Совершенно не имел до сего дня времени поработать с календарем. Два месяца почти подобрал чтения, но столкнулся с трудностями 1) как указывать чтения дня св[ятых], празднования которых переносятся, например свят[ого] Сильвестра, 2 января и 2) иногда набирается чтений больше трех, я затрудняюсь в выборе 3-х. Сейчас не хотел бы Ваше Преосвященство затруднять этими вопросами в эти дни. На Фоминой неделе, если не состоится почему-либо наше собрание, я Вам, Святый Владыко, пришлю на просмотр несколько месяцев с тем расчетом, чтобы внести все Ваши поправки и указания и отдать в печать. Просим Вашего благословения и молитв за нас, грешных. Искренно преданные Вам. Нед[остойные] иер[ей] Сергий и Елена. P. S. Именуем мы свою весь – Акулово, также и официальные учреждения, а как правильнее именовать, не знаю, в старых церковных архивах встречаются именование и Акулово и Окулово. Д. 23. Л. 9–9 об. Подлинник. Автограф. 6. Не позднее 18 мая 1958 г. (вместе с Е. В. Орловой) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Благословите. От всего сердца, с любовью сыновней поздравляем Вас, Святый Владыко, со днем Ангела Вашего. Просим Господа даровать Вам многие лета живота, крепость духа и тела на многоплодное делание Ваше во славу Господа Бога и Святой Его Церкви! Имел намерение лично посетить Ваше Преосвященство и приветствовать, да дела отвлекли от выполнения желания. Очень и очень огорчен Вашим отсутствием на последнем заседании (на Фоминой нед[еле]). Много из того, что Вы, как говорится, с кровью любящего Св[ятую] Церковь Русскую сердца установили, отменили, слушая указания сверху (напр[имер], в вопросе о разделе св. св. по группам I, II... IV); ввели ранее опускаемые чтения ветхозаветные, что унесло много, много строчек, а может быть, и страниц, из скудного общего резерва и объема календаря. Чтения дали все, указанные по Минеям и Типикону. Получилось ежедневных чтений по три и по два на день и очень редко – по одному. На богослужебные заметки осталось очень мало, и они как будто будут очень ограниченными. Я лично крайне огорчен Вашим отсутствием; получилось нечто подобное времяпровождению на поминках – ушла животворящая, всех будирующая, поджигающая душа, осталась сухая наука и, я бы сказал, конфиденциально, сползание к упрощенству, и не совсем безопасному. Напр[имер], в стенном календаре на 1959 год Огицкий предложил вычеркнуть дни почитания св[ятых] икон Матери Божьей «Нечаянная Радость» и «Взыскание погибших». Пост в день Навечерия пред Богоявлением он же считает нарушением правил Вселенских Соборов, влекущих для ослушников – отлучение. По моему (крайне глупому) мнению, Вашему Преосвященству никак не следует нас бросать. Вас Сам Господь выдвинул в наше время разброда в мнениях и знаниях о истинно православных, принятых от греков и сохранившихся в Русской Православной Церкви правилах и уставах – твердым хранителем их, толкователем темных мест, а главное, искуснейшим педагогом, научившим полюбить это святое дело – сохранение чистоты православного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

РГИА. Ф. 812. Оп. 14. Д. 165. Л. 116–116 об. Подлинник. Рукопись. 7. Из протокола заседания духовного собора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры 30 ноября/13 декабря 1922 г. Слушали: п.5. Прошение монаха Симеона Сиверса (с принесением полного покаяния за оскорбление духовного собора лавры) о принятии его обратно в лавру. Постановили: Принять в число братии в распоряжение о[тца] благочинного и о[тца] эконома на послушание . РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Л. 123 об. Подлинник. Рукопись. 8. Протокол допроса Сиверса в УНКВД Ленинграда и Ленинградской области 9 марта 1932 г. 1932 г. марта месяца 9 дня, я (2)   допрашивал в качестве обвиняемого гражданина Сиверс[а] и на первоначально предложенные вопросы он показал: 1. Фамилия:  Сиверс . 2. Имя, отчество:  Симеон Яковлевич . 3. Возраст (год рождения):  1900 г. 4. Происхождение (откуда родом, кто родители, национальность, гражданство или подданство):  из бывш[их] дворян, ур[оженец] г. Л[енин]града, отец — чиновник Главн[ого] управл[ения] уделов Минист[ерства] двора . 5. Местожительство (постоянное и последнее):  Ленинград[ская] Ал[ександро]-Невская лавра (Монастырка, д. 1, к. 127) . 6. Род занятий (последнее место службы и должность):  служитель культа — иеродиакон Ал[ександро]-Невской лавры . 7. Семейное положение (близкие родственники, их имена, фамилии, адреса, род занятий до революции и последнее время):  холост; сестра Ольга Яковлевна Сиверс 29 лет, в браке не состоит, проживает в Лондоне, за границу выехала в 1922 г. для лечения; там же проживает родственница тетка Хери Эдита; в Ленинграде прожив[ает] мать Анна Васильевна Сиверс 55 лет, преподаватель Фонетического института и еще в другом (3) . 8. Имущественное положение (до и после [Октябрьской революции] допрашиваемого и его родственников):  нет . 9. Образовательный ценз (первоначальное образование, средняя школа, высшее, специальное, где, когда и т.п.):  среднее — реальное училище при реформатск[ой] церкви . 10. Партийность и политические убеждения:  с 1920 г. мая месяца и до сентября того же года был кандидатом в ВКП(б) в г. Тихвине и вышел из партии по собственному желанию по религиозным убеждениям .

http://azbyka.ru/fiction/ja-slagaju-s-se...

Микулино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Микулино городище. Первоначально собор в Микулином городище появился в 1382 году как один из первых памятников победе в Куликовской битве. Нынешний собор Михаила Архангела построен в 1550-е годы на месте ранее существовавшего собора. Село Микулино расположено на левом берегу реки Шоши (правый приток Волги), в 25 км к северу от райцентра и 147 км на северо-запад от Москвы. Первое летописное упоминание о городе Микулин относится к 1363 году. В 1398 году здесь был построен первый каменный собор. Город был окружён земляным валом, по кромке которого тянулись рубленные стены с несколькими глухими и тремя въездными воротами. В настоящее время высота валов достигает от 4 до 5,5 м, а их длина составляет 558 м. Вокруг внешней стороны вала был ров глубиной до 2 м, наполненный водой. Городище окружал большой посад с торгом. Город входил в Великое княжество Тверское. Развитие города способствовал перекрёсток дорог на Волоколамск, Тверь и Старицу. Его удельные князья в XV в. даже чеканили собственную монету. В городе и ближайших окрестностях в разное время существовало (по книге: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып. 1, 2 и 3. СПб., 1890-1897 гг.) 6 монастырей, но не один из них " не дожил " до нач. ХХ в. С ликвидацией удела Микулин постепенно приходит в упадок и превращается в село Микулино Городище. На протяжении веков село принадлежало разным владельцам. В 1893 г. имение приобрёл последний владелец Александр Фёдорович Бухмейер, который в начале ХХ в. в своей усадьбе, расположенной на противоположном, правом берегу Шоши, построил внушительных размеров дворец с домовой церковью Воскресения Христова. (Ныне дворец с храмом не сохранился, а на территории усадьбы - психбольница 12). В селе А.Ф. Бухмейер построил винокуренный завод 22 и второкласское училище М.Н.П. В 1917 году село было волостным центром Старицкого уезда Тверской губернии. Здесь существовало почтово-телеграфное отделение, метеостанция III разряда 2-ого класса, сведения с которой передавались в Главную Физическую обсерваторию. Близ городища находился гостиный двор с 14 лавками. В селе ежегодно проходили 3 ярмарки: 9 мая, 17 сентября и 8 ноября (ст. ст.). В 1929 году с. Микулино Городище входит в состав Лотошинского района Московской области и стало называться упрощённо - Микулино.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 В православных изданиях XIX–XXI веков можно встретить жизнеописания монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII — начале XIX века. Во многих из них монах Авель предстаёт перед нами как истинный христианин-подвижник, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания. Ряд источников относит его к подвижникам благочестия 1 и даже к преподобным отцам 2 . Некоторые авторы считают, что его предсказания имели и продолжают иметь важное значение для исторических судеб России 3 . Что же достоверно известно нам об этом человеке? Прежде чем пытаться отвечать на этот вопрос, не рассматривая сочинений тех авторов, которые писали об Авеле, опираясь на разного рода сведения о нём, рассмотрим опубликованные первичные источники информации о жизни монаха Авеля. Монах Авель 1. Опубликованные первичные источники сведений 1) Воспоминания современников Авеля Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником 4 , известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова 5 , воспоминания известного историка М. В. Толстого 6 , “Записки” И. П. Сахарова 7 , а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта 8 . Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянча­ни­но­ва) 9 . 2) Документы и их фрагменты В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие: А) Статья под названием “Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе”, опубликованная в журнале “Рус­ский Архив” в 1878 г. 10 , представляет, по словам анонимного автора, “извлечение из” архивного “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 17 ого 1796 года, 67 листов”. В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуро­ру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Спасибо спасибо спасибо тебе милая . Марина 3 мая 2013, 00:08 Наталия Водица, благодарю за Ваши замечательные стихи! :) Марина 3 мая 2013, 00:07 Поздравляю всех с днем памяти Преподобной Матронушки! Т.к. в этом году он выпал на страстной седмице, отмечать его будут не 2-ого, а 6-ого мая (соответствующее объявление висит на вратах Покровского монастыря). Слава Богу, что столько людей обращается к матушке и получает помощь! У всех, кто, как и НВ, не может пока в силу тех или иных обстоятельств лично обратиться за помощью, есть прекрасная возможность отправить в Покровский монастырь письмо. Электронный адрес: matronushka@gmail.com, или обычный почтовый: 109147, Москва, ул. Таганская, д. 58. Эта информация размещена на официальном сайте Покровского монастыря. Обещают, что письма будут возложены к мощам св. прав. блж. Матроны Московской. Наталия Водица 2 мая 2013, 21:49 Спаси Вас, Господи, Марина! Чудесный рассказ! Я испытывала подобные чувства, когда была у Матронушки. Пока стояла в очереди думала просить о том, о сем - самом необходимом для жизни. А когда подошла к мощам праведной Матроны, забыла о всех просьбах. Просила со слезами только помощи в исполнении воли Божьей. Вот, в благодарность ходатаице нашей небесной - святой праведной Матроне Московской я написала в прошлом году к 60-летию ее упокоения такие стихи: Святая старица матрона – России столп осмый была, И ныне предстоишь у Трона Царя Небес за все дела, Творимые тобой при жизни, Когда спасала грешный люд… И мал, и стар тебе был ближним В любом углу, где был приют… Когда скиталась по столице, Молилась ночи напролет, А днем к тебе, как за водицей, Шел правды жаждущий народ… Слепорожденная святая, Ты самой зрячею была… И в духе прозревая тайны, Всех к свету Божьему вела. Сама ты претерпела много Болезней, скорбей, всяких бед… Но исцеляла, ради Бога, Больных, увечных много лет! От одержимых изгоняла Ты бесов, мучающих их. Воительницей сильной стала – Боялся враг молитв твоих! Столп благочестия и веры, Твои мы славим чудеса!

http://pravoslavie.ru/61255.html

За Председателя Совета Ив. Корвацкий За Секретаря диакон Н. Соколов Ввиду крайней ограниченности времени для занятий Собора церемониальная часть Собора, по моему мнению, должна быть сокращена до возможно меньших размеров, и, прежде всего, должно быть ограничено выступление всяких депутаций. Включение новых членов в состав Собора следует наперед отвергнуть во избежание новых и новых попыток попасть в члены Собора – попыток, рассмотрение которых отнимет у Собора много времени. Я полагал бы предложить Союзу общин послать на Собор письменное или телеграфное приветствие. Прошу Предсоборную комиссию рассмотреть настоящую просьбу и о решении немедленно уведомить союз чрез прот[оиерея] Н. Розанова . (Угол Кирпичной и Медведов[ской]) Протопр[есвитер] Г. Шавельский 16.V.1919 ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 10–10 об. Машинописный подлинник. Подписи – автографы. Имитация бланка: «Союз русских национальных общин. Г. Екатеринодар». Исходящий 4. На полях л. 10 слева рукописное заключение протопресвитера Г. Шавельского от 16 мая 1919 г. – автограф. 9. Проект Положения «О созываемом в Ставрополе Поместном Соборе» [Не ранее 12 мая 1919 г.] 1 . Созываемый Собор именуется Южнорусским Поместным церковным Собором. 2 . Собор действует применительно к наказу Всероссийского Священного церковного Собора. 3 . Состоящее при Соборе, согласно наказу его, Епископское Совещание в случае несогласия с тем или иным постановлением Собора обязано заявить об этом Собору не позднее следующего дня 139 поступления на рассмотрение Епископского Совещания данного постановления Собора. 4 . Члены Собора вносят свои предложения и заявления подают председателю Собора за подписью десяти лиц 140 . 5 . Президиум Собора состоит из одного председателя – епископа; трех товарищей председателя – одного епископа, одного пресвитера и одного мирянина; одного секретаря и одного помощника секретаря. 6 . Для предварительного рассмотрения вопросов, подлежащих решению Поместн[ого] Собора, при Соборе образуются отделы. На первых порах должно быть образовано 5 отделов: 1) редакционный – для редактирования соборных постановлений; 2) о Высшем церковном управлении; 3) о приходе; 4) по составлению посланий Собора и 5) об учебных заведениях духовн[ого] ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Члены Протоиерей А. Рождественский священ[ник] Г. Ломако Гр[аф] Мусин-Пушкин Иван Терещенко Делопроизводитель Е. Махароблидзе ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–2 об. Рукописный подлинник – автограф Е. Махароблидзе. Чернила. Подписи – автографы. 3. Протокол 2 заседания Предсоборной комиссии 6 мая 1919 г. Присутствовали: протопресвитер военного и морского духовенства Г. И. Шавельский, протоиерей профессор А. П. Рождественский, председатель Куб[анского] епарх[иального] совета священ[ник] Г. П. Ломако, священник-проповедник Вал[ентин] Свенцицкий, граф В. В. Мусин-Пушкин, генерал-майор Аевшин, H. Н. Львов и член Кубанск[ого] епарх[иального] совета И. Н. Терещенко. Делопроизводитель [комиссии] Е. И. Махароблидзе. Заседание Предсоборной комиссии открыл в 7 ч[асов] вечера под своим председательством о. протопресвитер Г. И. Шавельский чтением протокола предыдущего заседания. Протоиерей А. П. Рождественский и граф Мусин-Пушкин предложили внести в протокол поправку в том смысле, что Временное высшее церковное управление должно находиться не в ставке Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России, а там, где будут расположены высшие военные и гражданские учреждения при Главнокомандующем. По исправлении в этом смысле протокол комиссией утвержден. Граф Мусин-Пушкин внес предложение приветствовать независимо от главы Английской Церкви и Англию как нашу верную союзницу. Приветствуя Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками, Церковный Собор, по мнению графа, должен благодарить англичан за понятные их сердцу и чтимые ими три вещи: 1) за то, что помогают восстановить свободу, свободу духа, без которой не может развиваться и религия; 2) за то, что помогают восстановить попранную большевиками религию, и 3) за то, что помогают восстановить Отчизну. Это приветствие с благодарностью должно быть передано в телеграмме. После некоторых прений предложение графа Мусина-Пушкина комиссией принимается. Одновременно с сим комиссия разъяснила, что, по предположению ее, Поместный Собор должен будет обратиться с посланиями к каждому казачьему войску (Донскому, Кубанскому и Терскому) отдельно, равно как с отдельными посланиями надлежит обратиться и к Добровольческой армии с генералом Деникиным, и к Сибирской армии с адмиралом Колчаком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXXIII. Роспись камению, панагии и кресту, что 175 (1667) году были взяты из Воскресенского монастыря в Чудов монастырь 172 года, Генваря в 11 день, Воскресенского монастыря Казначей Иеромонах Исаия, Воскресенского ж монастыря у Архимандрита Акакия принял в монастырскую казну роспись камению, что переписывал, приезжая, в Воскресенском монастыре, после бывшего Патриарха Никона , в прошлом во 175 (1667) году, Февраля в 26 день, а пересматривал Чудова монастыря Келарь Сава, а тое, ого, Келареву, Савину порепись, за его, Келаревою, рукою у Архимандрита Акакия Казначей и Еромонах Исаия принял в монастырскую казну, и в том ему, Архимандриту отцу Акакию, его и росписку дал. 182 (1674) году, Мая в 8 148 день, по осмотру и по переписке в Чудове монастыре каменья, которое взято из Воскресенского монастыря: 1 . Крест золот с финифтом, а в нем на обоих сторонах 46 алмазцов, цены не написано. 2 . Запана золотая с финифтом, а в ней в средине алмаз большой, а около его 8 граненых, цена подписана на обертке 300 рублей. 3 . Панагия золотая, в средине яхонт лазорев, на нем вырезан образ Спасов, а на другой стороне Иоанна Предтечи, а около с обе стороны 24 искры яхонтовых красных, цены не написано. 4 . Запанка золотая Турского дела, с финифтом, в средине алмаз четвероуголен, а около его 20 алмазцов, цены не написано. 5 . Изумруд круглой, цена на обертке подписана 200 рублев. 6 . Изумруд в золоте, около его 20 маленьких изумрудов, цена 200 рублев. 7 . Два изумруда вставочные, цена 700 рублев. 8 . Два ж изумруда вставочные ж поменьше тех, цена 300 рублев. 9 . Изумруд вставочный четвероуголен, угол отломлен, цена 50 рублей. 10 . Изумруд на золоте, около его 5 изумрудов, да 5 мест порозжих, цены не написано. 11 . Два яхонта лазоревые, сережные. 12 . Два лала, один поменьше. 13 . Яхонт червчетой. 14 . Две коры яхонтовые. 15 . Яхонт лазоревый в золоте на спне. 16 . Два изумруда: один вставочный, четвероуголен, другой продолговат о пяти гранях. 17 . Тунпас четвероуголен. 18 . Два серовики серебреные.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С некоторого рода пролетарским жеманством журналист, очевидно из «бывших», пишет: «Из любопытства развертываю журнал. – Ого, вот и разгадка! Группа видных серг. работников попала в списки «рабов божиих», да не простых, а активных рабов – церковные советы, Иоакимово подворье! Тут Мордвинова, зав. краеведным музеем, культурник – проф. Введенский! Какой пассаж!» После сравнительно долгого молчания, связанного с майскими мероприятиями, лишь 6 мая в той же газете под инициалами В.М.(Мордвинова?) появляется статья «Изучи свой край. Под работы музея», восхваляющая музей. В том же номере помещены письма в редакцию зав. Музеем Сергиевского края В. Мордвиновой и проф. Д. Введенского . Мордвинова заявила, что статья в «Безбожнике у станка» является «сплошным вымыслом»: «1. В церковную гр. ни «Якиманова подворья» (такового в г.Сергиеве нет и никогда не было), ни какой другой церкви я не вхожу и не входила. 2. Ни к какой группе, дающей направление церковной политике города, не принадлежу и не принадлежала, потому что область религиозных и церковных интересов является для меня совершенно чуждой». Д.И. Введенский писал: «Считаю своим долгом открыто заявить, что ни в Сергиеве, ни в других городах я не состою ни в каких церковных группировках. И если до революции я, как профессор Московской Духовной академии, естественно состоял ближе к церковной жизни и к церковным вопросам, то теперь, как лицо, непосредственно связанное по практической и научной работе с мелкими промыслами, я работаю в области экономики последних и нахожу полное удовлетворение в этой отрасли научного и практического знания, полагая вместе с тем, что дело восстановления народно-хозяйственной жизни обязывает всякого советского гражданина на посильное честное участие в этой работе». Далее по поводу обвинений в антисемитизме: «В прошлом я не писал никакой брошюры по делу Бейлиса». В следующем номере газеты «Плуг и молот», вышедшем 10 мая, появилась разгромная статья «По поводу писем в редакцию граждан Введенского и Мордвиновой.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Желательно бы было разрешение вопроса этого получить сразу ввиду предстоящего Епархиального съезда духовенства и мирян в г. Петрозаводске 15 июня стар[ого] стиля, а также ввиду предстоящего учебного года. После издания декрета местный комиссар Парфенов распорядился также изгнать Зак[он] Бож[ий] из сред[них] и низ[ших] школ и, несмотря на желание и просьбы родителей, не допускал преподавать его в школе и гимназии даже во внеучебное время, почему вопрос иметь свою школу для нас имеет важное значение. Председатель правления и приходского совета Протоиереи Павел Дмитриев Секретарь 1321 P.S. Протоиерей Павел Дмитриев – председатель правления Братства за отстаивание интересов Церкви иметь свою школу – был выслан административным порядком, был в ссылке 2 месяца и помилован по Декрету 1 мая 1322 . ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 72. Л. 16–17. Подлинник. Рукопись. VII.22. Прошение председателя Учебного комитета ВЦУ протоиерея Константина Аггеева в Государственную комиссию по просвещению о сохранении духовных учебных заведений как профессиональных 6 июня 1918 г. Копия заведующему отделом школьной политики Перед заседанием Государственной комиссии в понедельник я имел краткую беседу с заведующим отделом школьной политики гр. Ганом по вопросу дух[овно-]учебн[ых] заведений. Гр. Ган сказал мне, что отдел не может подвести дух[овно-]уч[ебные] заведения под разряд профессиональных учебных заведений и что дух[овно-]уч[ебные] заведения в данном отношении находятся в таком же положении, как и другие школы, именующиеся профессиональными (торговые и т. п.). Не входя совершенно в обсуждение вопроса о судьбе последних, я позволяю себе указать на методологическую неправильность самой постановки вопроса, необходимо ведущую к неправильному его решению. Профессиональные школы всех ведомств, исключая церковные, состоят в государстве. Дух[овно-]уч[ебные] заведения в силу декрета находятся вне государства. Отсюда – государство может брать на себя организацию уч[ебных] заведений первых, но не имеет этого права в отношении вторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010