33. Как искусно направляешь ты пути свои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. Ст. 33. Как искусно направляешь ты пути свои, чтобы снискать любовь. Под «любовью» разумеется таже преступная привязанность к идолам, которая в Ветхом Завете и, между прочим, в 24 стихе этой же главы называется блудодейством. Чтобы удовлетворить своей страсти к идолослужению, Израиль умеет выбрать наилучшие к тому средства. Для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. Путь идолослужения есть путь преступлений. Из этих преступлений забвение Господа, истнного Бога, – главное и самое тяжкое преступление, составляющее основу самого идолопоклонства. О забвении Господа была речь уже выше ст. Иер. 2:29, 32 . О других преступлениях закона Божия – последствиях или спутниках идолослужения – речь в следующем стихе. В слав.-греч. переводе слово « не тако» (οχ οτως) явилось вследствие того, что (потому) не отличено от . – Перевод: ты лкавновала ес основан на чтении , причем последнее слово принято за 2-е лицо 1-го аор. от глагола быть злым. – Перевод: « еже осквернити», повидимому, основан на чтении вм. . Иер. 2:34 34. И в ркахъ твоихъ обртес кровь дшъ (убогихъ) неповинныхъ: не в ровхъ обртохъ ихъ, но во вской дбрав. 34. Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и не смотря на все это, Ст. 34. Последствия или спутники идолослужения касаются отношений евреев к ближним. На одежде лиц, к которым обращается с своей речью Господь чрез пророка, усмотрена кровь невинных людей. Это значит, что они ответственны за убийства невинных людей. Каким образом, показывается во второй половине стиха. Не въ ровхъ обртохъ ихъ, но во вской дубрав. Выражение: не въ ровхъ соответствует греч. ο ν διοργμασιν, которое в Исх. 22:2  переведено точнее: въ подкопан и. В указанном месте книги Исход Моисей говорит: « аще въ подкопан обрщетс тать, и звенъ умретъ, нсть ему т. е. убить вора, схваченного на месте преступления, не значит заслужить наказание. Пророк Иеремия от лица Господа говорит: На полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, т. е. на месте преступления. Если бы пролита была кровь преступников, схваченных на месте преступления, то за нее не отвечали бы убившие. Но кровь, найденная на одежде убийц, служит уликою только против них; преступность убитых ничем не доказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

33Всю жизнь свою я буду петь Господу и, пока жив, буду славить Бога Своего! 34 Пусть и размышления мои будут Ему приятны, и я буду радоваться во Господе. 35Да исчезнут грешники с лица земли, и не будет более на ней нечестивых! Прославь и возблагодари Господа, душа моя! Аллилуйя! Возвещайте среди народов о делах Его! 2 Пойте Ему, прославляйте Его, говорите о всех чудесах Его! 3Гордитесь святым именем Его! И пусть радуются сердца всех ищущих Господа! 4 Ищите Господа и силы Его, стремитесь быть в присутствии Его постоянно. 5–6Потомки слуги# Его Авраама, избранника Его, Иакова сыны, помните о чудесах Его, которые Он сотворил, о знамениях, Им явленных, и о приговорах, которые уста Его изрекли!   7Он — Господь, Бог наш, Его решения и законы всей земли касаются. 8Он вечно помнит завет Свой, – слова Свои, которые Он заповедал тысяче поколений, – 9завет, которым соединил Себя с Авраамом, 10И Он подтвердил его Иакову как закон, Израилю — как завет вечный. 11«Тебе дам землю ханаанскую в удел, — сказал Он, – ее в наследие отмерю тебе».   12 Тогда число сынов Израиля было очень малым, и людьми пришлыми были они на земле той, 13переходили от народа к народу, от одного царства к другому. 14Никому не позволял Он угнетать их и царям с угрозой говорил: 15«Не касайтесь помазанников Моих и пророкам Моим не причиняйте зла».   16 До того, как Он голод наслал на страну и лишил запасов пищи сынов Иакова, Иосиф в рабство был продан. 18Ноги его в кандалы закованы были и кольцо железное надето на шею его; 19и пока предсказанье его не исполнилось, слово, Господом ему данное, испытывало верность его. 20Снять оковы с него царь велел, освободил Иосифа правитель народов, 21сделал его хозяином дома своего, управляющим во всех владениях своих, и старейшин его учил мудрости.   23 Пришел тогда Израиль в Египет, Иаков пришлым стал в земле Хама. 24 И сделал Господь многочисленным народ Свой, так что силой своей превосходил тот врагов своих, 25в сердцах которых Господь вызвал ненависть к народу Своему и замыслы недобрые против слуг Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3:3), кедр исчезает, и нельзя будет найти места высокомерия. Он также был крепок, как дуб, дерево самое твердое и самое крепкое. Поэтому Филов, человек самый красноречивый из евреев, полагает, что Исав от него получил название δρινον, то есть «дубовый,» хотя имя Исава может означать также ποημα, то есть «делание,» именно в отношении к худым делам. Об этом сильном и крепком Господь говорит в Евангелии: «егда крепкий вооружився хранит свой двор, в мире суть имения его; егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет на неже уповаше, и корысти его раздает» (Лук. 11:21—22) И нам Господь дал дар сокрушать вверху и истреблять плоды этого аморрейского Сеона, что означает, как мы сказали, бесплодное дерево, потому что они были худыми, и это для того, чтобы кто либо не стал их есть, считая хорошими, и не погиб. Также корни его Он срубил и уничтожил, чтобы не было впоследствии никаких отраслей от худого дерева. Сам Господь вывел нас из века сего, и в течение сорока лет, каковое число всегда означает огорчение, пост, печаль и скорбь, путем бедствий и злоключений привел в святую землю, чтобы мы сначала получили во владение землю Аморрея, и чтобы страна, принадлежавшая некогда ему, сделалась нашею собственностию, а впоследствии, чтобы из наших сыновей избирать пророков, всех святых мужей, которые получили дух пророческий и о которых подробнее мы читаем в послании к Коринфянам (1 Кор. гл. 14), и чтобы из юношей наших или избранных избирать назореев и освященных, которые, принося души свои в жертву Богу, не касаются вина, могущего опьянять и извращать ум, чтобы получить волосы Сампсона, на голове которого покоилась сила и победа (Суд. гл. 16), потому что глава человека есть Христос. Ам.2:11—12 Не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте.    Таким же образом [перевели] LXX. Так как Я оказал вам столько благодеяний, что и противников ваших истребил, и землю их передал вам, и из сыновей ваших и юношей избирал пророков и назореев и посвящал на служение Мне; то неужели вы можете сказать, что Я не делал этого и отказывал вам в Своей благости, благодаря которой вы живете? Вы доходили до такого неистовства что вином упояли назореев Моих, которым законом заповедано не пить ничего, могущего опьянять (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4). Второй вопрос, – где велено «священникам рукой благословлять народ» и шестой, – «священникам долгие волосы носить и с широкими рукавами рясы» – касаются священства и следовательно, нам надо сговориться о священстве. Менее важно, какие волосы или одежды должны носить священники; некоторые по нужде носят и короткие волосы и обыкновенные сюртуки, например, наши заграничные священники и от этого не лишаются благодати священства; важнее то, есть ли священство, – Божие установление и должно ли его признавать и почитать. Должно. Священство есть продолжение апостольского служения, по преемству от них, принятому чрез рукоположение. А свв. апостолы были особенными людьми, избранными Иис. Христом: «не вы Меня избрали, a я вас избрал ( Ин.15:16–19 ); Иис. Христос называет их также преимущественно данными Ему Богом Отцом: «Я о них молю, не о всем мире молю, но о них, которых Ты дал Мне»… «Когда я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил и никто из них не погиб, кроме сына погибели» ( Ин.17:9–12 ). Сих то, данных Ему Богом Отцом избранников, Господь Иисус Христос послал в мир, чтобы они научили народы, крестили их, учили соблюдать все, заповеданное Им и по крещении ( Мф.28:19–20 ); им дал дарование св. Духа и власть прощать грехи ( Ин.20:22–23 ); они мазали маслом многих больных и те исцелялись ( Мк.6:13 ); они устрояли первые церкви или общины верующих, и управляли ими (Деян.). Словом, Господь дал им власть учить людей, совершать таинства и управлять церковью. Вся полнота власти апостольской, власти тяжелой и обширной, передана ими посему не одной степени избранных ими лиц, но трем: именно, они сначала избрали и рукоположили в помощь себе диаконов ( Деян.6:6 ), потом пресвитеров или священников ( Деян.14:23 ), наконец, епископов ( 1Тим.4:14 и 2Тим.1:6 ). Главное, если вы прочтете указанные места св. Писания, то увидите, что на все эти степени лица поставлены были чрез рукоположение, что и доныне сохраняется церковью при посвящении духовных лиц епископами, как преемниками апостольской власти, – других рукополагать ( Тит.1:5 ). Итак, если вопреки ложному мнению пашковцев, что не надо признавать священства церковного, что каждый верующий есть священник, мы признаем диаконов, священников и епископов людьми избранными Богом и поставленными на дело служения церкви, руководясь при этом и буквой св. Писания и его духом, то мы удовлетворительно решим и ваши вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

52 . Как Свет от Света и Сам весь Свет без тьмы, Господь Иисус провел строгую границу между Богом и сатаной, между светом и тьмой, между истиной и ложью, между небесами и адом, а также между чудотворцами света и «чудотворцами» мрака. Чудотворцев света нарек Он Своими друзьями. Вы друзья Мои… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14,15 ). 53 . Раб не знает, что делает господин его. И современные рабы не ведают, что делает Бог, их Владыка. Отдавшись природе стихий и чрезмерно нагрузив себя знаниями и многочисленными фактами без постижения истины, они подобны [служащим] при Боге, наемникам с поденной оплатой, [причем свою] главную задачу видят они в том, чтобы [букв.: с поденной оплатой и негативной ролью. – Ред.] вносить сумятицу в среду христиан. Бог выплачивает им суточное содержание благами мipa сего, о котором они только и знают. Но не поверяет им Свои тайны. [Ведь] и из людей никто не делится секретами со своими врагами. Христос же Свои великие тайны сперва поведал лишь двенадцати ученикам. А величайшие [тайны] – только троим из них. И все эти тайны касаются не естественного хода событий, а затрагивают мip сверхъестественный, небесный, Господень. 54 . Как Своим друзьям и сынам Божиим Иисус дает Своим ученикам силу и власть, принадлежащую только Богу, говоря: Больных исцеляйте… бесов изгоняйте ( Мф.10:8 ). Эту силу и власть Апостолы передали Святой Христовой Церкви. 55 . Как это Бог наделяет столь великой силой и владычеством малые людские создания? Есть и нечто большее, нежели это, что дал Он Своим ученикам, а именно: власть отпускать грехи. То, что люди способны творить чудеса, о сем ведали и иудейские фарисеи и книжники; а о том, что кто–то помимо Бога может прощать грехи, – этого они не знали и знать не желали. Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? ( Мк.2:7 ). Не обращая внимания на эти выпады невежд, Господь дал Божественную власть Своим друзьям: Кому простите грехи, тому простятся ( Ин.20:23 ). Это сродни тому, как если бы некий властитель предоставил своим министрам право помилования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

5 Людское горе минует их, страдания сынов Адама их не касаются. 6 Поэтому гордость, словно ожерелье, лежит на них, одежда их – неправда и нечестие; 7 Заплыли жиром глаза их, мятутся помыслы в сердце. 8 Они насмехаются и говорят со злобой, высокомерно угрожают насилием; 9 Уста свои поднимают до небес и язык их обходит землю. 10 Вот почему народ мой идёт за ними и целыми днями находится при них. 11 Они говорят: «Как уведает Бог? Неужели узнает Вышний?» 12 Вот, таковы нечестивые, и при этом они всегда благоденствуют и собирают богатства! 13 Тогда сказал я: «Неужели напрасно хранил я чистым сердце моё и руки мои – неповинными, 14 Если я ежедневно подвергаюсь бичеванию и обвиняют меня каждое утро?!» 15 Но если бы я сказал: «Буду говорить так, как они», то изменил бы завету с поколением сынов Твоих. 16 Так я пытался всё это понять, но это казалось мне слишком трудным,  17 Пока не вошёл я в святилище Божие и не узнал о конце их. 18 В самом деле, Ты поставил их на скользком пути: когда они будут превозносить себя, Ты низвергнешь их. 19 Как быстро постигнет их запустение! Как внезапно они исчезнут, погибнут за беззаконие своё! 20 Как сновидение пробуждающегося, так исчезнет из города Твоего, Господи, тень их! 21 Когда горело сердце моё и внутренность моя терзалась, 22 Тогда я был глупцом и невеждой, как скот был я пред Тобой. 23 Но я всегда с Тобой: Ты держишь меня за правую руку, 24 Наставляешь меня советом Своим, чтобы потом принять меня со славой. 25 Ибо кто у меня есть на небе, кроме Тебя? И чего я хочу на земле, как не Тебя? 26 Тоскует сердце моё и плоть моя, но Бог – скала сердца моего и мой удел навек! 27 Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, Ты истребишь всякого, кто неверен Тебе. 28 А для меня благо – приближаться к Богу, на Господа возлагать надежду мою; Возвещать о всех славных делах Твоих у врат дочери Сиона! Псалом 73 (74) 1 Песнь Асафа. Отчего, Боже, Ты отринул нас навсегда? Отчего пылает гнев Твой на овец пажити Твоей? 2 Вспомни о собрании Твоём, которое Ты стяжал издревле;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

6). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; «Тьмой он называет грехи, ереси и вражду. Одно исповедание веры недостаточно для спасения, если нет также добрых дел, но и праведные дела бесполезны без веры и простоты любви. Ведь тот, кто в чем-либо подпадает под власть тьмы, не может иметь общения с Тем, Кто не имеет никакого порока» (св. Беда). «Кто живет во грехе, в живой тьме, не знает куда идет. Каждый грех втягивает человека в царство греха, – смерть. И каждая тьма втягивает в царство тьмы, – ад. И в царстве смерти и тьмы один царь и господин, – дьявол» (прп. Иустин Попович) . 7). Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. «Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей… И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете» (прп. Максим Исповедник ). «Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело, тело Церкви. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством» (прп. Иустин Попович) . 8). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас. «Значит, если ты исповедуешь себя грешником, есть в тебе истина, а она есть и свет, ты уже начал просвещаться, потому что есть у тебя исповедание грехов» (блж. Августин). Эти слова апостола касаются «малозначительных грехов, в которых и праведник семь раз в день падает и встает ( Притч.24:16 ), покаяние за них не должно никогда прекращаться. Мы подвергаемся им с такой легкостью, что несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их» (прп. Иоанн Кассиан ). «Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми» (свт. Лука Крымский ). «Поэтому никто пусть вас не обманывает, возлюбленные: наихудший род греха, – не сознавать греха» (св. Кесарий Арльский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

89:2). Ты мое прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя, избавь меня от окруживших меня (Пс. 31:7). Они в том поступают так, как дети малые, которые, или в болезни страдая, или видя какую находящую беду, к отцу или матери своей простирают руки и прибегают. Так и христиане, которые есть сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26), ниоткуда не ища и не ожидая помощи, к Богу, как Отцу своему, прибегают и простирают руки, Который говорит: « Не оставлю тебя и не покину тебя», – так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5-6). Дерзают христиане и говорят: Одни на колесницах, и другие на конях; мы же имя Господа Бога нашего призовем. Они преткнулись и пали; мы же восстали и исправились (Пс. 19:8-9). К этому безопасному прибежищу прибегали праотцы, Авраам, Исаак и Иаков, и получили помощь. К этому семя их праведное и израильтяне простерли руки свои в рабстве египетском – и избавились. К этому в печи вавилонской разожженной три отрока возопили – и спаслись. К этому в новой благодати апостолы, святители, мученики, пустынники, преподобные отцы и прочие святые воздевали преподобные свои руки – и не постыдились. К этому и ныне благочестивые люди верою приступают и вопиют к Нему с пророком: На Тебя уповали отцы наши, уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали и спаслись; на Тебя уповали и не постыдились (Пс. 21:5-6). И молятся с упованием: Да будет, Господи, милость твоя на нас, как мы и уповали на Тебя (Пс. 32:22), – и не посрамляются. Смотри, возлюбленный христианин, сколь велико блаженство христиан и в этом веке! Если Бог прибежище и помощь христианам, как отец чадам своим, то кто им что может сделать? Если Бог за нас, кто против нас?– говорит блаженнейший Павел (Рим. 8:31). Весь свет не может ничего, ибо весь свет как ничто против Бога, мановению Которого все повинуется. Огонь не жжет, вода не потопляет, меч не сечет, яд смертоносный не умерщвляет, зубы зверей не касаются верного и уповающего на Господа, цари и мучители страшные с беззаконным своим полчищем не могут победить одного христианина, ибо Господь сил с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   4. Говоря это вам, ваши души говорят истину, если они не любят более земное, нежели небесное, если не более занимаются вещами телесными, нежели духовными. А поэтому здесь присовокупляется и самая причина отказывающихся, когда тотчас же говорится: «первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Что означается «селом», если не земное существо? Итак, вышел для осмотра села тот, кто мыслит только о внешнем по существу. «Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Что мы принимаем за пять пар волов, если не пять чувств телесных? И они верно названы парами, потому что их по два у обоего пола. Они называются телесными чувствами именно потому, что не могут понимать внутреннего, но познают только внешнее, и, оставляя внутреннее, касаются только внешнего; через них верно обозначается любопытство. Это (любопытство), желая разузнать чужую жизнь, никогда не зная своей внутренной, желает мыслить о внешнем. Ибо любопытство есть важный порок; оно внешним образом располагая ум каждого к обследованию жизни ближнего всегда от него скрывает его внутреннюю, так что он, зная о других, не знает себя; и чем будет сведущее ум любопытного в заслуге чужой, тем будет менее сведущ в своей. Поэтому-то и о тех же пяти парах волов говорится: «иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Ибо самые слова отказывающегося не различаются от значения порока его, когда он говорит «гряду искусити их», именно потому, что испытание обыкновенно принадлежит любопытству. Но замечательно, что как тот, который отказывается от вечери своего приглашателя по причине покупки села, так и тот, который отказывается надобностью испытания пар волов, присовокупляют слова смирения, говоря: «прошу тебя, извини меня». Ибо когда тот и другой говорит «молю тебя», и однако же презирает приглашение, тогда на языке выражается смирение, а на деле гордость. И вот об этом-то пусть размышляет каждый нечестивец, когда слушает и однако же не перестает делать то, что осуждает. Ибо когда мы говорим каждому грешнику: «обратись, последуй Богу, оставь мир», то куда мы приглашаем его, если не на вечерю Господню? А когда тот отвечает: «молись за меня, потому что я грешен и этого делать не могу», то что другое он делает, если не просит и отказывается? Ибо говоря: «я грешен», показывает смирение, а присовокупляя: «не могу обратиться», обнаруживает гордость. Итак, прося, отказывается тот, кто на словах показывает смирение, а деле выражает гордость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   ...Но нелегко писать об этих предметах душе кающейся, ибо все это — такие высокие материи, коих касаться подобает достойным.    Вот уже сколько написал, и притом касался таких вопросов, как благодарение, Пресвятая Троица, блаженство общения, и только теперь вижу, какою недостойною рукою и я прикасался к священному ковчегу…    И далее, может быть, и не писал бы, но нужно уж закончить. Правы святые отцы (святой Иоанн Лествичник, святой Симеон Новый Богослов), говорящие, что кающийся не должен богословствовать. И не только не должен, но ему просто трудно. Впрочем, дальнейшие размышления касаются более доступной сферы, чем прежние, хотя и их я недостоин касаться.    Но Ты, Господи, приими мои скудные мысли, как те убогие лепты, которые положила в сокровищницу вдовица, а за это воздаждь мне несравненными милостями благодати Твоей, которую Ты всегда раздаешь незаслуженно, по слову «просите» и «даст вам Отец Духа Святаго» (см.: Лк. 11:13).    Посмотрим на эту работу как на послушание труда, и тогда легче будет писать. Да и не искушение ли вражее отводит меня от этого спасительного душе занятия под видом смиренных сокрушенных мыслей?! Господи, благослови и посети Своею благодатию!    Мы видели, что Евхаристия начинается с приглашения к любви и единомыслию. И это я уже объяснял (в главе о «вечери любви»), но здесь можно усматривать еще и другие смыслы, и именно в связи с благодарением Пресвятой Троицы.    К святому Причащению никак нельзя приступать человеку, если только он имеет к кому-либо вражду, нелюбовь, немирность. Так и говорится пред молитвами к Причащению: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившими».    И даже не сказано: «которых ты опечалил», а «которые тебя опечалили». Так и Сам Господь Спаситель заповедал о молитве с дарами: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010