V. В большинстве описаний восхищений и путешествий праведников по небу в апокрифической и мистической евр. лит-ре (см. ст. Меркава ) центральным эпизодом является предстояние перед престолом Божиим. Хотя престол упомянут в 3 Вар (6. 8 [слав.]; 9. 4 [слав.]), В. его не видит, т. к. врата 5-го неба остаются для него закрытыми. Ангелы выполняют волю Бога - влекут по небу колесницы солнца и луны; сообщают арх. Михаилу о деяниях людей; раздают награды и наказания людям. В книге упоминаются 2 ангела-посланника: Фамаил описывается как архангел (10. 1 [греч.]), «ангел сил» (γγελος τν δυνμεων - 2. 6 [греч.]; 10. 1 [слав.]), и истолкователь откровений (11. 7 [греч.]); Сарасаил приносит откровение Ною (4.15). Во главе ангелов в 3 Вар - Михаил, архистратиг, «хранитель ключей от Царства Небесного» (11. 2), совершающий богослужение в Небесном храме. В главах 11-16 он показан как единственный посредник между Богом и ангелами, к-рые следят за людьми. В слав. версии поименно названы 5 ангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил и Сатанаил (во мн. рукописях вместо Уриила назван Фануил). Имя «Сатанаил» меняется на имя «сатана», когда он теряет свое положение (4. 7). Однако не исключено, что имя «Сатанаил» вторично по отношению к имени «Самаил» греч. версии; «Самаил» - начальник злых ангелов, часто встречается в раввинистической лит-ре и нек-рых апокрифических произведениях. Через непослушание Адам был лишен «славы Божией» (4. 16 [греч.]). Награда за праведность - елей, возможно являющийся знаком славы Божией, к-рую ангел, сопровождающий В., не раз обещает ему показать (6. 12; 7. 2; 11. 2; 16. 3 [слав.]). Ангел описывает место упокоения праведников как место славы (16. 4 [слав.]), но В. оно не показано. История о птице феникс, известная в классической, евр. и христ. древности, тоже присутствует в 3 Вар. В раннем христианстве эта история использовалась как символическое описание Воскресения Христа, но в 3 Вар феникс защищает мир от испепеляющих лучей солнца, к-рые иначе уничтожили бы людей за неправедные дела.

http://pravenc.ru/text/154383.html

92. Предсказывал семидесятилетнее пленение, конец которому был положен указом персидского царя Кира в 538 году, сокрушившего Вавилонское государство (25, 11). Пророчествовал св. Иеремия о Спасителе, Его страданиях; о предательстве Иуды: и прияша тридесять сребреник, цену Цененнаго, егоже цениша от сынов Израилев, и дашая на село скудельничо, якоже сказа мне Господь ( Мф. 27, 9–10 ); о заключении Нового За вета, вечного, духовного, когда в таинствах крещения и покаяния Бог прощает беззакония и грехи. 93. Пророк возвещал о наказании мидийским царем царства Вавилонского и гибели языческих народов за их жестокость, идолослужение, ибо они, видя пророков Божиих и чудеса и познавая закон Творца, не обращались к истинному Богу. Царства языческие рушились от зла и гибли от самих же язычников: ассирияне уступили свое царство Вавилонскому, а Македонское – Римскому. 94. Пророка Твоего, Иеремии, память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша. 95. Пророк Варух, живший при Иеремии, был его учеником и писал свитки пророчеств Иеремии. Память святого пророка Варуха совершается 28 сентября/11 октября. 96. Варух путешествовал в Вавилон и возвещал слово Божие о премудрости Создателя, покаянии, утешении, тайне Боговоплощения: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе. 97. Мы согрешили пред Господом и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа, Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа ( Вар. 1, 17–18 ). 98. Мы были непокорны пред Господом, Богом нашим ( Вар. 1, 19 ). 99. Если бы народ ходил путем Божиим, то жил бы в мире во веки ( Вар. 3, 13 ). 100. Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы... узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир ( Вар. 3, 14 ). Из книги пророка Иезекииля Сотница 1. В пятый год пленения было явление славы Божией на небе – Херувимской колесницы, и видел пророк четырех животных, и двигались они в колеси. 2. И сказал Господь пророку, что посылает его к народу с жестоким сердцем, и не бойся его. 3. И съел пророк книжный свиток, что дал ему Господь, а там написано было: плач, и стон, и горе, ибо такова была проповедь пророка (2, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Афинагором (Legat. §69), Ефремом Сириным (Орр. III, 212 р.). Их очень часто в полемике с арианами цитирует св. Афанасий (С. Arian. §49. De incarnat. 22…). Ими же пользуются Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. XI, 15), Григорий Богослов , Василий Великий , Григорий Нисский , Евсевий Кесарийский , Дидим, Епифаний, Златоуст и др. Также слова: посем на земли явися и с человеки поживе ( Вар.3:38 ), часто цитируют, как «пророчество» о воплощении Сына Божия, в отеческой письменности, иногда под именем пророчеств Иеремии, например Ириней (Прот. ерес. V, 35), Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. IV, 35; XII, 4), Григорий Богослов (Epist. 102), Григорий Нисский (Adv. lud.), Епифаний Кипрский (О ересях. 53, 55, 63) и мн. др. Климент Александрийский цитирует, как «святое писание», Вар.3:16–19 (Paed. II, 3), Ориген в том же смысле цитирует Вар.3 (Com. in Ier. 31 с.). Многократно цитируют разные места из книги Варуха Кирилл Александрийский , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин и другие православные церковные писатели и учители. В православном богослужении в паремиях в навечерие Рождества Христова на часах и вечерне читается Вар.3:36–4:4 . Итак, согласно своему общему содержанию и характеру и указанным частностям, справедливо книга Варуха помещалась и ныне помещается в ряду священно-библейских писаний. Объяснением книги Варуха в отеческий период занимался бл. Феодорит (М. 81 t.)· Другие отцы и учители не оставили на нее толкований. В новое время в западной литературе изданы следующие ценные экзегетические монографии: Reusch. Erklarung d. В. Baruch. Freib. 1853. Trochon. Ieremie, Lamentationes, Baruch. 1878 г. Kneuker. Das B. Baruch. 1879. Daubanton. B. Baruch. 1888. Knabenbauer. Commentarius in pr. Daniel. Lamentationes et Baruch. Par. 1891. Rotstein. 1900 г. (в издании Кауча). В русской литературе ценна библиологическая и критико-текстуальная, не раз упомянутая, монография архимандрита Антонина. Книга пророка Варуха. Спб. 1902 г. Главная цель автора восстановить древний еврейский оригинальный текст книги Варуха, но попутно обстоятельно решаются библиологические, текстуальные и экзегетические вопросы о книге Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наиболее широко распространенными глоссами на «Клементины» стали глоссы Иоанна Андреа. Все последующие декретальные своды XIV-XVI вв. вплоть до появления рим. издания «Corpus iuris canonici» (1582) носили неаутентичный характер, а все новые декреталии преемников Бонифация VIII обозначались как extravagantes. Таких сводов было немного, со 2-й четв. XIV в. развитие Д. п. замедляется, новые своды практически не создавались, канонисты отслеживали новейшее право по решениям суда Римской Роты. Последним крупным сборником декреталий стал свод из 20 постановлений Иоанна XXII, составленный и глоссированный в 1325 или 1327 г. франц. канонистом Жесленом де Кассанем, его глосса была признана ординарной. Этот свод был последним, получившим широкое распространение в ун-тах. 2 свода экстравагант, вошедшие в состав «Corpus iuris canonici»,- «Extravagantes Joannis XXII» и «Extravagantes communes» - получили совр. вид в нач. XVI в. В рукописях XIV-XV вв. и ранних изданиях количество и состав входивших в них постановлений различны. Главную роль в придании им совр. облика и в их включении в состав «Corpus iuris canonici» сыграл в нач. XVI в. франц. лиценциат обоих прав (рим. и канонического) Ж. Шаппюи . По заказу издателей У. Геринга и Б. Рембольта он подготовил выправленные тексты основных сводов канонического права и ординарных глосс к ним, применявшихся в ун-тах, Декрета Грациана, «Liber Extra», «Liber Sextus», «Клементин» и экстравагант. Из последних он отобрал «Extravagantes Joannis XXII» с глоссой Жеслена де Кассаня, а также на основе 2 анонимных декретальных сборников XIV-XV вв. составил свод «Extravagantes communes», в к-рый включил 74 декреталии 13 пап XIV-XVI вв. (больше всего экстравагант Иоанна XXII - 33). Парижское издание Геринга и Рембольта, вышедшее под названием «Corpus iuris canonici» (в 1499-1500 были опубл. декретальные своды (1503 - 2-е изд.), в 1505 - Декрет Грациана), было самым удачным в ряду предыдущих и последующих публикаций основных сборников канонического права XV-XVI вв., впосл. оно стало определяющим в офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» (1582). Структура декретальных сводов

http://pravenc.ru/text/171628.html

Книга заканчивается речью пророка, который возвещает Иерусалиму о гибели его врагов и возвращении его детей ( Вар.4:30–37 ). В ожидании предстоящего события, пророк приглашает Иерусалим приготовиться к радости: снять траурные одежды и облечься в одежды славы и оправдания. Ему дано будет на веки имя мира правды ( Вар.5:1–4 ). Представляя возвращение евреев из плена – событием настоящим, советует Иерусалиму взойти на высокую гору, порадоваться возвращению детей. Пророк утешает народ предсказанием о скором возвращении евреев из плена; это возвращение он представляет событием радостным и славным, которое совершится без всяких усилий со стороны Иудеев, единственно, по воле Божией. Но при этом он имеет в виду и более отдалённое и радостное событие – избавление от плена греховного, прославившее Иерусалим вечною славой, и собрание рассеянных чад Божиих во единое стадо – Церковь Христову. Это особенно ясно из следующих выражений пророка: ( Вар.4:29, 5:1, 5:9 ) 79 . Богословие книги Варуха близко к богословию великих пророков, а их главной задачей было не столько сообщение о будущем, сколько призыв к покаянию 80 . Библейским пророкам было ясно, что все беды и неустройства происходят потому, что люди отошли от правды (справедливости), вопиющим образом нарушили заложенный Богом мировой порядок. Глубинной причиной этого явления они считали измену Богу и забвение Его заповедей 81 . Пророки напоминали народу о необходимости слушать Бога и повиноваться Ему. Этот пророческий вызов не раз возмущал людей, которым не нравились напоминания об их собственных неправедных действиях. Реакция проявлялась в попытках заставить пророков замолчать или, более того, в гонениях и убийствах ( 3Цар.18:4, 13 ; Неем.9:26 ; Иер.11:21 ; Мих.2:6 ) 82 . Основная тема книги Варуха, как и писаний других пророков – суд и восстановление. Книги даже построены симметрично: первая часть произведений посвящена покаянию, осуждению, а вторая – теме прощения и надежды. Главное событие для этих пророков – разрушение Иерусалима и храма. Вместе с тем, все пророки обращаются к описанию будущего, в котором Господь вновь благословит народ. Таким образом, пророческая традиция движется от осуждения к надежде 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

А в это время Восточная Сирийская Церковь, которая была Церковью-матерью для христиан апостола Фомы, переживала внутренний кризис. После смерти патриарха Симона VIII Вар-Мама (1551) часть епископов избрала своим преемником его племянника Симона Вар-Денха, в то время как другие считали наиболее подходящей кандидатурой монаха Иоанна Сулака, которого и избрали. Однако он недолго патриаршествовал. Возвратившись из Рима, он был схвачен властями и в январе 1555 г. убит в тюрьме 22 . Его сторонники избрали на патриарший престол Абдишо. Он для укрепления своей духовной власти (которая, естественно, оспаривалась Симоном Вар-Денхом) во всей Восточной Сирийской Церкви поручил митрополиту Мар Илии поставить Мар Иосифа, брата последнего католикоса, митрополитом Малабарским. Однако португальцы встретили их в Гоа неприветливо, отправив в монастырь, где они пробыли полтора года (1556). В 1558 г. Мар Иосиф был освобожден и получил разрешение прибыть в южный Кочин, чтобы встать в оппозицию по отношению к другому халдейскому несторианскому епископу, который прибыл в Малабар раньше и не разделял симпатий по отношению к Риму. Мар Иосиф, получив возможность снова посещать церкви, вошел в контакт с индийскими христианами и начал распространять несторианское учение вопреки тому, чему учил раньше. Он считал, что исповедь необязательна, иконопочитание — это идолопоклонство, и Деву Марию следует называть Христородицей. В конце концов португальцы схватили его и отвезли в Кочин, где иезуиты заставили его отказаться от заблуждений. Затем он был отправлен в Гоа, а оттуда в Лиссабон, где пробыл более года. В Португалии Мар Иосиф встретил королеву и регента страны кардинала Энрико, которых пленил благородством своего обращения и исповеданием веры. В конце концов 27 июня 1564 г. в письме от папы Пия IV он получил благословение снова вернуться в Малабар и остаться верным Католической Церкви, согласно обещанию, данному в присутствии патриарха-католикоса Абдишо в 1562 г. Однако возвратившись в Индию, Мар Иосиф снова начал исповедывать веру Восточной Сирийской Церкви. Вторично схваченный в 1567 г., он был обвинен в ереси и отправлен в Португалию, а оттуда в Рим, где римские судьи отступили перед его благочестием, признав абсолютно правоверным. Вскоре он внезапно скончался (1569) 23 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Многими отдельными выражениями из этой книги часто пользовались отцы Церкви. Напр. слова: «Сей есть Бог наш и никто другой не сравнится с Ним» (3:36) приводятся в кондаке на память пр. Иеремии (1 мая), цитуются св. Афинагором (Legat. § 69), Ефремом Сир. (Орр. III, 212 р.). Их очень часто в полемике с арианами цитует св. Афанасий (C. § 49. De incarnat. 22...). Ими же пользуются Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. XI, 13), Григорий Богослов , Василий Великий , Григорий Нис., Евсевий Кес., Дидим, Епифаний, Златоуст и др. Также слова: посем на земли явися и с человеки поживе (3:38), часто цитуют, как «пророчество» о воплощении Сына Божия, в отеческой письменности, иногда, под именем пророчеств Иеремии, напр. Ириней (Прот. ерес. V, 35), Кирилл Иерус. (Оглас. поуч. IV, 35, XII, 4), Григорий Богосл. (Epist. 102), Григорий Нис. (Adv. lud.), Епифаний Кипр. (О ересях 53. 55, 63) и мн. др. 354 Климент Алекс. цитует, как «святое писание», Вар.3:16–19 (Paed. II, 3), Ориген в том же смысле цитует Вар.3:10 (Com. in Ier. 31 c). Многократно цитуют разные места из книги Варуха Кирилл Александрийский , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин и другие православные церковные писатели и учители. 355 В православном богослужении в паремиях в навечерие Рождества Христова на часах и вечерие 356 читается Вар. 3:36 – 4:4 . Итак, согласно своему общему содержанию и характеру и указанным частностям, справедливо книга Варуха помещалась и ныне помещается в ряду священно-библейских писаний. Объяснением книги Варуха в отеческий период занимался бл. Феодорит (М. 81 t.). Другие отцы и учители не оставили на нее толкований. В новое время в западной литературе ценные экзегетические монографии след. изданы: Reusch. Erklärung d. В. Baruch. Freib 1853. Trochon. Ieremie, Lamentationes, Baruch. 1878 г. Кпеикег. Das B. Baruch. 1879. Daubanton. B. Baruch. 1888. Кпавепваиег. Commentarius in рг. Daniel. Lamentationes et Baruch. Раг. 1891. Rotstein. 1900 г. (в издании Кауча). В русской литературе ценна библиологическая и критико-текстуальная, не раз упомянутая, монография архимандрита Антонина: Книга пророка Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Начиная с 1960 года часть своего времени Горяйнова проводит на острове Патмос, занимаясь иконописью и литературой. Ее статьи были напечатаны, как в русских, так и иностранных журналах. Книга о преп. Серафиме Саровском на французском языке принята к печати, она же появится и на английском языке. ГОФШТЕТТЕР, Ипполит Андреевич. 1860–1951 Родился в Екатеринославе. С 1922 г. жил в Салониках. Поэт, философ и богослов. Умер на пасху 1951 г. Печатался в журнале «Путь». Некоторые его статьи были напечатаны в Греции его другом Харилаос Иеру. ГРАББЕ. Протопресвитер. Георгий Павлович, граф. 1902 Родился в Петербурге 8 апреля. Покинул Россию в 1920 г. С 1923 по 1926 г. обучался на богословском факультете Белградского университета. С 1931 г. управлял канцелярией Архиерейского Синода Русской Церкви за рубежом. В 1945 г. рукоположен в иерея. С 1946 по 1951 г. кроме должности Правителя дел синодальной канцелярии, был председателем переселенческого комитета в Мюнхене. В 1951 переселился вместе с синодом в Нью-Йорк. С 1967 г. консультант при Архиерейском Синоде и заведующий отделом внешних сношений. С 1932 по 1946 и с 1951 по 1967 редактор журнала «Церковная жизнь». Корни церковной смуты. Бл. 1927. стр. 30. Алексей Степанович Хомяков. Варшава. 1929. стр. 74-. Англикане и Православная Церковь . 1930. стр. 39. Единство и единственность Церкви. Вар. 1929 . стр. 41. Истинная соборность. Вар. 1930 . стр. 36. Культура, прогресс и Церковь . Вар. 1931 . стр. 47. Церковь и государство в будущей России. Бл. 1931. стр. 27. Единение или раздробление. Бл. 1932. стр. 16. Лже-православие на подъеме. Дж. 195A. стр. 212. Правда о русской Церкви на родине и за рубежом. Дж. 1961. стр. 216. Церковь и ее учение в жизни, «Собрание Сочинений.» том. I. Монтреаль. 1964. стр. 271. Церковь и ее учение в жизни, том II. Монтреаль. 1970. стр. 323. Готовится к печати. Книга Правил Св. Апостолов и Вселенских Соборов в трех томах с примечаниями. The Canonical and legal position of the Moscow Patriarchate. Jer.1971 .pp.54. Отрицание вместо утверждения. Дж. 1971 стр. 24. ГРАББЕ, Павел Николаевич. Граф. (1875–1941)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Множество ευδοχριστν – лжемессий, о которых говорит эсхатологическая беседа, не только не объясняется указанием на одного Вар-Кохбу, но скорее противоречит этому указанию, тем более, что лжемессии рисуются у синоптиков не как гонители христиан, а как их опасные соблазнители. Преследователями христиан являются, по синоптикам, не только соотечественники, но и вообще „все языки“, что также не объяснимо из гонений иудея Вар-Кохбы. Самые войны, упоминаемые в данной беседе, не подходят к иудейскому восстанию при Адриане, так как они отмечаются как войны больших царств и целых народов, между тем восстание Вар-Кохбы приличнее назвать мятежем небольшой части народа, давно уже потерявшего свою политическую самостоятельность. Нельзя, наконец, и предсказание о мерзости запустения относить ко времени Адриана, так как невозможно допустить, чтобы евангелист, обнаруживающий такое внимание к Иудее, так тщательно отмечающий касающиеся её события, опустил разрушение Иерусалима Титом, которое, по своему значению для иудейской теократии и национальности, было несравненно важнее, чем то же событие при Адриане. Ссылка на Мф.24:2 , как сейчас увидим, в данном случае недостаточна. К этим экзегетическим соображениям, не позволяющим относить происхождение эсхатологической беседы ко 2 веку по Р. X., надо прибавить психологические, заставляющие признать её происхождение до разрушения Иерусалима. Уже à priori можно предположить, что эсхатологическая беседа произнесена незадолго до смерти Христа. Предсказание о будущей судьбе мира, о судьбе иудейского народа, о судьбе учеников Христа и Его дела на земле, предсказание, целью которого было дать правила поведения для будущего времени, утешить в предстоящей разлуке и ободрить в виду грядущих искушений, никогда не могло быть так своевременно, как в последние дни земной жизни Спасителя. В эти дни мысли и взоры Христа всего естественнее могли обратиться на судьбу тех, которые без Него были как овцы без пастыря и попечению которых вверялось, однако, продолжение дела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Родился он в г. Мелитене на Евфрате, к северу от Эдессы, некоторое время подвизался монахом в Антиохии, затем обучался в Триполи у одного несторианского учителя. Возвратившись в Антиохию, он обучался медицине, риторике, философии и прочим наукам, став одним из образованнейших мужей своей эпохи. В 1246 г. яковитский патриарх Игнатий II (1222–1252) рукоположил его во епископа Губисы (около Мелитены) с именем Григория, а в 1264 г. он стал уже мафрианом Тагрита и яковитским митрополитом в Персии. Зная сирийский, арабский, персидский, турецкий и греческий языки, имея обширные познания в богословии, философии, физике, математике, астрономии и медицине, он был виднейшим ученым своего времени. Он составил сирийскую грамматику, прокомментировал Библию, собрал все каноны Яковитской Церкви и, наконец, написал ценнейший труд — Всемирную Историю (Хронику), которая была продолжена до 1496 года другими писателями и издана в XX в. на сирийском и латинском языках под названием “Григорий Вар-Гебреус, Церковная Хроника”. Будучи мафрианом Яковитской Церкви, он занимал умеренную позицию по отношению к несторианам и с грустью писал о разногласиях христиан, считая достойным сожаления следование за Несторием или Барадеем, в то время как Христос один. Он пользовался огромным уважением со стороны православных, несториан, яковитов и армян. Скончался он в 1286 г., похоронен в монастыре Мар Маттай 12 . В середине XIII века в Церкви наблюдаются нестроения. После смерти яковитского патриарха Игнатия III на патриарший престол был избран епископ Мелитенский Дионисий, правда, без согласия мафриана Вар-М’адене. Последний счел это антиканоническим актом и сам стал антипатриархом. Возник раскол. Бар-Гебреус, будучи на стороне Дионисия, пытался восстановить мир, однако напрасно. Спор решили фанатичные монахи монастыря Мар Вар-Саума, которые убили Дионисия в тот момент, когда он стоял перед святым престолом за всенощным бдением 18 февраля 1261 г. Однако самое сильное волнение в Яковитской Церкви имело место с 1292 по 1495 гг., когда возник невиданный раскол, давший сразу четырех патриархов.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010