В случае передачи судебного дела с местного или регионального уровня на высший уровень епархиальный Преосвященный письменно информирует Патриарха и Священный Синод о ходе предшествующих судебных разбирательств. Предстоятели самоуправляемых церковных округов и управляющие епархиями в отдельных государствах имеют специальное благословение Патриарха и Священного Синода на осуществление постоянных контактов с высшим руководством этих государств. III.11. Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления. 81-е Апостольское правило гласит: " Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных " . О том же говорится и в 6-м Апостольском правиле, а также в 10-м правиле VII Вселенского Собора. В современном контексте данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти (см. V.2). IV. Христианская этика и светское право IV.1. Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог - жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь. При этом соблюдение богоданных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Бога, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем: " Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... погибнете, и не пробудете долго на земле " (Втор.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

В то же время интересен образ Марии – ее привлекало само Слово Божье. А человек, который воспринял Слово Божье, евангельскую проповедь и является носителем евангельской добродетели в своей жизни – это уже миссия в этом мире. «Иной раз безмолвие – красноречивее многословия» – Имеют ли женская миссия и служение ограничения? – Слова «… а учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:11-15) из Послания апостола Павла к Тимофею – послания пастырского – тоже касаются внутренних правил молитвенных собраний, а не общей концепции женщины в Церкви. В контексте этой главы говорится и о внешнем виде женщины, и об украшениях, и ее поведении. Другое дело, что часто эти слова используют как ссылку на безупречно авторитетный источник. Например, когда мужу надо заставить жену замолчать. Поскольку полнее эта фраза звучит «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Но при этом, как правило, муж не очень хочет вспоминать слова того же автора: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25,28). Да и вообще, если уже дело дошло до семейного конфликта, то возникает вопрос: «Неужели все библейские предписания являются руководящими правилами в жизни самого мужа?!» А в семье, где верующая жена и неверующий муж, именно женщина может своей жизнью, своим примером не то что уговорить и привести мужчину в Церковь, а пробудить его к вере. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 1:14). И это лучшее назидание и миссия. А Церковь – это тоже семья. Иной раз безмолвие бывает более красноречивым, чем многословие. И зачастую без слов, но личным примером можно объяснить и доказать больше. Протоиерей Александр и матушка Екатерина Немчиновы «Видимо, не всё так безусловно…» – А как же женщины, которые выбирают своей профессией работу со словом? Что делать женщине с даром говорить и писать? Насколько она может реализовать себя в Церкви и рассчитывать на поддержку?

http://pravmir.ru/molchat-li-v-tserkvi/

В-третьих, Закон предусматривал передачу имущества владельцем. Так, была предписана безвозмездная передача, о чем читаем: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих, и пусть придет левит... и пришелец, и сирота, и вдова... и пусть едят и насыщаются» (Вт. 14, 28, 29). А ещё было предусмотрено передачу по усмотрению, например, путем купли и продажи, расчета и найма, ссуды и залога, и обо всем этом в Законе сказано достаточно. Отсюда понятно, что касающиеся взаимоотношений одного человека с другим предписания установлены Старым Законом надлежащим образом. Ответ на возражение 1. Как говорит апостол, «любящий другого исполнил Закон» ( Рим. 13, 8 ), поскольку, так сказать, все предписания Закона, в особенности же те, которые касаются ближнего, похоже, стремятся к той цели, чтобы люди возлюбили друг друга. Но то, что люди делятся своим имуществом, является следствием любви, поскольку, как сказал [апостол]: «Кто имеет... но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» ( 1Ин. 3, 17 ). Следовательно, целью Закона было приучить людей с готовностью предоставлять свою собственность ближнему, как и апостол говорит богатым, чтобы они «были щедры и общительны» ( 1Тим. 6, 18 ). Но человеку трудно будет жертвовать своим имуществом, если он не приучится прощать другому, когда тот берет у него некоторую малость, не причиняя ему при этом никакого ущерба. И потому Закон установил, что не будет ничего незаконного в том, если человек, зайдя в виноградник ближнего, поест его ягод, но при этом ничего не возьмет с собой, поскольку последнее могло бы причинить серьезный ущерб и обусловить возмущение. В самом деле, у добрых людей принято делиться немногим, что не только не вызывает возмущения, но, напротив, укрепляет дружбу и приучает людей обмениваться дарами друг с другом. Ответ на возражение 2. Закон не предписывал, чтобы женщины наследовали состояние отца, за исключением тех случаев, когда у того не было наследника мужского пола. Тогда, действительно, наследование происходило по женской линии, что было вынужденной мерой, дабы имущество не перешло в чужие руки. Однако при этом Закон запрещал унаследовавшим имущество женщинам выходить замуж за представителей другого племени, чтобы сохранялся «удел сынов Израилевых» ( Чис. 36, 7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В ужасе Савл ответил: – Господи, что Ты велишь мне делать? – Встань, иди в город, и там будет тебе сказано, что ты должен сделать. Савл встал. Глаза его были открыты, но он ничего не видел. Его спутники за руки повели его в Дамаск. Три дня он ничего не пил и не ел и не мог видеть ( Деян.9:1–9 ). В это время в Дамаске проживал последователь Иисуса Христа по имени Анания . На третий день по прибытии Савла в Дамаск Анании было видение, в котором было указано пойти на известную улицу, в определенный дом и спросить там человека- по имени Савл. Анания удивился, так как знал, что Савл жестоко преследует уверовавших в Господа Иисуса. Тогда он услышал в ответ голос Бога: – Иди, потому что Савл избранный Мною сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед людьми. Анания послушно пошел и, войдя в дом, где находился Савл, возложил на него руки и сказал: – Савл, Господь Иисус Христос, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты стал видеть и исполнился Духа Святого. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он, встав, крестился. ( Деян.9:10–19 ). Миссия Апостола Павла. Господь предназначил Савла на особое служение, к которому тот готовился более трех лет ( Гал.1:15–24 ). Он стал Апостолом для язычников. Именно ему было суждено вывести Весть о Христе из национальных еврейских границ на широкий простор тогдашнего греко-римского мира. Именно благодаря проповеди, начатой Савлом, ставшим выступать под своим римским именем Павел , язычники, которых до этого обращалось в веру во Христа единицы, стали притекать в Церковь широким потоком, определив ее будущий вселенский характер, усвоенный ей ее Божественным Основателем. Именно проповедь Павла стала примером для других Апостолов, которые теперь также стали возвещать о Христе не только евреям, но и многим язычникам, идя со своей миссией не только по Римской Империи, но и выходя за ее пределы. Как и другие Апостолы, Павел, основывая церкви в разных городах, для руководства ими рукополагал пресвитеров (старейшин), а в помощь им для дел благотворительности – диаконов (служителей). Он поддерживал отношения с этими церквами и, когда им нужны были советы и указания, писал им пространные письма – послания. Обычно эти послания касаются каких- либо трудностей, возникавших в церквах, или вопросов веры и церковной жизни; при этом в них излагаются самые основы христианского учения о Боге, о Его отношении к миру и человеку и о спасении, уготованном Богом верящим в Него через Его Сына – Господа нашего Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Жизнь и проповедь Апостола Павла также описаны в книге Деяний Апостолов, автором которой является Евангелист Лука, сопровождавший Павла в его миссионерских путешествиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В чреде наставлений, которые Господь дает Моисею, есть и те, которые касаются женщин. Однако они не адресованы женщинам напрямую: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней... ( Исх. 12:1–2 ). Моисей пересказывает все полученные от Господа заповеди исключительно сынам Израилевым ( Исх. 30:1 ), а они, в свою очередь, должны пересказать своим женам то, что последним необходимо знать. Ветхозаветное брачное право было построено на представлении о том, что жена является собственностью мужа. Полный текст десятой заповеди Моисеевой звучит так: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего ( Исх. 20:17 ; ср. Втор. 5:21 ) 212 . Жена здесь стоит в одном ряду с домом, рабами, волом, скотом, ослом и прочим имуществом. Данная заповедь, разумеется, не могла иметь никакого зеркального отражения применительно к замужней женщине, так как последняя не обладала собственным имуществом: все имущество принадлежало мужу, от которого по наследству передавалось его сыновьям. В отношении прелюбодеяния закон Моисеев предписывает суровое наказание по отношению к обоим виновным – мужчине и женщине: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка ( Исх. 20:10 ). Речь здесь идет о конкретном случае: когда участниками прелюбодеяния являются мужчина и замужняя женщина. Во многих других случаях закон гораздо более суров к женщинам, чем к мужчинам. В частности, если муж заподозрит жену в измене, она должна быть подвергнута унизительному испытанию горькой водой, наводящей проклятие ( Чис. 5:11–31 ). Если мужчина, вступив в брак, обвинит свою жену в том, что она не девственница, родители должны вынести признаки девства отроковицы к старейшинам, то есть принести к ним ее одежду. В случае обнаружения доказательств девства жены до вступления в брак муж должен заплатить денежный штраф. Если же будет доказано, что женщина потеряла девство до вступления в брак, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля... ( Втор. 22:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ведь именно у вас в законе написано: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдемте вслед богов иных, которых ты не знаете, и будем служить им», то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего» ( Втор. 13:1–3 ), и так далее. Если у вас явится желание оклеветать учение Иисуса, то тогда, конечно, вы скажете вот что: «Он (Иисус) разумеет какого-то Сатану, который совершает подобные же чудеса.» Но в случае желания приложить данное место к Моисею, вы скажете уже так: «Он (Моисей) разумеет пророка, который во сне видит себя совершающим подобные же чудеса». И как иудей у Цельса говорит об Иисусе, что «Он и сам-де не отвергал, что в этих деяниях нет ничего Божественного, что они, напротив, суть произведения дурных людей»: так равным образом и всякий, кто не питает веры к произведениям Моисея, может высказать те же самые слова и по адресу Моисея, что и «Моисей-де не отвергает, что в этих деяниях нет ничего Божественного, но что они, напротив, составляют произведения дурных людей». Он и по отношению к нему поступит точно также и скажет, что Моисей, находясь под воздействием истины, в одно и то же время и деяния других обнаружил, и деяния в отношении к себе изобличил. Конечно, иудей может задать и такой вопрос: «не является ли дерзостью – на основании одних и тех же деяний одного считать Богом, а других обманщиками»? Но на такой вопрос иудея можно дать ответ, прилагая приведенные изречения уже к Моисею: «да разве не дерзко – на основании одних и тех же деяний одного считать пророком и служителем Божиим, а остальных – обманщиками»? Но и всеми приведенными возражениями, которые, как я выяснил, одинаково касаются и Иисуса, и Моисея, Цельс в данном месте не удовлетворяется и присоединяет к ним еще такие слова: «почему же, – спрашивает он, – на основании именно этих деяний нужно считать дурными людьми, скорее, других, а не этого (Иисуса), Которым те пользуются в качестве свидетеля»? На это со своей стороны мы дадим такой ответ: но почему же, собственно, на основании этих деяний я должен считать дурными людьми не Моисея, а, скорее, тех, к которым после запрещения Моисея я уже не смею питать доверия ввиду того, что они показали знамения и чудеса, – не потому ли, что он на других перенес порицание за их знамения и чудеса? Цельс делает и еще некоторое добавление к этому же самому возражению с той целью, конечно, чтобы придать ему еще больше силы и выразительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Возблагодарим же Господа, благодеющего нам, подвигшего добрых русских людей на жертвы для создания храма сего и освятившего его ныне благодатию Всесвятого Духа Святого! Вкусивши ныне, яко благ Господь ( 1Пет.2:3 ), помогший вам воздвигнуть сей величественный каменный храм, и сами вы, братья, по слову святого апостола Петра, как живые камни, устрояйте из себя храм духовен (2, 5), т. е. созидайте из себя церковную общину, столь же твердую и прочную, как и сей храм ваш. До сих пор, пока у вас не было настоящего храма, пока было лишь временное помещение для него, и другим казалось, и вам думалось иногда, что, быть может, и все дело Православной Церкви здесь лишь временное. Ныне с устроением постоянного храма опасения эти рассеиваются. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ), и се Аз с вами есмь до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Верим и уповаем, что эти обетования Христовы касаются и нашего дела здесь, и посему приступайте ко храму сему без опасения, с дерзновением, соберитесь возле него, составьте одну дружную семью, союзом веры и любви связуеми. Вы знаете, что у нас в России храм и приход тесно связаны между собою. Пусть будет так и у вас. Любите свой храм и чаще посещайте его. Русские люди издавна слывут за набожных и за любителей святых Божиих церквей: храмами стоит и красуется святая Русь. К сожалению, иные русские, попав за границу, по малодушию стыдятся сохранять здесь добрые обычаи своей родной веры и отречением от оных думают снискать себе уважение иностранцев. Горькое и печальное заблуждение: отступников никто не уважает! Не говоря уже о том, что Господь наш изрек о таковых: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ). Вы же не тако: в православной вере стойте, родные предания держите и храм Божий любите. Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовен (см. 1Пет.2:5 ), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу. Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение; вы род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия (см. 1Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вот как говорит о сем святитель Тихон: «Вино, как и всякая вещь созданная, есть добро; ибо на пользу нашу от Создателя нашего устроено нам. «Ибо всякое создание Божие есть добро», глаголет апостол, — и ничтоже отменно (предосудительно), со благодарением приемлемо» ( 1Тим.4:4 ). Вино, в меру приемлемо, полезно животу человечу, радование сердца и веселие души, приемлемо во время прилично, глаголет Сирах (31:33); ибо так употребляемое печального увеселяет и немощного подкрепляет. И посему к Тимофею святому написал апостол: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Святой апостол Павел, говоря: «не упивайтеся», не воспрещает пить вина совсем, но запрещает только упиваться им. Пить вино и упиваться им не одно и то же. Следственно, грешат: 1) те, которые гнушаются вином и не употребляют его не ради воздержания, но ради того, что будто бы грешно его употреблять. Ибо думая так и хуля создание, устроенное от Бога на пользу человеку, они касаются хулою и Создателя, подобно тому как, хуля художество, например, образ написанный, хулят и самого живописца. 2) Которые вином гнушаются и братию свою, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко думают, поставляя себе в добродетель, что они от роду не пьют вина. Сатана тоже не пьет вина и хлеба не ест, как дух бесплотный, но пожирает, как лев, души человеческие. Не пьешь вина — хорошо; но не хули вина и не презирай братию, которая употребляет его. Ибо когда не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, ты всегда напоен духом высокоумия, что пред Богом мерзко. Но не только презирать, даже и осуждать ближнего воспрещает Господь Иисус Христос . «Не судите, — говорит Он, — да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Посмотрим, какие средства должно употреблять, чтобы не впасть в чревоугодие или избавиться от него, когда оно уже внедрилось в человеке. 2) Должно удаляться от худых сообществ и шумных пиршеств.

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Все очевидно. Этот молитвослов составлен руководителем какой-нибудь секты и составлен с умыслом. Эти молитвы, развращая человека, превращают его в легкую добычу для похотливого наставника секты. Нечто подобное было и в случае с руководителем Евангелической Русской Церкви пастором Евгением Недзельским, в 1990-х популярной в С.-Петербурге. Сначала он долго и методично внушал членам своей церкви, что вечных мук нет, что это просто красочное выражение и что любовь Бога покроет любой грех. А потом в блуд стали вовлекаться девушки и молодые женщины этой конфессии. Этот «молитвослов» абсолютно из этой же серии. Но удивляет другое: что прихожанка, с многолетним стажем христианской жизни, сама этого не поняла. Сегодня память Апостола Иуды (конечно, это не Иуда Искариотский, а другой, у Христа было два ученика с именем Иуда). Перечитываю его послание, и, удивительное дело, в нем говорится как раз о том же извращении веры, о том, что некоторые пользуются верой для прикрытия своих греховных замыслов. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству… Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть… . Говорил проповедь на эту тему. «А чтобы мы не думали, что слова Ап. Иуды относятся только к тем древним людям, что нас эти проблемы не касаются, что сегодня такого не может быть в принципе, приведу выдержки из современной книги, рекламируемой как «Молитвослов для нашего времени»», – говорю я. И зачитываю несколько фрагментов из молитвослова. После проповеди даю приложиться ко кресту. И немолодая женщина, поцеловав крест, прищурившись от каких-то своих мыслей: «Батюшка, а где продается такой молитвословчик?..» Поистине, людей одурачить и увлечь в ересь и разврат проще простого. И тогда и… теперь. Времена меняются, люди остаются такими же. Одни хитрыми, другие – наивными.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Все эти шесть заповедей, которые мы сегодня слышали, касаются земной жизни человека. Заповеди Моисея начинаются с заповеди о любви к Богу, но Спаситель эту заповедь не упоминает. Он говорит о том, чего не нужно делать в отношении друг к другу, и, завершая заповедью о любви к ближним, как бы замыкает круг. Почему так? А потому, что эти заповеди, касающиеся человеческих отношений, определяют строй жизни людей, их мысли, их поступки, их убеждения. И если человек будет жить так, то он тем самым будет служить Богу, и первая заповедь — о любви к Богу — сама собой будет явлена в жизни такого человека. «Не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не кради, почитай родителей своих, люби ближнего твоего как самого себя» — перечень этих заповедей не смутил богатого юношу, и он ответил Спасителю: «Все это сохранил я с юности своей, все это я исполнял». И тогда Господь говорит ему: «Пойди, продай имение свое и раздай нищим, и следуй за Мной». И смутился юноша, отошел в сторону, потому что был богатым человеком. Тогда, взирая на него, Спаситель говорит, обращаясь к апостолам: «Истинно говорю вам: трудно войти богатому в Царствие Небесное — легче верблюду пройти сквозь игольные уши». Удивленные апостолы отвечают: «Тогда как же возможно спастись?» И Божественные слова, завершающие сегодняшнее чтение, поражают своей силой и своей мудростью: «Невозможное человекам возможно Богу». Мы спасаемся не потому, что мы такие сильные, умные или добрые, — мы спасаемся потому, что Сам Господь нас спасает. А что же нужно сделать, чтобы Бог нас спас? Нужно, конечно, исполнять те самые заповеди, о которых напомнил богатому юноше Спаситель. Но, наверное, самое главное, чего не сумел сделать богатый юноша, — он не сумел полностью освободить свое сердце для Бога. Почему богатому трудно войти в Царствие Небесное? Потому что богатство обладает огромной силой притяжения. Когда у человека имеется богатство, он не может его игнорировать — он постоянно думает о том, как его сохранить, как его использовать, как его приумножить. Богатство становится в центре человеческой жизни, а как говорит в другом месте Спаситель, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 21).

http://patriarchia.ru/db/text/1248668.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010