поливание – регулярное причастие: « В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей » ( Ин. 7.37 ); пропалывание – регулярная исповедь и борьба со страстями; удобрение – наполнение своего ума и сердца Словом Божиим: « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » ( 2Тим. 3.16 ). 3.Практические аспекты жизни в Церкви. В практических аспектах важно показать суть церковного послушания, как главного примиряющего и регулирующего фактора жизни человека в Церкви. Необходимо рассказать о церковной иерархии, о епархиальной жизни в целом, о программах духовно-нравственных, культурно-просветительских, образовательных, в целом о задачах Церкви на разных уровнях: Патриархийном, Епархиальном и приходском. Важно рассказать о структуре прихода, о календаре Богослужений, об основных праздниках в течении года, о подвижном и неподвижном круге Богослужений. Огласительная беседа Содержание: I. ТЕМА ПО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ : Путь праведных и путь нечестивых Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха). 1. Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1 . 2. Соотнесение воли человека и времени его жизни с Законом Бога. 3. Раскрытие понятия успех, как плод праведной жизни. II. ТЕМА ПО СИМВОЛУ ВЕРЫ : «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, всего видимым же всем и невидимым». 1. Что такое Вера? « Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11.1 ) 2. Понятие о Едином Боге Творце. 3. Понятие о творении. Часть I. Путь праведных и путь нечестивых – или значение выбора в жизни человека. Можно много рассуждать о смысле жизни и об истине, но от этого жизнь наша не измениться, если в человеке, внутри его сердца не произойдет выбор. Выбор между правдой и неправдой, честью и нечестием, праведностью и развратом.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Рождение Иоанна совершилось не столько от плотских родителей, сколько от благодати Святаго Духа, ибо Иоанн нужен был не столько родителям, сколько Божию Слову. И родившийся младенец приял благодать Божию от самой матерней утробы: едва он родился – и голос отцу подает. Когда собравшиеся спрашивали знаками у Захарии, как бы он хотел назвать новорожденного, он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И тот, кто не поверил словам Ангела, теперь принужден был писанием открыть бывшее ему видение и, дав младенцу имя, вдруг получил дар слова! И все удивились, ибо в ту же минуту разрешились уста его, освободился язык его, и он стал говорить, благословляя Бога... О, новое и удивительное чудо! Имя младенцу пишется, и доселе немые уста отца его являются вещающими и пророчествующими, нарекается имя – «Иоанн», – и нарекающего язык получает свободу; одно имя праведного разрешает немоту, и доселе неподвижный язык движется и благословляет Бога! Так родился святой Предтеча Господень. Так появился на свет Глас, которому предстояло вопиять в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. О, чудо! Слово приходит, и голос предвещает Его пришествие; Владыка грядет, и раб предпосылается; Царь приближается, и воин впереди идет. Да возрадуемся все и возвеселимся, что Елисавета родила, и Захария заговорил, что Предтеча родился, и мир весь возрадовался. Воскликнем же и мы с Захарией: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Своей и сотворил избавление ему». Богу единому подобает всякая слава, честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Слово святаго отца нашего Иоанна Златоуста ) 687. «Немощи немощных носити» (Рим. 15:1,2) всиДолжны есмы мы сильнии немощы немощных носящи, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию» (Рим. 15:1,2) Когда видишь, что твой сосед не любит в церковь ходить в праздники, то пойди к нему и скажи ему: «Пойдем, сосед, вместе Богу помолимся!» Когда видишь, что твой сосед не посылает детей своих в науку, скажи ему: «Грех тебе будет, сосед, за деток твоих, что растут они у тебя без науки, не будут знать грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Само действие «отпуста» людей из храма является не менее литургическим и таинственным, чем первоначальное действие их собрания. Это – конечный итог всего движения Литургии. В отпусте народ призывается нести в мир свидетельство о Царстве Божием. Они видели Свет истинный, приняли Духа Небесного, обрели веру истинную в Литургии Церкви, причастились божественным святым, бессмертным и животворящим Христовым Тайнам, и поэтому они теперь обрели способность нести в мир такое же свидетельство и такую же весть, какую несли апостолы и все настоящие христиане всех веков. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. ( 1Ин.1:1–4 ) Глава пятая. Годовой круг Богослужения Церковный год Хотя в православном Церковном календаре началом года считается 1-е сентября, действительное начало годового богослужебного круга – праздник Воскресения Христова. Всё православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из неё. Даже «неподвижные» (отмечаемые в определённые календарные даты) праздники Церкви, такие как Рождество и Богоявление, берут свою литургическую форму и вдохновение от праздника Пасхи. Сам пасхальный богослужебный круг начинается с Великого Поста (длящегося 7 недель) и завершается великим днём Воскресения Христова. За Пасхой следует Пятидесятидневный праздничный период, кончающийся Пятидесятницей. И все остальные недели Церковного года начинают отсчитываться от неё («1-е воскресенье по Пятидесятнице», «2-е воскресенье…» и т. д.). В Церкви есть две богослужебных книги для пасхального круга: «Постная Триодь» и «Цветная Триодь». Они получили своё название от трёх од (песней), из которых состоят каноны этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Слово в день праздника Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1974 г. Два священных события вспоминает и празднует ныне Святая Православная Церковь . Одно из них, которое она называет главизной, или началом нашего спасения, вводит нас в священную евангельскую историю, представляя собой одну из первых ее страниц; другое открывает ее заключительный период, именуемый последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не часто случается, что подвижной праздник Входа Господня в Иерусалим совпадает с днем неподвижного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, но когда это все же случается, церковный устав гармонично сочетает важнейшие особенности их богослужения в единое глубоко волнующее священное торжество, обильно питая нашу религиозную мысль и радуя наше верующее сердце. И такое соединение двух праздничных служб является оправданным не только с уставной точки зрения. Можно заметить и некоторую богословскую связь между двумя празднуемыми ныне великими событиями, их близкое духовное родство, из которого, при внимательном отношении, легко сделать и важные для нашей духовно-нравственной жизни выводы. Мы только что слышали евангельский рассказ о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос вскоре после совершения Им величайшего чуда воскрешения четверодневного Лазаря благоволил всенародно явить Себя истинным обетованным Мессией, возвещенным чрез пророков Царем мира и правды ( Ис. 9:6–7 ). Он торжественно вступил во святой град Иерусалим, окруженный множеством народа, сопровождаемый восторженными возгласами: «осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» ( Ин. 12:13 ; Мф. 21:9 ). У Господа было немало врагов. Движимые завистью, раздраженные Его справедливыми обличениями за их лицемерие, книжники и фарисеи, эти «слепые вожди слепых» ( Мф. 15:14 ), и раньше неоднократно пытались противодействовать Его могущественному нравственному влиянию на народ. Они задавали Ему публично искусительные вопросы, «подъискиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» ( Лк. 11:53–54 ); они спорили с Ним и требовали от Него знамения с неба ( Мк. 8:11 ); они старались опозорить Его пред людьми, называя Его человеком, «который любит есть и пить вино», другом " мытарям и грешникам» ( Мф. 11: 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Это и все? – сказал Василий. – Ничто из этого не устрашает меня. Тот, у кого ничего нет, не может быть лишен имущества, если только не пожелаешь отобрать несколько книг, которые составляют мое имение. Изгнание? Я не имею понятия о нем. Я не связан ни с каким местом. Та земля, на которой я теперь обитаю, не моя; а всякая земля, в которую я могу быть заброшен, вся моя или скорее вся Божия, на которой я только странник и пришелец. А что касается до смерти, то смерть есть благодетельница, так как она приведет меня к Богу, для Которого я живу и Которому я служу». Величие Василия изумило префекта. «Доселе никто так не говорил со мною», – сказал он. «Вероятно, тебе не случалось говорить с епископом», – спокойно отвечал Василий. Между тем Валент прибыл в Кесарию, и Модест немедленно донес ему, что епископ победил его; что на него не действует ни угроза, ни ласка и что потому остается одно – употребить насилие. Валент, выслушав все, невольно в душе своей почувствовал к святому Василию какое-то особое влечение; он, быть может, даже сознавал, что истина с ним, – но оставить арианство ему было стыдно. Он начал искать случая, чтобы изъявить святому Василию хотя бы свое глубокое уважение. Случай скоро представился. Наступил торжественный праздник Богоявления. Валент в сопровождении своих телохранителей вошел в храм, где святой Василий совершал богослужение, и стал между православными мирянами, показывая этим как бы свое общение со святым архиепископом. Церковь была переполнена народом: люди, как волны морские, теснились, налегая друг на друга, но ничто не нарушало тишины. Неслось стройное праздничное пение; за престолом, обратясь лицом к народу, стоял сам архиепископ: он ни взглядом, ни знаком не показал, что замечает присутствие императора. Высокий, стройный, он стоял неподвижно во всем величии своего архипастырского облачения, с посохом в руке; глубокий, пламенный взор его устремлен был на святой престол. Вокруг него в благоговейном порядке стояли пресвитеры и диаконы, будучи похожи скорее на Ангелов, нежели на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Введение Предлагаемая вниманию читателя книга является продолжением учебника «Устав православного богослужения», выпущенного издательством Саратовской митрополии (тогда еще епархии) в 2010 году. Популярность первой книги и все чаще звучавшие вопросы о том, когда будет следующая часть, побудили автора приступить к написанию настоящего пособия, которое охватывает два обширных раздела Литургики: двунадесятые неподвижные праздники и период Триоди, вместе составляющие годичный круг богослужения. Если говорить об этих тематических блоках применительно к семинарской программе, то ранее двунадесятые праздники и период Триоди изучали на III курсе духовной семинарии, тогда как теперь, после перехода на программу бакалавриата, эти разделы перенесены в курс «Литургическое богословие» (по крайней мере, так сделано в Саратовской православной духовной семинарии) и рассматриваются во 2-м и 3-м семестрах (2-е полугодие I курса и 1-е полугодие II курса соответственно). В предисловии к книге скажем несколько слов о задачах и актуальности предлагаемого учебного пособия. В наше время богословская наука находится на подъеме, определенный бум переживает и Литургика. Издаются труды авторитетных литургистов (например, трехтомное собрание трудов профессора Н.Д. Успенского , пятитомное собрание сочинений М. Арранца), переиздаются руководства известных дореволюционных авторов (протоиереев К. Никольского и Г. Дебольского , магистра В. Розанова , и др.), выходят весьма содержательные статьи в «Православной энциклопедии», появляются новые интересные книги по литургической тематике (отметим, в частности, книгу Г.С. Битбунова «Двунадесятые праздники»). Тем не менее, недостаток учебных и справочных пособий все же ощущается достаточно остро. Проанализируем некоторые учебные пособия, в которых освещаются те же разделы (годичный круг богослужения), что и в предлагаемой книге. Сразу оговоримся, что мы будем рассматривать только современные работы (т.е. вышедшие не ранее 2-й пол. XX в.), ибо обзор дореволюционных пособий частично предложен нами в предисловии к первой нашей книге («Устав православного богослужения»), да и многие из них написаны сложным стилем, тяжелым для восприятия современным читателем, что также исключает их употребление в качестве основных руководств (однако как второстепенные или вспомогательные пособия капитальные труды протоиерея К. Никольского , В. Розанова и других литургистов можно и нужно использовать и в наше время).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богородичны, поемые за молитвословиями Минеи (кроме дней предпразднства и попразднства), именно: 1) После, стихир: а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на «Господи воззвах» в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение; Богородичны воскресные, поемые после стихир на стиховне в праздники святых, имущих полиелей, бдение, б) Богородичны осми гласов, поемые «егда есть «Слава» святому в Минее, «И ныне» по гласу сия». Они поются в те дни, в кои нет святого со славословием, полиелеем. бдением. 2) После тропарей: а) Отпустительные Богородичны воскресные осми гласов, поемые в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение, б) Богородичны отпустительные по тропарях святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь» и в конце утрени – в те дни, в кои нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением. Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах, большею частью, словами: «святого» «праздника», например: «стихиры святаго», «стихиры праздника», так что в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие для себя молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Песнопения праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в месяцеслове Типикона иными словами, напр., «дневными» (дне), «воскресными», «гласа», т. п. И при пении Цветной Триоди слово праздника указывает на Минею (см. далее о Цветной Триоди). Анфологион В книге, известной под названием: Анфологион, (Ανθολγων) от (’νθος – цвет, λγος, слово) Анфологий, Трефологион, (τρεφολγων от τρφω питаю и λγος), Трефологий, Цветослов, Цветная Минея, Праздничная Минея, содержатся выбранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особенно чтимых Православною Церковью , и главным образом те, кои отмечены в месяцеслове Типикона знаками, отличающими праздники великие, средние и малые. Но должно заметить, во-первых, что в Анфологионе находятся последования не всем вообще святым, имеющим знак в месяцеслове, а только некоторым из них, именно тем, в последованиях которых молитвословия, песнопения, их напев, или вообще все содержание имеют какие-либо особенности, коих нет в последованиях общих 237 . Во-вторых, между проследованиями Анфологиона находятся такие, которые принадлежат святым, не имеющим в месяцеслове праздничного знака, но тем святым, которым служба правится в одни числа с предпразднствами и попразднствами неподвижных праздников. Печатается также последование святому, воспоминаемому и не в дни предпразднства, именно святому и праведному Иову (6-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Минея (от греч. μηνιαος (миниэос) — месячный) –  богослужебная книга , содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного  годового богослужебного круга. Различают Минею месячную, Минею праздничную и Минею общую. Минея месячная содержит службы святых праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых (например, мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников: двунадесятых и некоторых других. Что такое Минея? Это книга, содержащая изменяемые песнопения служб неподвижного годичного круга. Другими словами, Минея содержит службы на каждый день церковного года, «привязанные» к датам церковного календаря (причем даты берутся по юлианскому календарю). Какова этимология слова «Минея»? Название книги происходит от древнегреческого прилагательного μηναος («месячный»), которое, в свою очередь, является производным от существительного μν (род. п.— μηνς) — «месяц». Таким образом, буквально греческое слово Μηναα является прилагательным множественного числа среднего рода ( слав .: «месячная»); средний род здесь появляется оттого, что подразумевается существительное βιβλα – «книги». Μηναα βιβλα=«Месячные книги» (так как Минея сразу возникла как многотомное произведение – каждый том соответствовал определённому месяцу). Получается, что греческое прилагательное множественного числа среднего рода стало в славянском языке существительным женского рода единственного числа? Да, именно так. Какие существуют виды Минеи в настоящее время? В современный корпус богослужебных книг входят 4 вида Минеи: Минея месячная (это – основная книга, потому часто мы ее называем просто «Минея»), Минея Общая, Минея Праздничная и Минея дополнительная. Когда и почему появилась Минея? Минея появилась в Константинополе примерно в середине – 2й половине IX века. Ранее была одна книга Тропологий, которая содержала сразу все службы и песнопения годичного круга. Однако тогда песнопений было немного и в Тропологии находились только службы избранных (праздничных) дней. В середине IX века возникла идея заполнить службами все дни церковного года: понятно, что в одной книге все изменяемые песнопения уместить было невозможно. В итоге Тропологий разделился на Минею и Триодь, а Минея в свою очередь – на отдельные тома в соответствии с месяцами года. Первые Минеи были устроены аналогично современным?

http://azbyka.ru/mineya

На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Евангелия на этих службах, читается только одно евангельское зачало. Даже если по Уставу на утрене полагается несколько Евангелий (чтение 12-ти Евангелий на утрене Великой Пятницы или чтение двух Евангелий на утрене в случае Благовещения в Великую Субботу), каждое их них читается отдельно в определенном месте последования утрени, а не вместе с каким-то другим зачалом. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение богослужебного Евангелия) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 2-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое Евангелие. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала. Одно евангельское чтение на литургии читается в следующих случаях: 1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели читается только Евангелие праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки» 86 ). Рядовое чтение в седмичные дни переносится на предыдущий день 87 (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 88 . 2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) читается только Евангелие праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тут приходилось стоять с раннего утра до поздней ночи неподвижно, и лишь только сбегаешь бывало домой закусить на несколько минут. Стоя столько времени неподвижно, до того застываешь, что насилу, потом, сдвинешься с места. На первой и второй неделях исповедывалось человек 700–800; к концу поста дошло до 100. Руки и ноги стынут, и вся кровь приливает к голове. Голова до того начинает гореть и болеть, что сил нет выносить. Единственное средство, которое, обыкновенно, употреблял я и употребляю теперь при этом, — это, как можно чаще прикладывать к голове снег. Очень нередко случается, что ты стоишь в церкви и мёрзнешь, а тебя уже дожидаются ехать в деревню к больному, и иногда в страшную бурю. Это уже окончательно убивает и душу и тело. О том, чтобы напиться чаю, закусить, отогреться, отдохнуть, — нечего и думать. Случается иногда и так: вечером, только что ты успокоился, отогрелся и думаешь поотдохнуть ночку, — а тут: «Батюшка, хозяйку причащать!» Да так до свету и проездишь. «Что ты, говоришь ему, не приезжал днём? Я ведь только, было, лёг отдохнуть!» — «Знамо, мы не дадим отдохнуть; уж ваше дело такое». Вот тут и толкуй с ним. Да, сельского священника все умеют только осуждать и печатно позорить; людей, сочувствующих ему, — очень, очень мало; но нелишне было бы, хоть иногда, вникнуть в жизнь его и беспристрастно. Хоть бы общественным сочувствием подкрепился, иногда, упадший дух!… Постом вознаграждение за труды бывает только нравственное — удовольствие, что прихожане говеют. Большинство женщин за исповедь, обыкновенно, не платят ничего; малолетки — уже непременно ничего; мужчины платят, все, и, в прежнее время, пятак (1½ коп.), а ныне 2 или 3 коп. серебром. В первый великий пост я, за ежедневные семинедельные труды, как значится в сохранившейся до сих пор приходной моей тетрадке, получил 9 руб. 18 коп. медью (2 руб. 62½ коп. серебром). Пришла Пасха. Причт мой торопился, суетился, метался во все стороны и к делу и без дела. И по движениям и по лицам ясно было видно, что он несказанно рад так долго ожидаемому празднику.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010