греч. вар. Вг. и Кир. в толк., но Сав. цр ест, без аз. О. послушествую Сав. поведаю, Ал. всяк иже от и. без есть. Ал. истину вм. о истине др. соотв. сирскому. Ал. моего гласа соотв. греч. и Кир. вм. гласа моего др. согл. нек. Вг. и Сир. 778 Древнесл. се. Ал. как часто и точно: глет вм. обычного прошедшего древнесл. глагола соотв. сир. Слав. ни единыя вины обретаю в нем соотв. греч. др. чт. и сир. обретаю Мар. Мир., Ал. (обретох – неточно) вм. не обретаю. Кут. ни едину вину обретаю. 779 узника Кир. и в толк., но в греч. и др. нет. Слав. вам отпущу согл. вар., но Вг. Сир. отпущу вам согл. греч. автор. Слав. на пасху. 780 Слав. паки вм. вси, Ал. паки вси, Мир. паки без глаголюще и вси: все эти разночтения соотв. греч. вар. 783 Мупк. Вып. IV, 37. Акты Иверского мон. 176, 224, 225. Гиб. II, 965, 968, 969, 1096. Дело о патр. Никоне, стр. 301. 788 По сделанному нами подсчету Никон затратил на покупку для своих монастырей и вотчин на тогдашние деньги 43,812 р. т. е. на современные деньги более 800 тысяч рублей. Когда, где и по чем куплены Никоном села, деревни и пустоши, что именно, когда и где из земель и угодьев жертвовал монастырям царь, что поступало в монастыри по вкладам и духовным завещаниям, можно находить достаточные данные в сочинении архимандрита Леонида 1876 года; Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим, именуемого монастыря, стр. 505–524. 789 Мурк. вып. IV. Стр. 63. Беднейший из основанных Никоном монастырей, Крестовый, построенный в 1656 году, уже в 1661 году, т.е. спустя только четыре года после своего основания имел у себя во владении 819 крестьянских дворов. 793 Желательные поправки к законопроекту о старообрядческих общинах Старообрядческой Комиссии назначенной их освященным собором. 795 Доклад Г. Думе комиссии по старообрядческим вопросам по внесенному Министерством Вн. Дел законопроекту о старообрядческих общинах (Представление от 20 февраля 1907 года, 4793). 797 Проект закона о старообрядческих общинах, одобренный VIII Всероссийским Съездом Старообрядцев в Нижнем Новгороде Издание Совета Всероссийского Съезда Старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принимая во внимание эти исторические данные, некоторые из ученых относят происхождение иудейского учения о страждущем Мессии ко временам уже после-христианским, хотя в тο же время не думают отказываться от мысли о самобытном зарождении этого учения в среде раввинизма. Так, Гамбургер считает это учение плодом иудейского мистицизма, который после страшного разгрома при Адриане думал поддержать пошатнувшуюся в среде иудейского народа веру в Мессию вообще и в мессианское призвание Вар-Кохбы в частности путем новоизмышленного учения об искупительных страданиях и смерти Мессии. Но эта теория Гамбургера может иметь еще некоторый смысл при объяснении вопроса о происхождении иудейского учения о Мессии бен-Иосифе, который после выполнения своей политической задачи умирает подобно Вар-Кохбе, чтобы передать дело избавления Израиля Сыну Давидову; но судьба Вар- Кохбы ничего не имеет общего с раввинскими представлениями о Мессии бен-Давиде, который не умирает за свой народ, а только терпит тяжелые страдания из-за греховности Израиля. По мнению Дальмана учение о страждущем Мессии было естественным результатом пробудившагося в среде раввинов интереса к личности Мессии. Временем возникновения этого учения нужно считать по его словам период от III до VI века, после Рождества Христова, а временем дальнейшего и наиболее полного его развития – период от заключения Талмуда (в VII в.) до X века включительно; совершенно такой же прогресс наблюдается и в занятиях раввинов пророческими обетованиями о Мессии: позднейшие писания, появившияся после III-ro и особенно после VII века, говорят о Мессии несравненно чаще, чем более древние. Каким же образом усилившийся интерес к личности Мессии мог повлечь за собой образование учения о страданиях Мессии? При тщательном исследовании ветхозаветных пророчеств, говорит Дальман, раввины не могли уклониться от более или менее точного выяснения смысла 53 главы книги пророка Исаии; несмотря на общенародные представления о Мессии, как о славном и могущественном царе, некоторые из раввинов, сравнительно очень немногие, решились ввести в существующие представления о Мессии новые черты, и именно – черты унижения и бесславия, и тем приблизить народный образ Мессии сына Давидова к пророческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

" ...не дает нам определенного ответа на поставленный вопрос, и что все они страдают такими существенными недостатками, при которых они ни в каком случае не могут быть приняты, каждая в отдельности " 5.5. Бессмертие души Догматическое богословие включает в онтологические свойства человека бессмертие его души. В этом вопросе православную антропологию интересуют две проблемы: как в святоотеческом опыте осмыслялось бессмертие, т.е. какова его онтологическая причина, и каковы эсхатологические перспективы бессмертной души. Бессмертие души - одно из бесспорных антропологических утверждений христианства. Но вот происхождение этого бессмертия толковалось по-разному. 5.5.1. Бессмертие души " Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна... " (Блаженный Феодорит Киррский) " Душа есть сущность мысленная [вар.: разумная], бестелесная, бессмертная " (Псевдо-Афанасий) " Христос ясно научает бессмертному состоянию нашей души " (Он же) " Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие этого нетленна и бессмертна " (Преподобный Максим Исповедник) " Духовная и бессмертная сущность твоей души... " (Святитель Григорий Нисский) Но вот Татиан и мученик Иустин Философ различали бессмертие и сохранение души: " ...что души сохраняются [вар.: остаются], я показал вам из того, что и Самуилова душа была вызвана чревовещательницей " - так говорил мученик Иустин. А вот как писал Татиан Ассириец: " Душа сама по себе не бессмертна ...она смертна, но может и не умереть " Возникает тема " смерти души " , которою мы займемся в особом разделе. Сейчас же скажем, что " смерть " души не означает ее " уничтожимость " . Именно здесь смысл термина " бессмертие души " . " Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова " - так писал святитель Григорий Палама, но это вовсе не значило, что он имел в виду уничтожимость души. Итак, душа не вечна, но бессмертна. У души есть начало бытия, но нет конца. Будучи сотворена Богом, она уже не уничтожима. Причем ее бессмертие принадлежит ей не по природе, а по дару Творца, хотя одни святые отцы, как мы видим, называют ее " бессмертной сущностью " (святитель Афанасий и святитель Григорий Нисский), а другие называют бессмертие " состоянием " (святитель Афанасий) или " свойством " (преподобный Максим Исповедник).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

1.6.5. История текста и толкования . Фрагмент папируса с греческим текстом Послания обнаружен в седьмой кумранской пещере (7Q2). Текст есть в Александрийском, Ватиканском кодексах, но отсутствует в Синайском. Ориген воспринимал Послание как часть канона из 22 книг, где оно, вместе с Плачем, входило в состав книги пророка Иеремии (Евсевий. Церковная история. VI, 25, 2). Блж. Иероним хотя и смотрел на книгу, как на псевдоэпиграф, не исключил её из перевода («Пролог на книгу Иеремии»). В отечественной литературе отдельных исследований о Послании Иеремии нет, за исключением нескольких статей 78 . Книга пророка Варуха 1.7. Книга пророка Варуха . Надписание книги сообщает, что её написал Варух, секретарь пророка Иеремии: «Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне» ( Вар. 1:1 ). 1.7.1. Содержание и богословие . Падение Иерусалима в 586 г. до Р. Х. положило начало особой эре, и потому явилось главным определяющим моментом написания книги. В предисловии ( Вар.1:3–14 ) рассказывается о чтении книги Варухом царю Иехонии и прочим пленникам в Вавилоне, о впечатлении, которое произвело на них чтение, и последовавших плаче и посте, о сборе пожертвований и об отправлении их вместе с книгой и священными сосудами в Иерусалим к первосвященнику Иоакиму и всем оставшимся в Иудее, с просьбой на деньги купить жертвы и фимиам, принести их Богу и молиться за Навуходоносора, Валтасара и за Иудеев, чтобы Господь простил им грехи, а посылаемую книгу читать перед народом в праздничные дни. За этим предисловием следует изложение книги, которое по содержанию можно разделить на четыре части: В первой части приводится молитва о покаянии народа и помиловании его ( Вар.1:15–3:8 ). В молитве пленные евреи исповедуют правосудие Божие и свою греховность, начавшую проявляться ещё со времени Моисея и выражавшуюся в неисполнении заповедей Божиих, почему Господь и исполнил проклятие, о котором предупреждал через Моисея: «если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди его и постановления его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» ( Втор.28:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но в это время еще не был сожжен Иерусалим. В пятый после полного разрушения Иерусалима Навузарданом? Но тогда Иехония еще томился до 37 года своего плена в темнице в Вавилоне ( Иер.52:31–34 ). А по книге Варуха это послание читалось «вслух Иехонии, и всего народа… и вельмож и сыновей царских, и вслух старейшин… при реке Суд» ( Вар.1:3–4 ). Очевидно, у Иехонии не могло быть такой обстановки в Вавилоне, о какой говорит Варух. Не мало «недоумений» возбуждают и упоминаемые здесь «сыновья царские», так как ни у Иехонии, ни у Иоахаза и Седекии их не могло быть. Далее, в 7 стихе читаем: «послали в Иерусалим к Иоакиму, сыну Хелкии, первосвященнику». По книге Иеремии, последним первосвященником был Сераия, которого Навузардан увел в плен, и в Ривле он был убит по приказанию Навуходоносора ( Иер.52:24–27 ). Первосвященник же Иоаким был уже после возвращения всех иудеев из вавилонского плена ( Неем.12:26 ; Иосиф Флавий. Древн. XI, 51). Впрочем, в греческом тексте стоит: ιερα, т. е. Иоаким был лишь священником, хотя может быть и старшим. В Вар.1 упоминается о каких-то «серебряных сосудах дома Господня, устроенных Седекией», – о чем нигде не говорится, а в книгах Царств ( 4Цар.25 гл.) и Иеремиин (52 гл.) говорится о сосудах, устроенных Соломоном. Это недоумение считает «неустранимым» и позднейший русский защитник авторитета кн. Варуха, архим. Антонин, и признает лишь «порчу текста» (Ук. соч. 20–22 стр.). В Вар.1 читаем: «купите на это серебро всесожжения и жертвы за грех… и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего…», а между тем, по свидетельству исторических книг, храм и жертвенник были Навузарданом сожжены и разрушены до основания, а ценные металлические части их и нужные при жертвах орудия и сосуды: щипцы, чаши, котлы, лампады и прочее, увезены в Вавилон ( Иер.52:13, 17–23 ). Таким образом, жертв приносить в Иерусалиме не на чем и нечем было, а потому по возвращении из Вавилона иудеи прежде всего «соорудили жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения… и поставили жертвенник до основания его и стали возносить на нем всесожжения Господу…» ( 1Езд.3:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

14 Вар. " вплоть до того, что относится к дыханию " . 15 Букв. " к непрерывности " . 16 Букв. " всякий сын, который существует " . 17 Ср. Гал.4:1-2. 18 Букв. " твоей детской меры " . 19 Ср. Еф.4:13. 20 Или " установленной службы " . 21 Этой теме посвящена Беседа 14-я. 22 Термин qeryana означает, как правило, чтение Священного Писания, в частности, псалмов. 23 Вар. " выполнить должное " . 24 Вар. " в определенное время " . 25 Или " освящения " . Беседа 5 Беседы мар Исаака о сокровенной молитве. Их начертал он, сочинил и составил из слов сокрушительных и убедительных; и сделал он единое тело из членов, гармонично соединенных> : нечто полезное для размышления сокровенной молитвы. Человек занимается ею стоя или сидя, работая или ходя по келлии, засыпая, - пока сон не похитит его, - сидя дома или путешествуя: тайно занимается он этим> внутри сердца, а также> постоянно преклоняя колени к земле или стоя где угодно, не обязательно даже перед Крестом. Он присоединяет1 к смирению тела своего движения молитвы своей: благодаря этому получает он пользу, так же как и благодаря тем молитвам> , которые назначил он себе в качестве правила, и благодаря отведенному для молитвы месту, со всеми благотворными преимуществами, которые обретает он от этого соответственно изменению, происходящему> в разуме его, а также сменяющимся у него периодам> мира и обеспокоенности. И таким образом пользуется он этими молитвами> , ибо они составлены так, чтобы он обретал утешение: освящается благодаря им душа его и исполняется благодати Духа. Молитва2 1. Всеми костями моими и всем сердцем моим3 приношу я Тебе службу, достойную Тебя> , склоняясь головой души моей к земле. О всеславный Бог, живущий в неизъяснимом молчании! Ради обновления моего Ты построил на земле скинию любви, место покоя для воли Твоей, храм из плоти, устроенный с помощью> святого елея, который превыше всякой святыни. Ты наполнил его святынями Твоими, чтобы в нем совершалось служение всех; и поклонение вечным Ипостасям Троицы Твоей указал Ты в нем; и открыл мирам, которые Ты сотворил по благодати Твоей, неизреченную тайну и силу, которую не могут ощутить или познать чувства тварей Твоих, пришедших в бытие. Перед ней естества ангельские в молчании погружены в изумление перед облаком4 этой вечной тайны и потоком славы, проистекающим> от изумления, ибо в области молчания поклоняется ей все мыслящее, освящаясь и делаясь достойным Тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

В Пизе Л. закончил «Всеобщее и последнее искусство» (Ars generalis ultima, 1308). Затем он вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила офиц. признание: в декларации парижского прево от 10 февр. 1310 г. сообщалось, что 40 магистров и бакалавров Парижского ун-та прослушали курс лекций Л. по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» (Ars compendiosa inveniendi veritatem, ок. 1274), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католич. вере; грамотой от 2 авг. 1310 г. кор. Филипп IV Красивый признал магистра Л. достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского ун-та Франческо Караччоли от 9 сент. 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Л. Л. присутствовал на Вьеннском Соборе (1311-1312). В прошении, с к-рым он обратился к Собору, Л. настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в ун-тах, говорил о необходимости учреждения кафедр вост. языков, выступал с предложением нового крестового похода на Св. землю, провести к-рый он планировал объединенными силами духовно-рыцарских орденов. Собор постановил основать кафедры араб., греч., евр. и халдейского языков в ун-тах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312-1313 гг. Л. написал соч. «О беседе ангелов» (De locutione angelorum), составил сборник из 150 проповедей, создал 3 апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода - «О разделении христиан и сарацин» (De participatione Christianorum et Sarracenorum). В нем Л. обращается к королю Сицилии Федерико (1296-1337) с предложением начать переговоры с королем Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на к-ром христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Л. провел при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 - май 1314), за это время им было написано 38 богословских сочинений. В апр. 1313 г. Л. составил завещание: с его сочинений на лат. и каталан. языках, к-рые были написаны после Вьеннского Собора, следовало сделать копии и отправить их в мон-рь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Л. завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сент. Л. вновь отправился в Сев. Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над соч. «Искусство совета» (Ars consilii, июль 1315), написанном на араб. языке и адресованном мусульм. правителям.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

опиравшимся на религиозно-философские учения нем. и нидерланд. мистиков движением devotio moderna (нового благочестия). Его участники, в т. ч. братья общей жизни , ориентировались на раннехрист. идеал и практическое благочестие христианина, ведущего нравственно чистую жизнь в миру. Уважение к образованности, забота о школах, переписке книг и духовном саморазвитии благоприятствовали распространению идей гуманизма. Др. важной линией стала критика клира и церковных институтов в связи с планами имперских реформ и проектами создания национальной церкви, к-рые вынашивались в XV в. в образованной нем. городской среде. Натурфилософские и естественнонаучные интересы гуманистов подготовила деятельность Николая Кузанского (1401-1464), трактовавшего проблемы мироустройства, соотнесения Бога и природы на основе математических уподоблений и диалектического учения о совпадении противоположностей. Значительный вклад в математику внес И. Региомонтан (1436-1476). Хотя «местные» истоки ренессансной культуры нельзя недооценивать, главную роль на ранней стадии ее развития сыграло влияние Италии - образцы творчества, идеи, методы подхода к проблемам жизни и науки. С ними знакомили итал. гуманисты, приезжавшие в Г., и нем. пропагандисты новой культуры, прошедшие обучение в Италии. Одним из них был Энеа Сильвио Пикколомини, неск. лет живший в Г., позднее избранный папой (Пий II). Из числа немцев, обучавшихся в Италии, вышли первые переводчики итал. гуманистической лит-ры на нем. язык, странствующие поэты, читавшие лекции об античной культуре в ун-тах Г. (к нач. XVI в. 15 ун-тов), лидеры гуманистических кружков, появившихся в южногерм. городах и при дворах князей. Критикуя отрыв схоластики от практических запросов жизни, гуманисты выдвинули идею реформы ун-тов и вскоре смогли утвердиться на артистических (философских) фак-тах ряда ун-тов. Они вносили изменения в предмет, методы, цели образования, способствуя его секуляризации. Расширился круг изучаемых древних авторов, использовались разработанные итальянцами методы историко-филологической критики текстов, главным принципом становилось обращение к первоисточникам, в т.

http://pravenc.ru/text/164803.html

После оставления во время первой мировой войны российской армией Варшавы пресв. Ю. Матулайтис открыл там мон-рь М., а в марте 1918 г. основал мон-рь и новициат в Мариамполе, где организовал новый центр конгрегации. 23 окт. 1918 г. папа Римский Бенедикт XV назначил пресв. Ю. Матулайтиса епископом Виленским, разрешив сохранить также руководство конгрегацией. В 1922 г. в США были направлены неск. М. для окормления польск. диаспоры. В 1925 г. генеральная курия М. была переведена из Мариамполя в Рим на Виа-Корсика, где был открыт международный учебный центр конгрегации, куда со всего мира направлялись ее члены для получения высшего образования в папских ун-тах и ин-тах. 1 сент. того же года еп. Ю. Матулайтис был возведен папой Римским Пием XI в достоинство титулярного архиепископа Адулисского и 7 дек. того же года назначен апостольским визитатором Литвы, где М. стали одной из наиболее динамично развивающихся конгрегаций. К 1927 г. в конгрегации состояло ок. 300 членов. После смерти архиеп. Ю. Матулайтиса (27 янв. 1927; причислен к лику блаженных католической Церкви папой Римским Иоанном Павлом II 28 июня 1987) генеральным настоятелем конгрегации стал пресв. (впосл. епископ) П. П. Бучис. 27 янв. 1930 г. папа Пий XI утвердил конституцию конгрегации (Constitutiones Congregationis Clericorum Regularium Marianorum), в основном подготовленную архиеп. Ю. Матулайтисом. В том же году пресв. П. П. Бучис учредил польскую провинцию конгрегации в честь Божественного Провидения и амер. провинцию во имя св. Казимира с центром в Чикаго (шт. Иллинойс). Перед второй мировой войной конгрегация насчитывала ок. 450 чел. в более чем 20 домах-монастырях, объединенных в польск., литов. и амер. провинции. Нек-рые М. придерживались визант. обряда, осуществляли униональную пропаганду среди русских эмигрантов и были тесно связаны с деятельностью русских католиков восточного обряда, напр. с еп. Андреем Катковым (1916-1995), занимавшим должность «рукополагающего прелата византийского обряда в Риме», и еп. П. П. Бучисом. В 1963-1969 гг. конгрегацию возглавлял белорусский греко-католич. еп. Чеслав Сипович, занимавший пост апостольского визитатора для белорусских греко-католиков в эмиграции. Члены конгрегации способствовали учреждению Папским престолом 20 мая 1928 г. апостольского экзархата в Харбине для окормления перешедших в унию русских эмигрантов, оказавшихся в Китае; 31 мая того же года экзархат возглавил марианин пресв. Фабиан Абрантович. В 1937 г. в Харбине был открыт новициат конгрегации. В сент. 1939 г. пресв. Ф. Абрантович, будучи с визитом в Польше, оказался на территории, оккупированной Красной Армией, в окт. был арестован и впоследствии скончался в Бутырской тюрьме в Москве. Его преемником на посту апостольского экзарха в Харбине стал также марианин пресв. Андрей Цикото, являвшийся в 1933-1939 гг. генеральным настоятелем конгрегации.

http://pravenc.ru/text/2562010.html

После установления в Карелии советской власти в 1919 г. земли и угодья мон-ря передали организованной на Палеострове сельскохозяйственной коммуне. Национализированный капитал (70 тыс. р.) перечислили в пользу гос-ва. В 1928 г. местные власти приняли постановление о закрытии Богородице-Рождественского храма. К нач. XXI в. сохранились руины каменной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы и полуразрушенный братский корпус. 23 февр. 2003 г. решением Синода К. м. был открыт. В кон. 2014 г. в обители проживали настоятель игум. Иоанн (Зюзин) и неск. насельников. Восстановлен Богородице-Рождественский храм, келейный корпус, гостиница. Мощи прп. Корнилия находятся под спудом. Арх.: НАРК. Ф. 2 (Олонецкое губ. правление). Оп. 61. Д. 16/216. Л. 173-173 об. (Списки священно- и церковнослужителей, находящихся в Петрозаводском у. Олонецкой губ. за 1788 г.); Ф. 65 (Палеостровский мон-рь). Оп. 1. Д. 14/287 (Ист. описание Палеостровского мон-ря, 1885 г.); Арх. СПбФИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. Д. 63. Л. 188 об.- 189 (Жалованная грамота Пимена, архиеп. Новгородского и Псковского Рождественскому Палеостровскому мон-рю на разные льготы, 15 авг. 1553 г.); Ф. 3 (Александро-Свирский мон-рь). Оп. 1. Д. 35/30 (Ведомость заштатного Палеостровского мон-ря, 1800 г.); ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 80 (Ведомости о монахах, 1722 г.). Ист.: Царская грамота Новгородскому митр. Корнилию о завладении поморскими раскольниками Палеостровским монастырем//АИ. 1842. Т. 5. С. 252-253; Царская грамота Олонецкому воеводе думному дворянину И. Б. Ловчикову и дияку Ивану Иванову о раскольниках в Палеостровском мон-ре//Там же. С. 257-262; Судное дело о разорении Палеостровского мон-ря//Олонецкие ГВ. 1849. 8. С. 5-7; 9. С. 5-7; 11. С. 5-6; 12. С. 5-6; 14. С. 5; Список с писцовой книги 1628-1629 гг.//Там же. 1851. 1. С. 3; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник/Изд., предисл.: Л. Н. Майков. СПб., 1886 (переизд.: М., 2009); Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 г. Л., 1930; Мат-лы по истории Карелии XII-XVI вв. Петрозаводск, 1941; Карелия в XVII в:. Сб. док-тов/Сост.: Р. Б. Мюллер. Петрозаводск, 1948; ГВНиП. 1949; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Поденная записка, учиненная во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным// Эпштейн Е. М. Г. Р. Державин в Карелии. Петрозаводск, 1987. С. 89-133; Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины. 1582/83 г.: Заонежские погосты//История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1993. Т. 3. С. 35-341; Мон-ри Карелии в док-тах фонда Новгородской духовной консистории ГАНО//Новгородский арх. вестн. Новгород, 2002. 3. Прил. 2. С. 172-183; Мордвинов Я. Я. Путешествия в Соловецкий мон-рь//Соловецкое море: Ист.-лит. альм. Архангельск; М., 2007. Вып. 6. С. 164-175; Пигин А. В., ред. Сказание о жизни Корнилия Палеостровского//Новый Олонецкий патерик. СПб., 2013. С. 196-198.

http://pravenc.ru/text/2458669.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010