Вед.: Следующий вопрос очень актуален для многих: «По работе мне необходим интернет. Но часто получается, что я захожу в него по делам, а потом не могу выйти, потому что получила сообщение от друзей в соцсетях, ссылки на какие-то интересные статьи или, например, захотелось поучаствовать в полемике на фейсбуке, и не просто так, а в защиту Церкви. Как быть? Как понять, что твое пребывание в сети уже лишнее и отучиться от этого? Мне кажется, было бы легче, если бы я могла совсем отказаться от интернета, но из-за работы я не могу себе этого позволить. С уважением, Анна». Митрополит Лонгин: Сложный вопрос и очень актуальный. Нужно испытывать свою собственную волю. Если для работы интернет необходим, то конечно, совсем отказаться от него невозможно, но ограничить себя в хождении по тем или иным сайтам, в бесцельном времяпрепровождении в Интернете, думаю, необходимо. Здесь нужно вести себя по тому же принципу: держаться, а сорвавшись, тут же начинать все снова, и опять держаться. И помнить слова апостола Павла, который высказал замечательно мудрую мысль: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Надо, чтобы человек научился определять, полезна ли ему та или иная вещь, и в соответствии с этим к ней относиться. Вед.: Тут есть еще такой подвопрос: Анна вступает в полемику в защиту Церкви, как она говорит… Митрополит Лонгин: Знаете, в этом тоже есть какой-то самообман. Я не сочувственно отношусь к этому, потому что, по-моему, это совершенно бесполезно. Вед.: Ирина спрашивает: «Как можно во время поста увеличить свое домашнее молитвенное правило? Я знаю, что во время поста акафисты не читают». Митрополит Лонгин: Акафисты можно читать дома и во время поста. Здесь нет строгих правил, это, скорее, благочестивое предание. Лучше всего можно увеличить свое домашнее правило чтением Псалтири. Собственно говоря, и наше богослужение во время Великого поста увеличивается, в основном, за счет Псалтири. Если по Уставу в течение недели за богослужением в храме прочитываются полностью все двадцать кафизм Псалтири, то Великим постом за неделю они читаются дважды. Так же можно поступить и с домашним правилом. Скажем, если человек обычно читает одну кафизму, в пост можно читать две. И, в принципе, дома можно читать все, что угодно, к чему лежит сердце.

http://pravmir.ru/besedy-s-arxipastyrem-...

Помните, други мои, слово Христово: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Аминь. Подвиг поста. Поучение в 1-й день первой седмицы Великого Поста Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии Преждеосвященных Даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и пития по крайней мере первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива, – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родительнице разрешает церковь масло н вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водою полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, бр., в рассуждение о времени происхождения велико-постного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит: «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесные, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме. Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями: Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта). По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш». Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом. После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами). После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение). После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

82 . Апостол, в четвертку, неполный, 284 л., полууставом XV–XVI в.в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета; разбит. Язык с множеством болгаризмов. 83 . Апостол , в лист, 445 лл., красивым полууставом XVI в., с цветочною рамкою (2 л.), изящными заставками (одна из них с миниатюрными изображениями Воскресения и Вознесения Господня на 2 л.) и разрисованными буквами, в кожаном переплете (без верхней доски), 1 и 443–445 листы порваны. Чистые листы: 83а, 115а, 262а, 276а, 286а и 383а. На нижней доске переплета приписка скорописью: «Сия книга глаголемая апостол Ильи пророка да Власия епископа Севастийского домовая, а подписал сию книгу апостол Федька Семенов». Состав: 1) Сказание деяний апостольских, списанных святым апостолом и евангелистом Лукою (1 л.); на л.л. 134–146 Первое слово Паула апостола книгам предчитаемо; 2) текст Деяний и Посланий Апостольских (2–383); 3) указатель апостольских чтений на все дни от недели Пасхи до Великого поста (384–400 об.); 4) указатель апостольских чтений в субботы и недели Великого поста (400 об.–403 об.); 5) указатель апостольских чтений на все дни года от сентября по август и на разные случаи (404–422 об.); 6) прокимны и апостольския чтения в службах общих святым (423–424 об.); 7) прокимны воскресные восьми гласов (424 об.–425 об.); 8) прокимны на каждый день седмицы (425 об.–426 об.); 9) апостольския и евангельския чтения заупокой на вся дни (426 об.–427); 10) антифоны по вся дни (427–428); 11) главопочитаниа чтением колико кояждо епистолиа глав имать и сведетель и гранес (429 об.–431 об.); 12) начало главам Божиих сведетелствий (цитат из Священного Писания 431 об.–442); 13) написание всем главам всякой епистолии Павла апостола имящим етером чтениа и разделениа, одно заглавие (442); 14) починаем Господи благослови сице пракас благословимый Богом о десятих словесех (442 об.–443 об.–десять заповедей); 15) в Деяних произволники – варианты текста южнославянского происхождения (443 об.–444); 16) в соборных посланиих произволники (444–445); 17) в Павловых посланих 14 произволники, без конца (445).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу; На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинамых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила: а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным. б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные. в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых. г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие. д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом. § 8. Богослужебные книги Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. 43/317 и 595/313; РНБ.

http://pravenc.ru/text/199907.html

М. Т. является одной из редакций Студийского устава, древнейшим представителем калабро-сицилийской группы южно-италийских греч. Типиконов (см.: Ibid. P. XI). В предисловии к М. Т. его составитель архим. Лука пояснил, что он взял за основу уставы Студийского мон-ря, Св. Горы (М. Т. в богослужебной части имеет близкое сходство с афонским Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в.) и Иерусалима. Очевидно, он также ориентировался на устав, принятый в обители Пресв. Богородицы «Новая Одигитрия» в Россано (насельником к-рого Лука был до того, как стал игуменом Сантиссимо-Сальваторе): вероятно, этот устав был близок к известному по рукописи Crypt. Г. а. 1, 1300 г. (т. н. Гроттаферратский Типикон, или Типикон Варфоломея Россанского) (см.: Rocchi. Codcrypt. P. 209-211; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. cxxx-cxxxix). М. Т. включает дисциплинарную (ктиторскую) и богослужебную части. Греч. оригинал его дисциплинарной части не сохранился, но он известен в переводе на итало-калабрийский диалект, к-рый был выполнен в 1571 г. Франческо Вучизано и сохранился в Типиконе мон-ря Варфоломея Тригонского. Архим. Лука, посетив находившиеся под его управлением мон-ри, остался недоволен уровнем их внутренней организации и духовной жизни монахов - это и побудило его к составлению свода дисциплинарных указаний. Дисциплинарная часть состоит из 2 разделов, включающих 33 и 10 правил соответственно: в них описаны обязанности настоятеля монастыря, требования для желающих поступить в мон-рь и принять духовный сан, монастырские должности, повседневная жизнь киновиального мон-ря, монашеские добродетели и даны указания литургического характера. Богослужебная часть М. Т. составляет основной объем рукописи Mess. 115. Первостепенное значение имеет подробное изложение богослужебных указаний на каждый день года с сент. по авг. (т. н. Синаксарь), а также для великопостного цикла и периода от Пасхи до 1-й недели по Пятидесятнице. Типикон отражает студийскую богослужебную практику; всенощных бдений и малой вечерни, характерных для Иерусалимского устава, в М. Т. нет. Суточный богослужебный круг имеет привычную структуру: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9-й часы, изобразительны (последние в зависимости от периода года могут предшествовать 9-му часу). Полная Божественная литургия совершается во все дни церковного года, кроме будних дней Великого поста, а также Великих понедельника, вторника и среды; литургия Преждеосвященных Даров назначается по средам и пятницам Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в Великие понедельник, вторник и среду.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

«Если кто из клира или мирян будет поститься в субботу или воскресенье (исключая Великой Страстной субботы), тот да будет отлучен» (прав. 62 пост. апостол.). «Если епископ, пресвитер, диакон, чтец, певец или мирянин отказываются поститься в течение Великой Четыредесятницы и во все среды и пятки, тот да будет отлучен (даже по болезни нельзя нарушить поста)» (прав. 67 пост, апостольских). Дни поста и воздержания в настоящее время у несториан следующие 89 : «Великий пост», или святая Четыредесятница. 2. «Пост апостолов», начинающийся с 1-го понедельника по пятидесятнице и продолжающийся до 29 июля. 3. «Пост Девы» 15 дней – от 1-го до 15-го августа. 4. «Филиппов пост» – 25 дней пред Рождеством Христовым. 5. «Пост ниневитян» – 3 дня – с понедельника до четверга 3-й недели Вел. поста 90 . 6. «Пост Мар (святого Зейя» – 3 дня.) 7. «Пост дев» – 3 дня спустя три дня после праздника Богоявления. 8. «Пост Мар Илии», простирается 7 недель. 9. «Пост Моисея» продолжается от одной до 4 недель. 10. Все среды и пятки в году 91 a С. Лица, при богослужении В клире несториан находится 8 степеней: 1) патриарх, который ныне обыкновенно называется Мар Шимуном (Симеоном), 2) митрополит, 3) епископ, 4) архидиакон, 5) пресвитер, 6) диакон, 7) иподиакон и 8) чтец. Лица первых трех степеней должны быть безбрачны. Звание патриарха наследственно. Дядя передает свое служение племяннику. При таком преемстве патриаршего сана – в кругу одного только известного несторианского семейства – требуется правилами, чтобы дитя, предназначенное быть преемником дяде-патриарху, с самого своего рождения во всю жизнь не вкушало мясной пищи 92 . D. Священнодействия Отрадно для православного христианина видеть богослужение несторианское. Так много в нем заметно древнего порядка, благолепия; так полно оно знаменательности, выразительности и самостоятельности. Нет в нем ни схоластической папистической дробности в обрядах и мелочности в их объяснении 93 ; незаметно того тягостного для чувства отрицания внешних знаков при богослужении, той бессвязности и, так сказать, безотчетной подражательности протестантов, какую можно видеть в богослужении последних 94 . Богослужение несторианское носит следы глубокой древности, отличается от западных европейских служб церковных и разнообразием и смыслом, сближающим ее с богослужением церкви православной восточной, и уже этим самым обличает незаконные новизны папистов и протестантов. А поэтому оно заслуживает особенного нашего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010