16:7). Сам же Господь, услышав от некоего: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, ответил ему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца [Col. 1719] Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12:47-50). Ему же слава во веки веков. Аминь.    То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. Слово 94. О том, чтобы жить с немногими добрыми...    Прекрасно, возлюбленные, жить вместе с немногими благоугождающими Богу, чем со многими, презирающими Господни заповеди. Ибо где страх Божий, там и любовь и единомыслие братьев, а где отсутствие страха — там раздор и ревность; где благоговение пред Богом и любовь к ближним, там и Бог обитает посреди них, а где зависть и неповиновение — там противнику вольготно. Посему прекрасно — держаться простоты и незлобия и быть словно младенцы, не знающие порочности, губящей жизнь человеческую, и не быть ни памятозлобным, ни беззаконным в пороке, но отставать от порочности, злобы и горечи беззаконной и быть одним духом (1 Кор. 1:10), и образы лукавые [которые возникают, чтобы человек подражал им] отвергать, чтобы Господь мира (2 Фес. 3:16) вселился во всех, чтобы дух становился здравым, каким человек и принял от Него. «Ибо если кто-нибудь суконщику даст одежду новую и целую и захочет ее получить обратно, а суконщик, разорвав одежду, отдаст ее обратно такой [разорванной], то тот разве примет ее? Разве не будет ругаться с ним, бранить его и говорить ему: “Я одежду тебе целой отдал, почему же ты ее разорвал и сделал бесполезной?” Посему, если так кто-то об одежде печется и ругается, что ее не вернули ему целой, то как мы думаем — что потерпим от Господа, приняв от Него дух здоровый и его опечалив, сделаем [его] бесполезным, живя неблаговидной жизнью, и ни для чего он уже не окажется потребным Господу своему? Ибо полезность духа нами будет погублена».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Параллельными к некоторым из этих «псалмов мудрости» являются похожие отзвуки в Притчах. Первые девять глав содержат множество примеров награды для тех, кто боится Господа. Они будут избавлены, а нечестивые истреблены и искоренены (2:12,21–22). Страх Божий является гарантией того, что «наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (3:10). К этим длинным разделам можно добавить афористичные высказывания, такие как «сеющий неправду пожнет беду» ( Прит.22:8 ). (Я не излагаю прений о том, рассматривает ли литература мудрости возмездие как что-то возлагаемое на человека извне или свыше, или как что-то внутреннее и необходимое, прорастающее из самого действия. Я просто устанавливаю факт того принципа, что каждое действие имеет последствие.) Эта идея была настолько глубоко укоренена, что она по-прежнему была широко распространена среди учеников Иисуса. Увидев человека с врожденной слепотой, они спросили: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» ( Ин.9:2 ). После беседы с богатым молодым управителем Иисус добавил следующее для блага Своих учеников: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Верблюд скорее пройдет сквозь игольные уши ( Мф.19:23–24 ). Их ответ? «Так кто же может спастись?» Разве не богатство считалось одним из главных доказательств Божьего благословения? Их богословие также объясняет, почему они не могли согласиться с предстоящим распятием Господа. Тем не менее, мы должны заметить, что, несмотря на правдивость договора проклятий и благословений Второзакония, они представляют собой только одну часть картины. Любые выводы, которые мы захотели бы сделать, должны быть умерены исследованием всего Писания. Следующие замечания являются важными. Во-первых, сами исторические книги представляют нечто вроде смешанной картины. Во время войны «меч поядает иногда того, иногда сего» ( 2Цар.11:25 ), так что невиновные страдают вместе с виновными. Вспомните преждевременную смерть Авенира ( 2Цар.3:33:34 ), священников Номвы ( 1Цар.22:18 ) и братьев Авимелеха ( Суд.9:5 ). Это случаи, в которых смерть не имеет никакого отношения к карающему правосудию. С другой стороны, достаточно вспомнить о многочисленных царях, как иудейских, так и израильских, которые нежились в роскоши и изобилии, несмотря на открытое неповиновение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Итак, делает человека добрым и сохраняет его Тот, кто непреложно благ. Мы должны постоянно быть (добрыми) и постоянно совершенствоваться, прилепляясь и пребывая обращенными к Нему, о Ком говорится: «А мне благо приближаться к Богу» ( Пс. 72:28 ). Ибо мы – Его творение не только потому, что мы – люди, а и потому, что становимся добрыми. Так и апостол, напоминая обратившимся от нечестия верным о благодати, которою мы спасаемся, говорит: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» ( Еф. 2:8–10 ). И в другом месте, сказав: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп. 2:12 ), он, чтобы мы не стали приписывать этого себе, будто бы сами делаем себя праведными и добрыми, непосредственно прибавляет: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ). Итак, «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Глава XIII «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:16 ). Если бы это дерево было чем-то злым, почему Бог и воспретил его человеку, то вышло бы, что человек отравлен на смерть самой злой природой этого дерева. Но так как Создавший все «хорошо весьма» насадил в раю деревья только добрые и не было там ни единой злой природы, так как и вообще в мире нет злой природы (об этом, если Господь сподобит, мы поговорим обстоятельней тогда, когда будем рассуждать о змее), то с этого дерева, не бывшего злым, воспрещено было (есть) с той только целью, чтобы само соблюдение заповеди было для человека добром, а ее преступление – злом. Лучше и точнее нельзя было показать человеку, до какой степени есть зло само непослушание, коль скоро сделался он повинным пороку потому, что вопреки запрету дотронулся до предмета, прикоснувшись к которому без такового запрета он бы, конечно, не согрешил. Допустим, например, кто-нибудь скажет: «Не касайся этой травы», так как она ядовита и прикосновение смертельно; в этом случае, хотя ослушник и умирает, но умирает не потому, что не исполнил приказ, а потому, что прикоснулся (к ядовитому растению). Равным образом, если кто-либо воспрещает прикасаться к предмету, поскольку это принесет вред не касающемуся, а воспрещающему, как, например, если бы кто-нибудь протянул руку к чужому имуществу вопреки запрету того, кому принадлежит это имущество, то (нарушение) подобного запрета было бы грехом, потому что могло бы нанести урон воспретившему. Но раз прикасаются к чему-либо такому, что не вредно ни касающемуся (если оно не ограждено запретом), ни кому-либо другому, то для чего другого оно ограждается запретом, как не для того, чтобы указать: повиновение само по себе есть благо, а неповиновение – зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

32. Откуда же существо первозданного? От воли и от мудрости Божией, и от девственной земли. Ибо Господь Бог, – говорит Писание, – не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт. 2: 5). От этой земли, когда она была еще девственной, Бог взял прах и создал человека, как начало нашего человечества. Для вторичного создания этого человека Господь подчинил Себя порядку того же воплощения, родившись от Девы, согласно с волей и мудростью Божией, чтобы показать подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы исполнилось написанное в начале: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1: 26). 33. И как через непослушную деву человек был поражен смертью, так и здесь Он также через Деву, Которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь посредством вновь созданной в человеке жизни. Ибо Господь пришел, чтобы вновь найти потерянную овцу (см. Мф. 18: 12), а потерянным был человек. Поэтому не произошло нового творения, но Он принял подобие творения от Той, Которая была из рода Адама. Ибо было необходимо новое сотворение Адама во Христе, чтобы смертное было поглощено бессмертием (см. 1 Кор. 15: 53). Это же относится к Еве и Марии, чтобы Дева, ходатайствуя за деву, девственным послушанием разрушила и уничтожила девственное непослушание. 34. Также и преступление, которое было совершено через древо, было разрушено послушанием древа. Когда Бог услышал (такое ходатайство), Сын Человеческий был пригвожден к древу, чем разрушил познание зла, ввел же и дал усвоить познание добра. И зло есть неповиновение Богу, как добро – повиновение Ему. Поэтому Слово говорит через пророка Исаию, когда он предсказывает будущие муки, ибо они потому называются пророками, что сообщают будущее; так вот, Слово говорит через него следующим образом: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 5–6). Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с древом, непослушание. Ибо Он Сам – Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и во всем мире вообще, и проходит его долготу и ширину, высоту и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной, и в ней Сын Божий распят, крестообразно на всем запечатленный. Ибо надлежало Ему, после того как Он стал невидимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту, и продолжил глубину, лежащую далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и находящихся во всех концах земли созвал к познанию Отца .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Одолеваемые завистью, они продали его в рабство, где жена господина его, которому он служил, очень много причинила ему бед и довела до того, что его ввергли в темницу; но Бог не оставил его. Ибо он был воздержен, кроток, чист и непорочен душою и телом, и не пал, по Божию к нему благоволению, под тяжестью всех тех несчастий, но перенес их терпеливо, возложив упование на Господа. И Бог возвеличил его наконец, сделав его главой Египта и всех его областей; и братьев его, ненавидевших его, всех покорил под ноги его. Эти помянутые лица и им подобные, никак не в начале своего подвига и борьбы получили от Бога честь, но после того, как Он испытал их, очистил бедствиями и скорбями, и научил, как следует устаивать во время брани. И тогда уже, как видел, что они мужественно переносят беды и скорби и на Господа возлагают все свое упование, – дал им честь Своей Божественной помощью, а ненавистников их посрамил и им подчинил. 63. Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарение, чтобы получить воздаяние от Господа. Да будет у всех вас – мир, истина, любовь к Богу и взаимное благорасположение, и да не будет у вас раздоров, ни клеветы, ни противоречий, ни злой зависти и ни неповиновения, ни гордости, ни обиды кому из людей, ни осмеяний, ни тщеславия, ни ненависти, ни взаимного недружелюбия. В какой обители бывают такие действия, там вселяется гнев Божий. При том знайте, что жизнь наша в мире сем очень коротка; потому подорожите ей и не иждивайте ее в нерадении, чтоб не застал вас час переселения из сей жизни, когда вы гневаетесь друг на друга, и следовательно должны быть причислены к человекоубийцам, по Писанию: «всяк, ненавидяй брата своего человекоубийца есть» ( 1Ин.3:15 ). Щадите друг друга, да пощадит вас Господь. Ибо это внушает Он Сам, когда говорит: «отпущайте, и отпустят вам» ( Лк.6:37 ). Если кто из вас потерпит клевету, пусть примет это с радостью, и все свое предаст Господу, Который есть праведный Судья и Мздовоздаятель...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Но и весь 118-й псалом, читаемый на погребении, исполнен надеждой, что Премудрость Господня и Его милость так вразумят меня, что сам дух закона войдет и будет дышать и направлять меня, и я не постыжусь Божией правды с твердой надеждой на оправдание на Страшном суде. Этот суд – Последний, потому что подводит итог всей моей жизни, и возможности переписать ее начисто, исправить какие-либо ошибки уже не остается. И я оказываюсь один на один с предвечным Судией, обличаемый своею совестью без всякой возможности искать оправдания своим грехам 28 . Ведь вся моя жизнь – это и есть путь на этот Суд, и все молитвословие совершается не только для лежащего во гробе, но и для меня, стоящего рядом, делая меня солидарным с ним. Если я смогу осмыслить то, что поется и читается в храме, извлечь урок и изменить свою жизнь, принеся достойный плод, то и это приношение обязательно будет замечено Господом для оправдания моего близкого и меня самого. Ведь все мы заключены Богом в единство спасения через тайну Божиего милосердия, находящую оправдание даже в нашем неповиновении Ему. «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей... Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» ( Рим. 11:25, 32–33 ). Ибо Бог желает спасти всех, чтобы каждый мог возгласить на этом суде: «ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» ( Откр. 16:7 ). И вся Церковь предстательствует в тропарях канона 6-го гласа: “егоже от земли преставил еси вернаго вечных благ получити сподоби”, ибо Господь как Сострадатель Сам Себя истощил (умалился, отдал Всего Себя) в поисках падшего человека, и нашел, чтобы спасти его. И как гимн звучат слова: “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”, – та вечная жизнь, вера в которую способна все надгробные рыдания, всякую скорбь претворить, переплавить в великое славословие Богу, – “надгробное рыдание творяще песнь; аллилуйя” 29 , – совершенно тождественное заключительному призыву Библии : «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во времена Тиберия эта политика продолжалась. В Евангелии указано, как спецслужбы стремятся использовать против Христа особую щепетильность римских оккупантов в вопросе о налогах. Рим времен империи, владевший полмиром, сквозь пальцы смотрел на многие события общественной жизни покоренных провинций, но зорко следил за исправностью системы сбора налогов. Любые проявления неповиновения в этом деле строго карались. В Евангелии особо подчеркнуто, как спецслужбы провоцировали Иисуса Христа на высказывание относительно неуплаты налогов. Христос взял монету. На ней был отчеканен профиль императора. В тридцатые годы н.э. в Иудее еще находились в обращении серебряные динарии Августа, выпущенные около 22 года до н.э. На лицевой стороне немного наклоненное вперед тонкое одухотворенное лицо императора с короткой римской челкой на лбу. На реверсе — слово «augustus». Но возможно, что в Иудею тех лет дошел и динарий Тиберия, выпущенный в 15 году после рождения Христа. С римской беспощадностью отчеканено носатое неприятно улыбающееся лицо человека, год назад ставшего императором огромной державы. На голове — венок. Вокруг профиля тот же титул «augustus». На реверсе — богиня на троне, держащая копье. Читаем Евангелие: «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам; как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал; что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли». (Матфей 22, 15-22) Отметим одну деталь. Провоцировать Христа по вопросам уплаты налогов пришли и иродиане, завербованные спецслужбами. Они представляли, в частности, Галилею, жителем которой был Иисус из Назарета. Он платил налоги, установленные в тетрархии Ирода Антипы. Отсюда и появление иродиан при разговоре об отношении Иисуса Христа к налогам. Ответ «кесарю кесарево» доказал беспочвенность обвинения Иисуса в подстрекательстве к уклонению от уплаты налогов.

http://pravmir.ru/sinedrion-i-kesar-prot...

Голод и мор следовали один за другим. В эти-то дни страшных бедствий попечительные власти старались всюду облегчать несчастье и горе людское. Нужно бы Бога благодарить за это и начальство. А по местам иное вышло. Православные христиане оказали неповиновение, многое худое наговорили и даже силою препятствовали исполнению полезных распоряжений власти. Вот и подивись: христиане, с колыбели воспитываемые под руководством церкви святой, не послушали голоса ее, не почтили должными повиновением власть, оказали ей сопротивление. Что же удивительного, если за грехом последовало, и наказание? Ведь и писание Божественное свидетельствует, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий: слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). Но лучше, не по страху наказания повиноваться власти, а по совести. Потреба, говорит апостол, повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (–5), повиноваться по сознанию, что предержащие власти Богом поставлены, а потому не повиноваться им значить – оказывать противление Самому Богу. Посему-то св. апостол Петр почитание предержащей власти поставляет в связь со страхом Божиим. Бога бойтеся, царя чтите, учит он ( 1Пет.2:18 ). И св. Апостол Павел умоляет прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ). Да, братие, великая добродетель есть послушание. Научитесь любить эту добродетель, исполнять ее и детей своих тому учить. Повинуйся Церкви святой, как матери, поистине любящей тебя. С радостью повинуйся начальникам, зная, что это есть добро пред Спасителем нашим. Иже сотворит ей и научит других, сей велий наречется в царствии небесном ( Мф.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Апостол Павел учит: «… когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую… » ( Рим. 2:14, 15 ). Толкуя эти слова, архимандрит Платон (Игумнов) говорит: «…В учении апостола Павла о естественном нравственном законе можно выделить следующие основные положения. 1 . Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием всех людей. 2 . Это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра.         3. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу. 4 . Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновению закону влечет за собой будущее возмездие» (65:34). Приведем и другие сведения о нравственном законе из работы архимандрита Платона (Игумнова) : «Отцом учения о естественном нравственном законе следует считать святого Иустина Философа . Святой Иустин учит о Христе как Предвечном Логосе. Человеческий разум и нравственная мудрость имеют свое начало во Христе. Основное положение учения святого Иустина состоит в том, что Бог сотворил человека способным избирать истину и поступать справедливо. Свой взгляд на естественный нравственный закон святой Иустин Философ яснее всего излагает в “Разговоре с Трифоном-иудеем.” “Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блудодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающий такие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками.” Другой представитель ранней патристики – святой Ириней Лионский говорит, что при творении Бог вложил в человека восприятие нравственного закона: Он дал ему знание добра и зла, и это знание состоит в том, чтобы верить и повиноваться Богу и исполнять Его заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010