Такого рода взгляды на пищу производили споры в среде римских христиан. И вот св. апостол Павел для устранения этих споров и пишет: «немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный, т. е. зараженный гностицизмом, ест овощи. Кто ест (все), т. е. относится к пище безразлично, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его» (ст. 1 – 3). Кто ест, для Господа ест; ибо благодарит Бога (ст. 6) 617 . «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (ст. 14). Св. апостол говорит в этом стихе о том, что каждый предмет мира чист сам по себе, так как он произошел он Бога. С явлением Господа на землю, восстановлена в мире прежняя чистота: Христом все очищено; так что свободно можно употреблять все, не опасаясь осквернения. Только слабый верою во Христа считает некоторые предметы скверными, и они действительно для него скверны, но не сами по себе, а в силу того, что человек считает их скверными. «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь (ст. 15). Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (ст. 20 – 21). Для сохранения взаимного мира, не нужно не только осуждать слабых в вере; но нужно стараться о том, чтобы не подавать и повода к соблазну, т. е. лучше не употреблять тех яств, которые для них кажутся нечистыми, чтобы не вызвать с их стороны осуждения. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающейся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все что не по вере, – грех» (ст. 22 – 23). Счастлив не осуждающей себя в том, что он раз счел для себя дозволенным, и, не колеблясь, отвергает или принимает то, что для других служит предметом искушения 618 . Таким образом, в указанных местах 14 гл. послания к Римлянам св. апостол Павел старается примирить споры римских христиан относительно разных родов пищи; о посте же, как периодическом невкушении пищи или воздержании от известного рода пищи в 14 главе Послания к римлянам нет и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

По теме: Ветхозаветный праздник Пасха Когда мы слышим слово «Пасха», то обычно представляем себе праздничную церковную службу, на которой все батюшки одеты в красивые красные облачения (кстати, на церковно-славянском языке слово «красный» как раз и означает «красивый»), хор поёт торжественные песнопения, а за праздничным столом бывают куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Но этому христианскому празднику предшествовал ветхозаветый, который назвался точно так же — Пасха. Это слово переводится как «переход», «прохождение мимо чего-либо», а праздник был установлен в честь освобождения богоизбранного народа из Египетского плена. Накануне того, как евреи под предводительством пророка Моисея покинули Египет, Господь послал к египтянам Ангела, поразившего смертью всех первенцев. Лишь еврейские жилища остались невредимы — Ангел прошёл мимо. Проповедь Иоанна Крестителя Покаяние — исправление жизни Следующее, что сообщает нам Евангелие о жизни Христа, связано уже с Его выходом на проповедь Евангелия, когда Ему было уже около 30 лет. Но незадолго до этого на Святой Земле появился другой яркий проповедник, им был Иоанн Креститель. Живя в пустыне, он посвятил себя молитве и посту. И вот однажды Иоанн услышал голос Божий, повелевающий ему идти, возвещать людям о приближении Царствия Небесного. Тогда Иоанн начал проповедовать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Слово «покаяние» имеет тот же корень, что и слово «цена», то есть покаяние заключается в переоценке, переосмыслении и исправлении жизни. А символом этого исправления и очищения жизни должно было стать омовение в воде — «крещение». Подобно тому, как вода очищает тело, точно так же покаяние должно очищать душу человека. Иоанн крестил приходящих к нему людей в реке Иордан (поэтому его и прозвали Крестителем) и объяснял им, как именно им нужно исправить их жизнь: «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! Что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк.3:10-14 ).

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Если ты любишь того, кто говорит о тебе хорошо, то это еще не составляет заслуги, — потому что ты делаешь это не для Господа, а для своей славы. Причинит тебе кто–либо вред? Ты сделай ему добро. Если же ты станешь делать добро тому, кто тебе сделал добро, то ты не совершишь еще ничего важного. Тебя обидели и причинили тебе великий убыток? Постарайся заплатить за это противоположными действиями. Да, умоляю вас, так расположим наши поступки. Перестанем делать зло врагам и ненавидеть их. Он (Христос) повелевает нам любить врагов, а мы враждуем и на Него самого, хотя Он любит нас. Да не попустит этого (Господь), говоришь ты. На словах все мы так говорим, а на деле не все так поступаем. До того ослепляет нас грех, что даже то, что не может быть терпимо в словах, бывает терпимо в поступках. Поэтому удалимся, хотя и поздно, от тех, которые препятствуют и вредят нашему спасению, — чтобы получить нам то, что следует получить друзьям (Христовым). « Хочу », — говорит Он, — « чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою » (Ин. 17:24), которую да сподобимся все мы получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 4 « Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной » (1 Тим. 1, 15–16).   Смиренномудрие ап. Павла. — Как нужно прославлять Бога.   1. Благодеяния Божии так велики и до того превосходят всякое человеческое ожидание и надежду, что часто даже им не верят. Действительно, (Бог) нам даровал то, о чем не помышлял, чего не ожидал ум человеческий. Поэтому апостолы много и говорят об этом, чтобы возбудить в нас веру в те дары, которые поданы нам от Бога. Подобно тому, как при (получении) великих благ, мы приходим в такое состояние, что, не доверяя себе, говорим: не сон ли это? — так и при (получении) даров Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но здесь дело не в ближнем. Обратим внимание, что всё-таки не просто ради братьев по плоти хочет Апостол пойти на такой страшный крест. Сказав о своём желании, он тут же объясняет, почему он готов на это: он тут же напоминает, что ведь не кому-либо, а именно израильтянам «принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования». Израиль для Павла не просто братья по плоти, но – сосуд, в который были излиты невиданные Божьи дары, сосуд славы Божией, предназначенный, в конечном итоге, для всего человечества. И Павел хочет, чтобы капли не пропало из того, над чем так трудился Господь, к чему Он приложил столько особой любви и особой заботы. Ведь «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки». И поэтому, когда речь идёт о спасении людей, Апостол становится для всех всем; когда же слово заходит о самом основании спасения, о «Христе по плоти», о Его крестной заботе, крестном терпении и крестной жертве, то и любовь Павла теряет предел. Он готов тоже на крест, и даже до того, чтобы пережить пережитое Самим Иисусом: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ). Вот – Богоподобная любовь Апостола к своему Господу и к своим братьям, до которой нам ещё очень далеко, но не будем же, по крайней мере, говорить такие легкомысленные слова: «Пусть Бог меня накажет, только бы его не наказал!», «Пусть мне погибнуть, только бы ему было хорошо!», «Пусть грех твой будет на мне!» … мы с вами ещё не знаем, не пережили, не почувствовали ни того, что значит быть со Христом, ни того, что значит быть отлучённым от Него. Одни и те же слова в устах одного человека могут быть выражением высочайшей любви, а в устах другого – свидетельством крайнего невежества и безумия. О «вере их» Неделя 6-я Мф. 9:1–8 Рим. 12:6–14 Сегодня Священное Писание снова напоминает, что Церковь есть единое Тело Христово; и как у каждого члена тела своё назначение, свои возможности, так и все мы все в Церкви «по данной нам благодати имеем различные дарования». Апостол называет, во-первых, дар пророчества, когда через человека Духом Святым открываются тайны промысла Божия. есть дар служения. Есть дар учения, способность убедительно передавать истины веры. Есть дар увещевания, дар побуждать к добру и отвращать от зла. Есть дар – раздавать – своё или порученное, – и делать это надо «в простоте», не осложняя оглядкой (а много ли ещё осталось?) ни личным пристрастием. Есть дар начальствовать, со властию управлять вверенными тебе людьми, и тут нужно «усердие». Есть дар благотворительности, и главное здесь – радушие, потому что, если помощь подаётся с радушием, её легче принять. И все эти взаимосвязи, взаимодействия, взаимослужения призваны скреплять Церковь , делать её неразрывным Телом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ответ на возражение 1. Господь сказал, что совершенству жизни приличествует следование за Ним человека не любым способом, но так, чтобы он не повернул вспять. Поэтому Он также говорит: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для царствия Божия!» ( Лк. 9:62 ). И хотя некоторые из Его учеников отошли от Него, однако когда Господь спросил: «Не хотите ли и вы отойти?», Пётр ответил за всех: «Господи! К кому нам идти?» ( Ин. 6:67–68 ). Поэтому Августин говорит, что «по свидетельству Матфея и Марка, Пётр и Андрей последовали за Ним не после подведения лодок к берегу, а после того, как Он призвал их и приказал следовать за Собою» 874 . Но такое непоколебимое следование за Христом обретает свою стойкость благодаря обету, и потому для монашеского совершенства необходим обет. Ответ на возражение 2. Как говорит Григорий, для монашеского совершенства необходимо, чтобы человек посвятил «всю свою жизнь» Богу. Но человек не может актуально посвятить Богу всю свою жизнь, поскольку вся его жизнь не единовременна, а [протекает] последовательно [во времени]. Поэтому человек не может посвятить всю свою жизнь Богу иначе, как только согласно данному им обету. Ответ на возражение 3. Одним из тех служений, которые мы вправе предлагать, является наша свобода, дороже которой для нас ничего нет. Поэтому когда человек по своей воле даёт лишающий его свободы обет воздерживаться от чего-либо ради служения Богу, это наиболее угодно Богу. В связи с этим Августин говорит: «Не раскаивайтесь в своих обетах, но радуйтесь, что вы более не вправе делать то, что прежде вы вправе были делать в ущерб себе. Прекрасно то обязательство, которое понуждает нас к лучшему». Раздел 7. Правильно ли говорить, что монашеское совершенство состоит в этих трёх обетах? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что говорить, будто бы монашеское совершенство состоит в этих трёх обетах, неправильно. Ведь совершенство жизни состоит скорее во внутреннем, чем во внешнем, согласно сказанному [в Писании]: «Царствие Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Затем, монашеский обет обязывает человека в отношении того, что связано с совершенством. Поэтому с монашеским совершенством скорей должны быть связаны обеты в отношении внутренних актов, таких как созерцание, любовь к Богу и ближнему и тому подобных, чем относящиеся к внешним актам обеты бедности, безбрачия и послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Отсюда вы можете видеть, что слово «искушать» не всегда употребляется в одном и том же смысле. Мы употребляем его часто в том смысле, в каком употребляет его Давид, когда говорит: «Искуси мя Господи, и испытай мя» ( Пс.25:2 ). Здесь он сам объясняет смысл этого слова, когда прибавляет к нему другое – «испытай». Следовательно, искушать здесь значит то же, что испытывать, взвешивать, делать опыт, производить пробу. Нет сомнения, что это может быть делом Бога. Это Он может и должен делать, и делает. Он испытывал Авраама, настолько ли тверда и крепка его вера, что он может принести Ему в жертву даже и единственного любимого своего сына. Он испытывал израильский народ в том, останется ли он верен и покорен заповеди своего Бога или нет. Но другое дело, если мы под словом «искушать» разумеем прельщать, соблазнять, склонять на совершение чего-нибудь дурного. Этого не делает Бог, это и не может быть Его делом. Он не может стать в противоречие с Самим Собой и склонять к нарушению Своей собственной воли. В этом смысле говорит Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак.1:13 ). Но кто же это делает? И о чем мы просим, когда говорим: «и не введи нас во искушение»? Хотя Бог не искушает никого, но мы молимся, чтобы Бог сохранил нас от искушений со стороны дьявола, мира и нашей плоти, чтобы эти три врага наши не ввели нас в обман, заблуждение, отчаяние и другие пороки и грехи, а если бы мы и подпали какому-либо искушению, то, по крайней мере, не пали бы в нем, но одержали над ним победу. Теперь вы слышите, что дьявол , мир и плоть наша – суть три злых врага, три нечистые силы выше нас, вокруг нас и внутри нас, которые постоянно искушают нас, вовлекая в сопротивление благой, милосердной, ко благу и спасению нашему направленной воле Божией. Потому-то дьявол и называется искусителем, что он «как человекоубийца от начала» и «отец лжи» ( Ин.8:44 ), старается соблазнять людей и «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ), снова являясь змием, который своей хитростью соблазнил первых людей и склонил их ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Пришли и мытари 31 креститься и сказали ему: «Учитель, что нам делать?» Он отвечал им: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также воины : «А нам что делать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием». Как видно из этих ответов, Иоанн не требовал от людей чего-либо особенного. Он призывал лишь к моральному исправлению и честному исполнению долга. Приходили к нему креститься и вожди народа: книжники, фарисеи, саддукеи, священники. Но Иоанн, не обращая внимания на знатность и ученость, сурово обличал их неправду. «Вы – змеи, настоящие дети змеиные! – говорил он им, – зачем вы идете сюда... Неужели думаете здесь около меня укрыться от грядущего на вас гнева Божия... Вы считаете себя потомками Авраама и гордитесь своим происхождением, но в сущности вы – ничто. Как древо, не приносящее плода, обрубают и бросают в огонь, так и вы сгорите в огне гнева Божия. Но если вы, действительно, хотите каяться и креститься, то сотворите достойный плод покаяния, т. е. в корне перемените свою, жизнь и образ мыслей». Иоанн видел, что эти люди приходят к нему не искренно, а с чувством любопытства и зависти, и что именно они, эти люди, будут хулителями и гонителями грядущего Мессии. Так это в действительности и оказалось. Фарисеи не приняли крещения Иоаннова, не изменили своей греховной жизни, а потому, не узнав и отвергнув Христа, заслужили вечное осуждение. Но с другой стороны к Иоанну приходили простые и чистые сердцем люди. Они усердно слушали проповедь пророка и крестившись от него становились верными его учениками. Таковыми были, например, Андрей и Иоанн , будущие апостолы Христовы ( Ин. 1:35–40 ). Они помогали своему учителю совершать крещение народа и защищали новое учение перед книжниками и фарисеями. А Предтеча все ждал и ждал появления Мессии. Уже сгущались тучи над головой пророка, уже по проискам Иродиады готовился его арест и заключение в темницу, а Христос все еще не приходил. 11. Явление Иисуса Христа народу. Крещение его на Иордане

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст. 4 – 6. И скажи им: так говорит Господь, если вы, не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам, чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылал, с ночи вставая и посылая, а вы не слушали: то с домом сим Я поступлю как с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народами земли. Итак в нашей власти лежит делать что либо, или не делать, – только так, что все что доброго мы ни желаем, к чему ни стремимся, чего ни совершаем, все должны относить к благодати Божией, дающей нам, по слову апостола, и еже хотети и еже деяти ( Филип. 2, 13 ). Если же достаточно ходить только в законе, данном нам чрез Моисее, как предполагаешь неразумная ересь, то каким образом присовокупил.: чтобы внимать словам рабов Моих, пророков? Они конечно посылались после закона и не однажды, а часто, и не праздно и без нужды, а всегда по особенно важным обстоятельствами Посылал, говорит, к вам рабов Моих пророков постоянно и с ночи вставая; и если вы не хотели слушать их, то Я сделаю с домом сим, т е. с храмом Божиим, как с Силомом, где была скиния. И когда храм будет разрушен, то вместе с тем и город будет предан на проклятие всем народам земли. И как с построением храма на гумне Орны и на горе Мориа, то есть видения, на которой, как повествуется, Авраам принес в жертву сына своего Исаака, богослужение в Силоме прекратилось и после там уже не совершалось жертвоприношений: так и по создании Церкви Христовой, когда стали приноситься в ней духовные жертвы, обряды закона прекратились и город Иудеев предан на проклятие всем народам земли, от которого нас освободил Господь, по слову апостола: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва ( Гал. 3, 13 ). Ст. 7–9. И слушали священники и пророки (или лжепророки) и весь народ Иеремию говорящего слова сии в доме Господнем. И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки (или лжепророки) и весь народ, говоря: смертью да умрет он, ибо он пророчествовало именем Господа, говоря: дом сей будет как Силом и город сей будет опустошен, так что в нем не будет жителя. Священники и пророки, которых LXX точнее назвали лжепророками, негодуют на Иеремию за то, что он предсказывает истинное – то по разрушении храма и опустошении города прекратится богослужение и выгоды происходящая от богослужения; поэтому они схватывают его, и при согласии с ними народа, присуждают к смерти, за то, что во имя Господа он говорил: дом сей будет как Силом и город сей будет опустошен, так что не будет с нем жителя. Итак если когда нибудь из-за заповедей Господних и из-за истины веры будут негодовать на нас или священники, или лжепророки, или обольщенный народ, то не будем много тревожиться, а будем исполнять повеление Божие, помышляя в душе не о настоящем зле, а о будущем благе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? " Дай мне здесь на блюде голову Иоанна " . Для чего прибавила " здесь " ? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: " дай мне здесь " . И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, пришедши, взяли тело его и погребли его. Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе. И пошли, возвестили Иисусу. О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна. И услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он - привидение. Итак, вот почему Он уходит. " Уходит в пустынное место " , чтобы сделать там чудо над хлебами. А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И вышед, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все - от веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

На самом деле: работать не хочется, потому что мы ленимся и хотим получать деньги бесплатно, в подарок. А на работу, получается, ходим лишь из жадности, потому что если не будем изображать рабочий процесс, денег нам просто не дадут. Сурово? Но честно. Как надо: взять себя в руки и начать бороться со своими недостатками, относясь к необходимости сегодня крепко поработать не только как к естественному последствию грехопадения всего человечества, но и как к последствию наших личных грехов. Труд исправляет человека и делает его лучше – причем этот принцип работает не только в пенитенциарных учреждениях, но и в нашей собственной жизни, поскольку именно его Бог заложил как основу основ жизни человека за пределами рая: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Итак, не считаем себя достойными сваливающихся на голову великих богатств, а стараемся честно выполнять хотя бы малый кусок работы, который нам доверили сегодня. 2. Перекладывать бумажки из одной стопки в другую – какая скука! Посетители задают одни и те же вопросы, а телефон снова разрывается и мешает сосредоточиться над очередным нудным отчетом… Если ваша работа заставляет вас зевать, то здесь возможны два варианта: либо работа действительно скучна, либо вы носите свою скуку в себе. Прежде чем искать другую работу задумайтесь: раз Бог поставил вас сегодня в эти обстоятельства, то чего Он от вас ждет? Вряд ли Он ждет новой выпитой чашки кофе и унылой гримасы на лице до самого вечера. Возможно, кому-то из коллег по-человечески нужна помощь? А может быть, работа не так уж и скучна, просто ее нужно каким-то образом оптимизировать – улучшив тем самым отчетность и настроение всего отдела? В конце концов, может быть, вы просто больше ничего не умеете делать, и должны славить Господа уже за то, что Он нашел для вас хотя бы такой источник заработка? Честно признайтесь себе, из-за чего на самом деле вам так скучно. Возможно, самый скучный элемент в вашей работе – вы сами.

http://pravmir.ru/kak-perestat-lenitsya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010