архим. Корнилием переселилась сначала в Рыльск, а затем в Севск, забрав из Н.-С. м. образа, ризы, колокола, монастырскую казну. В 1631 г. в Севске был основан мон-рь, освященный в память о Н.-С. м. в честь Преображения Господня. В 1620 г. обитель была восстановлена шляхтичем А. Песочинским ( Куракин. С. 97). Не позднее 1630 г. униатский архиеп. Смоленский Лев Кревза добился подчинения ему Н.-С. м. 15 апр. 1631 г. кор. Сигизмунд III выдал архиеп. Льву привилей на Н.-С. м. и Троицкий мон-рь в Новгороде-Северском. 4 сент. того же года посланцы архиепископа прибыли в Новгород-Северский, чтобы запечатать церкви Н.-С. м., однако «черный поп» Нифонт с братией успешно противостоял попытке униатов проникнуть в обитель (Там же. С. 100). 8 сент. Лев Кревза прислал в Н.-С. м. своих людей, которые старцев всех «переимали», запечатали церкви до приезда архиепископа, разграбили казну и забрали книги (Там же. С. 101). Зимой 1632 г., накануне русско-польской войны 1632-1634 гг., Лев Кревза был вынужден распечатать церкви в пограничных городах Речи Посполитой (АМГ. Т. 1. С. 350). В 1632 г. Новгород-Северский был занят русскими войсками и оставался под их контролем вплоть до заключения Поляновского мира 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

В. Важнейшие города Руси//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. С. 73), это в целом подтверждают итоги дальнейших археологических исследований ( Черненко. 2016. С. 99). В результате изучения фундаментов домонг. Преображенского собора и открытой в 2003 г. каменной постройки, к-рая, вероятно, составляла с ним «некогда один архитектурный ансамбль» (Там же. С. 97), время строительства этих памятников было отнесено исследователями к кон. XII - нач. XIII в. В отношении открытой в 2003 г. постройки была выдвинута гипотеза о том, что это княжеский терем. Однако в 2015 г. Иоаннисян обосновал версию, согласно к-рой эта постройка - монастырская башня-пиргос, возведенная под влиянием архитектуры мон-рей Афона ( Иоаннисян, Черненко. 2015. С. 436-437), т. о. вопрос о существовании обители в домонг. время остался открытым. Возможно, с нач. XIII в. Н.-С. м. был княжеским мон-рем правителей Новгород-Северского княжества, однако источников, подтверждающих его существование в XIII-XV вв., не обнаружено. 1-я треть XVI в.- 1648 г. Согласно сохранившимся письменным источникам, Н.-С. м. существовал в 1-й трети XVI в., когда вел. кн. Московский Василий III Иоаннович выдал обители жалованную грамоту на вотчины (не сохр.) и, видимо, тарханную грамоту. Последняя погибла в монастырской ц. во имя митр. Киевского и всея Руси свт. Петра во время нападения крымских татар на Новгород-Северский, к-рое исследователи отождествляют с походом войск Эмин-Гирея весной 1542 г. ( Pyciha. 1993. С. 138). Предположительно возрождение или основание Н.-С. м. было связано с княжением в Новгороде-Северском бежавшего из Московского великого княжества кн. Ивана Дмитриевича Шемячича (1454 - не позднее 1487) и его сына кн. Василия Ивановича Шемячича (не позднее 1487 - 1523), к-рый в 1500 г. перешел вместе со своими владениями на службу к вел. кн. Московскому Иоанну III Васильевичу . По мнению Карманова, грамота Н.-С. м. могла быть дана великим князем Московским между 1523 и 1533 гг. в знак примирения с духовенством Северской земли после вероломного ареста кн.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

В Деле патриарха Никона местом ссылки П. назван Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь . О судьбе П. сказано: «Темже прилучися архиерееви тому изумитися и погибнути бедному кроме вести: от зверей ли снеден или в воде утопе» ( Гиббенет. 1882. С. 1012, 1096). О низвержении Никоном П. и о скоропостижной смерти последнего после умопомешательства сообщил в Киев участник Собора 1666 г. Черниговский и Новгород-Северский архиеп. Лазарь (Баранович) ( Лазарь (Баранович), архим. Письма. Чернигов, 1865. С. 46). Аввакум писал о том, что П. был сожжен в новгородских пределах (Житие протопопа Аввакума. 2017. С. 58-59). В книжной традиции Выголексинского общежительства местом ссылки и иногда смерти П. считается Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В «Поморских ответах» говорится, что П. сослали в Палеостровский мон-рь на Онежском оз., а потом «не ведомо где поточиша или замучиша его» (Поморские ответы. М., 2016. Кн. 1. С. 296; Кн. 2. С. 279). Позже появилось уточнение, что из Палеостровского монастыря П. перевели в Новгород, где он был сожжен в срубе ( Денисов. 1908. Л. 15-15 об.). (Д. А. Урушев считает, что появление у старообрядцев версии о ссылке П. в Палеостровский мон-рь обусловлено желанием прославить эту обитель, после того как во время штурма мон-ря солдатами в 1687 старообрядцы совершили в нем самосожжение - Урушев. 2010.) В старообрядческом предании кончина П. отнесена к 3 апр. 1656 г., но эта дата не имеет подтверждения в документах. Почитание П. старообрядцами Личность П. оказала большое влияние на развитие старообрядчества. В Житии Аввакума и в челобитной Иоанна Неронова царице Марии Ильиничне П. назван 1-м страдальцем за веру. До наст. времени беспоповцы почитают П. в первую очередь как мученика. В «Сказании о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского» ( Белокуров. 1905. Кн. 2. С. 41-46), выдержанном в поморской традиции, в частности, говорится, что П. «приходящих от Великороссийской церкви новокрещенных покрещевать истинным крещением заповедоваше, новорукоположенных Никона не приимати иереов». В «Сказании...» сообщается об участии П. в вымышленном Курженском соборе 7 янв. 1656 г., на к-ром он подписал решение о перекрещивании «никониан».

http://pravenc.ru/text/2578463.html

В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине. Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых. 23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения. 4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий...» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий...». В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь. Святительское служение В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несмотря на это, 17 янв. 1633 г. Н.-С. м. подвергся нападению «литовских людей», к-рые «архимандрита спасского изсекли, и старцев, и крестьян побили» (Воссоединение... 1953. Т. 1. 68. С. 118). 28 февр. 1635 г., после окончания войны, кор. Владислав IV Ваза издал привилей о передаче оставленного монахами Н.-С. м. ордену иезуитов и об учреждении иезуитских коллегиума, школы и костела в Новгороде-Северском (Воссоединение... 1953. Т. 1. 85. С. 148-151). В 1636 г. иезуиты открыли в обители начальную школу, в 1646 г. преобразованную в коллегиум (просуществовал до 1648). 1648-1923 гг. После начала восстания Б. М. Хмельницкого и перехода городов Северской земли под его контроль Н.-С. м., вероятно, был возрожден как православный. Ключевую роль в развитии обители в XVII в. сыграл архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Лазарь (Баранович), избранный на кафедру в нач. 1657 г., еще при жизни еп. Черниговского и Новгород-Северского Зосимы (Прокоповича; † 1659). С весны 1657 до осени 1672 г. резиденцией архиерея являлся Н.-С. м. Благодаря усилиям архиеп. Лазаря были осуществлены работы по восстановлению Преображенского собора и приведению других монастырских построек в надлежащее состояние. В февр. 1664 г. Н.-С. м. заняли польск. войска во главе с кор. Яном II Казимиром, был разорен епископский дом. Архиеп. Лазарь создал в мон-ре скрипторий, в 1667 г. учредил небольшую славяно-лат. школу (в 1689 переведена в Чернигов), а в 1-й пол. 70-х гг. XVII в.- типографию (1-е издание вышло в свет в 1675; в 1679 переведена в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужской монастырь в Чернигове). Намереваясь перевести архиерейскую кафедру в Чернигов, архиеп. Лазарь восстановил в Н.-С. м. архимандритию, утвердил своей грамотой от 2 февр. 1670 г. архимандритом Михаила (Лежайского), продолжившего масштабные восстановительные и строительные работы в обители и управлявшего мон-рем до кончины в 1699 г. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Новгород-Северская и Глуховская епархия , архиерейская кафедра к-рой разместилась в Н.-С.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

294-294 294-298 298-299 299-300 300-301 НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) 301-303 303-312 312-316 НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844-1900), нем. философ и писатель, один из представителей философии жизни, критик христианства 316-327 327-329 НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ в католич. Церкви традиц. наименование ряда духовных объединений (братств, конгрегаций, орденов) 329-337 НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель 337-339 339-340 НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа 340-356 НОВАЯ ЖИЗНЬ название внеденоминационной евангелической харизматической церкви с центром в г. Колорадо-Спрингс (шт. Колорадо, США) НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, состоящее из 2 крупных островов - Северного и Южного, разделенных прол. Кука (22 км шириной в самой узкой части), и множества мелких островов 356-375 НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии 375-376 НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) 376-382 382-451 451-453 453-455 455-485 485-486 486-528 528-531 531-535 НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов 535-539 НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля)

http://pravenc.ru/vol/LI.html

м. Как следует из описи 1785 г., к тому времени обитель находилась в плачевном состоянии ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 49-50). Благодаря деятельному участию архиеп. Илариона (Кондратковского) были проведены восстановительные работы. В 1785 г. архиеп. Иларион перевел в Н.-С. м. из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий) ДС (действовала до 1797), к-рая размещалась в здании бурсы. 1 сент. 1797 г. указом имп. Павла I Петровича Новгород-Северская епархия была упразднена, Н.-С. м. отнесен к мон-рям 1-го класса, в нем восстановлена архимандрития. До своей смерти (12 янв. 1799) монастырем управлял оставшийся жить там на покое архиеп. Иларион. В XIX - нач. XX в. обитель занимала важное место среди мон-рей Черниговской епархии. В 1818-1918 гг. в здании бурсы действовало Новгород-Северское ДУ. В 1890 г. при Н.-С. м. было создано правосл. Братство свт. Димитрия Ростовского, организацией к-рого руководил настоятель (1888-1891) архим. Тихон (Клитин). Братство проводило гл. обр. различного рода просветительские мероприятия, под монастырской колокольней была создана б-ка (в 1893 насчитывалось 387 книг, в 1906 - 519). В 1893 г. при обители была открыта братская церковноприходская школа. Положение Н.-С. м. резко ухудшилось после Октябрьской революции 1917 г. Во время гражданской войны, в 1919 г., стоявшие в мон-ре красноармейские части разобрали деревянные конструкции стен, затем стены и башни разрушались с целью получения кирпича; неоднократно взламывали замки на зданиях мон-ря. В 1922 г. в Н.-С. м. дважды производились изъятия ценностей. Мон-рь был закрыт по постановлению президиума Новгород-Северского окружного исполкома от 24 июля 1923 г. ( Карманов. 2002. С. 27, 28), часть изъятых при закрытии ценностей (в т. ч. 14 серебряных предметов) была передана в Новгород-Северский краеведческий музей. Настоятели и братия Первым известным настоятелем Н.-С. м. являлся упомянутый в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного 1551 г. архим. Варлаам. В кон. XVII - нач. XVIII в. настоятелями недолгое время были святители Димитрий (Саввич (Туптало); 1699-1701) и Антоний (Стаховский; 1709-1712), в 1752-1757 гг.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Феодосий скончался. До 1697 г. Е. м. возглавлял архим. Иоанн (Максимович) , с 20 июня 1697 до 17 сент. 1699 г.- архим. св. Димитрий (Савич (Туптало)), по инициативе к-рого в Е. м. началось строительство храма во имя св. ап. Иакова над могилой черниговского полковника Якова Лизогуба († 9 авг. 1698). С 1699 г. настоятелями Е. м. были архимандриты Никон, Ипполит, Исаакий. Архим. Евстратий (Самборович) входил в состав Черниговской духовной дикастерии. Архим. Иерофей (Малицкий) первым из настоятелей Е. м. был назначен одновременно ректором Черниговской ДС, основанной на базе Черниговского коллегиума. (Впосл. его преемники, как правило, совмещали обе должности.) Настоятель архим. Панкратий (Черницкий) подал в Черниговский градский суд доношение, представил 37 документов обители и просил вписать их в «книги градские, а монастырю дать список их или копию», что и было исполнено. Подлинные документы были возвращены мон-рю, кроме того, выдана особая книга - «Видимус», в к-рой были списаны и засвидетельствованы все 37 документов. Впосл. подлинные док-ты из монастырского архива исчезли. Книга же с копиями документов хранилась в Е. м. до его уничтожения в XX в. Архим. Феофил (Татарский) составил статью о мон-ре в ИРИ. Настоятельство в 1722-1726 гг. архим. Нила (Березовского) сопровождалось конфликтом с еп. Черниговским Иродионом (Жураковским). Прежде о. Нил был игуменом Макошинского мон-ря, где его имя упоминалось в неск. скандальных делах. Черниговский архиеп. Антоний (Стаховский) наложил на игум. Нила прещение. Но новоназначенный еп. Иродион отнесся к игум. Нилу благосклонно: перевел его из Макошинского в Е. м. с возведением в сан архимандрита. Однако и в Чернигове архим. Нил продолжал конфликтовать со священнослужителями, в т. ч. и с архиереем. В итоге еп. Иродион переместил «весьма противного», по его признанию, архимандрита в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь . В 1724 г. в Е. м. полагался штат: архимандрит, игумен, проповедник, наместник, казначей, священник, инквизитор, вотчинный надзиратель, диакон, монахи, или послушная братия (квасовар-пивовар, столничной, поваренный, трапезный, хлебный, хлебодар, подкеларник, воротик, конюшенный, огороденный, чашник, погребной, часовод, житенный, звонарь, просвирник, пономарь, рухлядник, служащий больным), бельцы (4 копеиста, 2 подканцеляриста, канцелярист, стряпчий, приказный), служки (оконичник, 2 печника, 2 плотника, 2 кузнеца, 12 конюхов при мон-ре и 8 в селах, шорник, сапожник, 2 портных, приспешник, архимандритский повар, истопник в архимандритских кельях, 2 рыбака, 2 церковных сторожа, бочар, колесник, 6 слуг для «всяких разсылок и выезда с архимандритом и прочими властями»).

http://pravenc.ru/text/189789.html

Иоанн (Доброславин; 1914-1916), впосл. викарный епископ Новгород-Северский (1916-1922), Конотопский и Новгород-Северский (1922-1923), расстрелянный в г. Горьком 14 окт. 1937 г. К 1923 г. в Н.-С. м. проживали игум. Тихон, 2 иеромонаха и ок. 60 монахов ( Карманов. 2002. С. 26). Сведения о материальном обеспечении Н.-С. м. впервые приводятся в жалованной грамоте царя Иоанна Грозного 1551 г. Из нее следует, что уже в 1-й трети XVI в. мон-рь имел вотчины в Новгород-Северском и Путивльском уездах. Согласно грамоте 1551 г., Новгород-Северская вотчина включала селище Афанасьевское (Офанасов) на р. Десна, деревни Страчова на р. Устарь (Тара), Новосёлки, Зернова на р. Бобрик, а также пахотные земли, рыбные ловли, бортные и охотничьи угодья по рекам Десна, ее притокам (р. Вить и ее приток р. Ивотка, р. Шостка) и окружающим озерам. Путивльская вотчина включала расположенную в среднем течении р. Сейм (гл. обр. на его правом берегу) Колодезскую вол. с рыбными ловлями, бортными угодьями и проч. Н.-С. м. и его крестьяне, освобождались от налогов и податей, что было подтверждено и грамотой 1602 г. С 30-х гг. XVII в. Колодезская вол. Путивльского у., оставшаяся в составе Русского гос-ва после Смутного времени, оказалась во владении севского в честь Преображения Господня муж. мон-ря. Согласно грамоте царя Алексея Михайловича от 3 сент. 1667 г., вотчина Н.-С. м. включала: в Новгород-Северском у.- подмонастырскую слободку с мельницами и озерами, сельца Мезино (Мизино), Горбово, Глазово, деревни Ласка, Студёнки, Кудлаевка, Игнатовка, Дегтяровка, Горки, Берёзки, Чулатов, Олтарь (Алтарь), Чигин, Жихов (Жихово), слободу Юрин, деревню на р. Свирж с мельницами и лесами, где находились еще 2 поселения - Буда и Рудня, а также Кролевецкую мельницу и 4 др. мельницы (Иосифскую, Войтовскую, Горбовецкую и Лещинскую) на р. Рома; на землях Сосницкого полка (в 1668 вошел в состав Черниговского полка) - с. Спасское с Киреевскими мельницами и рыбными ловлями, бортные угодья и мельницу на р. Клевень; на землях Нежинского полка - с. Ксендзовка (Ксензовка), дер. Мельню ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 127-128). В грамоте архиеп. Лазаря (Барановича) от 2 февр. 1670 г. среди владений мон-ря не упоминается дер. Ласка, при этом перечислены деревни Пигаровка, Остроушки и Калеевка, слободки Чернацкая и Погребки, села Шатрище (Шатрища) и Ивоть, Преображенское с Богдановскими мельницами на р. Шостка в Новгород-Северском у. (Там же. С. 134-135). В результате раздела владений между Черниговской кафедрой и Н.-С. м., подтвержденного грамотой архиеп. Лазаря от 6 авг. 1673 г., мон-рь лишился всех новых владений, упомянутых в 1670 г., за исключением дер. Пигаровка; у него были отобраны также мельницы на р. Рома, но ему была передана дер. Усович (Там же. С. 138-139). К 1786 г. Н.-С. м. был владельцем свыше 2,9 тыс. крестьян муж. пола, ему принадлежали 12 мельниц, 5 винокурен, кирпичный и бумажный заводы, пасеки и др.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

обителью управлял уволенный на покой еп. Арсений (Могилянский). На покое в Н.-С. м. в 1757-1758 гг. жил отрешенный еп. Костромской и Галичский (1753-1757) Геннадий (Андреевский), в 1761-1762 гг.- еп. Ираклий (Комаровский). В 1799 г. настоятелем был Феофан (Шиянов-Чернявский), буд. викарный епископ Чигиринский (1800-1807), а затем епископ Полтавский и Переяславский (1807-1812). Архим. Иероним (Яновский), возглавлявший обитель в 1800-1814 гг., составил 1-е краткое описание Н.-С. м., к-рое было опубликовано в сб. «История Российской иерархии» (СПб., 1807. Ч. 5. С. 337-339). В 1813 г. в Н.-С. м. был сослан на постоянное жительство лишенный сана мон. Варлаам (Шишацкий). Архимандриты Геннадий (Баранович; 1825-1845), Афанасий (1846-1848), Никанор (Пылаев; 1848-1855) и Венедикт (Курковский; 1855-1861) много сделали для обновления, в т. ч. украшения зданий мон-ря: была перестроена кладбищенская ц. во имя Св. Троицы, обновлены братские кельи и настоятельские покои, проведен ремонт Преображенского собора и обновлена ц. во имя св. Илии Пророка. Собранные архим. Венедиктом материалы для развернутого описания обители были обобщены и опубликованы архиеп. Филаретом (Гумилевским) в периодическом издании (Описание Новгородсеверского Спасопреображенского 1-кл. муж. мон-ря//Черниговские ЕВ. 1861. Приб. 1. С. 32-56; 2. C. 84-109; 3. С. 157-174; 5. С. 239-279), а позднее в кн. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». В 1861-1866 гг. обитель возглавлял Вассиан (Чудновский), в 1867-1874 гг.- архим. Анатолий (Станкевич; впосл. викарный епископ Балтский (1886-1887), Острогожский (1887-1890) и Уманский (1890-1892), епископ Калужский и Боровский (1892-1894), настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря (1894-1898)). В 1871-1873 гг. на покое в Н.-С. м. проживал архиеп. Варлаам (Денисов). Преемником архим. Анатолия (Станкевича) стал известный духовный писатель Фотий (Щиревский; 1874-1877). Среди последующих настоятелей - Леонид (Скобеев; 1906-1909), Мелхиседек (Паевский; 1909-1910), архим.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010