Был также в области Марсийской диакон весьма достопочтенной жизни; его схватили лонгобарды, из коих один отсек ему голову мечом. Но когда тело его пало на землю, то самим убийцею овладел нечистый дух, поверг его на землю и показал, что убивший друга Божия предан врагу Божию. Петр. Почему это, скажи пожалуйста, всемогущий Бог допускает умирать такою смертью людям, великой святости которых Сам же не скрывает по смерти их? Глава двадцать четвертая. О смерти святого мужа, который был послан в Вефиль. Григорий. Когда написано: а «праведник, если и рановременно умрет, будет в поко,» ( Прем 4.7 ), то какой вред для избранных, которые, без сомнения, стремятся к вечной жизни, если они иногда умирают горькою смертью? Может быть, и у них иногда есть прегрешение, хотя малое, которое должно быть очищено такою смертью. Посему случается, что отверженные получают над праведниками власть, когда они живы, но по смерти их тем жесточае отмщается на отверженных то, что они с жестокостью воспользовались властью своею. Так убийца, которому попущено было неистовствовать над вышеупомянутым достопочтенным диаконом, когда он был жив, не был допущен радоваться о его смерти. То же подтверждает и Св. Писание. Муж, посланный в Самарию, оказал неповиновение Богу, – ел на пути, за то на сем же самом пути умертвил его лев. Но там же тотчас написано: осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла " ( 3Цар 13.28 ). Отсюда видно, что грех неповиновения очищен был самою смертью: тот же самый лев, который решился умертвить его живого, не решился коснуться мертвого. Он имел позволение умертвить, но не получил позволения пожрать труп, потому что тот, который был виновен в жизни, по наказании неповиновения был уже праведен по смерти. Посему и лев, прежде отнявший жизнь у грешника, охранял потом труп праведника. Петр. Мне нравится, что ты говоришь; но желал бы я знать, могут ли быть принимаемы на небе души праведных прежде воскресения тел? Глава двадцать пятая. Принимаются ли на небе души праведных прежде воскресения тел?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Также написано в Евангелии: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:9-10). Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Небесные силы более, чем люди, боятся и почитают Бога: чем более они сознают, тем более боятся Его. У них нет ни упрямства, ни неповиновения, ни непослушания, потому что они сильные крепостью, творящие слово Его (Пс.102:20). Видишь ли, что страх их велик? Те, которые не подлежат никакому наказанию, смотри, каким охватываются ужасом. Если даже сами серафимы не смеют взирать на Него, то как мы можем испытывать Его? Подобно тому, как на этой земле, чем более мы смотрим на солнечные лучи, тем более вынуждены отступать, так и тогда, чем более созерцаем Христа, тем более нам нужно бояться Его. Смотри, как Он прославился на горе: ученики Его были устрашены и пали ниц. Пророки часто не повиновались Богу, ангелы же никогда не делали этого. Почему же? Ради великого страха. Хвалу Ему от концов земли . Этими словами возвещается то, что имеет быть по всей земле, по написанному: во всю землю вышло вещание их (Пс.18:5). Вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Смотри: звук проповеди прошел по всей земле. Но, может быть, кто-либо скажет: ужели те, которые населяют глубины земные, лишены проповеди, – ведь и Давид говорит: они видели дела Господни и чудеса Его во глубине (Пс.106:24)? Ничего против этого нельзя сказать; и им Бог даровал многое для познания Божественного ведения, им даже нужно быть более внимательными к добродетели, потому что страшное море может в высшей степени поражать их души, – постоянно они видят возбужденные и грозные волны, постоянно смотрят на смерть и тени. 11-24. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар . Пустыня и веси никогда не веселятся. Но Священное Писание, когда Бог намерен совершить милость, обыкновенно приносит радостную весть и неодушевленным предметам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Будьте отвращающими­ся от зла, прилепляющимися к добру и братолюбию» И так далее до слов: «Если возможно с вашей стороны, будь­те в мире со всеми людьми.» (Рим. 12:18.) И далее: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12:21.) (4) Тот же апостол свидетельствует об иудеях, что они «рев­ностны к Богу, но не по рассуждению: ибо, не разумея правды Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.» (Рим. 10:2—3) (5) Ибо воли закона они не знали и не исполняли, считая ею то, что сами делали. Они не верили пророческому слову закона, следуя его букве; и если оставались верными ему, то из страха, а не из любви к нему или вере в него. «Потому что конец закона есть Христос, прише­ствие которого во оправдание всех в него верующих было предре­чено законом.» (Рим. 10:2.4) (43, 1) Вот почему у Моисея сказано об иуде­ях: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным», имея в виду тех, кто готов повиновать­ся. (2) И через пророка Исаию сказано о них: «Меня нашли не искавшие, я открылся не вопрошавшим обо мне», очевидно, имея в виду времена до прихода Спасителя, после пришествия которого Израиль может слышать слова, обращенные и к нему так же: «Целый день простирал я руки свои к народу непослушному и упорному.» (3) Неужели не видите теперь, почему он призывал их отвратиться от язычества? Он говорит ясно, что причиной тому были неповиновение и страсть к противоречию. Но и на них распространяется благодать Бога. (4) Апостол говорит об этом так: «От их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» и желание покаяться. (5) Говоря о мертвых, Пастырь определенно понимает, что как среди иудеев, так и среди языч­ников многие из почивших праведников нашли милость у Господа; и они были из числа живших не только до пришествия Спасителя, но и прежде дарования закона; таковы Авель, Ной и другие. (44, 1) Поэтому, говорит он, апостолы и их ученики, проповедовавшие имя Сына Божия, и по смерти продолжали служение свое; по силе своей веры во Христа Господа и благодати его они были вестниками его пришествия среди праведников, ранее их почивших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя [ Мф.6:9–10 и др.]. Христианин должен искренно желать себе и другим, чтобы имя Божие прославлялось непрестанно в нем и в других, и скорбеть, когда оно не прославляется, а хулится грехами различными; желать, чтобы все были храмами Божьими нерукотворенными. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор.3:16 ]. Буди! Буди! 13 апреля. Понедельник Фоминой недели. Чистому всё чисто, а нечистому всё нечисто, но осквернились у него ум и совесть [ Тит.1:15 ], ему всё блазнит и святыня кажется нечистою. Вот грех заразил сердце и всё существо человеческое. Очищай же, человек, свое сердце день и ночь молитвами, покаянием со слезами, пока продолжается время испытания и делания. Если бы не предстательство Матери Божией за меня грешного, давно бы я погиб со своими грехами вольными и невольными, ибо сколько во мне похотей лукавых, сколько лукавства, сколько стремлений на зло, сколько самолюбия, тщеславия, гордости, суетности, стремлений только земных, сочувствия грехам и своим и чужим; сколько корыстолюбия, лицеприятия, лицезрения, зависти, скупости, сребролюбия, алчности, зломыслия, злорадства, зложелательства, злопамятства, блудных помыслов, соуслаждения ими, осуждения ближних, презрения, гнушения неблагообразными, больными, особенно с изуродованными лицами; сколько лености, непослушания и противления или оскорбления и озлобления на требующих моего служения, поношения, уничижения, ругательства, гнева и прочих бесчисленных грехов; сколько непостоянства, неверности, измены Господу Богу моему, охлаждения к Нему и стремления ко всякому греху! Только молитвы Царицы неба и земли, милостивой, сострадательной, долготерпеливой, подвизают на милосердие ко мне Бога моего, Коего долготерпение иждих 109 пребыванием моим в беззакониях! Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной... [ Еф.6:12 ]. Жизнь наша на земле – война, непрестанная война, ибо непрестанно воюют невидимые враги чрез бесчисленные наши страсти; воюет и сама плоть наша, подверженная страстям; воюет мир, прелюбодейный и грешный, своими соблазнами, неправдами; борют нас враг и плоть наша самолюбием, самоугождением, самощадением, леностью в молитве и ко всякому доброму делу, лицезрением, лукавством, вольнодумством, сладострастием, блудными помыслами и вожделениями, злобою, злопамятством, злорадством, завистью, недоброжелательством, раздражением, унынием, ропотом, малодушием, блазненностью, ложью, обманом, мздоимством, неправдою, хульными помыслами, страстью к осуждению других, [невоздержанием], пьянством, чревоугодием, любостяжанием, корыстолюбием, неверием, вольнодумством, непокорностью и неповиновением, стремительностью, рвением и поползновением ко всякому греху и холодностью, отчуждением от всякого добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

" Господь, – говорит (Самуил), – найдет Себе мужа по сердцу Своему», указывая или на Давида, или на самого Посредника Нового завета, прообразованного и в том помазании, которым помазан был Давид и потомство его. Ищет же Бог человека не так, как будто бы Он не знал, где он есть: просто через человека Он и говорит по-человечески; Он ищет нас и этими приемами речи. Не только Богу Отцу, но и самому Единородному Его, пришедшему «взыскать и спасти погибшее» ( Лyk. XIX, 19 ), мы до такой степени были уже известны, что были избраны в нем прежде сотворения мира ( Еф. 1:4 ). Поэтому в латинском языке глагол qua_eret (ищет) получает предлог и обращается в acquirit, значение которого довольно известно. Впрочем, и без добавления предлога qua_erere имеет значение acquirere: почему и прибыль (lucra) называется еще qua_estus. Глава VII. О расторжении царства Израильского, которое прообразует собою постоянное отделение Израиля духовного от Израиля плотского Снова Саул согрешил неповиновением, и снова Самуил говорит ему словом Господним: «За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» ( 1Цap. XV, 23 ). И снова, когда Саул исповедал свой грех, молил о прощении и просил Самуила возвратиться с ним для умилостивления Бога, Самуил говорит: «Не ворочусь я с тобою; ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем. И обратился Самуил, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его, и разодрал ее. Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя. И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» ( 1Цap. XV, 26–29 ). Тот, кому говорится: «Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем», а также: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя», царствовал над Израилем сорок лет, т. е. столько же, сколько царствовал и Давид, а слышал приведенные слова в первой половине своего царствования. Поэтому слова эти мы должны разуметь в том смысле, что никто из потомков его не должен был царствовать; и должны обратиться к поколению Давида, из которого вышел по плоти Посредник Бога и людей, человек Христос Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Одолеваемые завистию, они продали его в рабство, где жена господина его, которому он служил, очень много причинила ему бед и довела до того, что его ввергли в темницу; но Бог не оставил его. Ибо он был воздержен, кроток, чист и непорочен душою и телом, и не пал, по Божию к нему благоволению, под тяжестию всех тех несчастий, но перенес их терпеливо, возложив упование на Господа. И Бог возвеличил его наконец, сделав его главою Египта и всех его областей; и братьев его, ненавидевших его, всех покорил под ноги его. Эти помянутыя лица и им подобныя, никак не в начале своего подвига и борьбы получили от Бога честь, но после того, как Он испытал их, очистил бедствиями и скорбями, и научил, как следует устаивать во время брани. И тогда уже, как видел, что они мужественно переносят беды и скорби и на Господа возлагают все свое упование, — дал им честь Своею Божественною помощию, а ненавистников их посрамил и им подчинил. 63. Пребудьте в терпении и не давайте разслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарение, чтобы получить воздаяние от Господа. Да будет у всех вас — мир, истина, любовь к Богу и взаимное благорасположение, и да не будет у вас раздоров, ни клеветы, ни противоречий, ни злой зависти и ни неповиновения, ни гордости, ни обиды кому из людей, ни осмеяний, ни тщеславия, ни ненависти, ни взаимнаго недружелюбия. В какой обители бывают такия действия, там вселяется гнев Божий. При том знайте, что жизнь наша в мире сем очень коротка; потому подорожите ею и не иждивайте ее в нерадении, чтоб не застал вас час переселения из сей жизни, когда вы гневаетесь друг на друга, и следовательно должны быть причислены к человекоубийцам, по Писанию: всяк, ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15). Щадите друг друга, да пощадит вас Господь. Ибо это внушает Он Сам, когда говорит: отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6, 37). Если кто из вас потерпит клевету, пусть примет это с радостию, и все свое предаст Господу, Который есть праведный Судия и Мздовоздаятель… А кто вознесет клевету на ближняго, пусть спешит смирить себя пред Господом и испросит прощение у ближняго своего, да пощадит его Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И далее: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим. 12:21 ). (4) Тот же апостол свидетельствует об иудеях, что они «ревностны к Богу, но не по рассуждению: ибо, не разумея правды Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим. 10:2–3 ). (5) Ибо воли закона они не знали и не исполняли, считая ею то, что сами делали. Они не верили пророческому слову закона, следуя его букве; и если оставались верными ему, то из страха, а не из любви к нему или вере в него. «Потому что конец закона есть Христос, пришествие которого во оправдание всех в него верующих было предречено законом» ( Рим. 10:2–4 ). (43, 1) Вот почему у Моисея сказано об иудеях: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным» 268 , имея в виду тех, кто готов повиноваться. (2) И через пророка Исаию сказано о них: «Меня нашли не искавшие, Я открылся не вопрошавшим обо Мне» 269 , очевидно, имея в виду времена до прихода Спасителя, после пришествия которого Израиль может слышать слова, обращенные и к нему так же: «Целый день простирал Я руки свои к народу непослушному и упорному» 270 . (3) Неужели не видите теперь, почему он призывал их отвратиться от язычества? Он говорит ясно, что причиной тому были неповиновение и страсть к противоречию. Но и на них распространяется благодать Бога. (4) Апостол говорит об этом так: «От их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» 271 и желание покаяться. (5) Говоря о мертвых, Пастырь определенно понимает, что как среди иудеев, так и среди язычников многие из почивших праведников нашли милость у Господа; и они были из числа живших не только до пришествия Спасителя, но и прежде дарования закона; таковы Авель, Ной и другие. (44, 1) Поэтому, говорит он, апостолы и их ученики, проповедовавшие имя Сына Божия, и по смерти продолжали служение свое; по силе своей веры во Христа Господа и благодати его они были вестниками его пришествия среди праведников, ранее их почивших. (2) Далее сказано: «И этих последних они запечатлели печатью своей проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

А не повинующиеся, по справедливости, не окажутся обладающими благом и получат заслуженное наказание, потому что Бог, по благости Своей, даровал благо, но сами они не соблюли его тщательно и не считали его драгоценным, но презрели Его превеличайшую благодать. Посему, отвергая и, как бы, отталкивая благо; они все справедливо подвергнутся праведному суду Божию, о чем и свидетельствует апостол Павел в Послании к римлянам, говоря: Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? и пр. ( Рим. 2:4 ). Итак, Бог даровал благо, как и апостол свидетельствует в том же Послании, и, делающие доброе, получат славу и честь, потому что делали доброе, хотя могли не делать оного; а не делающие, подвергнутся праведному суду Божию, потому что не делали доброго, тогда как могли делать оное. А, если бы некоторые, по природе, были добры, а другие злы, то ни добрые не заслуживали бы похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания, ибо они так созданы. Но, поскольку все одной и той же природы, и могут соблюдать и делать доброе, а с другой стороны – могут опускать и не делать его, то, справедливо, у людей; пользующихся благими законами, тем более у Бога, одни восхваляются и получают достойное одобрение за избрание добра и пребывание в нем, а другие порицаются и подвергаются достойному осуждению за отвержение доброго и благого. И потому, пророки увещали людей поступать справедливо и делать добро (как я пространно показал), потому что это в нашей власти, но, по крайней небрежности, мы забыли это и нуждаемся в благом совете, который благой Бог и даровал нам через пророков. Поэтому и Господь говорил: Так да светит свет ваш пред людьми и т. д. ( Мф. 5:16 ). Все это показывает, что человек имеет свободу, и что Бог внушает совет, увещая нас к покорности и, отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая. И если кто не захочет следовать самому Евангелию, это в его власти, но не полезно ему. Ибо во власти человека не повиноваться Богу и не делать доброго, но это причиняет ему немалый вред и зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Если бы все случилось так! Но случилось совсем иное...Погубив свиней, бесы, хотя и не получили права опять войти в людей, но несомненно утешились, видя свои собственные чувства и желания в душах гадаринских жителей.Гадаринские жители просили Иисуса отойти от пределов их... " И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них " .Кто из нас никогда не был виновен в этом грехе, пусть первый бросит в них камень! Мне совесть моя не позволяет этого сделать, хотя я и чувствую всю страшную греховность поступка гадаринцев... Запретить вход в свои пределы, в свои жилища Воплощенному Живому Богу, Творцу неба и земли! Что может быть необычайнее и чудовищнее этого поступка? И вместе с тем - нет в мире и ничего обычнее этого поступка. В нем виновен решительно каждый, живущий на земле. В нем повинны все, не взирающие на небо и не обращающие взора к Сыну Человеческому. Ежедневно и ежечасно мы не пускаем нашего Господа и Спасителя войти в наши пределы; не пускаем к себе Его, стоящего около нашего человеческого сердца... " Се стою у двери и стучу " . (Откр. 3, 20). Кто отворяет Ему? Кто радуется его стуку? Кто ловит и удерживает Его голос, помнит его среди своей жизни?... Но не будем говорить о внутренних, тонких и постоянных отречениях от Его духа, которых никто в мире не видит, кроме ангелов. Сколько в человечестве и совершенно открытого, грубого, дерзкого неповиновения воле Божией, восстания против истины Христовой.Христос так же гоним в Своем мире, как Он был гоним в Своей Иудее.Гадаринские жители, которые не хотели Его пустить в свою страну, были все-таки лучше современных жителей земли. " И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них " . Подумайте, они просят Господа. Разве просят сейчас Господа, чтобы Он удалился от той или другой страны? Это - слишком богобоязненно для современности! Сейчас просто изгоняют Господа из человеческих сердец, из юношеского разума, из святой детской молитвы; грубо не пускают Его войти в человеческое сердце. Сколько лживых теорий о христианстве! Сколько неправды о Сыне Божьем! Как презираем Он во многих учениях человеческих; как искажен Лик Его Божественный и унижается Его Истина...Не нашим странам европейским осуждать Гадаринскую страну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1394...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010