– 291 Казанский монастырь в Казани – вероятно, Спассо-Преображенский монастырь в казанском Кремле; основан в 1556 г. – 299 Миссионерский монастырь – см. Покровский Миссионерский мужской монастырь. Невский монастырь – см. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Никитский женский монастырь в Москве – основан в 1582 г. боярином Никитою Романовым; современный адрес: улица Герцена, 7; закрыт в 1929 г. – 279, 287 Новгород-Северский монастырь Черниговской губернии – Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Новгород-Северский; основан князем Мстиславом в 1033 г. – 175 Новгородский Покровский Зверин монастырь – Зверин Покров женский монастырь в Новгородской губернии; основан в XII веке – 202 Новодевичий женский монастырь в Москве – основан в 1524 г.; современный адрес: Новодевичий проезд, 1; закрыт в 1922 г. – 243, 266 Новодевичий монастырь – см. Воскресенский первоклассный женский монастырь. Новоезерский монастырь Новгородской губернии – Кириллов-Новоезерский монастырь вблизи Белозерска; основан Святым Кириллом в 1517 г. – 85 Новоспасский мужской монастырь в Москве – основан в начале XIV в., по преданию, Юрием Долгоруким, название получил в 1490 г.; современный адрес: Крестьянская площадь, 10; закрыт в 1918 г. – 258, 287 Перервин монастырь в Москве – Николо-Перервенский мужской монастырь; основан в 1623 г.; современный адрес: Шоссейная улица, 82; закрыт в конце 1920-х гг. – 289 Покровский Миссионерский мужской монастырь в Москве – основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем; современный адрес: Таганская улица, 58; закрыт в 1926 г. – 246, 249, 279, 287 Преображенский монастырь в Москве – Новоспасский 1-го класса необщежительный мужской монастырь; основан в Кремле в 1300 г. Иоанном Калитою; закрыт в 1918 г. – 281 Рождественский женский монастырь (обитель) в Москве – основан около 1386 г., по преданию, матерью князя Владимира Храброго, княгиней Марией; современный адрес: угол Рождественки и Трубной площади; закрыт в 1923 г. – 280, 290, 291 Рославленский монастырь – Спассо-Преображенский мужской монастырь в городе Рославле Смоленской губернии; основан в XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Адрес: 16200, Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхлы Телефон: 096–367–28–53 (наместник) Николаевский Крупицкий женский монастырь [ править править код ] Николаевский Крупицкий женский монастырь По преданию, монастырь основан в древности, на месте явления иконы свт. Николая Мирликийского, и поначалу стоял на полкилометра западнее нынешней усадьбы. Предание также гласит, что иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при нападении «татар» (монгол в 1240 г. или крымчаков в нач. XVII в.), утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, отчего монастырь и прослыл Крупицким (в 1767 г. архимандрит Варсонофий утверждал, что те крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы»). Рассказ о чуде записал (в XIX в. или ранее лист с записью был утрачен) в принадлежащем обители напрестольном Евангелии свт. Димитрий (Туптало), бывший здесь в кон. XVII в. настоятелем в сане игумена, а позже ставший митрополитом Ростова Великого (†1709). В монастырском синодике кон. XVII – кон. XIX вв. (после революции находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 г. часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей), свт. Димитрий отметил, что, «по давнем места сего опустении», в пределах будущей новой усадьбы обители долго жила пустынницей инокиня Макрина, после которой здесь поселились иноки (автограф свт. Димитрия находится в «черниговской» части синодика). Адрес: 16511, Украина, Черниговская область, Бахмачский район, с. Осич Телефон: (04635) 4–96–34 Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

1)  ЦЕРКОВЬ о трёх пирамидальных верхах 172 во имя Похвалы Божьей Матери; 2) Архиерейские КЕЛЬИ двухэтажные с домовой церковью Св. Николая; 3) от них в линию к северу – бывшие Архимандричьи КЕЛЬИ, и при них Архиерейская ризница; 4) по южной стороне – ФЛИГЕЛЬ певческий и братский; 5) по северной – САРАИ; 6) вокруг всех зданий – ОГРАДА. Всё кроме церкви трёхверхой и бывших Архимандричьих келий, устроено после учреждения Тульской Епархии. Настоятелями в этой обители до 1764 года были иногда Игумены, иногда Архимандриты. В 1764 году положен этот монастырь в 3 классе, степенью 73 с Настоятельством Игуменским. В 1798 году учреждена Архимандрия того же класса. В 1799 году, по открытии Тульской Епархии, Архимандрит переведён в Белевский Преображенский монастырь Настоятелем, а этот Предтечев обращён в Архиерейский дом. Предтечев Устюжский или Великоустюжский монастырь См. Иоаннопредтечев Устюжский. Предтечев Царицынский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Пензенской Епархии внутри города Царицына, принадлежавшего прежде к Астраханской Епархии. Предтечев Черниговский монастырь Вологодской Епархии. См. Черниговский Предтечев. Предтеченская Дюдикова пустынь См. Дюдикова Предтеченская. Предтеченская Северская пустынь См. Северская Предтеченская. Предтеченская Шенкурская пустынь Находилась в Шенкурском стане на Квас горах, над озером. При переписи 1678 года была в ней церковь во имя Св. Иоанна Предтечи. Предтеченский Брянский монастырь Мужской. См. Белоберезская Брянская Предтечева пустынь. Предтеченский Струпинский Новгородский монастырь См. выше, ч. IV, стр. 311, Иоаннопредтечев Новгородский. PDF стр. 320. Абзац начало «Иоанно-Предтечев Преображенская Белавинская пустынь См. Белавинская Преображенская. Преображенская Ефремовская пустынь См. Ефремовская Преображенская. Преображенская Кубенская пустынь Мужская, Вологодской Епархии, упразднённая ещё до Штатов 1764 года. Находилась в Кадниковском уезде на одном острове реки Кубеницы, или точнее сказать – верховья реки Кубены, расстоянием от Вологды к северу в 60, от Глушицкого монастыря в 10, а от близ находящейся Новосельской волости в 1 версте. Пустынь эта построена около 1690 года подаянием Государынь Царевен и Великих Княжон Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны, а деревнями и землёй снабжена от Преосвященного Архиепископа Вологодского, и от вкладчиков: Думного дворянина Стефана Савича Нарбекова, да Рейтара Никифора Ивановича Соколова. В 1723 году она вся с имением своим переведена была в Цивецкую пустынь, в 100 вёрстах от неё к северу находившуюся. Но в том же году, в Мае месяце, по Указу Преосвященного Павла, Епископа Вологодского всё то было возвращено, и пустынь возобновлена с приписанием оной в ведомство к Глушицкому Покровскому монастырю. Однако же, за недостатком братии, вскоре паки опустела и совершенно уничтожилась. Ныне видны только следы церкви, и монастырских зданий, которые все были деревянные. Настоятельство в этой пустыне было Строительское. Преображенская с Переходы реки пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид. Смотрите также: НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 122 страницы) Описание [ править править код ] Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля). Территория монастыря в плане близка к квадрату, сориентирована углами по сторонам света и обведена крепостной стеной с башнями. Северо-восточная грань крепости тянется вдоль Десны, северо-западная обращена к центру города, юго-западная является парадной и имеет на середине св. ворота. На оси св. ворот, в центре обители, возвышается Спасо-Преображенский собор. Его окружают другие здания, вытянутые параллельно ближайшим к ним граням крепости. Стены и башни [ править править код ] В центре юго-западной грани крепости стена образует трапецевидную в плане впадину (курдонёр), из торца которой навстречу гостю выступает 8-гранная башня-колокольня со св. воротами в 1-м ярусе. Башня возведена на стыке XVI-XVII вв. и вскоре разрушена взрывом (вероятно, по воле Лжедмитрия I), но затем отстроена без особых изменений. В башню вел подъемный мост через ров. Вдоль рва к башне с двух сторон подходил земляной вал. В кон. XVII в. вал снесли, линию обороны сдвинули на юго-запад и соорудили там каменную стену. Ров засыпали, оставив участок перед воротами, который обложили кирпичом. В 1830-1832 гг. шатровый верх башни заменили шлемовидным, в 1850 г. засыпали остаток рва у ворот, но недавно он воспроизведен.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Там же состоял на должности бакалавра по классу чтения Священного писания. В1844 г. перемещен в Казанскую духовную академию. В конце1855 г. архимандрит Фотий назначен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Авраамиева монастыря, где пробыл до 2 мая1858 г. Из Смоленска решением Священного Синода он назначен ректором Тифлисской духовной семинарии и настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. Впоследствии был цензором Санкт-Петербургского комитета для цензуры духовных книг. Скончался в 1870 годы в должности настоятеля Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря, Черниговской епархии./Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии и подведомых ей со времени основания Семинарии до ея преобразования по уставу 1867 года. (1728-1868 гг.). Сост. И. Сперанский. Смоленск, 1892. С. 277. В примечании к статье «Колочский мужской монастырь» также говорится, что монастырская рукопись написана в 1439 году священником Иаковом Андреевым. - Колочский мужской монастырь Гжатскаго уезда, Смоленской губернии. Смоленские епархиальные ведомости. 9. Смоленск, 1896. С. 427.//Князь Андрей Димитриевич, сын Димитрия Донского. Степень 16. - Удел имел в Можайске; скончался в 1432 году, июля 10 дня, положен в Московском Архангельском Соборе./Исторический словарь, Российских Государей, Князей, Царей, Императоров и Императриц. Сост. И. Нехачиным. Репр. воспр. текста изд.1795 г. М., 1990. С. 19. На Соборе1572 г., собранном для рассуждения о предполагавшемся четвертом браке царя Иоанна XIV, упоминается игумен Колочского монастыря Евфимий. Другой игумен обители - Корнилий - переведен в Москву казначеем митрополичьего дома, а в январе1567 г. избран на Ростовскую кафедру, упоминался до1574 г. (архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский). Игумен Маркелл, упоминается в1584 г.; в1589 г. он предположительно участвовал в избрании святителя Иова, патриарха Московского и всея России (+1607 г.; память 19 июня/2 июля)./Колочский мужской монастырь Гжатскаго уезда, Смоленской губернии. Смоленские епархиальные ведомости. 9. Смоленск, 1896. С. 430.//Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Сост. П.М. Строев. «Рукописные памятники Древней Руси». Репр. воспр. текста изд.1877 г. М., 2007. С. 332, 600. Екатерина II (1729-1796 гг.), императрица с1762 г.//Колочский монастырь находился в подчинении митрополитов (архиепископов) Сарских и Подонских, в 1768-1785 гг. - епископов Крутицких и Можайских. В1788 г., в связи с образованием в России губерний и реорганизацией епархиального управления, из подчинения Московской синодальной конторе обитель переведена в Смоленскую епархию при епископе Смоленском и Дорогобужском Парфении (Сопковском; +1795 г.)./История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ. М., 2006. С. 251.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г. В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского . В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи). Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла [ править править код ] Южнее собора находится самобытный по архитектуре и сложный по внутренней планировке Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла, трапезной палатой и кельями. Опись обители 1785 г. упоминала о заметных на здании следах пожара 1176 г. По преданию (приведено в «Историко-статистическом описании»), храм был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявшим обителью в 1670-1699 гг. Подразумевая разновременность частей постройки, современные издания датируют ее XII-XVII вв. Сооружение изображено на гравюре «Анфологиона» 1678 г. Примечательны разная кривизна подкупольных арок храма и опора сводов трапезной палаты на 1 столп (2-е характерно для древних трапезных палат России). Музей «Слова о полку Игореве» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Бабиче, по бывшему тракту из Могилева в Вильну. Из распросных речей старца Макария видно, что в 1624 г. он из Духова Виленского м-ря «съехал в Головчин, жил в Троицком монастыре 24 дни, а владеет де тем монастырем Головцынской князь, а как его зовут, про то не ведает, а веру де тот князь держал евангелическую; а из Головчина съехал в Трубчевск...» Отсюда след., что этот м-рь не должно смешивать с существующим м-рем Преображен. Головчинским в Подольской губ. “Русск. истор. Библиот.”, II, 632, 166. 2130 . Троицкий – Городенский, мужской, ныне пустошь Троицкая, близ села Городни, Тверской губ. и уезда, в 29 вер. к юго-вост. от Твери, на правом берегу Волги. Делается известным с XVI ст., когда имел во владении в волости Захожье, Тверского у., сельцо Во­скресенское с деревнями. Он еще до 1627 г. был приписан к архиер. дому и упразднен до издания штатов 1764 г. Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (опись владений 1629 г.); 1859 г., 22 (остатки м-рей); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 157 (перечень деревень). 2131 . Троицкий – Горский, мужской, несуществующий, в гор. Новгороъ-Северске, Черниговской губ. В жалов. грам., данной в 1676 г. архиеп. Лазарю Барановичу на угодья, между прочим, ска­зано: «также ему архиепископу велено владеть и монастырь строить в Новегородке, внутри города, местом Горою, где бывал монастырь святой и живо­начальной Троицы, а после был кляштор Доминиканской». “Дополн. к Акт. истор.”, VII, 12. 2132 . Троицкий на Златыне, мужской, ныне несуществующий, С.-Пе­тербургской губ., Новоладожского у., на р. Волхове. О нем упоминается в 1582 г. при описи Обонежской пятины, Заонежской половины: «В Воскресеньском же погосте монастырские земли: 1) Иванского монастыря из Ладоги; 2) Троицкого мо­настыря, что монастырь на Волхове ни­же Ладожского Порогу». Известно, что Волховские пороги простираются от Го­стинопольской пристани да погоста Ми­хаила Архангела, следовательно, Троицкий мон. был ниже этого погоста, но где – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в 1595, упразднен в 1770), путивльский Николо-Можайский (женский, в Путивле, упом. в 1608), путивльский во имя св. князей Бориса и Глеба (мужской, в Путивле, основан ранее 1634, в 1758 приписан к Молченской Софрониевой пуст., упразднен в 1762), Петропавловский (мужской, близ Глухова, основан в 1-й пол. XVII в., закрыт в кон. 20-х гг. XX в.), Ширяевская Александрова пуст. (мужская, близ Путивля, существовала в сер. XVII в.), Мутинская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. (женская, совр. с. Мутин Кролевецкого р-на, основана на рубеже XVII и XVIII вв., упразднена в 1786), Свято-Харалампиевский Гамалеевский (мужской, совр. с. Гамалиевка Шосткинского р-на, основан в 1702 как жен. скит, с 1714 мон-рь, с 1729 муж. мон-рь, в 1803 закрыт, в 1827 открыт как женский, закрыт в 1924), Мутинская во имя свт. Иоанна Златоуста пуст. (совр. с. Мутин Кролевецкого р-на, основана в 1718 как мужская, закрыта в 1730), глуховский Успенский (женский, в Глухове, основан в 1670 как Преображенский, в 1681 приписан к киевскому Вознесенскому мон-рю, в 1692 перенесен к Успенской ц., упразднен в 1784). Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.- стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7; Раздольский П. М. Забытая старина из эпохи Самозванщины//ИВ. 1902. Т. 87. Март. С. 1003–1021; Рябинин И. М. О путивльском Преображенском соборе и о тех церквах и мон-рях, кои имели связь с собором. Х., 1902; он же. История о Путивле, уездном городе Курской губ. Путивль, 1911; Левитский И., свящ. Город Путивль. М., 1905; Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980; Сухобоков О. В. Древнерус. Путивль и его округа: (По мат-лам археол. исслед.). Путивль, 1990; В. I. Глyxib — столиця та Глyxib, 1996. С. 6–10; Ткаченко В. Православна Глyxibщuha. К., 2001. С. 9–22; Луговской А. и др. Софрониевский монастырь. К., 2001. С. 12, 113–118; В. и др. Глyxib: На злaмi mucячoлimь. Суми, 2002. С. 13–17; Вечерський В. В. Bmpaчehi спадщини К., 2004; он же. Пам’ятки apximekmypu й мicmoбyдybahhя К., 2005.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Дворовой стороной башня глубоко «вклинивается» в придаточное 2-ярусное прямоугольное в плане здание почти одинаковой высоты с крепостной стеной, образующее торец курдонёра. Дворовой фасад здания по-своему примечателен: нижний ярус фасада оформлен 3-мя арками; за ними внутри здания помещается галерея, куда по оси средней арки выходит воротный проезд; верхний ярус представляет собой крытую галерею-гульбище, примыкающую к среднему этажу башни. Все остальные башни и стена возведены в кон. XVII в.: 4 башни стоят на углах крепости, еще 2 – на углах курдонёра, и 1 – в центре северо-западной грани крепости. Башни на углах крепости – прямоугольные или квадратные в плане, прочие – круглые. Башня в центре северо-западной грани крепости отличается от других своей небольшой высотой, вровень со стеной. При реставрации угловые башни северо-восточной грани крепости вновь обрели характерные для XVII в. деревянные шатровые верхи, а стена – деревянные детали боевой галереи; в центре северо-западной грани крепости была воссоздана утраченная в 1941-1943 гг. башня. Спасо-Преображенский собор [ править править код ] Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел). Преображенский собор

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010