Древние памятники Русского письма и языка, стр. 38, и архимандрита Макария Памятники церковных древностей,– Нижегородская губерния, СПб. 1857, стр. 194), Троицкий Лаврский конца XII в. (Срезневский, ibid. и Описание рукописей Лаврской библиотеки), Синодальной XII-XIII в. 777 (Савва и Срезневский). Ирмологи. Ирмологов известен от периода до-монгольского один список – Типографский XII в. Канонники. Известен один список, содержащий выбор праздничных канонов,– Новгородской Софийской библиотеки, XII в. (Срезневский ibid. стр. 38). Книги, называемые Праздниками. Книги, называемые Праздниками, употребительны у нас до настоящего времени. Они «заключают в себе песнопения на двунадесятые Господни и Богородичны праздники неподвижные и подвижные» (Никольский Пособие к изучению Устава богослужения). Один список книги Праздников, XII-XIII в. находится в Типографской библиотеке, 1 Наши древние крестьяне на землях вотчинников были то же, что английские фермеры. Как в Англии построение церквей составляет обязанность не фермеров, а землевладельцев, так, конечно, было и у нас. (Читатель, конечно, знает, что должно различать крестьян на землях вотчинников и их холопов или челядинцев, как два класса людей не имевших между собой ничего общего, которые почти слились в один класс только после прикрепощения крестьян к земле, что случилось в конце XVI века. Первые, быв людьми свободными и вообще гражданами полноправными, жили на землях вотчинников, как арендаторы. Вторые составляли их собственность (рабов), и жили или в их домах как прислуга. Или в их сёлах, усадьбах, в которых обрабатывали землю, составлявшую собственные запашки вотчинников). Нужно думать, что и крестьяне, жившие на землях казённых (чёрных княжеских) были подвижны в том смысле, что имели право оставлять их и переходить на другие казённые земли и к вотчинникам. Но они были неподвижны в том смысле, что в качестве членов общин (нарождавшихся из семей или составлявшихся по соглашению имели постоянное право на землю последних и не могли быть с неё удалены (нынешнее общинное землевладение).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Благодаря Бога, мне пришлось подружиться со всею корпорацией, и я желал бы здесь жить долго – долго, на что испрашивая Вашего благоволительного Архипастырского благословения, остаюсь Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник» ... В ответ на это писал я от 29-го числа: «Искренно благодарю Вас за приветствие меня с праздником грядущим, примите от меня усердное поздравление с светлым праздником минувшим. Сердечно поздравляю Вас с новым высшим служебным назначением и радуюсь, что Вы обрели добрый дух в сугубо родственной мне академии. Вам остается только поддерживать этот дух, и это не трудно будет для Вас, пока остаются на службе при академии такие почтенные деятели, как В.Д. Кудрявцев, Н.И. Субботин 86 и другие, им подобные. Призывая Вам Божие благословение и благодатную помощь великого Угодника Божия, преподобного Сергия, в ваших трудах на поприще служения высшему духовному образованию, с братскою о Христе любовью пребываю»... 22 ч. получено было мною еще 13 писем. Вот некоторые из них. Помощник Управляющего Канцелярией Св. Синода, С.В. Керский 87 от 20-го ч. писал, между прочим: «...Нынешний год начался для меня несчастливо. 3 января, идя по улице в гололедицу, я поскользнулся, упал и переломил у себя правое бедро. Около 6-ти недель лежал я почти неподвижно в постели, потом стал сначала на костылях ходить, а теперь вот хожу при помощи палочки. Учусь ходить без палочки, но пока без большого успеха, так как нога моя еще не совсем окрепла и укрепляется медленно. Впрочем, на службу в Синод уже выхожу и делами занимаюсь. Из дел, обсуждавшихся в нынешнюю синодальную 1891 г. сессию, позволяю себе представить вниманию Вашему о следующих. 1) Пересмотрен и исправлен чин монашеского пострижения. 2) По обсуждении одобрен проект Игн. Кл. Зинченко о пользе поднять значение протоиереев соборных в уездных городах, дать им право надзора, по всему уезду, за деятельностью священников, и даже Благочинных, за богослужением в церквах, за школами, и т. д., с назначением в жалованье первому не менее 600 р. в год из местных епархиальных средств. Пока проект обсуждался Синодалами лишь в келлиях Митрополита Московского 88 ; дальнейшая судьба его неизвестна. Но думаю, что следовало бы послать его на предварительное заключение всех Епархиальных преосвященных. – Другие синодские дела не представляют выдающегося ничего, или же они опубликованы в Церковных Ведомостях, а потому умалчиваю о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Нам думается, что издаваемый нами труд отвечает в известной, хотя бы и не вполне совершенной, степени этой потребности. В состав нашей книги вошли поучения на все дни в году и на все праздники, как неподвижные, так и подвижные, на некоторые же праздники и дни особенно чествуемых святых мы составили не одно, а несколько: от 2 до 5 и более поучений, чтобы, по возможности, со всех сторон исчерпать назидательность жизни празднуемого святого или изложить, по возможности, все главнейшие уроки, представляемые историей того или другого праздника или празднуемого Церковью общественного события. На дни святых, воспоминаемых Церковью в известное число года, мы составляли поучения в честь того святого, который или наиболее прославляется Церковью (в церковных службах), или наиболее чествуется православными христианами, или же в честь того, который более известен церковной истории и составителям житий святых и посему может своей жизнью быть образцом благочестия или учителем той или другой христианской добродетели. В виду сего думаем, что мы имели полное право придать своей книге заглавие: « Полный годичный круг поучений» . В нем любитель проповедания слова Божия найдет на каждый день одно или несколько поучений по поводу или празднуемого события, или жития того или другого дневного святого с нравственными или догматическими выводами, прямо и непосредственно вытекающими или из истории праздника, или из жизни святого. Если проповедник (имеем в виду начинающих) по прочтении поучения найдет его вполне подходящим и по изложению, и по содержанию к своим слушателям, он может произнести его так, как оно напечатано, без всякого изменения, сокращения или дополнения; если же он навык в искусстве произносить устно свои поучения, оно дает ему возможность с ничтожной потерей времени, которого не всегда бывает довольно у пастыря, обремененного и богослужением, и требоисправлением с отлучкой нередко за несколько верст от своей Церкви, и занятиями в церковно-приходской школе, и церковным письмоводством (не говоря уже о необходимых занятиях по воспитанию и первоначальному обучению собственных детей и сельскому хозяйству), – сказать поучение народу, придерживаясь готовых образцов, которых помещено в нашей книге в достаточном количестве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

014 «Да и вообще мудрость египетская отличалась оригинальностью чисто национальной. В подтверждение сего достаточно сослаться на их священные церемонии. Открывал у них священное шествие обыкновенно певец, имея в руках какой-либо из музыкальных символов. Он слыл знатоком двух книг Гермеса, первая из которых содержала в себе гимны в честь богов; вторая же – правила поведения царей. За певцом сим шел наблюдатель времен года и часов дня (астролог, ороскоп), держа в руках клепсидру и пальмовую ветвь, символы астрологии. Он наизусть знал и всегда имел на устах четыре книги Гермеса об астрологии. В первой трактовалось о звездах неподвижных и видимых: во второй о звездах и о свете солнечном и лунном; в двух остальных говорилось о восхождении светил. В третьем ряду шел священный писец. Голова его была украшена крыльями, в руках была книга и линейка, в которой были заключены чернила и тросточка, употребляемые для письма. Он знал всю систему иероглифов, космографию, географию, путь солнца, луны и пяти планет; кроме того – хорографию Египта, течение реки Нила, храмов с их утварью и других священных мест и их принадлежностей; а наконец он был знатоком меры и вообще всего, что необходимо было при богослужении и религиозных церемониях. Вслед за названными жрецами шел столист, т. е. заведывавший культовой утварью. Он нес наугольник справедливости и чашу возлияний. Это знаток был всего относящегося до учения о жертвах и обрядов, при сем наблюдаемых. Книг, толковавших о чествовании, какое должно быть воздаваемо тому и другому из богов и о тайнах египетской религи, было всего десять, и разделялись они так: о жертвах, о начатках и первенцах, гимны, молитвы, церемонии, праздники и другое тому подобное. Заканчивал священное шествие прорицатель, несший на груди священную амфору, еще издали усматривавшуюся всеми присутствующими. За ним следовали хлебоносцы с хлебами, назначенными для жертвоприношения. Прорицатель, так как он был распорядителем при жертвоприношении, в совершенстве знал все содержание богослужебных книг: а говорилось в них о богах и излагались все вообще богослужебные обряды. На сем же прорицателе лежал верховный надзор за распределением податей между Египтянами. Число книг Гермеса, которым всем придавалась важность первостепенная, доходило до сорока двух. Из них, в тридцати шести содержалась египетская мудрость, которую вышеупомянутые жрецы обязаны были знать во всех подробностях. Содержание шести других книг относилось к области пастофор (ношения священных изображений в праздники). В них излагались медицинские сведения под такими подразделениями: организация человека, болезни, органы, лекарства, глазные болезни, женские болезни. Таково было в общем содержание египетской мудрости; в частности же не входим». Кстати, обратим внимание на то удивление, с которым Климент упоминает о жреце, понимавшем язык иероглифов.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Праздник кончился. На улицах тишина. В конце месяца, в благодарственный день, старейшины Нагасаки, Оураямы и Ураками несут в управу лари с ранним рисом. Первый день августа - праздник урожая: чиновники и выборные из городской знати, облачившись в белые кимоно, наносят визиты правителю. Луна прибывает. В рощице за тюрьмой каждую ночь, откликаясь на воркование голубей, ухают совы. Круглая, зловеще красная луна висит над лесом, то исчезая, то снова выныривая из черных облаков. Старики поговаривают, что в этом году - жди беды. 13 августа. В домах Нагасаки готовят намасу 37 , варят сладкий картофель, бобы. В этот день, по обычаю, чиновники управы подносят губернатору дары - рыбу и сладости. Тот в свою очередь предлагает им угощение - сакэ, суп и клецки. В ту ночь стражники пировали почти до рассвета - пили сакэ, угощались картофелем и бобами. До священника доносились их хриплые голоса и звяканье чарок. Родригес сидел на полу; лунный свет, струившийся через оконце, освещал костлявую спину. Тощая тень чернела на стене. Он сидел неподвижно - только вздрагивал иногда от резкого крика потревоженной кем-то цикады. Он словно растворился во мраке. Весь мир спал спокойным сном, а он с болью в душе думал о той страшной ночи. ...Иисус сидел на серой, впитавшей в себя полуденный зной земле Гефсимании, поодаль от спящих учеников. «Душа моя скорбит смертельно»,- сказал он - и был пот Его как капли крови, падающие на землю... Сколько раз Родригес пытался вообразить себе эту сцену, но отчего-то Его лицо, искаженное мукой, покрытое каплями пота, все ускользало, туманилось дымкой. Однако сегодня священнику наконец удалось увидеть Божественный лик - изможденный, с ввалившимися щеками. Что чувствовал Он в ту ночь? Провидел ли Он безмолвие Бога? Родригес старался не думать об этом. Чтобы отогнать назойливые мысли, священник ожесточенно тряхнул головой. Он снова увидел море, накрытое серым туманом, где умирают Мокити и Итидзо, распятые на кресте... Море, где носит, словно обломок доски, изнемогшего Гаррпе... Море, где тонут один за другим соломенные человечки... Волны, волны - угрюмые волны без конца и без края; и над ними Господь, упорно хранящий молчание. «Элои! Элои! Ламма савахфани...» 38 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Ольга опустила голову: – Шесть недель. Может быть, два месяца. – Ольга, вы не причастились. Пожалуйста, дайте мне вас причастить. Я попытался проводить ее вперед, к иконостасу. Но Ольга отпрянула, сказав: – Нет, отче. Я не могу. – И твердо встала на прежнее место. Я возразил: – Нет, вы можете. Пожалуйста, пройдемте. – Нет, батюшка. Я не могу. Она оставалась неподвижной. – Почему нет? – Отче, я некрещеная. – Некрещеная? Простите, я не понимаю! – Батюшка, мои родители были членами компартии. Они не могли меня крестить. Такого ответа я совсем не ожидал – у меня даже не было такого опыта. И я немедленно сказал ей в ответ: – Мы можем исправить это прямо сейчас. В следующие минуты над Ольгой было совершено четыре таинства: Крещения, Миропомазания, Причащения и Соборования. Это был праздник для нас всех. Над Ольгой было совершено четыре таинства: Крещения, Миропомазания, Причащения и Соборования. Это был праздник для нас всех Потом Ольга приходила в наш храм периодически. Она всегда стояла на том же самом месте и каждый раз причащалась. Но через два года после Крещения Ольга перестала приходить в храм. Я пришел к ней домой. Постучал в парадную дверь, но не дождался ответа. Когда, сдавшись, уже собрался уходить, внезапно услышал, как открылась внешняя дверь под навесом для автомобиля. Я пошел по направлению к ней, и меня неожиданно встретил высокий, довольно плотный мужчина, говоривший с акцентом. Он посмотрел на меня и произнес: – Ах, священник. Я представился и спросил, могу ли поговорить с Ольгой. Джентльмен повернул назад, предложив последовать за ним и поинтересовавшись, говорю ли я по-русски. Я сказал, что нет. Он покачал головой и произнес: – Последние несколько недель Ольга разговаривает только по-русски. Она не сможет поговорить с вами. Я вошел в гостиную, где на кушетке лежала Ольга; она была без сознания. Ее голова наклонилась к левому плечу. Улыбка сиделки была единственным приветствием в мой адрес. Я пододвинул стул к кровати и помолился, держа Ольгу за правую руку. Минуты шли. Было тихо. Передо мной лежала женщина, которая двумя годами ранее сообщила мне, что ей осталось жить от 6 до 8 недель.

http://pravoslavie.ru/127157.html

ChL – Lewicki R. Chryescijansmwo. Slownik roszjsko-polski. – Warszawa, ISJP – Banko М. Inny slownik je’zyka polskiego. – Т. 1–2. – Warszawa: PWN, 2000 (далее – USJP – Dubisz S. Uniwersalny slownik je’zyka polskiego. – Т. 1–4. – Warszawa: PWN, 2003 (далее – Изучением религиозных праздников занимается эортология, которая тесно связана с литургикой, культурологией, лингво-культурологией, тео-лингвистикой. Эортос – по-гречески: «праздник». Отсюда «эортология», это – праздниковедение. От этого термина образуется единица данной отрасли знания – эортоним. Под эортонимом «понимается имя собственное, обозначающее церковные Все слова, устойчивые сочетания религиозной сферы употребления называются Так как слова, обозначающие религиозные праздники, входят в состав религиозной лексики, то мы будем считать их религионимами. Украинские языковеды (И. Бочарова), российские (И.В. Бугаева, С.М. Толстая, Б. А. Успенский ); сербские (Р.С. Баич); польские (N. Maczulis, J. Drozdowska) исследовали эортонимы в разных аспектах (См. Проблема интересна, по нашему мнению, ещё и по той причине, что в русском и польском языке отражаются две языковые картины мира, две культуры (польская и русская), две христианские конфессии (православие и католицизм), два календаря (юлианский и григорианский). В православии и католицизме существуют свои классификации праздников. В православии главные праздники называются двунадесятыми (12 основных праздников), которые разделяются на подвижные и неподвижные, то есть с фиксированной датой и датой празднования, зависящей от пасхального цикла. К двунадесятым, по значимости, относят и великие праздники, которые имеют особый вес и значение для Православной Веры и Русской Православной Церкви. В католическом календаре различают два статуса праздников: «торжества» – главные праздники, которые имеют важное значение для католиков, и «праздники» – все остальные праздничные даты. «Торжества» и «праздники» также бывают подвижными и неподвижными. Весна – это время года, во время которого как в католицизме, так и православии празднуется большинство переходящих религиозных праздников, в том числе и самый главный, самый почитаемый, праздник праздников в христианстве – Пасха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во дворе, как на грех, проснулся любящий подрыхать и понежиться Шарик, напал на дядю Левонтия. — Шаря! Шаря! — подал голос дядя Левонтии. — Шша, брат! Тих-ха! Утром бабушка нашла под скамейкой вожжи, повертела в руках пустой стакан. — Это кто же его развязал, Левонтия-то? Я пожал плечами, не знаю, мол. — Вовремя, вовремя умотал соседушко! Я бы ему задала! Я б его пропесочила!.. Мужики хмуро опохмелялись. Бабушка сжалилась, велела позвать дядю Левонтия. Но тот еще до свету, минуя дом, уплыл на известковый завод. На той стороне Енисея его не вдруг достанешь! Дядя Левонтий, когда виноват, всегда так делает. Появится он дома к той поре, когда тетка Васеня остынет и бабушка тоже отойдет, забудется в делах и хлопотах. Днем начались проводины. Собрались плыть в Базаиху дядя Вася и тетя Люба с Катенькой. Слезы, поцелуи, посошок на дорогу. Убежала на работу Августа. Ушли в своей лодке на шестах к Майскому шиверу Зырянов с теткой Марией. Кольча-старший отправился по тети Талиной родне, к шахматовским; другие приезжие родичи тоже разошлись, кто на кладбище попроведать своих, кто к знакомым и родным. Но распал нашей гулянки не остывал совсем, еще несколько дней пробивались очаги ее то в одном, то в другом конце села, и отголоски песен слышались в одном, в другом дому. В нашей избе как-то особенно заметно после праздника сделалось безлюдье, какая-то по-особенному тоскливая, сонная неподвижность охватила дом. Тетка Авдотья, смурная, осунувшаяся лицом, вымыла поды, дед прибрался во дворе и на сеновале, бабушка спрятала в сундук наряды и снова стала жить, как жила, в будничных долах и заботах. Праздник кончился. И никто еще не знал, что праздник этот во всеобщем сборе был последний. В том же году не стало дяди Митрия, он поместился в одной ограде с моей мамой. С того тихого, ничем не приметного лета оградка над Фокинской речкой все пополняется и пополняется. Кроме мамы, двух моих сестренок, дяди Митрия, Ксенофонта-рыбака, покоятся там дедушка, бабушка, тетя Мария, дядя Ваня и его жена, тетя Феня, дочка Кольчи-младшего Лидочка и малый его сынок Володенька.

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

Богослужение великих праздников – Владычных и Богородичных – имеет все черты праздничного Богослужения святым со бдением. Кроме сего в Богогослужении их есть и другия особенности, именно: 1) молитвословия октоиха совсем оставляются, даже после стихир на «Господи воззвах» и стиховных на слава и ныне поются не Богородичны октоиха, но стихиры праздника; если праздник Владычний случится и в воскресенье, то поется одна, не смешанная служба праздника (из минеи или триоди), а воскресная оставляется (впрочем, если в воскресенье случится великий праздник Богородичный или из Предтечевых, тогда служба праздника отправляется вместе с воскресной), 2) вместо Богородична, поемого после тропарей на вечерни и утрени после «Бог Господь», поется тропарь праздника, 3) на утрени, вместо канона Богородице, поются два праздничных канона, и катавасиею служат ирмосы этих обоих канонов; пред 9-ю песнию в некоторые праздники вм. Честиейшая поются к ирмосам праздничные припевы, 4) на литуригии: а) вместо изобразительных антифонов в некоторые из Владычных великих праздников поются антифоны особенные, соответствующие праздничному событию 80 , и произносится входное; б) вместо «Достойно есть», поется ирмос 9-й песни утренняго праздничного канона, называемый задостойником. Воспоминание праздничнаго события этих дней отличается от других праздников и своею продолжительностью, ибо, как несколько дней до праздника, так и после оного, вместо молитвословий из октоиха поются праздничные молитвословия из минеи, при неподвижных, или из триодей, при подвижных праздниках. Такие дни, предшествующие празднику, называются предпразднством, а следующие после праздников – попразднством. В эти дни бывает на вечерни вход. Последний день попразднства называется отданием праздника и отличается от прочих дней попразднства большею торжественностью: потому что большая часть молитвословий и песнопений берется из службы самого праздника (напр. стихиры на вечерни и на утрени каноны поются праздничные; на 9-й песни поются припевы праздника и великое славословие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Молитвословия Октоиха обозначаются в богослужебных книгах по своему содержанию, например «стихиры Безплотным», «канон умилительный». Часто молитвословия Октоиха обозначаются в Типиконе словом «дне». Например, «тропарь дне», «прокимен дне». Впрочем, так следует понимать только те указания, которые говорят не о периоде пения Триодей, ибо тогда выражения «прокимен дне», «тропарь дне» указывают на песнопения Триоди постной или цветной. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается пред субботой Недели мясопустной. В воскресенья же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей Всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц и недель называется в Церковном уставе «столпом». Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определенное время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в известном году, указано в Пасхалии зрячей, находящейся в Типиконе, и в Псалтири следованной. Там сперва нужно найти ключевую букву, или ключ границ, данного года. Найдя ее, следует отыскать ее затем в Пасхалии зрячей. В последней при ключевой букве показано, в какое число месяца в данном году начнется каждый столп Октоиха. При этом должно помнить, что столпы Октоиха ведут счет с Недели Всех святых, а поэтому до Недели Всех святых нужно искать столпы гласов под ключевой буквой, которая относится к предыдущему году. Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, а по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели Всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные дни, так и в недели, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные. Минеи месячные содержат службы или последования с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней годичного круга богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010