В нач. 80-х гг. XVI в. католический кантон Фрибур, столицей которого был одноименный город, граничил с крупными протестант. кантонами Берн и Во и испытывал постоянное давление более могущественных соседей, склонявших его жителей-католиков к переходу в протестантизм. Кроме того, поскольку Фрибур не имел собственного ун-та, его жители обучались в ун-тах сопредельных кантонов, где было сильно влияние протестантских проповедников. Еп. Верчелли Джованни Франческо Бономи (1536-1587), назначенный в 1579 г. папским нунцием в Швейцарии, способствовал основанию во Фрибуре иезуитской коллегии. К. прибыл в город 10 дек. 1580 г. и приступил к устройству коллегии в выделенном городским советом здании мон-ря. Учебные занятия в новой коллегии начались 18 окт. 1582 г. Хотя К. отказался от ректорства, он постоянно поддерживал коллегию, выступал перед городскими властями с ходатайствами о ее нуждах: по просьбе К. городские власти согласились построить за счет города новый комплекс зданий для коллегии (это строительство затянулось более чем на 10 лет). Кроме того, он добился от городского совета запрета на обучение фрибурских студентов в протестантских ун-тах других швейцарских кантонов. На торжественном заседании по поводу начала занятий в новых помещениях коллегии 5 авг. 1596 г. К. произнес последнюю публичную речь (PCEA. Vol. 8. P. 880-881). Несмотря на серьезное ухудшение здоровья, в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. К. регулярно произносил проповеди в соборе Сен-Никола (всего более 300 проповедей - Delgado. 2010. S. 296-297). Своеобразный итог своей проповеднической деятельности К. подвел, издав в нач. 90-х гг. XVI в. большой цикл проповедей-размышлений «Заметки на евангельские чтения». По просьбам жителей города К. организовал особые об-ва, или братства (sodalitas), верующих, члены к-рых брали на себя обязательства вести строгую религ. жизнь и совместно совершать дела милосердия (PCEA. Vol. 8. P. 840-841). К. организовал в Фрибуре католич. типографию, где печатались как его сочинения, так и др. религ. лит-ра, гл. обр. антипротестант. направленности (см.: Delgado. 2010. S. 290-293). Он был убежденным сторонником почитания святых и прилагал значительные усилия для того, чтобы защитить эту традицию от нападок протестантов, считая наилучшим средством для этого популяризацию в народе жизнеописаний различных святых. В открывшейся типографии К. публиковал в собственных переводах или переложениях на нем. язык жития тех святых, к-рые были к.-л. образом связаны со Швейцарией. Так, им были изданы Жития мч. Маврикия и др. мучеников Фивского легиона (III в.), св. Беата (I-II в.), почитаемого как «апостол Швейцарии», Фридолина Рейнского (VI-VII вв.), Мейнрада Швабского (IX в.), гр. Иды фон Тоггенбург († 1399), мистика Николая из Флюэ († 1487) и др. (описание изданий см.: Sommervogel. 1891. Col. 679-680. N. 23-25; Streicher. 1933. P. также см.: Haub. 1996. S. 53-60; Delgado. 2010. S. 295-296).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕОС Альварес [испан. Mateos Álvarez] Хуан Хосе (15.01.1917, Сеута - 23.09.2003, Малага), иезуит, католич. литургист и библеист. Род. в семье испан. офицера Хуана Хосе Матеоса, проходившего военную службу в Сев. Африке, и его супруги Марии Альварес. По окончании средней школы изучал медицину в ун-тах Мадрида и Гранады, однако был вынужден прервать занятия во время гражданской войны (1936-1939). 1 февр. 1940 г. поступил в новициат ордена иезуитов в г. Кадис (Андалусия). В 1942 г. принес простые обеты и начал изучение гуманитарных наук в г. Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария (1942-1944), с 1943 г. исполняя обязанности инспектора курса. Получив философское образование в коллегии Нуэстра-Сеньора-дель-Рекуэрдо в Мадриде (1944-1947), где он был также регентом хора, М. приступил к прохождению 2-летней педагогической практики в Ин-те Массимилиано Массимо в Риме. Затем в течение 4 лет изучал богословие в папском Григорианском университете . 18 марта 1951 г. рус. католич. архиепископ восточного обряда Александр Евреинов рукоположил М. во пресвитера. За неск. лет до этого предполагалось, что М. будет осуществлять свое служение в Румынии, однако еще в 1948 г. коммунистические власти юридически ликвидировали Румынскую греко-католическую Церковь. В связи с этим 1952-1953 гг. М. провел в Париже, где занимался изучением текстов суточного круга византийского богослужения . После прохождения терциата в Австрийской пров. Об-ва Иисуса М. вернулся в Рим (1954) и приступил к подготовке докторской диссертации в Восточном папском институте . В 1956-1958 гг. жил в Ираке, где изучал литургические рукописи Сирийской яковитской Церкви . М. установил, что практику богослужения, принятую в Тикрите, центре мафрианата этой Церкви (см. ст. Мафриан ), следует рассматривать в качестве особого обряда. 2 февр. 1957 г. принес торжественные обеты. 13 июня 1959 г. защитил диссертацию, посвященную ночной и утренней службам Халдейской католической Церкви (см. ст. Восточно-Сирийский обряд ), с оценкой «summa cum laude» и получил должность профессора вост. литургики в Восточном папском ин-те. Кроме того, М. преподавал в др. папских ун-тах: Григорианском и Урбанианском, а также в папском литургическом ин-те св. Ансельма. В качестве приглашенного преподавателя читал курсы в ун-те Леопольдвиля (ныне Киншаса, Демократическая Республика Конго) (1962), в Ин-те восточнохристианских исследований им. папы Иоанна XXIII при Фордемском католическом ун-те в Нью-Йорке (1965, 1967), в Бостонском колледже (1967, 1968), в Ун-те Сан-Франциско (1969), в семинариях Маланкарской Церкви и Сиро-Малабарской католической Церкви в Коттаяме (шт. Керала, Индия) (1969), в Восточно-азиатском ин-те для священников в Маниле (1969, 1971, 1973, 1975, 1976). В 1964-1972 гг. исполнял обязанности главного редактора ж. «Orientalia Christiana Periodica».

http://pravenc.ru/text/2562574.html

Философские и богословские взгляды И. Д. С. стали предметом широкого обсуждения в европ. ун-тах еще при его жизни. Из современников И. Д. С. знакомство с некоторыми его концепциями прослеживается у Александра Бонини ( 1314), Вильгельма из Ноттингема ( 1336), Роберта из Каутона, Генриха Харкли ( 1317). Значительный вклад в первоначальное распространение взглядов И. Д. С. в ун-тах и францисканских школах внесли его многочисленные ученики, лично встречавшиеся с ним в Париже, Оксфорде и Кёльне. Наиболее известны из них Антоний Андреас ( ок. 1320) и Уильям из Алника ( ок. 1333), к-рые после внезапной смерти И. Д. С. занялись упорядочиванием и распространением его неоконченных сочинений. Среди др. учеников И. Д. С., внесших значительный вклад в распространение и развитие его идей, исследователи выделяют Гуго из Ньюкасла ( после 1322), Франциска из Мерона ( ок. 1328), Иоанна из Басоля ( 1347), Петра из Акуилы ( 1361). Учение И. Д. С. вскоре после его смерти стало известно мн. видным европ. университетским теологам, которые обсуждали, развивали и критиковали его концепции. Неоднократно к анализу взглядов И. Д. С. обращались такие авторы XIV в., как томист Фома из Саттона ( после 1315), Франциск из Марке ( после 1344), Иоанн из Редингтона ( 1348), Ландульф Караччоло ( 1351) и др. (подробнее о раннем периоде рецепции взглядов И. Д. С. см.: Dettloff. 1981. S. 228-229; B é rub é . 1984; Lauriola. 2008; Honnefelder. 2005. S. 132-134). Постепенно И. Д. С. стал образцом и авторитетным учителем для мн. францисканских теологов, что позволяет исследователям говорить о формировании в XIV в. скотизма как особой философско-богословской школы. В отличие от сформировавшегося к тому времени томизма скотизм не был офиц. доктриной францисканского ордена и не получал адм. поддержки францисканского руководства. Однако ряд заимствуемых у И. Д. С. фундаментальных концепций свидетельствует о наличии среди скотистов определенного доктринального единства. В число этих концепций входили учение о формальном различии, об унивокальности сущего, о Божественном всемогуществе и др. (подробнее см.: Brown S. 1996; Hoenen. 1998; Noone. 1999; Honnefelder. 2005. S. 133-134). Особое место среди последователей И. Д. С. в XIV в. занимает У. Оккам, к-рый был превосходно знаком со мн. идеями И. Д. С., однако в большинстве случаев критиковал их с номиналистических позиций (см.: Corvino. 1972). Критическое отношение к концепциям И. Д. С. прослеживается у учеников и последователей Оккама, напр., у Габриеля Биля ( 1495).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Лукьянов. Фотография ателье Буллы. 1910 г. Сергей Михайлович (23.08.1855, Москва - 2.09.1935, Ленинград), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор. Отец Л.- надворный советник М. И. Лукьянов, главноуправляющий имениями князей Юсуповых, дядя - сенатор. Главноуправляющими имениями Юсуповых были и деды Л. по материнской (П. И. Геффет, уроженец Страсбурга) и отцовской (мещанин И. М. Лукьянов, приписанный к московскому купечеству) линиям. Л. учился в пансионе Гернет и в немецкой школе при ц. св. Петра в С.-Петербурге, а с 1869 г., после вынужденного отъезда семьи из столицы,- в Полтавской, с 1872 г.- в Иркутской гимназиях. Последнюю окончил в 1874 г. с золотой медалью. Семья отличалась религиозностью; Л. вместе с отцом совершал паломничества в Спасо-Преображенский Валаамский и Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ри, многократно бывал в Киево-Печерской лавре . В 1874 г. поступил в столичную Медико-хирургическую академию, где учился вместе с В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым, окончил ее с отличием по специальности «лекарь» (19 дек. 1879). За выпускное конкурсное сочинение («Характер метаморфоза в лихорадящем организме и оценка важнейших теорий лихорадочного процесса»), к-рое было признано лучшим, Л. наградили премией Иванова. До нач. XX в. служение Л. было связано с преподавательской и научно-практической деятельностью в медицинских ин-тах, в т. ч. в Николаевском клиническом военном госпитале, в Военно-медицинской академии, в 44-м пехотном Камчатском полку, при Департаменте таможенных сборов, в Александро-Мариинском девичьем ин-те, в клиниках и ун-тах Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гёттингена и др. С 1886 г. Л. являлся экстраординарным, с 1889 г.- ординарным профессором кафедры общей патологии Имп. Варшавского ун-та. В 1894 г. Л. был избран директором с.-петербургского Ин-та экспериментальной медицины Э.

http://pravenc.ru/text/2110883.html

В 1348-1350 гг., во время эпидемии чумы, умерло мн. К.; в 1348 г. к смерти ок. 200 монахов привело проведение генерального капитула в Меце, оказавшемся в эпицентре эпидемии. Резкое сокращение числа монахов сопровождалось приемом в орден молодых и неподготовленных кандидатов, что сказалось на дисциплине и привело к частым нарушениям устава. К., как и др. монашеские ордены, затронула схизма в католической Церкви (1378-1417): образовалось 2 фракции, каждая из которых имела капитул с генеральным приором во главе. Фракции поддерживали разных претендентов на Папский престол. Противоборствующие папы предоставляли своим сторонникам значительные привилегии, что углубляло кризис и создавало большие возможности для злоупотреблений. Воссоединение К. началось на Пизанском Соборе (1409), на к-ром присутствовали приоры обеих фракций. В 1411 г. на капитуле в Болонье был избран единый генеральный приор Иоанн Гросси. Приток в орден новых членов, особенно в мон-ри при ун-тах, привел к снижению дисциплины и отходу мн. К. от строгого соблюдения устава. К., обучавшиеся в ун-тах, а также доктора, магистры и бакалавры освобождались от совместного чтения бревиария, докторам разрешалась отдельная трапеза, они могли владеть имуществом. Нередко К., имевшие сан пресвитера, занимались пастырской деятельностью в миру, не проживали в своих обителях и фактически не подчинялись духовному начальству ордена. Во мн. мон-рях не соблюдалось правило вечернего безмолвия. Часть К. выступала против ослабления орденского устава, ок. 1413 г. братия кармелитских мон-рей в Ле-Сельве близ Флоренции, в Жироне (Каталония) и обители в Мантуе выразила желание сохранять традиц. аскетический и созерцательный характер ордена. Однако большинство К. настаивали на смягчении устава. По их просьбе буллой «Romani Pontificis» от 15 февр. 1432 г. папа Римский Евгений IV внес изменения в устав ордена, разрешив монахам употреблять мясо (кроме постных дней) и ослабив правила затвора. В 1442 г. папа Евгений IV выделил мон-ри в Ле-Сельве, Жироне, Мантуе и др., пожелавшие сохранять строгие правила, и подчинил их непосредственно генеральному приору, положив начало Мантуанской конгрегации внутри ордена под руководством генерального викария. В Мантуанской конгрегации соблюдались строгие правила безмолвия и уединения. С 1483 г. конгрегацию возглавлял католич. блж. Баптиста Мантуанец , избранный в 1513 г. генеральным приором всего ордена. В конгрегации насчитывалось 53 мужских мон-ря, более 10 женских; она существовала до 1783 г., когда папа Римский Пий VI лишил ее автономии и присоединил к ордену. При участии монахов Мантуанской конгрегации и по инициативе Людовика д " Амбуаза, еп. Альби, в кон. XV в. была организована схожая Альбианская конгрегация К., утвержденная папой Римским Львом Х в 1513 г. (существовала до 1584).

http://pravenc.ru/text/1681105.html

д. В 60-х гг. XX в. для помощи христианам из стран социалистического блока дат. пастор Х. К. Неерсков организовал «Европейскую миссию», нелегально распространявшую в Вост. Европе религ. литературу. В Дании «Европейская миссия» подвергалась резкой критике и клевете со стороны газет, сочувствующих СССР. Одна из форм миссионерства - народные ун-ты для молодежи (Højskole), созданные в Дании по инициативе Грундтвига. Несмотря на то что по окончании курса студенту не выдается диплома, еще не так давно 10-12% молодежи ежегодно проходили обучение в народных ун-тах, к-рые первоначально имели ярко выраженную христ. направленность. В наст. время большая часть их приобрела светский характер. Молодые люди, которые окончили школу, но еще затрудняются в выборе буд. специальности, могут в течение полугода посещать различные курсы, предлагаемые в народных ун-тах, а после этого поступать в высшие учебные заведения. В рамках Д. н. ц. действует большое количество молодежных орг-ций и студенческих движений, к-рые создают кружки, спортивные секции, дискуссионные клубы, организуют путешествия. Важной стороной жизни Д. н. ц. является экуменическая деятельность: осуществлением контактов с религ. орг-циями др. стран занимается Межцерковный совет. В 1939 г. был создан Экуменический объединенный совет, членами к-рого помимо Д. н. ц. являются др. протестант. орг-ции Дании. С 1954 г. действует Об-во помощи Д. н. ц. пострадавшим от стихийных бедствий. С 1947 г. Д. н. ц. является членом Всемирной лютеран. федерации, в 1948 г. вступила во Всемирный совет церквей, в 1959 г.- в Конференцию европейских церквей. По данным на 2005 г., в рядах Д. н. ц. состоит не менее 4,75 млн верующих. Лит.: Thyssen A. P. Den danske folkekirkes struktur. Århus, 1979; Religionsfrihed i Danmark/Red. M. Schelde. Hellerup, 1986. (Nyt Synspunkt; 25); Чернышева О. В. , Комаров Ю. Д. Церковь в сканд. странах. М., 1988. С. 77-118; På enhedens vej: Bidrag til den økumeniske bevægelses historie i det 20. årh./Red. P. Nørgaard-Højen, H. R. Iversen, J. Langhoff, P. Lodberg. Århus, 1989. S. 95-104, 167-187, 327-361; Bruhn V. A People and Its Church: The Lutheran Church in Denmark. Copenhagen, 1994; Lausten M. S. Danmarks kirkehistorie. København, 19872, 20043; Зудов Ю. В. Евангелическо-лютеран. церковь Дании: История, структура и совр. состояние//Сев. Европа: Пробл. истории. М., 2005. Вып. 5. С. 213-233. Ю. В. Зудов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171424.html

Среди исследователей богословского творчества святителя Кирилла Александрийского встречаются различные взгляды на соотношение его ранних и поздних творений как источников его христологии. На рубеже XIX–XX вв. церковные историки и исследователи богословия свт. Кирилла в основном придерживались мнения о том, что с началом полемики с Несторием христология свт. Кирилла претерпела существенное изменение в сторону монофизитства . Однако в последние 20–30 лет наблюдается преодоление таких взглядов, и многие современные исследователи уже не противопоставляют раннюю кириллову христологию поздней . Большинство ранних его творений составляют толкования на различные книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которые определяют стиль творений и их богословскую терминологию. Кроме того, среди ранних творений есть и тринитарные произведения: О Святой Троице и Тезаурус, в которых александрийский святитель рассматривает и вопросы христологии. Творения святителя Кирилла можно хронологически разделить на три части: 1.      ранние творения (до 428 г.); 2.      творения, написанные в период противонесторианской полемики (428-433 гг.); 3.      поздние творения (434–444 гг.). После начала полемики с Несторием произведения святителя Кирилла становятся в немалой степени полемически заостренными. Возможно, именно эта полемическая заостренность и стимулировала интерес к изучению ранних творений святителя Кирилла, написанных в более спокойном тоне. И именно они позволяют дополнить представление об основных идеях кирилловой христологии. Известно, что специфическая и не очень четкая терминология в христологии свт. Кирилла породила многие раздоры в Церкви в период антинесторианской полемики. Изучение же его ранних творений (особенно «Толкований на Евангелие от Иоанна», написанных им, скорее всего, до начала полемики) позволит более четко выявить богословское видение этих проблем александрийским святителем. Л. Коэн сопоставляет взгляды протестантских богословов, считающих, что «Толкования…» не отражают богословской полноты поздней христологии свт. Кирилла, с позицией римско-католических богословов, считающих богословие свт. Кирилла до полемики с Несторием столь же глубоким, как и после полемики . Эта глубина обусловлена неизменной укоренённостью его богословия в Предании – Л. Коэн прослеживает зависимость свт. Кирилла от отцов Церкви, его предшественников. Также следует отметить неизменную связь христологии свт. Кирилла с его сотериологией, содержащейся именно в ранних Кирилловых комментариях .

http://bogoslov.ru/article/2655545

– выносные двухсторонние. Большинство ранних икон происходит из Новгорода, 355 что естественно, поскольку памятники Киева и южных земель погибли в период татаро-монгольского нашествия. Позднее наименование таких икон, как и вообще многих древних памятников, «корсунскими» не является уточнением места создания, но связывает их происхождение с древнейшим периодом русского христианства, позволяя предполагать древность (часто легендарную) самого памятника или, во всяком случае его образца. Суждение о древних русских иконах может быть несколько расширено благодаря включению иконографических реплик XVI–XVII вв. с ранних икон, однако в целом нельзя не признать, что материал, которым владеют исследователи сегодня, как и исторические источники, касающиеся этой темы, – не столь значителен, как хотелось бы. Фрагментарность состава ранних русских икон, неполнота их сохранности не дают возможности реконструировать общую картину древнейшего периода русской живописи, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями. Известно, что многие ранние иконы созданы по непосредственным заказам князей, но это обстоятельство лишь отчасти определяет специфику ранних икон – их значение в общественной и духовной жизни отражало требования всей Церкви. Иконография ранних памятников позволяет адекватно воспринимать главные вероисповедные идеи, главные догматы христианства, но, что самое важное, она содержала полноту глобального смысла иконы как особого феномена. Концентрация программы, духовного наполнения соответствовала высокой содержательности каждого художественного приема. Икона св. апостолов Петра и Павла из Софийского собора в Новгороде (236x150 см) 360 считается настолпным образом храма. Она составляла смысловую пару с иконой Спаса на престоле, к сожалению, известной лишь по поздней копии. Предположение о том, что икона могла входить в состав первоначальной алтарной преграды (иконы могли размещаться в интерколумниях), следует уточнить; до самого конца XII в., а может быть и позднее, алтарный барьер не имел икон между колонками, 361 они ставились лишь вверху, на темплоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пришед же Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческого? Евангелист, упоминает о строителе города, потому что есть другая Кесария - Стратонова, но Иисус спрашивает не в этой, а в Филиповой. Далеко отводит учеников от иудеев для того, чтоб, никого не боясь, они могли отвечать смело. И прежде всего спрашивает о мнении народа, дабы возвести учеников на степень большего разумения и не оставить их в скудных понятиях толпы. Он не спрашивает, кем называют Его фарисеи, а - люди, разумея простосердечный народ. Они же реша: ови убо Иоанна крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию, или единого от пророк. Одни называли Иоанном, как например Ирод, думая, что Иоанн после воскресения получил дар чудотворения, - другие Илиею, потому что Он обличал, и потому, что ожидали пришествия Илии, третьи - Иеремиею, по Его природной, а не наукою приобретенной мудрости, так как Иеремия определен был на пророческое служение еще в детстве. Глагола им Иисус: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Симон Петр, рече: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. Петр по своей горячности предупреждает других и справедливо исповедует Его Сыном Божиим, - но не говорит: Ты еси Христос Сын Божий - без члена, а с членом, то есть Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего; ибо христами без члена были многие, как например все цари и священники, а Христос с членом один. И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой иже на небесех. Блаженным называет Петра, как получившего ведение от Божией благодати, а соглашаясь с ним, очевидно обнаруживает ложность мнений других людей. Словами же: вар Иона, то есть сын Ионин, как бы так говорил: как ты сын Ионин, так Я Сын Отца небесного, Сын Единородный Ему. Ведение Петра называет откровением, поелику неизвестное и тайное открыто было ему Отцом. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010