2Сол. 3:1–18 . Увещания Апостола Солунянам. Общий признак посланий Апостола В заключительной главе своего послания, испросив у Солунян молитв о себе и об успехе своего проповеднического дела, вопреки козням окружавших Апостола беспорядочных и лукавых людей в Коринфе и повсюду ( 2Сол. 3:1–4 ), помолившись и с своей стороны за Солунян ( 2Сол. 3:5 ), чтобы Господь управил сердца их в любовь Божию (к Богу) и в терпение Христово (за Христа), Апостол Павел посылает им следующее увещание: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа (т. е. властью от Него нам данной) отлучатися вам от всякаго брата (т. е. христианина) бечинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас ( 2Сол. 3:6 ). Какое собственно бесчиние у Солунян разумеет здесь Апостол, это видно из стиха 11-го, где Апостол говорит: «слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся». Итак, это празднолюбцы суетящиеся, или по славянскому тексту лукаво обходящие, т. е. праздно-шатающиеся (может быть, даже по страху от близости якобы настоящего конца мира) и удаляющиеся от усидчивых и полезных трудов. Во избежание тунеядства и праздности Апостол выставляет бесчинствовавшим Солунянам свой собственный пример неустанного трудолюбия во время пребывания своего у них в Солуни: «Сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам». Так была чиста совесть Апостол Павла, что он в нравственный долг вменял всем своим ученика смотреть на себя, как на зеркало, и делать то, что в нем увидят, свидетельствуясь ими самими, что все это будет одно только хорошее. Яко не бесчинствовахом (с греч. – не жили бестактно) у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, ночь и день делающе, да не отягчим никого же от вас ( 2Сол. 3:7, 8 ). Но неужели отягчил бы Солунян Апостол, если бы от них получал свое содержание? Конечно, нет, тем более что имел на то право и по заповеди Христовой ( Лк. 10:7 ), и Солуняне были народ усердный. Но с одной стороны, по крайне деликатному и нежному отеческому чувству, какое питал Апостол к Солунянам ( 1Сол. 2:7–9 ), он не хотел ничем даже малым беспокоить их; а главным образом, зная наклонность их тому именно пороку, который вызвал его на обличения, он по преимуществу находил нужным для них именно явить в себе наглядный пример самого высокого и безукоризненного бескорыстия и трудолюбия. Воспользуйся от них он чем-нибудь даже малым – и всегда нашлись бы в толпе худших Солунян люди, которые перетолковывали бы поведение Апостола в неблагоприятную сторону. Посему-то он сам далее делает следующее примечание Солунянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

12). В доказательство подлинности чудес Павловых, кроме того, что сказано уже касательно подлинности чудес Апостольских вообще (§ 103), достаточно здесь сослаться на самые послания св. Павла. Он в них нередко упоминает о своих чудесах, именно пред теми людьми, пред которыми совершал их. Благовествование наше, писал он к Солунянам, не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас ( 1Сол. 1, 5 ), и потом повторяет то же самое пред Коринфянами, говоря: слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словес их, но в явлении Духа и силы ( 1Кор. 2, 4 ), и свидетельствуя, что признаки своего Апостольства он явил пред ними во всяком терпении, в знамениих и чудесех и силах ( 2Кор. 12, 12 ), что, следовательно, он ничем не ниже прочих, первейших Апостолов (-ст. 11). Подобным образом он свидетельствовал о себе и пред Римлянами: имам похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу. Не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силой Духа Божия: якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Христово ( Римл. 15, 17–19 ). Спрашиваем всякого человека рассудительного: как мог Павел писать Солунянам, Римлянам, Коринфянам, что он творил пред ними чудеса, и даже призывать их самих в свидетели этих чудес, если он не совершил пред ними ни единого чуда? Какое действие могло произвести на этих новообратившихся Христиан такое объявление? За кого должны были они почесть тогда самого Павла, и как принять его послания? Между тем, история говорит, что послания Павловы были приняты с величайшим уважением не только теми частными церквами, к которым они писаны, но и всей Церковью Христианской. И что эти послания, с самого начала Христианства, торжественно были читаемы в собраниях верующих, как писания Боговдохновенные 296 . Не явный ли это знак, что Римляне, Коринфяне и прочие Христиане того времени, действительно, видели собственными очами чудеса св. Павла, и были совершенно убеждены в их подлинности? § 106. Чудесное распространение Христианства 297

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Слыша Апостольское изречение, как не устыдятся они сказавшего: не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость (1Сол.4:7)? Справедливо сказано о них: темже предаде их Бог в похотех их в нечистоту, во еже сквернитися телесем их в себе самех (Рим.1:24). И еще говорит: Сего ради предаде их Бог в страсти безчестия: и жены бо их измениша естественную подобу в презъестественную. Такожде и мужи оставльше естественную подобу женска пола, разжегошася похотию своею друг на друга, мужы на мужех студ содевающе, и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще. И яко же не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная: исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы; исполненных зависти, рвения, лсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, не примирительны, нелюбовны, не милостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим (Рим.1:26-32). Видишь, как все, что они говорят или делают, не заслуживает одобрения и противно благоискусному уму. Итак, не будем внимать обманчивым словам их, чтобы и на нас не пало пред сим сказанное. Не дадим места сластолюбивым и смертоносным помыслам, чтобы и о нас не было сказано написанное: развратиша ум свой и уклониша очи свои, еже не взирати на небо, ниже поминати судеб праведных (Дан.13:9). Что могут сказать против сего эти суесловы, обольстители юных душ? Их обличает и другой Ученик Христов, говоря: Иуда Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущим о Бозе Отце возлюбленным, Иисус Христом соблюденным званным: милость вам и мир в любви да умножится. Возлюбленнии, всякое тщание творя писати вам о общем спасении (вашем), нужду имея писати вам, подвизатися еще единою молю о преданней святым вере. Привнидоша бо нецыи человецы древле предуставленнии на сие осуждение, нечестивии, Господню благодать прелагающии в скверну, и единаго Владыки и Господа нашего Иисуса Христа отметающиися.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/811/...

тако глаголем, не аки человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша». — Не имеем, говорит, в виду человекам угождать, а вся наша забота о том, чтоб оказаться угодными Богу, искушающему сердца. «Не сами мы поставили себя учителями, но Богом вверено нам Евангелие. Поэтому и говорим, и делаем все, как бы при свидетеле Боге; ибо знаем, что не сокрыто от Него ни одно душевное движение» (Феодорит). Хотя святой Павел говорит, что они только стараются дело свое явить угодным Богу, но очевидно питают уверенность, что оно точно таково; потому что совесть их свидетельствует, что они во всем верны Вверившему и действуют совершенно по Его намерениям и желаниям. Предотвращает сим Апостол нарекание, невыгодное для успеха Евангелия, будто они действуют из человекоугодия. Ибо в таком случае всегда уместно подозрение в покривлении истины. Но это невозможно, когда действуют пред Богом в угодность Ему. Бог видит сию неизменную верность, и мы со страхом ревнуем являть ее Ему, служа как бы пред лицем Его, чтоб иначе за неверность не отставил нас от дела. Если не отставляет, значит, видит нас верными. Вывод и здесь тот же: итак, не колеблитесь в вере слову нашему, ибо оно вполне таково, каким быть ему угодно Самому Богу.    Под человеками, коим угождение отрицает святой Павел, можно или разуметь таких людей, кои бы ввели в заблуждение и уговорили распространять свое лжеучение, или составили какой ков и подучили действовать по плану своему, или разуметь тех, коим проповедуется Евангелие, чтоб показать, что они не применяются к их желаниям, а прямо говорят истину Божию, не останавливаясь тем, что она может быть неприятна слышащим (сравни: Гал. 1:10). 1Сол.2:5—6. Никогдаже бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте; ниже в вине лихоимания: Бог свидетель. Ни ищуще от человек славы, ни от вас, ни от инех.    Святой Павел переходит теперь к указанию духа, видов и приемов своей проповеди. Три нарекания, возможных или действительных, отстраняет здесь святой Павел: в ласкательстве, в лихоимании и славолюбии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

И действительно, сознание благодатно живущего во Христе совсем не то, что сознание работающего греху и страстям. Они отличаются, как свет и тьма. Первое действие благодатного пробуждения грешника состоит в извлечении души из механизма его внутренней и внешней жизни и в возвышении над течением ее... Здесь, следовательно, полагается первая возможность сознанию истинному и полному. С сей минуты оно и начинается, ибо первый взор человека под действием благодати обращается на его существенные отношения; на них прежде всего падает свет ее. Затем уже внимательный к себе не сходит с сей высоты духа. Око его вознесено над всем своим и над всем соприкосновенным к нему, и все то сознает и видит он ясно, как страж какой. Это свойство облагодатствованного в слове Божием и в наставлениях подвижнических называется бодрствованием и трезвением. Механизм внутренней и внешней жизни поминутно порывается опять вовлечь их в себя, как в вихрь или пучину какую; они держатся в себе. Напряжение пребывать в себе есть подвиг трезвения или бодрствования, самый важный и начальный в духовной жизни. По мере совершенства в трезвенной бдительности над собою возвышается и сознание. Так заповедуется христианам трезвиться и бодрствовать, трезвиться в молитвах или бодрствовать в молитвах (см.: 1Пет. 5, 8; 4, 7 ); и вообще, быть всесторонне бодрственными: вы же, братие, несте во тме, да день вас якоже тать постигнет. Вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы. Темже убо да не спим, якоже прочий, но бодрствуим и трезвимся. Спящии бо в нощи спят. Мы же сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения (ср.: 1Сол. 5, 4–8 ). Такое стражничество над собою заповедуется христианам, следовательно, оно в них есть, как свойство. То же изображается и в правилах святых подвижников, что есть новое доказательство того свойства христианина, что он ясно зрит себя, все свое и все вокруг себя. Так, у преподобного Филофея пишется: «от утра надлежит твердо содержать в памяти Бога и, непрестанно содержа душевную молитву к Иисусу Христу, мужественно и непреклонно стоять при дверях сердца и на сей духовной страже убивать всех грешников земли» 81

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Можете судить по этому одному, что вход наш к вам — дело наше, в вас совершенное, — не есть дело праздности, пустое, бесцельное, обманчивое. Подобное сему значение имеет сие слово в 1 Кор. 15:14, где святой Павел говорит, что если Христос не воскрес, то «тще проповедание наше, тща же и вера ваша». Такая мысль вполне соответствует тому, что говорится в 1Сол.2и далее в 1Сол.2:3; «не от прелести». Святой Златоуст толкует: ουκ ανθρωπινη, ουδε η τυχουσα не человеческий (вход), по обычным житейским целям бывающий, и не случайный, не кое-какой, не бесцельный, не ничтожный. Экумений Златоустову мысль разъясняет, говоря: «не вотще», то есть наши проповеднические беседы были не ложные басни или сонные мечтания, пусторечия или праздноречия — ου μυθοι ψευδεις και ληροι. Откуда это видно? — Видно из того, что, только избежавши опасностей, мы опять дерзнули подвергнуть себя новым опасностям, на что, конечно, не решились бы, если б не были уверены, что проповедь наша Божественна. Ибо, по Феодориту, «пускающиеся в обман только до опасностей носят личину, а как скоро увидят их, тотчас обнаруживают себя, — и ложь обличается».    Если поставить это слово «не вотще» в соответствие с тем, что сказано в 1Сол.1:5: «не в слове точию, но в силе», — то оно будет означать: вход наш к вам не был обыкновенный, не одним словом действовали мы среди вас, но слово наше, по особенной к вам милости Божией, было сопровождаемо знамениями и чудесами. Такая мысль будет стоять в соответствии и с предыдущим, показывая в знамениях Божиих, сопровождавших проповедь Апостола, причину, почему повсюду говорили о солунянах. На нее наводит и святой Златоуст, когда, приступая к толкованию второй главы, говорит вообще о содержании ее: «Здесь (Апостол) хочет выразить то, что и выше говорил, именно — показывает свойства (христианской) проповеди как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принявших проповедь».    Применительно к тому, что ниже говорит святой Павел, 1Сол.3:5: «да не како всуе будет труд наш», — можно и в настоящем месте дать сему слову такой смысл, — что вход Апостола к солунянам не был бесполезен, но принес плод мног, обращение столького числа и столь ревностных христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Когда же Господь снисшел и совершилось воскресение, то человеколюбивый Владыка ввел в нашу жизнь новое и дивное устройство: переселение отсюда уже называется, вместо смерти, успением и сном. Откуда же это видно? Послушай самого Христа, который говорит: Лазарь друг наш успе, но иду, да возбужу его ( Ин.11:11 ). Ибо как для нас легко пробудить и поднять спящего, так для общего всех нас Владыки легко умерших воскресить словом. И так как сказанное Им было необычайно и дивно, то и ученики Его не поняли сказанного, доколе Он, снисходя к их слабости, не выразил этого яснее. И учитель вселенной, блаженный Павел в послании к Солунянам говорит: не хощу вас не ведети о усопших, да не скорбите, якоже и прочии, не имущие упования ( 1Сол.4:13 ). И опять в другом месте: убо и умершии о Христе погибоша ли ( 1Кор.15:18 )? И еще: мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших ( 1Сол.4:15 ). И еще в другом месте: аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с ним ( 1Сол.4:14 ). Видишь ли, что смерть везде называется успением и сном, и что она, прежде имевшая лицо страшное, теперь после воскресения сделалась презираемою? видишь ли светлое знамя воскресения? Чрез него доставлены нам безчисленные блага: чрез него рассеяно бесовское обольщение, чрез него мы посмеваемся над смертью, чрез него мы презираем настоящую жизнь, чрез него мы одушевляемся надеждою благ будущих, чрез него мы, облеченные плотью, можем быть нисколько не ниже бесплотных, если захотим. Сегодня совершилась блистательная наша победа. Сегодня Владыка наш, воздвигнув трофей победы над смертью и ниспровергнув власть диавола, чрез воскресение открыл нам путь ко спасению. Итак все будем радоваться, ликовать и веселиться. Хотя Владыка наш победил и воздвигнул знамя победы, но и для нас рабов общая радость и веселие; ибо все это Он совершил для нашего спасения, и чем победил нас диавол, тем же преодолел его Христос. Он принял то же самое оружие и им поразил диавола. А как, – послушай.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Или, говоря, что они не таковы, разумеет: вы не должны быть таковы, чтоб день застал вас, как тать, неготовыми, вам неприлично допустить себя до того: это будет противно вашему существенному характеру — свободе от тьмы и сыновству свету. — И то, и другое к одному ведет — «да бодрствуим и трезвимся» (1Сол.5:6).    Святой Златоуст спрашивает при сих словах: «Итак, что же? Ужели последний день не постигнет их, как тать? Ужели не настанет он для них неожиданно, ужели они предузнают его?» — И отвечает: «Здесь он намекает не на известность времени, а на соединенное с ним злополучие, то есть — последний день придет не к их злополучию, ибо и для них он наступит внезапно, однако не принесет им никакой скорби. Как вор не может сделать никакого вреда бодрствующим и пребывающим во свете, хотя бы и успел войти к ним; так точно и тот день — достодолжно живущим». 1Сол.5:5. Вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы.    Сказал, что последний день не застанет, или не должен застать их, как тать, потому что они не во тьме. Теперь поясняет, почему они не во тьме, или не должны быть во тьме? — Потому, что они сыны света. Сынами чего-либо обычно слову Божию называть тех, кои носят характеристические черты того, чего суть сынами, существенно сродны с тем, духом того исполнены. Сыны света, — Того, Который есть свет миру, — суть те, кои Евангельским учением просвещены, благодатию Святого Духа отрождены и живут во свете лица Божия и по воле Его, — светлы ведением, жизнию, надеждами. Сыновство свету означает не принадлежание только к области света, но и восприятие его в себя, проникновение им и, своего рода, светоносность, хотя заимствованную. «Бесте тма, ныне же свет о Господе», говорит Апостол (Еф. 5:8; — сравни: Мф. 5:16; Ин. 3:21; Лк. 16:8; Ин. 12:36; Еф. 2:2—3). «Как сыны Божии суть те, которые делают угодное Богу, так и сыны дня суть те, которые делают дела света» (Златоуст). «Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления — упорно противящиеся воле Божией, так сынами света и дня называются те, которые творят дела правды и света» (Экумений).    Сказанное положительно выражает затем Апостол отрицательно и притом так, что и себя, и всех верующих обнимает в общем положении: «несмы нощи, ниже тмы». Так в картинах тень резче выставляет светлую часть и всей фигуре сообщает рельефность. Ночь и тьма — однозначащи здесь; но Апостол будто отличает их в степени: мы не только не ночи, но и не тьмы. В таком случае тьма будет означать слабейшую мрачность, случайное, преходящее омрачение. Так Святую Церковь изображает святой Павел в другом месте не имущею «скверны, или порока, или нечто от таковых» (Еф. 5:27). В выражении: «несмы нощи..». иные подразумевают — «сыны», а другие перефразируют: мы не принадлежим к области ночи и тьмы. Апостол хочет сказать: мы не нощные, не темные, не омраченные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Молим же вас, братие, любезно прилежати, еже безмолствовати и деяти своя и делами своими руками, якоже повелехом вам ( 1Сол. 4, 11 ), Сие завещавахом вам яко, аще кто не хощет делати, ниже да ясть. Слышал бо некия безчинно ходящия у вас, ничто же делающия, но лукаво обходящия, таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят ( 2Сол. 3, 10–12 ). По этим наставлениям видим, что аа) апостол требовал безмолвия помыслов, но безмолвия не празднолюбивого, а того, которое отклоняется от мятежа пытливых помышлений о предметах ненужных для спасения, какова пытливость некоторых солунян о времени пришествия Христова 190 ; бб) апостол настоятельно требовал, чтобы христианин занимался трудами и не дозволял думать, что будто под благодатью вовсе не нужна деятельность со стороны человека; вв) предписывал, чтобы христианин облагодатствованным размышлением уразумевал волю Божию и представлял причиною тому именно то, что благодать не поставляет человека в такое положение, что будто для него нет никаких опасностей. Таким образом гг) по учению апостола благодать не уничтожает и не ослабляет собою свободы в человеке. Спаситель (Мат. 23, 57) и апостолы ( Лук. 7, 30 . Деян. 7, 57 ) свидетельствовали о худых иудеях, что они противились Духу св.-Учитель языков поучал: Духа не угашайте ( 1Сол. 5, 19 ). Не оскорбляйте Духа Св. Божия, имже знаменаетеся в день избавления. Всяка горесть (досада) и гнев и ярость и клич (крик) и хула (злоречие) да возмется от вас со всякою злобою ( Еф. 4, 30. 31 ). Паче исполняйтеся Духом ( Еф. 5, 18 ). Истинствующе в любви возрастим в него всяческая ( Еф. 4, 15 ). Здесь видим, что аа) от человека требуется чтобы он не уменьшал благодати, данной ему, а умножал бы се своими трудами; бб) вследствие сего и по силе ясных слов апостола должны мы верить, что от человека зависит повиноваться или противиться внушениям благодати, умножать или уменьшать меру действия ее на душу нашу; вв) по словам апостола уменьшение благодати в человеке зависит именно от злоупотребления облагодатствованной свободой – и напротив умножение благодати зависит от искренней любви ко всему богоугодному: в такой связи поставляет эти две мысли апостол в послании к ефесеям, и следов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По смыслу приведенного изречения живое памятование эсхатологических событий должно быть присуще человеку в каждый момент его жизни. Оно должно проникать не только поступки, дела – внешнюю сторону жизни человека, но и внутреннюю сторону этой жизни – слова, все сокровенные помышления человека. Усвоенная человеком и постоянно ему сопутствующая мысль о конце, о последнем назначении всего, даст человеку надежный критерий для оценки самых разнообразных явлений жизни, осветив эти явления не с кажущейся только стороны, не со стороны их временной и случайной ценности, а со стороны их внутреннего смысла и вечного значения. Будучи светочем человеческой жизни, эсхатологическая мысль, таким образом, поможет человеку во тьме заблуждений найти путь истины, побудит удержаться от той чрезмерной привязанности к миру и „яже в мире“, которая делает человека „рабом греха“, поможет „во веки не согрешить“. Впервые высказанная в Ветхом Завете мысль о важном педагогическом значении эсхатологии получила широкое распространение и подробное раскрытие в христианстве. Уже в посланиях апостольских нередко, в качестве сильного мотива к нравственному бодрствованию, можно встретить указание на эсхатологические события, напоминание о „последних днях“. Так, св. ап. Иаков близостью пришествия Господня и суда (событий, как увидим ниже, эсхатологических) побуждает христиан к долготерпению ( Иак.5:8–9 ); св. ап. Петр увещевает верующих к чистоте и непорочности, взирая на христианское чаяние нового неба и новой земли, имеющих открыться с наступлением дня Господня ( 2Пет.3:13–14 ). „Дети, последняя година – σχτη ρα – есть“ восклицает и св. ап. Иоанн и далее, направив взоры современных ему христиан на события „последней годины“, апостол любви предостерегает их от антихристианских обольстителей и указанием на пришествие Христово убеждает читателей послания к твердому пребыванию в преподанной им христианской истине ( 1Ин.2:18 и д.). Великий ап. языков, св. Павел, раскрывая Солунским христианам порядок событий дня Господня, также к учению присоединяет и наставление, и, сказав о неизвестности времени наступления эсхатологических событий, располагает христиан к трезвенности, призывая их облечься в броню веры и любви и в шлем надежды спасения ( 1Сол.4:131Сол.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010