«Встань, возьми постель твою и ходи», – говорит расслабленному Христос. Тут же мы видим, как реагируют на это чудо иудеи – те, кому вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они говорят исцелившемуся: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?». Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным, исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» – а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его. За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего единственный человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, Который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать. Не случайно пришел этот единственный Человек на Овчую купель. Он пришел, потому что для Него каждый человек – единственный. И Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради которого Он воплотился и к которому Он идет. И ради которого Он будет убит этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия. Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? То есть все, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят лет уже лежит – и нет ему исцеления. Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей Израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще Его час. Но наступит время, когда ради спасения всех людей Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки человек грешных, с тем чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гагодо). 5 Рабби Гиллель жил еще до рождества Христова; этот великий учитель объявил любовь к ближним основою всего Моисеева учения (см. талмуд тракт. Шабот. 31). 8 В каждом доме число жертв бывает сообразно количеству людей, не исключая и малолетних детей, беременным женщинам следует иметь в руках петуха и курицу для того, что если она родит дитя мужескаго пола, то для очищения его должен служить петух, а для ней курица (см. кн. Эцгахаим). 9 Упомянутые жертвы оказывают двоякую пользу: заглаждают грехи и насыщают мамону, ибо эти жертвы съедаются. 13 «Различныя счисления годичных семидесяти седьмин по необходимости касаются окончанием своим времени земной жизни Иисуса Христа. Лучшим почитается то, которое полагает 69 седьмин от перваго указа Артаксеркса до Крещения Иисусова, и отселе полседмины до Его смерти». (См. Начертания Церковно-Библейской Истории, стр. 525). 17 Значит, скажем, между прочим, что страшный грех берет на душу тот православный христианин, который решается убивать еврея – ведь и он, по слову Спасителя, наш ближний, и за него придется дать ответ на страшном суде Христовом. Св. Писание говорит: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). 19 Евреи, особенно ревнители Талмуда – Хасиды, и теперь строго соблюдают раввинскую заповедь об омовении чаш и оцеживании комара: еврей не выпьет воды, не перецедив ее через холст, а за неимением его цедит и через грязный рукав своей рубахи, боясь, чтобы в стакан не попал комар, которого и не видит. 21 На подобный вопрос, кажется, лучше всего ответить отрицателям Господа нашего И. Христа и служителей Его св. Церкви тем, что писал Ап. Иуда отвергающим единого Владыку Господа нашего Иисуса Христа: «Сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как безсловесныя животныя знают, тем растлевают себя. Горе им, потому, что идут путем Каиновым, предаются и в упорстве погибают как Кореи» ( Иуд.1:10, 11 ). 24 Есть два Талмуда: Иерусалимский и Вавилонский; первый более касается обетованной земли и всего, что там происходило и, конечно, жизни И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Где здесь подвох? Он вот в чем. Всегда, когда Алексей Ильич говорит, что в Священном Писании есть такие-то и такие-то цитаты, он ни разу не дает святоотеческого толкования на приводимые им цитаты из Священного Писания , он никогда не говорит о том, что святые отцы по этому поводу пишут. Он излагает вовсе не святоотеческое толкование этих цитат, а свое собственное. А далее он приводит некие другие цитаты из святых отцов, которые относятся к совершенно другим местам Священного Писания, касаются совершенно других вопросов. Но в общем получается так, что как будто бы действительно и в Священном Писании есть свидетельства, и вот святые отцы пишут, в то время как происходит банальный подлог. Трудно людям представить, что пожилой профессор Московской Духовной Академии, который преподает основное богословие, может опуститься до банального подлога, до такого смешного на самом деле мошенничества. То есть, если бы какой-нибудь... Проф. А.И. Осипов : – ...богослов Люлька... А. Люлька: – Спасибо. Посмел бы сделать что-то подобное, его бы заклевали, и мокрого места не осталось, но профессор – он воздействует своей харизмой, своими регалиями, оказывает психологическое воздействие на слушателей, и они не замечают эту совершенно очевидную, на самом деле, вещь. О чем же пишут святые отцы? А. Люлька: – Рассмотрим по очереди все цитаты, которые приводит Алексей Ильич именно в комментариях, в толкованиях святых отцов. То, о чём Алексей Ильич так замечательно умалчивает в своих лекциях и книгах. Первая цитата – из Евангелия от Луки ( Лк.12:47–49 ). Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Ну, вот так прочли мы слова Священного Писания. Где же здесь учение о конечности мук и спасение всех человеков? Вот явным образом не прослеживается. Но, может быть, святые отцы как-то этому учат?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Глава 23 1–11. Воцарение Иоаса, 8-го царя иудейского. 12–15. Гибель Гофолии. 13–21. Первые шаги молодого царя и его религиозность и преданность теократии. 2Пар.23:1 .  Но в седьмой год ободрился Иодай и принял в союз с собою начальников сотен: Азарию, сына Иерохамова, и Исмаила, сына Иегохананова, и Азарию, сына Оведова, и Маасею, сына Адаии, и Елишафата, сына Зихри. При общем и нередко дословном сходстве рассказа в главе ( 2Пар.23 ) о произведенном первосвященником Иодаем политическом перевороте в Иудейском царстве с рассказом в главе ( 4Цар.11 ) об этом же событии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 513–515), рассказ 2 Паралипоменон имеет и некоторые особенности в содержании и особенно в изложении по сравнению с 4 Царств. Особенности эти касаются частью отличающей книги Паралипоменон преимущественной документальности, частью столь же характерной для этих книг точки зрения левитского священства. В первом отношении имеет значение то обстоятельство, что в ст. 1 названы по именам все участники заговора Иодая. Что касается хронологической даты события, то в принятом тексте LXX она обозначена 8-м годом царствования Гофолии ( ν τ τει τ γδω), но в кодексах XI, 19, 52, 55, 60, 64, 71, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 158, 236, 243 у Гольмеса, в кодексах Александрийском, Альдиноском, Комплютенском, в Вульгате, славянском и русском текстах, согласно с еврейским текстом, назван 7-ой год. 2Пар.23:2 .  И они прошли по Иудее и собрали левитов из всех городов Иудеи и глав поколений Израилевых, и пришли в Иерусалим. Здесь два новых, не отмеченных в 4 Царств, частных обстоятельства предпринятого по инициативе первосвященника Иодая, переворота. Первое: подготовительная агитация в пользу этого переворота со стороны поименованных в ст. 1 глав движение приняли левиты и священники, вместе с главами народных поколений 7 , прибывшие в Иерусалим для указанной им цели. Такое участие священников и левитов в политическом движении, организованном по инициативе первосвященника, вполне естественно и только случайно не упомянуто в 4 Царств. Приглашение всех упомянутых лиц в Иерусалим могло быть приурочено к какому-либо празднику, так что государственная тайна предприятия могла оставаться ненарушенной. В кодексе 240 у Кенникота к словам (ст. 2) «пришли в Иерусалим» прибавлено: «все общество» (kol qahal).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость через Люцифера, низверженного за нее, вкравшись потом в первосозданного (Адама), произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу божества свободою воли и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца. Глава 6. Гордость по порядку борьбы бывает последняя, а по времени и началу – первая Итак, примерами и свидетельствами Св. Писания ясно доказывается, что страсть гордости хотя последняя по порядку (То есть гордость можно победить не раньше, как после истребления прочих страстей) борьбы, но первая по происхождению, есть начало всех грехов и пороков ( Сир. 10:15 ). Она, не как прочие пороки, не одну только противоположную ей добродетель, т.е. смирение, истребляет, но и все вместе добродетели губит, и не только посредственных и малых искушает, но особенно стоящих на высоте мужества (добродетелей). И потому блаженный Давид хотя и охранял свое сердце с такой осмотрительностью, что дерзновенно взывал к Тому, от Кого не скрыты тайны его совести: Господи! не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое; не смирялся ли я? ( Пс. 130:1–2 ); и еще: не будет жить в доме моем поступающий коварно (гордо) ( Пс. 100:7 ); однако, зная, как трудно это оберегание сердца даже для совершенных, не полагается на одно свое старание, а в молитве испрашивает помощи Господней, чтобы не уязвленным избежать стрелы этого врага, говоря: да не наступит на меня нога гордыни ( Пс. 35:12 ), опасаясь и боясь, чтобы не подвергнуться тому, что говорится о гордых: Бог гордым противится ( Иак. 4:6 ), и еще: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч. 16:5 ). Глава 7. Гордость есть такое зло, что самого Бога имеет противником Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не ангела, не другие противные ей силы, но самого Бога. Надо заметить, не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например, чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки падают только на согрешающих или на их соучастников, т.е. других людей, по-видимому, касаются; а эта касается собственно Бога, потому и достойна иметь Его противником. Глава 8. Как Бог посрамил гордость дьявола добродетелью смирения

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость чрез Люцифера, низверженного за нес, вкравшись потом в первосозданного (Адама), произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу Божества свободою произвола и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца (прп. Иоанн Кассиан , 56, 145–146). Источник. Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не Ангела, не другие противные ей силы, но Самого Бога. Надобно заметить, что не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например: чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки падают только на согрешающих или на их участников, т. е. других людей по видимому касаются, а эта касается собственно Бога, потому особенно и достойна иметь Его противником (прп. Иоанн Кассиан , 56, 146–147). Как можем победить гордость? Итак, мы можем так избегать сетей этого злейшего духа, если во всех добродетелях, в каких будем сознавать, что преуспеваем, будем говорить с Апостолом: благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15, 10 ). Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению ( Флп. 2, 13 ). И Сам Виновник нашего спасения говорит: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете (ср.: Пс. 126, 1–2 ). Помилование зависит не от желающаго, и не от подвизающагося, но от Бога милующаго ( Рим. 9, 16 ) (прп. Иоанн Кассиан , 56, 148). Источник. ...Всякая душа, одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т. е. духовным непотребствам, запутывается плотскими страстями, чтобы по крайней мере униженная плотскими пороками сознала себя нечистою и оскверненною через плоть, тогда как во время холодности духа не могла прежде сознать, что через возношение сердца она сделалась нечистою пред взором Божиим; чтобы таким образом человек униженный позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестием плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам (прп. Иоанн Кассиан , 56, 156–157). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Господь обличает их за лицемерие: «Вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». В книге Чисел сказано: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» ( Числ.19:16 ). Быть нечистым означало быть лишенным участия в богослужении. Но могло случиться так, что человек мог прикоснуться ко гробу, не зная, что он это сделал. Это не имело значения. Такое прикосновение тоже делало его нечистым. Господь говорит, что фарисеи были подобны этим гробам. Внутри они были исполнены мерзостей, но столь искусно скрывали это, что снаружи не было видно. И те, кто беседовал с ними, заражались их безнравственностью, их ложными представлениями о Боге и Его учении, не подозревая для себя опасности. Как опасно может быть лицемерие – эта пропасть между безупречной видимостью, льстящей внешнему взору, и сердцем, удаленным от Бога! «На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь». Этот специалист по Закону защищает дело фарисеев и таким образом участвует в их грехе. Книжники были толкователями Закона, а фарисеи – хранителями его. В своем непрестанном, бесконечно подробном объяснении Закона эти казуисты духовно порабощали весь народ, но не желали протянуть руку помощи тем, кто изнемогал под бременем тысячи их обрядовых предписаний. Они употребляли свои знания для того, чтобы сделать исполнение Закона для других более тяжелым, а для себя более легким, чем заповедал Бог. «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, – говорит Господь, – а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них». Законники не считают нужным затруднять себя теми ограничениями, которые они накладывают на других. Они благословляют двумя руками хранить установления согласно все новым и новым толкованиям Закона, а сами и пальцем не касаются суровости их. Для нас должно быть ясно, что фарисейство и законничество, обличаемые Господом, – извращение духовной жизни, свойственное не одним только иудеям, современникам земной жизни Господа. Хотя их неверность Богу имеет исключительное значение для судьбы Христа и всего человечества. Слово Божие так долго останавливается на этом, потому что фарисейство и законничество в равной степени угрожают и христианской жизни. Цель Евангелия – не в том, чтобы просто рассказать нам об искажениях веры, которые были в древности, но указать нам на язвы, которыми мы все в той или иной степени можем быть поражены. Святитель Игнатий Брянчанинов и за сто лет до него святитель Тихон Задонский пророчествуют, что лицемерие, подобно гангрене, может смертельно поразить и христианское общество. А святитель Феофан Затворник предупреждает, что внешняя видимость в Церкви при внутренней пустоте создает благоприятную атмосферу для прихода антихриста. Четверг

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь сказал: «А как вам кажется?» Притча, начинающаяся такими словами, обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами – притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: «А как вам кажется?» «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция – возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить, как ему было сказано, и идет исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не дается никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется. И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному. И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь ясно требовал от общины христианской не только личной святости, но и святости общественной. „Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, то возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось каждое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь“. „Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе“. Оказывается, что упорство даже в одном грехе, даже и против одного брата с неуклонностью ведет к отлучению от Церкви. Спросим же себя, а наша-то церковная практика разве основана на слове Господнем? Можно многократно и многих обижать, и никто на это не обращает ни малейшего внимания. Загордились мы не обращаем внимания на разорение Церкви взаимными обидами, в Церкви остаются те, кто на это не имеет никакого права и своей злобой и нераскаянностью превращают вертоград Христов в обычное злое человеческое сообщество. Мы забыли совсем, что мы обязаны заботиться не только о своем спасении, но и о спасении наших братьев, что мы не смеем мириться не только с грехом своим, но и с каждым согрешением против нас братьев. Мы себя вполне успокаиваем, если в сердце прощаем обидчику и не помним об обиде. Но Господь показывает, что этого мало. Господь требует от нас большего, а именно: чтобы мы не мирились с тем, что брат пал, и, несмотря на свою обиду, помогли бы ему встать и обиду загладить. Ведь грех гораздо хуже обиды, и обидчик, как справедливо говорит в одном месте святой Иоанн Златоуст, гораздо более обидел себя, чем свою жертву; даже более того, говорит святой отец: „ничто и никто человека не может обидеть, может человека обидеть только он сам, своим собственным грехом“. Это – подлинная обида, потому что от нее гибнет душа, а прочие обиды – внешние, касаются только тела, а посему, строго говоря, и не обиды, потому что лишить Царствия Божия человека не могут. Вот я, обиженный, по слову Господа, и обязан помочь обидевшему свою душу. Я обязан помогать ему неуклонно, в строгой последовательности, сначала один на один, потом, если не послушает, с одним или двумя другими братьями, и, наконец, если их не послушает, то должно сказать Церкви. Если же Церковь преслушает, то отлучается от нее и становится на положение язычника и мытаря.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/754-...

Гренков 78 и протопр. И.Л. Янышев 79 . Православное название нашей науки – нравственное богословие, воспроизводит католическое как более соответствующее существу предмета. Как бы то ни было, принимая во внимание этимологическое значение слова нравственность в вышеуказанных (русском, латинском, греческом и древне-индийском) языках, под понятием нравственности должно разуметь согласное с нравственным законом Божиим, как нормой человеческого поведения, более или менее прочное настроение воли человека, возбуждающее в нем известные приятные чувствования и выражающееся в известных внешних действиях или поступках 80 . Это более или менее постоянное и устойчивое настроение воли человека, выражающееся во внешних его действиях, можно уподобить тому дереву, о котором Иисус Христос сказал, что «его можно узнать по плодам его» ( Мф.7:17–20 ). Как всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые, так и нравственное качество данного настроения человека определяется известными его поступками, выражающими это настроение. Что же касается тех чувствований, приятных или неприятных, которые вызываются в человеке данным настроением его воли и свидетельствуют в свою очередь о качественном достоинстве как самого настроения, так и его выражения в поступках, то их можно сравнить с тем оком в душе человеческой, о котором Господь говорил, что оно «есть светильник для тела». «Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф.6:22–23 ). Так понимаемую нравственность нужно отличать от существующих у каждого народа нравов и обычаев. Каждый человек, как известно, вырастает в футляре нравов и обычаев, обвивающих его, как пеленки обвивают младенца. В форме нравов и обычаев норма для действий воли человека выступает как нечто уже совершенно принятое, привычное в человеческом обществе. Поэтому нравственность не исчерпывается нравами и обычаями, которые касаются больше видимых действий и внешнего образа жизни, чем внутреннего настроения воли человека или того, что собственно составляет предмет нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010