Источники относят начало колонизации вост. славянами низовьев Дона и Волги ко 2-й пол. X в., когда здесь, на землях Хазарского каганата, возникло Тмутараканское княжество. Ок. 1023 г., по сообщению Лаврентьевской летописи, кн. Мстислав Владимирович заложил в г. Тмутаракань ц. Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. С. 147), в 60-х гг. XI в. насельник Киево-Печерского мон-ря прп. Никон основал близ города монастырь. В нач. XII в. Тмутараканское княжество потеряло независимость и было присоединено к Византии. В 1-й четв. XIII в. в донские степи пришли монголо-татар. завоеватели, край стал частью Золотой Орды со столицей в Сарае. В 1261 г. здесь была учреждена Сарайская (позднее Сарская и Подонская, затем Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции к-рой состояло правосл. население Ср. и Н. Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв.- в Рязанскую епархию. В 1-й пол. XIV в. между Рязанскими и Сарскими епископами шел спор о подведомственности паствы, проживавшей «в пределе Червленого Яру и по караулам возле Хопер до Дону» (РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 163-172). Это свидетельствует о том, что территория Донского края в этот период, очевидно, полностью принадлежала этим 2 епархиям. Внутренние усобицы, приведшие Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского еп. Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского гос-ва с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV-XVI вв., указывается на пестрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с к-рым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ. По-видимому, со 2-й пол. XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в кон. XVII - нач. XVIII в., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о к-рых известно с XVII в. В крае отсутствовали к.-л. органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещенные в служении клирики. Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Св. Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь ).

http://pravenc.ru/text/178954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРИ Католич. св. Филиппо Нери. Скульптура в ц. Дивино-Сальвадор в Севилье. Мастерская Х. М. Монтаньеса. 1-я пол. XVII в. Католич. св. Филиппо Нери. Скульптура в ц. Дивино-Сальвадор в Севилье. Мастерская Х. М. Монтаньеса. 1-я пол. XVII в. [Лат. Nerius; итал. Neri] Филиппо Ромоло (21.07.1515, Флоренция - 26.05.1595, Рим), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 26 мая), основатель конгрегации ораториан (офиц. название - Конфедерация оратория св. Филиппо Нери; лат. Confoederatio oratorii S. Philippi Nerii), деятель Контрреформации . За влияние, оказанное им во 2-й пол. XVI в. на духовную жизнь города, Н. нередко называли «третьим апостолом Рима». Семья Н. происходила из г. Кастельфранко, но уже неск. ее поколений проживали во Флоренции. Отец, Франческо Нери († 1559), был нотариусом; в апр. 1513 г. он женился на Лукреции да Мошано. Н. был 2-м из 4 детей; мать скончалась в 1520 г. во время родов младшего сына. Н. род. в воскресенье, тем же утром был крещен в примыкавшем к флорентийскому кафедральному собору баптистерии св. Иоанна. Начальное образование получил в мон-ре св. Марка ордена доминиканцев . Большое влияние на Н. тогда оказали священники-доминиканцы Дзенобио де Медичи и Серванцио Мини. Он регулярно слушал проповеди Джованни Бальдерино, принадлежавшего к конгрегации гумилиатов ; ее члены проповедовали бедность и смирение как 2 основных инструмента необходимого церковного обновления. Уже в молодые годы Н. запомнился современникам как человек христ. добродетелей, к-рого не сломили жизненные испытания: в 16-летнем возрасте он перенес грозившую смертью лихорадку, а позднее сильный пожар уничтожил значительную часть семейного имущества. Ок. 1532 г. отец направил Н. в г. Сан-Джермано на севере Неаполитанского королевства, где проживал его брат, Ромоло Нери. Не имея детей, брат выражал готовность назначить племянника наследником своего весьма успешного торгового дела. В течение года Н. помогал дяде в торговле тканями и шерстью. Свободное время он проводил в уединении, часто посещал небольшую часовню, вверенную заботам монахов-бенедиктинцев. Там после продолжительных молитв и размышлений о страданиях Господа Н. пришел к убеждению, что торговля и достижение личного благополучия не являются его жизненным призванием. В 1533 г. он отказался от семейного наследства и отправился в Рим.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Исследователи отмечают в рассказе об И. и А. наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда нек-рые поступки и слова А. имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны , матери прор. Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела И. напоминает сцену явления ангела прав. Захарии в Лк 1. 11 сл. ( Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29). Спас на престоле, с предстоящими Иоакимом и Анной. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Спас на престоле, с предстоящими Иоакимом и Анной. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Церковь праведных Иоакима и Анны в Можайске. 1867–1871 гг. Архит. К. В. Гриневский После рождения Марии И. и А. «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, И. пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы . Когда Пресв. Дева достигла 3-летнего возраста, И. и А. решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1). В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), к-рое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач. V в.), говорится о происхождении И. «из колена Иудина» (1. 1), А. «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX в.) сообщает о том, что семья Пресв. Богородицы жила в г. Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии А. Девы Марии (3. 1).

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

фасаде), возведен большой купол, воссоздана колокольня. К числу церквей, основанных в Вильно в XIV в., относятся Пятницкая, Успенская (Пречистенская) и Троицкая, к-рые были восстановлены при владыке Иосифе в 1865-1868 гг. Из них наиболее древняя церковь, сохранившая много первоначальных архитектурных особенностей,- Пятницкая (основана в 1345). Она стала местом погребения кнг. Марии Ярославны Витебской, 1-й жены вел. кн. Ольгерда Литовского, была придворной, позднее соборной. Во 2-й пол. XVI в. ее переосвятили в честь Богоявления, после пожара 1610 г. передали Троицкому монастырю, которым владели василиане-униаты. Здание было восстановлено лишь после прихода в Вильно русских войск в 1655 г. Его жалкое состояние (как и др. правосл. храмов на территории Л. того времени) описал архидиак. Павел Алеппский, при этом упомянувший о богатстве католич. и протестант. населения ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 454-455). В запустение храм пришел во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в., когда принадлежал василианам: в 1842 г. от здания оставались только стены. В 1864-1865 гг. храм был восстановлен с сохранением древнего плана и частично стен (архитекторы А. И. Резанов, А. Марциновский, Н. М. Чагин); была построена звонница (1866, архит. Чагин), а на стенах храма появились памятные мраморные доски со сведениями о его создании в 1345 г., о восстановлении в 1865 г., о пребывании Петра Великого в 1705 г. в связи с молебнами в честь победы над имп. Карлом XII, о преподнесении храму швед. знамен и о крещении «арапа» Ибрагима (А. П.) Ганнибала, деда А. С. Пушкина ( Виноградов. 1904. С. 25, 92; по др. источникам, крещение произошло в 1707). Судя по размерам, конструктивным и декоративным особенностям, а также по зарисовкам XVIII-XIX вв., здание было возведено по типу, характерному еще для домонг. архитектуры Киевской Руси: 6-столпное в плане, с куполом на барабане над средокрестьем, с более широкими в плане рукавами креста, с узкими боковыми нефами и угловыми компартиментами, с соответствием друг другу внешнего и внутреннего декора (лопаток и столпов), с крещатыми столбами, хорами в зап. части, с 2-ярусными фасадами. Колокол, подаренный церкви в 1379 г. кн. Ягайло и его матерью кнг. Иулианией Александровной Тверской, в сер. XIX в. был обнаружен в Трокском костеле. Во 2-й пол. XIX в. Пятницкая ц. была приписана к Николаевскому собору, принадлежала военному ведомству.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Герб рода Волконских один из знатнейших рус. княжеских родов, потомков старшей ветви черниговских Ольговичей. Прямым предком В. является св. блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович Черниговский († 1246). Его внук, кн. Иоанн Юрьевич, владел «дольницей» в Тарусском княжестве и вместе с родными братьями в 1-й четв. XIV в. принимал участие в продаже Киевскому митр. свт. Петру части родовых земель в верховьях р. Оки, на к-рых в XIV в. возник 1-й в Сев.-Вост. Руси митрополичий город - Алексин. Наследники кн. Иоанна Юрьевича Тарусского и Волконского, князья Феодор и Мстислав Тарусские, в составе войск св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского участвовали в битве с ордой Мамая на Куликовом поле, где погибли 8 сент. 1380 г. С кон. XIV - нач. XV в., когда Тарусское княжество окончательно распалось на неск. мелких уделов, а г. Таруса перешел под власть вел. кн. Василия I Димитриевича , стольным городом предков В. стал Волконеск (совр. Тимофеевское городище). Здесь В. построили церкви во имя Пречистой Богородицы и св. князей Бориса и Глеба . В сер. - 2-й пол. XV в. нек-рые В. служили правителям Литовского великого княжества и Воротынского княжества. Представители старшей ветви В., внуки живших в 1-й пол. XV в. князей Константина, Иоанна и Феодора Конинских, на рубеже XV-XVI вв. служили всем родом вел. кн. Иоанну III Васильевичу со своих земель, расположенных в Алексинском и Тульском уездах. В. принимали активное участие в береговой службе и отражении набегов крымских татар, строили осадные дворы в Туле и Переяславле Рязанском. В сер. XVI в. они попадают в Государев двор, к этому же времени относятся первые вклады В. в Троице-Сергиеву лавру . Особым вниманием со стороны В. также пользовался белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В XVI - нач. XVIII в. в обе обители от имени В. неоднократно поступали наиболее крупные денежные и вещевые вклады. Связь с Троице-Сергиевой лаврой позднее помогла В., когда в 1686 г., во время их спора с кн. Оболенскими, власти обители, основываясь на документах своего архива и рукописного собрания, подтвердили их происхождение из рода тарусских князей.

http://pravenc.ru/text/155156.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010