Значительное место в журнале отводилось и публикациям о черемисах (марийцах). Причём, касались они, главным образом, проблемам возрождения и распространения среди черемис (марийцев) язычества и противодействия ему. В этой связи необходимо, в частности, упомянуть статьи: «О секте кугосортинцев» 5 от 1 ноября 1909 г.) Г.Сергеева, «Языческая черемисская секта «Кугу-сорта» 6 от 8 ноября 1909 г.) Н.Спасского, «Черемисское воззвание» 38 от 25 июля 1910 г.) священника И.Николаева, «О состоянии Синерского прихода, Казанск[ой] Епархии, Мамадышск[ого] у[езда]» 45 от 12 сентября 1910 г.) Е.Боровицкой, «От редактора» епископа Андрея и «Воспоминания о Синерском приходе» С.Макаровского 55 от 21 ноября 1910 г.), «Угрожающие признаки. (Корр[еспонденция] из Царёвококшайска)» 17 от 24 апреля 1911 г.) – за подписью «Обыватель-старожил», «Языческое жертвоприношение в Царёвококшайском уезде» 35 от 28 августа 1911 г.) – за подписью «С.Н.». Весьма любопытной в данном отношении представляется последняя статья, автор которой (судя по всему, приходской священник) четыре дня подряд наведывался к проживавшим недалеко от уездного города Царёвококшайска 86 черемисам-«двоеверам» на «кровавые» языческие жертвоприношения, где безуспешно пытался объяснить им несовместимость «традиционных» обрядов с исповедованием православия, и откуда его иногда выгоняли «не так гостеприимно». На одно из таких «разъяснений» священнику сказали следующее: «Мы тебе ходить сюда позволили, тебе не мешаем, стой же и смотри, а нас оставь в покое, потому что сам Царь не притесняет в вероисповеданиях, и многие веруют по разному, а мы православные, и крест на груди носим, так молятся и другие черемисы, и нашего уезда, и Вятской губ[ернии], и в других местах». Из всего увиденного и услышанного «С.Н.» сделал вывод, что «очень много нужно ещё потрудиться православному духовенству среди черемис, чтобы довести их до понимания Евангельского учения». В 27 – 28 от 22 мая 1910 г. был опубликован доклад известного священника, благочинного первого благочиннического округа Царёвококшайского уезда А.П.Азановского под названием «В съезде духовенства черемисских приходов», сделанный им во время проходившего 20 – 21 января 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—607— ждаете это, то я скоро обращусь к вам за новым государственным катехизисом. Милостивые государи, государство, которое по самой природе, как сказано, не имеет ни способности, ни органов для религиозного обучения, если изгонит церковь , как здесь в принципе предлагается, то по необходимости обратится в ин-конфессиональное, безрелигиозное государство (ого! слева), совершенно безрелигиозное, чисто языческое государство (живейший протест и возбуждение слева), оно будет государством без Бога (ого! слева. Совершенно верно! справа), или оно само явится богом здесь на земле. Гегель со своими учениками был бы доволен, если бы прочитал этот законопроект и услышал его защиту, какую мы слышали сегодня здесь. Но будет ли доволен им немецкий народ, – сомневаюсь. Что касается меня, то я буду держаться монархически-христианского принципа в государстве, и если здешнее большинство и руководящие его делами министры (сильное возбуждение) постановят иначе, то я всё-таки буду бороться за этот принцип, пока жив, и насколько дозволяют мне это законы“ 2317 . Несмотря на такой энергичный протест со стороны центра (равно как польской партии, и старо-консерваторов), законопроект Мюллера был принят большинством 207 голосов против 155, – с оговоркой в окончательной редакции, что новым законом не исключается известное участие в школьном надзоре со стороны местных обществ 2318 . Одержав победу над клерикалами в школьном вопросе, прусское правительство отчасти в этом же, а главным образом в следующем 1873 году выступило с новыми законопроектами, касающимися уже внутреннего строя самой церкви, – её орденов, духовно-учебных заведений, определения клириков на церковные должности, и объёма церковной юрисдикции. Дело началось с изгнания иезуитов. В половине мая 1872 года в Рейхстаге был предложен и принят (181 голос, против 93) законопроект, в котором воспрещалось пребывание в пределах Германской империи иезуитам и членам всех род- —608— ственных с иезуитским орденом конгрегаций (лазаристам, обществам св. Духа, св. Сердца и др.), – причём иезуиты-иностранцы обязывались совершенно оставить германскую территорию, а иезуиты-туземцы – жить лишь в местностях, определённых полицией. Срок для ликвидации орденских дел назначался 6 месяцев 2319 . В 1875 г., когда борьба прусского правительства против католической церкви достигла кульминационной точки, этот закон в своих существенных чертах был распространён в Пруссии и на все вообще католические ордена и конгрегации, за исключением лишь таких общин, которые посвящены исключительно уходу за больными 2320 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно § 6 Полож[ения] о созыве собора его членами не могли быть лица, «осужденные по церковному суду в период обновленческого движения». Этот § устраняет от участия в соборе всех православных епископов, так как все они были лишены своих кафедр в период обновленческого движения; между тем, всюду в епархиях православное население признавало своими законными пастырями епископов старого посвящения, твердо стоявших против возникшего раскола, и относилось с недоверием, негодованием и неуважением к епископам, присланным новою церковною властью. Таким образом, на собор не были допущены епископы православные, действительные свидетели веры своих церквей, а предстоятелями православных епархий являлись схизматические епископы, не имевшие с верующим народом никаких религиозных и нравственных связей. С другой стороны, положение вводит на собор без всяких выборов, по назначению, целые группы лиц, которые не могли не быть сторонниками раскола. Сюда относятся: все члены так называемого высшего Церковного Управления (§ 37), областные церковные управления Сибирское и Украинское (§ 38), все уполномоченные высш[его] церковн[ого] управления при епархиальных архиереях (§ 39), центральные комитеты обновленческих групп (§ 43), 25 лиц по приглашению высшего церковного управления (§ 40), которое, сверх того, оставило за собой право по собственному усмотрению заменить лицо, «не могущее по каким-либо причинам участвовать в соборе», т. е. им же, под каким-нибудь предлогом устраняемое (§ 41), и «приглашать к участию в соборе представителей инославных христианских исповеданий, старообрядцев и представителей русских христианских общин – без права решающего голоса», значит, все же с голосом, хотя бы и совещательным. Применение всех перечисленных параграфов, по официальному подсчету, оглашенному секретариатом собора в заседании 4 мая, дало из 476 общего числа членов собора – 189 лиц, принадлежность которых к обновленческим партиям не может подлежать никакому сомнению, а именно 63 епископа, 6 членов высш[его] церковн[ого] управления, 33 члена центрального комитета партии «Живая Церковь», 20 членов центрального комитета союза общин Древле Апостольск[ой] Церкви, 12 членов партии «Церковное Возрождение», 56 уполномоченных.

http://bogoslov.ru/article/6172721

Следует ли считать счастьем долгую жизнь? 7 марта Чудесное явление на небе креста служит к утверждению нашей веры в Иисуса Христа, как Сына Божия , 18 марта Т О сострадании к заключенным в темнице , 22 декабря Темничное заключение должно располагать к покаянию и его должно переносить с терпением и покорностью воле Божией, 30 июля О терпении в страданиях, 27 декабря; 4 октября Побуждения к терпению скорбей, 26 ноября; 10 декабря; 28 октября Необходимость терпения для христианина, 24 ноября Черты для подражания из жизни свт. Тихона Задонск ого, 13 августа О происхождении трисвятой песни (Святый Боже), 20 ноября Без труда ни в чем не успеешь, 1 сентября Царствие Небесное достигается путем великих усилий и трудов , 21 октября С трудами телесными совместимы подвиги духовные, 5 июля; 31 октября О вреде праздности и пользе трудолюбия для нравственной жизни христианина, 28 августа, 31 октября Назначение человеческого тела , 11 ноября Душа по разлучении с телом , 15 августа Дела милости телесной и духовной, 18 сентября Бог обличает и посрамляет обманщиков и татей , 12 апреля Чем объясняется дивное терпение св. мучеников? 16 марта О христианском терпении , 6 мая; 13 июня О необходимости терпения , 22 февраля О таинстве Св. Троицы , приложение О Боге, в Троице славимом, 6 января Сила слова Божия, труда и молитвы в деле спасения, 17 января Не должно стыдиться труда и безвестности, 6 января Всем нам должно трудиться , 5 марта Без трудов и подвигов нельзя наследовать Царствия Божия, 11 апреля О трудолюбии, 4 июня Смерть телесная служит только переходом к бессмертию, 22 мая Польза поста телесного , 4 марта У Виды нарушения 6-й Заповеди, запрещающей убийство , 3 ноября Суд Божий, карающий убийц, 28 августа Об отношении христиан к удовольствиям , 26 октября Любовь к уединению , 25 сентября Нужно молиться ко Господу о просвещении ума нашего, 9 июля Печальные плоды умственного образования без религиозно-нравственного воспитания, 21 октября О значении церковных молитв и милостыни, творимых за усопших, 26 октября

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Квартиру епископу вначале приготовили недалеко от собора, у вала, в доме Сычевой, из одной комнаты в одно окно, но его нынешний хозяин не расставался с папиросой. В дальнейшем архиерейским стал дом священника села Подлипичья на высоком холме, по строенный Елизаветой Семеновной Ляминой. В большой комнате устроил Владыка домашнюю церковь в память преподобного Серафима Саровского . Ежедневно совершал он литургию при закрытых дверях в находившейся напротив его дома Казанской церкви, приносил Бескровную Жертву за свою паству. У епископа было два келейника из Пешношского монастыря: иеродиакон Валентин и иподиакон Аристарх, который читал, пел, был за псаломщика и подавал на стол. Отец Аристарх был человеком простым. Владыку он любил как милостивого отца, а иеродиакона Валентина боялся: «Отец Валентин, пожалуйте кушать! А ты, Владыка, иди ешь, а то остынет», – говорил спроста. В феврале 1921 года епископ Серафим тяжело заболел: стоя в соборе на кафедре, простудился: из-за множества молящихся входные двери были раскрыты настежь. Крупозное воспаление легких уложило надолго в постель. Усердный уход главврача С. Н. Ивановск ого и медсестры Софьи Степановны Кузьминой помогли поправиться и на Пасху служить. Объезжая вверенные его управлению приходы, архипастырь непременно навещал монастыри. Их было три в Дмитровском викариатстве. Древний мужской Николо-Пешношский монастырь, основанный в XIV веке преподобным Мефодием, известный строгостью духовной жизни своих насельников. Епископ Серафим часто посещал обитель, любил и настоятеля отца Ксенофонта (Чернышева), подвижника и молитвенника, к которому обращалась за духовной помощью вся округа. Владыка возвысил его до чина священноархимандрита, а в день великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля (6 мая) 1921 года постриг отца Ксенофонта в схиму с именем Онуфрий. Отец Онуфрий был по духу близок своему епископу и, почитая его, все дела обители решал по его совету. Когда епископ Серафим приезжал в Пешношский монастырь, отец настоятель с любовью заботился о нем. Но однажды случилось недоразумение. Летней ночью Владыка не мог уснуть в архиерейских покоях от нашествия клопов. Утром любезное приветствие настоятеля:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

В 6 часов всенощную слушал на Саввинском подворье. Здесь же на следующий день, 3-го ч., в воскресенье, слушал и литургию, которую совершал Преосвященный Алексий. В этот день я посетил в Знаменском монастыре о. Архимандрита Сергия 1265 –доктора Богословия, получившего эту высшую ученую степень за многоученое сочинение: «Полный месяцеслов Востока. Восточная агиология, в двух томах, М. 1875–76 г.» В беседе со мною он сообщил, между прочим, что в настоящее время он занимается составлением Истории Иверской Иконы Божией Матери 1266 и вместе с тем продолжает разрабатывать агиологию востока. Из Знаменского монастыря проехал в Новоспасский, где прежде всего помолился на могиле досточтимого старца, покойного о. Архимандрита Агапита 1267 († 28 мая 1877 г.), с которым у меня, в продолжении многих лет, были самые добрые искренние отношения. Затем велел доложить о себе Управляющему монастырем Преосв. Порфирию, известному путешественнику на Восток. Он принял меня, как старого знакомого, дружественно, хотя с некоторою важною осанкой; показывал мне Сборник старинных греческих нот, начиная с IX или X века, выкраденных им из рукописей афонских монастырей, – за что я братски его укорил; беседовали затем о синайском кодексе Библии , привезенном в Россию известным палеографом К. Тишендорфом. Порфирий этот список Библии называет купеческим, в том смысле, что он сделан был для продажи 1268 . При этом он подарил мне свою брошюру, под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, архимандрита Порфирия (Успенского) , Спб. 1862 г.», 4-ого, – и ещё другую: «Новое слово об афоно-иверской иконе Богоматери, Еп. Порфирия, М. 1879 г.» От одного епископа зашел я к другому, имевшему временное пребывание здесь же, в монастыре. Разумею преосвященного Иоанна, бывшего епископа Алеутского. Несчастный питомец мой по академии жаловался и на скудость средств к жизни и особенно на недоброжелательные отношения к нему со стороны епископа Порфирия. Из Новоспасского монастыря я проехал к академическому совоспитаннику (старшему впрочем меня на один курс) протоиерею Василию Петровичу Нечаеву 1269 , Настоятелю Николаевской в Толмачах церкви и известному редактору журнала: «Душеполезное Чтение». Нашел его у себя и несколько минут с ним дружески побеседовал. Выслушал от него, между прочим, совет, чтобы епархиальные архиереи, вместо поучений с кафедры, чаще обращались к своим паствам с окружными посланиями. Совет добрый и разумный.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется» Что мешает Церкви добиться запрета абортов в России? Почему во многих храмах нет подготовки к Таинству Крещения? Остается ли у Вас время на молитву? Правмир продолжает публикацию ответов отца Всеволода Чаплина на вопросы читателей. 8 июня, 2011 Что мешает Церкви добиться запрета абортов в России? Почему во многих храмах нет подготовки к Таинству Крещения? Остается ли у Вас время на молитву? Правмир продолжает публикацию ответов отца Всеволода Чаплина на вопросы читателей. Портал «Правмир» продолжает публиковать ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы, заданные читателями в период с 19 по 29 мая. Начало: Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают» Православие — и есть истинное христианство Здравствуйте, о.Всеволод! Вопрос простой и ясный. Как Вы считаете, муки вечные — это именно бесконечные или «очень-очень длинный промежуток»? И как Вы относитесь к тому, что профессор Осипов вносит смуту, зачастую перетасовывая цитаты святых Отцов, и говоря, что муки вечные — не вечные, противореча постановлению 5-ого Вселенского собора? Николай. О вечном наказании людей, недостойных вечного блаженства, говорит Сам Христос. Я, прежде всего, помню Его слова. Батюшка, Как святые отцы и богословы поясняют следующее кажущееся несоответствие: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40), ведь мы знаем, что Иисус был в сердце земли две ночи (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье)? Сергей Новиков. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» сказано во втором послании апостола Петра. Для меня в данном случае важно не столько количество астрономических суток, сколько те реальные духовные дары, та реальная благодать , которую я, как и другие православные христиане, получаю от Господа. Если кто-то из богословов знает более точный ответ на этот вопрос, спросите у них.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

НН 3 мая 2020, 21:20 И./НН, вы так пишите, будто расследование проводили/- Да, прихожане и священники 1-ого храма докопались до " 0-ого пациента " , дата и обстоятельства заражения во втором храме тоже доподлинно известны. Безусловно, это дорога с двусторонним движением. Только вот светофора некоторые видеть не хотят. Одна моя знакомая задаётся вопросом: может, есть такие православные, которым светофоры вообще не нужны, они ездят и переходят дороги исключительно с молитвой, вообще не обращают внимания, какой свет горит? И детей своих так же переводят и перевозят? Интересный вопрос, не правда ли? Или всё-таки нужны? Если своя жизнь не дорога, может, хоть детей побережем? Я, маловерка, на красный свет стою... Константин 3 мая 2020, 19:18 " Константин, за человека жестокосердного по нынешним временам. Ибо даже в наиболее суровой среди авраамических религий исламе в жертву Богу не детей, а баранов приносят... " Денис, Авраам сделал это не по своей воле, а по указанию Творца. Именно за это мы его и почитаем, за образец веры, за готовность всецело предаться воле Бога. Можно себе представить, что ему это стоило! Но именно благодаря его подвигу сегодня не приносят в жертву людей. Для христиан жертвоприношение Авраама имеет глубочайший смысл, как прообраз жертвы Христовой, Агнца, усмотренного Богом вместо жертвы человеческой. Вероника 3 мая 2020, 18:29 Спасибо большое за эту статью! Ещё когда только началась эпидемия, знакомый священник рассказал, что когда он был маленький, помнит, как была эпидемия ящура и храмы закрывали. Я тогда полезла в Гугл искать, что за эпидемия, когда. Ничего не нашла, кроме того, что ящур это болезнь скота.решила, что я что то не так поняла или батюшка перепутал. А оказывается, все так и было! Мария 3 мая 2020, 15:51 вывод-закрыть все храмы? Вадим К. НН продолжение 3 мая 2020, 14:26 и думают впустить не раньше, чем парша сойдет, да и недостаточно ли одного послушания? Что же, может быть теперь и на то, чтобы думать надо брать благословение? Где же тогда моя свобода? У нас в городе иное начальство требует, чтобы уже у родственников, живущих с тобой вместе, ты измерял температуру и докладывал. Тоже слушаться? Тогда где же предел, ведь я не попугай, который согласен будет и на простую клетку, только бы в нее пшено не забывали подсыпать вовремя? Почему же до сих пор нет распоряжения закрыть храмы, как и ввести в М. и МО карантин? Что за троцкизм: воевать не будем и мира подписывать тоже: ни мира, ни войны? Как слушаться трубу, издающую неопределенный звук (1 Кор. 14, 8), а?

http://pravoslavie.ru/130774.html

Отношение к кельям праведного старца как к святыням укреплялось чудесными явлениями – благоуханием и нездешним светом, отмечавшимися время от времени и после кончины Феодора Кузьмича. В Белоярке крестьянин Максим Семенов видел ночью над кельей Феодора Кузьмича яркое сияние, «как будто бы вся келья горела» 1061 . На заимке под Томском жена караульного Клавдия Чернышова видела «необыкновенный свет» в келье старца 1062 . Благоухание исходило от отдельных вещей, оставшихся после старца, а также иногда от кельи в целом. Через три с лишним года после кончины благоухала губка, которой обмывали старца, издавал «велие благоухание» его черный халат 1063 . В 1871 г. С.Ф. Хромов подробно, с указанием чисел, фиксировал это явление, пытаясь разграничить исхождение благоухания от портрета святого и в келье в целом: «1871 года на заимке было в келии великого Старца Феодора Козмича слышно многократно от портрета его благоухание, и именно в такие дни: 7 апреля утром в келье, а вечером от портрета; 27-ого, также 28-ого вечером, также 2 июля ночью было в келье слышно долго благоухание; 29-ого тоже от портрета великого Старца Феодора Козмича; все эти дни были записаны» 1064 . В апреле 1874 г. Семен Феофанович подрядил плот ников и каменщиков «на исправление келии великого Старца на заимке»: подвести фундамент, заменить несколько венцов, оштукатурить, обшить тесом, перебрать полы, потолки, сложить новую печь. «С 1 мая и до 8 июня Господь помог поставить келию на фундамент, – пишет Хромов, – и вот дивное дело Божие, или великие чудеса творятся великим рабом Божиим Старцем Феодором Козмичем: как только поставлена келия на фундамент, так открыл Господь на заимке близь келии источники минеральных вод в берегу Ушайки речки» 1065 . Позднее, в Г877 г., целительная вода появилась в самой келье 1066 . Елисей Захаров писал в начале 90-х гг. ХТХ в. в своем «Сказании»: «После смерти старца Хромов сам жил в его келье на заимке, но теперь в ней жить стало неудобно от сырости. Сырость же в ней происходит оттого, что подполье иногда вдруг наполняется водой, тоже неизвестно откуда являющейся. Находятся много желающих получить эту воду, так как ее считают целебной, и Хромов сливает ее в бутылки и раздает желающим. Вода эта на вид – чистая, светлая и, по словам Хромова, сохраняется у него в бутылках, нисколько не изменяясь ни по виду, ни по вкусу, в продолжение нескольких лет» 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 мая 2018, 09:18 Владимир пишет про трактиры. А если я не ошибаюсь с началом первой мировой войны в России был сухой закон. Сергей 21 мая 2018, 09:12 Было бы хорошо, чтобы кто-нибудь из историков взял на себя титанический труд, как сейчас говорят, фактчекинга. Т.е. не отбирать факты в угоду своей точке зрения, а свести их грубо говоря в две колонки: успехи и неудачи последнего русского Царя. И только факты со ссылками на источники. Екатерина 20 мая 2018, 19:22 Хотелось бы еще обратить внимание читателей вот на этот материал, кстати, с данного ресурса http://www.pravoslavie.ru/106831.html , называется " Революция вышла из семинарии " ,автор - проф. А. Осипов. Екатерина 20 мая 2018, 14:01 Спаси Господи за очень интересную статью. НН 20 мая 2018, 12:08 Алексей:/Сейчас историки ставят под сомнение отречение Николая2-ого и приводят аргументы с которыми трудно спорить/- ИСТОРИКИ не ставят под сомнение- отречение было, сам Николай2 это ПРИЗНАВАЛ и потом горько сожалел. Спорят ангажированные почитатели и творцы очередных мифов. Царь канонизирован за свою СМЕРТЬ, (см. Материалы Собора). Задайте себе вопрос: Если бы он не отрёкся и умер своей смертью- был бы он канонизирован за свою жизнь и государственную деятельность? Валерий:/Дорогой автор почти ничего не пишет о состоянии духовной скрепы-церкви, того времени/- А что тут напишешь? Документально всё зафиксировано. Читайте " Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-198гг " . Валерий 19 мая 2018, 21:16 Дорогой автор почти ничего не пишет о состоянии духовной скрепы-церкви, того времени.... Похоже на наше время: куполов златых предостаточно, а верующих, как было 2-3%, так и осталось...время лжи и лицемерия: заботимся о демографии, а алкомаркеты на каждом углу, больницы в небольших городах сокращают, приближенные к телу имеют космические доходы, не сопоставимые с зарубежными аналогами... Взбесятся так же, рано или поздно... Наталья Богоявленская 19 мая 2018, 18:10 Интересно, Владимир (18 мая 2018, 12:23), а где вы взяли статистику, которую приводите? Вы, наверное, пользовались не учебником истории Царской России начала 20-го века, а историей сталинских лагерей, ссылок и колхозов. Уж очень на то похоже.

http://pravoslavie.ru/112978.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010