2) Сектанты говорят, что само Св. Писание запрещает прилагать к нему что-либо. Так, а) ап. Павел в послании к Галатам пишет: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). Св. же Предание и есть иное благовествование, замечают сектанты.–Но ни содержание послания, ни текст приведенных слов, взятых в связи, не дают основания для такого толкования. Послание к Галатам написано против иудействующих, которые учили, что язычникам, уверовавшим во Христа, необходимо для спасения соблюдение обрядового закона Моисеева и, в частности, обрезание. А так как ап. Павел особенно настойчиво проповедовал об отмене того и другого, то, чтобы поколебать его авторитет, они говорили, что Павел не был самовидцем Господа, и своими словами смутили некоторых. Узнав об этом, ап. Павел и пишет Галатам: благовествование, «которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (1:11 – 12); поэтому, если кто-либо из нас апостолов или даже ангел с неба станет благовествовать не то, что вы приняли от меня, да будет анафема. Очевидно, анафеме предаются лжеучители и их заблуждения, как противные истинному благовествованию, а не Св. Предание, вполне согласное с ним. Затем, если обратить внимание на самый текст разбираемых слов («что мы благовествовали вам», «что вы приняли»),особенно в связи с 11 –12 стихами той же главы, то нельзя не заметить, что ап. Павел говорит здесь об устном благовествовании, т. е. Св. Предании, которое, как апостольское, ни в каком случае не может быть названо «иным 6лаговествованием». 510 б) Ап. Иоанн пишет в Откровении: «и я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (22:18). Мы, замечают сектанты, боимся этих язв, угрожающих за прибавление чего-либо к Библии и книгам пророческим, а потому и не принимаем Предания.– Но апостол говорит здесь не о всей Библии, а только об одной книге–Откровении, запрещает делать какие-либо прибавления к пророчествам этой именно книги. Если бы же он запрещал принимать все то, чего нет в его книге, то пришлось бы отвергнуть не только Св. Предание, но даже его Евангелие и Послания, на что не согласятся сами сектанты, так как не только признают, кроме Откровения, другие священные книги, но имеют еще и свои сборники псальм, катехизисы и т. п. 511

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ответ на возражение 3. Если тот, кто исказил произнесение священных слов, сделал это намеренно, то он, похоже, не хотел делать то, что предписывает Церковь , вследствие чего, похоже, таинству недостает полноты. Далее, если он сделал это вследствие ошибки или обмолвки, и если при этом он настолько неправильно произнес слова, что они утратили смысл, то и в таком случае таинство представляется неполным. В первую очередь это касается тех случаев, когда неправильное произнесение приходится на начало слова, как, например, если бы кто-то вместо «in nomine Patris» сказал «in nomine matris». Однако если из-за неправильного произнесения смысл слов не утрачивается, то таинство является исполненным. Чаще всего это имеет место при неправильном произнесении окончания слова, как, например, если бы кто-то сказал «patrias et filias». В самом деле, хотя таким образом неправильно произнесенные слова и утрачивают изначальный смысл, тем не менее, мы усваиваем им этот смысл, следуя общепринятым оборотам речи. Так что хотя чувственное звучание и претерпевает изменение, однако сам смысл сохраняется. Все вышесказанное о различных неправильных произнесениях слов в начале или в конце справедливо постольку, поскольку у нас изменение в начале слова изменяет его значение, в то время как изменение в конце в большинстве случаев такого изменения не производит, тогда как у греков при сопряжении глаголов смысл изменяется и [при изменении] в окончании слова. Таким образом, главным является то, насколько велика обусловленная неправильным произнесением порча, поскольку она может быть как столь незначительной, что вообще не изменяет смысла слова, так и столь большой, что полностью его уничтожает, и последнее чаще всего имеет место [при изменении] в начале слова, а первое – в окончании. Раздел 8. ДОПУСТИМО ЛИ ПРИБАВЛЯТЬ ЧТО-ЛИБО К СЛОВАМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ СВЯЩЕННУЮ ФОРМУ? С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что недопустимо что-либо прибавлять к словам, составляющим священную форму. В самом деле, эти священные слова не менее важны, чем слова Священного Писания . Но прибавлять что-либо к словам Священного Писания или убавлять от них недопустимо, в связи с чем читаем: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того» (Вт. 4, 2); и еще: «Я также свидетельствую всякому, слышащему слова пророчества книги сей: «Если кто приложит что к ним, – на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, – у того отнимет Бог участие в книге жизни» ( Откр. 22, 18, 19 ). Следовательно, похоже, что прибавлять что-либо к священной форме или что-либо убавлять от нее недопустимо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

А когда он тебя спросит, правда ли это или нет, тогда поклонись со смирением и скажи по истине, как было дело, а сказав, опять поклонись со смирением, говоря: «Прости меня и помолись за меня». Вопрос: Что мне делать? Я не всегда бываю в одном и том же расположении при встрече с братиями. Ответ: Ты еще не можешь быть в одном и том же расположении при встрече с братиями; однако старайся не соблазниться в чем-либо, никого не судить, не порицать, не замечать за словами, делами или движениями брата, которые не приносят тебе пользы, но лучше старайся из всего извлекать себе назидание. Не желай тщеславно выказать себя ни в слове, ни в деле. Приобрети умеренность в пище и в словах твоих даже до малости. Знай, что кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от этого и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т. е. подает помыслу силу более бороть и мучить его. Если же он станет бороться и сопротивляться помыслу своему и сделает противное ему, то, как мы часто говорили, страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали; и таким образом, мало-помалу, подвизаясь и получая помощь от Бога, он преодолеет и самую страсть. Бог да покроет нас молитвами всех святых. Аминь. Вопрос: Почему сказал авва Пимен, что бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему суть три главные добродетели? Ответ: О том, чтобы бояться Бога, старец сказал потому, что страх Божий предшествует всякой добродетели, ибо начало премудрости страх Господень (Пс. 110: 10) и без страха Божия никто не может совершить ни добродетели, ни чего-либо благого; ибо страхом… Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15: 27). А что [должно] молиться Богу, он сказал потому, что человек [сам собою] не может ни приобрести добродетели, ни сделать что-нибудь благое, как я уже заметил, хотя бы он стал стараться об этом по страху Божию; но ничто не совершается без помощи Божией. Итак, непременно нужны и наше старание, и помощь Божия. Поэтому человек всегда должен молиться Богу и просить Его помочь ему и споспешествовать ему во всяком деле. А благотворить ближнему есть дело любви. Так как боящийся Господа и молящийся Богу приносит пользу только себе одному, а всякая добродетель усовершается любовью к ближнему, потому старец и сказал, что [должно] делать добро ближнему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Хочет чего-либо Отец? Такова же воля и Сына и Святого Духа. Хочет чего-либо Сын? Такова же воля Отца и Духа. Хочет чего-либо Дух? Такова же воля Отца и Сына. Отец воскрешает мертвых? Воскрешает и Сын. «Ибо, как Отец, — говорит Спаситель, — воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21). Вот совместная воля. Где же воля Духа? Слушай. «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Едино царство Отца, Сына и Святого Духа. Бог порицает тех, которые пытаются что-либо делать без воли Божией. «Горе, — говорит Он чрез пророка, — непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис.30:1). Пророк Захария, ясно указывая на святую Тро­ицу, говорил: «да укрепляются руки Зоровавеля, говорит Гос­подь; и да укрепляются руки Иоседека священника, и руки на­рода, ибо Я с вами есмь, говорит Господь, и Слово мое благое, и Дух мой среди вас» (Агг.2:4—6). Затем, братие, наше возрождение свидетельствует об участии Духа Святого в творении. Если бы Дух в творении не имел участия вместе с Отцом и Сыном, то не был бы соучастником и в возрождении. Как мы крещаемся? «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Какое рождение больше: рождение ли через творение, или рождение через таинство? Там — начало жизни в смерть, здесь — начало смерти в жизнь. Как же, поэтому, можно до­пустить участие Духа Святого со Отцом и Сыном в большем деле, а в творении телесном отлучать Его от общей славы? Мы не были бы и созданы, если бы не были образованы Свя­тым Духом. Как в первом творении Дух был сообщни­ком Отца и Сына, так является сообщником и деятелем в крещении. Тоже опять следует сказать о воскресении: мы не можем воскреснуть иначе, как по воле Отца, действием Сына и силою Святого Духа. Слушай, что говорит Господь; хорошо я сказал: «Господь», потому что, хотя говорит и Павел, но это слова Господа, как можно слышать об этом от самого Павла: или «вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» (2Кор. 13:3)? Итак Господь говорит в Павле: «но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римл.8:9—11). Вне Отца и Сына и Свя­того Духа нет ни первого творения, ни второго рождения, ни последнего воскресения. «Сотворим человека».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

5 . Далее повествуется о том, что земля египетских жрецов не перешла к фараону и сами они не продали себя в рабство, как прочие египтяне, но, более того, получили либо зерно, либо дары, но не от Иосифа, а от фараона, и, как более близкие фараону, «не продали земли своей» ( Быт.47:22 ). Этим показано, что они порочнее других, ибо благодаря своей приближенности к фараону не претерпели изменений, но сохранили свою порочную собственность. И как Господь говорит тем, кто возрастает в вере и святости: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» ( Ин.15:15 ), так и фараон говорит тем, кто, так сказать, поднялся на высшую ступень порочности и приобщился к жречеству погибели: «Не называю вас рабами, но друзьями». А хочешь ли знать, в чем состоит разница между священниками Бога и жрецами фараона? Фараон дарует своим жрецам земли, а Господь не дарует Своим священникам земельные уделы, но говорит им: «Я часть твоя и удел твой» ( Чис.18:20 ). Поэтому ты, слышащий эти слова, наблюдай всех священников и замечай разницу между ними, как бы те, у кого есть земельный удел и время предаваться земным заботам и устремлениям, не показались бы не столько священниками Господа, сколько жрецами фараона. Ибо фараон хочет, чтобы его жрецы владели землей и трудились, возделывая почву, а не душу, пеклись о полях, а не о законе. Но давайте послушаем, что Христос Господь наш говорит Своим священникам: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). Я трепещу, читая эти слова, ибо и у меня есть свой, я говорю, свой собственный обвинитель. Я произношу осуждение себе, так как Христос, когда видит, что человек владеет чем-либо и не отрекается «от всего, что имеет», не признает его Своим учеником. И что же нам делать? Как же нам, не отказывающимся от всего, чем мы обладаем, но и желающим обрести то, чего у нас не было до того, как мы пришли ко Христу, понимать эти слова самим или объяснять их людям? Ибо если совесть укоряет нас, можем ли мы скрывать и не замечать написанное? Я не хочу быть виновным в двойном преступлении. Я признаю, и признаю открыто перед слушающими, что эти слова сказаны, хотя и знаю, что я их пока еще не исполнил. Но теперь, когда нас предупредили, давайте хотя бы поспешим исполнить их, поторопимся перейти от жрецов фараона, имеющих земельные владения, к священникам Господа, у которых нет земельных уделов, чей удел – Господь. Ибо таким был тот, кто сказал: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). Павел славится этим. Хочешь услышать, что сам апостол Петр говорит о себе? Так послушай, что он, как и Иоанн, утверждает, говоря: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе» ( Деян.3:6 ). Видишь ли богатства священников Христа? Видишь ли природу и обильность тех даров, которые они дают, когда у них ничего нет? Эти сокровища не могут происходить от земельных владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

находя возможности наказать их, по причине народа " (ст. 19-21). Знамения заградили им уста, и они уже не позволили апостолам окончить слово, но весьма оскорбительно прервали их во время самой речи. " Потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления " (ст. 21, 22). Но посмотрим снова на то, что сказано выше. " Что нам делать с этими людьми? " Прежде они все делали для славы человеческой; а теперь присоединилась и другая (забота), именно о том, чтобы не сочли их убийцами, как после и говорили они: " хотите навести на нас кровь Того Человека " (Деян.5:28). " Чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей " . Какое безумие! Убежденные, что (Христос) воскрес, и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить Того, Кто не был удержан смертью. Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но всюду производит смятение. Будучи посрамляемы, они поступают так, как будто бы введены были в обман: так обыкновенно бывает с теми, которые, не достигнув чего-либо, подвергаются посмеянию. Но ведь (апостолы) для того везде и говорили, что Бог воздвиг (Иисуса) и что о имени Иисуса хромой стоит здоровым, чтобы показать, что Иисус воскрес. А с другой стороны, и сами они признавали воскресение: хотя в пустом и ребяческом виде, но все же признавали; а теперь не верят и находятся в смущении, советуясь, что делать с апостолами. Да уже одно только то, что они говорили с такою смелостью, недостаточно ли было для убеждения ничего не делать с ними? Почему ты не веришь, скажи мне, иудей? Ведь надлежало внимать происшедшему чуду и словам (апостолов), а не злобе толпы. Но почему же (иудеи) не предают их римлянам? Потому что уже были ненавистны для них тем, что сделали со Христом. Таким образом они больше вредили сами себе, откладывая их обвинение. Со Христом (было) не так; но схватив Его среди ночи, они тотчас же повели Его на суд и не откладывали, сильно боясь парода. А с апостолами не смели поступить так: не ведут их и к Пилату, боясь и опасаясь за прежнее, чтобы и за то не обвинили их. " На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1666...

Первенствующие христиане с полным уважением относились к праву собственности. Никто не принуждался продавать свое имущество и, таким образом, обездоливать себя: если какой-либо состоятельный член Церкви воздерживался от принесения такой жертвы, то верующие имели достаточно достоинства и взаимной любви, чтобы не делать такого предметом порицания или подозрения. В этом отношении ап. Петр является весьма категоричным. Не в том упрекает он Ананию с Сапфирой, что они сберегли для себя известную часть из полученных за проданное имение денег, а в другом, что они солгали Богу, заверяя апостола, что принесенные деньги составляют всю, вырученную от продажи имения их, сумму. Вот почему ап. Петр и обратился к Анании с грозным обличением: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль – солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в своем сердце? Не человекам ты солгал, а Богу. ( Деян.5:3–4 ). Так, не задаваясь какими-либо социальными идеями, не следуя никакой экономической теории, а только всем сердцем откликаясь на призыв своего Спасителя к братской любви и милосердию, древние христиане далеко опередили нас благоустроением своей церковной жизни. Мы знаем теперь истинную причину, почему не было между ними никого нуждающегося ( Деян.4:34 ). Тем более не извинительно для нас, зная причину, лихорадочно набрасываться на различные экономические теории и вооруженной рукой проводить их в общественную жизнь. Сколько угодно, можно принести усилий и жертв для осуществления модных учений: они не возрастят полезных плодов, тем более, что в недалеком прошлом не было недостатка в подобных же опытах. Сенсимонисты, фурьеристы, социалисты, коммунисты – все они пытались основать нравственность на новых догматах, «поднять Христа», как выражались реформаторы, и «обновить Его хитон». Что же вышло из этого? Горькие заблуждения, которые пока время не дало им обратиться в преступления, составляли предмет смеха; а потом перешли в преступления и угрожают все более и более страшными бедствиями. Логика начала неизбежно приводит к соответствующим ей фактам. Но есть логика и логика. Христианство , происходящее от божественного Логоса, тем самым: уже представляет из себя самую стройную логику религиозной жизни, опирающейся на бесспорные религиозные факты, один из которых, в форме непререкаемого закона, гласит: без Меня вы не можете делать ничего ( Ин.15:5 ); следовательно, и экономическое благоустройство жизни, каким бы симпатичным делом ни представлялось оно, не может совершиться без Христа: в противном случае, не смотря на все наши титанические усилия, оно рухнет, и падение его будет великим ( Мф.7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу, замечает Апостол, огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоей пищей того, за кого Христос умер... Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн; лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:1–21 ). Таким образом, и здесь св. Апостол, не говорит о ненужности христианских постов, а преподает учение о безразличии для спасения принятия того или иного рода пищи; причем замечает, что если пища, напр., мясо, соблазняет кого–либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не есть мяса. Что касается ссылки сектантов на те места св. Писания, где говорится о свободе христианской, которая не совместима будто бы с соблюдением постов ( Гал. 5:1 ; 2Кор. 3:17  и др.), то нужно помнить и такие слова ап. Павла, который сказал о себе: «не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» ( 1Кор. 9:1 ), далее говорит: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (10:23); а в той же главе послания к Галатам Апостол так наставляет христиан: «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (5:13). Св. Апостол тоже был свободен, видел Господа Иисуса, но сам постился, показывая этим пример другим верующим соблюдать посты, о чем уже говорилось выше (см. п. 2–й). 6) Если поститься, говорят некоторые сектанты, то нужно известное время совсем не есть ничего, а не делать различия в постной и скоромной пище и не назначать известные дни или времена для постов; напр., среду, пятницу, Успенский, Рождественский, Великий и Петров посты; тем более, что для этого нет нигде в Писании никакого основания. 6) Св. Церковь не возбраняет каждому отдельно из верующих, постясь, совершенно воздерживаться возможное время от всякой пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот таким-то холодным и жестокосердным формалистам Господь ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Это значит, что как Бог Отец после творения мира не перестает промышлять о нем, так и Сын Божий промышляет дела любви погибающему в грехах роду человеческому. Но фарисеи не унимались, они стали обвинять Христа в том, что Он делает Себя равным Богу. На это Господь ответил им: «Вы не верите Мне, потому что вы не любите Бога. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» [ ]. Эти слова Господа исполняются до настоящего времени. Евреи, отвергнув истинного Мессию, ждут лжемессию – антихриста! Срывание колосьев и спор о субботе. Мф. 12:1–8; Мк. 2: 23–28; Лк. 6:1–5 Преследуемый и гонимый духовными руководителями еврейского народа, Христос покинул Иерусалим и направился в Галилею. Однажды в субботний день Господь с учениками проходил через поля, засеянные пшеницей. Проголодавшиеся ученики стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи, следовавшие за Христом, тотчас же заметили это и сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?» По толкованию ученых раввинов, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение в субботу таких работ назначалось побиение камнями. Не дождавшись ответа от учеников, фарисеи с упреком обратились к Христу: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» В ответ на это Господь напоминает фарисеям примеры из Библейской истории, которые проливают истинный свет на почитание субботнего дня. Он сказал формалистам: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, побудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Поэтому и ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного запрещения что-либо делать, Христос указал им на священников, которые по субботам в храме совершают различные священнодействия и однако невиновны в нарушении субботнего покоя. Но если служители храма не повинны в нарушении закона, то тем более не повинны служители Того, Кто больше храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Ведь может, точно может и человек малый и простой найтись в ином деле, в котором часто не найдется умный и великий. Зная это, Моисей со всею скромностью слушал своего тестя, когда он советовал и говорил: « ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче » (Исх. 18:21, 22). Услышав это, Моисей не устыдился, не покраснел, не посовестился подчиненных, не сказал про себя: «меня станут презирать подчиненные, если я, начальник, буду учиться у другого тому, что мне делать»; напротив, он послушался и исполнил приказание. И не постыдился он не только своих современников, но и нас, потомков; напротив, как бы красуясь данным ему от тестя вразумлением, не только тогдашних людей, но и живших после него доселе, и тех, которые во всей вселенной будут жить впредь до пришествия Христова, научил чрез Писание тому, что сам он не мог усмотреть, что следовало ему делать, и тому, что принял совет от тестя. А мы, если увидим, что есть сторонний человек при том, как нас обличают и исправляют, приходим в замешательство, выходим из себя, думаем, что мы уже пропали. Не так Моисей, нет: видя пред собою столько тысяч современников, а лучше сказать, столько тысяч живших на всей земле после него доселе, не постыдился, но всем каждодневно возвещает чрез Писание, что чего сам он не усмотрел, то усмотрел тесть его. Для чего же он сделал так, и это происшествие предал памяти? Чтобы нам внушить — никогда высоко не думать о себе, хотя бы мы были умнее всех, и не гнушаться советами других, хотя бы они были хуже всех. Так, если кто, будь даже слуга, посоветует что–либо доброе, прими совет; но если что–либо вредное, будь он человек самого высокого сана, отринь внушение, потому что везде должно смотреть не на качество советующих лиц, но на самое свойство совета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010